Можайский собор

Можайский Никольский собор

Собор во имя святителя Николая Чудотворца в городе Можайске Можайского благочиния Московской епархии

  • Приписные:
    • Можайский Андреевский храм
    • Можайский Владимирский храм
    • Можайский храм Николая, царя-страстотерпца
    • Можайский Петропавловский храм
    • Можайский храм Споручницы грешных

Предшественником собора был надвратный храм Можайского кремля, построенный в 1541 году над каменными Никольскими воротами крепости для хранения главной городской святыни — образа Николы Можайского. В Можайск часто ходили на богомолье цари и патриархи, чтобы поклониться святыне. В былые времена образ стоял в иконостасе и украшался драгоценными дарами усердных почитателей, принесенными в благодарность за полученные исцеления. На 1596 год храм был освящён в честь Воздвижения Креста Господня с приделом святителя Николая Чудотворца.

В начале XVII века храм на городских воротах уже носил название Никольского. В 1626 году по государевой грамоте в нём исправили наружные повреждения, причиненные при нашествии поляков. 14 марта 1683 года патриарх Иоаким приказал сделать новый иконостас. Одновременно, в 1680-1684 годах храм был перестроен в новый Никольский городской собор. В противоположность старому Никольскому собору Можайска этот храм стал известен как «верхний» или Ново-Никольский собор. В 1685 году патриарх Иоаким освятил перестроенный храм. На плане Можайска от 1756 года в соборе значится придел в честь Воздвижения Креста Господня. До начала XIX века собор имел пять глав, колокольня его находилась на трапезе, а паперть — на арках.

Можайский Никольский собор. Фото Сергея Прокудина-Горского, 1911 г.

Перестройка собора началась в 1779 году, но основные преобразования начались в 1802 году, когда священник Григорий Ильин и купец Пётр Марголин испросили разрешение использовать материал разбираемой Можайской крепости для перестройки собора. Автор проекта обновлённого здания стал ученик М. Ф. Казакова, А. Ф. Бакарев. В собор были включены фрагменты крепостной стены, а также главной проездной башни (часть стен в подклете, сложенных из огромных глыб дикого камня). Прежний надвратный храм стал южным приделом, а с севера была пристроена равная по площади часть. В 1804-1812 годах старые придел, колокольня и паперть разобрали за ветхостью и устроили вновь: ворота крепости заделаны с обеих сторон, пять глав были уничтожены, и вместо них сделан большой купол с четырьмя боковыми главками. В 1812 году французы сожгли иконостасы, расхитили и уничтожили церковное имущество. После их изгнания придельный храм был обновлён и освящён в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а затем в 1816 году был возобновлён и сам собор. Колокольню построили весной 1814 года. В 1829 году в куполе собора (в ротонде) устроили церковь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Главной святыней храма и всего города оставался резной деревянный образ Мирликийского святителя — Никола Можайский. Штат собора состоял из протоиерея и двух священников. У подножия крепостного вала стояла придорожная часовня.

В 1882 году по штату в соборе положено быть настоятелю-протоиерею, священнику, диакону и трём псаломщикам.

15 декабря 1894 года при соборе открыто братство святителя Николая. Задачей братства было поддержание церковноприходских школ в уезде.

В 1922 году власти изъяли две звездицы, обрамленные драгоценными камнями, потир с образками и два убруса, так же украшенные драгоценными камнями. Пропали также риза и митра с образа Николы Можайского, семь золотых крестов и жетон Петра I. В 1932 году исчезла чугунная ограда вокруг храма. В 1933 году собор был закрыт, а главная святыня — образ Николы Можайского — конфискован. Во время Великой Отечественной войны была разрушена ротонда и сгорело здание церковно-приходской школы.

После окончания войны собором долго никто не занимался. Возле собора, на территории кремля, открыли парк культуры и отдыха с танцплощадкой и каруселями. В 1960-1963 годах собор реставрировался по проекту Г. Ф. Быковой: выкладывали упавшие своды, вставляли окна, восстанавливали утраченную кладку, но ротонда восстановлена не была. В 1960-е годы в здании собора разместили трикотажную фабрику. В 1980-х годах фабрику закрыли и Государственный Бородинский военно-исторический музей взял Никольский собор и другие здания Можайского кремля на свой баланс, в результате чего были проведены работы по укреплению фундаментов. В начале 1990-х годов пустующее здание собора некоторое время было ведении можайского музея.

В 1994 году храм был возвращён верующим, став главным храмом Можайского благочиния Московской епархии. В 1994 году в соборе возобновились богослужения по воскресениям и праздничным дням, а в 2000 году — ежедневные службы. В 2002 году, к юбилею Бородинской битвы, проводились масштабные реставрационные работы, в ходе которых были приведены в порядок завершения. В соборе установили резную икону Николы Можайского, сделанную по подобию древней чудотворной святыни, находящейся в Третьяковской галерее. Велись занятия детского хора, открылась ежедневная благотворительная столовая. Клирики храма духовно окормляли исправительные учреждения города.

В апреле 2013 года на южном склоне крепостного вала, на расстоянии семи метров oт собора, произошел оползень, поставивший собор под угрозу разрушения. В 2014 году все восстановительные работы были завершены.

Можайский Никольский собор, 2010 г. Фото Василия Шелёмина с сайта sobory.ru

Архитектура

Старейшей частью здания являются белокаменные Никольские ворота можайского кремля XVI века, сохранившиеся в подклете собора. Южная часть храма — частично сохранённый двустолпный надвратый Никольский храм 1680-х годов. Основная часть здания, и общая обработка в псевдоготическом стиле датируются началом XIX века.

Здание собора двухэтажное: первый этаж построен на месте старой надвратной церкви, а южный придел частично включил её остатки в себя. На ложных закомарах — повторяющийся мотив из заключенных в круг гексаграмм. С севера пристроен придел иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости», с запада пристроена паперть с колокольней. Четырехъярусная колокольня увенчана острым шпилем с крестом, один из её ярусов обрамляют фронтоны. Грани шпиля украшены позолоченными розетками. Повторяющийся мотив декора-пирамидки с круглыми набалдашниками из белого камня. На углах первого яруса колокольни находятся небольшие восьмигранные башенки, крыша которых сделана в виде шатра с рядом кокошников. Ещё один придел — Спаса Нерукотворного — находился в ротонде, был разрушен во время Великой Отечественной войны, и не был восстановлен. Венчание храма также включает четыре боковых главки-«беседки».

По своей архитектуре собор близок к собору во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга — такое же вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, характерное для западноевропейской храмоздательной традиции, те же спаренные колонны и полуколонны на фасадных стенах, такая же многоярусная колокольня, увенчанная высоким и тонким шпилем. Но в отличие от скромного Петербургского собора, Можайский богато украшен белокаменным декором, изящными ротондами и башенками, узкими стрельчатыми окнами. По внешнему оформлению он скорее напоминает церковь иконы Божией Матери «Знамение» в селе Вешаловка.

Известный краевед, исследователь истории Можайска Владимир Куковенко тщательно измерил стены храма и пришел к выводу, что в плане храм вписан в неправильный четырехугольник, ни одна из сторон которого не равна другой. Храм (без колокольни) имеет форму прямоугольной трапеции: северная и южная сторона являются основаниями, восточная и западная — боковыми сторонами. Западная сторона меньше восточной на полтора метра. Западный фасад колокольни развёрнут относительно поперечной оси здания на 5-6 градусов.

Настоятели

Литература

  • Православные Храмы. Путешествие по святым местам (журнал), 2016, № 198.

Использованные материалы

  • «История церквей Можайского благочиния», сайт православного образовательного проекта Русское воскресение:
  • «Никольский собор», официальный сайт Московской епархии:
  • Бокарёв Александр, «Собор Николая Чудотворца в Можайске», проект Храмы России, учётная карточка от 15 февраля 2008, редакция от 3 ноября 2016:
  • «Можайск. Собор Николая Чудотворца», сайт Народный каталог православной архитектуры «Соборы.ру»:
  • Пэнэжко Олег, прот. Книга «Город Можайск. Храмы Можайского района. Никольский собор», части 1- 4:
    • Ч. 1
    • Ч. 2
    • Ч. 3
    • Ч. 4

Никольский собор в Можайске – главная святыня города, его «исторический центр». Он ежегодно привлекает поток паломников и туристов, любителей истории и архитектуры, служит вдохновением для художников.

Где находится Свято-Никольский храм на карте

Он располагается в центре городской черты, выступая частью Можайского кремля. Рядом с ним обустроены Петропавловская церковь, Дом купцов Юриных, Каменный мост, Кремлевская часовня, Городская усадьба Власьевых, Дача Неугодова.

Карта

История появления собора

Прошлое Можайска начинается в XІ веке, тогда на высоком холме располагалось городище с деревянной крепостью, а на въезде стояла церковь с приделом в честь Николая Чудотворца. В начале XІІ ст. князь Юрий Данилович захватил городок и присоединил его к Московскому княжеству. С этих пор он становится важным укрепленным пунктом на западе Москвы.

В XІV веке г. Можайск на Руси и за ее пределами стали называть священным. Приобрел он такую славу благодаря явлению Святого Николая. Как повествует сказание, произошло это чудное событие во время нашествия сюда монголо-татар. Жители, уповая на помощь свыше, собрались в храме и молились Николаю Угоднику. Святой явился над Можайской крепостью в облаке, в правой руке он держал меч, а в левой как бы город (крепость). Враги, увидев это знамение, устрашились и бежали.

Горожане неоднократно ощущали небесное заступничество святого. В начале XVІІ в. стены Можайского кремля восемь месяцев отражали натиск польского войска под командованием королевича Владислава. Град не сдавался, враг решил идти дальше, на Москву. Истощенное под Можайском войско не смогло взять столицу и потерпело поражение. С тех пор и появилось в народе выражение «загнать за Можай», означающее бегство врага.

Лик Николы Можайского

Можайские мастера вырезали из дерева статую св. Николая в таком виде, в котором было его явление. Для хранения иконы-скульптуры на месте старой церкви возвели Ново-Никольский храм. Много лет, вплоть до революционных событий 1917 г. в Можайск приходили паломники, чтобы помолиться. Слава о Николе «Можайском», об исцелении по молитвам у этого образа, пошла далеко за пределы округа. К чудотворной иконе привозили подарки, драгоценности. В XVІ ст. в Можайске насчитывалось 16 монастырей и 75 храмов, полис стал центром паломничества.

Лихолетье

После 1917 г. слава города пошла на убыль. В 1922 г. вышло постановление «О ликвидации церковного имущества». В пользу государства опустошили и храм Николая Чудотворца в Можайске. Отсюда изъяли изделия из драгоценных металлов: священные сосуды, оклады с икон, утварь. В это время с главного образа сняли ризу и митру с драгоценными камнями, а скульптуру передали в Третьяковскую галерею.

Новая безбожная власть открыла мощную антицерковную кампанию. В 1923 г. священника Никольского собора – о. Константина (Некрасова) арестовали и отправили в ссылку. В 1933 г. он вернулся в Можайск, но через четыре года случился повторный арест с последующими обвинениями в антисоветской пропаганде. В 1937 г. батюшку расстреляли на Бутовском полигоне.

Новоникольский собор закрыли в 1933 г. В годы Великой Отечественной войны в ходе обстрелов была разрушена ротонда храмового комплекса. В послевоенное время его здания использовались не по назначению, в здесь даже размещалась трикотажная фабрика. С 1980 г. здания Кремля передали Историческому музейному учреждению.

Возрождение

В 1994 г. Никольский собор вернули Русской православной церкви, с тех пор в нем начали совершать богослужения. В 2002 г. его начали реставрировать. В апреле 2013 г. произошел оползень юго-западного склона холма, в результате под угрозой разрушения оказалась главная достопримечательность города. В 2014 г. отрог укрепили, реставрационные работы продолжаются.

Настоятель и прихожане надеются на возвращение древнего резного Николаевского образа из Третьяковской галереи на прежнее место. Для этого готовят помещение, где создадут условия (температуру и влажность) для хранения.

Архитектура и интерьер собора

Храм построен в XVІ столетии и включает остатки старенькой церквушки. После возведения Никольский собор в Можайске несколько раз видоизменялся. Сначала его восстанавливали после расхищения французами в 1812 г., затем после революции 1917 г., войны 1941 г.

Алексей Никитич Бакарев – автор проекта восстановления собора в 1804-1812 гг. Сегодня посетителям открывается величественный храм с элементами готического стиля. В нем прослеживается основная черта «русской готики» – сочетание красного кирпича и белого камня. Здание двухэтажное, южная часть включает остатки сооружения XVІІ века. Стены завершаются килевидными закомарами, четырехъярусную колокольню венчает шпиль с крестом. Верхний ярус колокольни прорезан арками звона.

Почему фасад украшен гексаграммами – загадка. Многие считают шестиконечную звезду знаком евреев, хотя «еврейской» она стала в XІX в. Звезде Давида приписывают различную символику, например, отождествляют ее с количеством дней, за которые Бог создал землю или сравнивают с рождественской, указывающей путь волхвам к месту, где родился Спаситель.

В соборе три придела:

  • Никольский;
  • Божией Матери «Всех скорбящих радость»;
  • Спаса Нерукотворного.

Внутреннее убранство скромное. Стены заново оштукатурены, украшением служит двухъярусный золоченый иконостас. Посетителям разрешают делать фото старинной постройки.

Главная здешняя святыня – копия скульптуры Николы Можайского. Находится она возле иконостаса с правой стороны царских врат. Другая же появилась в соборе в 2012 г. Сюда из г. Бари передали частичку мощей Николая Чудотворца и часть древа ковчега, где переносили в 1087 г. мощи святого из Мир Ликийских. Все они располагаются в ковчеге на аналое перед образом.

Здесь же хранятся частички мощевика св. Георгия Победоносца, Меркурия и Артемия, старинный лик Феодора Смоленского и икона сщмч. Константина (Некрасова) причисленного к лику святых в 2000 г.

Церковный музей

В Никольском соборе сохранилась древнейшая часть храма, где обустроили музей. В нем собрано много экспонатов – церковных реликвий и археологических находок, среди которых макет, изображающий чудное событие, произошедшее в XІV столетии – явление святителя Николая.

В учреждении воочию представлены подлинные ворота (въезд), которые скрыли стеновые поверхности. Через эти врата когда-то въезжали князья и цари, входили паломники. На входной конструкции даже остались старинные петли, а рядом сохранилась сторожка и бойница.

В одном из помещений Свято-Никольского собора, где оборудовали библиотеку, видна часть крепости. После посещения посетители оставляют отзывы восхищения, говорят, что на время погрузились в те далекие времена, в историю древнего Можайска, где все просто незабываемо.

Почему сюда стоит приехать

Никольский храм – это памятник архитектуры федерального значения и объект культурного наследия, который притягивает паломников, путешественников и людей, интересующихся прошлым.

Прогулки по его территории оставляют удивительные ощущения. Под горой проходит старая смоленская дорога, по которой отходили с бородинского поля войска М.И. Кутузова, а за ними шел со своим войском Наполеон.

Как добраться (доехать)?

Чтобы оказаться возле собора, вам потребуется остановка «Аптека» или «Булочная», где проходят основные маршрутки Можайска.

На машине самостоятельно добраться сюда проще всего так:

Контакты и расписание богослужений

Для желающих помолиться и приложиться к святыням с утра до вечера открыта дверь. Богослужения в храме совершаются ежедневно: утреннее в 8:00, вечернее в 17:00. В воскресные дни служится ранняя литургия в 7:00 и две поздних в 8:00 и 9:00.

Вот такой он Никольский собор города Можайска. Да многие говорят, что он неухоженный, нуждается в качественной реставрации. Но он по-прежнему остается главной православной жемчужиной не только города, но и всего района. В заключение – интересный видео-ролик о нем, приятного просмотра!

…Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную.
…Один местный можайский энтузиаст-краевед стал измерять собор, стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм).
…Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … — любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам.
…Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??

Ново-Никольский собор.
(ул. Бородинская, 9)
Я сейчас напишу его историю. Удивительную, странную, крайне загадочную, и, в общем-то, не очень позитивную. Оказывается, Новоникольский собор находится на территории старой Можайской крепости или Кремля, от которой сейчас остались лишь фрагменты стен да ворота.
Мы проходим через кирпичную арку ворот и глаза охватывают буйство весенних разноцветных цветов, сам красно-белый вычурно-архитектурный храм, окрестности, открывающиеся взору – это вершина холма, и ни о чём пока не догадываемся. Хотя, сейчас специально вспоминаю-перелистываю первые ощущения – при взгляде на собор отмечаю удивление, причем такое несколько вопросительное, неожиданное и осторожное. Этот храм совсем не похож на русский. Похож либо на костел, либо, скорее всего вообще на причудливый замок. Звезды Давида высоко на фронтоне.

Стоит на самом-пресамом краю холма-обрыва.
Я пытаюсь вспомнить имя архитектора, но почему-то оно никак не вспоминается.
Поднимаемся внутрь наверх по целому ряду высоких ступенек: один подъём, ещё один подъём. В соборе – достаточно просто, в основном превалирует серый цвет штукатурки, росписей – ~5%, чуть-чуть сохранились фрагменты на колоннах и стене. Колонн, кстати, две – большие и объёмные.
Справа, впереди мы видим знаменитую деревянную резную фигуру Николы Можайского и небольшой ларец с его мощами. Надо же какой грозный оказывается в Можайске Николай Чудотворец, мы знаем его как Николая Мирликийского, Николу Мокрого, Николу Рубленый Город, Николу Мореплавателя, доброго Санта-Клауса, в конце концов, а здесь у него в руках поднятый кверху меч и какой-то город или крепость. По себя ещё удивляюсь – вообще-то резные фигуры святых не совсем одобряются церковью, и в основном они характерны для Русского Севера, где в основном и сохранились. Или для католических конфессий.
На Руси резные деревянные фигуры православных святых — это отголоски очень давних славянских ведических традиций, своих древних богов наши древние предки обычно вырезали из дерева. Эти ассоциации с древними славянскими традициями – и есть причина того, что сейчас они не приветствуются, мягко говоря. А здесь, в Можайске резная фигура – это очень почитаемый образ. Ещё не покидает ощущение, что те деревянные резные фигурки русских святых, которые я видела на выставке в Кремле и мы видели в Вологде, и в других местах – совсем другие. Не знаю, как сказать правильно, я всё-таки не искусствовед. Те фигуры – русские, с легко узнаваемой славянской внешностью, здесь – прости меня Господи, очень похожа на те, которые мы видели в Италии, например, т.е. в католических соборах. Вспоминаю ещё то, что у меня возникло желание сфотографировать фигуру. Обычно я этого никогда не делаю в православных храмах. А здесь – захотелось. Зачем? Чтобы рассмотреть потом поподробнее. Зачем? Не знаю.
Ещё немного об образе Николы Можайского.
Это – не скульптура, т.е. на полу образ стоять не может. Это – расплющенное (до 25см) изображение святого, изготовленное из толстой дубовой доски. Раньше этот образ был прикреплён на брёвнах над въездными воротами в крепость. От осадков сверху его прикрывал навес-киот.

Истоки, т.е. автор и дата – неизвестны. По времени это может быть сер.13 века/1250, когда Можайск крестился. Поскольку святой держит в руке храм, его можно трактовать как символ новой веры – так предположили историки.
Но, также дату можно обозначить и нач.15 века/1409, когда Можайская крепость многократно захватываемая и сжигаемая татаро-монголами была капитально восстановлена князем Андреем Можайским (сыном Дмитрия Донского), а на месте старой деревянной была возведена новая каменная церковь. И тогда святой Никола, возможно, показывает народу восстановленный новый храм.
Как бы то ни было, Святой Меченосец Никола Можайский – защитник города и Кремля-крепости. После того как образ был установлен над крепостными воротами — 200 лет после этого Можайск ни разу не был захвачен более чем активным различным неприятелем. Только в Смутное время, нач.17 века/1613, отогнанные от Москвы и сильно обиженные этим обстоятельством поляки увезли образ к себе в Польшу. Вернули через шесть лет. Оригинальная чудотворная фигура-образ Николы Можайского — это копия. Оригинал – под тремя замками в Третьяковке. Перед ней молятся о выздоровлении. Хотя фигура, которую мы сейчас рассматриваем, не совсем православного канона.
Теперь самое интересное.
Кто же автор собора? Когда построен?
Ответ – неизвестно, неизвестно.
Как же так? А где же чертежи, документы по собору, архивы, в конце концов? Архивы есть, а бумаг нет. Ни одной. Как корова языком. Ну, тогда может быть исчезли в горниле войн и революций? Да нет, какое горнило, если приблизительное всё-таки время строительства всего-то ~200лет назад — кон.18 — нач.19 веков/1779-1814, что-то должно было сохраниться. Но ответ такой: «Церковь построена в каком году неизвестно, тщанием чьим тоже неизвестно».
Следующий вопрос. На чьи деньги производилось строительство? Кто финансировал грандиозное снесение башен и стен старой крепости, срытие валов, укрепление откосов холма мощнейшими подпорными стенами? Ответа нет. Тоже загадка.
И никто бы не обратил внимания, кроме въедливого бывшего геодезиста, местного энтузиаста Куковенко. Пришёл, облазил всё, принёс инструменты и начал обмеры. Первый результат – в архитектурном плане храма нет ни одной симметричной линии, хотя такого не то чтобы быть не может, а категорически не должно быть! Стал анализировать результаты измерений и переводить линейные размеры собора из нашей метрической системы в систему мер, применявшихся двести лет назад (сажень, аршин, четверть, вершок, дюйм). … Проанализировал. …
Нет ни одного кратного размера – одни дробные числа. Кто строитель – тот поймёт сразу, что такое и зачем вообще нужны (вернее абсолютно не нужны) сложные дроби при строительстве зданий. Они создают массу неудобств, а тут используются специально. Зачем?
В разных размерах храма спрятано постоянное повторение одних и тех же сочетаний цифр: примерно 1314, 1118, 196 и др. А главное … — любую цифру путём самых разных (как простых, так и очень сложных математических) пересчетов можно свести к трём. Совершенно нехорошим и неприятным цифрам. Это касается не только размеров храма, но и целой системы разных построек вокруг него (часовен, ворот, искусственно насыпанных холмов).

Да ещё эти знаки кругом. Спаренные треугольники=гексаграммы (звезды Давида), пирамиды, увенчанные шарами, угольники. В путеводителе сразу обращает на себя внимание странная фраза: «собор в стиле неоготики, присутствуют мавританские формы». Какие ещё мавританские формы на русском православном храме??
Что-то всё это смутно напоминает…
Масоны? Да.
Не стоит возмущенно закатывать глаза: «Какие-такие ещё тут в Можайске масоны». Да такие, обычные масоны. Толстого «Войну и мир» читали, ну, вспоминайте, куда там вступал Пьер Безухов? – перечитайте. Доллар давно в руках держали? – приглядитесь. В Ярославле были (я про него уже писала) ? – съездите.
Не буду вдаваться в подробности, тем более что я профан, знаю только поверхность. Мне, к примеру, импонирует одна масонская идея: «работа имеет смысл только тогда, когда она превращается в творческий духовный процесс», но это снова же поверхность, а что там дальше?
Немного истории.
Предположительно первые масоны – рыцари-храмовники из Ордена Тамплиеров. Первые магистры и они же основатели ордена графы Гуго де Пейн и Робер де Краон. Последний магистр – Жак де Моле, который после 7ми летнего заточения и пыток в возрасте 70 лет был сожжён на костре (1314 год). И не отрёкся от своих убеждений. Сгорая, он призвал в этот же год встретиться на небе своих врагов – короля Филиппа Красивого, папу Климента V и судью Гийома Ногаре. И это действительно произошло в этот же год. В братство принимаются только мужчины. Исключение составляла только Жанна Д’Арк. Тамплиеры имели как «светлый», так и «тёмный» орден. Но, и «светлые тамплиеры», поклонялись таким силам, которые христианская церковь отнюдь не приветствует. Круговая порука. Тайные обряды. Мощнейшие символика и традиции. Сакральная фетишизация цифр или система тайных цифровых намёков или масонская числовая мистика. Любое действие вольных каменщиков – обязательно сопровождается сложной обрядностью.
17-18 век – пик увлечения русского дворянства масонством, масонскими тайнами и обрядами. За ещё примерами далеко ходить не надо – Москва, усадьба Царицыно; почти любой дворец, принадлежавший Голицыным; почти всё, что построили архитекторы В.Баженов и М.Казаков и тд. и тп., и многое-многое другое.
Возведению собора предшествовали сложные астрономические и геодезические работы. Новоникольский собор – это «сплав математики, архитектуры и мистики». При строительстве этого собора неизвестный архитектор храма «проявил неистощимую изобретательность», задействовав все важные и нужные сакральные числа (а они в основном связаны с датами жизни Великого магистра Ордена Тамплиеров Жака де Моле) и символы (связаны с масонскими мировоззрениями: наличие и определённое количество ступеней, сохранённые и замурованные арки-ворота старого собора, знаки). Также не секрет, что под собором была целая система подземных ходов (сейчас залиты бетоном). По ночам активно проходили службы на латинском языке. И напрашивается вывод, что Новоникольский собор в Можайске есть ни что иное, как можайский памятник Жаку де Моле, приуроченный к 500-летию его кончины.
Искусствоведы до сих пор спорят о происхождении фигуры с мечом в правой руке и «градом» в левой. И не боятся высказывать предположения, что это может быть фигура как католического епископа, так возможно и крестоносца. Поскольку не заметить меч (рыцарский атрибут) и 8-угольный храм (тамплиерский атрибут, храм Господень) в руках святого Николая невозможно.

  • В этом соборе никогда не молились русские императоры – Александр I и его брат Николай I (официально запретившие масонство в России), когда они останавливались в Можайске.
  • Икона Николая Можайского единственная из всех чудотворных икон не была вынесена к русским войскам накануне Бородинского сражения (а Можайск всего в 12км от Бородино!).
  • Русская интеллигенция, которая охотно посещала святые места и чудотворные иконы, избегала Можайск и эту церковь. Лев Толстой перед написанием батальных сцен Бородинской битвы посетил Можайск, ночевал здесь, но в этот храм не зашёл, хотя ездил к другим иконам и не раз.

И важное – судя по количеству тех самых трех цифр, которые сплошь и рядом «зашиты» в размеры храма, строил его отнюдь не «светлый тамплиер-масон»-архитектор.
Что же говорят православные батюшки на все эти «домыслы»? – «Уймитесь, — говорят – люди. – Да, действительно, храм был построен в пиковое время увлечения русским дворянством масонскими идеями. Да, действительно, в храме присутствует символика, которая может быть истолкована как масонская. Но, эти символы сами по себе настолько древние, что используются разными концессиями и толкуются ими по разному. А самое главное — сама молитва, совершение божественных таинств, освящают место, или другими словами — нейтрализует вредное воздействие».
*некоторые фото для поста взяты из интернета
Рассказ Можайск — Загадки тамплиеров и Монастырь на Лугу. Бородино, Верея — Места Русской Славы
Загадки русских городов:
Масонский Ярославль
Загадки Коломны. Хранители Либереи и Пояс Власти
Посты по тэгу *Подmoskovie:
Успенский собор на Городке в Звенигороде и древнее городище
Аносина Пустынь (Борисоглебский Аносин женский монастырь)
Звени-город. Саввино-Сторожевский монастырь
Подмосковный Нотр-Дам — Церковь Знамения в Дубровицах /Подвесной мост в Лемешево
Вознесенская Давидова Пустынь
Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз
Захарово — Душа наша, Пушкин
Таруса. Достопримечательности и музей Марины Цветаевой
Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб
Коломенский Кремль. Маринкина башня
Зарайский рай. Компактный путеводитель по городу
Мелихово – Аромат Чехова
Вознесенская Давыдова Пустынь
Тёмная история Боровска. Боярыня Морозова
Глобус Боровска
Бородино (Московская область, Можайский район)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *