Монофизиты армяне


Армянская Апостольская Церковь является одной из древнейших христианских Церквей.
Христианство появилось в Армении во II-III в. , став в начале IV в. (301 г. ) государственной религией.
Армянская Церковь именуется Апостольской потому, что два апостола из 12 учеников Христовых принесли в Армению Христову веру. По преданию, еще в I в. Апостолы Фаддей и Варфоломей прибыли в Армению и проповедовали там христианство. Тогда же в Армении зародились и первые христианские общины, которые распространились во II-III вв.
Апостола Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Это произошло на территории нынешней столицы Азербайджана, город Баку, на месте Девичей Башни. Ранее на месте Башни стояла христианская Церковь.

Сейчас небольшой ковчег с мощами апостола Варфоломея находится в Кафедральном Православном соборе Святых жён Мироносец в Баку. Но оснавная часть мощей покоится в Итальянском городе Беневенто.
Мощи святого апостола Фаддея покоятся в главном соборе Армении в Армянской Церкви.
Христиане часто подвергались гонениям, так как армяне в те времена исповедовали преимущественно многобожие, тяготеющее в какой-то степени к эллино-римскому политеизму.
Григорианской Церковь называется благодаря проповедям святителя Григория Просветителя (302-326) — по имени которого Армянская Апостольская Церковь часто именуется Армяно-Григорианской v армянский царь Тиридат III (287-330) принимает со своей семьей крещение. В 301 г. христианство провозглашается официальной государственной религией.

Григорий Просветитель армянами признаётся за первого Патриарха Армении.
Предание повествует о том, что св. Григорию было видение: Христос в нимбе нисходит с небес и золотым молотом указывает место, где должна быть воздвигнута первая армянская церковь.
Именно поэтому построенный здесь храм, ставший кафедральным, был назван Эчмиадзином, что на армянском языке означает «Сошел Единородный», то есть Иисус Христос.
На этом же месте, где построен собор, Григорий Просветитель несколько лет находился хаключённым пленником в яме.
Честно говоря в Армении три Эчмиадзина: уже знакомый нам город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь. На территории последнего находится резиденция Католикоса — главы Армянской церкви. Для армян Эчмиадзин — центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II: «Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям».
Впечатление паломника: —
Очень красивое, просто потрясающее место. Такое тихое, умиротворенное. Стоит попасть на службу — там очень красивое мужское хоровое пение. Внутри достаточно интересный музей — реликвии, кусочек нового ковчега, копье. Много хачкаров. Территория с какой-то потрясающей атмосферой. Ехать, кстати, не очень далеко от Еревана
Армянская церковь — близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения. Одежду для священников шьют в мастерской при Эчмиадзине. Конические клобуки характерны только Армянской Церкви.
Женщины как правило в храмах могут пребывать голой головой. Крестятся армяне слева направо, как католики, но тремя перстами, как православные. Потом прикладывают руку к груди — так больше не делает никто. Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному.
Католикос Всех Армян, Гарегин II: «С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нас с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей».
При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха. Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.
Обряд Крещения младенца совершается троекратным погружением в освященную воду, а когда холодно, омовением лица и частей тела. Все это сопровождается словами: «Сей раб Божий , пришедший от младенчества к крещению, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа…» У армян есть только крестные отцы, крестных матерей нет. Одновременно с крещением совершается миропомазание, по-армянски «дрошм», «печать». Для каждой части тела — своя молитва. К примеру, помазание ног сопровождается такими словами: «Печать сия Божественная да исправит шествие твое в Жизнь Вечную». В Армянской Церкви Крещение всегда совершается только над одним ребёнком, а не массово и каждому крещаемому уделяется примерно час время.
В Армянской церкви еще со времен Георгия Просветителя практикуются жертвоприношения, матах. Обычно в жертву приносят животных. Родился ребенок — обязательно сходи в церковь и попроси священника провести обряд. Если кто-либо из родственников умирает, то матах совершают за упокой души. В Эчмиадзине при церкви Святой Гаянэ имеется специальное помещение, где мясник закалывает жертвенных баранов и бычков. Другие христианские церкви считают матах пережитком язычества. Армяне с этим не согласны. Ведь мясо достается бедным, а кто как не Христос заповедовал любить ближнего.
Участие в обряде священнослужителя ограничено исключительно освящением соли, с которой приготовляется матах. Животное приводить в церковь запрещено, а потому оно режется жертвователем дома..
Венчаться по армянским законам можно, если невесте исполнилось 16, а жениху -18.
Армения не раз теряла государственность. Поэтому церковь для армян — символ единения. Причем не только духовного. В храм приходят чтобы помолиться, поставить свечку, а заодно пообщаться с друзьями. В позапрошлом году в Эчмиадзин съехались тысячи людей со всей страны, сотни представителей армянской диаспоры.
Раз в семь лет тут проводится обряд мироосвящения. Миро — особенный состав из благовонных веществ для священного помазания. В Армении его делают из оливкового масла, к которому добавляют специальный бальзам и 40 видов различных ароматических смесей. Компоненты варят отдельно, затем смешивают и освящают. В церемонии кроме Католикоса участвуют 12 армянских епископов. Приезжают представители Апостольской церкви из Константинополя, Иерусалима и Бейрута. Они по очереди заливают в котел ингредиенты и обязательно старое миро, оставшееся от прошлой церемонии. Считается, что в нем осталось немного масла, освященного еще самим Христом. Затем Католикос погружает в котел копье, якобы то самое, которым римский сотник Лонгин пронзил грудь Спасителя и прекратил Его страдания. Мешают миро Дланью Георгия Просветителя. Так называют раку, в которой хранятся мощи (рука) первого Католикоса Армении.
В 2001 г. Папа Римский Иоанн Павел II привез в Армению мощи первого армянского Католикоса. Пятьсот лет мощи Святого Григория Просветителя хранились в Неаполе, а сейчас находятся в кафедральном соборе Эчмиадзина. Помимо Святого копья и мощей в Эчмиадзине хранится много других святынь, почитаемых во всем христианском мире. Многие из них вывезены из Турции после резни 1915 г.

Самые драгоценные: фрагмент Ноева Ковчега — коленная чашечка Иоанна Крестителя, частица Древа Креста, на котором был распят Иисус, наконец, фрагмент тернового венца Спасителя.

В домашней молитве чаще использовался Крест. Это связано с тем, что икона должна быть непременно освящена рукою епископа святым миром, а потому она является скорее храмовой святыней, нежели непременным атрибутом домашней молитвы.
Трисвятое в Армянской Церкви каждый праздник разное. Так по воскресным дням поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, Воскрес из мертвых, помилуй нас», в Вознесения вместо «Воскрес из мертвых» добавляют «…Что вознёсся во славе ко Отцу, Помилуй нас».
Проскомидию разрешено делать как на квасном, так и на пресном хлебе. В вино воду не добавляют. Освящённый евхаристический хлеб (Тело) погружается священником в Чашу с освящённым вином (Кровью) и, преломлённый пальцами на части, подаётся причащающимся.

Монофизитская ересь. Армянская церковь

Православное вероучение исповедует во Христе две совершенные и различные природы, человеческую и Божественную. При этом мы верим в единое Лицо Христа Спасителя, в Своей Ипостаси или Личности соединившее две природы. Под природой или сущностью подразумевается единое обобщающее и видообразующее начало. Под ипостасью или лицом – конкретный индивид, обладающий присущими только ему особыми чертами. Учение о Богочеловечестве Христа догматизировано соборно и считается непреложным для всех православных христиан.

Принятию догмата предшествовали годы ожесточенной богословской полемики, несторианское заблуждение, монофизитская ересь и церковная смута, итогом которой стал раскол, отделивший от Православия часть Древневосточных церквей. Давайте более подробно рассмотрим эти события.

В начале V века умы восточных богословов волновал вопрос полноты Божественной и человеческой природ Христа. Появилось учение архиепископа Константинопольского, Нестория, утверждавшего, что Дева Мария родила не Бога, а обычного человека, в которого в момент рождения вселился Бог. По Несторию выходило, что единство личности Спасителя было лишь видимым, внешним, на самом же деле во Христе отдельно обитали две личности, человеческая и Божественная. Эти личности были разделены между собой, Божество обитало в человеке, как в сосуде или храме.

Следствием заблуждения Нестория явилось отрицание Богочеловечества Христа, умаление Его спасительного подвига, ведь раз Божественного и человеческого единства не существовало, значит человеческая природа не получала дара обожения и спасения. В 431 году, III Вселенский Собор осудил учение Константинопольского архиепископа, как ересь.

Главным оппонентом Нестория выступал свят. Кирилл Александрийский. Он сформулировал учение об ипостасном единстве человеческой и Божественной природ Христа, об их взаимном общении и взаимном проникновении. К сожалению, в его учении присутствовала недостаточная точность терминологии, он не делал разграничения между понятиями «природа» и «ипостась». К тому же, он ввел выражение «единая природа Бога-Слова, воплощенная», впоследствии перетолкованное фанатиками-еретиками в контексте исключительности Божественной природы Спасителя.

В среде фанатичных последователей учения свят. Кирилла Александрийского позднее и зародилась монофизитская ересь. Стремясь оградить православный мир от крайностей богословия Нестория, монофизиты впали в крайность ему противоположную. Если несториане считали Христа человеком, умаляя Его Божественное достоинство, монофизиты, наоборот, учили о Божественности Спасителя, в ущерб Его человечеству. Монофизиты называли Спасителя человеком, но они не рассматривали человеческое начало самостоятельным и полноценным.

Несмотря на то, что III Вселенский Собор осудил Нестория, на Соборе не удалось, в полной мере, раскрыть учение о Лице Христа. Через 20 лет, IV Вселенским Собором была обличена монофизитская ересь, но опять не было дано четкого определения в понимании единой Ипостаси Спасителя, есть ли это единая Ипостась Бога Сына или это Ипостась, появившаяся посредством соединения двух ипостасей, человеческой и Божественной. Недосказанность формулировок дала повод монофизитам ошибочно интерпретировать орос IV Собора в несторианском стиле и объявить его еретическим.

В V веке монофизитская ересь стремительно распространялась, чему способствовали неудачные попытки богословов того времени объединить идею о единой Ипостаси Христа с идеей о полноте двух природ Спасителя. Полнота природы подразумевала и отдельную личность, этой природе присущую. Поэтому признание двух полноценных природ Христа означало, по мнению монофизитов, признание и двух личностей Спасителя, что грозило уклонением в несторианство. С православной же точки зрения, монофизитское умаление человеческой природы Христа, было отрицанием Его единосущия роду человеческому и обесценивало спасительный подвиг Богочеловека, а это уже вело к евтихианству, крайнему течению монофизитской ереси.

Решением проблемы полноты двух природ Спасителя, стало введение в VI веке новых богословских терминов. Посредством трудов великих богословов своего времени Иоанна Грамматика Кесарийского, Леонтия Византийского, Леонтия Иерусалимского появились такие понятия, как «воипостасное», или «воипостасная сущность (природа)». С помощью этих терминов удалось сформулировать учение о возможности существования сложных ипостасей, состоящих из нескольких природ. Каждая из них вовсе не должна обладать собственной ипостасью, а может проявлять себя в составе единого сложного лица. К примеру, ипостась человека состоит из двух природ, духовной и телесной, каждая из которых в отдельности не может существовать самобытно. Так и в Христе, человеческая ипостась существовала не как самостоятельная личность, а как воипостасное. «Мы говорим, что человечество Спасителя не существовало в своей собственной ипостаси, но с самого начала существует в ипостаси Логоса, поскольку «Он, восприняв (плоть) в собственную Ипостась, наделил ее лицом» (свят. Леонтий Иерсалимский). Человеческая ипостась получила свое Я, стала личностью в Лице Христа, Он жил и действовал через Божественную и через единосущную нам человеческую природу.

Увы, но уврачевать церковный раскол, вызванный ересью, удалось не сразу. Десятилетия Восточную и Западную церкви раздирала смута. Еретиков поддерживали некоторые императоры. Предпринимались попытки примирить православных и монофизитов компромиссным путем и силой. К сожалению, к вероучительному разногласию, со временем, прибавились политические мотивы. Окраины Византийской империи стремились отделиться от нее и стать самостоятельными, как территориально, так и религиозно, монофизитская ересь использовалась в качестве предлога для отделения.

Стоит сказать, что монофизитство состояло из нескольких течений, представители которых отличались, как крайне радикальными взглядами (евтихианство), так и умеренными (северианство). Евтихиане исповедовали два естества во Христе до Воплощения и одно единое после него. Севериане же признавали во Христе одну ипостась, состоящую из двух сторон, человеческой, единосущной нам и Божественной. Человеческую сторону они располагали в положении, подчиненном к Божеству. Со временем монофизитское движение раскололось на множество сект, заблуждения которых принимали совсем нелепые формы. Так аффартодокеты считали Тело Христа нетленным, а агноиты утверждали, что Христос мог не знать некоторых вещей, как этого не знают обычные люди.

Большинство этих религиозных течений, запутавшись в тонкостях своего вероучения, распалось еще в VI веке. Но некоторые из умеренных монофизитских направлений существуют и сейчас. К ним относятся, не признавшие решений IV Вселенского (Халкидонского) Собора и сохранившие апостольское преемство некоторые Древневосточные церкви. Мы называем их Ориентальной семьей Древнеправославных церквей. Это Армяно-Григорианская Апостольская церковь, Коптская Православная церковь, Сиро-Яковитская церковь и др.

В заключении, хочется немного подробнее коснуться вероучения близкой нам по духу Армяно-Григорианской Апостольской церкви. Армянская церковь, хоть и не признает деяний IV Халкидонского Вселенского Собора, но, в то же время, она не считает себя монофизитской, осуждая крайнее проявление монофизитства – евтихианство.

Основным отличием вероучения Армянской церкви от Православного является исповедание армянами одной общей и единой Богочеловеческой природы Христа и одной воли, в то время, как Православные, исповедуют две природы Спасителя, «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» (Халкидонский орос) соединенные в Его Лице и две воли, Божественную и человеческую, не противоречащую Божеству, а находящуюся в гармонии с ним. Помимо вероучительных, между нами существуют и некоторые обрядовые расхождения. К примеру армяне крестятся слева направо, в то время как у нас принято осенять себя крестным знамением справа налево.

Несмотря на догматические заблуждения, будет неверно называть представителей Армянской церкви монофизитами. Монофизитство, это отрицание единосущия нам Христа по человечеству. Армянская церковь, так же, как и Православная, не сомневается в Богочеловечестве Христа, она признает Спасителя как истинным Богом, так и единосущным нам, полноценным человеком.

С V века мы не имеем евхаристического общения с Армянской церковью, то есть мы не можем причащаться с армянами из одной чаши. Армяне, желающие приступить к Православным Таинствам должны предварительно пройти специальный чин присоединения. Существует три вида чинопоследования присоединения, через Крещение, через Миропомазание и через Покаяние.

Присоединение армян осуществляется третьим чином, через Покаяние. Третий чин совершается над всеми представителями тех христианских течений, в среде которых было сохранено апостольское преемство рукоположения, но вероучение их в некоторой степени уклонилось от Православного. Таинства Крещения и Миропомазания таких церковных сообществ считаются действительными и в лоне Православной Церкви.

Хочется надеяться, что со временем догматические препятствия с нашими армянскими братьями во Христе удастся преодолеть и многовековой церковный раскол будет уврачеван.

Ирина Праслова

Некий Совет Коми отделения Левого фронта принял заявление в связи с переписью — призвать граждан в графе «национальность» написать: «Советский человек». Что это за Левый фронт — не имеет значения. Важнее другое: на его предложение могут откликнуться многие и многие.

Советский человек… Кто это?
У меня отец до обожания любит единокровцев-армян. В этом смысле он националист. Незабываемая сцена. На Красной площади он встречает французских армян и они начинают говорить на родном языке. Отец совершенно счастлив. Знакомый возглас, едва ли не с младенчества помню: «Армян по телевизору показывают!» Разумеется, лучше армян нет никого на свете. Шовинизма в этом ни на йоту. Всё, что отец мне сказал по поводу геноцида армян в Турции, — «сами виноваты, нужно было спасать друг друга, а не свои шкуры».
Исторически, конечно, это не совсем верно. Значительная часть мужчин-армян была призвана в турецкую армию, где их и убили во время резни. Там, где была возможность, — сопротивлялись. Но отца на всю жизнь потряс рассказ, услышанный в детстве. О том, как турки зашли в армянское село и начали убивать и никто не пришёл друг другу на помощь. Это его память о геноциде. Деда спас брат. Унёс в горы на закорках, сам рискуя погибнуть. Если держаться друг за друга — выживем. Если нет — нет.
Кроме того, отец мой советский человек, более того — советский солдат (ДМБ-65, артиллерийский полк, где-то близ норвежской границы). Его горестный рефрен последние двадцать лет: «Зачем СССР развалили?» Сам он собирает его из руин непрестанно. Поёт русскую песню «Эх мороз, мороз», страстно любит азербайджанскую музыку. В разгар карабахской войны купил билет в поезд «Москва — Баку». На него ходил смотреть весь вагон, потом начали подтягиваться из соседних вагонов — жали руку. Еврей найдёт у него в гостях самый тёплый приём, так же как латыш, молдаванин и др. Вспоминаю каких-то казахов, ночевавших у нас дома. Отец опекал их сына, служившего в нашем городе срочную. Все люди для отца братья, и он очень переживает, что они этого не понимают.
Мой отец советский человек ещё и потому, что дед был коммунистом, погиб в 41-м. Благодаря этому мою бабушку с детьми не выслали на Алтай в 48-м. Тогда выслали половину Джавахетии — это несколько армянских районов на грузино-турецкой границе. Армян заподозрили в том, что они могут переметнуться к туркам. Повод потрясающий — как известно, никто не испытывает столь «нежных» чувств к туркам, как армяне. После смерти бабушки отец с братом и сестрой тоже вынуждены были уехать на Алтай. В селе у них родных не осталось.
Ни от одного из армян, вернувшихся из ссылки, я не услышал ни слова упрёка за случившееся. Они слишком уважали Россию, чтобы обижаться на неё. И что-то очень важное в ссылке приобрели, став больше чем просто армянами. Кем? Советскими? Разделял ли мой дед-коммунист идеи Ленина
— Сталина? Не думаю, это было даже не второстепенно. Для него быть в партии означало служить Отечеству. Так кем же они стали? Русскими? Нет, и не русскими. Кем?
Зададимся вопросом: русский — это национальность? Нет, идея. Когда мужики Христа называли русским, они ведь не по невежеству это делали. «Русский» означало «православный». Не в узком, конфессиональном смысле. Речь о существовании невидимого образца, которому нужно следовать. И одна из особенностей русского характера — всемирность. То есть желание, чтобы все люди на земле стали русскими. Это не значит, что их надо русифицировать, завоевать. Очень хорошо уловил смысл этой особенности татарский националист и просветитель Гаспринский. Он пожелал мусульманам нравственного обрусения. Не водку, конечно, начать пить или забыть об исламе — другое.
Я постараюсь коротко сказать, как сам осознал себя русским, попросив при этом написать в паспорте «армянин» ради отца. У нас класс в Армавире был наполовину армянским. И армяне доминировали: крепче держались друг за друга, были энергичнее. Но это были дети тех, кто не прошёл через Алтай. Наверное, я мог бы с ними сойтись — и фамилия подходящая, и выгоды несомненны, — но не сошёлся. Потому что в русской половине класса был свет.
Этот свет я помнил с тех времён, когда жил на Алтае, проникался им на родине мамы в бывшей Вятской губернии, где провёл изрядную часть детства. Этот свет был в маме, когда она рассказывала мне об осаде Севастополя — Крымская война для неё будто вчера закончилась. Она говорила, сильно волнуясь: «Наши просто перешли в северную часть города. Город не сдался». Она говорила это не из национальной гордыни, у неё не было ни тени неприязни к англичанам, французам или туркам. В ней просто дышал дух моих предков, отстоявших свою мечту-идею, свою веру.
В каждом из моих русских одноклассников было множество недостатков, но вместе они были духовной силой. Русский сам по себе не существует — не потому, что он коллективист, а потому, что идеал ищет в другом человеке. Оттого умереть «за други своя» для него веками было благом. В этом его сила. Сила, которая росла тысячу лет и которую не растерять в одночасье.
Поэтому ответ на вопрос, что дала России горячая вера во Христа и искреннее следование Ему из поколения в поколение, имеет для меня не книжный характер. Всё! И даже когда слова, формы начали осыпаться, меняться, когда люди перестали понимать, в Кого верят, дух продолжал жить. Так камень сохраняет тепло после захода солнца.
А когда армянское перестало быть силой, Россия спасла Армению не просто физически — духовно, поделившись нетварным своим светом (светоносное действие Божественной благодати, явленное Иисусом Христом апостолам на горе Фавор -Ред.) За него, а не за партию погиб мой дед. Этот свет исходит от русских евреев, немцев, татар, коми — от всех, кто прошёл через духовный Алтай, кто осознал себя… Кем? Советским? Русским? Нет, впитал русский дух, не растеряв своего.
Что же такое «советский»? Что стоит за этим? То же, что стояло за словом «русский», когда верить можно было свободно, а национализма не существовало. Принадлежность к христианскому братству, следующему невидимому, не оформленному в слова идеалу. Но так как в слова он не оформлен, его оказалось возможным назвать советским. Так тепло остывающего камня можно назвать ночным. Это неточно, неправильно, но как объяснить, что тепло это не ночное, тем, кто никогда не видел Солнца. Ладно, пусть будет ночным. Главное — чтобы верили в животворность тепла, а не в достоинства холода. Пусть называют себя советскими, чтобы однажды понять, кто они на самом деле. Не русские, а — Русские.

Владимир Григорян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *