Монастыри в донецкой области

Накануне одного из главных православных праздников, Воскресения Христова, «Деловой Донбасс» решил рассказать о некоторых церквях и храмах с непростой судьбой.

И начнем мы, пожалуй, с самого первого донецкого храма, построенного около 160 лет назад. Храм Святого Александра Невского возник благодаря крупному помещику из села Авдотьино, ныне Ленинского района города Донецка – Василию Мандрыкину. Существует такая версия, что выбор святого не был случайным, поскольку князь Александр считался небесным покровителем великого полководца Суворова, с которым Мандрыкины были тесно связаны в прошлом.

Изначально это была однопрестольная церковь и до наших дней дошли лишь некоторые сведения о том, каким строение было в первоначальном виде: небольшое сооружение высотой 25 метров, длиной чуть более 21 метра и почти 13 метров в ширину. Церковь была каменной, окрашенная снаружи в зеленый цвет. Главной иконой храма была Иверская Богоматерь.

После Великой Отечественной войны от храма остался лишь фундамент, на основе которого здание отстроили заново, по проекту архитектора Анны Яблонской.

Мы не могли обойти стороной и Главный храм Донецкой епархии – Спасо-Преображенский кафедральный собор. Этот храм интересен тем, что он воссоздает облик разрушенного в 1931 году Юзовского собора. Строился он с 1997 года по 2006 год и выполнен в стиле русского классицизма с украинскими вкраплениями. Храм украшен мозаикой православной тематики и барельефами. Дончане и гости города всегда отмечают внушительные размеры Спасо-Преображенского кафедрального собора и искусную внутреннюю роспись. Что ещё важно: среди святынь храма есть два старинных списка икон, один из которых привез в Донецк Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Следующий в нашем списке – Храм Преподобного Агапита Печерского. Его сложно назвать простым религиозным сооружением, а все потому, что Храм построен на территории областной клинической больницы им. Калинина. В нем находятся мощи преподобного Агапита Печерского и икона «Казанской» Божией Матери. Среди основных прихожан, конечно, посетители больницы. Для верующих людей, находящихся на лечении, наличие Храма около больницы дает возможность получить духовную помощь, не прерывая процесс лечения, что положительно сказывается на самочувствии и ускоряет процесс выздоровления. Приходом храма оказывается материальная помощь в виде медикаментов и продуктов питания. Также прихожане помогают детскому санаторию Калининского района города Донецка.

Перенесёмся в Старомихайловку, в которой расположен Свято-Покровский храм. Первый в посёлке храм был построен на средства прихожан в1838 г. Он был деревянным, поэтому через 2 года сгорел. На его месте, в центре села, был воздвигнут новый, уже каменно-деревянный храм. В 1865 г. Была построена колокольня, а в 1870 г. при храме была открыта церковно-приходская школа. В 1903 г. началось строительство нового кирпичного храма. В цемент для прочности нового сооружения подмешивали куриные яйца, собранные со всей волости. Интересен тот факт, что белый мрамор для иконостаса привезли из Италии на волах! Были также сделаны купола и на колокольню подняли новые колокола. Звон самого большого колокола был слышен на расстоянии 15 км. Перед Второй мировой войной храм собирались разрушить, уже снимали кресты и колокола. Но он уцелел! Благодаря ходатайству председателя колхоза – Якова Лысенко. Частично были спасены иконы и церковная утварь – их спрятали верующие по своим домам. С 1938-1941 год храм выполнял функции зернохранилища, а затем его превратили в конюшню.

Отдельного внимания заслуживает история жизни храма в годы Великой Отечественной войны. Об этом периоде есть множество данных в свободном доступе. А мы лишь отметим, что когда в 1943 г. село освободили, то в храме начался сбор средств в помощь фронту. Прихожане посылали солдатам вещи и продукты, вместе с батюшкой навещали раненых в госпитале. Кроме этого, прихожанам удалось собрать деньги и на танки! Эта помощь спасла храм от разорения в 1944 г., так как в Старомихайловку была прислана правительственная телеграмма от имени Сталина с благодарностью приходу за помощь армии и тылу.

Интересна и история Храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, енакиевского посёлка Ильинка. Его построили внучки основателя посёлка, капитана лейб-гвардии Ильи Дебальцева – Мария и Марфа. В справочнике Бахмутского уезда написано, что первая служба состоялась в 1874 году.

В 1929 году церковь закрыли, и она более 50 лет о простояла без крестов. Её превратили в обычный склад. Хранили там удобрения и горюче-смазочные материалы. В годы Великой Отечественной войны в помещении храма находился госпиталь для раненых. Также были сделаны открытые ниши для пулемётов с трёх сторон. С 1946 года храм снова стал складом, и, не смотря на отсутствие железного покрытия на крыше храма, там с успехом хранили зерновые. Вновь открыть свои двери для прихожан Храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери смог только в 1999 году, после длительной реставрации.

Не могли мы в своем небольшом списке упустить одну из главных достопримечательностей Донецка, мимо которой никто не может ни пройти, не проехать, чтобы не затаить дыхание! Соборный храм святых Петра и Февронии заслуженно считается одним из самых красивых в городе Донецке! Православный храм в честь покровителей брака, князя Петра и княгини Февронии Муромских, расположен в Ленинском районе Донецка, неподалёку от Центра славянской культуры. Первая служба в стенах храма прошла весной 2015 года. Собор отличается внушительной высотой – 55 метров, он способен вместить 1200 прихожан. Архитектурно-стилевое решение храма учитывает традиции православного церковного зодчества, но, вместе с тем, храм представляет собой современное культовое сооружение с мотивами украинского барокко.

И завершить наш небольшой экскурс в историю храмов Донецка, мы хотели бы Свято-Иверским монастырем. Об этой святыне сейчас знают все, увы, по причине ужасных событий 2014 года. Обитель была открыта в декабре 2001 года при кладбищенском храме в честь Иверской иконы Божией Матери как подворье Свято-Никольского женского монастыря. В 2014 году близкое расположение к Донецкому аэропорту стало причиной сильных обстрелов монастыря, приведших к серьезным разрушениям. Все последующие годы, даже во времена ожесточённых боев, собственными силами монахинь и жителей города, монастырь восстанавливали. Отстраивали под обстрелами, несмотря на реальную угрозу жизни. История Свято-Иверского монастыря – это наша новая история. Первое богослужение с начала военных действий состоялось здесь только в 2016 году, 26 февраля. В свете последних событий, хочется верить, что худшее – уже позади. И впереди – только восстановление и мирная жизнь.

Все наши храмы и церкви уникальны, история создания и жизни каждого из них заслуживает отдельного материала. Мы рассказали только о некоторых из них, опираясь на собственные знания и интерес. Надеемся, что у нас получилось убедить Вас, дорогой читатель, что история религиозных центров нашего региона интересна и познавательна. В дни Светлого праздника, уделите немного времени, чтобы узнать историю храма возле Вашего дома. Не сомневаемся, что Вы удивитесь, узнав, рядом с какой великой святыней живёте.

Ольга Чайка

Свято-Успенская Святогорская Лавра

В Святых Горах на Северском Донце расположена духовная твердыня Православия в Донбассе — Свято-Успенская Святогорская Лавра. Исторические источники указывают на то, что основателями Свято-Успенского Святогорского монастыря еще в VIII веке стали скрывающиеся от преследователей иконопочитатели.

19 февраля 2005 года по благословению Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона, управляющего Горловской епархией в селе Богородичное Краснолиманского района освящён храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». По благословению Митрополита Илариона освящение возглавил епископ Алипий и намесник Свято-Успенской Святогорской Лавры архимандрит Арсений. За богослужением присутствовали монастырская братия, благотворители, многочисленные паломники.

История храма в селе Богородичное тесно связана с историей Святогорской обители. В середине ХІХ века храм относился к владениям монастырского хутора, но в годы атеистического режима был полностью разрушен. Трудами благотворителей братьев Владимира Георгиевича и Сергея Георгиевича Лунёвых храм был восстановлен. Архитектура храма и внутреннее благолепие поражают своей красотой. По благословению Митрополита Илариона — священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры и с согласия благотворителей храм «Всех Скорбящих Радосте» вместе с подворьем преобразованы в Богородичный скит Святогорской Лавры.

Ктиторам и строителям храма были вручены высокие награды — ордена Украинской Православной Церкви. Братья Лунёвы награждены орденами Святого князя Владимира ІІ степени. Они передали намеснику Лавры архимандриту Арсению символические ключи от храма, а также напрестольное Евангелие и метрическую книгу. Мэр города Донецка А.А. Лукьянченко преподнёс в дар скиту икону «Тайная Вечеря». Епископ Алипий зачитал перед собравшимися приветственное слово Митрополита Илариона, который по болезни не смог лично присутствовать на торжествах по случаю освящения храма.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО
Высокопреосвященнейшего ИЛАРИОНА,
Митрополита Донецкого и Мариупольского,
Управляющего Горловской Епархией,
Священноархимандрита Свято-Успенской Святогорской Лавры
в день освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»
в с. Богородичное Краснолиманского района Донецкой областиВаше Преосвященство,
Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Наместник,
всечестные отцы,
уважаемые Владимир Георгиевич и Сергей Георгиевич,
дорогие братья и сестры, уважаемые гости!

Позвольте сердечно приветствовать Вас в сегодняшний день, который войдёт в историю богохранимого Донбасского края как день особой радости и торжества, ибо все мы стали свидетелями знаменательного события — освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Ныне Господь вновь явил нам Свою неизреченную милость, ниспослав благословение на новосозданный Дом Божий. Восстановлена историческая правда — некогда разрушенная святыня восстаёт перед нами в небоподобном виде. История Свято-Скорбященского храма тесно связана с историей Святогорской обители. Храм, как и монастырь, переживал многочисленные испытания во дни лихолетий. В начале XX века, вместе с закрытием Святогорского монастыря, был уничтожен и Свято-Скорбященский храм. Однако знаменательно, что во все времена селение Богородичное сохраняло своё название, свидетельствуя этим об особом заступничестве Божией Матери.

Но пришло время, предсказанное святогорскими подвижниками, и в конце XX века обитель вновь была открыта. С возрождением монастырской жизни стали восстанавливаться и некогда поруганные монастырские святыни. Тщаниями добрых людей — Владимира Георгиевича и Сергея Георгиевича Лунёвых, подкрепляемыми усердными монашескими молитвами, в селе Богородичном было начало строительство Свято-Скорбященского храма, который ныне являет собой жемчужину церковного зодчества, а также свидетельство искренней любви к Богу и людям.

С самого начала основания Свято-Скорбященского храма в селе Богородичном его духовно-пастырское окормление несли лаврские насельники. В минувшем году все мы были свидетелями важнейшего исторического события — торжественного открытия Свято-Успенской Святогорской Лавры — крупнейшего духовного центра канонического Православия на востоке Украины. Ныне по моему благословению и с согласия ктиторов храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и всё имущество преобразуются в Богородичный скит Свято-Успенской Святогорской Лавры. Это свидетельствует о том, что богоизбранная обитель развивается, а милость Божия и покров Божией Матери неизменно пребывают на её насельниках и на всех, посещающих Святую Лавру.

Хочу выразить особую благодарность главным ктиторам и благотворителям Свято-Скорбященского храма — Владимиру Георгиевичу и Сергею Георгиевичу Лунёвым, а также строителям, резчикам, иконописцам и многим другим людям, приложившим свои труды к богоугодному делу храмостроительства. Ваши заботы и попечения о благолепии храма навсегда оставят добрый след в памяти грядущих поколений. Пусть Милость Божия всегда пребывает на вас и на всех, потрудившихся в деле воссоздания этого дивного Дома Божия.

К сожалению, по болезни я не имею возможности лично присутствовать на этих торжествах, но молитвенно пребываю с вами, разделяя всеобщую радость о новосозданном Доме Пресвятой Богородицы. Призываю на всех Божие благословение, пусть каждый год будет для всех нас духовным, всегда являя нам добрые плоды Духа Святаго, стяжаемые на ниве Святой Церкви Христовой.

Божией милостью смиренный ИЛАРИОН
Митрополит Донецкий и Мариупольский,Управляющий Горловской Епархией,
Священноархимандрит Свято-Успенской Святогорской Лавры
г. Донецк, 19 февраля 2005 г.

Свято-Васильевский мужской и Свято-Николаевский женский монастыри

Свято-Васильевский мужской монастырь расположен в селе Никольское Волновахского района Донецкой области на месте бывшего сельского Свято-Васильевского прихода, в котором в 1912 году на средства прихожан и благодетелей вместо старой деревянной церкви был построен каменный храм, освященный в честь Святителя Василия Великого. В 1954 году храм, сильно пострадавший от безбожников, был восстановлен в нынешнем его виде с одной главой и колокольней и с тех пор больше не закрывался.

Еще после октябрьского переворота в селе Никольское зародилось предание: когда в Свято-Васильевский храм приедет служить монах, тут откроются две обители. Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал в 1986 году в полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо

священнического домика. Трудами игумена Савватия храм был отреставрирован, построена крестильня с настоятельскими покоями и паломническая с трапезной. В 1990 году игумен был возведен в сан архимандрита, а в 1992 году — пострижен в схиму с именем Зосима.

Со временем количество людей, желавших послужить Богу под духовным окормлением схиархимандрита Зосимы, увеличилось. Был построен братский корпус, устроена богадельня, Дом милосердия по уходу за немощными и престарелыми. А в 2001 году Свято-Николаевской сестринской общине села Никольское был дан статус монастыря, в 2002 году — зарегистрирован Свято-Васильевский мужской монастырь.

Наместником монастыря до своей кончины (в августе 2002 г.) был схиархимандрит Зосима. В настоящее время Священноархимандритом и настоятелем обители является Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. 7 мая 2005 года Митрополит Иларион возвел наместника монастыря схиигумена Алипия (Бондаренко) в сан схиархимандрита.

В обители введен общежительный устав, совершаются ежедневные богослужения. Читается неусыпаемая Псалтирь. Храмы обители: Свято-Васильевский каменный храм с шатровой колокольней над входом; Трапезный храм Всех Святых, в Земле Русской просиявших, построенный к 2000-летию Рождества Христова; каменный холодный храм Святителя Николая Чудотворца с колокольней над входом, построенный в 1910 году, расположен на противоположной стороне села и относится к обители. Долгое время он был закрыт и использовался под склад, мастерские, бойню. Сейчас он восстановлен, в нем совершаются богослужения по воскресным дням и великим праздникам в теплое время года. В доме священника находится домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» для совершения богослужений в зимнее время года.

В монастыре действуют пекарня, библиотека, медицинская амбулатория для насельников, мастерские (столярная, резьбы по дереву, золотошвейная, швейная, иконописная, по изготовлению мебели).

В 2004 году в богадельне обители открыт домовой храм в честь преподобного Сампсона Странноприимца. Завершено строительство колокольни с надвратной церковью Иверской иконы

Божией Матери. Завершается строительство Свято-Успенского собора.

Обитель посещают группы паломников из многих епархий Украины и России. В настоящее время число братии насчитывает 60 насельников, насельниц в обители — 110 человек.

КОНТАКТЫ

85720, Волновахский р-н, с. Никольское

Телефон: 8 (062) 340-18-47

Свято-Иверский женский монастырь

История Свято-Иверского монастыря начинается с апреля 1997 года, когда по благословению Высокопреосвященнейшего Илариона, Митрополита Донецкого и Мариупольского, на пустыре возле аэропорта в северной части города был заложен камень под храм. Недалеко от храма планировалось открытие православного кладбища.

В октябре 2ООО года храм и прихрамовая территория становятся подворьем Свято-Николаевского монастыря (село Никольское Донецкой области).

В 2ОО2 году по благословению и ходатайству Правящего Архиерея Митрополита Илариона подворье Свято-Николаевского монастыря было преобразовано в Свято-Иверский монастырь.

Первыми насельницами монастыря стали сестры из Свято-Касперовского монастыря (пос.Грузcко-Ломовка, г. Макеевка) во главе со старшей монахиней Амвросией, переехавшими по благословению на новое местожительство.

С молитвой и большими трудами обживали сестры монастырь. Благодаря непрестанному труду насельниц и мудрому руководству постепенно налаживалось монастырское хозяйство. К храму была сделана пристройка со свечной лавкой, звонницей и просфорной. В двухэтажном здании разместились библиотека, трапезная и сестринские келии. На территории обители появились хозяйственные постройки.

Монастырь имеет земельные наделы. На них занимаются выращиванием овощных культур. Хозяйственный двор и огород являются местом постоянных трудов насельниц. Обитель утопает в цветах.

В настоящее время обитель находится в стадии развития и становления. Начат ремонт монастырского храма, ведется строительство сестринского корпуса, проектируется котельная монастыря, благоустраивается монастырская территория.

С первых дней зарождения обитель находится под постоянным попечительством и заботой архипастыря. Он вникает во все монастырские дела, следит за строительными работами, интересуется жизнью насельниц. В обители все делается по Его благословению.

В настоящее время малое число насельниц подвизается в обители во главе со игуменией Михаилой, которая занимается строительством и благоустройством обители.

Монашеская жизнь насельниц проходит неизменно в духе древней православной традиции. Обитель живёт по общежительному уставу. В монастыре ведётся духовная и хозяйственная жизнь.

Жизнь насельниц в монастыре проходит в непрестанных трудах.

Каждый выполняет кроме уставных и монашеских обязанностей ещё и особое послушание по монастырю. Послушаний, которые несут насельницы в монастыре, очень много; все они традиционны для общежительного монастыря. Насельницы трудятся на послушаниях в храме, просфорне, на клиросе, в трапезной, на огороде.

День в монастыре начинается в полшестого утра с удара колокола, который будит сестер и призывает к утреннему славословию Всевышнего.

Ровно в 6 часов начинается монашеское молитвенное правило, на котором ежедневно читается акафист Божией Матери. После молитвенного правила все прикладываются к чудотворному образу Иверской Божией Матери и мощам святых, испрашивая благословений и помощи в трудах и молитве.

Молитва, как постоянное обращение ума к Богу, сама собой вытекает из внутренних стремлений монахинь и охватывает все стороны жизни: послушание, трапеза — все начинается и заканчивается молитвой. После окончания молитвенного правила очередной седмичный священнослужитель несёт церковное послушание, совершая бдение и Божественную Литургию, панихиды и отпевания.

После службы сестры расходятся для выполнения своих послушаний. Ровно в 11 часов ударом в колокол сестры созываются в светлую монастырскую трапезную на скромный обед. Трапеза начинается и заканчивается молитвой. Во время обеда очередной насельницей обители читается житие святого или святоотеческие поучения. После трапезы сестры вновь расходятся по своим послушаниям.

В 15 часов монастырский колокол на звоннице возвещает о начале вечернего Богослужения. Как только заканчивается вечерняя служба, колокол призывает на ужин. В 2О3О начинается вечернее молитвенное правило, после которого подводятся итоги прошедшего дня и сестры расходятся по своим келиям.

Ежедневно сестры с иконой и молитвой «Богородице Дева, радуйся…» обходят обитель. Они молятся о сохранении обители и живущих в ней, о упокоении тех, кто Божьей милостью упокоился у стен монастыря.

В монастыре существует благочестивая традиция — чтение Псалтыри о живых и умерших. Совершая это древнее делание, сестры имеют от этого большую пользу и утешение, ибо чтение Псалтыри «всякий грех отгоняет, человека просвещает, всякое зло убивает».

Святыня обители — Иверская икона Божией Матери, список с древнего образа, который хранится в Греции на горе Афон в Иверском монастыре.

История афонской иконы ведёт свое начало с IХ века, когда в Византии правил император-иконоборец Феофил. Однажды царский стражник, ворвавшись в дом одной благочестивой вдовы, ударил мечом по ланитам образа Богородицы. Из раненого места истекла живая кровь. Вдова стала молиться о спасении иконы, и ей было послано указание пустить образ по морским волнам. Сама она вскоре приняла смерть за иконопочитание. Сын же ее попал на Афон, где принял иночество и поведал о чудотворной иконе. Монахи стали молить Господа об обретении иконы, и скоро им было явлено видение: в море показался огромный огненный столб. Один из непорочных старцев, отшельник Гавриил, смог пройти по воде, как по суху, и принять икону.

Тут же в честь чудотворного образа был построен храм.

Стараниями ныне покойного схиархимандрита Зосимы на святой горе Афон был заказан список с чудотворной иконы Божией Матери Иверской.

По всем канонам написания иконы (пост, молитва, обливание доски святой водой, размешивание красок святой водой, Литургии) список чудотворной иконы был выполнен насельником Свято-Пантелеимонова русского монастыря — монахом Янисом. Торжественно, с Крестным ходом икона обошла многие приходы нашего края.

Были засвидетельствованы чудеса и исцеления.

Усердием доброхотливых жертвователей и людей, получивших просимое у Божией Матери, икона была украшена золотыми венцами.

После Крестного хода икона была установлена в Свято-Иверском монастыре, к тому времени бывшем подворьем Свято-Никольского монастыря.

Сюда, к святому образу Божией Матери, каждое утро за благословением на предстоящий день приходят сестры, испрашивая помощи, заступничества и исцелений от душевных и телесных недугов.

Благодать Божия молитвами Пречистой Богородицы исходит от Ее образа на молящихся. И каждому, кто обращается к чудотворному образу с искренней верой, — кому тайно, кому явно, подается помощь, изливаются чудеса.

Второй святыней обители является мощевик с мощами святых угодников Божиих: преп. Амвросия Оптинского, Митрофана Воронежского, преп. муч. Елизаветы, преп. муч. Варвары и другие.

Дни, когда празднуется память этих святых, особо чтимые в обители.

Третьей святыней обители являются частицы (камешки) со святых мест Иерусалима.

КОНТАКТЫ

В монастырь можно доехать маршрутным такси № 9, 10, троллейбусом № 9, 10.

Остановка маршрута № 9 — Аэропорт (конечная). Остановка маршрута № 10 — ул. Огинского.

Адрес монастыря: улица Стратонавтов, 153, Донецк 83071 Украина

Сестры монастыря обращаются ко всем, кто желает внести свою лепту и помочь строящемуся монастырю — вносить свои пожертвования в иконную лавку или перечислить на р/с 26000301752089. МФО 334635. ОКОПО 26222092 филиал ГУ Проминвестбанка Украины в Донецкой области.

Свято-Касперовский женский монастырь

Свято-Касперовский женский монастырь, что под Макеевкой, образовался на месте старой психиатрической больницы. На одной из стен обители сохранилось изображение Пресвятой Богородицы, перед которым, быть может, молился когда-то тяжко больной — искавший Ее защиты и покровительства.

Свято-Сергиевский женский монастырь

Свято-Сергиевский женский монастырь, расположенный в селе Сергеевка Славянского района Донецкой области, был преобразован из приходского храма в 2002 году. В обители имеются два храма: преподобного Сергия Радонежского и мученика Виктора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *