Монастыри старой ладоги

Братья и сестры!

Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.

Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России. На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.

Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы: такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.

В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв. князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.

В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.

С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.

На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века, а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).

Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video

В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия, человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.

Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.

Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря. Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря — дома Пресвятой Богородицы.

Храни вас Господь и Матерь Божия!

Монастырю нужна помощь

Приглашаем благочестивых мужчин и женщин потрудиться в монастыре на срок от недели до 3-х месяцев. Проживание и питание бесплатное.

В монастыре требуется помощь на кухне, в хозяйстве, в огородных и садоводческих работах, в уборке территории к празднованию.

Что такое трудничество? — это работа в монастыре во славу Божию. Трудница или трудник приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, чтобы помочь возрождающейся обители. Трудник может уехать в любой момент. Он не дает обещания оставаться в монастыре, просто работает со всеми вместе.

В святой обители потрудиться — дар Божий! Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа одна и та же, но полученную для души пользу не сравнить.

Помощь монастырям, особенно женским, — это древняя традиция, дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным, и получит от Бога награду и венец великие. Вот как высока перед Богом помощь женским обителям. В мужском монастыре монахи — мужчины, крепкие, у них есть сила. А матушкам часто приходится просить.

Сегодня матушки Успенского монастыря в Старой Ладоге просят Вас о помощи.

В древнем храме Успения XII века не хватает церковной утвари для праздничного Богослужения. Очень нужны песочные подсвечники в количестве 9 штук, хорошее напрестольное Евангелие, требное Евангелие в металлическом окладе для исповеди, дьяконские облачения всех цветов, стихари для алтарников.

Монастырь будет молиться за всех, оказавших помощь древней Успенской обители.

Староладожский Успенский монастырь — женский православный монастырь, основанный в середине XII века.
Это один из старейших монастырей. Он стоит на левом берегу реки Волхов, севернее Староладожской крепости Ансамбль включает в себя главный храм монастыря — собор Успения Пресвятой Богородицы, самый северный из храмов домонгольской Руси и один из старейших храмов России…

Ансамбль монастыря упоминается уже в XV веке, датой его основания принято считать 1156 год. Это один из старейших наших монастырей.

Первоначально обитель была мужской, затем монастырь был преобразован в женский. На его территории, обнесенной кирпичной стеной, насчитывается десяток каменных и деревянных строений.

Большинство построек, дошедших до наших дней, относится к XIX веку: это кирпичная ограда с четырьмя башнями и тремя воротами, больничный корпус, трапезная, экипажный сарай, прачечная, келейный дом, корпуса для монахинь. Больничный корпус и домовая Крестовоздвиженская церковь возведены по проектам известного архитектора А.М. Горностаева в 1861-62 гг.
Старейший храм России в девичьем Свято — Успенском монастыре

В 1611-1617 годах монастырь разрушили шведы, но каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери устояла. Ее освятили заново. Вместе с храмом Святого Георгия, она самый северный из храмов домонгольского периода Древней Руси.


У них здесь свое большое хозяйство ))
К этому кресту я еще зайду на обратном пути…
История создания собора доподлинно неизвестна, но этот храм построен предположительно около 1156 года. На одной из арок монастыря был обнаружен прорезанный геральдический знак Рюриковичей, который принадлежал княжившим Святополку и Ростиславу Мстиславовичам в Великом Новгороде — потомкам Владимира Мономаха.
Храм имеет длину 18 м, ширину 14 м, а в высоту — более 19 м, и может вместить не один десяток людей. Стены собора расписаны, однако, роспись плохо сохранилась. Реставраторы находят обломки фресок не только в самом храме, но и на территории монастыря. Сегодня найдено около 13 тысяч фрагментов стенописи, что составляет почти 35 кв. м.
Вот чем женские монастыри отличаются от мужских. В женских полно птичек, скульптуров животных, котиков и т.п. ))
Внутри все просто…
Ежики, птички )))
Жертвователями женской обители были известный в России меценат Алексей Романович Томилов, усадьба которого примыкала к монастырю с северной стороны, граф Дмитрий Николаевич Шереметев, жена императора Александра II Мария Александровна, другие именитые люди.
В 1718 году в Ладожский Успенский монастырь переведена из Суздаля первая жена Петра I — Евдокия Лопухина, нареченная Еленой. Она пробыла в монастыре до 1725 года (смерти Петра I).
Есть сведения, что ее «строжил» Абрам Петрович Ганнибал (1696 — 20 апреля 1781) — арап Петра Великого и прадед А. С. Пушкина. И что дверь в его дом была сделана прямо в монастырской стене, что бы выполнить приказ Петра и не нарушить монастырские правила. Но сомнительно ))) Ганнибал являлся почти секретарем Петра и при жизни был слишком молодым и заметным внешне, что бы быть подходящей кандидатурой для такой слежки )))
Есть еще замечательный фильм Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» с Владимиром Высоцким в главной роли и музыкой Альфреда Шнитке…
А еще тут останавливался сам Суворов, который, по преданию, избрал военную карьеру благодаря Ганнибалу, убедившему папу Александра Суворова уступить наклонностям сына.
Выше дом где жила Лопухина.
Во время царствования Николая I здесь жили родственницы декабристов.
В этот храм решили зайти.
Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (1862; архитектор Алексей Горностаев), на первом этаже которой располагались 20 келий для престарелых сестер. Внутри снимать в принципе, не разрешают.

Внутри стоит 20 высоких деревянных резных кресел для сестер, котрым позхавидует даже английский парламент.
В 2004 году комплекс зданий монастыря был передан Санкт-Петербургской епархии. В 2005 году решением патриарха Алексия II началось возрождение монастыря.
Пожертвования на восстановление монастыря можно направлять по адресу:
187412, Россия, Ленинградская область, Волховский район, с. Старая Ладога, Успенский переулок, Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь. Матушке Ангелине. Тел. +7 921 333-60-7один

В описи Староладожского Успенского монастыря за 1628 г. говорится, что в то время в монастыре была церковь во имя Успения Божией Матери каменная, но о других монастырских зданиях сведений нет. Вероятно, за исключением Успенской церкви в монастыре воссоздания и по воссоздании его в первой четверти XVII в. все строение было деревянное. В пользу этого предположения говорит то, что во всех документах XVIII в., упоминающих о зданиях Успенского монастыря, каменною показывается только Успенская церковь, а все остальные здания значатся деревянными.

В начале XVIII в., именно в ночи на 24 апреля 1702 г. в Ладоге был большой пожар, уничтоживший дома многих жителей ее, обративший в груды пепла деревянные здания Успенского монастыря с большею частью движимого имущества, находившегося в них, и произведший, конечно, значительные повреждения и в каменной Успенской монастырской церкви. Об этом несчастии, постигшем Ладогу и Успенский монастырь, говорится в монастырском Синодике, писанном 1703 г.

После этого пожара, впрочем, монастырь скоро, хотя и не богато, обстроился. Говорим на том основании, что по описям монастырским даже в 1727 – 1738 гг., уже довольно отдаленных от времени пожара и начала воссоздания монастыря, в нем, за исключением каменной Успенской церкви, все строение было деревянное, состоявшее в 1738 г. из незначительного числа зданий. Очевидно, что возобновление монастыря ограничивалось сначала только возобновлением обгоревшей церкви и постройки более необходимейших деревянных зданий для помещения сестер и для иных служб.

В 1718 г. Успенскому монастырю суждено было на несколько лет сделаться жилищем высокой опальной – это была первая супруга императора Петра І царица Евдокия Федоровна Лопухина, в то время уже инокиня Елена. По делу своего сына царевича Алексея Петровича, а также по поводу своих отношений к генералу Степану Глебову и участию в заговоре против Петра, Евдокия Федоровна была привезена по приказанию царя в Москву. В то время как большая часть приверженцев опальной царицы и ее сына осуждены были на смерть, а другие 9 декабря казнены в Петербурге, между тем 26 июня 1718 г. не было в живых и царевича Алексея Петровича, Евдокия Федоровна не была казнена, а заточена в Успенском монастыре.

Под страхом смертной казни было запрещено посторонним говорить с нею. Для разобщения монастыря с окружающим миром и для предотвращения сношений царицы с посторонними людьми, по именному указу Петра І, построен был «около монастыря двойной полисад, этим полисадом захватило внутрь того монастыря священно и церковно-служительские дворы: попов, дьяконов, дьяков, пономарев, которые в то же время с того места сломаны и перевезлись на пустые порожние места, где жительствовали они в 1747 г. Затем от монастыря были отчислены и приписаны к Георгиевскому застенному монастырю приходские дворы, а бывшим прихожанам монастырским запрещено было ходить в монастырскую церковь. Приостановлены были даже пострижения в монашество белиц. Это заключение царицы в Успенском монастыре продолжалось до смерти Петра.

По ведомости об Успенском монастыре за 1727 г., только часть которой сохранилась в монастырском архиве, «в 1727 году в Успенском монастыре находилось: церковь каменная во имя Успения Пресвятой Богородицы, холодная; в ней два придела: один – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплый; второй – во имя великомученицы Варвары. Колокольня над церковью деревянная. Около того монастыря полисад стоячий двойной деревянный же. Деревянного строения: келья игуменьи, сестринских келий одиннадцать; и того двенадцать…».

По ведомости за 1740 г. из монастырского архива и описи монастырского имущества за 1761 г. так описана Успенская церковь: «Соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделами во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и святой великомученицы Варвары (на хорах), каменная, древнего здания. Длиною и шириною Успенская церковь с Благовещенским приделом – 8 саженей; придел св. мученицы Варвары – 2 саженей длины и одной сажени ширины. Глава Успенской церкви обита деревянной чешуею; крест на главе деревянный, обит белым железом. Крыта церковь тесом; крыша в 1761 г. была уже железная. Иконостас Успенской церкви пятиярусный. В первом ярусе царские двери с дорожниками, вызолочены; на них иконы Благовещения, святые Богородицы и евангелистов. Над царскими дверями – резная позолоченная сень… Столпы иконостаса по всему местному поясу по обеим сторонам царских врат резные, позлащенные… Иконостас… устроен в 1759 – 1760 гг. при настоятельнице Марфе (опись). В Успенской же церкви на хорах – каменный придел во имя св. Великомученицы Варвары. Глава на приделе обита деревянною чешуею; крест железный. При той же Успенской церкви придел каменный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В нем потолок деревянный, оштукатурен и отбелен. На Благовещенской церкви глава обита чешуею; крест на ней деревянный. Иконостас четырехъярусный. В первом ярусе – царские двери с иконами Благовещения и Евангелистов». На соборной Успенской церкви, на углу стояла деревянная, восьмиугольная колокольня в одну сажень и длиною и шириною. На ней было пять колоколов: большой колокол 16 пудов, второй 4½ пуда, остальные три колокола – без означения веса. Покрыта колокольня тесом в 1761 г., крыша была уже ветха…. Служб бывало: ежедневная одна, не ежедневных две.

В ведомости 1768 г. игуменья Евфимия доносила 12 сентября, что: «церковь Успенская, с двумя своими приделами, каменная состоит в твердости, только обитые деревянною чешуею главы как на соборной церкви, так и на придельной великомученицы Варвары ветхи. Колокольня деревянная, построенная в 1762 г. особым зданием, вместо обветшавшей деревянной же колокольни, стоявшей на углу Успенской церкви, тверда. Келий в монастыре двенадцать, деревянных, из коих новых три, да в твердости состоящих две, а прочие совсем состоят в ветхости. Ограда в монастыре деревянная и состоит в ветхости».

Игуменья Евпраксия привела в надлежащий, приличный дому Божьему вид – монастырскую церковь. Затем в 1781 г. она исходатайствовала из казны 500 руб. на постройку в монастыре келий и заменила ветхие кельи новыми. Эта же игуменья пристроила к Успенской церкви каменную колокольню и увеличила звон, а в 1802 г. устроила при теплой каменной придельной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, вместо обветшавшей деревянной паперти новую каменную.

Игуменья Евпраксия ранее построенную в 1762 г. отдельно от церкви на место прежней деревянной церкви стоявшей колокольни, деревянную колокольню, пристроила к церкви каменную двухъярусную колокольню, а в 1802 г. пристроила к Благовещенской церкви, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. После этих переделок длина и ширина собственно Успенской церкви оставалась неизменною.

Но в 1829 г. изменилась вышина колокольни, игуменья Феврония надстроила целый ярус. А в 1831 – 1833 гг. испрошено распространение и в длину, и в ширину, и в высоту Благовещенской церкви игуменьей Февронией, при которой соборная церковь вместе с колокольней получила ту самую форму, которую она и доселе сохраняет.

В XVII – XVIII и начале XIX вв. соборная крыша была тесовая, на Успенской церкви и на приделах главы были обиты деревянною чешуею, естественно, что и крыша и главы скоро ветшали и требовали починки, но в 1768 г. игуменьей были исправлены. Но главы и в 1768 г. оставались ветхими, а в конце XVIII в. церковь стояла безглавою. Уже игуменья Евпраксия устроила новые чешуйчатые главы. К 1831 г. и эти крыши обветшали и игуменья Феврония испрашивала разрешения как на поправление Благовещенской церкви, так и на перекрытие на всей церкви вновь, и ассигнования на эти работы 13 509 руб. 65 коп. В 1831 г. вся церковь покрыта листовым железом на сумму, частью высланную преосвященным митрополитом Серафимом, а частью пожертвованную дарителями.

В 1844 г. поправлена и отбелена штукатурка на церкви, железная крыша выкрашена масляною зеленою краскою. В 1854 г. крест на главе Успенской церкви, с давнего времени находившийся несколько отклоненным на сторону, весенними ветрами был раскачан до того, что мог обрушиться. Рабочие с трудом и опасностью нашли как яблоко, в которое вставлен крест, так и самую пяту креста совершенно сгнившими. По возможности было увязано и перепутано веревками, но, очевидно, долго держать не могло. Вследствие чего и во избежание пробития самой главы, в итоге падения креста, игуменья Маврикия просила 18 мая 1854 г. разрешения снять крест для произведения необходимых починок в нем и в яблоке. Указом от 10 июля 1854 г. разрешено «снять крест, и, по произведении необходимых починок в главе соборного здания, поставить оный с прочным укреплением». К 4 октября 1854 г. крест был приготовлен и было донесено, что в непродолжительном времени он будет поставлен. Это непродолжительное время продолжалось, однако же, до июля 1855 г. крест был на церковь поставлен.

Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел – теплый. В 1854 г. признано возможным и разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенскою и устроить в ней печи, и с 1855 – 1856 гг. Успенская церковь сделалась теплою.

Сколько было в Успенской церкви престолов в древнейшие времена, до разорения ее шведами и по воссоздании ее в начале XVII в. до вторичного разорения ее пожаром в 1702 г. и воссоздания после пожара: один ли только был Успенский престол или были кроме него и придельные престолы – сведений о том мы не имеем. В переписи 1628 г. упоминается только об Успенской церкви, без раздельного означения в ней престолов.

Но по воссоздании церкви в начале XVIII в. после пожара 1702 г., в ней были устроены три престола: главный Успенский и придельные: Благовещенский и Варваринский. Документы монастырского и консисторского архива с 1727 г. упоминают об этих трех приделах. В 1855 – 1856 г. к ним присоединен четвертый придел в честь Казанской иконы Божией Матери.

С 1854 г. в Успенской церкви оставался «иконостас простой столярной работы и образа в нем простого иконного письма, но к 1854 г. он обветшал. Сверх того, по недостатку размерности и стройности в расположении частей его и по безвкусию и стилю отделки, он был весьма неблаговиден, потому этот иконостас с разрешения епархиального начальства в 1855 г. снят; храмовые иконы церкви Успения Божией Матери вставлены в новый иконостас. Некоторые иконы для придельных иконостасов писаны художником Василием Васильевым. Прочие работы по иконостасам производил мастер Савельев…

В тех же 1854 – 1856 г. штукатурка на стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окрашена клеевою краскою и по местам украшена стенною живописью. Плитный ветхий пол и в алтаре, и в самой церкви заменен деревянным. В тот же период времени в 1854 – 1856 гг. переделан и возобновлен еще с начала XVIII в. существовавший придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. Этот последний построен в 1856 г. на средства Татьяны Дмитриевны Слепцовой. Придел во имя великомученицы Варвары по возобновлении освящен 3 декабря 1855 г., а придел в честь Казанской иконы Божией Матери 28 июля 1856 г. игуменом Николаевского Староладожского монастыря Аполлосом. Все произведенные в 1854 – 1856 гг. работы внутри Успенской церкви вместе с устройством трех иконостасов стоили 4555 рублей. Расход этот покрыт частью монастырскими средствами, а частью пожертвованиями различных благотворителей.

В 1856 г. в Благовещенской церкви оказался необходим большой ремонт. От сырости, постоянно державшейся в церкви, вследствие дурной вентиляции под нижними полами, полы в ней совершенно сгнили, иконостас закоптел и расклеился. Игуменья Дионисия потому просила 29 сентября 1856 г. преосвященного Платона, епископа Ревельского, устроить новый пол из материала, заготовленного в 1855 г. из монастырского лесного участка, и заменить старый иконостас новым. Этот новый иконостас должен был стоить до 475 рублей; расход по устройству его предполагалось покрыть частью пожертвованиями благотворителей, частью монастырскими суммами, но потом игуменья донесла Консистории, (10 декабря 1856 г. за № 143), что «иконостас жертвуется в означенную церковь купцом Никифором Никитиным».

В 1856 г. были построены в церкви новые полы; во время перестройки Благовещенской церкви в 1831 – 1833 гг. в июле 1832 г. престол чрезвычайно обветшалый и бессрочный снят, потом 23 августа 1833 г. освящен новый престол. Во время перестройки 1856 – 1857 гг. престол не был снимаем.

Колокольня в XVIII в. до 1762 г. стояла на углу Успенской церкви. Она была деревянная, восьмиугольная, в 1761 г. она была уже ветха и потому в 1762 г. игуменья Евфимия убрала ее и вместо нее построила новую, деревянную же колокольню, построив ее отдельно от церкви. В конце прошедшего XVIII в. игуменья Евпраксия построила каменную четвероугольную двухъярусную колокольню. К 1829 г. «крыша со шпилем на колокольне обветшала до того, что во многих местах производилась немалая течь, а два верхних карниза ее, выложенные кирпичом, гораздо осыпались, поэтому необходимо было помянутые крышу и шпиль исправить», управлявшая тогда монастырем игуменья Феврония нашла средства и просила разрешения перекрыть «крышу и шпиль вместо тесу железом, с переменой стропил и шпиля, а карнизы привести в надлежащий порядок». Для улучшения и увеличения звона она просила дозволения надстроить к колокольне новый ярус. Получив разрешение епархиального начальства на осуществление своих предложений, она починила колокольню и надстроила над ней третий ярус при помощи монастырских прихожан, из коих одни пожертвовали потребное количество кирпича, другие извести, а иные железа.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 2, Санкт-Петербург 1871 г. Печатня В. И. Головина, Владимирская, дом № 15

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *