Моральная ответственность ученого

Текст книги «ЕГЭ-2018: Обществознание. Задание 28. План»

План №36: «Общество и природа», «Влияние природы на человека и общество», «Взаимодействие человека и природы»

1) Понятие общества как части материального мира.

2) Влияние общества на природу:

– использование природных ресурсов для производства;

– строительство городов, изменение ландшафта и вырубка лесов;

– засорение природы отходами жизнедеятельности и производства;

– существование экологических проблем.

3) Понятие природы как части материального мира.

4) Влияние природы на общество:

– природа – основной источник средств существования;

– природа – среда обитания человека;

– природа – основной источник средств производства;

– природа – фактор, влияющий на развитие личности.

5) Взаимодействие общества и природы.

План №37: «Общественные отношения и их виды»

1) Понятие «общественные отношения».

2) Структура общественных отношений:

– субъекты;

– характер взаимодействий;

– нормы, регулирующие отношения.

3) Субъекты общественных отношений:

– индивиды;

– малые и большие социальные группы;

– организации;

– социальные институты.

4) Виды общественных отношений по субъектам:

– межличностные;

– внутригрупповые;

– межгрупповые;

– этнические;

– международные.

5) Виды общественных отношений по содержанию:

– экономические;

– социальные;

– политические;

– моральные.

6) Взаимосвязь различных типов общественных отношений.

План №38: «Общественное сознание и его формы»

1) Понятие «общественное сознание».

2) Формы общественного сознания:

– экономическое сознание;

– политическое сознание;

– правовое сознание;

– нравственное сознание;

– эстетическое сознание;

– религиозное сознание;

– научное сознание;

– философское сознание.

3) Уровни общественного сознания:

– обыденно-практический;

– научно-теоретический.

4) Типы общественного сознания:

– групповое;

– классовое;

– общечеловеческое.

5) Общественное сознание как главный элемент духовной сферы жизни общества.

1.9 Основные институты общества

План №39: «Социальные институты и их функции в обществе», «Социальные институты»

1) Понятие «социальные институты».

2) Виды социальных институтов:

– политические;

– экономические;

– институты родства;

– институты образования и культуры;

– религиозные институты.

3) Основные социальные институты:

– семья;

– государство;

– образование;

– церковь;

– наука;

– право.

4) Функции социальных институтов общества:

– воспроизводственная;

– регулятивная;

– функция социализации;

– интегративная.

5) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

План №40: «Социальные институты в структуре общества»

1) Понятие социальной структуры общества.

2) Элементы социальной структуры общества:

– социальные общности;

– социальные группы;

– социальные слои;

– социальные институты.

3) Понятие «социальные институты».

4) Виды социальных институтов:

– политические;

– экономические;

– институты родства;

– институты образования и культуры;

– религиозные институты.

5) Функции социальных институтов общества:

– воспроизводственная;

– регулятивная;

– функция социализации;

– интегративная.

6) Институциализация – процесс становления социальных институтов в обществе.

1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

План №41: «Формы и разновидности культуры», «Культура, ее формы», «Культура как явление общественной жизни»

1) Понятие «культуры».

2) Виды культуры:

– материальная;

– духовная.

3) Формы культуры:

– элитарная;

– народная;

– массовая.

4) Функции культуры:

– познавательная;

– регулятивная;

– функция социализации;

– коммуникативная;

– гедонистическая.

5) Субкультура и контркультура.

6) Особенности диалога культур в современном мире.

План №42: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие «духовной культуры».

2) Формы духовной культуры:

– мораль;

– искусство;

– религия;

– философия;

– наука;

– право.

3) Составляющие духовной культуры:

– нормы и правила;

– ценности;

– ритуалы и символы;

– мифы и знания;

– обычаи и язык.

4) Классификация духовных ценностей:

– витальные (жизнь, здоровье);

– социальные (статус, профессионализм);

– политические (правопорядок, законность);

– моральные (добро, любовь);

– религиозные (Бог, вера);

– эстетические (красота, гармония).

5) Значение духовных ценностей и жизни человека.

План №43: «Социальные ценности в жизни общества»

1) Понятие «социальные ценности».

2) Виды социальных ценностей:

– материальные;

– духовные.

3) Общечеловеческие ценности:

– религиозные (вера, душа);

– нравственные (добро, любовь);

– эстетические (прекрасное);

– научные (истина);

– правовые (справедливость).

4) Закрепление основных социальных ценностей в международных документах:

– Всеобщая Декларация прав человека;

– Конвенция о правах ребенка;

– Конвенции МОТ.

5) Функции ценностей:

– ориентационная;

– оценочная;

– социокультурная.

6) Роль ценностей в жизни человека и общества.

План №44: «Духовная культура и ее роль в жизни общества»

1) Понятие «духовная культура».

2) Формы духовной культуры:

– мораль;

– искусство;

– религия;

– философия;

– наука;

– право.

3) Составляющие духовной культуры:

– нормы и правила;

– ценности;

– ритуалы и символы;

– мифы и знания;

– обычаи и язык.

4) Функции культуры:

– познавательная;

– регулятивная;

– функция социализации;

– коммуникативная;

– гедонистическая.

5) Роль духовной культуры в жизни общества.

План №45: «Философия и ее роль в духовной жизни общества»

1) Понятие «философия».

2) Структура философского знания:

– онтология (учение о бытии);

– гносеология (учение о познании);

– психология (учение о душе);

– этика (учение о нравственности);

– эстетика (учение о прекрасном);

– логика (учение о мышлении).

3) Особенности философского знания:

– имеет сложную структуру;

– носит теоретический характер;

– опирается на категории – предельно общие понятия;

– неисчерпаемо по своей сути.

4) Вопросы философии:

– сущность и происхождение бытия;

– материя, сознание и бессознательное;

– душа и человек и др.

5) Методы философии:

– диалектика;

– метафизика;

– эклектика;

– герменевтика.

6) Функции философии:

– мировоззренческая;

– прогностическая;

– идеологическая.

7) Основные направления в философии:

– материализм;

– идеализм.

8) Философия как особый тип мировоззрения.

План №46: «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества», «Массовая культура»

1) Понятие «культура».

2) Формы культуры:

– народная;

– массовая;

– элитарная.

3) Характерные особенности массовой культуры:

– доступность;

– коммерческая выгода для создателей и производителей;

– массовость.

4) Негативное влияние на духовную жизнь общества:

– формирует ложные стремления и потребности;

– ведёт к стандартизации и унификации культуры;

– прививает людям упрощенные образцы и стереотипы поведения.

5) Позитивное влияние на духовную жизнь общества:

– позволяет расслабиться, организует эмоциональную разрядку;

– обращена ко всем людям без различия нации, класса, уровня бедности или богатства;

– ориентирована на интересы общества.

6) Особенности проявления массовой культуры в современной России.

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

План №47: «Научное познание», «Научное познание и его основные признаки», «Особенности научного познания»

1) Понятие «научное познание».

2) Эмпирический уровень научного познания:

– наблюдение;

– эксперимент;

– научное описание;

– измерение.

3) Теоретический уровень научного познания:

– анализ, синтез, обобщение;

– систематизация и классификация;

– создание гипотез и теорий.

4) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

– доказанность;

– непротиворечивость;

– проверяемость;

– рациональность.

5) Роль научного познания в жизни общества.

План №48: «Наука в жизни современного общества»

1) Понятие «наука».

2) Фундаментальные и прикладные науки.

3) Классификация наук:

– естественнонаучные;

– социально-гуманитарные;

– технические.

4) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

– доказанность;

– непротиворечивость;

– проверяемость.

5) Методы науки:

– эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);

– теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).

6) Функции науки:

– познавательно-объяснительная;

– социально-преобразовательная;

– мировоззренческая;

– производственная.

7) Значение науки в жизни общества.

План №49: «Наука как социальный институт»

1) Понятие «социальный институт».

2) Основные социальные институты общества:

– семья;

– государство;

– образование;

– наука;

– право.

3) Фундаментальные и прикладные науки.

4) Классификация наук:

– естественнонаучные;

– социально-гуманитарные;

– технические.

5) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

– доказанность;

– непротиворечивость;

– проверяемость.

6) Методы науки:

– эмпирические;

– теоретические.

7) Функции науки:

– познавательно-объяснительная;

– социально-преобразовательная;

– мировоззренческая;

– производственная.

8) Значение науки в жизни общества.

План №50: «Современная наука и ответственность ученых»

1) Понятие «наука».

2) Основные тенденции современной науки:

– интеграция;

– математизация;

– информатизация.

3) Характерные черты современной науки:

– осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;

– комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;

– широкое применение философии и ее методов во всех науках;

– методологический плюрализм.

4) Ответственность ученых:

– профессиональная;

– социальная.

5) Причины возрастания ответственности ученых за сделанные ими открытия:

– многие открытия ученых имеют двойное назначение;

– вмешательство ученых в природу живых организмов, генная инженерия имеют неоднозначные последствия.

6) Социальная ответственность ученых как фактор определяющей тенденции развития науки.

План №51: «Наука как форма духовной культуры», «Наука и ее связь с другими областями духовной культуры»

1) Понятие «духовная культура».

2) Формы духовной культуры:

– мораль;

– искусство;

– религия;

– философия;

– наука;

– право.

3) Специфика науки:

– особая система знаний;

– особая система общественных организаций и учреждений;

– особый вид деятельности – система научных исследований.

4) Особенности научного познания:

– стремление к получению новых знаний;

– доказанность;

– непротиворечивость;

– проверяемость.

5) Фундаментальные и прикладные науки.

6) Классификация наук:

– естественнонаучные;

– социально-гуманитарные;

– технические.

7) Функции науки:

– познавательно-объяснительная;

– социально-преобразовательная;

– мировоззренческая;

– производственная.

8) Наука – важнейший элемент духовной культуры.

1.12 Образование, его значение для личности и общества

План №52: «Образование как социальный институт»

1) Понятие «социальный институт».

2) Основные социальные институты общества:

– семья;

– государство;

– образование;

– наука;

– право.

3) Виды образовательных учреждений:

– дошкольные;

– общеобразовательные;

– учреждение дополнительного образования:

– учреждения профессионального образования.

4) Функции образования:

– передача знаний и опыта предшествующих поколений;

– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

– социализация личности;

– обеспечение профессионального становления молодежи.

5) Тенденции развития образования:

– непрерывность образования;

– гуманизация;

– гуманитаризация;

– интернационализация;

– компьютеризация.

6) Значение образования в жизни общества.

План №53: «Российское образование в XXI веке»

1) Понятие «образование».

2) Органы, осуществляющие управление в сфере образования РФ:

– Министерство образования и науки РФ;

– региональные министерства и департаменты;

– муниципальные управления.

3) Виды образовательных учреждений:

– дошкольные;

– общеобразовательные;

– учреждение дополнительного образования:

– учреждения профессионального образования.

4) Образовательные стандарты.

5) Ступени образования в РФ:

– дошкольное;

– начальное образование;

– основное общее образование;

– среднее (полное) общее образование;

– среднее профессиональное образование;

– высшее профессиональное образование.

6) Тенденции развития образования в РФ:

– непрерывность образования;

– гуманизация;

– гуманитаризация;

– интернационализация;

– демократизация;

– компьютеризация.

7) Национальная доктрина образования в РФ.

План №54: «Социальная и личностная значимость образования», «Образование и его значение для личности и общества», «Образование как социальная ценность»

1) Понятие «образование».

2) Социально-значимые функции образования:

– ликвидация неграмотности;

– передача знаний и опыта предшествующих поколений;

– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

– социализация личности;

– обеспечение профессионального становления молодежи;

– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

– социальный контроль.

3) Личностно-значимые функции образования:

– приобретение знаний и опыта, приобщение к культуре;

– формирует профессиональные навыки и умения;

– развитие индивидуальных способностей;

– является основным «социальным лифтом».

4) Ступени образования в РФ:

– дошкольное;

– начальное образование;

– основное общее образование;

– среднее (полное) общее образование;

– среднее профессиональное образование;

– высшее профессиональное образование.

5) Тенденции развития образования в РФ:

– непрерывность образования;

– гуманизация;

– гуманитаризация;

– интернационализация;

– демократизация;

– компьютеризация.

6) Национальная доктрина образования в РФ.

План №55: «Взаимосвязь образования и науки в современном мире»

1) Понятия «наука» и «образование».

2) Социально-значимые функции образования:

– ликвидация неграмотности;

– передача знаний и опыта предшествующих поколений;

– приобщение к культурным, духовным и нравственным ценностям;

– социализация личности;

– обеспечение профессионального становления молодежи;

– способствование разработки и созданию новых идей и теорий, открытий и изобретений;

– социальный контроль.

3) Тенденции развития современной науки:

– ускорение роста научного знания;

– дифференциация и интеграция научного знания;

– математизация и компьютеризация научных знаний;

– возрастание роли методологии в структуре научного знания;

– возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.

4) Интеграция науки и образования как один из основных принципов государственной научно-технической политики.

5) Роль науки в современном образовании:

– наука разрабатывает методологию обучения;

– охватывает все компоненты образовательного процесса.

6) Роль образования в современной науке:

– через образование человек входит в науку;

– формирование научной картины мира посредством образования;

– подготовки кадров для научно-технической и культурной сферы, определяющей дальнейшее развитие науки и наукоемкого производства страны;

– внедрение достижений научно-технического прогресса в обучение.

1.13 Религия

План №56: «Религия как социальный институт», «Религия и ее роль в жизни общества»

1) Понятие «религия».

2) Структура религии:

– религиозное сознание и деятельность;

– религиозные отношения;

– религиозные организации и институты.

3) Монотеистические и политеистические религии.

4) Ранние формы религии:

– анимизм;

– тотемизм;

– фетишизм.

5) Национальные религии:

– синтоизм;

– конфуцианство;

– индуизм;

– иудаизм.

6) Мировые религии:

– христианство;

– буддизм;

– ислам.

7) Функции религии:

– регулятивная;

– компенсаторная;

– коммуникативная.

8) Конфессии.

9) Россия – светское государство.

План №57: «Религия как форма духовной культуры»

1) Понятие «духовная культура».

2) Формы духовной культуры:

– мораль;

– искусство;

– религия;

– философия;

– наука;

– право.

3) Структура религии:

– религиозное сознание и деятельность;

– религиозные отношения;

– религиозные организации и институты.

4) Этапы развития религий:

– ранние формы религии (анимизм, фетишизм, тотемизм);

– национальные религии (синтоизм, индуизм, иудаизм);

– мировые религии (буддизм, ислам, христианство).

5) Функции религии:

– регулятивная;

– компенсаторная;

– коммуникативная.

6) Россия – многоконфессиональное государство.

План №58: «Мировые религии», «Мир религии в современном обществе»

1) Понятие «религия».

2) Мировые религии:

– христианство;

– буддизм;

– ислам.

3) Основные признаки мировых религий:

– большое число последователей по всему миру;

– космополитизм (межнациональный и надэтнический характер);

– эгалитарность (проповедь равенства всех людей);

– пропагандистская активность (стремление обратить в свою веру других).

4) Функции религии:

– регулятивная;

– компенсаторная;

– коммуникативная;

– мировоззренческая.

5) Особенности мировых религий в современном мире.

1.14 Искусство

План №59: «Искусство в духовной жизни общества», «Искусство»

1) Понятие «искусства».

2) Виды искусства:

– архитектура;

– скульптура;

– живопись;

– литература;

– театр.

3) Жанры и стили искусства.

4) Функции искусства:

– гедонистическая;

– познавательная;

– воспитательная;

– коммуникативная.

5) Эстетика – наука об искусстве и красоте.

1.15 Мораль

План №60: «Мораль и „золотое правило“ нравственности», «Мораль и нравственность в жизни людей»

1) Понятие «мораль».

2) Понятие «нравственность».

3) Категории морали:

– добро и зло;

– справедливость;

– честь и достоинство;

– долг и совесть.

4) «Золотое правило» морали.

5) Функции морали:

– регулятивная;

– воспитательная;

– оценочная;

– коммуникативная.

6) Моральные нормы и принципы.

7) Значение морали в жизни человека.

План №61: «Мораль как регулятор социальных отношений»

1) Понятие «мораль».

2) Категории морали:

– добро и зло;

– справедливость;

– честь и достоинство;

– долг и совесть.

3) Моральные нормы и принципы.

4) Отличие моральных норм от правовых:

– складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле;

– не закрепляются в специальных актах;

– выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения.

5) «Золотое правило» морали.

6) Функции морали:

– регулятивная;

– воспитательная;

– оценочная;

– коммуникативная.

7) Значение морали в общественных отношениях.

1.16 Понятие общественного прогресса

План №62: «Проблема общественного прогресса», «Прогресс и его критерии», «Общественный прогресс», «Противоречия социального прогресса»

1) Понятие «прогресс».

2) Формы общественного прогресса:

– реформа;

– революция.

3) Относительность общественного прогресса.

4) Противоречивость общественного прогресса:

– дает благо;

– наносит вред.

5) Возможные критерии общественного прогресса:

– уровень развития производственных сил;

– степень человеческой свободы;

– уровень развития науки и техники;

– уровень образования населения.

6) Отсутствие единого критерия прогресса общества.

План №63: «Модернизация и общественный прогресс»

1) Понятие модернизации.

2) Виды модернизации по сферам:

– политическая;

– экономическая;

– социальная;

– духовная.

3) Критерии модернизации:

– урбанизация;

– индустриализация;

– демократизация политических структур;

– секуляризация.

4) Понятие социального прогресса.

5) Формы общественного прогресса:

– реформа;

– революция.

6) Возможные критерии общественного прогресса:

– уровень развития производственных сил;

– степень человеческой свободы;

– уровень развития науки и техники;

– уровень образования населения.

7) Взаимосвязь модернизации и социального прогресса.

План №64: «Формы общественных изменений», «Многовариантность и движущие силы развития общества»

1) Многообразие форм социальных изменений.

2) Формы социальных изменений:

– эволюция;

– революция.

3) Особенности реформаторских (эволюционных) изменений в обществе:

– постепенные изменения в различных сферах жизни общества;

– появление и закрепление новых элементов в общественной жизни.

4) Виды реформ:

– политические;

– экономические;

– социальные;

– духовные.

5) Прогрессивные и регрессивные реформы.

6) Основные признаки революционных изменений:

– затрагивают все уровни и все сферы жизни общества;

– носят радикальный, фундаментальный характер;

– основаны на насилии.

7) Виды революций:

– буржуазная;

– социалистическая;

– национально-освободительная.

8) Стадии развития обществ:

– традиционное общество;

– индустриальное общество;

– информационное общество.

9) Значимость общественных изменений в современном мире.

План №65: «Революция как форма социальных изменений», «Социальная революция»

1) Понятие «революция».

2) Основные теории революции:

– бихевиористская;

– психологическая;

– структурная;

– политическая.

3) Основные признаки революционных изменений:

– затрагивают все уровни и все сферы жизни общества;

– носят радикальный, фундаментальный характер;

– основаны на насилии.

4) Виды революций:

– буржуазная;

– социалистическая;

– национально-освободительная.

5) Социология революции.

Проблема ответственности ученого перед обществом по тексту Ю.М.Лотмана (Жизнь и смерть Андрея Дмитриевича…») (ЕГЭ по русскому)

В центре нашего внимания текст Юрия Михайловича Лотмана, известного литературоведа и культуролога, в котором описана проблема ответственности ученого за свои исследования перед обществом.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о важности ответственности ученого за свои труды перед всем человечеством. Каждый человек понимает, что научные открытия не только улучшают качество жизни людей, но и привносят в нее опасность. Так, в желании подчинить себе войну люди сами стали ее заложниками. Часто ученые уверены, что привносят в мир только лучшее, но на самом деле многие открытия приводят к катастрофам. Эксперименты ученых с атомной бомбой привели к созданию ужасного оружия. Снаряды сброшенные, в качестве эксперимента на Хиросиму и Нагасаку, привели многочисленным смертям мирного населения. К сожалению, с каждым годом в мире появляется больше стран, имеющих столь страшное и опасное оружие, способное уничтожить все и вся на планете.

Именно поэтому автор считает, что ученые должны понимать, к чему могут привести такие знания и нести за все свои открытия ответственность перед каждым живым существом.

Ю.М.Лотман считает, что каждый ученый должен нести ответственность за свои открытия, которые могут не только сделать жизнь лучше, но и привести к ужасным непоправимым последствиям.

Я полностью согласна с мнением автора. Действительно, наука – это бомба замедленного действия, никто не знает в какой момент и как произойдет взрыв, способный уничтожить жизнь на всей планете. Именно поэтому ученые должны понимать опасность их любопытства. В качестве аргументов приведу примеры из литературных произведений.

Так, в произведении Г.Уэлса «Человек невидимка» ученый Гриффин, мечтая о власти и славе, открывает состав, способный сделать человека невидимым.

В последствии, это изобретение не приносит никому счастья, а сам ученый трагически погибает, пытаясь вернуть все на свои места.

А в произведении М.А.Булгакова «Собачье сердце» Преображенский, главный герой и профессор, ставит эксперимент, в ходе которого превращает пса в человека. Эксперимент проваливается, и мужчина решает сделать все наоборот и превращает человека в пса. Автор считает, что такие эксперименты недопустимы и наука должна нести ответственность за такие исследования.

Таким образом, наука является неотъемлемой частью жизни современного мира, и поэтому должна развиваться на пользу всего человечества.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *