Моральный закон

«Нравственные поступки в жизни и литературе»

Путь каждого человека к нравственности начинается с детства. Он, человек, рождается на свет чистым и невинным ребенком, для которого все в этом мире ново. И люди, которые прививают ему нравственность, это семья, самые близкие. Именно в семье закладывается тот самый фундамент, на котором будут строиться последующие убеждения и ценности человека, фундамент, который сформирует его нравственность. Ведь, по сути, нравственность – это воспитание, которое дается человеку родителями. Влияние общества, конечно, неоспоримо, но оно вторично, и в данном случае правильно воспитанный человек будет непосредственно сам оказывать влияние на общество: привносить что-то хорошее, совершать добрые дела и поступки.

Нравственность характеризуется объективным отношением человека к вещам, возвышением его объективной сущности над субъективной. Это, по сути, выбор, который стоит перед каждым человек, и который каждый человек волен избрать самостоятельно – выбрать путь морали и нравственности или безнравственности.

Нравственность очень тесно пересекается с моралью и этикой. Они как ее внешние регуляторы с позиций добра и зла, прекрасного и безобразного. В то время как нравственность –это внутренние качества человека, которые определяют его поведение в обществе. Некие внутренние установки, которые ведут человека по пути сотворения добра и блага, неписаный закон любви, ответственности, совести души, которому следует человек на протяжении всей жизни.

К сожалению, грустно признавать, но в своем истинном понятии нравственность чаще всего не известна современному обществу, порой значение ее бывает настолько искажено, что самые фундаментальные установки и ценности рушатся, стираются и больше не признаются современным поколением. Стараясь идти в ногу со временем, молодые люди чаще всего не замечают, как происходит насаждённая, искусственная подмена ценностей, которые, по сути, должны были бы быть неизменной основой мировоззрения. Современные нравственные искажения, такие, как использование мата, отсутствие стыда, неряшество во внешнем виде и другие, обязательно влекут за собой не только внешние эффекты, но и психические деформации. Таким образом, это очень пагубно воздействует на здоровье общества, его нравственное состояние, его ценности.

Нравственные ценности довольно часто неразрывно связывают с семьей, ведь семья – очень влиятельная малая группа, которая выступает важнейшим фактором формирования нравственности у человека, передавая свои традиции, культуру, ценности, тем самым воспитывая в человеке тягу к благому бытию.

Здесь мне хочется вспомнить об одном случае, произошедшем в реальности. Во времена Великой Отечественной войны фашисты, чтобы вернуть в строй своих солдат, решили использовать воспитанников Полоцкого детского дома №1 как доноров. На защиту совсем еще маленьких мальчиков и девочек, подростков, встал директор детского дома. Однако он понимал, что для фашистов жалость, сострадание и сам факт вершившегося зверства – пустой звук. Их нравственная база была абсолютно уничтожена их крайней идеологией, навязываемыми ценностями. Поэтому директор детского дома решил, что весомым аргументом может стать болезненность, слабость и недостаток витаминов у детей – какие же они доноры? И когда немецкое командование с этим согласилось, началась тщательная подготовка к перевозу детей в партизанскую зону, а затем и их спасение. И вот в одну из ночей воспитанники детского дома вышли из села, где их держали фашисты. Благополучно добравшись всем составом до партизанского тыла, ребятишки теперь должны будут быть эвакуированы за линию фронта. На помощь пришли летчики, которые начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Но данная история сводится лишь к одному полету, самому последнему. Александр Мамкин был уже очень опытным летчиком, и тот рейс в этой операции был для него девятым. Сначала все шло хорошо, но при подлете к линии фронта, его самолет подбили. один на борту, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но за его спиной сидели перепугавшиеся мальчишки и девчонки, жизнь которых он не собирался отдавать в руки смерти. Тем более после всего, что они пережили. И Мамкин продолжал вести самолет. Когда пламя добралось до кабины пилота, от температуры начали плавиться очки, намертво прикипая к коже. От ног почти оставались только кости… За его спиной раздавались крики и плачь, и он продолжал управлять самолетом, уже практически вслепую. Взмахнув косой, смерть так и не смогла опустить ее. Все пассажиры выжили. Посадив самолет и как-то выбравшись из кабины, он лишь успел спросить, живы ли дети, и, услышав ответ, потерял сознание. Никто не мог объяснить, что заставляло его преодолевать ту страшную боль и шок, какими усилиями он продолжал оставаться в сознании до самого конца. Откуда черпал он такую неимоверную духовную и физическую силы. Он, что рос все детство без отца, но который всем сердцем любил детей. Он, который носил фамилию Мамкин и самостоятельно, словно мать, подарил детям жизнь.

Безусловно, лишь только высоконравственный человек мог совершить подобный героический поступок. Человек, чьи моральные ценности и установки не позволили ему эгоистично спастись, позволив детям умереть. Война поднимает вопросы о нравственных истоках героизма. И случаев, похожих на подвиг Александра Мамкина, в военные годы было очень много. Поэтому нам также не стоит и забывать об общественном воспитании, когда на примерах таких Героев мы учимся добру, состраданию, перенимаем от них нравственные ценности. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, особенно учебные заведения. Они должны стараться формировать у ребенка внутренние стимулы развития личности, стремление совершать благие дела, добрые поступки, прививать такие качества как долг, толерантность, любовь, честь, достоинство, милосердие и прочее. Когда ребенок на примере взрослых, учителей видит, как проявляются данные качества в повседневной жизни, ему самому хочется быть похожим на них, вести себя также и поступать также.

В основном, если говорить о школе, нравственное воспитание происходит на уроках литературы, риторики, искусствоведения и таком прочем. Мы учимся воспринимать окружающее и смотреть на мир сквозь призму истинно нравственного, прекрасного, до нас это донесено через книги, картины, музыку.

Одним из самых запоминающихся моментов на уроке литературы стало для меня знакомство с произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». На примере Раскольникова мы ясно видим, насколько важна моральная база ценностей и понятий, чтобы не совершать ужасные преступления против человека. Мы видим, что в вопросах нравственности никак нельзя полагаться только на расчетливость, но нужно прислушиваться к сердцу, к своей совести. «Есть один закон – закон нравственный», — утверждает , и, осознав это, главный герой возвращает себе душевное спокойствие и равновесие, которые были отняты у него совершенным преступлением. В процессе взросления на человека ложится ответственность за самостоятельное нравственное воспитание, что на своем примере продемонстрировал нам Раскольников. Благодаря своему преступления он, в какой-то степени, вырос нравственно, осознал, что никто не вправе распоряжаться чужими человеческими жизнями. Никто не имеет права играть в Бога, отбирая жизнь ни в чем не повинных людей.

В заключение хочу сказать, что в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. Ведь, как я уже говорила ранее, нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.

Если в предыдущем повествовании мы настаивали, что мораль, даже в своем нормативном содержании, является ориентиром, то насколько правильно оперировать понятием «моральный закон»? Ведь закон предполагает неминуемую расплату за его нарушение, а в морали, понятой не как регулятор, наказание за нарушение кажется проблематичным. И вообще можно ли сказать, что за нарушение моральных требований неизбежно следует санкция?

Начнем отвечать со второго вопроса. Мораль прежде всего предполагает санкцию от самого человека, нарушившего требование. Она проявляется в виде укора совести и понимания собственной вины. Конечно, придавать большое значение им нельзя: множество людей без труда преодолевают муки совести и спокойно живут дальше. Но и недооценивать их нельзя, поскольку, как было сказано в главе, посвященной совести, ее осуждение появляется неожиданно, против желания жаждущей забыть о своем проступке личности. Помимо совести, безнравственный поступок ждет общественное порицание, что может для аморального субъекта закончиться отлучением от коллектива. Но ни та, ни другая санкция не является исчерпывающим следствием из нарушения морального закона. Тем не менее мы утверждаем, что он действует абсолютно, и тот, кто нарушил его, никогда не останется безнаказанным.

Что такое закон? В философии науки под ним понимается устойчивая, многократно повторяющаяся связь нескольких явлений. В данном случае нас интересует связь между самим законом и возможностью его нарушения. Так, применительно к законам физического мира эта связь выглядит достаточно надежной. Допустим, мы попытаемся нарушить закон всемирного тяготения. Никто не помешает нам прыгнуть с большой высоты, но тяжелые последствия прыжка станут необходимым следствием нашего неразумного поступка. Конечно, мы могли бы использовать устройство, которое смогло бы превратить стремительное падение в плавный спуск. Но это не значит, что мы обошли закон: мы просто использовали его и другие законы, позволяющие нам привести физические силы в нужное нам равновесие.

То же самое можно сказать о социальных законах. Их также можно нарушить. Более того, как утверждал выдающийся российский философ Александр Александрович Зиновьев (1922-2006), социальные законы отличаются от всех остальных как раз тем, что люди их постоянно нарушают, а затем жестоко в этом раскаиваются. Трудно сказать, чем они больше руководствуются, совершая эти нарушения: нежеланием знать о законах, самонадеянностью или злым умыслом, но факт остается фактом. Зиновьев приводит такой пример: если мы создаем организацию и ставим перед ней задачу добиться успеха в одной из сфер деятельности, то мы должны подобрать руководителя, чьи способности будут соответствовать высоким задачам. Нарушение этого правила неизбежно приведет начинание к краху. Тем не менее мало кто даже задумывается об этом законе. А если его нарушают сознательно, то надеются на другие факторы, которые помогут компенсировать бездарное руководство, например высокую отдачу сотрудников, помощь извне и т.д.

Теперь посмотрим, как обстоит дело с моральным законом. Его также, казалось бы, легко нарушить, и ни совесть, ни осуждение обществом не выглядят здесь серьезной санкцией. Однако подумаем: что это означает – нарушить моральный закон? Сознательно нанести вред другим людям ради собственной выгоды или удовольствия. Но можем ли мы быть уверенными, что этот поступок останется для нас безнаказанным? Что обиженный нами человек не решит нам отомстить? И тот факт, что месть не последовала незамедлительно (нам моментально не ответили ударом на удар), не означает, что мы остались безнаказанными. Быть может, наш противник тщательно ее готовит, о чем мы даже не подозреваем, и в удобный для себя момент нанесет удар, которого мы не ожидаем. Возможность мести и ее боязнь – вполне реальная угроза. Если бы эго было не гак, то преступники бы не скрывались, а люди, совершившие аморальные поступки, не боялись бы публичного осуждения. Страх – это такая эмоция, которая разрушает нормальную жизнь и обесценивает все ее самые яркие проявления. Если к этому страху добавить подозрительность, постоянное ожидание зла, то существование такого человека не будет ему в радость. Более того, превратившись в навязчивую идею, страх может довести до безумия. Это хорошо понимали уже в Античности. Послушаем великого трагика Софокла:

О, узнай и запомни

Изречения древнего смысл:

Человек, различить неспособный,

Что есть зло и что есть добро,

К безумию движим

Властью богов и бедою навек заарканен.

Получается, что моральный закон нельзя нарушить безнаказанно. Причем санкция в виде неудовольствия и страха будет прямо пропорциональна проступку. Возможно, за раскрытие безобидной лжи последует простое порицание, но за геноцид целых народов ужас от ожидания возможной расплаты сделает жизнь невыносимой. Получается, что моральный закон выражается очень просто: человек в своем поведении может нарушать требования морали, но тогда его жизнь не будет полноценной.

Возможно ли обойти прямое действие морального закона? Да. Например, если мы раскаемся в безнравственном поступке и попросим прощение. Но это не значит, что мы отменили его действие; наоборот мы исполнили одно из важнейших моральных обязательств, требующих от нас всегда признавать свою вину, и тем самым сделали все, чтобы избежать плохих последствий. Есть и другая, более сложная ситуация, когда нам ради исполнения нравственного долга требуется нарушить один из моральных запретов. Но здесь мы вступаем в сферу моральных парадоксов, о которых разговор предстоит в конце этой книги.

  • Софокл. Антигона. М., 1986. Строки 450-460.

Кто же такой высоконравственный человек? У многих может быть искаженное понятие этого термина.

Высоконравственный человек не обладает теми низшими качествами ,которыми характеризируют множество людей этого мира. Такими как: эгоизм, тщеславие, жадность, высокомерие, самонадеянность и так далее, этот список можно продолжать бесконечно. Но высоконравственный человек владеет полностью противоположными качествами. Такой человек ставит интересы других на первое место, ища пользы не себе, а другому. Делая все на благо общества. Таким человек очень тяжело манипулировать и управлять, так как он не стремится к удовлетворению своих эгоистических желаний, проявляя всецело альтруизм. Полную противоположность эгоизма.

Благодаря высоконравственным людям на свете еще жива человечность и добрые поступки, которые спасли жизнь не одному человеку. Такие люди не дают угаснуть нашей совести, тому ценному дару, который присутствует в человеке с самого рождения. Даря возможность выделять все хорошее и плохое в этом мире. Хотя она у нас с самого рождения ее все таки нужно развивать и работать над ней. Для того чтобы, было проще воспитывать свою совесть, можно брать примеры тех на кого ты хочешь походить, кто восхищает, кто делает добрые дела, кто требовательный к себе. Это могут реальные люди, так и герои книг.

Может показаться, что высоконравственным человеком рождаются, и не каждый может стать таковым. Но это мнение ошибочно. Работа над собой и прикладывание должных усилий, помогает сделать себя таким человеком, каким мы хотим быть, а все остальное лишь пустые отговорки.

Примеры высокоморальных людей можно привести очень много. Но я двух примерах, когда эти люди ставили жизнь другого человека, выше своей собственной.

Пример милосердия и доброты людям показал на своем примере Киану Ривз.

Эта история произошла на съемочной площадке фильма «Матрица». После удачной премьеры первой части фильма, актер решил отказать от своего гонорара, который приблизительно составлял 80 миллионов долларов, в пользу костюмеров и команды, которая отвечала за спецэффекты. Ривз считал, что они заслужили эти деньги. Так же он не забыл про каскадеров, считая что они тоже заслуживают, похвали, Ривз подарил каждому по мотоциклу. Сам актер тоже ценитель мотоциклов, поэтому Harley-Davidson стал настоящим подарком от сердца.

Одному из рабочих, узнав что у него проблемы, Ривз решил ввести рождественскую премию для каждого члена съемочной группы. Так человек получил очень неожиданный подарок, в сумме 20 тысяч долларов.

Во время съемок, Ривз постоянно покупал своим сотрудникам ланчи и старался познакомиться с каждым, запоминая их имена. Как высказался сам актер, деньги для него не главное. Главное то, какие отношения складываются, у него с окружающими его людьми.

Не смотря на все трудности в его жизни Киану Ривз остается прекрасным человеком, готовым помогать других, причем не прося ничего взамен. Как для меня это характеризирует его как высоконравственного человека, которому не нужны деньги, а главнее которому люди.

Поступок который совершил Павел Бондарев показывает его мужество и силу духа ,который способен пожертвовать жизнью ради другого.

Эта история произошла в сентябре 2012 года на окраине Севастополя, когда Павел спешил на работу. Подойдя к остановке, на которой уже стояли двое малышей-второклассников. Вдруг из ниоткуда появилась черная «Хонда», водитель которой утратил контроль над автомобилем. Его понесло прямо на остановку. Павел мог с легкостью отпрыгнуть, но он этого не сделал, перед ним стояло двое детей.

Он мгновенно сориентировался , маленького мальчика он откинул в сторону, а девочку не успел оттолкнуть, поэтому закрыл ее собой. Автомобиль почти раздавил их обоих, но благодаря тому, что Павел закрыл собой ребенка, у него оказалось меньше травм. После того как приехала скорая, детей и Павла отвезли в очень тяжелом состоянии. Но к сожалению Павел скончался через полтора часа, после трагедии. Его травмы не были совместимы с жизнью.

Дети хоть и медленно пошли на поправку, благодаря жертве этого молодого человека они радуется жизни. Павла Бондарева наградили посмертно. Церемония вручения премии «Гордость страны» прошла в Киеве, где награду получила его мама.

На такой поступок не каждый бы отважился, для этого нужно иметь мужество, силу духа. Жертвуя своей жизнью, он спас двоих детей, за что они очень благодарны ему и его маме. За то, что она воспитала прекрасного сына, которому хочется подражать .

Как видно с этих двух примеров, высоконравственный человек владеет моральными принципами, которыми руководствуется каждый человек или общество. Принципы необходимы нам, это критерии, позволяющие делать выбор и идти по выбранному пути. Принципы не абстракция, они имеют конкретное выражение, следовать за всем стадом или отказаться подражать остальным, считая их действия несправедливыми .Эти принципы дают нам основу для того чтобы, на этой почве создать высоконравственную личность ,которая идет своим путем. Путем верности себе и жертвенности по отношению к людям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *