Монтессори методика

Предлагаем вам подборку развивающих игр по методике Монтессори. Мы уже писали, что особенного в развитии детей по методике Монтессори, а теперь вы сами можете убедиться, как действенно она работает.

Упражнение для малышей по методике Марии Монтессори в первую очередь направлены на развитие моторики у детей, которая станет необходимым фундаментов для правильной речи и письма ребенка. Главный принцип — ребенок самостоятельно решает, когда игра начнется, а когда закончится.

Игры для раннего развития детей от 1 до 2 лет по системе Монтессори увлекут вашего малыша надолго, к тому же, они необычны тем, что не требуют каких-то особенных игрушек — игрушками могут быть все предметы в доме. Подборка заданий по методике педагога Марии Монтессори наверняка понравится и вам, и ребенку, а возможно, вы придумаете и свои варианты.

Игры по методике Монтессори для детей 1-1,5 года

Игра на скорость. Вам понадобятся мягкие помпоны (подойдут и отрезанные балабоны от старых шапок) и пластиковая емкость с небольшим отверствием. Ребенок должен сложить все помпоны через отверстие в контейнер как можно быстрее.

Собираем палочки от леденцов. Поначалу такое задание по методике раннего развития может показаться малышу слишком сложным, но попробовав раз, он захочет повторять ее снова. Подготовьте несколько палочек от леденцов, либо замените их ватными палочками, а также небольшую банку с крышкой, в которой предварительно проделайте несколько дырок. Задача ребенка — собрать все палочки в банку, просовывая их через дырочки в крышке.

Нанизываем катушки. Разложите перед ребенком катушки от ниток. Пусть малыш длинной палочкой пытается попасть в каждую из них поочереди и поднять. Чтобы усложнить задачу, можно предложить ребенку переносить таким образом катушки из одной кучки в другую. Это будет отличным началом серии игр, направленных на подготовку малыша к самостоятельному завязыванию шнурков. Больше идей, как научить ребенка завязывать шнурки, читайте по ссылке.

На подобную цель направлена и игра, где ребенок проверяет, как пролазят шнурки сквозь дырочки дуршлага, могут ли они пересекаться или запутываться.

Забавы по системе Монтессори для детей в 1,5 года

Пишем и рисуем. Для полуторагодовалых детей интересной игрой станет веселое и необычное рисование на магнитной доске. Главное здесь — поощрять ребенка. Во время рисования малыш тренируется держать карандаш и управлять им, а также развивает воображение. Вы можете предложить ребенку помочь вам и вместе составить список покупок: вы на своем листике, а малыш — у себя на доске.

Учимся различать буквы. Для домашних игр с буквами вам подойдут магнитные буквы на холодильник, различные карточки, печенье или даже желейки в виде букв, которые вы можете сделать сами. Пусть ребенок начнеть с тех букв, из которых состоит его имя. Продолжайте такие игры Монтессори и во время прогулок, и даже при походе в магазин: пусть малыш находит знакомые ему буквы в разных надписях. Постепенно усложняйте игру, добавляя новые буквы.

Игра с запахами. Подготовьте по две небольшие баночки с разными специями, например, паприка, тмин, корица и мускатный орех. Расставьте их в хаотичном порядке и пусть малыш отыщет баночки с одинаковыми запахами. Если такая игра по методике Монтессори покажется ребенку сложной, начните с того, что во время готовки еды предлагайте понюхать разные продукты и специи, чтобы способствовать развитию обаняния и понять, как разные запахи влияют на малыша.

Как это звучит. Какому ребенку не нравится отбивать такт черпаком по кастрюле или по сковородке, трясти пластиковыми бутылками с камушками или монетками, либо же играть на музыкальных инструментах из игрушечного оркестра? Ведь главное — создавать звуки, а дети это любят! И чем большим будет это разнообразие инструментов и видов музыки, тем острее станет слух ребенка к звукам внешней среды.

Тактильная игра. Сделайте небольшую доску с шероховатыми и гладкими частями, приклеив на деревянный брусок поочередно наждачную бумагу и гладкий паралон. Ощупывая разные поверхности, ребенок сможет научится ассоциировать их с понятиями «гладкий» и «грубый». Такое задание очень полезно для сенсорного развития малыша.

Игры Монтессори для детей 1,5-2 года

Разноцветная карусель. Для этой игры Монтессори взрослый делает разноцветный круг из картона, подписывает каждую из цветных ячеек и закрашивает соответствующими цветами прищепки. Задача детей — найти и соединить прищепку и ячейку на круге одинакового цвета, называя его.

Распределение по категориям — одно из самых популярных упражнений для раннего развития детей. Можно распределять предметы по цветам. Для этого перемешайте отобранные игрушки разных цветов вместе и пусть малыш разложить их по цветам: желтые, красные, синие и зеленые. Усложнить игру можно тем, что предметы нужно перекладывать не пальчиками, а щипчиками.

Раскладывать предметы можно по категориям «большой» и «маленький». Такое задание по системе Монтессори позволит ребёнку различать предметы по размерам.

Также играть в распределяющую игру Монтессори ребенок может и с игрушечным транспортом, сортируя его по категориям «земля», воздух» и «вода». Если такой вариант вам покажется слишком громоздким, замените игрушки на карточки с изображением транспорта и пусть малыш раскладывает по категориям их.

Сушим вещи. Смысл заключается в том, чтобы ребенок развесил на небольшом отрезке веревки маленькие кусочки ткани. Такая игра отлично развивает «пинцетный» захват, а это пригодится во время обучения ребенка, как правильно держать ручку при письме.

Практикуем звуки. Обучая детей в возрасте до 2 лет буквам и звукам, отличным помошникам родителям в этом деле станут алфавитные пазлы. Цель игры — правильно поместить каждую букву в соответствующую ей ячейку, при этом называя ее и, например, название животного или предмета на эту букву.

Практиковать звуки и буквы можно даже во время купания. Для такой игры по системе Монтессори взрослый предварительно вырезает буквы из паралона и рассыпает их в воде. Такая игра в ванной станет хорошим поводом приучить ребенка к мытью.

Игра с пересыпанием. Даже уборку после игры можно превратить в ее продолжение. Подготовьте любое зерно, поднос и два больших мерных стакана. Пусть малыш сначала вдоволь наиграется с зерном: рисует, пишет буквы или ставит отпечатки, а после одним стаканом пересыпет все зерно в другой, не потеряв ни единого зернышка.

Украшения с нанизыванием. Используя нарезанные на небольшие колечка втулки для бумажных полотенец, шнурок и злаковые колечки из сухих завтраков или макароны, предложите ребенку сделать ожерелье и браслет. Больше идей, как ребенку сделать бусы своими руками, смотрите по ссылке.

Игра по принципу «матрешки». Для этой игры Монтессори подойдут как разные игрушки по принципу «матрешки», так и коробки разных размеров. Принцип забавы простой — собрать все предметы, помещая их поочередно друг в друга от мала до велика.

Готовим овощи. Полезным и веселым станет задание с овощами. Подготовьте для ребенка пару очищенных морквинок и любых других овощей. Пусть малыш поскребет их щеточкой, чтобы очистить, и уже тогда съест. Вы увидите, сколько гордости будет у ребенка, который сам для себя приготовит такой перекус. Также читайте по ссылке, как еще приучить ребенка есть овощи.

Рисование пальчиками. Игры с рисованием пальчиками развивают фантазию ребенка, мелкую моторику, самостоятельность и любознательность. А еще это хороший способ тренировать цвета. Если взрослый присоединится и покажет, что во время рисования можно и даже нужно пачкать пальчики и ладошки в краске — это поспособствует еще большей вовлеченности малыша во время занятия.

Держим баланс. Наклейте на пол небольшой кусочек скотча или липкой ленты. Задача малыша — пройти по данному отрезку, ступая только на линию и сохраняя при этом баланс тела. Такая игра Монтессори направлена на развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.

Эти и другие игры по методике известного педагога Марии Монтессори для детей от 1 до 2 лет способствуют раннему развитию мелкой моторики у ребенка, а это залог правильной речи малыша в будущем. Также упражнения готовят детей к самостоятельным действиям и решениям, помогают не боятся окружающий мир, а исследовать его в мельчайших деталях.

Смотреть онлайн о методике воспитания по Монтессори в шоу «Все буде добре»

Мария Монтессори

Существует множество авторских методик раннего развития ребенка. Но развивающая программа Марии Монтессори, которая уже успела стать классикой в этой области, многие годы остается самой востребованной. Метод Мотессори был разработан еще в первой половине XX века. Он был обогащен новыми достижениями педагогической науки и лежит в основе развивающих занятий в центрах раннего развития и детских садах многих стран. Основательница методики (Мария Монтессори) — итальянский врач, педагог и психолог, работавшая над созданием развивающих занятий для детей с особенностями развития. Со временем метод оказался действенным и для детей без особенностей. Эта система развития ребенка названа самой Монтессори «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».

Впервые система Монтессори была опробована в доме ребенка в Риме в 1907 году. С 1909-го года методикой Марии Монтессори заинтересовались во многих странах мира. В 1913-ом году система Монтессори оказалась популярной и в России, но в 1924-ом году детские сады, работавшие по этой методике, были закрыты и открылись вновь лишь в 1992-ом году.

Суть, основные принципы методики

В основе этого метода лежит принцип самовоспитания ребенка. Взрослые — родители и педагоги должны понять интересы малыша, создать необходимые условия для развития и объяснить, каким образом можно получить знания. Девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому».

Марии Монтессори принадлежат следующие слова:

  1. Детей учит то, что их окружает.

  2. Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

  3. Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

  4. Если ребенку демонстрируют враждебность – он учится драться.

  5. Если с ребенком честны – он учится справедливости.

  6. Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

  7. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

  8. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.

  9. Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.

  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.

  11. Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.

  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.

  13. Не говорите плохо о ребенке – ни при нем, ни без него.

  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.

  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.

  16. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее.

  17. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.

  18. Помогайте ребенку осваивать неосвоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.

  19. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Мария Монтессори не признавала многих методов, которые применяли другие образовательные системы. Так в методике Марии Монтессори категорически запрещается:

  • Сравнивать детей друг с другом.
  • Применять соревновательный метод в процессе воспитания.
  • Применять ко всем единые требования и программы, ведь каждый ребенок занимается в собственном темпе и делает то, что представляет для него интерес.

Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо.

Предоставление самостоятельности не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. Дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.

Такое упорядочивание жизни малыша помогает ему чувствовать себя стабильно и уверенно, воспитывает в нем уважение к окружающим людям.

Организация пространства

Развивающая среда — важнейшая составляющая методики Марии Монтессори, без которой она просто не может работать. Рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения, сохраняя при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.

Практическая зона или зона реальной жизни прививает ребенку навыки ухода за собой и за окружающим пространством, учит поведению в социуме. Дети подметают пол, одевают и раздевают кукол, моют и нарезают овощи, ухаживают за растениями и животными, учатся вести себя тихо. Организуя эту зону, необходимо поместить в нее «Бизиборды», цветы и комнатные растения, лейки, скатерти, безопасные ножницы, совочки и.т.д.

Занятия в сенсорной зоне, как видно из названия, способствуют сенсорному развитию ребенка. Занимаясь в этой зоне, малыши развивают мелкую моторику. Материалы, которые используются в этой зоне, постепенно готовят к школе, развивают память и внимание. Сенсорная зона наполняется предметами, которые различаются формой, размером, весом и цветом. Это могут быть мячи различного диаметра, мешочки, геометрические тела, цветовые таблички, вкусовые баночки, коробочки с различными запахами и другие материалы, развивающие какой-то из органов чувств.

Математическая зона тесным образом связана с сенсорной. Работая с геометрическими телами, сравнивая и измеряя различные предметы, ребенок уже учится применять математические знания на практике. В математической зоне необходим числовой материал из бусин, таблицы математических действий, геометрический комод, счеты и.т.д.

Языковая зона предназначена для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса, обучения письму. Эта зона также связана с сенсорной, так как предметы сенсорной зоны способствуют развитию речи ребенка. В языковой зоне могут использоваться карточки с изображением различных предметов. Рамки для штрихования, азбука из шершавой бумаги, карточки букв и слогов, книги.

Космическая зона знакомит ребенка с окружающей действительностью. В этой зоне находятся различные материалы для изучения солнечной системы, континентов, природных зон и ландшафтов. Дети получают представление о времени и календаре, учатся классифицировать животных и растения, знакомятся со средой обитания. В этой зоне необходимый материал для проведения различных экспериментов, в ходе которых дети знакомятся с наукой. В космической зоне можно позаниматься с картами, ознакомиться с коллекцией минералов.

Методика Марии Монтессори: спорные моменты

Методика Марии Монтессории, отличающаяся многими преимуществами и достоинствами, имеет при этом определенные недостатки.

  • К минусам данной методики можно отнести то, что в ней не уделяется внимание сюжетно-ролевой игре, которая является основным видом деятельности малыша в дошкольный период.
  • Не уделяется достаточного внимания и совершенствованию фантазии, сказочным историям, физической активности.
  • Кроме того, при поступлении в школу ребенку может быть трудно адаптироваться к другой среде, отличной от среды Монтессори.

Учитывая это, педагоги и родители, взяв из методики Марии Монтессори все самое лучшее, добавляют в нее свои собственные наработки, которые отвечают современным требованиям педагогической науки и, несомненно, добиваются хороших результатов в развитии ребенка.

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори

монтессори обучение школа педагогический

Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори — педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка происходит в соответствии с его биологическим ритмом, индивидуальным темпом.

Прежде всего, подлинный гуманизм воспитательной и образовательной систем, обращенность к природе ребенка, отсутствие какого-либо авторитаризма.

В рамках, определенных педагогом, ребенок мог выбирать работу, которая нравилась ему и соответствовала его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражнял свои чувства, более того, испытывал удовольствие и энтузиазм от подобной деятельности, потому что поступал не по чьей-то указке, а по собственному желанию.

Другой доминантой системы Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка, рассчитанной и на сегодняшний день, и на много лет вперед, органически соединяющей в себе и обучение, и воспитание на основе пробуждения и поддержания детской активности. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретал чувство независимости и уверенности. Вместе с тем у него пробуждалась любовь к учению и формировались мотивы для напряженной самостоятельной познавательной деятельности.

Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей .

Монтессори-класс охватывает ряд зон:

зону практической жизни — имеет особенное значение для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки), ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); мыть стол и даже полировать серебро;

зону сенсорного развития — дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей;

зоны — языковую, математическую, географическую, естественнонаучную обеспечивают материалами, основной целью которых является умственное развитие ребенка.

Многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия «монтессорианские дети» раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Педагог в школе Монтессори воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов — различных игр, приспособлений, — с которыми ребенок действует по подготовленной педагогом программе. В отличие от педагога в традиционной школе Монтессори-учитель не являемся центром класса. Когда дети занимаются в классной комнате, он едва заметен. Учитель не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике,

Монтессори-руководитель должен быть проницательным наблюдателем и иметь четкое представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. Он решает, какие материалы больше подходят для работы в данный момент. Индивидуальные наблюдения дают возможность учителю помочь ребенку в оптимальном использовании материалов; затем он оставляет ребенка с материалом и возвращается к наблюдению.

Педагог вмешивается в деятельность ребенка только в том случае, если это необходимо. Он должен уметь проявить гибкость и быть в состоянии найти адекватные способы для оказания помощи воспитаннику. Ребенок обращается к учителю как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно. В результате у детей наряду с получением знаний удивительно глубоко и прочно развиваются внимание, слух, память и другие важные качества. В школах Монтессори отсутствует соревнование детей друг с другом, их результаты никогда не сравниваются, каждый работает сам, на своем отдельном, автономном коврике или столике, и прогресс его виден только по отношению к нему самому .

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

Вера в ребенка — краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений. Эта установка была присуща всем без исключения представителям свободного воспитания, однако Монтессори пошла дальше своих «идеологических» соратников. Она сумела преодолеть присущий им негативизм по отношению к педагогическим методикам, якобы мешающим проявлению спонтанной активности детей. Наоборот, она сумела разработать до мельчайших нюансов метод, обеспечивающий максимальное развитие детской активности. Именно этим прежде всего и объясняется феномен жизненности педагогики М. Монтессори, ее успех и популярность на протяжении многих десятилетий.

М. Монтессори была убеждена в том, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, одновременно приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Задача Монтессори-пе-дагога — создать максимально благоприятную для ребенка воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую его комфортное самочувствие, расцвет всех его способностей. Ребенок должен иметь возможность удовлетворять свои интересы, проявлять присущую ему от природы активность. Именно эта установка и позволила внуку итальянского педагога — Марио обратить внимание в послании приходскому Монтессори-обществу на то, что «М. Монтессори открыла «секрет детства» и его важность для формирования человека» .

Школа М. Монтессори — открытая система, далеко вышедшая сегодня за рамки педагогической теории и методики своей создательницы. Это — огромный коллективный опыт ее учеников и последователей, постоянно расширяющийся и развивающийся, впитывающий в себя множество новых элементов и особенностей, обусловленных местом и временем использования, возрастом детей, конкретными педагогическими задачами, типом воспитательного учреждения, особенностями и составом семьи и др.

Родители — главные воспитатели ребенка от рождения до трех лет, а многие и далее — до школьного возраста, и кому, как не им, важно понять принципы свободного и гуманного воспитания, утвержденные Марией Монтессори, освоить приемы деятельного наблюдения и помощи собственному ребенку, тем более что основы его личности закладываются именно в этом, совсем раннем возрасте и то, что сегодня упущено, наверстать не удается уже никогда. «Этому периоду (более чем любому другому), — читаем у Монтессори, — крайне необходимо уделять самое главное внимание. Если мы будем следовать этим правилам, ребенок, вместо того чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы! Мы окажемся лицом к ищу с существом, которого больше не надо обучать как беспомощного, как пустоту, ожидающую наполнения нашей мудростью; с существом, чье достоинство растет с каждым днем; существом, руководимым внутренним учителем, который следует точному расписанию в работе построения великого чуда Мира — Человека. Мы становимся свидетелями развития человеческой души, появления Нового Человека, который не будет больше жертвой событий, а благодаря ясности видения сможет направить и создать будущее человечества» .

Задачи воспитания и обучения.

Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать моторику, особенно пальцев и мускул рук. В упражнениях соединять движения руки с работой интеллекта.

Расширить возможности детей в проявлении и развитии двигательной активности, тренировке в овладении своим телом.

Укреплять здоровье детей, реально осуществляя программу закаливания водой, солнцем, воздухом, фитотерапией, босохождением.

Упражнять детей в проявлении заботы о самом себе: одеваться и раздеваться, причесываться, застегивать и расстегивать одежду, мыть руки, чистить обувь, стирать, гладить и прочие самостоятельные действия по самообслуживанию.

Упражнять детей в проявлении заботы об окружающей среде: уборка мусора, подметание пола, накрывание на стол, оранжировка цветов и уход за ними, уход за животными, посадка растении и пр.

Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние, чувство тепла.

Развивать способность эстетического восприятия культурной среды, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы.

Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи. Совершенствовать и расширять активный словарный запас. Способствовать приобретению ребенком навыков письма и чтения.

Развивать математическое мышление, навыки счета и исчислений в десятичной системе.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать их по этим признакам.

Предоставить возможность детям ощутить себя частичкой космоса. Воспитывать чувство ритма жизни, времени, живого и неживого, четырех стихий: земли, воды, воздуха, огня, различных явлений природы. Знакомить с богатствами природы России и других стран. Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы. Предоставить возможность для развития художественно-творческих способностей детей: работа кистью, красками, мелками, карандашами, резанье ножницами, склеивание, складывание бумаги, работа с тканью, деревом, природным материалом.

Способствовать развитию музыкального слуха детей и ритмике их движений.

Создавать сердечную, доброжелательную атмосферу в группе детей, поддерживать общий I ритм жизни и деловой характер отношений.

Способствовать такому состоянию ребенка, когда его внутренняя свобода и дисциплина реально становятся двумя сторонами одной медали и отражаются в его поведении. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога — организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми .

Одно из важнейших отличий мира детской психики от психологии взрослого — наличие так называемых сенситивных периодов восприятия мира. Это довольно длительные периоды. Фактически детская психология и не состоит из чего-либо иного, чем сенсорика. Дети еще ничего не знают об этом мире в отличие от взрослых, которые, как им кажется, знают об этом нашем мире все. Дети еще только воспринимают предоставленный им после рождения мир. Поэтому каждый ребенок и все дети вместе взятые, постигают этот мир в следующей последовательности: сначала только ощущают его, и только потом, с течением времени постигают, то есть учатся ориентироваться в нем и приспосабливаться к жизни в социуме.

Современные детские психологи установили, что ребенок в своем развитии проходит несколько сенситивных, то есть наиболее восприимчивых, периодов восприятия мира, которые во взрослом состоянии уже никогда не повторятся. И если вовремя не развить имеющиеся у детей способности восприятия мира, то они могут потерять интерес к этому миру на всю жизнь или вернуть ошибки взрослых в их воспитании в самых неожиданных и неприятных формах уже после шести лет. Этим, например, объясняются многие случаи так называемых детей «маугли», когда потерянного взрослыми ребенка воспитывали животные. Найденный затем людьми такой ребенок, начисто лишенный социализации с детства, так и не мог приспособиться к жизни в среде себе подобных.

Сенситивные периоды развития ребенка — это важнейшие периоды развития определенных участков мозга. Именно в этот период необходимо создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком мозга. Но в какое именно время необходима та или иная среда для развития того или иного участка мозга? Современные психологи утверждают, что у ребенка с момента рождения и до 6 лет существуют несколько звеньев психологических периодов, когда он наиболее легко и естественно учится определенным вещам. Этих периодов несколько и длятся они индивидуально у каждого по-разному от 1 года до 6 лет. Условно обозначают 4 периода от рождения до 3 лет, от рождения до 6 лет, от рождения до 5,5 лет и от 2,5 лет до 6 лет.

На самом деле детская психология сложна и индивидуальна. Она, как слоеный пирог, имеет много порядков, и все они параллельно развиваются. От самого рождения ребенка до 3 лет ребенку дарован период восприятия и копирования порядка его жизни и период активного взаимодействия со взрослыми. Параллельно с первым периодом, с рождения и до 5,5 следует период активного сенсорного развития. В период с 2,5 до 6 лет у малышей возникают и закрепляются социальные навыки, когда они легко воспринимают формы поведения окружающих их взрослых, вежливых или грубых, которые становятся нормами их жизни. И, наконец, параллельно всему этому с рождения до 6 лет психика ребенка проходит сложный этап развития и формирования речи. Все эти выводы психологов лежат в основе метода Марии Монтессори. Поэтому и методика Монтессори «охватывает», в основном, детей в возрасте от 3 до 6 лет.

Этот метод опирается, прежде всего, на саморазвитие детской сенсорики, то есть на развитие органов чувств ребенка. Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время она была невостребована в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас по настоящему только в 90-е годы. Сейчас в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори. Система Монтессори стала известна в России незадолго до Первой Мировой войны. Первый детский сад по методу Монтессори появился в 1913 году. В 1914 году в Петербурге был открыт первый Монтессори — детский сад. К 1917 году таких детских садов в России насчитывалось уже несколько десятков. Однако в 1926 году эта система, ставящая во главу воспитание индивидуальности, была запрещена большевиками. В Италии педагогика Монтессори также была гонима пришедшими к власти фашистами. Мария Монтессори вынуждена была эмигрировать. Несколько лет она провела в Индии. Поэтому в ее систему вошли уроки тишины и космический взгляд на жизнь. Возвращение педагогического метода воспитания Монтессори в Россию произошло в 1991 году. В настоящее время у нас работают сотни Монтессори-групп в начальных школах, несколько начальных Монтессори-школ детских садиков по всей стране с учетом стандартов российского образования.

Мария Монтессори известный врач и педагог, родилась 31 августа в 1870 года в маленьком провинциальном итальянском городке Чиаpавалле. Она стала первой женщиной-врачом в Италии. Работая врачом в детской клинике, она была ученым, педагогом и детским психологом. Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые без всякого надзора целыми днями бесцельно бродили по коридорам больницы. Их ничто не интересовало, да и они мало кому были интересны. Наблюдая за этими несчастными тенями детей, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов ни к жизни, ни к своему развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужно что-то, чтобы он смог бы найти что-то интересное для себя. Это неопределенное и неуловимое «что-то» она позже сформулировала как наличие или организацию «специальной развивающей среды». И, чтобы организовать такую среду, Монтессори организовывает свою первую школу для умственно отсталых детей. В этой школе с помощью ряда своеобразных заданий, упражнений и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, дети так успешно обучались, что к моменту поступления в школу они по своему развитию ни в чем не уступали нормальным детям.

Метод Монтессори. Система саморазвития.

Уникальность системы Монтессори состоит в попытке наверстать упущенный период сенсорного развития ребенка, который дан ему природой с рождения и длится до 5,5 лет. Это важный период активного развития органов чувств ребенка или сенсорное развитие, как выражаются врачи и детские психологи. Поскольку по системе Монтессори занимаются с детьми до 6 лет, то упущенный период еще можно наверстать. После 6 лет эта упущенная возможность невосполнима.

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности. Цель методики — развить чуткость зрения, слуха, обоняния, вкуса и мелкой моторики. Эту «систему» различных методик можно назвать бессистемной, ибо в ней нет единых требований и программ обучения. Главное выяснить, что может заинтересовать ребенка, какой предмет, какой цветовой эффект и т.д. И на основании интереса к чему бы то ни было конструировать «развивающую среду», в которой ребенку интересно находиться, двигаться, манипулировать предметами, заниматься ими и проч. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Принцип системы Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную или «развивающую среду», то есть окружить его вещами, которые ему интересны для занятий, и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.

В разных странах «развивающая среда» по методу Монтессори разная. Так, например, по этому методу существуют такие дидактические материалы, как тарелочки для перекладывания предметов из одной тарелочки в другую. Смысл этого упражнения в том, чтобы маленькие дети научились есть ложкой. В Японии их учат есть палочками. В разных культурах метод Монтессори исходит из одного и того же принципа, но использует при этом разные дидактические материалы, помогающие ребенку осваивать именно свою собственную культурную среду. Для маленького ребенка социо-культурная среда, в которой он потерялся благодаря невнимательности и равнодушию взрослых, это целый космос. Это для взрослых вся эта «развивающая среда» кажется незначительной упрощенной. Ведь она состоит из простых, обыденных предметов, которые есть в каждом доме. Но ребенок не может сам для себя создать развивающую среду, он еще очень маленький, а этот мир — огромный и незнакомый. И ребенок должен наверстать время, упущенное в познании этого мира, и найти там определенные ориентиры для адаптации к нему. Ему предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно изучать любые предметы, заниматься с ними, как он хочет. Это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ребенку необходима помощь взрослого, он должен ее получить. Взрослые занимаются не только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. Взрослые воспитатели ненавязчиво и деликатно должны наблюдать и вовремя помочь в случае необходимости. Только взрослый может показать ребенку, как обращаться с любыми культурными предметами. Например, как нужно обращаться с расческой или с зубной щеткой! Точнее всего педагогическую систему Монтессори можно назвать системой саморазвития. В этом и заложено ее главное отличие от других систем.

В детском саду по системе Монтессори по сравнению с обычным детским садом гораздо больше независимости и свободы действий. По словам самой Марии Монтессори «Свобода — это когда то, что хорошо для тебя — хорошо для других»! И это работает, если воспитатель чуток и правильно создает «организующую среду». В остальном распорядке дня, кроме часов работы по саморазвитию детей в специальной «развивающей среде», в детском саду по системе Монтессори все такое же, как и в обычных детских садах: прогулки, сон, музыкальные занятия, игры, физкультура.

Обычное пространство в детских садах Монтессори организовано в виде нескольких пространств или зон: спальная зона, игровая и столовая зоны. Часто спальная организована «нетрадиционно» в виде нескольких многоярусных кроватей, а в игровой комнате все игрушки или, как говорят психологи, «игровой материал» открыто лежит полках. Он всегда доступен для всех детей в отличие от традиционных групп детского сада, где большая часть пособий и игр разложена по шкафам и вынимается только воспитателем. Отдельно, в особой комнате, организовано пространство для создания «развивающей среды». Она также разделена несколькими пространственными зонами: зона практики, зона сенсорики, языка, математики. В некоторых детских садах существуют еще и зона космоса.

В зоне практики есть все, что необходимо в повседневной жизни для самообслуживания и приобретения навыков социальной жизни. В зоне практики развивается мелкая моторика детей, что создает возможность подготовить руку к письму и рисованию. Здесь дети учатся пересыпать мелкие предметы из емкостей различных объемов, переливать жидкости из одного сосуда в другой, манипулировать щеткой и совком для подметания пола. Также детей обучают шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пуговицы или молнию, мыть и вытирать руки, забивать гвозди, ввинчивать шурупы и т.д. Зона практики подготавливает более успешное развитие сенсорики. В зоне сенсорики дети буквально наощупь, «вручную» знакомятся с понятием величин, размеров, форм. В зоне они постигают такие понятия, как сложение, вычитание, деления, постигают таблицу умножения и даже что такое дроби и возведение в степень. Ребенок в каждой зоне активности выбирает себе материал для занятия интуитивно, в соответствии со своим уровнем развития на данный момент и так называемым сенситивным периодом. Дети довольно быстро сами начинают воспринимать эти занятия как работу.

Мария Монтессори, итальянский врач и педагог, ещё сто лет назад придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Сначала — для детей с особенностями развития, а потом и для всех остальных. Некоторые родители до сих пор мечтают отдать своего ребёнка в Монтессори-сады, а кто-то даже пытается сам учить ребёнка по такой системе. Разбираемся со всеми особенностями системы.

Привет, учитель! Рассылка Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Кто такая Монтессори и что это за система?

Мария Монтессори, первая в Италии женщина-врач и педагог, придумала свою систему обучения детей в начале XX века. Суть её метода можно описать в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому».

Монтессори считала, что каждый ребёнок от рождения стремится к знаниям. Всё, что нужно сделать родителям и педагогам, — создать развивающую среду, научить детей пользоваться предметами и позволить им самим выбирать, с чем, как и сколько играть.

Мария Монтессори / Фото: Wikimedia Commons

После института Монтессори работала ассистентом врача психиатрической клиники, где находились умственно отсталые дети — они были одиноки, у них не было игрушек и с ними никто не занимался. Она стала носить им коробки, лоскутки, бусины — и дети ожили.

Затем Мария Монтессори стала директором Ортофренического института, который готовил учителей для работы с больными детьми. На базе этого института была школа, где она занималась с детьми. Эксперимент удался: многие ученики таких школ смогли сдать экзамены уровня общеобразовательных школ.

Через какое-то время Монтессори начала работать с «обычными» детьми. Ей предложили заняться организацией детских садов для детей трёх-семи лет для жильцов некоторых домов. Так появился первый «Дом ребёнка». В нём Монтессори продолжила разрабатывать свои методики развития и открыла сенситивные периоды.

Что такое сенситивные периоды? Их много?

Если коротко, сенситивные периоды — это возраст, в котором ребёнок легко, естественно учится тем или иным вещам. Если время ещё не пришло или, наоборот, упущено, ребёнку будет неинтересно и трудно. Среди основных сенситивных периодов Монтессори выделяла шесть:

1. Период восприятия порядка (от 0 до 3 лет). То есть четырёхлетнего малыша сложнее научить убирать за собой, чем двухлетку. Кстати, соблюдение чистоты — один из принципов метода. Детей учат не только класть игрушки на место, но и, например, вытирать за собой пролитую воду, подметать рассыпанную крупу, мыть посуду и участвовать в общей уборке.

2. Период развития движений и действий (от 1 до 4 лет). Время детских площадок, лестниц, горок и качалок. Когда ребёнок должен активно развивать коррдинацию и укреплять разные группы мышц, которые помогут ему в будущем.

3. Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет). Длительный период, когда ребёнок познаёт мир через звуки, запахи и ощущения. В это время формируются его представления о цвете, форме, размере и так далее.

4. Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). Та самая мелкая моторика ребёнка. Монтессори предлагала использовать простейшие материалы: перекладывать бусины, фасоль, горох и другую крупу, нанизывать бусины на шнурки, собирать пазлы.

5. Период речевого развития (от 0 до 6 лет). Если ребёнок не говорит в год — ничего страшного. Детская речь развивается вплоть до шести лет. Помогают в этом плане карточки, наглядные предметы, книжки. И, конечно, присутствие рядом взрослого — родителей или воспитателя.

6. Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет). Но при этом насильно заставлять ребёнка здороваться или быть вежливым — нет смысла.

Занятия в школе по методу Монтессори, 1913 год / Фото: Flickr (NSW State Archives)

Как сделать развивающую среду для ребёнка?

По большому счёту, сделать дом «развивающей средой» может каждый родитель — достаточно разрешить ребёнку полноценно участвовать в жизни семьи: готовить, убирать, ремонтировать, рукодельничать, ухаживать за растениями и животными. Лучше, если предметы, которые он при этом использует, будут не игрушечными, а настоящими, просто удобными для детской руки.

Если говорить о классической игровой комнате, то она разделяется на несколько зон: естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Все игрушки и пособия располагаются так, чтобы ребёнок мог сам их взять и убрать на место. Все они в одном экземпляре: во-первых, так дети, если их несколько, учатся договариваться и ждать своей очереди, во-вторых, сохраняется автодидактичность предмета, то есть приспособленность для самостоятельной игры — никто не вмешивается, не подсказывает и не поправляет.

Монтессори уделяла много внимания развитию мелкой моторики и осязания. Она считала, что точные, аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание, память и творческие способности. Поэтому в её системе много игр, связанных с сортировкой, нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь по форме и по фактуре. Много манипуляций с природными материалами — камушками, шишками, деревяшками, ракушками. Игрушки должны обладать простыми, понятными свойствами, считала Монтессори. Пестрота и многофункциональность сбивает детей с толку, несёт лишнюю эмоциональную нагрузку.

Что такое обучение даёт детям?

Пожалуй, одно из главных преимуществ системы — то, что дети учатся всему легко и с удовольствием, в своём темпе, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками. Поэтому на занятиях им не страшно и не скучно, они любознательны, инициативны. Кроме того, дети, которые обучались по системе Монтессори, всегда могут сами занять себя, неплохо справляются с бытовыми обязанностями, умеют организовывать своё время и уважают потребности других.

Монтессори-материалы / Фото: (YakyCorbalan)

В 2006 году в журнале Science опубликовали результаты исследования об эффективности системы Монтессори. В исследовании участвовали 53 ученика Монтессори-школы в штате Висконсин, США — детей разбили на две группы — от 3 до 5 лет и от 6 до 12 лет. Учёные оценивали учеников по нескольким критериям. Оказалось, что по некоторым показателям дети, которые ходили в Монтессори-школу, превзошли тех, кто посещал другие школы. Например, они лучше справлялись с тестами по чтению и математике.

Где этому учат?

Методика Монтессори популярна в России, и частные Монтессори-сады есть практически в каждом городе. Кроме того, иногда по инициативе родителей и педагогов Монтессори-группы открываются и в государственных детских садах. Группы всегда разновозрастные: младшие учатся, глядя на старших, а старшие заботятся о малышах.

Сама Монтессори предлагала начинать заниматься с детьми трёх лет, но её последователи опустили планку до двух. Сейчас группы обычно делятся по возрастам 0-3 года и 3-6 лет

Логическим продолжением такого обучения может стать начальная школа, но из-за жёстких стандартов российского образования с этим всё сложно: работают либо экспериментальные площадки на базе обычных школ (но это редкость), либо частные школы, которые занимаются по Монтессори, хотя «на бумаге» являются обычными, либо семейные школы. Обучение по системе Монтессори заканчивается в 10-12 лет.

В системе Монтессори оценка выставляется только качественная: прошёл — не прошёл, освоил — не освоил. То есть как стандартные оценки в Монтессори-школах не ставят. При этом ученики всё равно должны проходить государственные аттестации. Для этого педагоги составляют программу и набор знаний и навыков, которые должны обязательно проработать с детьми.

Подготовленная среда Монтессори-класса / Фото: Wikimedia Commons (Ilya WWW)

Для взрослых, которые хотят стать Монтессори-педагогами или профессионально заниматься дома с детьми, есть много курсов. Например, Международная Ассоциация Монтессори (AMI) организует их в Москве и Питере.

Зачем вообще нужен педагог, если он не вмешивается в процесс?

Во-первых, наставник показывает, как пользоваться тем или иным материалом. И от его презентации зависит, поймёт ли ребёнок суть упражнения, захочет ли его выполнять.

Во-вторых, он внимательно наблюдает за ребёнком и помогает ему осваивать новые навыки. Например, когда педагог видит, что в ребёнке просыпается интерес к букварю или кубикам с буквами, то он создаёт вокруг ребёнка языковую зону, показывает ему и другие игры — карточки со слогами, подвижный алфавит, рамки для обвода и штриховки, учит всем этим пользоваться.

Монтессори-педагоги общаются с детьми, но не «продавливают» собственное мнение, не подводят детей к желаемым ответам на вопросы

Помогают детям организовать работу, но не выполнять её. И в то же время заботятся о том, чтобы ребёнок заканчивал работать с чувством удовлетворения. В редких случаях педагоги всё-таки вмешиваются, и это отдельное умение — понять, когда это действительно нужно, а когда без этого можно обойтись

В чём минусы такой системы?

Ребёнку, который привык заниматься в Монтессори-группе, бывает непросто в обычном классе, где дети сидят за партами и все вместе делают одно и то же. К тому же у него совсем другое отношение к педагогу — не как к авторитету, а как к помощнику. Так что, помимо всего прочего, шансов повстречать своего Учителя у него меньше.

С точки зрения отношений со сверстниками тоже не всё так просто: в классической Монтессори-системе дети не играют в ролевые игры, они только занимаются — причём индивидуально. Поэтому договариваться и помогать они умеют, а вот играть вместе и дружить им только предстоит учиться.

Монтессори-среда / Фото: (YakyCorbalan)

Кому это не подходит?

Метод не подходит родителям, которые внутренне не готовы отпустить ребёнка «в свободное плавание». В Монтессори-группе может быть трудно подвижным, активным, неусидчивым детям. И ещё если у ребёнка проблемы с социализацией, то они могут усугубиться, потому что дети мало общаются между собой.

Насчёт развития мелкой моторики с крупой, бусинами и прочим — всё просто. Достаточно первые разы сидеть рядом с ребёнком и объяснять, что в рот тащить нельзя, а играть — можно. Потом ребёнок и сам понимает, что перебирать её интереснее, чем есть. Если всё равно опасаетесь, подождите, пока будете уверены, что ребёнок точно не будет есть лишнее.

Где узнать про систему Монтессори больше?

Можно почитать книги самой Монтессори, а можно — её последователей: Эдуарда Стэндинга, Фаусек или современных экспертов Монтессори-движения: Сумнительного, Хилтунен. Коротко и по делу метод Монтессори описывает Рапопорт в «Энциклопедии методов раннего развития». Ещё можно почитать сайт «Монтессори.дети», их же YouTube-канал.

Кроме того, родители с удовольствием сами экспериментируют с материалами и упражнениями и делятся результатами в социальных сетях: прогулки по тэгу Montessori вполне хватит для вдохновения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *