Монастырь волоколамский

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь расположен в 110 км от Москвы в Волоколамском районе. 14 июня 1479 г. преподобный Иосиф выбрал место и начал строительство первой деревянной церкви и келий для братии. Эта дата ежегодно празднуется в монастыре как день основания.

Преподобный Иосиф Волоцкий — почитаемый в православной церкви святой и один из выдающихся организаторов монастырского дела. Эрудированный и образованный преподобный Иосиф был богословом-полемистом, сыгравшим большую роль в защите русского православия от так называемых еретиков и распада. В книгу его авторства «Просветитель» входят поучения и высказывания Иосифа. Управляя монастырем преподобный Иосиф многое делал для жителей окрестных деревень. Помогал крестьянами семенами, инвентарем, обучал приемам земледелия. в голодное время при монастыре получали питание до 700 человек.

© Sonic_off

Ежегодно 31 октября Крестным ходом отмечается день обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого. Рака с мощами считается главной святыней обители. Поклонение мощам — одна из целей паломников, приезжающих в монастырь из разных мест. Важными и почитаемыми святынями волоцкой обители являются также вериги святого Иосифа и Волоколамская икона Божией Матери.

Расписание

Актуальное расписание богослужений в Иосифо-Волоцком монастыре на предстоящую неделю вывешивается на официальном сайте монастыря. В обычные дни утренние службы начинаются в 6.30 — 7:30 часов, а вечерние в 17:00 часов. В праздники расписание отличается.

Памятник преподобному Иосифу и Надвратная церковь, © Sonic_off

Архитектурные особенности

Сохранившаяся до нашего времени часть построек Иосифо-Волоцкого монастыря относится в основном к XVI—XVII вв. Центром архитектурного ансамбля обители является Успенский собор, построенный в 1688—1696 гг. Храм отличает лаконичность силуэта и гармоничные пропорции. Он украшен рельефными карнизами, колоннами и изразцами. Резной ордерный иконостас выполнен в 1690 г. мастером Евсевием Леонтьевым. Масляная роспись стен собора сделана в неовизантийском стиле, (преобладание темно-синего цвета в сочетании с темно-красным, изображение фигур на золотом фоне). К сожалению, не уцелела колокольня, послужившая прообразом знаменитой колокольни Ивана Великого в Московском кремле, взорванная в 1941 г. отступающей Красной Армией. В ее основании находился храм Смоленской Одигитрии 1495 г.

Кроме Успенского собора на территории монастыря сейчас находятся Надвратная церковь Петра и Павла конца XVII в., Трапезная палата с Богоявленской церковью, хозяйственные постройки, братские корпуса. В 1543—1566 гг. вокруг обители была возведена крепостная каменная стена с девятью оборонительными башнями. Укрепленный монастырь неоднократно принимал участие в боевых действиях Смутного времени, а также был местом заточения известных исторических личностей и еретиков. В советское время монастырь был закрыт, на его территории расположились средняя школа и детский дом. После возвращения церкви Иосифо-Волоцкой обители для возрождения здесь монашеской жизни в 1989 г., здесь ведутся постоянные реставрационные и восстановительные работы.

Ворота с надвратной церковью св. апостолов Петра и Павла, © Sonic_off

Паломничество и экскурсии

Туристов и паломников, приезжающих в Иосифо-Волоцкий монастырь встречает и сопровождает Паломнический центр. Гостям предлагается полуторачасовая экскурсия по монастырю в сопровождении экскурсовода. Посетителей знакомят с архитектурой обители, они посещают Успенский собор, Трапезную палату, поднимаются на крепостную стену и в Германову башню. В экскурсионной беседе затрагиваются темы строительства, вековой истории и возрождения обители, рассказывают истории, связывающие монастырь с именами многих русских самодержцев. Экскурсии проводят братья монастыря и проходящие послушание студенты Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Музей библии

В Иосифо-Волоцком монастыре создан первый в России музей Библии. Основу собрания составляет обширная библиотека митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима — наместника возрожденного в 1989 г. монастыря. В трех залах музея представлены редкие и уникальные издания Библии: Острожская Библия 1581 г., Елизаветинская Библия ⅩⅧ в., священные книги с иллюстрациями Дюрера, рисунки Сальвадора Дали. Особенную ценность представляет собрание старопечатных и рукописных книг. В прошлые века одним из основных послушаний Иосифо-Волоцкого братства было переписывание книг. Считается, что к середине ⅩⅥ в. в монастыре была крупнейшая рукописная библиотека.

Музей Библии, © Елена Юнес

Для паломников

Для удобства паломников Иосифо-Волоцкий монастырь предлагает размещение в гостинице при обители. К услугам гостей номера различной степени комфорта и стоимости. Есть бесплатный Wi-Fi, пеленальный столик и кроватка для младенцев, кухонное оборудование и все необходимые удобства. Проживание паломников необходимо согласовывать заранее по телефону +7 925 112 9011 или электронной почте 1129011@inbox.ru.

Кроме церковной лавки, работающей при соборе, на входе в монастырь расположен большой церковный магазин, где ежедневно с 10:00 до 17:00 часов можно приобрести иконы, книги, свечи и монастырские сувениры. В монастыре можно взять напрокат велосипеды, а зимой — ватрушки для катания с гор.

На панораме Google-карт роспись стен Успенского собора

Как добраться

Из Москвы до монастыря можно доехать на общественном транспорте и на автомобиле.

На Рижском вокзале нужно сесть на электричку до Волоколамска и доехать до конечной станции. На станции Волоколамск пересесть на автобус до Теряево. Дорога на электричке займет 2 ч 40 мин, плюс на автобусе — около 1 часа. Другой вариант — выйти из электрички на 20 минут раньше на станции Чисмена. Через нее до Теряево идет автобус № 23 из Волоколамска.

Можно составить маршрут до монастыря и без электричек. От станции метро «Тушинская» доехать автобусом № 307/24 до Чисмена или Волоколамска. А там сделать пересадку до Теряево.

На автомобиле к монастырю нужно добираться по Новорижскому шоссе. На 98 км свернуть направо, в сторону железнодорожного переезда на станции Чисмена. От переезда, руководствуясь множеством указателей «На Иосифо-Волоцкий монастырь», проехать еще около 30 км.

Действующих монастырей в Подмосковье немало, интересующимся старинной монастырской архитектурой можно порекомендовать посетить Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Истре, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде и многие другие.

На видео Иосифо-Волоцкий монастырь


Всего 84 фото
Какими же, все таки, разными бывают наши монастыри! Есть монастыри важные и «надутые» от спеси, есть строгие и торжественные, есть ощетинившиеся неприятием мирского, есть новые, лоснящиеся безликим «евроремонтом» и заодно «пустые» в ощущениях, есть бедные и стремящиеся к возрождению, а есть скромные, тихие, живущие своей непостижимой камерной и внутреннею жизнью. Иосифо-Волоцкий монастырь именно такой – спокойный, тихий, торжественный, замерший в своей непостижимой духовной молитве, принятии и красоте. Люблю такие обители. Здесь все не так как в большинстве других. Монастырь изначально поразил своей строгой, но кроткой духовной красотой и незримой силой. Даже внешне, ты словно оказываешься в удивительной сказке. Храмы, высокие башни, стены монастыря… Все мысли останавливаются здесь, внешнее теряет свой блеск мирскую прелесть. Ты как будто чувствуешь посыл этой обители и приглашение совершить погружение в себя, свой духовный мир, который большей частью у нас заполнен человеческой суетой, неуемными стремлениями и потаканием собственным иллюзиям и представлениям.
В общем, этот материал об Иосифо-Волоцком монастыре и его истории. Будет много фотографий ибо никакое текстовое изложение не заменит визуального ряда, что может дать чувственные ощущения наблюдателю. В этот день было очень холодно, ветрено и довольно неуютно. Белесое небо приводило в состояние шока мою фотокамеру и ее оценки баланса белого) Поэтому пришлось вытягивать картинки, чтобы сделать их не такими мрачными как выглядела в действительности реальность) Может быть оно все и к лучшему, поскольку ничего внешнего и яркого не мешало вникать и чувствовать. Ну, приступим…
Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, Иосифово-Во́лоцкий монастырь — православный, мужской общежительный монастырь в Московской области России. Расположен он в 16 км к северо-востоку от города Волоколамска, вблизи села Теряево на берегу живописного озера.


Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божий Матери. Происходил Иосиф Волоцкий из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. Отец его владел селом Язвище в Волоцком княжестве. Иван Санин первым в семье принял постриг, но позднее перешли в монашество все три его брата и отец. С восьми лет он учился грамоте у старца Арсения в Волоцком Крестовоздвиженском монастыре. Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем Борисом Кутузовым, из того же сословия решили принять монашество.


Иван Санин сначала направился в Саввин монастырь в Твери, но быстро покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, отличавшуюся своими богатствами, где прожил 18 лет, под руководством Пафнутия. В 1477 году, умирая, Пафнутий назначил преемником Иосифа. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав, но встретив сильный отпор со стороны иноков, оставил монастырь и два года странствовал в сопровождении Герасима Чёрного. 04.

Недовольный жизнью нескольких монастырей, в которых побывал, Иосиф вернулся в свою обитель, братия встретила его настороженно и просила у великого князя московского Ивана III другого игумена, но тот отказал. Тогда Иосиф основал на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска, у слияния речек Сестры и Струги в 1479 году Иосифо-Волоколамский монастырь (иногда называют просто Волоколамским монастырём).

Есть местная легенда, что в 1479 году ловчего Ивана Санина послали в эти земли, чтобы найти место для церковной обители. Лишь непролазные болота и лесную чащу нашел здесь ловчий, пока стоял он в раздумьях посреди леса, как вдруг ударила молния. Иван Санин решил, что это Перст Господень, указующий ему на то место, где должен быть построен монастырь. И стоило ему об этом подумать, как началась буря, повалившая все деревья вокруг. Вот так и было найдено то место, где сейчас стоит Иосифо-Волоцкий монастырь, в поселке Теряево… В самой чаще у родника преподобный Иосиф поставил деревянную часовню и кельи, где вместе со своими сподвижниками жил до того времени, пока на нынешнем месте не был построен каменный храм Успения Пресвятой Богородицы (1484–1486 гг.).
Поселок Теряево тоже имеет свою легенду. По преданиям, сам Иван Грозный охотился в этих местах и сюда отсылал неугодных ему стрельцов, якобы на охоту, с которой враги царя никогда не возвращались. Говорили, потерялся, мол… Отсюда и пошло название поселка – Теряево, бывшая Теряевская слобода.
Крепостная ограда и многочисленные постройки были первоначально деревянными. Ещё при жизни преподобного Иосифа с восточной стороны был вырыт большой пруд, впоследствии названный Иосифовским. В XVI веке при игумене Гурии был вырыт второй пруд, меньший размером, – Гурьевский. О времени создания третьего пруда – Малого, или Подстенного – сведений не сохранилось. Четвёртый пруд – Митрополичий, устроенный в середине XVIII века, расположен внутри стен монастыря.


В 1543–1566 гг. вокруг обители вместо деревянной возводится каменная крепостная стена с девятью башнями, из них три круглых и шесть четырёхгранных. Иосифов монастырь становится не только одной из крупнейших и богатейших обителей, но и сильнейшей крепостью. В начале XVII века он выдерживает длительную и ожесточённую осаду польско-литовских интервентов, в результате чего сильно пострадали стены и башни, и с середины XVII века начинается новое грандиозное строительство, продолжавшееся до конца века.
В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта.


Здание монастырской гостиницы (XIX век).

Петровская башня (1680 г.).
До 1676 года были возведены не дошедшие до нас башни «на водяных воротах” и наугольная круглая. С 1677 по 1688 годы выстроены башни Никольская (1677), Воскресенская (1678), Петровская (1680), Старицкая (1681), Германова (1684), Кузнечная (1688)…

Воскресенская башня (1677-1688 гг.).
…прясла стен между ними и Святые ворота с церковью св. апостолов Петра и Павла. Наличие дороги на Старицу с южной стороны монастыря определило местоположение его главного входа.

Надвратная Петропавловская церковь и Настоятельский корпус (справа).
В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель. Асимметрия этой композиции умело скрадывается за счет того, что надвратная Петропавловская церковь поставлена по оси широкого проезда.12.
Храм отличается тонкой соразмерностью пропорций. Через открытые галереи с южной и северной сторон архитектура церкви искусно связана с воротами, образующими под ней своего рода подклет. Строгая симметрия, ясность основных членений сочетается в этом храме с обилием и разнообразием декора.

Изящные барабаны глав, украшенные аркадами с бусинами на колонках, возвышаются над рядами кокошников и поясом изразцов в нишах под ними. Углы основного объёма акцентированы парами колонок, а расположенное в центре окно обрамлено килевидным наличником.

Горизонталь открытой галереи храма с двойными арочками, опирающимися на фигурные колонки, подчёркнута двойным рядом муравленых изразцов. Особенно эффектен декор южного фасада.

Круглые столбы, расположенные по сторонам от главного въезда Святых ворот, украшены многоцветными рельефными изразцами (ценинными). Объёмными архитектурными майоликовыми деталями сложены перехваты на столбах. Красочные столбы Святых ворот – сооружение уникальное.

Изразцы Почти все сооружения Иосифо-Волоколамского монастыря украшены различными изразцами. Изразцовое убранство Иосифо-Волоколамского монастыря представляет особую ценность. Почти ежегодно на протяжении всего строительства в монастырь поступали изразцы из Москвы. Их закупали в московской мастерской Степана Иванова Полубеса. Вид изразцов постепенно менялся. Вначале, как на Никольской башне, это были мелко и дробно детализованные композиции в рамке. Изображения на них трудно различить снизу, тем более что изразцы большей частью поставлены на угол в виде ромба. Зодчий использует их прежде всего как декоративные пятна, ярко выделяющиеся на фоне белой стены.

Мы вступаем на территорию обители

Оформление восточного фасада церкви Петра и Павла характерно для конца XVII в. Алтарная часть имеет две апсиды, поскольку примыкает к крепостной стене, но воспринимается как симметричная постройка: кажется, что ещё одна апсида с парным изразцовым столбом скрыта от глаз. В этом сказалось стремление к ясной симметрии с укрупнённым центральным звеном и органическое приспособление к общей нерегулярности постройки.

В декоративном убранстве также сочетаются регулярные и нерегулярные черты, разнообразные архитектурные формы и виды декора: фигурные украшения из кирпича штучного набора чередуются с муравлеными и ценинными изразцами. Особенно выделяется в этой композиции круглый столб, разделяющий апсиды.

Петровская башня (1680 год)

Малый певческий корпус (1808 год).

Певческий корпус (середина XIX века)

Воскресенская башня
Наличие с восточной и северо-восточной стороны прудов определило композицию плана и силуэта стен монастыря, примыкающих к ним непосредственно, сделав их в более монументально и неприступно…

Перед нами Успенский собор.

Мы направляемся к Успенскому собору. Левее дорожка ведет к церкви Богоявления Господня в трапезном корпусе…

Часовня-сень

Церковь Богоявления Господня в трапезном корпусе

Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий. Он занимал активную жизненную позицию и участвовал в обсуждении актуальных для того времени вопросов отношений церкви и государства. Во время мятежа удельных князей Бориса Волоцкого и Андрея Углицкого в 1480 году против их брата Ивана III, он выступил перед Иваном как посредник от имени своего покровителя Бориса. Иосиф Волоцкий вошел в православную историю, как один из лучших толкователей Библии, покровитель церковного искусства, борец с ересью, блестящий писатель и отличный богослов.

Часовая башня (1677 год).

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены «хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, «коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина «по своих родителях в вечное поминовение”.

В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами.

Храм четырёхстолпный пятиглавый, на высоком белокаменном подклете, возвышается цельным монолитом. С трёх сторон его окружает аркада на массивных столпах с папертью. Собор украшен карнизами, полуколоннами, изразцами, рельефно выделенными тимпанами.

Все эти украшения свойственны русской архитектуре второй половины XVII века, но их сочетание делает неповторимым общий силуэт храма, который отличает изысканная простота и продуманность пропорций, строгая симметрия. Композиционно выделены вертикали, восьмигранные барабаны уподоблялись столпу звонницы, стоявшей рядом с собором. Общая вертикальная устремлённость отчётливо просматривается и снаружи, и внутри храма.

В это время зодчие стремятся увеличить вместимость и освещённость храма. В связи с этим появляется обилие окон большого размера. Они обрамлены наличниками с «разорванными” фронтонами. Многоцветные изразцовые пояса помещены на стенах храма в соответствии с его основными пропорциональными членениями. Эти пояса подчёркивают горизонтальные тяги, делящие фасад на ярусы. Во фризе, завершающем стены собора, расположен пояс «павлинье око”, а из отдельных изразцов этого фриза сложены пояса, размещённые посредине фасада, на барабанах и на крыльце западного входа. Крупные яркие ленты с растительным орнаментом придают храму нарядную декоративность.

Высокие двухярусные галереи собора так же украшены многоцветными клеймами, каждое из которых сложено из четырёх изразцов. Эти клейма разделены изразцовыми колонками с тонким изящным орнаментальным рисунком по белому, жёлтому, зелёному фону. Изразцы галерей объёмны и выглядят как небольшие рельефные вставки.

Иосиф Волоцкий прожил долгую и насыщенную жизнь, и скончался 9 сентября 1515 года по старому календарю. В 1578 году он был причислен к Лику Святых. Мощи преподобного Иосифа до сих пор остаются в Успенском соборе монастыря. В подземной церкви-усыпальнице во имя Святого Иосифа Волоцкого были захоронены сам основатель обители, волоколамские князья – Борис Васильевич и Федор Борисович, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий, епископы Иеремия, Лаврентий, Савва и Нифонт. На территории монастыря были захоронены Скурат Бельский и его сын, фаворит Ивана Грозного, Малюта Скуратов. А на монастырском кладбище покоились помещики Волоколамского уезда – Шаховские, Безобазовы, Голицыны, Муравьевы и даже теща А.С. Пушкина, помещица Н.И. Гончарова.

Многочисленные свидетельства современников Малюты Скуратова говорят о том, что тело его после смерти по приказу Ивана Грозного было отвезено в Иосифо-Волоколамский монастырь, где уже находилось захоронение отца Малюты. Малюта Скуратов, любимый опричник Ивана Грозного погиб 1 января 1573 года при штурме крепости Вейсенштейн… В 1932 году при рытье котлована под строительство Дворца Советов (который так и не был тогда построен на месте Храма Христа Спасителя) был найден склеп, в нем надгробная плита с надписью: «Здесь погребен Малюта Скуратов, 1573 год». Склеп нашли на глубине пяти-шести метров под зданием бывшей церкви, стоявшей на берегу Москвы-реки невдалеке от бывшего памятника Александру Третьему (церквушка эта уже снесена). Странные несовпадения. Есть мнение, что Иван Грозный велел надгробие положить в подземелье близ Скуратовских палат в Москве, а тело похоронить в обители без надгробия ввиду того, что у Малюты было очень много врагов, кто мог осквернить его останки… 57.

Возле северо-западного угла Успенского собора была построена каменная восьмигранная четырёхъярусная столпообразная звонница с шатровым куполом. В третьем ярусе колокольни иждивением волоцкого князя Бориса Васильевича и его детей был устроен храм в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии, где была поставлена икона, полученная преподобным Иосифом в благословение от его наставника Пафнутия Боровского. На верхнем ярусе под колоколами стояли часы с курантами. Вход в колокольню был устроен в стене в два оборота: первый начинался на юго-западной грани, другой – из церкви на северо-западной грани.

В начале Великой Отечественной войны, 19 ноября 1941 года, колокольня была взорвана отступавшими Советскими войсками.

Никольская башня (конец (XVIII века).

Кузнечная башня (1677-1688 гг.).
Северная (Кузнечная) башня, выстроенная на самом опасном участке, имеет самую большую высоту – до верха флюгера 44,41 м, толщина стен в сажень – 248 см. У неё наиболее богатый силуэт и насыщенная декоративная обработка.

Территория монастыря довольно большая…

Германова башня имеет статическую квадратную форму плана, что было вызвано наличием в ней проездных ворот. В XVII веке каменные шатры были поставлены только на Германовой и Кузнечной башнях. Остальные шатры были деревянными и заменены на каменные в XVIII веке.

Германова башня (1677-1688 гг.).

Братский корпус с гостиницей (1910 год).
В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми.

Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля — свод её опирается на один срединный столп.77.
При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви. В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.79.
Ну, что ж. Нам пора.
Покидаем этот неповторимый по своей камерности и проникновенности Иосифо-Волоцкий монастырь.
В заключении, на обратном пути еще раз полюбуемся на надвратнуой церковь Петра и Павла.

Мiръ Россия Московская область Иосифо-Волоцкий монастырь

Идёт загрузка карты…Иосифо-Волоцкий монастырь

Иосифо-Волоколамский монастырь принадлежит к числу наиболее известных архитектурных ансамблей и является выдающимся произведением русских зодчих XV–XVII вв. На протяжении веков монастырь был знаменит как один из значительнейших религиозных центров, служивших опорой централизованной власти московских государей.

История

Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь основан 1 июня 1479 года преподобным Иосифом Волоцким, образованнейшим человеком своего времени, писателем-богословом, выдающимся церковным и общественным деятелем, ревнителем православия.

Преподобный Иосиф родился в 1439 (1440) году в д. Язвище недалеко от Волоколамска. В 20 лет принял монашеский постриг у преп. Пафнутия Боровского, проведя под его началом 18 лет, а после кончины преподобного Пафнутия ушёл со своими сподвижниками, семью старцами, на родину, чтобы устроить здесь собственный монастырь со строгим общежительным уставом.

Волоколамский монастырь был одним из самых значительных центров книжности, его иноки принимали деятельное участие в литературной жизни того времени. В монастыре была собрана крупнейшая монастырская библиотека. Здесь написан преподобным Иосифом первый свод русского православного богословия «Просветитель”. Рукописное наследие монастыря по сей день служит предметом исследований учёных.

В лике святых были прославлены старцы монастыря Герасим Чёрный, Кассиан Босой, Фотий.

В 1572 году явила себя чудом по принесении в монастырь Владимирская-Волоколамская икона Божией Матери, празднование которой совершается 3/16 марта. Монастырь играл важную роль в политической и идеологической жизни России, являясь оплотом самодержавной власти московских царей. В разные годы в заточении здесь находились афонский монах св. Максим Грек, митрополит Московский Даниил, царь Василий Шуйский и др.

Архитектурный ансамбль монастыря – выдающийся художественный комплекс, один из красивейших в русской архитектуре, сохранивший свою цельность. Система из трёх прудов, над гладью которых возвышаются белоснежные стены с устремлёнными ввысь башнями, превращает обитель в сказочный град Китеж.

Древнейшая часть ансамбля – Богоявленская церковь, сооружённая в 1504 году, к которой в первой половине XVI века было пристроено здание трапезной с обширной одностолпной палатой в верхнем этаже и несколькими небольшими сводчатыми палатами в нижнем.

Иосифо-Волоцкий монастырь

Уникальная колокольня XV–XVII вв. была взорвана в ноябре 1941 г. Сохранились руины нижнего яруса с внутристенной лестницей.

До наших дней дошли постройки XVII века: величественные стены с семью мощными башнями, украшенными узорными выкладками; изящная Петропавловская церковь на богато декорированных святых вратах; прекрасный, большого объёма Успенский собор на высоком белокаменном подклете с изразцовым фризом «павлинье око” работы Степана Полубеса. В соборе мастером Евсевием Леонтьевым был сооружён великолепный иконостас, каждая икона которого заключена в пышную золоченую раму из липового дерева. Росписи интерьера выполнены в 1904 году палехскими мастерами.

На территории монастыря сохранился медовый амбар – редкий в настоящее время образец деревянной постройки начала XX века.

В лесу вблизи монастыря находится скит, где жил преподобный Иосиф во время строительства обители. Неподалёку, в селе Спирово, на месте устроенного преподобным Божедомного монастыря, имеется церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и святой источник.

После революции в монастыре размещался Детгородок имени III Интернационала, куда привезли воспитанников детских домов из Москвы. Остававшихся здесь монахов изгнали в 1922 г.

Современное состояние

В 1989 году обитель передана Русской Православной Церкви. Игуменом монастыря стал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; †2003). С 1999 года монастырь является ставропигиальным. Трудами насельников обители, паломников, благотворителей восстанавливаются и украшаются храмы, развивается подсобное хозяйство.

Храмы

Успенский собор

Главный храм монастыря возводился трижды. Первая церковь Успения, деревянная одноглавая, была заложена преподобным Иосифом 6 июня 1479 года. В 1484 году уже возводится белокаменный собор. 18 декабря 1486 года храм был освящён. Росписи были выполнены «хитрыми живописци в русской земли: Дионисьем и его детьми – Владимером и Феодосием, и Паисеею иноком, и два братаничя Иосифовы – инок Досифей да инок Васиян”. Храм был пятиглавый с деревянными крестами. Главы и кресты были обиты железом. Очень богат был интерьер соборной церкви: иконы работы Андрея Рублева и Дионисия, многие из которых имели драгоценные оклады, высокохудожественные шитые пелены, великолепные священнические одежды.

В 1688 году обветшавший собор был разобран, а на его месте возведён новый, гораздо более высокий и величественный, «коштом и усердием” московского дьяка Захария Богдана Силина «по своих родителях в вечное поминовение”. В 1692 году строительство было завершено, освящён собор после отделки в 1696 году. Новый храм отличался от прежнего грандиозными размерами и величественными формами. Он сооружался при участии московских мастеров под «смотрением” архитектора Приказа каменных дел Кондратия Мымрина.

Иконостас собора изменялся до второй половины XVIII века. Резьба местного ряда, сохранившаяся до наших дней, выполнена Евсевием Леонтьевым, мастером из Новомещанской слободы Москвы, в 1690-х годах. Такие ордерные иконостасы появились на Руси во второй половине XVII в. В отличие от прежних тябловых они имели вертикальную ориентацию, их стройные колонки украшались сквозной резьбой. Сложная пластическая резьба первого яруса принадлежит к лучшим образцам иконостасной резьбы. Верхние ярусы были обновлены в середине XVIII века. Авторы икон – Григорий Антонов и братья Потаповы. Иконы нижнего яруса иконостаса находятся в музее имени Андрея Рублева.

Стены собора впервые были расписаны в конце XVII века, поновлялись в середине XVIII века, а в 1785–1787 годах стены расписаны в «италианской” манере. В 1904 году в Успенском соборе были проведены большие работы. Интерьер был изменён по подобию Успенского собора в Московском Кремле. Храм был заново расписан в технике масляной живописи артелью живописцев под руководством Николая Михайловича Сафонова. Живописцы придерживаются иконописных принципов, что делает более весомыми силуэты и узнаваемыми сюжеты. Таким образом, росписи не были рассчитаны на сложное богословское толкование, а были обращены к любому мирянину.

В нижнем этаже Успенского собора находилась усыпальница, где были погребены волоцкие князья, митрополит Московский Даниил, архиепископ Новгородский Феодосий и многие подвижники Иосифовой обители. Здесь же под спудом находились мощи преподобного Иосифа. В 1775 году вместо усыпальницы устроен храм. Главный престол освящён в честь преподобного Иосифа Волоцкого, два придела – в честь Живоначальной Троицы и Рождества Пресвятой Богородицы.

Трапезная палата с церковью Богоявления

В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа.Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля — свод её опирается на один срединный столп.

При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви.

В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада.

Надвратная церковь

В XVII веке ворота монастырской ограды приобретают небывалую ранее праздничную нарядность, так что их уже трудно назвать крепостными. Ворота имеют два проёма: широкий для проезда и узкий для входа в обитель.

Святыни

Мощи преподобного Иосифа

Главная святыня обители – рака с мощами преподобного Иосифа. Святые мощи были обретены в 2001 году, до этого времени они оставались под спудом. Каждое воскресенье за вечерним богослужением читается акафист преподобному Иосифу, по окончании которого все имеют возможность приложиться к открытым мощам. При этом каждый ощущает ни с чем не сравнимый аромат, исходящий от честных останков Преподобного.

Вериги преподобного Иосифа

У раки со святыми мощами в особом деревянном киоте хранятся вериги Преподобного, которые представляют собой массивные металлические цепи, кресты и пластины. Эти вериги преподобный Иосиф носил под одеждой не снимая, а обнаружили их после его смерти, когда тело готовили к погребению. Общий вес вериг около 15-ти килограмм.

Когда в 2001-2003 годах сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ проводилась идентификация святых мощей, учёные обнаружили на ключицах Преподобного вмятины — то есть ещё при жизни его кости под тяжестью вериг деформировались. Таким образом, хранящиеся в обители вериги являются безмолвными свидетелями иноческих подвигов основателя монастыря.

Волоколамская икона Божией Матери

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959 году икона была отреставрирована В.Е. Брягиным и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве. 16 марта 2007 года в обитель была привезена икона, написанная «в меру и подобие» древнего образа московским иконописцем С.И. Фоминым. Можно сказать, что новая икона получила своего рода благословение от древней: прежде чем она заняла место в соборном храме обители, её освящали в музее Андрея Рублёва и прикладывали к чудотворному образу XVI века.

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),

память преподобного Иосифа Волоцкого (22 сентября),

Живоначальной Троицы,

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),

Богоявление Господне (19 января),

преподобного Сергия Радонежского (8 октября).

Фото

  • Мощи преподобного Иосифа

  • Вериги преподобного Иосифа

  • Волоколамская икона Божией Матери

Видео

Как добраться

Обитель расположена в селе Теряево Волоколамского района Московской области. Расстояние от МКАДа до монастыря по Ново-Рижскому шоссе через ст. Чисмена 110 км. Добраться до монастыря из Москвы можно:

  • на автомобиле по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Миновав ж/д переезд, далее ехать до с. Теряево, проехать село и обогнуть монастырский пруд. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрёстке стоят указатели «Иосифо-Волоцкий монастырь»;
  • общественным транспортом от метро Тушинская – автобусом до г. Волоколамска или электричкой до ст. Чисмена. В самом городе на автовокзале или на ст. Чисмена нужно сделать пересадку на ближайший автобус до с. Теряева.

Паломнику

Питание.

По выходным дням в монастыре работает небольшое кафе. Здесь можно купить чай, кофе, выпечку, мёд, молочную продукцию монастыря. Кафе открыто по субботам, воскресеньям и большим церковным праздникам с 11.00 до 15.00.

Особые пожелания.

Заказ экскурсий – только заблаговременно. Организаторы поездки обязаны заранее предупреждать Паломнический центр об изменении сроков прибытия группы в монастырь. Паломникам, прибывшим без предварительного уведомления, в проведении экскурсии может быть отказано.

Планируя поездку, нужно помнить, что обитель не имеет возможности предложить паломникам горячее питание и ночлег. Многоместные туристические автобусы нельзя оставлять непосредственно у стен монастыря, они должны быть припаркованы на специальной автобусной стоянке, она находится в ста метрах не доезжая ворот обители и отмечена специальным дорожным знаком «Для экскурсионных автобусов».

Посетители монастыря должны соблюдать соответствующую форму одежды: недопустимы шорты, короткие юбки и открытые плечи. В осенне-зимний период рекомендуется быть одетыми по возможности теплее, так как в Волоколамском районе всегда холоднее, чем в Москве.

По прибытии в монастырь группа, не расходясь, должна ожидать экскурсовода в паломнической беседке. Проведение экскурсий возможно только гидами Паломнического центра монастыря.

Оплата экскурсии — 100 руб. с человека; школьники, студенты, пенсионеры — 50 руб. с человека. Если группа состоит менее чем из 10 человек — 1000 руб. с группы.

В случае возможных затруднений цены обговариваются индивидуально.

Телефон паломнического центра для заказа экскурсий: +7 985 779 5565 (с 11.00 до 16.30)

Ссылки

Волоколамский патерик

Иосифо-Волоцкий монастырь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *