Мощи в воронеже

Многие воронежцы до сих пор помнят, какие огромные очереди выстраивались к Поясу Богородицы — святыне, которую привозили в нашу страну в конце 2011 года. Прикоснуться к ней тогда отправились и многие воронежцы.

Между тем в нашей области тоже есть немало святынь, экскурсии к которым предлагает Паломнический отдел Воронежской и Борисоглебской епархии.

Главная святыня нашего региона — мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, которые находятся в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа.

С его именем связано очень много паломнических маршрутов. Так, верующие могут посетить Адмиралтейский храм, построенный в честь Успения Божией Матери, в котором совершалось богослужение еще при первом епископе Воронежском Митрофане. В этом храме Петр Первый читал «Апостол» за богослужением.

В Благовещенском кафедральном соборе находятся мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.

— Святителя Митрофана почитают не только воронежцы. Еще когда я был студентом духовной семинарии и паломничал на остров Валаам, то там, в монастыре, в иконостасе, видел икону святителя, — рассказал «Комсомолке» отец Сергий Моздор, настоятель Покровского собора, председатель Паломнического отдела Воронежской и Борисоглебской епархии. — Очень почитается он и на Афоне. Во многих областях нашей страны есть храмы, посвященные этому святому. Долгие годы мощи святителя находились в Покровском соборе. Мне до сих пор приходят письма от почитателей святителя с просьбами помолиться за них у мощей первого епископа Воронежского.

Также в Благовещенском соборе находится часть мощей святителей Тихона, епископа Воронежского и Задонского, чудотворца и священномученика Петра (Зверева), который был воронежским архиепископом в тяжелые советские времена. Потом его взяли под стражу, депортировали на Соловки, где он умер мученической смертью. Несколько лет назад по благословению Патриарха Кирилла делегация Воронежской и Борисоглебской епархии ездила на Соловки, откуда и привезла мощи священномученика.

Есть в кафедральном соборе и святыни вселенского масштаба. Среди них — ковчежец с частицами мощей святых апостолов, учеников Христовых, часть мощей мученицы Наталии, преподобных отцов Киево-Печерских, а также иконы с мощами святителей преподобного Силуана Афонского и священномученика Власия. В икону святителя Спиридона Тримифунтского вложена частица облачения (башмачок), бывшая на его святых мощах.

Алексиево-Акатов монастырь во время своего визита в Воронеж в сентябре 2011 года посетил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

— Мы предлагаем нашим землякам посетить Акатов монастырь, где сохранилось первое каменное строение — колокольня. Скоро будет 300 лет Никольскому храму, — продолжает отец Сергий. — Мы хотим рассказать нашим землякам об их истории. Например, в упомянутых храмах есть намоленные иконы. Так, в Акатовом монастыре находится очень почитаемая икона Божией Матери «Живоносный Источник» и икона целителя Пантелеймона.

Паломнический отдел также предлагает воронежцам познакомиться с храмовым архитектурным разнообразием, посмотреть прекрасные росписи наших храмов. Среди них — великолепно расписанный Никольский храм, Покровский собор, в котором сейчас завершается ремонт. В соборе находится часть мощей святителя Митрофана, икона с мощами святителя Николая, которые привезли из итальянского города Бари, а также преподобного Серафима Саровского.

Воронежцы могут посетить и святыни нашей области. Самая значимая достопримечательность — пещерные монастыри. Это Дивногорский мужской и Костомаровский женский монастыри. Сейчас возрождается Белогорский монастырь.

О возрасте пещерных монастырей спорят до сих пор.

Есть разные версии о дате их основания. Одни говорят, что речь идет о годах гонения на христиан. Здесь можно вспомнить римские катакомбы, в которых молились верующие, скрываясь от преследования первые три века нашей эры. Другие считают, что наши монастыри похожи на каппадокийские храмы (современная Турция), где жили и совершали богослужения христиане, убегавшие от преследователей.

— Правда, некоторые считают, что их построили в более позднее время — когда на рубежи Руси с юга нападали кочевники. В паломнических поездках мы стремимся показать также красоту и глубину православия.

Также паломнический отдел советует посетить воронежские источники. Пожалуй, самый известный из них — источник святителя Митрофана. По преданию, он возник по молитвам первого епископа Воронежского. Долгое время это место было завалено мусором, однако люди приходили туда, набирали воду.

— Сейчас там строится храм, есть купель, где можно совершить омовение и получить не только духовную поддержку, но и исцеление от физических недугов, — говорит отец Сергий Моздор. — В Острогожске есть источник в честь Казанской иконы Божьей Матери. Воронежцам он мало известен, а вот у местных очень почитается. Когда мы везем туда верующих, то останавливаемся около него, чтобы они могли набрать воду.

Костомаровский женский монастырь — одно из излюбленных паломнических мест воронежцев.

ЗНАЙ!

Паломнический отдел находится во дворе Покровского собора. Работает в будни с 9.00 до 17.00, в воскресенье с 9.00 до 15.00. Выходные дни там только в великие церковные праздники. Справки можно получить по телефонам: (473) 255-40-05 (факс) и 220-89-37. Принимаются как индивидуальные, так и групповые заявки. Можно также попросить составить специальный маршрут.

Святые места Воронежской области.»Комсомолка» публикует самые популярные паломнические маршруты

Необыкновенно красивый и величественный Благовещенский собор в Воронеже имеет долгую и трагическую историю. В свое время он был полностью уничтожен, но затем его возродили, и теперь обитель освящает город литургиями и святыми мощами, хранящимися в нем. Многие паломники приезжают, чтобы увидеть великолепие храма.

История возникновения

У каждого храма и монастыря есть своя уникальная история, которая в некоторой степени отражает судьбу страны и народа. Благовещенский собор не стал исключением.

Благовещенский кафедральный собор в Воронеже

Начало строительства

По мнению историков, первая Благовещенская церковь из дерева была построена в городе еще в 1585 году, однако пожар ее полностью разрушил. Когда в 1684 г. сформировалась Воронежская епархия, ее глава, свт. Митрофан, по благословению патриарха начал строительство каменного храма, не боящегося огня. В 1690 г. работы были завершены, а результат превзошел все ожидания – здание поражало невероятной красотой и масштабом. К тому периоду был готов колокол, который весил около 160 пудов. Поражало и внутренне убранство нового храма – только иконостас состоял из шести ярусов.

Но поскольку возведенный собор стоял около обрыва, в фундаменте здания появилась трещина. Его разобрали и в 1718-1735 гг. возвели другой. В 1825 г. была дополнительно создана колокольня. До революции и ВОВ здание не подвергалось изменениям и разрушениям.

Советский период

Когда к власти в стране пришли большевики и началась яростная борьба с православием, собор был закрыт в 1929 г., а святые мощи изъяли. Во время войны вражеские отряды вошли в город, и Воронеж был разделен на два фронта. В результате боев собор превратился в руины. После войны вместо восстановления храма в 1950 г. его полностью стерли с лица земли, а на освободившемся месте возвели университет.

Этап возрождения

Когда после Перестройки давление на церковь ослабло, в конце 90-х гг. было определено новое место под Благовещенский собор – земля в Первомайском сквере. Было получено разрешение Воронежской администрации, начались архитектурные разработки. Первый камень был освящен патриархом Алексием II в 1998 г.

Работы длились три года, прежде чем купола храма освятили и поставили на свои места. В день Благовещения в 2004 году в стенах нового здания была отслужена первая литургия. С тех пор службы здесь проводятся постоянно. В храм вернулись мощи свт. Митрофана. В будние дни в обитель приходит около 1,5 тыс. православных христиан.

Видео «Благовещенский собор в Воронеже»

В этом видео представлено описание и архитектура храмового комплекса.

Архитектура и внутреннее убранство

Здание возведено в русско-византийском стиле. Форма собора представляет собой Крест, а купола образуют круг. Стены дополнены со всех сторон колоннами, которые подчеркивают масштабность здания. С западного крыла устремилась ввысь колокольня. На ней установлено 12 колоколов. Современное здание не похоже на своего предшественника. В нем разделены верхний и нижний храмы. В целом обитель может вместить до 5000 человек.

Благовещенский собор в Воронеже считается одним из самых высоких сооружений страны. Его шпиль достигает 85 м.

Иконостас в верхнем храме состоит из трех ярусов. Он очень красивый, искусно выполненный и довольно сдержанный, что лишь подчеркивает его величественность. Мозаика за престолом – копия изображения из храма Софии в Константинополе.

Иконостас нижнего храма имеет два яруса, отличается особым изыском. Кроме икон, на иконостасах находятся лазуритовые пластины. Стены, на которых также размещены иконы, украшены искусной росписью.

Иконостас нижнего храма

Святыни Благовещенского собора

В стенах храма хранится множество мощей. Особо почитаемы мощи святого Митрофана Воронежского – епископа, который несколько веков назад основал первый собор. Они покоятся в малахитовой раке, созданной уральскими мастерами. Также здесь хранятся мощи св. Тихона Задонского – богослова и защитники православия. В свое время он служил в Воронежской епархии.

В соборе находятся и другие святыни:

  • мощи свщмч. Петра (Зверева), архиепископа Воронежского;
  • частички мощей двенадцати Апостолов;
  • частица мощей мч. Наталии Никомидийской;
  • икона с мощевиком свщмч. Власия, епископа Севастийского;
  • икона с частичкой мощей прп. Силуана Афонского;
  • башмачок со святых мощей свт. Спиридона Тримифунтского (обувь на мощах изнашивается, поэтому ее периодически меняют);
  • Крест с помещенной в него частичкой Честнаго и Животворящего Древа Господня и камушка с Голгофы.

Ковчег с мощами 12 апостоловКовчег с мощами преподобных старцев ОптинскихИкона Пресвятой Богородицы «Рудненская»

Текущая деятельность

В соборе служит 7 священников и 4 диакона. При храме работает воскресная школа. Здесь дети учатся не только основам православия, но и осваивают нотную грамоту. Учебный год начинается 10 сентября, а завершается 27 мая, что ознаменовывается особыми молебнами.

Кроме освоения ряда дисциплин, включая церковнославянский язык или историю церкви, дети принимают участие в храмовых службах и приходской жизни. Также проводятся беседы с родителями учеников о правильном воспитании и устройстве семьи. Родители могут получить консультацию священника об особенностях воспитания ребенка в православии.

Расписание богослужений

Богослужения проводятся в обоих храмах – верхнем и нижнем. Ежедневно служится литургия. В будние дни она начинается в 8:00. В воскресные дни литургия совершается дважды: ранняя в нижнем храме в 7:00, а поздняя в верхнем в 9:00. Вечерня служба накануне литургии начинается в 17:00.

Подробнее о расписании литургий и приходских событиях можно узнать на официальном сайте: https://sobor-vrn.ru/. Совет автораВ храме ежедневно служится литургия

Где находится и как добраться

Уникальный кафедральный собор, который украшает собой не только город, но и всю страну, находится в Воронеже по адресу: прп. Революции, 14. Вторым названием места его расположения является «Первомайский сад».

В расположении древних православны обителей прослеживается интересная особенность: после советского прошлого очень много храмов получило в своих адресах упоминание революции либо ее деятелей. Чтобы доехать до собора, можно воспользоваться городским транспортом:

  • автобусами: №13н, 23к, 44н, 1нв, 9ка;
  • маршрутками: №3, 5, 50, 75, 88.

Гостям города помогут найти храм местные жители, ведь он – одна из достопримечательностей Воронежа. Его двери открыты для православных христиан каждый день с 7:00 до 19:00.

Перенеся череду невзгод, Благовещенский собор в Воронеже снова сияет золочеными крестами. Этот храм – одно из мест, которое стремятся посетить многие паломники.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


В своем «Духовном завещании» святитель пишет предельно просто: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».
Читая житие святителя Митрофана, мы прежде всего обращаем внимание на его непрестанное памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах. Его любимыми молитвами были молитвы об умерших. И этому сопутствовала практическая основательность во всем и житейская трезвость. Половину своей жизни он прожил в миру, не помышляя ни о каких особенных подвигах, был женат, имел детей. Дело ведь не в том, какое место мы занимаем в Церкви. Более существенно – являемся ли мы настоящими христианами или нет. И впоследствии, достигнув высот святости, святитель Митрофан любил повторять, что самый великий подвиг для христианина – предание себя в волю Божию. В течение нескольких лет он служил простым сельским священником в Суздальской епархии. Господь посетил его скорбями, призывая к новому служению. На сороковом году жизни он овдовел и решил принять монашество. Его постриг был совершен в Успенском монастыре, недалеко от Суздаля.
Через некоторое время, став первым епископом вновь учрежденной воронежской епархии, он прежде всего начал сооружать в Воронеже каменный храм в честь Благовещения. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл двадцать лет – до самой своей кончины. Замечательно, что, завершая свое смиренное восхождение к Богу, святитель принял схиму, как бы сложив с себя епископский сан. Ибо, согласно церковным правилам, принявший схиму не может начальствовать в Церкви. Он был погребен в Благовещенском соборе. А после его прославления в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.
Известно, что святитель был свидетелем бунта старообрядцев, и явился строгим обличителем раскола и ревности не по разуму.
Святитель Митрофан решительно выступил за полезные для Отечества преобразования молодого Царя Петра Первого – в частности, постройку флота в Воронеже, на которую многие тогда смотрели неодобрительно, почти с суеверным страхом. Из церковной казны им даже были выделены средства в поддержку важного для России начинания. В то же время святитель Митрофан не одобрял бездумного подражания некоторым обычаям иноземных иноверцев. Святитель отказался посетить Воронежский дворец Царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Государь стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели допустить хотя бы косвенное участие в языческом нечестии. Исповедничество святителя произвело сильное впечатление на Петра. Царь убрал статуи, помирился со святым старцем, и это было началом его нового, более благоговейного отношения к православной вере.

Святитель умер 23 ноября 1703 года в 1832 году был причислен к лику святых.

Заветы святителя Митрофана своей пастве молиться об упокоении души его не были забыты ею. Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Поколение свидетелей благочестивой жизни первопрестольника Воронежского сменилось другим, но память о нем не ослабевала; не редели, а увеличивались ряды молящихся у гроба святого, где многие, по молитвенному ходатайству его пред Господом, получали чудесную помощь. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божиего, положил начало его открытому прославлению.


Благовещенский собор, первый храм города Воронежа

Соборная Благовещенская церковь, созданная трудами святителя Митрофана, около 1717 года стала рушиться. Собор пришлось разломать, чтобы материалом его воспользоваться для постройки нового, который был заложен на более прочном фундаменте и на месте, не угрожавшем целости здания. Работы были начаты в 1718 году, и тогда же гроб с телом святителя Митрофана из исподней палаты Архангельского придела, тоже значительно пострадавшего, по повелению епископа Воронежского Пахомия, перенесен в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», под деревянной соборной колокольней. По окончании постройки, в 1735 году, тело святого Митрофана перенесли в новый кафедральный собор и погребли «в правом крыле собора, близ самой южной стены, в вышнем первом месте, к углу». При обоих перенесениях тело святителя оказалось нетленным, так что окончательно окрепло убеждение в святости почившего первопрестольника Воронежского, и все шире и шире по лицу земли Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти.

В 1830 году Воронежский купец Гарденин, испытавший на себе благодатную помощь Святителя Митрофана и почитавший его, как великого угодника Божия, нашел очень старинный портрет первопрестольника Воронежского. Желая иметь изображение Святителя, Гарденин обратился с просьбой к любителю — художнику Швецову, чтобы он снял с портрета копию. Но портрет был так ветх, что трудно было уловить черты, стертые временем. Боясь исказить лик великого Святителя, Швецов отказался исполнить просьбу Гарденина. Изменить это решение Швецова не могли и убеждения Воронежского епископа Антония (Смирницкого), также желавшего иметь изображение первосвятителя Воронежского, память которого он благоговейно чтил. Однажды владыка Антоний после тщетных стараний убедить Швецова, с глубокой уверенностью сказал ему:

— Не сомневайся: ты увидишь Святителя наяву или во сне.

Швецов поверил словам благочестивого епископа Антония и весь тот день провел в молитве к Богу, чтобы Он сподобил его увидеть Святителя Митрофана. И вот, на следующую же ночь Швецов увидел во сне старца, но только в сумраке, неясно, затем свет рассеял сумрак.

…Когда Швецов проснулся, то образ Святителя так живо запечатлелся в его душе, что он без труда по памяти воспроизвел его на холсте. Затем он рассказал преосвященному Антонию о чудесном явлении Святителя Митрофана и показал нарисованное им изображение. Владыка благословил Швецова писать копии с этого изображения, имея в виду желание многих почитателей памяти первопрестольника Воронежского.

С приходом безбожной власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен. Хранившиеся в нем святыни были поруганы, некоторые уничтожены; монашествующие разогнаны и сосланы в тюрьмы; неоднократно пытались засыпать даже освященный источник, находившийся в обители. Но, к удивлению всех, он каждый раз снова пробивался сквозь землю невдалеке от предыдущего места, знаменуя, что духовный родник невозможно заглушить. Теперь он проистекает под горой, на которой стоял Митрофанов монастырь.

Народное предание сохранило некоторые подробности глумления, учиненного над честными мощами святителя Митрофана. 3 февраля (по новому стилю) 1919 года перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» — «покончить с поповскими баснями о святых мощах».

Красноармейцы оттеснили верующих от большой раки святителя и вынули из нее кипарисовую раку с мощами. Предложение духовенству извлечь мощи было им отвергнуто. Безбожники с насмешками стали сдергивать одеяния со святых мощей, полностью обнажив их. При этом народу показывались предметы, к мощам не относящиеся, специально принесенные большевиками для антирелигиозной пропаганды. Затем для всеобщего обозрения святые мощи были подняты на штыки.

Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни — претерпеть мученичество за Христа». Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе.

Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва. Но беззаконники не успокоились, они стали действовать более изощренно. В 1922 году большевики инициировали раскол в Православной Церкви. Благовещенский собор (монастырь к тому времени был уже закрыт) и находящиеся в нем мощи святителя оказались в руках раскольников-обновленцев. Святейший Патриарх Тихон отлучил обновленцев от Церкви. Православные верующие, по замыслу безбожников, должны были либо прекратить почитание святых мощей, либо примкнуть к «официальной» обновленческой Церкви. Православные воронежцы оказались в затруднительной ситуации. Но православные священники с церковных амвонов объявили, как правильно следует себя вести: креститься в обновленческих храмах нельзя, все их таинства безблагодатны, их «святая» вода святой не является, но иконы, а тем более такая великая святыня, как мощи угодника Божиего, сохраняют благодать, находясь в плену у раскольников. Обновленческие храмы пустовали; пустовала казна обновленческого Благовещенского собора. Но к плененным в нем святым мощам приток молящихся не ослабевал.

В 1926 году у святителя Митрофана побывало более двадцати тысяч паломников-богомольцев из разных мест Воронежской губернии. В этой связи всем уездным Советам безбожников была дана директива «организовать массовый обход крестьянских изб с предложением жертвовать на оборону СССР те средства, которые предполагается использовать на паломничество». 20 августа 1927 года к святителю Митрофану прибыло более тридцати тысяч паломников селян и более сорока тысяч горожан.

Но губернский комитет партии не ослабил своего натиска на великого молитвенника Воронежского. Было принято решение о проведении в день прославления святителя безбожного «Митрофанова дня» с устроением на соборной площади комсомольского гуляния, с привлечением клубных кружков, цирковых и оркестровых коллективов.

В 1929 году, видя тщетность своей борьбы со святым Божиим угодником, власти решили «ликвидировать очаг суеверий и мистицизма, сдерживающий развитие классового сознания, препятствующий введению новой, социалистической обрядности». Они действовали коварно, глумясь над чувствами верующих. Традиционно 20 августа несколько десятков тысяч богомольцев стекалось к Благовещенскому собору. Неожиданно для всех богослужения были запрещены. Прибывшие в собор местные безбожники и партийный главарь Варейкис объявил, что мощи святого Митрофана Воронежского изымаются в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства. Мощи святителя увезли. Богомольцам было объявлено, что они могут присоединиться к комсомольскому гулянию. До позднего вечера на площади перед собором раздавались звуки революционных маршей. Для этого были задействованы все пять духовых оркестров, имеющихся в Воронеже.

Православные воронежцы тяжело переживали утрату великой святыни — благодатного источника чудотворений, были опечалены оскорбительными глумлениями коммунистов. А для честных останков святителя Митрофана началось новое пленение — теперь уже в Воронежском краеведческом музее, куда их определили безбожники. Пленение это продолжалось шесть десятков лет.

При существующих тогда условиях невозможно было помышлять о возвращении великой святыни. Атеистическое государство не оставило своих планов окончательно уничтожить Русскую Православную Церковь. Некоторая надежда на возвращение святых мощей первого Воронежского епископа Митрофана появилась после Великой Отечественной войны.

4 сентября 1946 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) возбудил ходатайство перед гражданскими властями о возвращении верующим находящихся в музее мощей святителя. Власти стали рассматривать вопрос о целесообразности их возвращения. Год спустя Воронежский владыка через Святейшего Патриарха обращается к советскому правительству в надежде обрести святыню к грядущему 1953 году, юбилею святителя. Но от властей последовал отказ, и святитель Митрофан не был освобожден из пленения.

250-летний юбилей святителя торжественно праздновался во всех приходах Воронежской епархии. В Никольском храме города Воронежа по окончании Божественной литургии состоялось праздничное чтение для духовенства и мирян. Присутствующие были ознакомлены со святительской и патриотической деятельностью первого Воронежского епископа. В своем слове архиепископ Иосиф сказал: «Хотя мы ныне и разлучены с нетленной плотью нашего святого, духом мы с ним не разлучались, и молитва наша к нему не ослабевала. В дни праздников и в дни невзгод мы всегда обращаемся к нему: «Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю отче Митрофане, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всех нас бед свободи, зовущих: радуйся Митрофане, великий и преславный чудотворче».

Настоящим торжеством Православия стало празднование 16-17 сентября 1989 года возвращения Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Воронежского Митрофана, свершившееся милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия.

На праздник прибыли архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен (†1993), Рязанский и Касимовский Симон (ныне — митрополит), епископ Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском, ректор Ленинградских Духовных школ протоиерей Владимир Сорокин, наместник Иоанно-Богословского монастыря в Рязанской епархии архимандрит Авель, множество духовенства и верующих. Местное телевидение и радио заранее объявили о предстоящих торжествах, и весь город, вся епархия участвовали в этом знаменательном событии.

16 сентября перед всенощным бдением на одной из близлежащих к Покровскому кафедральному собору улиц раку со святыми мощами встречали крестным ходом верующие с собором архиереев и сонмом духовенства. Дорога была устлана живыми цветами, несколько тысяч человек со слезами на глазах, с зажженными свечами ожидали святыню, а благовест с кафедрального собора возвещал всему городу о возвращении его первопрестольника, который в свое время часто называл Воронеж «Домом Пречистой». Раку со святыми мощами, покрытую древней пеленой, поставили в алтаре Покровского собора на горнем месте.

Во время пения «Хвалите имя Господне» рака с мощами угодника Божиего поставляется на специально уготованном месте в середине храма. По-особому звучит величание святителю. Снимается пелена. Взору молящихся открывается кипарисовая рака, в которой со времени обретения лежат святые мощи. Так было много желающих попасть в храм, что места не было даже во дворе, и люди стояли на предсоборной площади и слушали богослужение через усилители.

Всю ночь собор был открыт. Народ подходил к святым мощам, духовенство помазывало богомольцев освященным елеем, читались акафисты, проводилась исповедь.

Позднюю Литургию совершили те же преосвященные архиереи. Ликующий народ с благодарностью встречал митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, так много потрудившегося в деле возвращения мощей своего святого предшественника. После торжественного молебна была прочитана особая молитва, составленная архиепископом Антонием (Смирницким) перед обретением мощей святителя Митрофана в 1832 году, в которой испрашивается благословение угодника Божиего на перенесение его священных останков. Раку с мощами святителя торжественно установили на уготованное место.

Митрополит Мефодий тепло поздравил гостей, паству с праздником, отметив, что открытие храмов, обителей, возвращение святынь Русской Православной Церкви является знамением нашего времени и имеет не только церковное, но и общенародное значение.

От лица архиереев — участников торжества архиепископ Пимен горячо поздравил Высокопреосвященнейшего Мефодия со знаменательным событием и пожелал, чтобы все любили нашего Господа и друг друга, как святитель Митрофан. Преосвященный епископ Нифон передал собравшимся благословение Предстоятеля Антиохийской Церкви. После Божественной литургии состоялся торжественный прием для гостей и участников празднования, на котором присутствовали представители местных властей.

С тех пор мощи святителя Митрофана пребывают в Покровском кафедральном соборе Воронежа, являясь нетленным свидетельством истинности Православия и преподавая великое утешение и помощь всем, с верою притекающим. Известны многие случаи чудотворения, происходящие ныне у них.

Каждое воскресенье перед мощами совершается водосвятный молебен с пением всем народом акафиста великому святителю Церкви Христовой и небесному покровителю града Воронежа.

Готовил эту подборку купелей в окрестностях Воронежа (город и прилегающие районы) еще к Крещению, но где-то не хватило фотографий, где-то на тот момент еще не был и сам, а куда-то просто не смогли проехать! Но сегодня эта статья наполнилась полезной информацией и даже готова служить на пользу воронежцам.

1. Рядом с Новым Кварталом в Бабяково находится Храм Пресвятой Троицы со святым источником и купелью.

Сам источник известен еще с дореволюционных времен, но в советское время его залили мазутом, и он долгое время не использовался.

Фото: Михаил Глущенко.

На сегодняшний день его полностью реконструировали и построили великолепную купель с теплыми полами, просторной раздевалкой и удобным заходом.

Координаты: 51°40’54″N 39°23’35″E

Фото: Михаил Глущенко.

2. Святой источник святителя Тихона Амафунтского в селе Подгорное. Сам родник выбивает на берегу озера Круглое.

Фото: Михаил Глущенко.

Здесь же устроена открытая купель и место для переодевания. Источник исполнен в виде часовни.

Координаты: 51°44’25″N 39°8’15″E

Фото: Михаил Глущенко.

3. Село Никольское-на-Еманче в Хохольском районе. Здесь находится святой источник во имя Святителя Николая Чудотворца.

Фото: Михаил Глущенко.

Фото: Михаил Глущенко.

И хоть были мы здесь только зимой, умудрились просто влюбиться в это место… Тихо так, умиротворенно! Все сделано уютно и по-домашнему.

Фото: Михаил Глущенко.

Рядом с благоустроенной купелью (построили ее совсем недавно в 2010 году) огромным потоком бьет и сам родник, неустанно пополняя водой небольшой пруд.

Координаты N51° 27’51.20″ E38° 48’32.17″

Фото: Михаил Глущенко.

4.Село Семидесятное (Хохольский район)

Святой источник находится в лесном массиве в урочище Елисеево.

По словам местных жителей «местная вода содержит большое количество ионов серебра и долгое время не портится».

Оказалось, что в живописном лесном овраге сразу обустроено сразу несколько близкорасположенных источников и добротная купель. Стоит ли вода долго, проверить не удалось, 10 литров «улетели» дома за пару дней!

Координаты: 51°21′17.4″N 38°40′4.3″E

Фото: Михаил Глущенко.

5. Верхнее Турово. Нижнедевицкий район. Святой источник Казанской иконы Пресвятой Богородицы

Фото: Михаил Глущенко.

Рядом с источником обустроена не только добротная купель, в которой можно искупаться в любое время года. Сделаны подходы и подъезд с парковкой,

Координаты: 51°36’36″N 38°34’45″E

Фото: Михаил Глущенко.

6. Святой источник Святителя Митрофана, Семилуки.

Фото: Михаил Глущенко.

Не так давно были проведены анализы воды из этого родника и выяснилось, что воду эту пить нежелательно. А вот окунуться в освященной купели приезжает или приходит очень много людей.

Координаты: 51°41’46″N 39°2’9″E

Фото: Михаил Глущенко.

7. Борщево. Хохольский район

Святой источник иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша

Фото: Михаил Глущенко.

Неподалеку от села Борщево на краю поросшего деревьями оврага находится благоустроенный источник и купальня с купелью. К слову сказать, упоминания об этом роднике встречаются уже в 17 веке, когда рядом еще действовал Свято-Троицкий Борщевский монастырь. Дебит воды в источнике крайне мал, да и многие говорят о нежелательности ее использования для питья.

Фото: Михаил Глущенко.

При всем при этом очередь всегда немалая от жаждущих окунуться в оборудованной купели, особенно летом! А может мы так просто попадали…

Координаты: 51°20’27″N 39°2’16″E

Фото: Михаил Глущенко.

8. Источник именуется Священный ключ, освящен во имя Божией Матери иконы её Казанской.

Фото: Михаил Глущенко.

Находится рядом с дорогой недалеко от выезда из поселка Хохольский.

Фото: Михаил Глущенко.

Многие считают эту воду чудотворной. Пьют ее в надежде исцелить заболевания желудочно-кишечного тракта. На вкус вода очень приятная и в отличие от многих родников без каких-либо привкусов и запахов.

Фото: Михаил Глущенко.

В интернете попалась информация, что это и «самый «теплый» святой источник в пригороде Воронежа (около 8 градусов)».

Координаты: 51°33’5″N 38°49’13″E

Фото: Михаил Глущенко.

9.Новоживотинное. Рамонский район. Святой источник Архангела Михаила

Фото: Михаил Глущенко.

Святой лог — очень живописное и тихое местечко на берегу Дона. Вокруг родника обустроена площадка, сложена из натурального камня неглубокая открытая купель.

Фото: Михаил Глущенко.

Летом при сплаве на плоту мы набирали воду в этом источнике, но спустя несколько дней она в баклажках «зацвела». Координаты: 51°53’51″N 39°10’21″E

Фото: Михаил Глущенко.

10. Хвощеватка. Рамонский район

Родник «Семь ручьев», святой источник великомученицы Параскевы Пятницы

Ну что душой кривить, это мой самый любимый источник в области! Раз в неделю стараемся сюда приезжать окунуться, да и водицы чистейшей набрать. А она здесь и вправду отменная, да и дебит «живительного потока» просто огромный! Купель, как видно по фотографиям, открытого типа. Есть рядом и раздевалки, лавочки, место для наборы воды и даже выведены две трубы, чтобы можно было встать под поток воды в полный рост. Точнее будет сказать » в полный рост среднего человека», я со своими почти двумя метрами пригибаюсь! С самой горы от старинного храма открывается великолепный вид на пойму Дона, а к источнику оборудована удобная лестница. Наверху сделана парковка. Да простят меня другие купели, но эта — моя любимая. Координаты: 51°51’48″N 39°7’47″E

Фото: Михаил Глущенко.

11. Святой источник святителя Митрофана Воронежского (улица Софьи Перовской, 96)

Сейчас рядом с источником располагается храм Святителя Митрофана Воронежского, в котором есть мужская и женская купели, наполненные водой из родника.

На улице помимо источника оборудованы также два помещения где можно окунуться под потоком ледяной родниковой воды под специально выведенной трубой.

Координаты: 51°39’12″N 39°12’33″E

12. Староживотинное. Рамонский район.

Фото: Михаил Глущенко.

Рядом с источником установили купальню, а вот благоустроенной купели так и не появилось! Хотя вода здешняя обросла за столетия положительными отзывами и легендами. Да и название самого села с большой вероятностью связано с живительной водой!

Координаты: 51°53’12″N 39°16’6″E

Фото: Михаил Глущенко.

К большому сожалению из-за огромных сугробов проехать к источникам в Перлевке и Гремячем Колодезе не удалось (оба в Семилукском районе), а вот источник в Стаднице вообще оказался отгорожен забором от внешнего мира (хозяина с ключами тоже не нашли). Так что к лету эта подборка еще пополнится! С большой вероятностью могли пропустить что-то, так что будем благодарны за ваши фотографии и недостающие места.

Православие издревле является основой духовной культуры Воронежской области и всего Черноземья. Предание гласит, что Андрей Первозванный – покровитель России – побывал в этих краях, когда посещал «скифские земли». В селе Костомарово (Воронежская область) действует один из древнейших монастырей России – Костомаровский Спасский монастырь. Археологи говорят о том, что история христианства на этих землях длится более 8 веков. Уже на рубеже XII и XIII ст. здесь существовали селища, исповедовавшие эту религию. В XV веке новый толчок к развитию православия придали греческие иноки, которые пришли сюда в поисках уединённого места, где можно беспрепятственно исповедовать свою религию. Греческие монахи начали основывать здесь пещерные монастыри.

Строительство пограничной крепости Воронеж началось в 1586 году. Это сооружение использовалось казаками и служивыми людьми для оказания надёжного отпора как польско-литовским захватчикам, так и татарским налётчикам. В этот относительно спокойный регион стали собираться люди. В числе объектов инфраструктуры они возводили здесь храмы и обители. Регион процветал, население увеличивалось и всё шло к тому, чтобы южная часть Рязанской епархии (в неё входил Воронеж) через время стала отдельной митрополией.

Случилось это 2 апреля 1682 года. Первым епископом стал Митрофан, назначенный Патриархом Иокимом. Именно Митрофану, бывшему наставнику Унженского Макарьевского монастыря, суждено было стать первым святителем Воронежа. Через 10 лет усилиями святителя Митрофана Воронежская епархия достигала Азова. Митрофан сыграл одну из ключевых ролей в становлении Российского флота. Азовская кампания 1695-1696 годов показала, что для ведения войны против османов России необходим мощнейший флот. Есть документы, которые свидетельствуют, что Митрофан неоднократно жертвовал средства на создание кораблей. Несмотря на своё положение, архипастырь остался в истории как человек исключительной скромности. Кроме того отмечается его смелость. Будучи наставником Петра I, он не боялся высказывать своих убеждений, даже если они противоречили позиции царя. Своей жизнью святитель подал высокий пример искреннего служения Богу и Отечеству. В 1703 году Митрофан скончался. Это событие совпало с визитом Петра I в Воронеж. Царь участвовал в похоронной церемонии, лично неся гроб епископа.
В назидание своей пастве Митрофан оставил «Духовное завещание». Именно с этой книгой он изображён на одной из икон. Сегодня Святитель Митрофан – покровитель Воронежского края.

В начале XVIII века приказом Екатерины II новым воронежским епископом стал Тихон (Соколов), известный сегодня как Задонский чудотворец. Народ очень любил Тихона, выросшего в простой крестьянской семье и ведущего аскетичный образ жизни. К своей пастве он неоднократно обращался с проповедями, обличающими языческие суеверия.

Православная Духовная семинария была открыта здесь в 1745 году стараниями епископа Феофилакта (Губанова). Деятельность семинарии тесно связана с именем митрополита Киевского и Галицкого Евгения – первого краеведа Воронежа, археографа и церковного историка. Семинарию в разное время закончили будущий местоблюститель Патриарха Тихона Пётр (Полянский), депутат Государственной думы Петровский, архиепископ Дмитрий (доктор церковной истории), поэты Серебрянский, Никитин, врачи Рудинский и Пашутин.

Во время архиепископства Антония Духовная семинария переживала свой золотой век. Именно Антоний подготовил прославление святителя Митрофана, он же начал прославление Тихона Задонского. Через 80 лет Синодальная комиссия изучала останки самого Антония: облачение и тело владыки нашли нетленными. В 1830 году в Воронежской губернии началась эпидемия холеры. Антоний наложил на паству, а также духовенство трёхдневный пост, также он совершал крестные ходы и молебны. Эпидемия отступила. Николай I, почитавший Антония, который молитвами и благословениями исцелял людей, совершил паломничество к канонизированному Митрофану в 1831 году. Через 5 лет при Благовещенском соборе был открыт Благовещенский монастырь, ставший пристанищем для мощей святителя Митрофана. Этому собору суждено было стать одним из центров паломничества православных со всей России.

После октябрьской революции начались притеснения Русской Православной церкви. На базе Митрофановского монастыря и Тихвино-Онуфриевского храма были построены концлагеря. К 1920 году были убиты 160 священнослужителей. Епископом в 1925 году стал священномученик Пётр (Зверев). Даже после того, как он стал жертвой репрессий и попал в лагерь, Пётр внушал почитание не только своей бывшей пастве, но и охранникам концлагеря. При встрече с бывшим архиереем они почтительно приветствовали его, а он осенял их крестным знамением.

Через десятки лет давление на церковь со стороны власти стало ослабевать. В 1988 году, в котором отмечался тысячелетний юбилей крещения Руси, воронежские монастыри и храмы начали возвращаться местной епархии. В 2003 году митрополит Сергий (Фомин) становится новым архиереем. В этом же году Антоний (Смирницкий) был канонизирован. Также прошли празднования по поводу трёхсотлетия преставления Митрофана.

Одно из последних ярких событий в мире православного Черноземья – реставрация Благовещенского кафедрального собора Воронежа. Верующие зовут его «сердцем Черноземья». Торжественное открытие храма для посетителей прошло 6 декабря 2009 года.

МОНАСТЫРИ, ХРАМЫ И СВЯТЫНИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ.

Среди культурных памятников Воронежской области особое место занимают духовные центры. На территории с. Костомарово Подгоренского района расположен древнейший на Руси храм, ведущий свою историю от пещерных храмов со времен язычества. Святое место, где мироточат иконы и свершаются настоящие, чудеса не могло остаться незамеченным. Спасский женский монастырь всегда был местом паломничества к Свято-Спасской женской обители, Спасскому пещерному храму и к храму иконы Пресвятой Богородицы «взыскание погибших». Политические репрессии 1917 года не могли остановить истинно верующих, которые втайне приезжали к закрытому скиту. В результате, уже в 1946 году богослужения были разрешены, а в 1997 году состоялось официальное открытие. Возрожденная обитель хранит чтимые иконы «Святое семейство», Пресвятой Богородицы «Костомаровская», Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

В этом же районе в с. Белогорье расположен Воскресенский Белогорский мужской монастырь, ведущий свою историю с 1882 года. Годы правления советской власти уничтожили воспоминания о монастыре, поэтому его возрождение началось только с 2003 года. Святынями обители по праву считаются ковчежец со святыми мощами святого благоверного князя Александра Невского, в честь которого с 2006 года регулярно проходят богослужения, святые мощи великомученика Пантелеймона, святого Димитрия Ростовского, прп. Амвросия Оптинского, прп. Ефросинии Полоцкой и икона Божией Матери «Мария обрете благодать у Бога».

Благовещенский кафедральный собор Воронежа стал первым каменным храмом Благовещения Пресвятой Богородицы в регионе по благословлению Святителя Митрофана. Основание храма освятил Святейший Патриарх Алексий II в 1998 году, на сегодняшний день собор является кафедрой управляющего Воронежско-Борисоглебской епархией, где верующие могут поклониться святым мощам 12 апостолов, а также святым мощам Киево-Печерских святых, иконе преподобного Силуана Афонского, святым мощам мученицы Наталии и другим святыням.

На правом берегу Воронежского водохранилища расположен еще один древнейший храм региона. Единственный свидетель появления первой военной флотилии на Руси – церковь Успения Пресвятой Богородицы. Изначально сооружение было монастырским и деревянным. Но уже к 1694 году завершено строительство каменного храма, ставшего на долгие годы главным собором Воронежа. Вокруг церкви в это же время тоже велось активное строительство: напротив монастыря заложена военная верфь, рядом строится дворец Петра Великого, дома Головина Ф.А, Меньшикова А.Д., Апраксина Ф.М. и других сподвижников царя. Именно в Успенской церкви происходило богослужение перед спуском первых кораблей 2 апреля 1696 года. А после освящения Андреевского флага в 1699 году, истории военно-морского флота и церкви Успения Пресвятой Богородицы слились воедино на последующие 200 лет.

Советское время оставило жесткий отпечаток на духовном центре: в послевоенное время и до 1967 года здание выполняло функции городского архива, а после – музея военно-морского флота. С 1972 года воды Воронежского водохранилища стали подтоплять фундамент церкви. В 1994 году начались реставрационные работы. Уникальность восстановленной Успенской Адмиралтейской церкви в том, что она первая после Революции отреставрирована на средства не только государства, но и крупных пожертвований жителей всей России. Освящение и передача Воронежской епархии состоялось в 1996 году к трехсотлетию русского военного флота.

В 1620 году на Акатовой поляне в благодарность за победу над войском литовцев основан Алексиево-Акатов монастырь. Уже в 1674 году в обители появилась первая каменная церковь Воронежа. Именно этому храму довелось стать духовным центром города в двадцатом веке, принесшем большие испытания не только хранящим Бога в душе, но и самому монастырю: в 1931 году его официально закрыли, ожесточенные бои 1942 – 1943 годов разрушили надвратную колокольню до второго яруса, послевоенные годы превратили храм в обычную жилую постройку, а к 1980 постройки пришли в плачевное состояние, большей частью напоминая руины. Местные жители не позволили сгинуть монастырю полностью и в 1980-е годы восстановили старинную колокольню. С 1990 года монастырь был освящен и передан епархии, с этого времени он начал новую жизнь: весь облик полностью преобразился, двухэтажная церковь восстановлена и отреставрирована, надвратную колокольню также восстановили и завершили пятиглавием, для освещения воды появилась часовня, отстроены сестринский корпус, хозяйственные сооружения и мастерские, а также гостиница для духовенства. Восстановлению подверглось и старинное кладбище. В обители расположены икона Пресвятой Богородицы «Живоносный источник», икона великомученика Пантелеимона, икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех Утешение», часть камня, на котором молился преподобный Серафим Саровский, ковчег с частицами мощей святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских, икона святителя Питирима Тамбовского.

Архитектурный ансамбль Воронежа украшает и Спасо-Преображенский Толшевский женский монастырь, расположенный в Графском заповеднике. Основоположником обители стал монах – отшельник в 1646 году. Общежительным монастырь стал только к 1799 году. На его территории расположен святой источник. Закрыт был с 1929 по 1994 год. В настоящее время в монастыре хранятся частицы мощей прп. Серафима Саровского, Ксении Петербургской, Матроны Московской, великомученика и целителя Пантелеимона, Усманская икона Пресвятой Богородицы.

Свято-Успенский мужской монастырь

В с. Дивногорье Лискинского района сохранился Свято-Успенский мужской монастырь, основанный православными греками. Он – частица истории о принятии единоверной Россией греков, подвергшихся гонениям католиков в Сицилии. Основателями монастыря стали Иоасаф и Ксенофонт, согласно преданию, именно они принесли в свою новую обитель чудотворный образ Сицилийской Божьей Матери. В 1640 году храм стал домом для малороссийских иноков, гонимых польскими католиками. Борьба с расколом на Дону в 1682 превратила монастырь в идеологический центр. В 1924 году монастырь закрыт для размещения в нем санатория и дома отдыха, которые проработали до 1989 года и уступили место музею-заповеднику. С 1997 года монастырь вернул себе прежний статус.

В Грибановском районе располагается Серафимо-Саровский мужской монастырь, основанный в 1995 году. В монастыре хранится чтимая икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», Частица животворящего Креста Господня, частица лестницы, по которой Спаситель восходил на суд к Пилату, святые мощи Серафима Саровского, чтимая икона Пресвятой Богородицы «Ахтырская» и частицы святых мощей преподобных Оптинских старцев и других святых угодников.

На территории обители имеется своя пасека и цветники, пруд с рыбой и огород, а также святой источник.

«Осень», автор Константин Толоконников

Поразительна природа Воронежского края. Живописные берега рек Воронеж и Дон, чистые воды Хопра, хрусталь озер Кременчуг и Погоново, густые леса, главным украшением которых являются вековые дубы и сосны, бескрайние поля и степи – природа Черноземья прекрасна в любую пору года, а ее красоты дарят вдохновение. Так, известный воронежский фотограф Константин Толоконников, которому удалось запечатлеть неповторимую прелесть природы родного края с высоты птичьего полета, на всю страну прославил красоты Черноземья. Серия снимков «Геометрия осени», которая принесла Константину ряд побед на международных фотоконкурсах, отражает все очарование мира природы в пору бабьего лета. Яркие краски, которыми расцвечены воронежские ландшафты, естественность линий, простота и очаровательная легкость, с которой природа завершает очередной годовой круг, – все это удалось передать Константину Толоконникову на своих снимках, которые по праву получили признание экспертов фотографического искусства и ценителей русской природы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *