Монастыри афона

Если Античная Греция оставила миру величайшее культурное достояние, то Греция I тысячелетия нашей эры ассоциируется с религиозными ценностями. Христианство широко распространилось по стране, и до сегодняшнего дня здесь сохраняется огромное количество монастырей, храмов, церквей и часовен, известных всему миру. Одна из самых почитаемых обителей – это Афонский монастырь в Греции, который ежегодно посещают тысячи паломников. Все они веруют в силу Святых земель, и во многом Афон оправдывает их надежды и упования. Об этом уникальном православном месте и расскажем в сегодняшней статье.

Афонский монастырь в Греции – что такое и где находится

Афонский монастырь, более известный как Священна гора Афон в Греции, – православная обитель, которая расположена на восточной окраине полуострова Халкидики.

Этот полуостров знаменит своей необычной формой: он напоминает кисть руки, с вдающимися в море тремя островами-пальцами. Самый восточный островок назван Афоном в честь знаменитого гиганта, по преданию бросившего в море скалу, которая и стала островом. Поначалу эти земли ничем не отличались от других регионов Греции, но по легенде вскоре здесь произошли невероятные события.

В 49 г. н.э. к берегам Афона прибило корабль, на котором путешествовала Пресвятая Богородица. Она настолько поразилась красоте здешних мест, что попросила Бога отдать их под ее покровительство. Таким образом, Богородица стала первой священнослужительницей Афона. С тех пор за полуостровом закрепилось второе название – Сад Богородицы.

Вполне вероятно, что на Афоне скрывались от преследований еще первые христиане, но официально православными эти места стали в 7 веке. Первый мужской монастырь на Афоне в Греции организовали в 691 году. Здесь привечали заблудших странников, давая им пищу и кров. Причем долгое время монахи делили Афон с мирянами, проживавшими на острове. Но в 885 году был издан указ, по которому территория официально признавалась монашеской обителью, и проживать на ней разрешалось только священнослужителям.

Этот указ действителен по сей день, и более того, в XX православный монастырь на горе Афон в Греции получил полный суверенитет. Таким образом, монахи образовали собственное государство, независящее от светского правительства.

Монастыри Афона

Священный остров, или Святая гора, Афон – это обобщённое наименование, под которым объединены все монастыри Афона. Всего же на острове расположено 20 обителей со статусом монастыря (т.е. наделенные имуществом и правом) и 12 скитов (не имеют управленческих прав и собственности). Причем новый монастырь на Афоне в Греции законодательно запрещено образовывать, поэтому список обителей неизменен и выстроен по иерархической системе.

Лавра Святого Афанасия (Великая лавра) – крупнейший и величайший из греческих монастырей на горе Афон.

Обитель заложена в 963 году и названа по имени своего основателя. Св. Афанасия здесь безмерно почитают, а его крест и жезл включены в фонд артефактов монастыря. Также на территории расположен Собор Благовещения, в котором хранится гробница почтенного старца. А главное торжество для здешних монахов – день Святого Афанасия (5 июля).

Среди паломников Великая Лавра знаменита чудотворными иконами «Кукузеллиса» и «Экономисса», к которым приезжает большинство гостей. Кроме того, в монастыре хранятся старинные фрески, древние рукописи и мощи Святых.

Ватопед

Основан тремя учениками Афанасия в конце X века. Ныне обладает 2 скитами на Афоне, а также владениями за пределами острова.

Главный собор заложен в честь Благовещения Богородицы, и престольный праздник этой Святой монастырь Ватопед считает для обители главным. Поэтому именно здесь хранится пояс Богородицы, а также диптих императрицы Феодоры с иконами Богоматери и Христа. Кроме них в монастыре насчитываются десятки икон с образом Богоматери, из которых как минимум 8 почитаются чудотворными.

Иверский монастырь

Обитель была заложена грузинским монахом Иоанном в 980-х годах. Долгое время монастырь считался исконно грузинским, но в 1830 году обитель завоевали греки.

В первую очередь Иверон известен иконой Божией Матери, список которой есть и в Москве, в одноименной часовне. За это Иверский монастырь, история и святыни которого почитаются в России, получил в дар от императора московскую Никольскую обитель. Также обитель славит знаменитая икона «Вратарница», сотворившая немало чудес. И кроме того, среди монастырей Греции на Афоне Иверский хранит больше всего святых мощей.

Хиландар

Основан сербским князем и его сыном священнослужителем в 1198 году. Обитель до сих пор считается сербской святыней. Среди известнейших артефактов монастыря отметим иконы Богородицы «Троеручица», «Млекопитательница» и «Вразумившая экклисиарха»; а также жезл Саввы и реликвии Страстей Христовых.

Дионисиат

Монастырь заложен в XIV в. греческим монахом Дионисием, по имени которого и назван. Покровителем обители считается Иоанн Креститель. Дионисиат хранит свыше 4 000 старинных священных рукописей.

Кутлумуш

Местный храм Преображения построен в XIV веке, а основатель обители неизвестен. По одной из версий, им был араб по имени Кутлумуш, отрекшийся от ислама и принявший православие. Но исторических подтверждений этой легенды нет.

Главные достопримечательности: икона «Всемилостивая Заступница» и части Животворящего креста. Кроме того, к Кутлумушу относится скит Св. Пантелеймона.

Пантократор

Основан греческими иноками и впервые упоминается в конце 1350-ых годов. Расположен на высоком утесе и представляет собой мощную крепость с 2 внутренними дворами. Один отведен под кельи и хозяйственные мастерские, а во втором размещаются храм Преображения, трапезная и колокольня.

Среди реликвий выделяют чудотворную икону Богородицы, частицы Животворящего Креста, щит Св. Меркурия и мощи великомучеников.

8.Ксиропотам

Древнейшая обитель, заложенная по указанию Византийской правительницы еще в V веке. Судьба этого монастыря непроста и его много раз восстанавливали. Нынешний соборный храм, посвященный 40 великомученикам, был построен в 1761 г. Вход в него украшен иконами архангелов Гавриила и Михаила.

К уникальным реликвиям стоит отнести дары Пульхерии: крест с частицами мощей 40 Святых мучеников, чашу и богослужебную утварь.

Зограф

Основан болгарами в 919 г. и посвящен Георгию Победоносцу. Обладает древнейшими иконами св. Георгия, многие из которых почитаются чудотворными.

Дохиар

Монастырь заложен в X в. игуменом Евфимием. На территории возведен самый высокий храм на Афоне – Собор Архангела Михаила. Дохиар известен старинной чудотворной иконой «Скоропослушница» (X в.) и «Священным» колодцем.

Каракал

Община основана в XI веке, после чего монастырь пару раз опустошали и грабили, но каждый раз святыню восстанавливали. В XVI веке на территории возведен собор Петра и Павла, и при нем же самая высокая башня Афона – Петровская. В храме хранятся священные писания и частицы Креста.

Филофей

Обитель заложена учеником Афанасия Афонского Филофеем в 982 г. Первые каменные постройки возведены в середине XVIII века. Филофей славен чудотворными иконами Богородицы «Сладкое лобзание» и «Милостивая», а также уникальными реликвиями. Среди них стопа целителя Пантелеимона, десница Иоанна Златоуста, бедро Св. Марины и др.

Симонопетра

Монастырь основан преподобным Симеоном в 1257 г. На территории расположено 4 храма, главный из которых собор Рождества Христова (XVII-XIX вв.). Симонопетра считается центром просвещения на Афоне, а ее библиотека хранит тысячи ценных рукописей. Из святынь монастыря особо выделяют нетленную десницу Марины Магдалины.

Монастырь Св. Павла

Основан Святым Павлом в конце IX века. Позднее поддерживался сербскими монахами и правителями. Обитель хранит Дары Волхвов, частицы Креста и мощи Святых мучеников.

Ставроникита

Основанная в X веке обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но построенный позже местный собор окрестили в честь Николая Чудотворца. Главной реликвией монастыря является мозаичная икона Св. Николая Чудотворца. По преданию, она была обретена в море.

Ксенофонт

Вельможа Ксенофонт заложил обитель в X в. Храм посвящен Георгию Победоносцу и хранит мощи многих великомучеников.

Григориат

Монастырь основал аскет Грегорий в XIV в. Соборный храм посвятили Святителю Николаю. В обители хранятся мощи Святых и древние фолианты.

Эсфигмен

Обитель заложена в V в. Храм посвящен Вознесению Господню. Монастырь хранит ценные реликвии: крест Пульхерии, стопу Марии Магдалины, икону Спасителя (VII в.), мощи Святых.

Свято-Пантелеимонов

Русская обитель, заложенная еще в XI в. Также известна под названиями «Руссикон» или «Новый Руссик». Имеет 6 скитов на Афоне и подворья в Москве и Санкт-Петербурге. В числе сокровищ обители чудотворная икона Богоматери «Иерусалимская», мощи Св. Пантелеимона, икона Иоанна Предтечи, стопа Андрея Первозванного, а также священные писания.

Констамонит

Монастырь основан в XI в. и посвящен Св. Стефану Первомученику. Хранит ценные религиозные рукописи и фолианты.

Хотя территориально монастыри Афона это Греция, подчиняются обители только Константинопольскому патриархату.

Как добраться на Афон

Православная территория обособлена, даже на карте Греции монастырь Афон отделен границей. Со светским миром монахов связывает морское сообщение. Однако попасть на паром позволено не всем. Допускается посещение Афонских монастырей в Греции только мужчинами, получившими специальный допуск – диамонитирион.

Подробнее о правилах посещения горы Афон и получении разрешения рассказано в соседней статье.

Георгий – греческий монах, называемый также Амартолом (ἀμαρτοωλο’ς – грешник), написал в царствование визант. импер. Михаила III (842–867 г.) хронографический труд под заглавием: «Χρονικὸν συ’ντομον ἐκ διαφρον χρονογρα’φων τε καὶ ἐξηγητῶν συλλεγὲν καὶ συντεθὲν ὐπο’ Γεοργι’ου ἀμαρτωλοῦ». О писателе известно только то, что он был монах, о чем, кроме надписания его хронографии, свидетельствуют и монашеский ее дух, враждебное отношение автора к иконоборцам и склонность к богословским рассуждениям. Свой труд он закончил незадолго до смерти императора Михаила III, т. е. в 866 или 867 г. Хронография Г. монаха начинается от сотворения мира и оканчивается смертью императора Византии Феофила в 842 г. по P. X. Но к этому труду впоследствии другие писатели, для личного своего пользования и по собственным своим нуждам, сделали добавления, продолжающие хронографию Г., в некоторых рукописях до 948 года, а в других и позднее. Что это так, видно из предисловия к хронографии, где Г. прямо говорит, что в последней книге его труда исследуется история императора до Феофила включительно (842 г.). Затем древнейший список хронографии (codex Coislinianus X века) имеет ее только до 842 года, причем в заключении сказано: «здесь конец хронографии». А в списках, имеющих труд Г. с продолжением. в конце имеется приписка: до сего хроника Георгия, а далее – Логофета» и т. п. Хронография Г. состоит из четырех книг. В первой содержатся сведения об Адаме, Нимвроде, Нине, о персах, римлянах, Филиппе, Александре, халдеях, амазонах и пр., т. е. то, что удовлетворяло познаниям византийского монаха из области языческой истории от Адама до Александра Македонского. Вторая книга опять начинается с Адама и заключает существенные черты священной истории до римлян, со вставками, напр., о Платоне, идолослужении и т. п. В третьей книге обозреваются события от Цезаря до Константина Великого, а в четвертой – события римской и византийской истории от Константина до 842 года. В предисловии к своему труду Г. говорит, что он задался целью составить полезную и необходимую для читателя книгу, заботясь об истине учения и рассказа, пренебрегаемой другими писателями. Здесь читатель найдет рассказы о гибели идолослужения, обличения безбожия греческих философов, повествование о том, как возникло монашество, и многое другое, полезное для спасения души. Вообще в своем труде Г. собрал то, что интересовало образованных византийских монахов. Отсюда – частые выдержки из творений святых отцов, богословские размышления, в гражданской истории отмечается то, что свидетельствует о благочестии императоров. Таким образом, труд Г. является средневековой монастырской хроникой византийского происхождения, типичным памятником монашеской литературы, историческим источником для характеристики настроения, дум и воззрений византийского образованного монашества. Влияние хронографии Г. не ограничивается Византией, но перешло и к славянам, у которых эта полезная и поучительная книга распространила первые семена исторических знаний и дала толчок к составлению подобных произведений.

Какие источники имел Г. при составлении трех первых книг своей историографии, сказать трудно. В истории императоров до Диоклетиана он, несомненно, пользовался тем утраченным историческим трудом, следы коего встречаются у византийских историков Льва Грамматика, Кедрина и Зонары. В четвертой книге, касающейся византийской истории, Г. имел главным источником Феофана, а, кроме того, пользовался трудами Малалы и Феодора Чтеца и историей патриарха Никифора. Та часть этой книги, в которой излагается история 813–842 годов, есть самостоятельный труд Г. и имеет очень важное значение.

В литературном отношении хронография Г. не имеет особых достоинств, так как автор заботился больше о достоверности рассказа, чем об изяществе речи. «Лучше, – говорит он в предисловии, – лепетать истину, чем красноречиво рассказывать (πλατωνι’ζειν) лож». Но однако Г. не пишет так просто и естественно, как обещал: его язык находится под. сильным влиянием церковной речи.

Труд Г. имел широкое распространение в Византии, где он сделался и школьным руководством, и семейною книгою для чтения. Число его рукописей очень велико, причем они отличаются друг от друга многочисленными разночтениями. Однако проф. Крумбахер находит возможным объединить их в трех редакциях. Г. Амартол читался и на славянских языках, на которые был переведен очень рано. До настоящего времени известно более десяти болгарских и сербских переводов хроники Г. Несомненно также влияние Амартола и на нашего Нестора Летописца. Его хронография известна и в грузинском переводе. Наконец, Г. имел большое влияние и на позднейшую византийскую историографию.

В очень многих рукописях хронографии Г. имеется большое продолжение ее, обозревающее события до смерти византийского императора Романа Лекапина в 948 г., в иных рукописях – до 1071, 1081 и в одной далее до 1143 года. Но более важный текст продолжения заканчивается 948 г., так как остальные прибавления представляют большею частью немногие замечания, иногда хронологические таблицы, которые составлены переписчиками рукописей для собственного пользования. На писателя этого главного продолжения пролили свет новейшие научные исследования. Он отождествляется с магистром и логофетом Симеоном, составителем хронографии, известной и в греческих рукописях и в одном славянском переводе. Но присоединил труд Симеона к хронографии Г. не сам этот автор, а кто-нибудь другой, и присоединение это имеет чисто внешний характер. К тому же труд Логофета отличается от хронографии Г. и тем, что церковные события поставляет на втором плане и следит, главным образом, за жизнью при императорском дворе. Добавления к хронографии Г., простирающиеся далее 948 года, большею частию представляют извлечение из исторического труда продолжателей Феофана.

И. Соколов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *