Монотеизм

Монотеистические религии определяются как вера в существование только одного Бога, создавшего мир, всемогущего и вмешивающегося во все происходящее в мире. Более широкое определение монотеизма — это вера в единого Творца. Можно различать исключительный монотеизм, как всеобъемлющий, так и множественный (политеистический), который, признавая различных божеств, постулирует некоторое базовое единство. Монотеизм отличается от генотеизма религиозной системой, в которой верующий поклоняется одному Господу, не отрицая, что другие могут поклоняться различным богам с равной степенью веры и монотеизмом, признанием существования многих богов, но с постоянным поклонением только одному божеству.

Более широкое определение монотеизма характеризуют традиции бабизма, бахаизма, Цао Дай (цаодаизма), хандоизма (чхондогё), христианства, деизма, экканкара, индуистских сект (шейвизма и вайшнавизма), ислама, иудаизма, мандейизма, растафари, сикхизма, тенгризма, тенрикё (тенриизма), езидизма, зороастризма. Также элементы домонотеистической мысли находятся в ранних религиозных формах, таких как атенизм, древнекитайская религия и яхвизм.

Определения

Монотеизм включает в себя различные Божественные концепции:

  1. Даизм принимает существование Божественного и создание мира, но Бог является лишь первопричиной. Даизм отрицает его существование как человека (теизм), а также его вмешательство и контроль над событиями в природе и обществе.
  2. Монизм. Это философское учение — начало всего. Оно характерно для индуистских философских школ северного буддизма и адвайта-веданты, а также китайского даосизма. В этих школах единая реальность является основой существующего, а дух и материя — всего лишь два из его эквивалентных аспектов.
  3. Пантеизм отождествляет Бога с природой как выражение Божества. Архаичная форма этого учения гласит: Бог во всем, что существует. Все вокруг — Бог.
  4. Панентеизм. Представляет собой убеждение, что Вселенная содержится в Боге и является его частью, но не все от Бога. Разница между пантеизмом и панентеизмом заключается в том, что, согласно первому, все есть Бог, тогда как второе понятие — это все в Боге.
  5. Существенный монотеизм характерен для местных африканских верований и по самой своей природе является формой многобожия. Африканские убеждения гласят, что существует много богов, но каждый из них является реинкарнацией определенного типа материи.
  6. Святая Троица. Христианская доктрина, которая поддерживается большинством его конфессий. Это мнение, что Бог является Святой Троицей. Бог есть существо, которое одновременно имеет три личности: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа.

Исходя из вышеперечисленного, видим, что монотеизм неоднороден.

Происхождение

Квазимонотеистические утверждения о существовании «универсального» Божества относятся к позднему бронзовому веку с «Великим гимном» египетского фараона Эхнатона к Атену. Возможная склонность к монотеизму возникла в ведический период железного века в Южной Азии. В «Ригведе» демонстрируются понятия монизма Брахмана, особенно в сравнительно поздней десятой книге, которая датируется ранним железным веком, — в «Гимне творения». Тибетская религия Бон с двадцатого века до нашей эры была первой зарегистрированной религией, которая заявила, что есть один Бог, который зовется Сангпо Бумтри. Но религия не поощряет монотеистическое поклонение Сангпо Бумтри или любому богу для спасения души, а только фокусируется на карме.

С шестого века до нашей эры зороастрийцы верили в верховенство одного Божества — Ахура Мазда как «Создателя всех» и первого существа перед всеми остальными. Но зороастризм не был строго монотеистическим, потому что он почитал других наряду с Ахура Мазда. Древняя индуистская теология, тем временем, была монистической, но не строгой в поклонении; она сохраняла существование многих богов, которые рассматривались как аспекты одного верховного Бога — Брахмана.

Многочисленные древнегреческие философы, в том числе Ксенофан из Колофона и Антисфен, верили в подобный политеистический монизм, который был близок к монотеизму, но не дотягивал до него. Иудаизм был первой религией, которая задумала понятие личного единобожия в монистическом смысле. В понятии этического монотеизма заложена мысль, что мораль исходит только от Бога и его законы неизменны. Впервые эти постулаты зародились и были внедрены в иудаизме, но в настоящее время становятся основным принципом большинства актуальных монотеистических верований, включая:

  • зороастризм;
  • христианство;
  • ислам;
  • сикхизм.

Согласно еврейской, христианской и исламской традициям монотеизм был первичным вероисповеданием человечества. Эта оригинальная религия иногда упоминается как «адамическая».

Были предположения, что авраамические религии возникли в противовес политеизму, равно греческому философскому монотеизму. Карен Армстронг и другие религиоведы и философы писали, что концепция монотеизма постепенно развивается через ряд периодически возникающих переходов — сначала появился анимизм, который превратился в политеизм, тот преобразовался в генотеизм и в итоге трансформировался в настоящий монотеизм.

Мировые монотеистические религии

Хотя все приверженцы авраамических вероучений относят себя к монотеистам, иудаизм не считает христианство монотеистическим, относя к этому понятию только ислам. Мусульманство также не признает современное христианство монотеистическим из-за христианского учения о Троице, которое, как считает ислам, не является частью первоначального монотеистического христианства, проповедуемого Иисусом. Христиане же утверждают, что учение о Троице является истинным выражением монотеизма, сославшись на то, что Троица состоит не из трех отдельных божеств, а трех лиц, существующих единосущно (как одна форма) в виде одного. Рассмотрим мировые конфессии.

Иудаизм

Иудаизм был первой монотеистической религией. Главной особенностью еврейской веры является вера в единого абсолютного, справедливого, всезнающего, всемогущего, любящего и предусмотрительного суверенного Бога. Он создал Вселенную и выбрал еврейский народ, чтобы выявить заветы, содержащиеся в десяти заповедях, и ритуальные предписания — третьи и четвертые книги Торы. Правила, полученные из таких текстов и устной традиции, составляют руководство еврейской жизни, хотя их выполнения варьируются между различными группами практикующих. Иудей Моисей был величайшим, главным и непреодолимым пророком всех времен.

Одна из характеристик иудаизма, которая отличает его от других монотеистических религий, заключается в том, что она рассматривается не только как конфессия, но и как традиция и культура. Другие религии превосходят различные нации и культуры, в то время как иудаизм становится верованием и культурой, задуманной для конкретных людей. Иудаизм не требует, чтобы неевреи присоединились к еврейскому народу или приняли свою религию, хотя новообращенные признаются евреями во всех смыслах этого слова.

Христианство

Среди ранних христиан были значительные споры о природе Бога, некоторые отрицали воплощение, но не божество Иисуса (докетизм), другие позже призывали к арианской концепции Бога. Этот христианский вопрос должен был стать одним из пунктов, рассмотренных на первом Никейском соборе.

Первый Никейский собор, состоявшийся в Никее (современная Турция), созванный римским императором Константином I в 325 году, был первым экуменическим советом епископов Римской империи, и в наибольшей степени это привело к появлению первой формы христианской доктрины, называемой Никейским Символом веры. С определением вероисповедания был создан прецедент для последующих экуменических советов епископов (синодов) для создания утверждений веры и канонов доктринальной ортодоксии, целью которых является определение общего вероучения для церкви. Одна из целей совета заключалась в разрешении разногласий над природой Иисуса по отношению к Отцу, в частности, являлся ли Иисус той же субстанцией как Бог Отец¸ или просто схожие формы. Все, кроме двух епископов, склонились к первому варианту.

Христианские ортодоксальные традиции (восточные православные, католики и большинство протестантов) следуют этому решению, которое было подтверждено в 381 году на Первом Совете Константинополя и достигло полного развития благодаря работе каппадокийских отцов. Они считают Бога триединой сущностью, называемой Троицей, состоящей из трех «лиц»:

  • Бога Отца;
  • Бога Сына;
  • Бога Святого Духа.

Христиане в подавляющем большинстве утверждают, что монотеизм занимает центральное место в христианской вере, поскольку Никейский Символ веры, который дает православное христианское определение Троицы, начинается: «Я верю в одного Бога».

Другие христианские религии, такие как унитарный универсализм, свидетели Иеговы, мормонизм, не разделяют эти взгляды на Троицу.

Ислам

В исламе Аллах — всемогущий и всезнающий создатель и судья Вселенной. Аллах в исламе является строго сингулярным (Таухид), уникальным (Вахид) и по своей сути одним (Ахад), всемилостивым и всемогущим. Аллах существует без места, и Коран утверждает, что «никакое видение не охватит его, но он охватывает все видения. Бог — это понимание». Аллах — единственный Бог, и ему поклоняются в христианстве и иудаизме.

Ислам возник в VII веке нашей эры в контексте как христианства, так и иудаизма с некоторыми тематическими элементами, похожими на гностицизм. Исламские убеждения утверждают, что Мухаммад не приносил новую религию от Бога, но она та же самая, которую практиковали Авраам, Моисей, Давид, Иисус и все другие пророки. Утверждение ислама состоит в том, что послание Бога было повреждено, искажено или потеряно с течением времени и Коран был отправлен Мухаммаду, чтобы исправить потерянное послание Торы, Нового Завета и предыдущих Священных Писаний от Всевышнего.

Индуизм

В качестве старой религии индуизм наследует религиозные понятия, охватывающие:

  • монотеизм;
  • политеизм;
  • панентеизм;
  • пантеизм;
  • монизм;
  • атеизм.

Его концепция Бога сложна и зависит от каждого человека, а также традиции и философии.

Индуистские взгляды широки и варьируются от монизма через пантеизм и панентеизм к монотеизму и даже атеизму. Индуизм нельзя назвать чисто политеистическим. Индуистские религиозные лидеры и основатели неоднократно подчеркивали, что, хотя Божьих форм много, и путей общения с ним много, Бог один. Пуджа мурти — способ общения с абстрактным Богом (Брахмой), который создает, поддерживает и растворяет создание.

Зороастризм

Зороастризм сочетает в себе космогонический дуализм и эсхаталогический монотеизм, который делает его уникальным среди религий мира. Зороастризм провозглашает эволюцию во времени от дуализма к монотеизму. Зороастризм является монотеистической религией, хотя часто рассматривается как дуалистическая, за его веру в ипостаси хорошего Ахура Мазды (творческий дух) и злого Ангру Майнью (деструктивный дух).

Зороастризм когда-то был одной из крупнейших религий на Земле как официальная религия Персидской империи.

Рассмотрев монотеистические верования, мы видим, что в некоторых системах схожие божества, выполнявшие одинаковые функции, отождествлялись в одно целое.

См. радел: ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ РЕЛИГИИ

  • Два «монотеизма» В.Н. Лосский
  • Библейский монотеизм протопр. Борис Бобринский
  • Политеизм, пантеизм и монотеизм диакон Андрей
  • Политеизм и два монотеизма архим. Алипий (Кастальский-Бороздин)
  • Один и тот же Бог у христиан, иудеев и мусульман?
  • Ислам в сравнении с христианским монотеизмом C.А. Сергеев

Монотеи́зм – 1) вера в единого Бога; 2) учение о едином Боге.

К монотеистическим религиям относят религии, разделяющие представления о сверхтварном Творце и Создателе мира (христианство, иудаизм, ислам).

Вместе с тем монотеистические религии совсем неоднородны. Представления о едином Боге развиваются ими совершенно неодинаково. Если христианство глубоко и всесторонне раскрывает жизнь единого Бога, содержит целостные представления о Его сверхтварном бытии и Его отношении к созданному Им миру и человеку, то прочие формы монотеизма довольствуются отвлеченной констатацией единобожия.
Поэтому среди монотеистических религий целесообразно выделить конкретный (христианский) и абстрактный (прочий) монотеизм, признав истинность и последовательность только за первой формой монотеизма, всесторонне конкретизирующей жизнь Бога и Его отношения к тварному миру.

Последовательным монотеизмом может быть названа только религия глубоко и всесторонне раскрывающая жизнь единого Божества.

Так, очевидно, недостаточно сказать, что Бог един («Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» Иак. 2:19). К этому положению необходимо добавить, что Он есть единая Личность. Но и этот тезис нуждается в дальнейшем раскрытии, поскольку единая Личность нетварного Бога отличается от тварной человеческой личности, должна существовать непостижимым, превышающим ее тварный разум образом.

Христианство учит о том, что Бог един, утверждает Его единосущие (Бог един по существу). К этому положению оно добавляет положение о личной природе Божества, учит, что Бог есть Существо личное. Но оно избегает антропоморфизма, когда учит о Боге едином по существу и троичном в Лицах – Святой Троице нераздельной и неслиянной, образ бытия Которой превышает человеческий разум.

Очевидно, недостаточно сказать, что Бог есть Творец мира. Необходимо раскрыть Его творческое отношение к тварному миру, ответить на вопрос: «Как Бог творит мир?». Если мы оставим этот вопрос в стороне, то можно допустить, что мир создается из Самого Божественного бытия, то есть он равен нетварному Богу. А этот тезис уже означает язычество.

Христианство учит о том, что Бог творит мир из ничего. Он создает его не из Своей сущности, а вызывает из небытия одной силой Своей мысли и воли. Это учение утверждает иносущие (иноприродность) Бога и мира, решительно разделяет тварное и нетварное бытие, закрывает путь обожествления преходящих явлений тварного мира, и мира как целого.

Если Бог личен, то Он может искать единения с личностью человека и, как Всемогущий, достигать этого единения, раскрывая человеку Самого Себя. Вне единения Бога и человека познание Бога останется неполным. Как глубоко это единение и в каком Человеке оно осуществилось во всей полноте? Если монотеизм не даст ответы на эти вопросы, то он будет утверждать совершенную непознаваемость Бога для человека. А такое утверждение означает отрицание монотеистического знания по существу.

Христианство учит о том, что Бог стал человеком в Богочеловеке Иисусе Христе. Воплощение Бога открывает путь Богопознания. Воплощение Бога являет человеку возможность соединения с Богом, делает его сыном Божьим. Такое соединение осуществляется Божественной благодатью Святого Духа, ведущей христианина к благодатному единению со своим Творцом – обожению.

См. ПАНТЕИЗМ, БОГОСЛОВИЕ, ТВОРЕНИЕ ИЗ НИЧЕГО

Иудаизм — монотеистическая религия. Она не только проповедует самосовершенствование, но и призывает помогать ближнему.

Монотеизм (Единобожие)

Монотеизм, или Единобожие — учение о Едином Б-ге, Творце Вселенной. Идея Единства Б-га легла в основу иудаизма, первой монотеистической религии, где Б-г представляется как Единый Источник всего, Единственный Творец и Владыка мира. Монотеизм сложился в эпоху всеобщего идолопоклонства, и потому идею монотеизма о Единстве и Единственности Б-га можно смело назвать уникальной, а монотеизм иудаизма — уникальным путем еврейского народа на протяжении уже многих веков. Первооткрывателем этого монотеистического пути считается Авраам, первый праотец еврейского народа. Впоследствии, через 15-20 веков, на почве иудаизма выросли и другие мировые монотеистические религии — христианство и ислам. Вместе они называются «авраамические» религии, т. к. в их основе — один и тот же корень, «посаженный» когда-то праотцом Авраамом.

Единство Творца — основа Иудаизма

Представление о наличии множества богов — «племенных» или олицетворяющих различные силы природы, или просто двух — Добра и Зла — это взгляд политеизма, язычества, и полностью противоречит еврейской философии. Провозглашая «Шма Исраэль», еврей утверждает две вещи: что Вс-вышний — НАШ Б-г и что Он при этом ОДИН. Как это понимать? Что, у других народов нет Б-га?

Постулат об абсолютном единстве Б-га — основной принцип Иудаизма. Этот очень сложный философский вопрос осложняется ещё и тем, что наш разум не способен воспринимать вещи, выходящие за рамки привычного нам мира. Но, даже оперируя привычными понятиями, думающий человек может понять, что мир создан и управляется Единым Разумом. Во всём устройстве мира царит гармония, все силы действуют слаженно и предсказуемо, дополняя и ограничивая друг друга. Весь мир представляет собой единую систему, из которой нельзя исключить ни одного элемента без того, чтобы разрушилось всё его существование. Всеми процессами управляют одни и те же принципы, называемые «Законами природы». Но почему именно эти? Кто «издал» законы природы и следит за их скрупулёзным выполнением?

Наука не в состоянии ответить на эти вопросы. Вот что писал Исаак Ньютон, который, как и большинство великих учёных прежних времён, не только занимался исследованием мира, но и стремился докопаться до глубинных причин его существования: «Вы не найдёте во Вселенной места, где между любыми двумя точками не действовали бы силы: притяжения или отталкивания, электрические или химические… Я вижу в этом вездесущие Б-га».

Можно возразить, что Ньютон был «так воспитан», что он видел, а мы «воспитаны» так, чтобы не видеть. Но факт остаётся фактом: сегодня к вере намного легче приходят люди, связанные с естественными и точными науками, т.е. знающие об устройстве мира и управляющих им законах, чем гуманитарии, у которых в голове есть множество отвлечённых «идей», но нет чёткой картины мира…

Праотец Авраам — провозвестник монотеизма

Наш праотец Авраам был первым человеком в мире, который сам, эмпирическим путём дошёл до идеи существования и единства Творца. Именно его принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре.

Рассказывают, что Авраам пришел к идее Б-га, наблюдая за природой: такой гармоничный и целесообразный мир не мог возникнуть сам по себе, случайно. Скорее всего, существует некая сила, которая запланировала и создала этот мир.

По источникам Устной Торы мы можем примерно восстановить ход его мысли.

Человеческое мышление различает между явлениями и их причинами, причем причина не отождествляется с самим явлением. Когда ученый говорит, скажем, о гравитации, он подразумевает, что нечто, из-за чего предмет падает вниз, отличается от самого падающего предмета. Падающее яблоко — это одно, а причина, из-за которой оно падает, сила гравитации, — это совсем другое.

Причины не тождественны явлениям, они — совершенно другая категория, другой этаж реальной действительности.

Если мир — материален и ограничен законами материи, то его причина должна быть абсолютно отделена от этого мира, не являться никакой его частью, и, кроме того, следуя логике — быть совершенно нематериальной. На нее не распространяются ограничения материи, такие как ограниченность в пространстве и времени.

Она вне нашего мира, как писатель вне мира персонажей своей книги.

Итак, у мира есть Первопричина. Мир был когда-то создан. Так мы подходим к идее того, что у мира есть Творец, который зачем-то (пока мы не знаем, зачем) создал нашу Вселенную.

Важное замечание. Если мы попытаемся «определить» Всевышнего, используя какие-то категории, как мы описываем объекты нашего мира (камень — холодный, твердый, черный, на ощупь шершавый и т.д.), то у нас ничего не получится. Определения можно дать только конечным объектам. Само слово «определение» (на иврите агдара, от слова гадер — ограда, забор; по-русски — предел, граница) предполагает, что, называя объект, мы его выделяем из множества прочих объектов. Определение помогает мне выделить данный объект из множества других, которые не подходят этому определению.

Безграничное и бесконечное определить нельзя. При наших попытках»описать» Всемогущего мы говорим, чем Он НЕ является. Например: Он безграничен, т.е. Он не является ничем, что ограничено. Можно сказать по-другому: мы смотрим на конечные, ограниченные во времени и пространстве существа и тела нашего мира, и отмечаем, в чем проявляется их ограниченность.

Часто возникает другая, чисто языковая проблема. Про Творца говорить глаголами — решил, захотел, создал, сделал — следует очень осторожно, чтобы не вложить в них привычные нам реалии. Мы употребляем глаголы применительно к Нему только из-за бедности наших языковых ресурсов и ограниченности нашего опыта.

Та картина мира, о которой говорил Авраам, шла вразрез с картиной его современников.

На уровне логики возразить Аврааму было нечего. Но сложность здесь была не интеллектуальная, а психологическая. Отказаться от язычества означало отказаться от очень удобного образа жизни. Если нет единого начала мира, тогда нет и единого смысла, единой цели его существования.

Когда богов — много, фундаментальный поиск ответов на вопросы «зачем существует мир» или «какова моя задача в нем» — бессмыслен, ведь единого, верного ответа на такие вопросы не существует. На первый план выходит другой вопрос: «как лучше устроится в жизни». Во власти каждого из богов находится какой-то один жизненно важный вопрос: солнце, дождь, коммерция, война, любовь. Для того чтобы лучше прожить, надо только угодить богам знакомыми человеку способами.

Говоря, что Авраам открыл единого Творца, мы имеем в виду следующее: Авраам открыл, что существует только один Творец, бытие Которого не зависит ни от какой другой причины кроме Него Самого. Т.е. Его существование ничем не обусловлено, а стало быть, абсолютно. Но существование всего остального — всего, кроме Него — обусловлено исключительно Его волей.

Это очень важно, поэтому повторим: нет в мире ничего и никого, что существовало бы само по себе вопреки Его желанию. Нет ничего и никого, кто может препятствовать Его безграничной воле. Любое создание, проявляющее какую бы то ни было силу, обладает ею только потому и только в той мере, что Всевышний наделил его этой силой.

Народ Авраама

Авраам готов был идти в огонь, защищая свои убеждения. За преданность Авраама, доказанную во многих испытаниях, Творец мира объявил ему, что от него произойдёт особый народ, у которого будут близкие отношения со Вс-вышним. Не такие, как у других народов.

Народы мира могут рассчитывать на Его помощь и просить о ней, если выполняют основные требования — 7 заповедей сыновей Ноаха.

К еврейскому народу — намного больше требований (613 заповедей), и его могут строго наказывать за их нарушение. Но он может и рассчитывать на особые, близкие, доверительные отношения со Вс-вышним. Поэтому мы говорим, что Он — наш Б-г. Царь — для всех, и для нас тоже, а Отец — только для нас.

Однако, необходимо помнить, что любой нееврей, который захочет таких отношений, может принять на себя 613 заповедей — читайте материал по теме Гиюр, принятие еврейства.

Тот, кому необходимы эксперименты, чтобы во всём этом убедиться, может посмотреть на историю нашего народа. Это самый грандиозный эксперимент, подтверждающий существование Вс-вышнего и Его особую связь с еврейским народом. Как сказали наши Мудрецы: «Овца среди семидесяти волков — разве может она уцелеть? — Только если у неё есть пастух, который её охраняет!».

Две тысячи лет наш народ в изгнании. Две тысячи лет нас преследуют, убивают, изгоняют из разных стран и — нет нам покоя даже в своей стране. Крестовые походы, инквизиция, резня во времена Хмельницкого, Катастрофа европейского еврейства, — от нас давно ничего не должно было остаться. Все народы, существовавшие во времена нашего зарождения, полностью изменили свой облик, некоторые исчезли, оставив только «археологические объекты». Все народы сменили свою религию с распространением христианства, ислама и буддизма. И только мы, вопреки всем ожиданиям и желаниям окружающих народов, продолжаем упорно держаться своей веры и так же, как три тысячи лет назад, провозглашаем: «Шма Исраэль!».

Иудаизм — одна из мировых религий

Большинство ученых перечисляют пять основных мировых религий: иудаизм, индуизм, буддизм, ислам и христианство.

Все религии утверждают, что они способствуют росту духовности и внутренней гармонии человека. Хотя всегда ли это так, — можно спорить. Большинство религий базируется на священных текстах, говорит о вере, устанавливает институт молитвы. В чем же уникальность иудаизма?

Очевидно, что иудаизм это единственная религия, которую еврейский народ исповедовал на протяжении всей своей истории, что позволило ему пережить бесчисленные опасности. Другие религии восприняли принципы и обряды иудаизма — первой монотеистической религии.

Рассмотрим, чем же иудаизм отличается от остальных религий.

Индуизм

а) Индуизм (или Брахманизм) — древняя восточная религия, историческим центром которой является Индия. Индуизм политеистичен, он насчитывает 30 миллионов богов, каждый из которых наделен особой властью, положительным или отрицательным влиянием.

Иудаизм же признает лишь одного всемогущего Б-га.

Индуизм учит поклоняться некоторым живым существам, как, например, корове, считая их божественными, тогда как иудаизм учит поклоняться только Б-гу.

Индуизм считает мир иллюзией, а жизнь по сути своей — злом, тогда как иудаизм считает мир добром, т. к. он был создан милостью Всевышнего.

Индуизм утверждает, что конечной целью жизни является освобождение от непрерывного цикла смерти и возрождения, что внутренняя сущность человека (атман) воплощается в разных поколениях, пока окончательно не очистится от греха.

Практическим следствием этой веры является кастовая система, то есть представление, что некоторые люди от природы неполноценны в сравнении с другими, так как грешили в своих предыдущих воплощениях.

Кастовая система столетиями препятствовала включению так называемых «неприкасаемых» в жизнь общества, причем не из-за их собственных проступков, а исключительно потому, что им, якобы, присуща нечистота.

Иудаизм, напротив, подчеркивает единство еврейского народа. Хотя в нем существуют разные группы (коэны, левиты, исраэлиты), их различия касаются лишь разных способов служения Б-гу. В обществе о евреях судят не по их происхождению, а по делам. Даже выходцы из самых скромных и бедных семей могут стать уважаемыми учителями.

Буддизм

б) Буддизм — религия множества народов Юго-Восточной Азии, включая и Китай (а в несколько измененной форме — синтоизм — и Японию). Существуют различные течения буддизма, такие как зен, хинаяна, махаяна.

Первоначально буддизм был создан разочаровавшимся индуистом по имени Гаутама, учившим вере в непрерывное перерождение (карма). Он заимствовал в индуизме представление о том, что низкое положение человека в обществе указывает на его грехи в предыдущей жизни. Единственный способ для человека избавить свою душу от постоянных перевоплощений, учил Гаутама, это следовать в жизни Среднему Пути, подчинив все желания своей воле.

Человек должен вести жизнь согласно восьми принципам, делая упор на размышлении и контроле разума, что, по его утверждениям, должно приводить к высшему духовному уровню — нирване.

Хотя иудаизм, несомненно, и рекомендует духовное самосовершенствование и говорит о «среднем пути», он также проповедует заботу о ближнем, а не полное погружение в себя. Он утверждает, что человек создан для действия на земле и что каждый еврей обязан помогать ближнему продвигаться в социальной и религиозной областях. Погружение в себя и игнорирование других людей — не что иное, как простой эгоизм.

Кроме того, иудаизм уделяет гораздо большее внимание соблюдению законов, то есть конкретным способам служения Б-гу и исполнения Его воли. Со своей стороны, буддизм не признает никаких богов, и связанные с ним ритуалы в основном базируются на суевериях.

Ислам

Ислам: как и в случае с буддизмом, основные принципы этой религии были сформулированы человеком из плоти и крови, которого на этот раз звали Мохамед. До его появления арабы были анимистами и политеистами.

Мохамед, живший в Медине, попав под сильное влияние евреев и христиан, принял монотеизм, перенял некоторые ритуалы и обычаи евреев, такие как молитва несколько раз в день, воздержание от свинины, пожертвования бедным, соблюдение поста, называемого у арабов Рамаданом.

Несмотря на то, что история ислама не отмечена чудесными Б-жественными откровениями, которые отличают еврейскую историю, Мохамед считал себя пророком Б-га. Он сократил перечень требований, предъявляемых к мусульманам, и в исламе отсутствует всеохватывающий свод законов, составляющий основу иудаизма.

Возможно, самым важным отличием иудаизма от ислама является то, что приверженцы последнего стараются силой обратить в свою веру весь остальной мир. Уже при жизни Мохамеда его последователи начали поход с целью распространения ислама. Мусульмане завоевали значительную часть восточного мира и были близки к покорению Европы; большинства своих побед они добились кровопролитием. Те, кто отказывались обратиться в ислам, подвергались дискриминации.

Сказанное относилось и к евреям, которых Мохамед сам предполагал обратить и которые вызвали его гнев, когда отказались сделать это.

Постоянно прибегая к силе для обращения иноверцев, ислам приобрел агрессивность, совершенно не свойственную иудаизму. Последователи иудаизма не только не побуждают других к изменению веры, но, наоборот, стараются предостеречь тех, кто неискренен в своих устремлениях. Иудаизму чуждо использование силы для расширения своих рядов.

Христианство

Христианство: существует множество различных видов христианства, и каждый подчеркивает особый характер своей веры. Однако все они берут свое начало в проповедях еврея по имени Иисус, изложенных другим евреем по имени Шаул (позже Павел). Христиане, несомненно, заимствовали многие принципы иудаизма, а некоторые течения утверждают, что они унаследовали титул Избранного Б-гом Народа, принадлежавший вначале евреям.

Христиане приняли Пятикнижие Моше, назвали Танах «Ветхим Заветом» и утверждают, что «Новый Завет» является его естественным продолжением.

Однако евреи отрицают эти притязания и по-прежнему считают, что они остаются тем, чем были всегда: Избранным Народом Писания, и что со времен дарования Торы не произошло ничего, что изменило бы это положение.

Центральным моментом является вопрос о статусе одного еврея, Иисуса. Христианство утверждает, что этот человек был на самом деле не только еврейским Машиахом (Мессией), но истинным сыном Б-га (и, следовательно, частью Самого Б-га). Христиане утверждают, что он умер, дабы искупить грехи человечества и снова появиться на земле во время Второго Пришествия.

В качестве последователей этого человека христиане считают себя новыми поборниками воли Б-жьей на земле, и некоторые из них полагают целью своей жизни обратить в христианство как можно больше людей.

Евреи же, уважая концепции любви и мира, которые, как утверждает христианство, лежат в его основе, отвергают утверждение о том, что Иисус не был обычным человеком, погибшим на кресте. (Мы рассмотрим причины такой точки зрения далее).

Евреи считают, что вера в Иисуса неуместна, и человек должен молиться Самому Б-гу. Евреи не нуждаются ни в каких посредниках между ними и Б-гом, они не верят также, что человек может достичь искупления только через Иисуса. Добиться искупления грехов можно через молитву (Малахим 8:33—34), благотворительность (Теилим 21:3) и раскаяние (Ирмеяу 36:3) — путем прямого общения с Б-гом.

Практически главное различие между двумя религиями состоит в том, что иудаизм принимает Тору целиком, а христианство — нет. Несмотря на то, что Иисус был евреем и проповедовал преданность законам Торы («Не думайте, что я пришел, чтобы отменить Закон Пророков; я пришел не отменить, а исполнить его… Всякий, кто нарушит хоть самую малую из этих заповедей и будет учить этому людей, последним будет в Царствии Небесном» — Матфей 5:17—19), в наше время христиане не соблюдают многих законов Торы: кашрута, тфилин, мезузы, Шабата (Субботы) и других. Павел, фактически создавший христианскую религию, считал, что законы Торы слишком трудны для среднего христианина. Вместо заповедей христианство предлагает идеи веры и любви и считает, что этого достаточно, чтобы сделать человека хорошим.

Заповедь «Возлюби ближнего»

Иудаизм, конечно, соглашается, что любовь и вера необходимы для нравственного оздоровления человека: именно Тора является источником заповеди «Люби своего ближнего» (Ваикра 18:19). Однако иудаизм утверждает, что общего пожелания быть добрым и любящим само по себе недостаточно. Человек легко может объявить себя верующим, но при этом давать волю своему животному началу. Человек может сказать: «Я люблю», а после этого совершить насилие и прелюбодеяние.

Христиане едва ли оставались верны своему кредо. На протяжении веков бесчисленное множество евреев было убито за то, что они — «губители Иисуса», множество других погибли в результате жестоких попыток насильственного обращения их в христианство.

Тора устанавливает более упорядоченные, конкретные рамки проявлений любви и доброты. «Если будет в твоей среде бедняк… со всей щедростью открой ему свою руку и ссуди ему все, в чем он нуждается».(Дварим 15:7—8). «Да не будет так, что ты увидишь осла своего брата или его вола, упавших на дороге, и скроешься от них; поднять ты должен вместе с ним» (Дварим 22:4).

Существуют особые законы благотворительности, гостеприимства и помощи больным. Детализируя способы, которыми человек может делать добро, Тора гарантирует положительный результат, даже когда, человек не задумывался о цели своих действий. Вот почему Тора — не книга суровых ограничивающих законов, а законодательство, укрепляющее любовь и делающее человека лучше.

Кроме того, иудаизм утверждает, что эти и другие законы Торы вечны, и от них нельзя отказаться ни при каких обстоятельствах. Их соблюдение гарантирует, что человек будет выражать свою веру в Б-га в конкретных, позитивных делах.

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что иудаизм отличается от других религий не только тем, что является традицией, которая привела к сохранению еврейского народа на протяжении столетий, но также и тем, что он всегда отстаивал веру в Единого Б-га, приверженность четким законам Торы, а не туманным верованиям, способствовал не только самосовершенствованию, но и активной помощи другим, и никогда не пускался в воинственные крестовые походы для обращения иноверцев.

Это единственный план жизни, идущий непосредственно от Б-га.

Как отмечал рав Шимшон Рафаэль Гирш, в других религиях человек тянется к Б-гу, но в иудаизме — Б-г протягивает руку человеку.

1. Соотношение понятия и определения:
Карма — Неизбежное воздаяние человеку в последующей жизни за поступки в жизни предыдущей
сансара — Круговорот перерождений существ в мире страдания
нирвана — Понятие, не имеющее однозначного толкования, но в любом случае это – конец страдания
Бодхисаттва — Человек, достигший состояния Будды, но оставшийся среди людей, чтобы оказывать им помощь
Сутта-питака — Часть буддийского канона, содержащее популярное изложение учения Будды в форме притч, легенд и т.п.

2. Раскол русского православия на никонианское и старообрядческое произошел в …
начале XVIII в.
середине XVII в.
период правления Иоанна Грозного
период правления Петра I

3. Реформация — это …
социально-политическое движение XVI в. против феодализма, выступавшее в религиозной форме
широкое антикатолическое движение в Европе XVI в.
движение за коренную реформу католической церкви, в ходе которого возник протестантизм

4. Религиоведение включает … религии.
историю
экономику
феноменологию
философию

5. Оккультные учения
теософия
кришнаизм
Агни-йога
иеговизм
антропософия

6. Буддизм возник в …
Палестине, I в. н. э.
Аравии, VII в. н. э.
Персии (Иране), VII в. до н. э.
Индии, VI в. до н. э.

7. Первая монотеистическая религия
зороастризм
иудаизм
фетишизм
индуизм

8. Особенности, характерные для «южной ветви» буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв

9. Направление буддизма, в наибольшей степени сохранившее особенности первоначального буддизма, т. е. является ортодоксальным
ваджраяна
махаяна
хинаяна
ламаизм

10. Особенности, характерные для «северной ветви» буддизма:
достижение нирваны возможно только для монахов
достичь нирваны может любой последователь Будды
число Будд очень ограничено
число Будд очень велико
достичь нирваны можно исключительно личными усилиями
для достижения нирваны можно опереться на помощь Бодхисаттв

11. Первоначально христианство было одной из сект …
даосизма
иудаизма
индуизма
зороастризма

12. Место и время возникновения христианства:
Китай, VI в. до н. э.
Иран, VII в. до н. э.
Аравия, VII в. н. э.
Палестина, I в. н. э.

13. Ислам возник в …
VII в. н. э. в Аравии
I в. н. э. в Палестине
X в. н. э. в Иране
VII до н. э. в Иране

14. Поклонение множеству богов характерно для …
монотеизма
генотеизма
политеизма

15. Тенденция к монотеизму впервые проявилась в древнем(ей) …
Иудее
Египте
Греции
Иране

16. II Ватиканский собор работал в …гг.
1549-1563
1869-1870
1962-1965
1978-1980

17. Характерные признаки секты:
фиксированное членство
отсутствие особого священства
широкое объединение
тенденция к изоляции от мира
деление верующих на мирян и духовенство

18. Римский император, прекративший гонения на христиан
Доминициан
Константин
Нерон
Веспассиан

19. Соотношение понятия и его разъяснения:
римская курия — Название церковного правительства в Ватикане
униатство — Церковное течение, основанное на союзе некатолических церковных организаций с католической церковью на условиях их подчинения Папе Римскому и признания собственных католических догматов
примас — Глава национальной церкви в католическом мире
конфирмация — То же, что «миропомазание» в православной церкви
иезуит — Член крупнейшего католического монашеского ордена

20. Соотношение понятия и определения:
Фетишизм — Наделение сверхъестественными свойствами неодушевленных предметов
Тотемизм — Вера в существование кровнородственных связей определенных групп людей с определенными животными или растениями
Анимизм — Вера в существование многочисленных духов, одухотворение явлений природы

21. Догматы, отсутствующие в исламе:
о рае и аде
о Чистилище
о Страшном Суде
о переселении душ
о божественном предопределении
о воскрешении из мертвых

22. Соотношение понятия и определения:
Религия — Сфера духовной жизни, основанная на вере в сверхъестественный личностный идеал высшей истины
Магия — Собрание волшебных формул и ритуалов, имеющих целью установления связи с потусторонними силами
Мистика — Использование любых средств для достижения непосредственного общения с высшей силой, полного слияния с ней

23. Для нетрадиционных религий характерно:
коллективные формы культа
авторитарный лидер
синкретический характер вероучения
оппозиционность к господствующим ценностям и идеалам

24. Датой разделения христианской церкви на православную и католическую считается … год.
1988
1054
1216
1596

25. Характерным для мировых религий не является …
приоритет учения над культом
развитая система этических предписаний
обязательное жертвоприношение
обожествление высших властителей
развитое учение о загробном воздаянии

26. Формами православного культа не является
возжигание свечей
принесение в жертву животных
поклонение мощам
чтение молитв
песнопения в сопровождении органа

27. К функциям религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация

28. Частью Священного Предания в православии является …
Евангелия
жития святых
Апокалипсис
деяния I Великого собора

29. Международное право признает возможным ограничение свободы совести со стороны государства, если это необходимо для охраны …
существующего политического режима
общественной безопасности
здоровья других граждан
общественного строя
общественной морали

30. Догматы, являющиеся отличительными особенностями католического вероучения:
о Троице
о Чистилище
о запасе добрых дел
о посмертном телесном вознесении Девы Марии
о единой, святой, соборной апостольской Церкви

31. Мировые религии
христианство
иудаизм
тотемизм
буддизм
индуизм
ислам

32. Религиозные течения, не имеющие отношения к протестантизму:
англиканство
униатство
арианство
лютеранство
кальвинизм
хасидизм
баптизм

33. Два вида статуса церкви в государстве:
частная церковь
государственная церковь
режим отделения церкви от государства и школы от церкви
национальная церковь

34. Вопрос, несогласие по которому привело к расколу мусульман в VII в. на
суннитов и шиитов:
о признании свободы воли человека
об источниках шариата
о том, кто может быть верховным правителем правоверных
о составе «столпов веры» ислама

35. В России буддизм исповедуют …
татары
тувинцы
чуваши
калмыки
буряты
якуты

36. Соответствие арабского термина ислама и его объяснения:
Хадж — Один из «столпов веры» ислама, предписывающий путешествие в Мекку
сунна — Собрание кратких рассказов из жизни пророка Мухаммада
шариат — Исламское религиозное законодательство
хиджра — Переселение пророка в Медину, от даты совершения которого ведется

37. Христианская часть Библии именуется … Завет.
Ветхий
Воплощенный
Божий
Новый

38. II Ватиканский собор утвердил курс на …
приспособление церкви к реалиям современного мира
ужесточение борьбы с еретиками
укрепление в церкви традиций и консервативных основ.

39. Папское государство именуется …
Андорра
Ватикан
Монако
Сан-Марино

40. В состав Нового Завета входят …
Песнь Песней
Евангелие от Марка
Апокалипсис
Псалтирь
Деяния апостолов
Книга пророка Исайи

41. Суть своего учения Будда выразил в …
«десяти заповедях»
«восьми благородных указаниях»
«четырех благородных истинах»
«восьми ступенях нирваны»

42. Особенности протестантизма
принцип «всеобщего священства»
признание Священного Писания единственным источником вероучения
непризнание икон, «мощей святых», монашества
отказ от обряда крещения

43. Социальная роль религии определяется на каждом историческом этапе тем, способствует ли она общественному прогрессу или препятствует ему. – Данная точка зрениям принадлежит …
фрейдизму
позитивизму
марксизму
оккультизму

44. К таинствам относится:
крестный ход
брак
исповедь
молитва
отпевание умершего
миропомазание
крещение
проповедь

45. К структуре религии относится …
сознание
мировоззрение
компенсация
деятельность
организация

46. Соответствие протестантского течения и только ему присущего вероучительного положение:
Пятидесятничество — Учение о крещении Св. Духом
Иеговизм — Отрицание догмата о Троице
Адвентизм — Отрицание бессмертия души

47. Соответствие исторического лица и страны его деятельности:
Ян Гус – Чехия
Джон Уиклиф – Англия
Жан Кельвин – Швейцария
Мартин Лютер — Германия

48. По христианскому учению Иисус Христос …
посредник между Богом и людьми, младшее божество
Бог. Божественная природа поглотила во Христе природу человеческую
Богочеловек, соединивший в себе всю полноту человеческой личности и божественной природы
одна из ипостасей Св. Троицы, но не равная Богу-Отцу

49. Частью Священного Писания в православии является …
Евангелия
жития святых
творения Св. Симеона Нового Богослова и Св. Иоанна Кронштадтского
Апокалипсис
деяния I Великого собора

50. Главный праздник для православия
Покров Пресвятой Богородицы
Обрезание Господне
Иконы Казанской Божьей Матери
Пасха
Рождество Господне

Занятие 6. Религия. Искусство. Мораль

Религия

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также определяемое ими поведение людей, основанные на вере в существование сверхъестественного.

Структура религии:

    • религиозное сознание

    • религиозные отношения

    • религиозные организации

Религиозное сознание:

    • идеология: догматика, богословие (теология)

    • религиозная психология

Содержание религиозного сознания

      • убеждённость в реальности сакрального мира

      • вера в приоритет сакрального мира по отношению к земному

      • признание возможности взаимосвязи между ними

Вера – специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.

Религиозные отношения:

    • религиозные нормы

    • культовые действия – символические действия, с помощью которых верующими предпринимается попытка установить связь со сверхъестественными силами (или Богом) с целью воздействовать на них: обряды, ритуалы, молитвы…

Культ – религиозное поклонение.

    • внекультовые действия – духовные (самоуглубление, медитация, выработка религиозных идей, сочинения богословов) и практические (внедрение, пропаганда, защита религии)

Религиозные организации

    • Конфессия – вероисповедание.

    • Церковь – организация верующих, в основе которой лежит единое вероучение (символ Веры), определяющее нормы и способы деятельности верующих, их повседневное поведение.

    • Секта – религиозная группа, отколовшаяся от религиозного направления и выступающая как оппозиционное течение по отношению к нему.

Формы религии

    • Исторические: тотемизм, фетишизм, магия, анимизм

    • Современные:

      • теистические и этические

      • политеистические и монотеистические

      • родоплеменные культы, национально-государственные религии, мировые религии

Признаки мировых религий:

    • огромное число последователей

    • космополитизм – не придаёт значения национальной принадлежности верующих

    • эгалитаризм – признание всех верующих равными перед лицом Бога

    • прозелетизм – стремление увеличить число приверженцев, активная миссионерская деятельность

Функции религии как социального института

    • Мировоззренческая: объяснение мира и смысла человеческой жизни.

    • Регулятивная: упорядочивает деятельность людей.

    • Коммуникативная: обеспечивает общение верующих с Богом (иными сверхъестественными силами) и друг с другом.

    • Интегрирующая: общее вероисповедание объединяет, способствует сохранению стабильности. НО… и дезинтегрирующая: если речь идёт об отношениях с приверженцами других конфессий.

    • Компенсаторная: восполняет ограниченность, бессилие людей, утешает, дарует духовное наслаждение (катарсис)

Уровни религиозности

    • религиозный фанатизм

    • религиозное подвижничество

    • умеренная религиозность

    • ситуационное обращение к религии

    • атеизм

РФ – светское государство

    • Нет государственной религии: церковь отделена от государства, школа от церкви

    • Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе и религиозные.

    • Свобода вероисповедания – свобода исповедовать и практиковать любую религию или не исповедовать никакой, быть атеистом.

Искусство

Искусство – деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.

Эстетика – философская дисциплина, которая изучает отношение человека к миру на основании представлений о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, а также художественную деятельность людей.

Специфика искусства – выражение действительности в художественно-образной форме.

    • Художественный образ – созданное автором и доступное восприятию с помощью органов чувств явление, которое выражает те или иные стороны жизни, исходя из субъективных позиций его создателя.

Форма бытия искусства – художественное произведение

Виды искусства:

    • По среде и материалу

    • По средствам выражения

      • Пространственные виды (пластические): ИЗО, архитектура, декоративно-прикладное, дизайн.

      • Временные виды (динамичные): литература, музыка.

      • Пространственно-временные (синтетические, зрелищные): хореография, театр, кинематограф, эстрада.

Функции искусства:

    • Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека, стремление к красоте и к творчеству по законам красоты.

    • Общественно-преобразующая – призвано давать личности мировоззренческую ориентацию и преобразовывать общество в направлении идеала (по законам красоты).

    • Гедонистическая – способность произведений искусства доставлять наслаждение.

    • Компенсаторная – восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует восстановлению психического равновесия личности.

    • Познавательная – даёт особое знание мира (познание мира в образной форме).

    • Предвосхищения событий – предупреждает об общественном неблагополучии, прогнозируя последствия научных открытий или социальных преобразований.

    • Коммуникативная – способствует духовному общению людей.

    • Воспитательная – формирует представление о должном положении вещей, чувства и мысли людей.

    • Внушения ценностей – подсознательно сообщает человеку определённые идеи и смыслы.

Мораль

Мораль – это система норм и правил поведения, принятых в обществе и основанных на представлениях о добре и зле, о должных и недолжных поступках.

Основные категории и ценности морали:

    • Добро – то, что полезно людям и способствует самораскрытию и самореализации человека.

    • Зло – понятие, противоположное добру; то, что разрушает благо.

    • Долг – принятая личностью необходимость подчиняться общественному правилу или предписанию; нравственная обязанность человека, воспринимаемая как внутренняя необходимость.

    • Совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания с точки зрения нравственных норм; способность к внутренней регуляции на основе представлений о добре и долге.

Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия и устремления человека, образ его мышления.

Нравственные ценности. Ценность – значимость, которую предмет или явление имеет для нас.

    • смысл жизни

    • свобода – возможность произвольного выбора; познанная необходимость

    • счастье – состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной удовлетворенности, полноты бытия

Нравственные нормы – определяют, как человек должен вести себя по отношению обществу, другим людям, самому себе. Общечеловеческие нормы – «не убий», «не укради», «не лги» — обеспечивают выживание человеческого коллектива.

Нравственные качества – вежливость, порядочность, честность, справедливость, мужество, мудрость – черты личности, отражающие полярность морального мира.

Нравственные принципы – стратегическая установка человека в его отношении с людьми.

Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

Функции морали

    • Гуманизирующая (ценностно-ориентационная): утверждает человеческое в человеке, формирует стремление к самосовершенствованию.

    • Познавательная – выработка критериев нравственного поведения, познание добра и зла.

    • Регулятивная – регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.

    • Воспитательная (мотивационная): формирует императив нравственного поведения.

    • Координационная: обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах.

Специфика нравственной регуляции поведения:

    • обобщенный характер моральный норм, нуждаются в толковании в каждом конкретном случае

    • всепроницающий характер: осуществляет регуляцию всех сфер общественной жизни

    • основана на представлении о должном, о справедливости, добре и зле

    • неинституциональна

    • нормы формировались постепенно, вместе с развитием общества

    • мотивы выбора бескорыстны

Решение заданий

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют религию. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) сверхъестественное; 2) культ; 3) технология; 4) конфессия; 5) эксперимент; 6) монотеизм.

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) основа религиозной жизни отдельных наций

2) надэтнический характер

3) проповедь равенство людей

4) большое число последователей во всём мире

5) стремление согласовывать жизнь с религиозными нормами

6) вера в достоверность и истинность явления, принимаемых без доказательств

Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания – отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании могут соединяться адекватное действительности содержание и иллюзии.

Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Искусство влияет на мировоззрение личности.

2) Искусство позволяет теоретически объяснить общественные явления.

3) Произведения искусства помогают человеку восстановить душевную гармонию, реализовать творческий потенциал.

4) Искусство помогает привлечь внимание общества к социальным и нравственным проблемам.

5) Роль искусства проявляется в оппонировании научным концепциям.

Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность; 2) пробуждение фантазии и воображения; 3) достоверность и проверяемость результатов; 4) нацеленность на получение объективной истины; 5) эмоциональность восприятия; 6) наглядность.

Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между произведениями искусства и видами, к которым эти произведения относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

ВИД ИСКУССТВА

А) батальное полотно

Б) театральная постановка

В) симфония

Г) здание театра

Д) скульптурная группа

1) динамическое

2) статическое

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Бабушка учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирование общественных отношений

2) оценка поступков с позиций «добра» и «зла»

3) опора, прежде всего, на общественное мнение и собственную оценку

4) установление норм государством

5) усвоение норм в процессе социализации

6) неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите его в качестве ответа.

Добро; долг; мораль; совесть; честь.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФУНКЦИЯ МОРАЛИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме

Ценностно-ориентировочная

Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях

Потренируйтесь в решении задания второй части ЕГЭ

Задание 26

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию воспитательной функции искусства. (Примеры должны быть связаны с различными видами искусства.)

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Философия

«Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *