Мощи радонежского

Части 1, 2, 3

Троице-Сергиева Лавра в день памяти преподобного Сергия. Фото: Патриархия.Ru

Портал Православие.Ru продолжает публикацию новейших чудес, явленных по молитвам к преподобному Сергию. В этот раз мы печатаем несколько пространных историй из жизни мирян.

Конечно, данное от Бога чудо само по себе не делает человека святым и не избавляет от дальнейших ошибок, жизненных трудностей и преткновений. Но всякое такое чудо подтверждает уникальную истину: Господь Бог и Его святые любят нас, таких подчас немощных и грешных, святые не гнушаются быть рядом с нами и помогать в земных ситуациях.

***

История Лидии Сергеевны

В 1997 году в Лавру приехала немолодая женщина по имени Лидия. Она была совершенно невоцерковленным человеком и ехала не для того, чтобы молиться или искать разрешения каких-то духовных проблем. Была проблема совсем другого рода. Лидия Сергеевна хотела забрать свою дочь Татьяну, которая, закончив университет, вдруг сказала, что не будет жить в миру, стала ездить по святым местам, древним обителям и наконец поселилась у Троице-Сергиевой Лавры. Здесь Татьяна встретила прекрасного духовника отца Онуфрия, который однажды, прозревая будущее, сказал: «Скоро приедет твоя мама. Приведи ее ко мне». И вот действительно, мама приехала, чтобы вернуть свое чадо к мирской жизни. Дочь, как и было условлено, повела ее к батюшке. Во время беседы с отцом Онуфрием с Лидией что-то произошло, из глаз ее потекли слезы, а в сердце неожиданно родилось желание покинуть бессмысленную суету жизни мирской и посвятить себя чистой, духовной жизни возле святой обители. Вместо того, чтобы забрать дочь, Лидия Сергеевна осталась сама, стала снимать жилье в Сергиевом Посаде и трудилась при храме. Через некоторое время, – это был 1998 год, – у нее обнаружили опухоль в горле, врачи сказали, что делать что-то бессмысленно – это стало серьезным искушением для только что обратившегося к Богу человека.

Святые отцы говорят, что скорби никогда не посылаются людям случайно – они помогают как можно раньше увидеть непрочность земных благ. Только в скорбях, лишениях и болезнях мы понимаем, что чего бы ни стремились достичь на земле: богатство, славу, удовольствия, все равно придет момент, когда все это будет отнято. Более важно то, с чем душа встретит вечность. Именно скорби помогают обратить сердце к благам подлинным, вечным, духовным.

У Лидии было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление

Для Лидии болезнь стала испытанием, насколько серьезно она обратилась своей душой к Богу. Теперь каждый день, с самого утра и до вечера, на протяжении всех акафистов в Троицком соборе Лавры она молилась преподобному Сергию. Ее уже хорошо знали лаврские монахи, совершавшие служение в Троицком храме, а она изо дня в день от всего сердца молилась. При этом в глубинах души у нее было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление. Обыкновенно все прикладываются только к раке – серебряному ковчегу, в котором почивают мощи Сергия, а на уровне главы Преподобного помещается стеклянная створка, которая лишь изредка открывается, и тогда можно приложиться к покрытой покровом главе святого Сергия.

У раки с мощами преподобного Сергия. Фото: А.Горяинов / Православие.Ru

Наступило 7 октября, то есть день накануне осеннего праздника преподобного Сергия. К этому празднику в Лавру съезжаются все архиереи Русской Православной Церкви, которые во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси совершают торжественное богослужение. Лидия стояла недалеко от святых мощей, молилась. В это время в Троицкий собор вошел кто-то из приехавших архипастырей. Иеромонах, совершавший служение (то был отец Ираклий), открыл мощи Преподобного, пропустил владыку, а затем подозвал приложиться Лидию: «Матушка, давай, подходи» (имени ее он не знал, но часто видел в Троицком соборе). С какой верой, с какой надеждой и горячей молитвой она приложилась! Как сама вспоминает, слезами оросила покров Преподобного. Вечером на Всенощной на помазание она подошла самой последней, незнакомый ей архиерей помазал ей лоб, после чего она открыла ворот одежды, освободив пораженное опухолью горло, и владыка, поняв ее, произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29) – Лидия Сергеевна еще и слов-то таких не знала, что они из Евангелия взяты – и святым елеем изобразил на ее горле большой крест. Ночью наступило исцеление, опухоль исчезла, как будто ее и не было. Сама Лидия Сергеевна рассказывала, что, проснувшись, почувствовала, как слизь выходит через рот. Праздник преподобного Сергия Радонежского Лидия встретила совершенно здоровой!

Незнакомый архиерей помазал пораженное опухолью горло и произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29)

Вот так преподобный Сергий призывает людей к себе, под свой благодатный покров, и удивительным образом помогает в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Сама Лидия Сергеевна после чудесного исцеления пережила еще много скорбей. Едва она наскребла средств на покупку комнаты в коммунальном доме, как через каких-то год-полтора дом сгорел, как говорится, дотла. Пожар случился ночью, в мае 2011 года, пожарные оказались бессильны помочь. А милиционеры, развернув полотно, кричали сгрудившимся у окон второго этажа перепуганным жильцам: «Прыгайте, прыгайте». Но полотно милиционеры держали так, что все, кто прыгнул, получили повреждения. Лидия Сергеевна, семидесятилетняя женщина, сломала при падении позвоночник. Что говорить о других ее травмах – переломаны были все ребра – если о позвоночнике врачи ей сказали, что она уже не сможет ходить. Перелом позвоночника получила и дочь, но если Татьяна в результате лечения смогла ходить и обслуживать себя, то Лидия Сергеевна первое время оказалась прикована к кровати. Будучи без жилья, здоровья и денег, она в полной немощи взывала ко всем, кто только мог бы помочь. Найти тихий угол ей удалось с огромным трудом.

При посещении ее удивительно было видеть, что в самых скорбях она всегда оставалась бодрой духовно. С трудом научившись передвигаться по помещению, она не роптала, более того, укрепляла тех, кто ее навещал.

Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками

Труды преподобного Сергия. Художник: М.В. Нестеров Путь к возвышенному всегда сопряжен с трудом и усилиями. Вспомним, что сам преподобный Сергий испытывал в своей жизни большие трудности. Когда он пришел на место будущего монастыря – холм, называемый горой Маковец, был покрыт непроходимым лесом, в котором водились хищные звери. А ведь наша, русская зима отличается жестокими морозами! Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками. Ни централизованного отопления, ни водопровода, ни живущих рядом людей. Но преподобного Сергия согревала молитва, а его верность Богу и чистота его души преобразили и окружавший его мир. Как описывает ученик Сергия Епифаний Премудрый в житии своего святого наставника, возле преподобного Сергия дикие звери теряли хищные нравы, так что даже медведя Преподобный кормил из собственных рук. И в наши дни угодник Божий помогает в скорбях, помогает преодолевать страсти людские, но нам не подается полностью беспечальная жизнь, чтобы в жизненных испытаниях мы могли укрепляться духовно.

Живя в Сергиевом Посаде, еще до травмы позвоночника Лидия Сергеевна участвовала в благотворительной деятельности, собирала помощь для детских домов, сама раздавала ее и беседовала с детьми о Боге. Некоторое время она посещала детский дом для слепоглухонемых. Долго посещать не смогла, так как при виде слепых детишек у нее слезы текли ручьем. Батюшка сказал, что со временем сердце ее привыкнет и станет пожестче, но этого она так и не дождалась, ушла. В детском доме она познакомилась со слепым мальчиком Владиком, так звали и ее собственного внука. Лидия Сергеевна все время общалась с мальчиком. Когда она приходила, то он говорил: «Пришла бабушка Владика и моя». Узнав о возможности пересадки органов, Лидия Сергеевна предложила забрать у нее один глаз для Владика: «Я уже пожилая, мне он не нужен, а ему пригодится», но врачи сказали, что в случае Владика это невозможно – у него с рождения не только отсутствовали глазные яблоки, но и не было ведущих к ним нервных стволов.

Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро

Лидия Сергеевна помогала и автору этих строк. В лице этой женщины многие видели бескорыстного, доброго человека. В итоге она лишилась всего, но, даже будучи прикована к кровати, умела душевно укреплять других. Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро. Скажу более: Лидия Сергеевна после ряда испытаний стала еще добрей, хотя и до испытаний доброты у нее было немало.

Вот допустим, отец Онуфрий благословил Лидии Сергеевне помогать одной сильно пострадавшей женщине. Звали ее Светлана и трудилась она в подмосковном лепрозории. Лепрозорий – место нахождения и лечения прокаженных — долгое время был засекречен. К несчастью Светланы, муж ее сильно страдал алкоголизмом. Однажды, в пьяном бреду он схватил ружье и выстрелил в супругу – она не успела от него убежать, дробь поразила позвоночник в четырех жизненно важных местах. Так она стала калекой, передвигалась с трудом на колясочке.

Лидия Сергеевна регулярно навещала ее, пока Светлана жила в Сергиевом Посаде рядом с храмом святых Петра и Павла. Но потом по какой-то причине Светлане пришлось переехать в дом, находившийся на территории лепрозория. Поселилась она в котельной на втором этаже. Лидия Сергеевна время от времени приезжала туда. Как-то в морозный зимний день она с двумя сумками продуктов поехала на автобусе к Светлане. Автобус сделал крюк и приехал к конечной остановке, миновав нужный поселок.

Выйдя на улицу, на морозном ветру Лидия Сергеевна стала сильно скорбеть, совершенно не зная, что делать, и от всей души молилась преподобному Сергию помочь в этой ситуации. Тут совершенно неожиданно подъезжает такси. Водитель, словно прочитав скорбь Лидии на ее лице, вежливо спрашивает: «Вам куда надо?», довозит до нужного места и не берет за это денег. Пока Лидия Сергеевна поднимала свои сумки, обернулась, чтобы еще что-то сказать водителю, а машины как будто и не было.

Подошла к дому, и уже на первом этаже подъезда услышала, как рыдала навзрыд Светлана. Мобильных телефонов тогда ни у кого почти не было. О том, что Лидия Сергеевна должна приехать, Светлана не знала, но именно в это время с ней случилась сильнейшая болезнь, при которой требовалась чья-нибудь помощь. Светлана просила преподобного Сергия послать ей кого-нибудь. Появление Лидии Сергеевны она приняла как величайшую милость Божию по молитвам преподобного Сергия Радонежского. Светлана прожила еще шестнадцать лет и покинула земной мир в конце 2013 года.

История с теплообменником без особого чуда

Есть случаи, в которых имеет место явное чудо, а есть случаи, в которых за обыкновенным скрывается необыкновенное.

Павел, молодой человек, учившийся в военном училище, с ранних лет увлекался эзотерикой, нехристианской мистикой, много читал сатанинскую литературу, в итоге дошел до полного разрушения своей души, и в храм, можно сказать, не пришел, а приполз.

Здесь первые исповеди и регулярное причащение Святых Таин стали ему помогать. Кто-то посоветовал читать аскетическую литературу, он очень увлекся монашескими идеалами, хотя был уже человеком женатым. Ему очень хотелось соприкоснуться с монашеским духом. Кроме того, духовник посоветовал пройти отчитку.

В Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна

В 2011 году Павел работал в торговой сфере, отвечая за реализацию холодильных систем. Однажды в Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна. Приехавшие для экспертизы инженеры посчитали, что теплообменник вполне исправен, но, возможно, кто-то из нанятых работников Лавры предпринимал попытки украсть фреон для дальнейшей наживы. Из Лавры снова поступила жалоба ответственного лица. И тогда Павел самым сердцем почувствовал, что это точно его призывает Господь поехать в святую обитель. Он договорился с организацией о командировке и на три дня приехал в Лавру.

Ответственный, отец Флавий, рассказал, что сам учился на инженера, хорошо разбирается в холодильниках, и что утечка фреона из купленного аппарата наверняка есть. Павел выполнял положенную работу. Но главное оказалось совсем другим: все эти дни отец Флавий организовывал ему посещение святынь, Павел присутствовал на монастырских богослужениях, участвовал в трапезах братии и был невероятно счастлив от того, что самым делом соприкоснулся с духом монашеской жизни. Потом ему с женой от отца Флавия достался пригласительный билет на пасхальную службу, и много после этого Павел посещал братские молебны в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия.

Прошло какое-то время. Отца Флавия перевели на другое послушание, теплообменник как работал, так и продолжил работать, жалоб больше не поступало, и из всего этого ясно было одно, что неисправность или мнимая неисправность установки (до конца так никто и не понял) была нужна только лишь для того, чтобы на тот момент еще не достаточно воцерковленный Павел стал ближе к Богу посредством неожиданной поездки в обитель святого Сергия.

Преподобный Сергий постоянно участвует в устроении жизненных судеб людей. Чудным образом в обыкновенном совершается необыкновенное, а за решением жизненных ситуаций стоит теплая забота Преподобного.

«Мама скоро придет»

Вот вроде бы совершенно житейская ситуация – детские страхи. Но и здесь преподобный Сергий явил свою любовь, представ маленьким детям и укрепив их до прихода мамы. История эта реальна, ибо люди, с которыми она произошла, близко знакомы автору.

Маленькая девочка, о которой пойдет речь, ныне мама главного редактора одной известной радиостанции в Москве. Она до сих пор трудится в Лавре, хотя и достигла уже пенсионного возраста. А ее собственная мама работала в Сергиевом Посаде в больнице, в самом конце улицы Кирова. Уходя на работу, она вынуждена была оставлять дома детей одних: дочку Софию лет четырех и сына Михаила лет шести.

Гроза над Троице-Сергиевой Лаврой

Дети больше всего на свете боялись грозы

Эти дети больше всего на свете боялись грозы. И вот однажды их мама во время работы заметила, что на город надвигается страшная грозовая туча. Реакция детей была заранее известна, и мама, тут же отпросившись, поспешила домой. Но разве быстро пройти такое расстояние? Гроза уже во всю бушевала. А бедная женщина всю дорогу горячо молилась преподобному Сергию.

Подойдя к дверям, она с удивлением обнаружила, что в квартире тихо и спокойно. Когда открыла дверь, то дети, проявляя странное спокойствие и радость, словно никакой грозы и не было, сразу стали говорить про старца, который их только что посетил. А именно, когда тучи стали сгущаться и пошел дождь, они увидели, как в комнату зашел благообразный старец, причем они нисколько его не испугались. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет». Он говорил что-то еще, что к настоящему времени уже забылось, а в то время записать никто не догадался. Когда же их мама подошла к двери, она была заперта, и никто из посторонних не мог ее открыть. Куда делся старец, дети понять не могли, так же как и откуда он появился. Брат впоследствии вспоминал, что старец был в монашеском одеянии, такой, как изображается преподобный Сергий, очень ласковый, даже прикоснулся и погладил детей, а потом он просто исчез. Так детям явился сам преподобный Сергий, утешающий даже в таких малых волнениях.

В комнату зашел благообразный старец и сказал детям: «Не пугайтесь, мама скоро придет»

Впрочем, автор не может не добавить, что жизненный путь этих детей оказался на странность различным. Если маленькая Соня выросла глубоко церковной женщиной, всецело преданной преподобному Сергию, то старший брат Миша со временем стал проявлять к вере полное безразличие. Уехав заграницу, проживая в комфорте и внешнем благополучии, он как-то остыл к вопросам духовной жизни. При личной беседе автора с ним Михаил Ильич высказывал редкостную индифферентность к вопросам духовного мира, и даже о посмертном бытии души высказывался скептически: «Никто не видел того, что там. Да и есть ли там что-то вообще, мы не знаем». Но даже при такой закостенелой личной апатии к вере он все-таки с удивлением вспоминает и признает, что в далеком детстве им действительно явился старец, очень похожий на преподобного Сергия, и сам Михаил Ильич, противореча себе, убежденно заключает: «Вероятно да, пришел он оттуда».

Бабушка с Украины

Успенский храм Троице-Сергиевой лавры Матушка Елена Гусар рассказала свою историю, в которой также за обыкновенным скрывается необыкновенное:

«Уже более шестисот лет мощи преподобного Сергия являются источником благодатной помощи для многих людей. Исцеление больных, изгнание бесов, помощь в скорбных семейных и других жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе – множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам Преподобного.

На паперти сидела слепая старушка. Она сказала, что ей некуда идти

Господь судил так, что мне довелось жить некоторое время в Сергиевом Посаде и потрудиться в Лавре преподобного Сергия в качестве экскурсовода. Однажды вечером 9 октября я вела экскурсию, рассказывала о Лавре и ее святынях группе немцев. Вечерняя служба в храмах уже закончилась, и, по обыкновению, экскурсоводы закрывают храмы на ключ. Но в тот вечер на паперти Успенского храма сидела сгорбленная старушка, совершенно слепая. Бабушка сказала, что ей некуда идти, и она останется ночевать на улице.

Она рассказала, что одна в свои восемьдесят с лишним лет приехала с Украины, из Киева на праздник преподобного Сергия, будучи совершенно незрячей. Говорила, что очень горячо молилась преподобному Сергию и просила его помощи, чтобы ей добраться до Лавры. Ведь там живет и ее духовник – известный лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин), и ей нужно было попасть к нему на исповедь и получить жизненно важный совет.

«Всю дорогу я ехала на электричках, – рассказывала мне бабушка Анна (позже мы с ней познакомились), – добиралась из Киева до Москвы несколько дней, ночевала на вокзалах. Добрые люди помогали, я ведь ослепла совсем, ничего не вижу, не знаю, в какую электричку садиться. Только молюсь, прошу помощи у преподобного Сергия; зацеплюсь рукой за прохожего, а он проводит до нужной электрички, поможет зайти, спрашиваю его имя, чтобы помолиться о здравии, а он отвечает: «Сергеем меня зовут, бабуля». И так несколько раз в пути мне разные Сергеи помогали. Это мне преподобный Сергий всех их послал», – рассказывала с улыбкой баба Аня. Разве это не чудо?!

Я попросила бабушку Аню подождать, пока я закончу экскурсию, обещала помочь ей устроиться на ночлег. Но мои немцы так растрогались этой историей, что сразу дали денег и попросили позаботиться о паломнице. На проходной у лаврских ворот мы нашли несколько адресов, где можно было переночевать недалеко от Лавры. Бабушка Аня взяла меня под руку, и мы пошагали с ней, прося помощи преподобного Сергия. На беду все места оказались уже занятыми, нам везде отказали. Уже отчаявшись, мы постучались в один из домов, и каково же было наше изумление, когда нам открыла женщина, оказавшаяся землячкой бабы Ани, тоже из Киева. Они и жили раньше недалеко друг от друга. У них даже нашлись общие знакомые. И какая же была у всех радость, как промыслительно все устроил Господь по молитвам преподобного Сергия. Теперь я была спокойна за бабу Аню. Хозяйка дома радушно приняла паломницу, пообещав на следующий день проводить ее в Лавру к отцу Науму и отвезти потом на вокзал.

Вот так преподобный Сергий заботится обо всех, с верой приходящих к нему».

«Ты довольна?»

Иногда случающиеся беды воспринимаются нами как безысходные. Но обращение всем сердцем к преподобному Сергию и в таких ситуациях находит благодатный ответ. Вот какой историей поделилась Людмила С., слушательница Высших богословских курсов при Московской духовной академии, где автор преподает.

У офицера украли восьмимесячную девочку

В ноябре 1994 года в городе Краснознаменске Одинцовского района, где расположена военная часть, произошло ЧП. У офицера, друга мужа Людмилы, украли восьмимесячную девочку вместе с коляской возле универмага. Хотя по тревоге подняли всю часть, солдаты и офицеры обыскали все подвалы, чердаки, обошли все квартиры, ребенка нигде не нашли. А коляска валялась за чертой города.

Все были в ужасном состоянии, переживали, как это так — в закрытом военном городке — пропал ребенок. От такого горя Людмила с мужем поехали в Лавру, потому что слышали и читали, что от мощей преподобного Сергия Радонежского происходят чудеса. Когда они приехали (это было 8 ноября) и помолились у мощей преподобного Сергия, чтобы девочка нашлась, то Людмила еще попросила святого угодника о себе, чтобы ей забеременеть. Ей было уже тридцать пять лет, а детей никак не было.

Людмила молилась у мощей преподобного Сергия, чтобы девочка нашлась, а ей забеременеть

Хочется отметить, что они молились и просили преподобного Сергия, будучи совершенно невоцерковленными на тот момент людьми, не состоя в церковном браке и даже не будучи зарегистрированы. Не обладая пониманием храмовой культуры, Людмила приехала в Лавру в брюках, с накрашенными губами. Тем не менее, как говорит сама Людмила, преподобный Сергий сжалился и исполнил их просьбу и желание. На следующее утро девочка лежала целая и невредимая, завернутая в одеяльце, на коврике возле квартиры ее родителей. Сама же Людмила после этого забеременела.

Когда прошло два месяца, во сне она увидела, как к ней идет сам преподобный Сергий – в необыкновенном свете, улыбается, столько доброты и любви было в его глазах, что Людмила вспоминает: «Никто меня так в жизни не любил. До сих пор я вспоминаю, и у меня текут слезы, и сердце согревается теплом». Преподобный Сергий ласково спросил: «Ты довольна?» А после этого, в сентябре 1995 года у нее родился сын, которого назвали Сергием в честь Преподобного.

Преподобный Сергий ласково спросил: «Ты довольна?»
А после этого родился сын

После чудесной поездки в Лавру Людмила воцерковилась. Когда ребенку было шесть месяцев, мама купила ему икону преподобного Сергия Радонежского. Малыш все время тянулся к иконе, говорил: «Папа! Папа!» Мама давала ему эту икону в руки, он прижимал ее к себе и без нее не спал. Отца папой он почему-то не называл, за что тот все время ругался: «Я твой папа».

К великому сожалению, гражданский супруг на тот момент к Богу не обратился. Не сложилась в дальнейшем и их семейная жизнь. Мама с ребенком старались ходить в храм, шли тайно от отца, а он все равно безошибочно определял их хождение. Людмила спрашивала: «Ты следишь за нами что ли или кто-то докладывает?». Он отвечал: «Да вы на рожи-то свои поглядите, вы ведь все светитесь».

Людмила не смогла, рассталась с ним. Будучи еще слишком духовно неопытной, она дала обет, что воспитает ребенка в любви Божией. Отсюда делала вывод, что с таким супругом разве сможет воспитать сына правильно. Затем священник ей говорил: «Как можно давать такие обеты? Надо ведь сначала себя укрепить». О бывшем супруге известно, что, обзаведясь новой семьей, он все же пришел к вере и тоже приезжал в Лавру молиться преподобному Сергию.

Преподобный Сергий кормит медведя Вкратце представим дальнейшую судьбу Людмилы с сыном до настоящего времени. Они переехали в Ленинградскую область. Людмила пошла работать в воскресную школу преподавателем. Сын постоянно ходил с ней, а затем поступил в кадетский корпус. По воскресеньям посещал храм. В шестнадцатилетнем возрасте испытал период охлаждения в вере. Так, когда они приехали в Саввино-Сторожевский монастырь и подошли к святым мощам, сын сказал: «Чего ты меня сюда привезла? Чему тут поклоняться? Косточки какие-то». Мама заплакала, припала к святым мощам и стала просить преподобных Сергия Радонежского и Савву Сторожевского, чтобы они вернули ребенка к вере. Она сказала: «Я отсюда не уйду, пока кто-нибудь из монахов с тобой не поговорит». Тут подошел один монах и спрашивает: «Что случилось?» Он стал разговаривать и объяснять смысл почитания святых мощей. После этого сын не только укрепился в вере, но и стал ходить на службу в алтарь, помогать за богослужением, вставал раньше матери и ехал в церковь. А потом он поступил в военно-космическую академию.

Увидел преподобного Сергия

Обыкновенно, когда говорят о чудесах, то думают услышать об исцелении безнадежно больных, о том, что кто-то просил помощи в тяжелой земной ситуации и получил небесный ответ. Такие случаи есть – у Бога милости много. Однако далеко не всегда чудо бывает ответом на просьбу о чем-то земном.

Неисповедимым Промыслом Божиим одним подается чудо в самом начале духовного пути, при обращении к Богу, как особое благодатное вдохновение, призывающее к жизни духовной и на протяжении всех последующих лет согревающее душу. Другим подается в середине пути, когда они, ослабев, приходят к духовному спаду – чудо возвращает им стимул к духовному деланию. Третьим подается чудо в самом конце жизни, после долготерпеливого земного странствия как утешение за понесенные тягости.

Достаточно близкий автору человек, преподаватель духовной семинарии, Михаил, рассказал о ключевом событии в его жизни, связанном с преподобным Сергием. Ему было дано чудо именно в начале духовной жизни. Еще совсем юным человеком он стал трудиться на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве – это было в самом начале возрождения подворья, когда приходилось много работать, заниматься ремонтами и реставрацией.

Сначала на подворье был открыт храм, потом появились монахи. По делам они ездили в Лавру. Однажды Михаил с несколькими иноками поехал в обитель Сергия в надежде приложиться к святым мощам. Не так давно обратившись к вере, он весь горел искренним желанием помолиться преподобному Сергию.

В то время Троицкий собор был открыт лишь до 17:00. В Лавре братия с подворья занялась необходимыми делами: что-то приобретали, выписывали, погружали. Время тянулось, и с самого начала Михаил скорбел душой, что они не успеют зайти в Троицкий собор, а так хотелось придти к Преподобному, приложиться к его мощам и от души помолиться. Как уже было сказано, недавно всем сердцем обратившись к Богу, Михаил с чистым, детским благоговением стремился ко всему духовному, и теперь, оказавшись в Лавре и не успевая к преподобному Сергию, он очень в душе огорчался. В 16:45 приехавшая с подворья братия неожиданно вспомнила, что пора бы зайти к Преподобному – все поспешили в собор, подошли к раке.

Михаил вдруг совершенно отчетливо и реально увидел преподобного Сергия

Михаил с благоговением и душевным трепетом шел вслед за монахами. И вот он у святых мощей. Приложился к ногам Преподобного, стал проходить дальше, чтобы приложиться к рукам, но вдруг совершенно отчетливо и реально увидел преподобного Сергия. Никогда больше, ни до, ни после этого с Михаилом не было ничего подобного, да он и сам никак не ожидал и не искал такого видения. Но всё воспринималось как в обыкновенной действительности, только с удивительно новым чувством в душе: собственно, вроде бы ничего особого, Михаил только увидел, как Преподобный восстает из раки, ласково смотрит на Михаила, прикасается руками к его голове и тепло целует в лоб. Михаил ощутил и душой и телом благодатную, неземную, теплую любовь Преподобного, в уме и сердце воцарились мир и покой. Он был словно на Небе. На лбу, в том месте, где поцеловал преподобный Сергий, было тепло-тепло. А в душе оставалось необыкновенное, благодатно-радостное воодушевление, которое сохранилось по выходе из собора.

Это было в 1995 году. Через год Михаил поступил в семинарию, затем закончил и ее и Духовную академию, стал преподавателем духовных школ и церковным ученым. На протяжении всех последующих лет, когда случались разные жизненные проблемы, для Михаила бывшее видение являлось утешением и духовной опорой. Оказывается, мы не оставлены, нас видят святые, они любят нас и готовы помочь, только бы мы обращались к ним самым сердцем.

Главная святыня Троице-Сергиевой лавры — мощи преподобного Сергия Радонежского. Этот святой помогает в любой беде: ему молятся об исцелении, как телесном, так и духовном, просят о помощи в земных заботах, молятся о развитии ума у детей и сохранении жизни воинов на поле брани.

Великий чудотворец

До того как принять монашеский сан, Сергий Радонежский носил имя Варфоломей. Уже в 12-летнем возрасте он начал поститься строгим постом, чем вызывал опасения родителей — мать отрока Варфоломея боялась, что такое рвение нанесёт вред здоровью мальчика. Позже Варфоломей выразил желание постричься в монахи, но родители, хоть и не противились желанию сына, попросили его подождать с принятием сана до их кончины. Впрочем, вскоре родители Варфоломея сами приняли постриг — и тогда Варфоломей стал монахом.

Вместе со своим братом Стефаном в пустынной чаще леса он соорудил келью, а позже построил небольшую церковь. Стефан недолго прожил в лесу, увидев, как трудна монашеская жизнь, он покинул брата. Но тот не остался один — вокруг церквушки начала селиться монашеская братия — и в 1337 году была основана обитель, впоследствии Троице-Сергиева лавра.

Вопрос-ответ Преставление преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца

За свою жизнь преподобный Сергий совершил немало чудес. Например, существует легенда о воскрешении отрока. Местный житель принёс к преподобному Сергию своего тяжелобольного сына и попросил об исцелении. Но, пока отец беседовал с преподобным, отрок скончался. Убитый горем прихожанин ушёл за гробом, а Сергий начал усердно молиться. Когда отец вернулся, его сын был жив и совершенно здоров.

Чудеса исцеления преподобный совершал на протяжении всей своей жизни — он вернул зрение слепому епископу, исцелил больного бессонницей, который не мог заснуть в течение двадцати дней, вернул разум бесноватому вельможе.

Сергий тихими и кроткими словами мог действовать на самые ожесточённые сердца, он часто примирял враждующих между собой князей. А перед Куликовской битвой Сергий благословил князя Дмитрия Донского на бой и выдал в помощь ему двух монахов‑богатырей — Ослябю и Пересвета.

Чудеса продолжались и после смерти святого. Православные верят, что его мощи способны исцелять болезни, считают его заступником праведников и честной жизни, поэтому обращаются к нему за помощью в судебных тяжбах.

Особым почтением Сергий пользуется у родителей, чьи дети не показывают больших успехов в учёбе. Дело в том, что сам преподобный Сергий в детстве никак не мог освоить грамоту. И лишь благодаря горячей молитве он получил помощь от Господа и стал знать грамоту лучше всех своих сверстников. Поэтому к мощам Сергия Радонежского нередко обращаются не только родители нерадивых школьников, но и сами ученики и студенты накануне экзаменов.

Троице-Сергиева лавра. Фото: Commons.wikimedia.org

Под звон колоколов

Сегодня из небольшой обители Троице-Сергиева лавра превратилась в крупный монастырь, который знаменит не только своими чудесами, но и удивительной архитектурой.

Главный собор лавры — Троицкий. Он был построен в 1422–1423 годах. Над иконостасом собора трудился сам Андрей Рублёв и его ученики. Знаменитая икона Рублёва «Троица» была написана именно для этого собора. Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее, но в лавре находится её точный список.

В Троицком соборе хранится и рака с мощами преподобного Сергия. Над ракой сооружена сень на столбах из 400 кг чистого серебра. Распоряжение о создании сеней и раки было сделано императрицей Анной Иоанновной в XVIII веке.

Вопрос-ответ Кем был на самом деле Иисус Христос?

Другая достопримечательность лавры — Успенский собор (построен в 1559–1585 г.). Его лазоревые купола с золотыми звёздами символизируют рождение Иисуса Христа, которое ознаменовала Вифлеемская звезда. С западной стороны собора захоронен русский царь Борис Годунов со своей семьёй.

Настоящая жемчужина лавры — голубая колокольня. Её высота — 88 метров, однако колокольня кажется настолько лёгкой, что создаётся ощущение, будто она плывёт в небесах над всем ансамблем лавры. Колокольный звон тоже не заставит себя ждать. Несмотря на то, что многие колокола были разбиты в годы Октябрьской революции, часть из них уцелела, а другая часть была отлита заново, как, например, 72‑тонный Царь-колокол. По величине он хоть и уступает своему кремлёвскому тёзке, но в отличие от кремлёвского Царь-колокола колокол в лавре действующий и его звон раздаётся не только над монастырём, но и над всем Сергиевым Посадом.

Кроме того, в лавре можно набрать воды из святого источника, который, по легенде, был ископан самим Сергием Радонежским. А неподалёку от лавры бьёт другой источник, извлечённый учеником преподобного Саввой Сторожевским. Там можно не только запастись святой водой, но и окунуться — над источником сооружена купальня, очередь в которую стоит в любое время года.

Вежливый инок. Как Сергий Радонежский узаконил русскую власть Подробнее

Наша справка

Троице-Сергиева лавра была основана в 1337 году преподобным Сергием Радонежским. На территории лавры действует мужской монастырь, там же расположена Московская духовная академия.

Добраться до лавры можно из Москвы с Ярославского вокзала на электричке до остановки Сергиев Посад. Или же автобусом № 388, который следует по маршруту ст. м. «ВДНХ» — Сергиев Посад.

Лавра открыта для паломников и посетителей с 5.00 до 21.00. Экскурсии проводятся ежедневно с 9 до 18 часов в летнее время и с 9 до 17 часов в зимнее время (с 11 ноября по 30 апреля).

Один из самых известных почитаемых российских праведников — преподобный Сергий Радонежский. Память святого празднуется 18 июля, но поклониться мощам можно в любой день, когда просит душа. Для чего люди посещают гробницу? В православии существует твердое убеждение — даже по смерти святые продолжают действовать, как живые. Силой молитвы изгоняют бесов, ставят на ноги больных, благодаря действию Духа Святого.


Где находятся мощи Сергия Радонежского

Святые говорят, что беды даются людям не случайно. Только через скорби мы начинаем понимать, насколько хрупок и ненадежен земной комфорт, недолговечно тело. Так люди осознают, что нельзя полагаться на деньги, общественное положение, увлекаться удовольствиями. Ведь рано или поздно временной жизни приходит конец. Поняв это, человек начинает тянуться к тому, что по-настоящему важно — духовным благам.

Чтобы помолиться около мощей Сергия Радонежского, следует приехать в Подмосковье. Доступ в Троице-Сергиеву Лавру, где находится нетленное тело святого, открыт ежедневно. Не все могут часто выбираться за город из столицы, но переживать не стоит. Ведь совершить поклонение можно и в московских храмах:

  • Икона с частицей находится в Троицком храме, на подворье Лавры. По факту это некий филиал монастыря, где службы проходят по монашескому чину (они более длинные, чем обычные для мирян). Доехать надо до метро «Цветной бульвар» и оттуда пройти на 2-й Троицкий пер. 6А.
  • На станции «Китай-Город» также находится аналогичная святыня, в церкви Свт. Николая в Кленниках. Этот храм хорошо известен — в нем св. Алексий (Мечев) продолжал поддерживать церковную общину в годы гонений на православную веру.
  • Церковь Владимирской иконы Божией Матери имеет целый придел, освященный в честь русского святителя. Находится по Дмитровскому шоссе, 170 (метро «Алтуфьево» или «Петровско-Разумовская»).

Господь прославляет праведников после смерти, украшая их тела не крестами или богатыми гробницами, а благоуханием и мироточением. Так верующие могут приобщиться к благодати Божией, действующей в грешном мире.

Как проехать

  • В чем помогает икона Преподобного Сергия;
  • Где находятся мощи Святой Матроны;
  • В чем помогает Серафим Саровский.

Троице-Сергиева Лавра

Столетиями это центр российской духовности, где возрастали тысячи подвижников: преподобный Максим Грек, прп. Премудрый Епифаний, Пахомий Лагофет, святитель Филарет Московский, Иннокентий (Вениминов) и др. Монахи, воспитанные здесь, впоследствии основали множество других обителей.

А ведь сначала здесь был лишь холм, именуемый гора Маковец. Хищные звери бродили по густому лесу, в котором подвижник решил возвести себе уединенную келью, место для духовных подвигов. Не было у монаха ни электричества, ни отопления, ни водопровода. Но любовь к Богу согревала его душу, силы духовные постепенно все вокруг преобразили. Даже дикие звери становились ручными, подходя к праведнику.

Постепенно вокруг Лавры вырос город, который сегодня мы знаем, как Сергиев Посад. Здесь проживали ремесленники, происходила торговля. Официально признан городом 22 марта 1782 г., императрица Екатерина Вторая подписала об этом указ. В 1930 г. переименован в г. Загорск, по имени погибшего здесь революционера В. Загорского. Изначальное название вернули городу в 1991 г.

В Сергиевом Посаде бывают тысячи паломников, ведь город входит в Золотое кольцо России. Здесь имеются достопримечательности, вызывающие неподдельный интерес туристов со всего мира:

  • Художественно-педагогический музей игрушки — основан в 1980 г. Изначально являлся первым европейским музеем подобной тематики, но поначалу находился в Москве. В начале века уступал по популярности только Третьяковской галерее. В музее ряд постоянных экспозиций, посвященный игрушкам Востока, народной, новогодней и рождественской игрушке и др.
  • Абрамцево — располагается в усадьбе, построенной в 18 в. Владельцем был писатель Сергей Аксаков, к нему в гости часто заезжали известные писатели, актеры, историки. Затем имение перешло к Савве Мамонтому, известному покровителю искусств. Сегодня здесь находится государственный музей-заповедник, в коллекции которого насчитывается 25 тыс. экземпляров. Это фотографии, произведения живописи, скульптуры.
  • Черниговский мужской скит — относится к Троице-Сергиевой лавре. Расположен в нескольких километрах от монастыря, основан преподобным Антонием. В уединенном месте живут лишь отшельники. Одна из святынь обители — Черниговская икона Богородицы, которая появилась тут в 19 в. Сохранились храмы в пещерах, кельи, источник и старинные постройки.

Но главное, что привлекает путешественников в Сергиев Посад — возможность посетить Лавру, где до сих пор освящается молитвенный дух, под тихое благоговейное пение свершаются чудеса.

Обретение святыни

Мощи преподобного Сергия были обнаружены через 30 лет после его смерти в 1392 г. Батюшка пришел во сне к одному достойному мирянину. Он велел передать настоятелю и монахам свое сообщение. Святой сетовал на то, что тело его долго находится под землей в гробу, в воде. Много людей тогда собралось возле могилки праведника.

Гроб достали, он действительно находился в воде. Несмотря на это, одеяния и тело были целы. Это произошло 18 июля 1422 г. Мощи были перенесены в Троицкий храм, где ныне расположена церковь Сошествия Святого Духа. По сей день 18 июля, в годовщину великого события, в Лавру прибывают тысячи паломников, чтобы присутствовать на торжественном богослужении.

После большевистской революции новая власть развернула компанию по борьбе с религией. К преподобному стекались тысячи простых граждан, поэтому монастырь тоже не остался без внимания безбожников. В апреле 1919 г. особая комиссия пребыла в Сергиев Посад. Вскрытие гробницы было заснято на видеокамеру, мощи изъяли и выставили в местном музее. Вернули их обратно Церкви в 1946 г.

Сохранилось предание о том, как была сохранена голова преподобного. По благословению свт. Тихона, священник Павел Флоренский и граф Олсуфьев ночью тайно выкрали голову преподобного Сергия. Вместо ее они оставили голову князя Трубецкого, чьи останки были погребены в том же соборе. Все это держалось в строгом секрете, но существуют воспоминания, по которым можно понять, что святыня была в доме Олсувьева. Затем, в 1928 г. ее закопали в саду.

В 1933 г. Павла Флоренского арестовали, граф бежал в Новгород. Там он рассказал о сокрытии честной главы священнику Павлу Голубцову. Ему удалось перевезти ковчег в Николо-Угрешский монастырь, расположенный в Подмосковье. Там и находился до победы над фашистами. Пройдя всю войну, Голубцов вернул главу дочери графа. Лавра вскоре была вновь открыта, мощи вернули Церкви, тогда Екатерина Олсуфьева возвратила украденное Святейшему Патриарху Алексию.

Чудеса преподобного Сергия

У Бога все люди остаются живыми, даже если их земная жизнь окончена. Свидетельство этому в том, что многие необычные события происходили уже тогда, когда праведный Сергий находился душой на небесах.

  • Жители Казани как-то увидели чудесное явление — по стене ходил святой Сергий, он осенял город крестным знамением и кропил его освященной водой. Мудрецы очень опечалились, услышав об этом. В то время город находился под татарским игом. Святой предупредил о том, что вскоре христианская вера воцарится в Казани. И вскоре царь Иван Грозный присоединил ее к России, начал строить православные храмы и монастыри.
  • Не оставляет попечением праведник и основанную им обитель. Однажды монах дремал после утренней службы, привиделся ему о. Сергий. Предупредил о том, что ночью на монастырь будет совершено нападение. Велел крепиться духом и надеяться на помощь Господа. Так и случилось — в третьем часу на лавру напали, желая разграбить ее. Но насельники мужественно отбили атаку.
  • Один стрелец занимался скоморошеством. В это время находила на него болезнь — он терял разум. Придя в себя, обещал больше не губить свою душу, но снова нарушил его. Друзья привезли его в Лавру, где мужчина прожил несколько дней. В минуту просветления, начал молиться перед образом Христа. Внезапно на нем загорелись волосы. Тогда рассудок полностью вернулся, стрелец вернулся на службу и был здоров.

В сети множество сообщений об исцелениях, которые происходят по молитвам возле мощей Сергия Радонежского. Верующие обращаются к нему, когда хотят получить исцеление от физических недугов, просят о помощи в учении, работе, молодые получают благословение на семейную жизнь.

Роль святого в истории

Преподобный известен потому, что у него хватило смелости стать выразителем народной идеи патриотизма. В монашестве он сказал новое слово — основал обитель с общежительным уставов. Таков был его идеал и для мирян: так обустроить общественный порядок, чтобы верующие стали единодушны в своей вере, целях.

В то время Россию терзали междоусобицы, поэтому очень важно было, что появился монастырь, где ценилось совсем другое. Идеалы смирения, доброжелательного отношения, простота, любовь к своим ближним. Мощи Серия Радонежского продолжают напоминать об этом.

Молиться следует с усердием. Не страшно, если верующий ощущает усталость, боль в ногах, начинает болеть голова. Это нормально, ведь даже святые уставали на молитве. Нужно дать себе время привыкнуть и не терзаться напрасно. Слабость свойственна человеку. Тексты читать можно сидя, если болят ноги или человек прикован к постели болезнью, греха в этом нет. Непродолжительная молитва не должна смущать — важно не количество произнесенных слов, а настрой.

Вскрытие мощей продолжалось с 20 часов 50 минут до 22 часов 50 минут. Все это время шла киносъемка. На раку была положена крышка из толстого зеркального стекла, поставлен часовой, но затем этот пост был снят. Съёмками вскрытия мощей Сергия Радонежского руководил режиссер Лев Кулешов.

…Фракция коммунистов после доклада о мощах Сергия Радонежского вносит предложение о вскрытии мощей и предлагает внести следующую резолюцию: «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (Из протокола № 5 Общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева−Посада, Моск. обл. губернии 01.IV.1919 года).

Ввиду опасности волнений, мобилизовали роту помещавшихся в Лавре курсантов. В шестом часу вечера для предупреждения набатного звона они заняли лаврскую колокольню, у всех ворот расставили патрули, красноармейцы находились и на стенах Лавры.

В шесть часов вечера закрыли ворота обители, но народ продолжал прибывать, и вскоре вся площадь была заполнена верующими. Позади людей стояла конная милиция. Успенские ворота были под охраной. Когда ворота приоткрылись, чтобы проехали грузовики с электрооборудованием и киноаппаратурой для съемки, люди бросились на цепи красноармейцев. Заслон смять не удалось, и ворота опять закрылись. На площади раздавались рыдания, молитвы, стоны.

Было зачитано постановление исполкома о вскрытии мощей. Отец Кронид тихим голосом сказал в ответ: «Я должен предупредить, что никто из нас не знает, что лежит в святой гробнице. Это религиозная тайна, проникнуть в которую никто не смеет, мощи никогда не свидетельствовались с самого времени их открытия. Но и я сам, и отец (наместник указал рукой на стоящего рядом плачущего монаха) были свидетелями самых разнообразных чудес от гроба Преподобного. Ровно восемь лет тому назад, в эту самую Лазареву пятницу, ко гробу приползла безногая женщина, отслужили молебен, и вдруг по всему храму пошел треск как бы от ломающихся человеческих костей. Женщина встала и пошла из храма совершенно здоровая».

– Но вы не отказываетесь, конечно, вскрывать мощи? – спросил председатель исполкома.

— Сам не могу; вскрывать мощи будет иеромонах Иона, благочинный Лавры.

Архимандрит Кронид отошел в сторону. Иеромонах Иона, с георгиевским крестом на груди, облачился в богослужебные ризы. Два иеродиакона в синих стихарях подошли к раке и стали совершать каждение три по три. Покадив, отошли. К раке приблизился отец Иона, пал ниц, совершил затем перед гробницей три поясных поклона, сделал поклон в сторону отца наместника. Братия начала петь величание преподобному Сергию, но председатель исполкома оборвал их…

1978 год. Мы в гостях у Виктора Николаевича Тростникова – философа и математика, верующего в Бога. Для тех лет это более удивительно, чем жизнь на Марсе.

— Виктор Николаевич, а что такое мощи? Это такая батарейка святости или это часть будущего воскресения, видимого обычным образом?

— Я потом тебе скажу, что говорили по этому поводу Отцы Церкви. А сейчас про то, что вот в эту самую минуту, когда мы с тобой пьем чай, в катакомбах Лаврских Пещер в Киеве лежат главы святых угодников в стеклянных банках и они вот прямо сейчас пополняются мiром!!!

Несколько лет спустя мы с женой оказались в Киевских Пещерах. Ходить можно было только группами и с экскурсоводом. Дошли до места, где действительно «главы в банках». В больших прямых стеклянных сосудах с крышками были видны желтые черепа в какой-то жидкости.

— Это миро?

Смотрительница отвернулась и демонстративно перешла в другой конец подземного зала. Мы отошли в угол, так, чтобы она не заметила, и потихоньку запели:

-Христос воскресе из мертвых «московским напевом» потом нашим, клепиковским-старообрядческим, потом… неожиданно и порывисто к нам бросилась смотритель:

— Звиняйте меня, я не впизнала, що вы вирующие. Я боялась вам отвечать. Нам не разрешають. Воны кожный дэнь наполняются миром. Я это сама вижу каждый день! Смотрите: вот там еще вчера було мало, а теперь прибыло! Так вы з Москвы? Яка радость, що вы молоди и вы из России!

Мы обнялись с ней и стали догонять группу.

Праздник обретения мощей преподобного Сергия, а также прогремевшая в медиа-пространстве неделя «креслопоклонная» снова поставили вопрос: а что такое мощи?

Митрополит Макарий (Булгаков) в книге «Православно-догматическое богословие» пишет, что живой урок о будущем воскресении тел — изъятие их чудодейственною силою Божиею из всеобщего закона тления». Причем не пассивный урок, а действенный. Еще в Ветхом Завете мы читаем про пророка Елисея:

— И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
В Рязанском музее была выставлена древнейшая наша икона «Одигитрия». Музейщики прикрепили бирку: » икона …с паволокой, пропитанной ароматическими веществами». Спрашиваю смотрителя:

— А кто делал анализ этих ароматических веществ? И как вы догадались, что это сделали иконописцы?

Отвернулась.

Почти каждый из нас знаком с благоуханием святых мощей. И это удивительно, так как мертвое тело было мерзостью перед людьми древнего мира из-за свойств разложения и смрада. А тут снова отменяется естества чин – благоухание. Добавим – чудотворение.

Добавим положение в антиминс и в Престол. Обретая тела мучеников, которые засвидетельствовали презрением к смерти абсолютную уверенность в существовании Горнего мира, первые христиане проводили несколько дней над его гробом в пении гимнов и полагали во гроб. Тогда было принято решение и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа.

Таким образом, в основании Престолов в храме имеется вещественное свидетельство Веры, Надежды и Любви. Во время освящения Престола читается молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

Текст этой молитвы основывается на следующих словах Иоанна Богослова: «я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр.6:9).

Сводя вместе обрядовое, назидательное и иррациональное начало существования святых мощей, мы видим, что мощи есть трансцендентное явление. Творческое осмысление устройства Церкви, возможно, еще не окончилось. Измерить ее глубины вряд ли удастся до конца. Однако есть вопросы: Неужели принятие ангельского образа – монашества — не таинство? Неужели освящение Агиасмы также только обычай и обряд? Или мощи – это только артефакт?

Здесь наш дух прикасается к таинственным покровам, снять которые может только сама Церковь соборным решением. Но это не уменьшает восторга и восхищения при столкновении с чудом, истекающим от мощей святых и любимых Богом людей.

А пока ценность мощей, косвенно, подтверждает сам мир. Зачем такая ревностная страсть к мощам христиан у атеистов, сжигавших их в революционном угаре? Почему и сегодня мы читаем:

В Подмосковье ограбили церковь. Преступники вынесли из храма Святой Троицы в селе Троицком Мытищинского района старинные иконы Ильи-пророка, преподобного Сергия Радонежского и преподобных Кирилла и Марии Радонежских – родителей святого. Как рассказал «Газете.Ru» настоятель храма отец Владимир, иконы — не единственная потеря храма.

У икон Сергия Радонежского, Кирилла и Марии Радонежских были мощевики, в которых хранились мощи святых.

Протестанты не ставят мощи ни во что. У них есть резон – мертвое тело, приняв положенную славу и честь от людей должно быть положено в гроб и, по возможности, отмечено памятником. Они правы. Но только в том случае, если при всем при этом исключен Бог.

А Он тоже имеет право от Себя прославить усопшего. Он тоже имеет право украсить его бренное тело не гранитным крестом или затейливым надгробием, а мироточением, благоуханием и чудотворением. И я думаю, что не стоит исключать Творца Вселенной из своей земной жизни. Следует нам давать Ему действовать среди нас, хваля и благодаря.

Св. Ефрем Сирин: «И по смерти действуют они (мученики) как живые. Исцеляют больных, изгоняют бесов и силою Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодействующая благодать Святого Духа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *