Моральное качество

Добро (философия)

Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.

См. также «этика».

В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.

Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Добро в христианстве

В христианстве самым главным представителем добра — или даже источником самого этого понятия — считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельная сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел Люцифер (слав. Денница), ставший в результате Сатаной (Диаволом). Увлечённые им в падение ангелы стали демонами, которые видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро.

Люди же примирены с Богом крестной жертвой Сына Божия — Иисуса Христа. Теперь каждый человек имеет возможность совершить покаяние, уверовать в Единородного и вернуться в послушание Богу.

Евангельское добро

В Евангелии добро — прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36), и милости духовной – обратить грешника от его ложного пути — спасти душу (Иак.5:20).

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.9:41).

Добро в индуизме

В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло. При слаборазвитой чакре в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил»). При чрезмерно развитой чакре изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь и принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).

Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.

Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару

Добро в исламе

Согласно исламской традиции и добро, и зло (опосредованно, через сатану) исходят от Аллаха, который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой.

Понятие добра в культуре

Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.

Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло.

Примечания

См. также

  • Любовь
  • Добродетель
  • Благо
  • Зло
  • Дилемма заключённого

Ссылки

  • Добро и зло

Благодарность – отношение человека к оказавшему ему благодеянию, услугу лицу, выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием. Моральное требование платить добром за добро.
Благодать – свободной воле человека предоставлен выбор – начать или не начинать борьбу за исправление своей жизни; почин он должен положить сам. Однако предоставленная сама себе воля не может справиться с этой задачей. И тут на помощь искренней воле приходит благодать, делая возможным то, что самому человеку было невозможно.
Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы, нравственная стойкость и самоотверженность в служении людям, способность подниматься над эгоистическими побуждениями души, совершать бескорыстные поступки.
Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость включает: внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
Великодушие – положительное моральное качество, такая форма проявления человечности в повседневных взаимоотношениях людей, при которой гуманность превосходит меру общепринятых норм или проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает. Например, случаи проявления гуманности: самопожертвование ради интересов других, отказ от требования наказать совершившего поступок или причинившего ущерб, гуманное отношение к побежденному.
Взаимопомощь – отношения между людьми, основывающиеся на общности интересов и целей.
Высокомерие – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к другим людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбии. Противоположными качествами являются скромность и уважение к людям.
Гнев – нравственное чувство, проявляющееся как бурная реакция человека на нанесенную ему боль, оскорбление или любое другое вредоносное действие.
Гордость – моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих (или чьих-либо – другого человека, группы, страны) достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и стандартам. В случае утраты человеком критического взгляда гордость переходит в самодовольство, чванство, высокомерие, оборачивается гордыней.

Грубость – отрицательное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения; противоположно вежливости. Внешнее проявление неуважительного отношения к людям. Грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.
Дисциплина (лат – обучение, воспитание) – определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, обязательное усвоение и выполнение людьми установленных правил, а также способы, с помощью которых осуществляется этот порядок.
Добродетель (делать добро) – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности. Противоположно – порок.
Зависть – противоположно доброжелательности, враждебное чувство досады по отношению к счастью, благополучию, успеху материальному, культурному или духовно-нравственному превосходству другого лица… Вызывает у людей гамму негативных желаний (чтобы другой испытал унижение, претерпел неудачу, несчастье, был бы дискредитирован в глазах общества).
Злословие – отрицательное качество личности – высказывание негативных оценок и враждебных суждений, злых пересудов… склонность язвительно оценивать людей и явления окружающего мира, зло судить и отзываться обо всем. …Это – сплетни, клевета, распространение заведомо ложных слухов. Важнейший побудитель – чувство зависти. Злонамеренность сплетен, способных опорочить невинного человека идет в разрез с постулатом любви к ближнему.
Измена – нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.
Индивидуальность – конкретное уникальное воплощение общечеловеческого и родового в личности.
Манеры поведения (фр. – прием, образ действия) – способ держать себя, внешние формы поведения и обращения с другими людьми, свойство речи (употребляемые выражения, тон, интонация), жестикуляция, мимика, манера одеваться. Манеры относятся к культуре поведения и регулируются этикетом. … Внешняя красота и изящество должны быть, по словам В. Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешним проявлением нравственного облика личности. Манеры – форма выражения скромности и сдержанности человека, умения контролировать свои поступки, внимательного и тактичного обращения с людьми (Чуткость, Уважение). Манеры зависят от внутренней культуры, моральной глубины и такта личности.
Культура чувств – степень общественной, духовной развитости чувств, эмоциональной грамотности человека, продукт жизненного, общественного опыта личности, ее общения и воспитания. В известном смысле называться человеком и быть культурным – синонимы. Мерилом, критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка как проявления нравственного чувства с интересами др. человека. Уважение достоинства других людей в сфере обыденных человеческих отношений выражается в форме отклика, в чувстве такта. Недостаток в культуре чувств, выражаясь в бестактности, грубости или равнодушии, портит настроение окружающим, разобщает людей. Главное в культуре чувств – доброжелательное отношение к другим людям, искреннее сопереживание их горестям и радостям. Взглядом легко ободрить, воодушевить человека, если этот взгляд открытый, приветливый, сердечный, доброжелательный. И, напротив, человека можно легко обидеть, оттолкнуть, оскорбить, если взгляд ироничен, хмур, надменен, злобен.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Это понятие характеризует образ действий с точки зрения соотношения его действительного социального и нравственного значения и того значения, которое ему пытаются придать. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.
Месть – форма воздаяния обидчику, осуществляемая самим пострадавшим или его близкими, расплата злом за зло. Классической социально-культурной формой М. является сформировавшийся при родовом строе механизм талиона, в основе которого лежит правило воздающей справедливости: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе». В нравственном сознании оно воплощено в принципе «Око за око, зуб за зуб, живот за живот». Распространение талиона на родных и близких причинителя зла характеризует кровную месть.
Милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в пределе – на все живое. В понятии милосердие соединяются два аспекта – духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи): без первого милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго – в пустую сентиментальность.
Мужество – моральное качество человека, воплощающее твердость характера, верность идеалу и самому себе при таком столкновении с несправедливостью, опасностью, которые угрожают его жизни и благополучию (Смелость, Стойкость, Выдержка, Самообладание, Самоотверженность). Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование. Мужество является качеством, необходимым, для проявления героизма.
Ненависть – моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Внешне чувство ненависти может выступать как нечто целостное и нерасчленимое, однако по своему действительному содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение и желание зла др., отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям. Чувство ненависть противоположно чувству любви, но вместе с тем всегда, так или иначе, предполагает любовь; ненависть к злу предполагает любовь к добру, человеконенавистничество связано с себялюбием.
Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия. Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом, и не влияя друг на друга. В процессе общения люди не только формируют свои представления о мире, вырабатывают взаимопонимание, находят «общий язык». Общение – это одновременно обмен действиями, поступками, мыслями и чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к самому себе – к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам. Для культурно развитого человека общение становится потребностью, его отсутствие воспринимается как тяжкая, невосполнимая утрата.

Обязанность – долг человека, возлагаемая на него задача.
Патриотизм – (греч раtеr – родина) – социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям.
Поведение (моральное) – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то поведение охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям.
Подвиг – акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат, которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Особенно часто возникает потребность в совершении подвига в эпохи революций, во время войны, а также в исключительных обстоятельствах в повседневной жизни (например, когда в результате несчастного случая создается угроза человеческой жизни).
Покаяние – один из механизмов нравственного самосовершенствования личности; проявляется как действенное сожаление индивида о своих недолжных поступках, сопровождаемое твердым решением не повторять их и через исправление последствий или через налагаемое на себя наказание восстановить нарушенный ими баланс справедливости. Идея покаяния предполагает свободу воли, способной прервать инерцию дурных навыков человека и дать обратный ход ведущей ко злу причинно-следственной детерминации, порождаемой каждым недолжным поступком.
Поступок – клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. Подход к человеческому действию через призму предшествующей ему и последующей работы морального сознания отражается в представлении о структуре поступка Последний слагается из следующих элементов: мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих.
Потребительство – совокупность идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений.
Пошлость – морально-эстетическое понятие, характеризующее такой образ жизни и мышления, который вульгаризирует человеческие духовные ценности, низводит их до уровня ограниченно-обывательского понимания, принижает саму идею достоинства личности. К многообразным проявлениям пошлости относятся: ограниченность интересов, низменность мотивов, мелочность в действиях, прикрываемые высокопарными рассуждениями и сентиментальной мечтательностью, «мелкие делишки и великие иллюзии».

Правдивость – моральное качество, характеризующее человека, сделавшего для себя правилом говорить истину, не скрывать от других людей и самого себя действительное положение дел. Требование правдивости является общечеловеческим (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Оно вытекает из потребности людей иметь правильное представление об обществе, в котором они живут, о поступках окружающих, которые они должны оценивать, о жизненных обстоятельствах, в которые они попадают. Правдивость выражает и формирует нравственное доверие между людьми.
Праздность – стиль жизни, возводящий безделье в нравственную норму; социально-нравственная установка, исходящая из тезиса о несовместимости производительности труда с принципами «благопристойной» морали.
Предательство – нарушение верности общему делу, измена классовым или национальным интересам, переход на сторону врага, выдача ему соратников или партийной, государственной, военной тайны, умышленное совершение действий, враждебных общему делу и выгодных его противникам. Предательство всегда расценивалось моральным сознанием как злодеяние. Предательство обычно связано с беспринципностью, политической трусостью и шкурническими интересами. Предательство является также нарушение личных обязательств, измена другу, брату, другим людям, с которыми индивид связан традиционными или добровольно взятыми на себя нравственными узами. Этот порок в шкале общественных оценок всегда был на одном из самых низких мест. Предатель, как правило, бывает презираем даже теми, в пользу которых было совершено предательство.
Смелость – моральное качество, характеризующее способность человека преодолеть в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия для достижения поставленной цели. Конкретным выражением смелости является подвиг, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание. И противоположно – трусость, малодушие. Вызывает уважение как личное качество.
Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в публичном признании своей виновности и готовности нести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах.
Свобода воли – философская категория; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно, в соответствии с принятым им мировоззрением, определять свои поступки, действовать на основании собственного решения. Как категория этики свобода воли означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину.
Скромность – моральное качество, характеризующее личность с точки зрения ее отношения к окружающим и самой себе. Проявляется в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав. Он добровольно подчиняет себя требованиям общественной дисциплины, ограничивает свои собственные потребности соответственно существующим в данном обществе материальным условиям жизни народа. Он относится ко всем людям с уважением, проявляет необходимую терпимость к мелким недостаткам людей, если эти недостатки затрагивают лишь его собственные интересы, и одновременно критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Скупость – моральное качество, характеризующее особое отношение к материальным ценностям, когда они рассматриваются как сокровище, их сохранение становится самоцелью, ради которой забывается его полезное назначение в качестве предмета потребления и приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и других людей). Нравственность осуждает скупость точно так же, как и чрезмерную роскошь и расточительство, поскольку та и другая противоречат интересам саморазвития личности: первая ущемляет, а вторая извращает ее потребности, привносит в межчеловеческие отношения дисгармонию, становится источником конфликтов.
Смелость – моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него последствиями. Смелость предполагает решительные действия во имя достижения поставленной цели, верность избранным идеалам и принципам вопреки враждебным обстоятельствам и давлению со стороны др. людей, откровенное выражение своего собственного мнения, особенно когда оно противоречит устоявшимся или санкционированным властью взглядам, непримиримость в отношении всякого зла и несправедливости. Конкретными выражениями смелости являются подвиг, почин, инициатива. Смелость тесно связана с такими моральными качествами, как мужество, стойкость, принципиальность, самообладание, инициативность, и противоположна трусости, малодушию, приспособленчеству и непосредственно смыкается с мужеством.
Смирение – моральное качество, выражающееся в принижении своего достоинства перед лицом авторитета или обстоятельств и влекущее за собой покорность по отношению к внешним силам, готовность подчиниться судьбе, признание своего поражения, отказ от надежд на лучшее будущее.
Смысл жизни – понятие этики и морально-мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями, идеалом (высшим благом) и тем самым получает возможность оправдать себя в своих собственных глазах, перед лицом других людей или какого-либо авторитета. С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования смысла жизни: гедонизм, в котором смысл жизни связывается с получением наслаждений; прагматизм, в котором смысл жизни связывается с достижением успеха; корпоративизм (групповой эгоизм, лоялизм), в котором смысл жизни связывается с принадлежностью к ограниченной общности, преследующей частные интересы; перфекционизм, в котором смысл жизни связывается с личным самосовершенствованием; и гуманизм, в котором смысл жизни связывается со служением другим людям (Альтруизм).
Сострадание – см. Сочувствие
Сочувствие – одна из форм проявления человеколюбия (Гуманизм); отношение к другому человеку, основанное на признании законности его потребностей и интересов; выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению.
Страх – кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемые у человека действительной или воображаемой опасностью. Как психологическое явление страх выражается в тревожных и мучительных переживаниях, в испуге, ужасе, панике, а также в действиях (стихийных или сознательных), направленных на самосохранение. Когда страх приводит к утрате контроля человека над собой, к поступкам, противоречащим требованиям нравственности, он расценивается моральным сознанием как трусость. И наоборот, преодоление человеком чувства страха.
Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств. Человек либо самостоятельно в эмоциональной форме осознает безнравственность их, либо сознается в этом самому себе под воздействием осуждения со стороны окружающих.
Трудолюбие – моральное качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности, внешне выражающееся в количестве и качестве ее общественно полезных результатов. Его проявления – трудовая активность, добросовестность, старание, усердие работника. Трудолюбие противопоставляется тунеядству.
Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх. Трусость может быть проявлением расчетливого себялю­бия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение.
Тщеславие – социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения. Последнее он учитывает лишь постольку, поскольку это отвечает его жажде славы. Такой человек вообще не способен самостоятельно оценивать существо своих действий, его интересует лишь внешний эффект, привлекающий внимание окружающих, тщеславие представляет собой преувеличенную меру самолюбия, когда стремление быть ничем не хуже других людей перерастает в желание казаться лучше других.
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте проводимого дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности являются обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие.
Честолюбие – Социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради общественных почестей, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его личными амбициями. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение, вес, влияние, а также заслужить официальное признание и связанные с ними почести и награды. В тех случаях, когда подобные побуждения становятся характерным свойством поведения человека, честолюбие приобретает значение позитивного морального качества личности.

Чуткость – моральное качество, характеризующее отношение человека к окружающим. Предполагает заботу о нуждах, запросах и желаниях людей; внимательное отношение к их интересам, волнующим их проблемам, мыслям и чувствам; понимание мотивов, которыми руководствуются люди в своем поведении; тактичное отношение к самолюбию, гордости и чувству собственного достоинства окружающих, вежливое обращение со всеми. Являясь требованием нравственности, вытекающим из общего принципа гуманизма, чуткость тесно связана с другими нравственными качествами (Уважение, Великодушие, Скромность, Сочувствие, Благородство, Доверие). Вместе с тем чуткость, поскольку она относится к области повседневных взаимоотношений людей, представляет собой составную часть нравственной культуры личности. Она исключает грубость, чванство, высокомерие, нетерпимость, подозрительность и недоверие к людям, как в личных, так и служебных, деловых, политических отношениях.
Эгоизм – жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью. Узнаем, что это такое, и какие отличия существуют между этими понятиями. Этика – наука, изучающая моральные нормы.

Понятие морали и нравственности

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека:

  • к другим людям;
  • к животным;
  • к природе.

Разберемся, какие поступки можно назвать моральными.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Мораль
  • 2. Духовная культура общества
  • 3. Роль образования в жизни человека, аргументы

Когда ученик переходит дорогу по зебре, то этот поступок нельзя назвать моральным, но он является таковым, если тот же ученик помогает перейти дорогу пожилому человеку, которому трудно это сделать одному.

Наряду с моралью часто используют понятие нравственности. Существуют различные точки зрения по вопросу соотношения данных терминов. Некоторые ученые говорят о том, что мораль и нравственность – слова-синонимы и означают одно и то же. Другие выделяют сходства и различия морали и нравственности.

Главное отличие указанных понятий состоит в том, что мораль – это некие абстрактные мысли, идеи о том, что такое добро и зло, а нравственность – это действительные поступки людей, совершаемые ими в жизни. Категории морали (ее составляющие) таковы: добро, совесть, долг, честь, справедливость, патриотизм

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль

Нравственность

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Не воруйте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Зарождение моральных норм началось задолго до начала нашей эры. Тогда она имела религиозный характер и составлялась мудрецами в виде заповедей, многие из которых вошли в Библию – священную книгу христиан (Например, Десять Заповедей Моисея).

В последующие годы шло дальнейшее развитие моральных норм, но многие из них сохранили свое значение и продолжают быть важными в современном обществе.

Что мы узнали?

Мораль и нравственность – это понятия, имеющие свои сходства и отличия. Мораль – это правила поведения людей, которые требуют совершать добрые поступки, не нарушающие справедливость, а нравственность – это непосредственное воплощение морали, качество человека, который уважает других людей, животных и природу, готов прийти на помощь, соотносит свое поведение с устоявшимися в обществе правилами.

Тест по теме

Оценка доклада

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *