Можно ли к Матроне идти в брюках?

О матушке Матроне Московской, слепой женщине ,которая умела лечить людей и предвидеть некоторые события ,которую канонизировала церковь , и произвела в святые ,и мощи и икона которой якобы творит чудеса -это я слышала давно . И всегда отзывались о Матроне очень уважительно , якобы она помогает всем людям,кто обращается к ней с любой просьбой-о здоровье,об удаче в делах , о семейных проблемах…
И вот , в разговоре о том,что я буду проездом через Москву , меня попросили купить кое-что ,если вдруг я окажусь неподалеку от этого места… В принципе, мне самой стало очень любопытно ,и я решила выкроить время специально заехать туда. Это место паломничества , люди туда ездят специально , наш собор тоже устраивает паломнические поездки в монастырь к мощам св.Матроны,среди прочих поездок.
Я начала искать инфу в сети. Меня умилило количество сайтов,посвященных Матроне . Описания всяческих чудес ,и вполне доступный сервис- электронный адресочек,по которому можно послать записочку с просьбой Матроне ,и ехать никуда не надо ,и не надо стоять в длиннющих очередях ,которыми пугают все,кто рассказывал о посещении Покровского монастыря …Но вот этому сайту помочь пожертвованиями,ибо он,этот сайт,создан на общественных началах -надо.А вона!!!Бизнес.А вы думали?????Молоцца ,на святом имени бабло делают.
В общем -то ,и дураку понятно , что смысл может быть только в реальном посещении.
Сайт Покровского ставропигиального женского монастыря , где и хранятся мощи св.Матроны. Я не буду подробно пересказывать то,что написано и в Википедии , и на этом сайте , о жизни Матроны. Родилась она последним ребенком в бедной семье,слепая от рождения,причем вроде у нее не было глаз вообще.Мать хотела девочку отдать в приют,но вроде вещий сон в виде белого голубя поведал матери о необычной судьбе ее дочери.
Предсказывать Матрона начала лет с 8 -видимо,отсутствие зрения способствовало развитию духовного зрения,так называемого третьего глаза.Это вполне объяснимо-почти всегда у слепых людей развиваются остальные чувства-слух,обоняние , тактильные ощущения.Компенсация отсутствия зрения. А третий глаз ,с помощью которого мы можем выйти в информационное поле Земли , есть у всех,но мы просто не умеем им пользоваться.У меня когда-то было , думая о важном для меня результате , я увидела прямо где-то перед собой , перед глазами ,но как-то в области лба , цифру 48 .А потом результат оказался 47, 8 . Я больше не испытывала такого , хотя некоторая интуиция у меня иногда случается…И еще,абсолютно неожиданно для меня самой,у меня было несколько странных снов,которые потом сбывались в реальности… Хотя об этом позже.
Итак. Матрона начала принимать людей, которые шли к ней за советом,потом и лечить их стала , словом,молитвой ,и после того,как в 17 лет у нее отнялись ноги ,и после того,как она поехала в Москву со своей подругой .И так всю жизнь.
Матрона говорила :»Каждому по вере его и воздастся» . В общем- то ,это как раз то,к чему я пришла после того,как прочитала рассказы паломников в сети, а после посещения монастыря окончательно уверилась в этом.
Людей сейчас к Матроне идет очень много. Якобы она сама предсказала,что ее могилку забудут,а потом начнут приходит люди за помощью к ней,и пусть к ней обращаются как к живой,и она каждого увидит и поможет. «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам». А еще матушка говорила, что все, кто доверит себя и жизнь свою ее ходатайству ко Господу, спасутся. «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».
Так и случилось. Матрона умерла в 1952 , за три дня предсказав свою смерть ,ее похоронили на Даниловском кладбище.А через 30 лет на могилу пошли люди , в надежде на чудо .
В 1998 г. Русская Церковь обрела мощи блаженной Матроны,которые были перенесены в Покровский женский монастырь , который тоже начал не так давно возрождаться.И канонизировала ее,то есть признала святой.
В переводе на обычный человеческий язык, эксгумировали останки этой необычной женщины , и перенесли в женский монастырь для привлечения посетителей , потому что сам Покровский ставропигиальный женский монастырь имеет длинную историю , и развития,и разрушения при советской власти. И-нынешнего недавнего возрождения ,а для этого и нужна приманка ,каковая и была сделана в виде мощей блаженной Матроны.
И все же Русская церковь очень лицемерна. Захоронение умерших — это обязательно и по-христиански, и захоронить то,что осталось от тела Ленина , просто крайне необходимо ,и как можно быстрее.
Но держать других умерших , служивших самой церкви, даже не всегда канонизируя их — это нормально . Меня неприятно поразили пещеры захоронений в Киево-Печерской Лавре.Брррр.Лежат мумии в богатых саванах , и даже руки открыты на показ ,руки мумий ,черные и сморщенные .Неужели от созерцания останков людей, даже живших святой жизнью,прибавится уважения к их памяти у нас ,простых людей, как религиозных ,так и неверующих ?
А еще меня добивает манера церкви развозить по миру кусочки скелета или что там осталось от монахов и прочих святых людей , для того,чтобы верующие смогли приложиться к ящичку с положенным туда каким-будь пальцем ,а вернее,косточкой от пальца.
Но РПЦ установила такие правила игры , и приходится с ними смириться и принимать , потому что православие -это часть культуры моего народа ,и религия для меня именно это и обозначает. В конечном итоге, православие учит людей хорошему…
От станции метро Таганская или от Крестьянской заставы до самого монастыря идти на самом деле недолго . От Кр.Заставы выход и направо ,идти минут 6-10.Но от Таганской(кольцевая все же)идет больше народу , идти дольше,минут 10-15, зато не заплутаете . Сразу купите цветы,лучше белые розы ,говорят , Матрона их любила , хотя вроде ж она не видела цвета? Ну,неважно , в окрестностях монастыря много цветочных магазинов,и возле метро и на улице бабули продают розы,которые покупают тут же,в оптовом магазине цветов . И удивительно ,что недорого-розы от 40 рублей!!!! Для чего нужны розы , я сама долго не могла понять , даже уже стоя в очереди ,мне никто не мог внятно объяснить, но потом я это поняла ,и расскажу дальше…
На пересечении Таганской и Абельмановской улиц ,на площади, стоит монастырский комплекс ,окруженный стеной красного кирпича . Мимо пройти невозможно .
Вход через металлоискатели и через охрану ,что ,конечно , радует …При входе на территорию монастыря необходимо женщинам покрыть голову( я специально брала шарфик) , и нельзя,в общем-то , женщинам в брюках, надо уважать монахинь,живущих там. Я понадеялась ,что там ,как везде,выдают напрокат какие-нибудь полотна в виде запахивающихся юбок, но увы. И поэтому много женщин было в брюках , но на это служительницы монастыря ,и охрана,которой на территории много , взирали спокойно.
Мне не встретилось внятного описания в инете , куда и зачем идти и где стоять . Поэтому я несколько растерялась сначала на самой территории монастыря, увидев две огромные очереди в разные места.
Первый храм ,с закругленными углами — это Покрова Пресвятой Богородицы ,там и есть икона св.Матроны(на правой стене собора от входа на территорию ).
Я была там после Троицы ,и икона сама ,вышитая бисером ,украшенная жемчугом, и внутри храмы были украшены березками в кадушках. Красотища! Как в березовой рощице…
Здесь самая длинная очередь . Записочки,на которых пишутся пожелания и просьбы , кидаются в ящик рядом
с иконой,С другой стороны стоит урна для пожертвований. Нужно произнести свою просьбу перед иконой быстро и четко , шепотом можно ,или про себя . Подходят по одному , и никто не торопит , как у раки с мощами Матроны, поэтому некоторые не спешат и стоят подле иконы.Хотя больше минуты ,наверное,никто не задерживался.Но все равно именно поэтому очередь движется очень медленно , я стояла 3,5 часа ,но вообще говорят,меньше 4 часов редко ,а в выходные дни и того больше.
Если обойти слева первый храм, далее стоит собор Воскресения Словущего
Там начинается другая очередь ,непосредственно к раке с мощами св. Матроны . Эта очередь движется быстро ,я стояла менее часа .Одной приходилось несладко ,занимая две очереди.Два раза я теряла своих соседей ,пришлось заново занимать. Поэтому пришлось усиленно налаживать контакт с соседями в обеих очередях ,ибо:1.Чтобы и меня запомнили, и я запомнила, чтобы потом меня пустили-таки в очередь после того,как постою в другой очереди. 2 .Конечно,стоять скучно . И надо узнать все же,что да как нужно делать ,потому что даже люди ,приходящие сюда не в первый раз ,не все могут объяснить .
Итак.
Цветы( преимущественно белые розы,хотя я видела и лилии,и гвоздики) нужны именно при подходе к мощам.Они отдаются служительнице возле самой раки, уже в церкви, которая ломает головки цветков сразу же , складывает сами цветки и они освящаются над мощами(как я поняла,их прикладывают или проносят над останками.)
Самим посетителям надо по очереди подойти к раке ,которая расположена под балдахином , перекреститься и ,поцеловав в окошечко из стекла ,( приложиться губами как это принято,хотя меня этот наш обычай передергивает) ,очень быстро произнести свое желание. Охранник поторапливает просящих ,если кто-то задерживается ,поэтому эта очередь движется намного быстрее.
Это уже самый подход к мощам, саму раку не видно , но она сразу за стеной слева . Там тоже березки стояли …
Внутри раки мощи завернуты в черное покрывало ,все равно ничего не видно , и окошечко периодически протирается,потому что рядом постоянно служительницы.(Кстати, я не видела ,чтобы протирали икону св.Матроны,к которой идет другая очередь , поэтому я не стала к ней прикладываться губами…Просто рядом встала..)
После того, как паломник приложился к мощам , на выходе он может взять освященные цветы. Как мне пояснили,можно заваривать из них чай(типа лечебный),а можно хранить как источник благости в доме.Что я и собираюсь сделать.
Так что цветы не несут к метро продавать заново,а вполне по назначение используют ,отдавая людям.Причем надо ,чтобы количество отдаваемых цветов было равно желающим получить освященные цветы.Вот такой круговорот цветов ,когда мне достался цветок ,купленный кем-то, а моя роза будет талисманом для другого человек,который ,в свою очередь , принес свои цветы для третьего .Мне досталась гвоздичка и белая розочка ,хотя я сама купила одну розу,заскочив в первый попавшийся магазин цветов ,где они были дороговаты, ибо мне,одной,некогда было разгуливать по другим цветочным магазинам,чтобы не упустить очередь.
Я и так между делом сбегала в магазин на территории монастыря,Там товары для церкви ,для обрядов и прочее, все освященное , хотя меня поразило обилие золота и серебра,как в ювелирном магазине.Но там лишь кресты и образки . Разнообразие цен и размеров -золотые от 12 тыс до 1,5-2000 ,серебро дешевле,тонкие крестики для деток, для крещения ,от 100 с небольшим рублей. Я сама купила недорогой ,легкий образок с ликом Матроны из серебра.
Когда я спросила про колечки ,с надписью «спаси и сохрани», которые часто покупают в этом монастыре и носят на пальце , как талисман (именно об этом меня просили), монахиня с таким выражением сказала ,что их нет в продаже ,что я поняла,не все так просто с этим. Я побродила по магазинчику , купила по мелочи ,ладанку , еще кое-что ,даже присмотрела себе именную ложку , с именем моей святой,что меня очень удивило,выбор имен там был мал, а моя святая имени редкого ,она вообще одна в святцах(причем ,как это ни удивительно,день св.Ангелины приходится как раз на мой др.).А потом все же подошла к другой монахине за прилавком,и все же добилась от нее рассказа,что кто-то начал жаловаться ,что колечки -это украшение ,а не церковная принадлежность , поэтому их прекратили продавать.навсегда ли , пока неизвестно …Конкуренты с другого монастыря постарались,что ли?
Если рассудить,оно так и есть. В принципе,весь товар в этом магазине специфический.Даже платки и шарфики , узорчатые и воздушные,на которые у меня так приклеился взгляд.И недорогие ,около 300 руб ,и прелестные ,ажурные,красивые ,но уж больно церковные.На улицу такой не оденешь ,я видела подобные шарфики на женщинах именно в храмах , на службах . Я иногда хожу на службы в наш собор,но делаю это не часто,потому что не по религиозным убеждениям , а как для некоей психологической разгрузки , все таки в церквях очень своеобразная аура ( А как наш хор поет!!!!!Улет полнейший…). Так что этот прелестный шарфик будет у меня валяться без дела , поэтому и не купила..
Да,забавный разговор я услышала в магазине.Парень покупал какой-то образок , и выразился ,что хочет приобрести себе оберег. Возмуущению монахини за прилавком не было предела:»Это в язычестве обереги!!!У православных нет такого понятия!!!Мы носим крестики или образки на теле!!» Парень быстренько поправил себя,согласно покивав головой:»мол,во ляпнул-то,и как угораздило?»..
А я ухмыльнулась ,стоя рядом ,правда ,умудрилась смолчать-а крестики и образки,которые мы носим на шее,и которые должны быть обязательно освящены в церкви,как это назвать иначе,как не оберег? Который должен нас защищать от воздействия злых сил …И это хороший обычай,я думаю .
Мало того , в продаже были ладанки разных видов и размеров ,одеваемых на шею ,с различными начинками : с якобы кусочками гроба Матрены(это в каком же гробу ее должны были похоронить,ибо таких ладанок тьма -тьмущая даже в наличии ,а сколь ж их продано ,и сколько еще продастся !!!)Есть с зашитыми кусочками ладана,очень пахучего.Есть навроде коробочек ,куда насыпан песок или земля со священных мест Израиля , еще откуда-то..Ну,хотелось бы верить ,что это на самом деле привезено оттуда ,уж если в церкви не верить написанному,чему тогда верить?
… А после того,как я успела побывать и у мощей святой, и у иконы , (надо помнить , что посещения святынь до 8 вечера , и вполне можно не успеть,если придти после обеда , а я туда пришла часу в четвертом ) ,я прогулялась по территории монастыря.Место на самом деле очень уютное,газоны ухоженные,все в цветах ,статуи ,какие-то прелестные местечки , детская площадка , и ощущаешь себя умиротворенно , это такой необычный островок среди шумной гудящей Москвы ,и даже воздух там не очень вроде загрязнен,все же там много зелени..Очень приятно там погулять.
Я не фотографировала ,на территории монастыря это запрещено , но в сети можно найти фотки ,некоторые я здесь размещу , хотя не все мне удалось найти,что я видела раньше.
фонтанчик прелестный
Потом я зашла в трапезную . Там ,конечно ,тихий ужас, какие -то жуткого вида блюда в мизерных порциях ,на пластмассовой тарелке ,обтянутые пленкой(которые где-то на комбинате каком-то готовятся ,а потом привозят их сюда ,только разогреть).Оно не так и дешево ,там даже пирожки,хоть и большие , по 30 руб . Но уж лучше пирожок,чем такое нечто ,называемое «сосиски с пюре»или «бифштекс с …чем-то » от 60 до 100 с лишним руб.
Вообще-то странно,там народа очень много ,многие приезжают из других городов , так подолгу стоят , а покушать толком нечего .Вот в Храме Христа -Спасителя есть своя столовая ,тоже трапезная ,готовят там как в самой паршивой столовой, но все же макароны ,хоть и слипшиеся ,но свежесваренные , и нам,закаленным в советских столовых , привычные( в прошлом году мы с друзьями зашли покушать в ту трапезную ,относительно недорогое заведение по московским меркам.Мы,старшее поколение , умяли свои порции ,а младое ,поморщившись ,отодвинуло тарелку и слабым,но твердым голосом заявило ,что не хочет есть.Пришлось при выходе кормить «не голодного» ребенка фаст-фудом из палаток)…
На территории монастыря источник с освященной водой ,можно купить пластмассовый бутылек ,и набрать с собой этой воды. Я набрала в свою маленькую бутылочку ,потому что мне далеко ее пришлось возить.Но-довезла-таки домой ,окольными путями. Кстати,то,что молитва ,и просто доброе хорошее слово восстанавливает молекулярную структуру воды ,делает ее правильной ,это доказанный учеными факт ,известный. А уж вода с такого места, где молятся не только монахини,а и тысячи людей каждый день , наверняка не простая …
При выходе на стенде расположен ,среди прочей информации , плакат с заповедями Матроны.(кто хочет прочитать,откройте изображение ,щелкнув правой мышкой,и увеличьте (Ctrl + ),вполне читаемо):
А ночью ,в поезде , мне приснился сон,странный,но..слишком уж в тему моего посещения монастыря и мощей Матроны. Абсолютно в тему,более чем… Хотя сама Матрона в этих самых заповедях призывала не верить снам…
Ну,сны -это долгая и отдельная тема. Я свои провидческие сны не воспринимала , считала их за плод бредовой моей фантазии,пока они не начинали (некоторые)сбываться как напрямую,так и с какими -то метафорами.Вот и не верь снам.Хотя ,было,мне снились такие сны,очень бы мне хотелось,чтобы они что-то означали ,но..слишком это маловероятно.
А сон,который мне приснился после посещения монастыря — он вполне мог быть просто результатом,обобщением впечатлений. Ведь я и не сомневаюсь,что Матрона помогает многим.А точнее-они сами себе помогают.Своей верой в помощь святой. И именно это,видимо,и имела в виду Матрона,говоря,что всем поможет,но имея в виду,что придут к ней люди с верой и надеждой..Эффект плацебо-когда мел принимают вместо таблетки и выздоравливают,уверенные в целебных свойствах таблеток.
Так и здесь.Неудачи не афишируются,а просьбы,которые сбылись, становятся радостным известием,которым делятся со всеми. Что-то приукрашивается,но неважно.Пусть и так ,но все равно человеку есть на кого понадеяться ,пусть даже он не подозревает ,что своей верой в помощь Матроны помогает себе сам.
Хотя в жизни достаточно много необъяснимого.И чаще,увы -плохого . Болезни,возникающие неизвестно из-за чего , недоразумения с близкими ранее людьми ,вроде непонятно почему возникающими.И если второе мы можем сами преодолеть , пусть даже веря ,что это матушка Матрона вмешалась и мирит вас , то болезни одной верой не вылечить..
Хотя есть и такие заболевания,когда сами врачи советуют надеяться на Бога.Или еще на кого-то. И-иногда чудо случается…
Вот я и вам всем желаю чуда в вашей жизни…
А особенно-себе хотелось бы…Но вот в это я как раз и не верю…
PS . Кстати ,письма Матрене пишут ,адресуя их в монастырь . http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=149 Монахиня эти письма складывает в специальный ящик возле раки с мощами ,и вроде как Матрона может эти просьбы услышать . Ну,не знаю…Сколько же людей проходит мимо Матроны каждый день ,и у каждого настолько разные ,до дебилизма ,просьбы бывают ,что как это все услышать? А тут еще подкладывают письма.Все же,я думаю, нужно туда ехать.Тем,кто верит.Да и тем,кто не верит,как я ,тоже.
А вот службы,оказывается,вполне можно заказать письменно.http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=150 .Мне кажется, это нормально .Я в монастырском соборе заказала молебен Молебен водосвятный (освящение воды) (о здравии) , вписывала в листочек имена родных и знакомых .Лишним никому не будет,если монахиня прочитает в намоленном месте в своей молитве имя этого человека.Правда,только православные имена читают ,вот загвоздка. Мне из моего списка пришлось несколько имен вычеркнуть …
PPS, кое-что добавила в текст , забыла указать сразу .

>Путешествие к храму

Как правильно перекреститься? Как войти в храм? Как себя в нём вести? Зачем нужны свечи и иконы? На все эти вопросы Вы найдёте ответ в данной статье!

Как приготовиться к посещению храма

«Если понять, что содержание храма — это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…

Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь. И поэтому человек кладет на себя крест: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Внешний вида пришедшего в храм должен соответствовать и времени, и месту. Главное в одежде — чтобы она не смущала никого и не привлекала к себе пристального внимания. Мужчины должны быть без головного убора, а женщины с покрытой головой (в сельском или провинциальном храме лучше быть в платке, в большом городском приходе допустимы и шляпки, шапочки, но ни в коем случае не экстравагантные). Недопустимы шорты, очень нежелательна спортивная одежда у мужчин (вы же не придете в такой на официальный прием и или на работу в офис — почему же допускать это в доме Божием?). Женщинам надо надеть юбку или платье, причем по возможности ниже колен и без вызывающих разрезов, благодаря этому вы будете себя чувствовать свободнее и избежите нареканий со стороны, лучше впишетесь в среду. Это довод для начала, а позже придет ощущение органичности такой одежды и ее красоты.

Приходя в храм, женщины должны свести к минимуму декоративную косметику, а губную помаду вообще не использовать — иначе вам просто нельзя будет приложиться к иконам, на которых помада оставляет следы, катастрофически разрушающие красочный слой. Возможность поцеловать икону или иную святыню — это ведь тоже свобода для вас.

«Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает. Это отмечали многие святые отцы. К тому же ваш неприличный внешний вид может вызвать нарекание и соблазн со стороны окружающих. А вам известно, что «горе тому человеку, от которого приходит соблазн». Есть вещи, которые подчас не стоит доказывать, как не стоит доказывать в математике аксиому. Впрочем, если вы просто не хотите принимать эту аксиому, убедить в ее истинности вряд ли представляется возможным. И тогда человек будет продолжать убеждать себя в том, что в храме можно быть и голым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

Как правильно перекреститься

Еще на подходе к храму принято налагать на себя крестное знамение — креститься.

Крестное знамение — наше свидетельство о распятии Христовом; оно во всех обстоятельствах жизни употреблялось еще первыми христианами. Этот священный и страшный знак исполнен великой силы, и употреблять его следует четко, внимательно, без малейшей небрежности.

Три первых пальца правой руки (большой, указательный и средний) складывают вместе, в знак нашей веры в Единую и Нераздельную Пресвятую Троицу. Безымянный палец и мизинец пригибают к ладони, что знаменует два естества Господа Иисуса Христа (что он есть истинный Бог и ис­тинный Человек).

Теперь тремя сложенными пальцами со словами «Во имя Отца…» мы прикасаемся ко лбу, в знак освящения ума, затем, со словами «…и Сына…» — к низу груди (и даже чуть ниже груди, к области пупка, чтобы начертанный на теле крест получился пропорциональным, а не «перевернутым») в знак освящения сердца, затем, со словами «…и Святаго Духа!» — к правому и левому плечу, в знак освящения дел рук наших и всех телесных сил. Наконец, опустив руку и поклонившись, говорим: «Аминь».

Налагать на себя крестное знамение следует так, чтобы чувствовать прикосновение собственной руки (а не «крестить воздух»), а поклон полагать лишь после того, как прикоснулись к правому и левому плечу (не «ломая крест» до того, как он начертан). Опустив руку, совершаем поясной поклон, потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду. Мы крестимся, вставая в постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестимся сами и осеняем крестным знамением пищу. Крест Христов освящает собой всё и вся, и поэтому изображение его верующим на себе спасительно и душеполезно.

«Крестное знамение надо совершать сознательно, с благоговением. Это не просто пустой привет, который ты отдаешь Богу, это исповедание твоей веры. Если бы немой человек оказался перед опасностью смерти от гонителя и ничего не умел сказать о своей вере, он мог бы поднять руку над головой, показывая крест: вот во что он верит. Поэтому класть на себя крест надо благоговейно, сознательно: я действительно верю и прошу Бога освятить и ум, и нутро мое, и Свою крепость дать моей немощи. Одновременно я верю в Его помощь и как бы держу знамя Его войска, открыто заявляю, что я Христов, что я верующий.

Перекрестившись, мы кланяемся. Мы все знаем, что значит поклониться: склонить голову или стать перед кем-нибудь на колени и до земли поклониться. Когда мы просим у кого-нибудь прощения от всего сердца, когда мы не можем слов найти, когда разрывается душа о том, что — ох, как бы я хотел выразить до конца свою скорбь о том, что я человека унизил, оскорбил! — мы становимся перед человеком на колени и кланяемся ему земно. И так мы кланяемся перед Богом; и не обязательно только прося прощения: мы как бы повергаемся ниц, падаем на колени перед Его величием… Этот поклон до земли — не раболепное движение, это движение предельной любви, предельного преклонения перед Кем-то, Кто так велик, так свят, так любим, так дивен и прекрасен». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Как войти в храм

Спас Вседержитель – монастырь св. вмц. Екатерины, Синай

Перед входом в Храм находится икона Иисуса Христа, которая говорит о том, что место это — свято. Оно, — по слову Господа нашего Иисуса Христа, — есть дом молитвы. Поклонившись перед ней и, не спеша, трижды осенив себя крестным знамением, человек входит внутрь храма и попадает в область, в которой живет и действует Живой Бог. Здесь нужно повторить то же самое, то есть трижды осенить себя крестным знамением со словами: «Боже, милостив буди мне грешному» (по возможности чувствуя и понимая произносимые про себя слова). Затем, не нарушая глубокой тишины, мы проходим к иконе, которая находится посередине храма (это либо икона Христа, либо икона празднуемого события). Подойдя к иконе, и снова трижды перекрестившись, ее целуют. Но для многих людей, особенно вновь пришедших, эти действия непривычны и потому неестественны. При отсутствии живого чувства внешние знаки почтения иконе могут быть отложены на более поздний срок.

«В храм человек входит через притвор. Притвор — это не только дверь, но и небольшое пространство между ней и самым храмом. Теперь это место стало проходным; но в древности притвор играл громадную роль. В притворе стояли те люди, которые еще не были крещены (их называли оглаше/нными), и те, кто был исключен из церковного общения: кому нельзя было причащаться, потому что они нарушили какие-то основные правила христианской жизни…

Я употребил слово оглашенные. Оглашенные — это люди, которые услышали проповедь, услышали о Христе, до которых дошла эта весть, дошел голос (откуда и слово “оглашенные”) и которые зажглись интересом или верой. В этом отношении притвор тем архитектурно интересен, что он закрыт в сторону церкви и открыт в сторону улицы, то есть он открыт всему миру. Все, кто только услышат о Христе, все, у кого дрогнет сердце, у кого вдруг появится живой интерес, могут туда прийти; но там они должны были бы оставаться. Теперь мы этого не делаем, но в древности это соблюдалось строго. В храм вступали не через дверь, а через крещение, и пока человек не был крещен, он оставался в притворе. Но для того, чтобы люди могли молиться, часть службы совершалась при открытых дверях, так что стоявшие в притворе могли слышать ту часть богослужения, которая была поучением.

На стенах притвора часто изображались сцены Страшного суда, суда Божия над грешной душой; притвор был местом, где человек стоял перед судом своей совести. Чтобы сказать: Да, я каюсь во всем, в чем я недостоин и себя, и ближнего, и надежды, которую люди на меня возложили, и той красоты, которую Бог создал во мне, и Самого Бога; люди стояли и осознавали это. И когда их покаяние созревало, когда они были готовы, они могли вступить в храм через крещение.

Но в притворе стояли и те, кто после крещения нарушил какую-либо основную христианскую заповедь. Отлучались от Церкви, в сущности, люди, которые нарушили абсолютным образом закон любви. А именно: человеку, отрекшемуся от Бога и от Христа публично, не было уже места среди тех людей, которые жили Христом и верой. Человек, который убил своего ближнего, то есть проявил предельную нелюбовь, отсутствие всякого сострадания и любви — должен был выйти из храма. И, наконец, люди, которые совершили прелюбодеяние, то есть вторглись в чужую любовь, разбили существующую любовь, уничтожили эту святыню — тоже лишались места в Царстве, где господствует только любовь. Вот они оставались в притворе до момента, когда время их покаяния пройдет, когда они будут обновлены этим покаянием.

Поэтому притвор широко открыт на улицу. Оттуда, из мира может прийти всякий, кого коснется сознание своего недостоинства, кто услышит голос Божией любви. Раньше люди стояли в притворе, ожидая, что откроются врата самого храма и они вступят в область, которая является домом Божиим, уделом Божиим. В этом заключается смысл притвора, который, к сожалению, сейчас представляет собой только проходное пространство.

Говоря о том, что сейчас притвор не играет той богослужебной, литургической, молитвенной роли, которую он играл вначале, я употребил слово “к сожалению”. Неужели нам, верующим, жалко, что люди, только-только коснувшиеся края ризы Христовой, имеют возможность стоять в храме и присутствовать на всем богослужении? Конечно, нет; это и не зависть, и не чувство какого-то своего превосходства. Дело в том, что постепенное духовное вырастание начиналось именно слышанием слова Божия, от которого разгоралось сердце, светлел ум, которое двигало волю на то, чтобы переменить всю свою жизнь, сделать ее достойной своего собственного человеческого величия, достойной своего ближнего. И человек, переживший это, приходил и знал, что ему надо еще что-то пережить, что он не может просто перейти из состояния одичания в приемлемое состояние. Человек знал, что надо пройти через кризис, пережить нечто почти трагичное, — потому что когда стоишь перед судом своей совести всерьез, то страшнее ничего нет. Суд человеческий, даже гражданский суд, даже полевой суд не может быть таким страшным, как суд совести, когда человек стоит перед своей совестью и вдруг сознает, что он недостоин, что он не имеет права называть себя человеком, а не то что христианином.

И то, что сейчас можно пройти с улицы в храм просто, почти что из любопытства, лишает людей этой постепенности и сознания, что духовное вырастание дается подвигом. Подвигом человек движется вперед. Когда человек должен был стоять в притворе перед судом совести, зная, что он еще не готов, — не то что не достоин, но не готов войти в область Божию, — ему приходилось день за днем, воскресенье за воскресеньем произносить над собой новый и новый суд. То есть все глубже и глубже он уходил в свою душу и все больше и больше сознавал то, чего сначала не сознавал в себе, но что постепенно ему открывалось этим стоянием перед закрытой дверью. Так же бывает, что мы осознаем свою вину перед человеком только в том случае, если он нам скажет: нет, ты не имеешь права называться моим другом. Предатель, человек, который меня предал в момент моей крайней нужды, не может быть моим другом; ты должен мне сначала доказать, что ты снова стал верным другом… — Вот почему, мне кажется, так важен был этот момент: стояние вне, перед закрытой дверью.

В Евангелии нам сказано: стучись в дверь, стучись, стучись — она тебе откроется. И действительно, люди стучались — не кулаками, конечно, а молитвой, покаянием, тоской по обновлению. И в это же время (разумеется, не во время богослужения, а в этот же период) их обучали, их учили тому, что значит быть христианином. Причем тогда больше, может быть, чем теперь, настаивали на том, что быть христианином значит не только верить в Бога, верить во Христа как своего Спасителя, Сына Божия, но и знать: если я поверил Христу, то вся моя жизнь должна перемениться. Моя естественная жизнь кончится в момент, когда меня будут крестить; моя животная жизнь, моя жизнь просто человеческая придет к концу; начнется другое измерение. Люди говорили: жить во Христе, или: Христос живет во мне. Это значило, что в каком-то отношении человек чувствовал: прошлая жизнь кончилась, началась новая жизнь, которая уже принадлежит и времени, и вечности, потому что вечность — Бог — вошла в мою жизнь…

…В течение целой недели мы, может быть, не жили достойно себя. И вот когда в воскресный день мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и, как мытарь, сказать: Господи, будь милостив мне, грешному! Я пришел в место, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь меня научить Своим словом, очистить Своим действием, изменить, обновить до конца… вот с чем мы должны входить в храм — все, не только те, которые крещением в него входят, но и те, кто вступает в него каждое воскресенье или даже каждую службу. Даже священник должен приходить, останавливаться и говорить: Господи, будь милостив мне, грешному! Я вхожу в область, которая словно огнем горит; как бы мне не сгореть! Я буду произносить слова такие святые, что они могут обжечь мои уста, зажечь мою душу — или испепелить ее, если я их произношу недостойно, с ложью и лицемерием, с отсутствием правдивости… Я встречу Христа в этом храме: подойду к иконе, поцелую эту икону, — как я ее поцелую? как Иуда поцеловал Христа, когда хотел Его предать? или как ребенок целует мать? или как в благоговении мы целуем руку человека, которого уважаем больше всех на свете?..

Вот в какую область мы входим; вот с каким чувством, с каким трепетом, внутренним страхом мы должны вступать в храм». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Пространство храма

Престол в алтаре

Весь храм построен вокруг Престола, находящегося за Царскими вратами. Пространство, открывающееся за этими вратами, когда они распахнуты — это Горний мир, Царство Небесное. В храм вы приходите прежде всего как в дом Бога Живого, и Ему, и через святых Его в том числе, молитесь и о здравии, и о упокоении. И Он — не далеко, а здесь, Он только ждет Вашего движения к Нему, Вашего сердца.

«Мы увидим (может быть, с удивлением), что храм разделен на две области, на две части. В одной части стоит весь народ, а где-то впереди — преграда, за которую народ не входит. За преградой — алтарь. Что же это значит? Это значит, что мы все — на пути ко спасению, но еще не достигли той полноты, которая является Царством Божиим. Как бы в глаза бросается то, что Бог пришел в мир, что мы стоим там, куда пришел Христос, что в эту область сошел Святой Дух, что Бог нас любит,— но что есть область, в которой Он живет полнотой Своей жизни, и куда мы устремлены, но до которой мы еще не дошли.

Церковь иногда сравнивают с кораблем и самую центральную часть храма даже называют кораблем. Этот образ взят из Ветхого Завета. Некоторые из вас помнят, что в Ветхом Завете рассказывается о потопе и о том, как малая часть человечества, еще сохранившая в себе подлинные человеческие черты, была спасена вместе с животными в ковчеге. Вот этот образ небольшого числа людей, которые спаслись, потому что остались вместе во имя Божие и в единстве своего человечества, перенесен и на Церковь… Храм — это малая область, посвященная Богу, которая действительно была как корабль; это место, где они с Богом были спокойны, уверены в своей судьбе. Вот почему так дорого это название корабля. Это не только место, где люди в безопасности. Это место, где люди и Бог вместе, но где — вместе с Богом, Который стал человеком, чтобы жить для спасения людей и умирать ради спасения людей — Его ученики готовы и жить, и умирать в Его имя для спасения других.

Корабль церковный, то есть та часть, в которой стоит весь народ, представляет собой человеческий мир, тех людей, которые уверовали во Христа, отдали Ему свою верность и свою жизнь и которые — на пути к полному духовному возрастанию, до момента, когда сами войдут в глубины Божии, когда, по слову апостола Петра, они станут причастниками Божественной природы, приобщатся вечности Самого Бога, жизни Самого Бога. А алтарь нам говорит о том, что путь наш еще не кончен, что в нас еще не все принадлежит подлинному человечеству и обоженному человечеству, что за пределом земли есть тайна Божия, которой мы еще не постигли, которую мы можем только видеть иногда издали, иногда очень близко, иногда мельком, но которая нас зовет.

Иконостас. Царские врата

…Когда раскрываются царские врата, то есть двери посередине иконостаса, закрывающие нам центральную часть алтаря, мы видим перед собой две вещи. Мы видим квадратный стол, который называется престолом, потому что на нем восседает Бог, и дальше, в глубине алтаря — икону Воскресения Христова: это то, к чему мы призваны. В некоторых храмах стоят другие; но в любом случае они говорят о том же: эта икона нам являет, чем может стать человек, если он станет подобным Христу Спасителю1.

Но перед нами стоит иконостас. Почему? О чем он говорит? Иконостас не отделяет нас от алтаря, он, наоборот, нас с алтарем соединяет. В западных храмах иногда бывает просто легкая преграда; если была бы только запретная черта — и этого было бы достаточно, чтобы указать на то, что мы в Божией области, но еще не вошли в тайну вечной жизни. Иконостас перед нами ставит образы нашего спасения. По одну сторону царских врат — икона Спасителя Христа, именно Спасителя, Бога, ставшего человеком для того, чтобы человек мог приобщиться Божеству и войти в полноту, в самые глубины Божественной тайны. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что если мы хотим познать, как велик человек, то должны не взирать в сторону престолов царских, а просто поднять глаза к небу, чтобы увидеть Человека Иисуса Христа, Который одновременно является и Богом нашим, сидящего по правую руку Бога и Отца. По другую сторону святых врат — икона Божией Матери, которая говорит нам о том, что действительно от Девы родился Спаситель мира Христос; но не только: она говорит и о том, что это стало возможным, потому что в лице Божией Матери все человечество отозвалось на Божию любовь, отозвалось на то, что Бог сказал нам: Я хочу стать одним из вас для того, чтобы все вошли в вечность и в радость Мою.

А по правую и левую стороны — иконы разных святых, которые говорят нам о том, что это не пустое обещание, что тысячи людей прежде нас прошли этим путем и действительно дошли до такой меры богопознания, до такой изумительной красоты человечества, которая и нам возможна. Верхние ряды иконостаса нам представляют образы пророков, дальше — апостолов, дальше — святых, и все они говорят о том же. И восходит весь этот путь к Кресту Господню: это путь. Христос нам сказал: кто Меня любит, пусть за Мной последует, и в другом месте Он говорит, что мы должны отказаться от себя, отвернуться от себя, потерять к себе интерес и взять на себя крест, то есть подвиг жизни, и следовать за Ним, куда бы Он ни пошел. А куда Он пошел? — Сначала на крест, но затем — в вечную славу.

Средние двери иконостаса называются царскими вратами, потому что через них входит Тот, Кого мы называем Царем славы. Господь Иисус Христос входит образно, в виде Евангелия, которое вносится через эти врата, и в виде приготовленного хлеба и вина, которые потом будут освящены и розданы верующим. Когда открываются эти врата, первое, что мы видим, это престол. На престоле лежит Евангелие, которое представляет собой не только слово Христово, но и личность Христа; это Благая Весть о том, что Бог пришел в мир, стал человеком, и что спасение теперь внутри человеческого рода, а не где-то за его пределами. Лежит там и крест, который говорит о том, какой ценой наше спасение нам дается…

По левую сторону стоит другой стол, который называется жертвенником. Там содержатся сосуды, которые будут употребляться во время литургии…

Кто имеет право входить в алтарь? По древнему церковному уставу — только те люди, которые посвящены на служение алтарю, на служение Церкви; то есть не всякий туда входит полноправно. Входят туда епископ, священник, диакон и поставленные священнослужители и церковнослужители, те, которые Церковью избраны для того, чтобы совершать это служение». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Церковная свеча

«Что делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей…

Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце — можно поставить свечку любому святому или святым.

Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы — жертва уже принята Богом.

Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке — смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.

Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Свечи следует ставить до начала службы, потому что как символ молитвы и как светильник свеча должна гореть именно во время богослужения, а хождение по храму в это время недопустимо. На ближний к вам подсвечник Вы сможете поставить свечу и в какой-то ненапряженный момент службы, но передавать свечи к дальним иконам во время службы также нежелательно (это создает целую цепочку людей, хоть немного отвлеченных от участия в богослужении)». (Священник Константин (Слепинин). Азы Православия. СПб.: Сатисъ, 2002).

Иконы

«И, постояв несколько мгновений, идешь, как в любом доме, к Хозяину — к той иконе, которая стоит посередине храма и представляет собой образ Христа Спасителя. К Нему-то мы и идем первым делом с поклоном, становимся на колени, кланяемся до земли в знак глубочайшего нашего почтения, благоговения, трепета внутреннего; ставим свечу, которая символизирует наше горение. Пламя чисто, мы нечисты; оно — чистота, которая горит перед Богом, как свеча, которая привела нас на встречу с Ним. И мы целуем эту икону. На церковном языке это называется прикладываться: человек губами прикладывается к образу, целует его. Некоторые люди (я в том числе), целуя икону, всегда говорят: Да не лобзания Ти дам, яко Иуда!.. Дай мне поцеловать Тебя, как ребенок целует мать, как целуешь любимого, почитаемого человека, без обмана, без неправды. Причем в русской традиции Спасителя Христа, Божию Матерь, святых — в лицо не целуют. Целуют либо руку, либо Евангелие, которое держит Христос, но к лицу не прикасаются; так же как в обычной жизни мы целуем в лицо только людей очень нам близких». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой… Клин: Христианская жизнь, 2002).

Для человека, редко или тем более впервые входящего в храм, лики по его стенам — собрание незнакомых, путь образ красоты (а иногда просто и странности, потому что к языку иконы надо тоже привыкнуть, понять его), но все же буквально не знаешь, к кому обратиться.

Когда мы подходим к иконе с тем, чтобы выразить свое отношение к изображенному на ней святому, Матери Божией или Самому Господу Иисусу Христу, мы, по слову Иоанна Дамаскина, обращаемся не к дереву и краскам, а к Первообразу. Мы, касаясь губами досок, адресуем поцелуй Самому Христу, Пресвятой Богородице и святым, изображенным на иконах.

Вы можете поставить свечу или молитвенно постоять даже перед иконой совершенно незнакомого Вам святого и из души сказать: «угодник Божий, не знаю тебя, не знаю кто ты, но помолись о моей беде, чтобы Господь помог». Почему не прямо Господу? Можно и прямо — когда сердце может прямо кричать к Богу, пусть прямо к нему и кричит! — но когда мы просим святых, мы привлекаем и их любовь, они нам становятся родными, а мы им, образуется некий хоровод любви.

Если для Вас еще непривычно, трудно прикладываться к иконам, не насилуйте себя. Лучше постойте молча перед образом — это даже важнее, чем поставить свечу. Посмотрите на него, а он, образ, пусть посмотрит на Вас. Это не художественное преувеличение. Икона — окно в Небесный мир, окно в вечность. Вот, кстати, и ключ к характеру древних иконных изображений, их непохожести на «реализм»: они изображают не земную, а небесную реальность, изображают события и личности святых в вечности.

Прикладываться к иконам нужно до начала службы или по ее окончании, чтобы хождением по храму не нарушать общего строя богослужения и не мешать людям молиться. Когда ты бродишь по всему храму, ты мешаешь молящимся, им трудно сосредоточиться. Твое почитание икон становится для них соблазном. К остальным иконам подойдешь в другое время. «Все да будет у вас благопристойно и по чину», — наставляет Писание.

«В Церкви существует свой, говоря светским языком, этикет. Воздавая перед святыми иконами поклонение Богу и прославленным Им святым, принято лобызать иконы, прикладываясь к изображениям рук, ног и одежды. Тем самым христианин призван осознать свою греховность и недостоинство поступать иначе, упражняться в смирении и благоговейном отношении к изображаемым святым». (Иеромонах Амвросий (Ермаков), Сретенский монастырь. Москва).

«Существуют определенные канонические требования в иконографии Господа нашего Спасителя.

1. Надписание имени: IC XC. Над каждой парой букв ставится титло (в церковно-славянском языке — знак над сокращением слова).

2. Крестчатый нимб, указывающий на голгофский Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную Жертву.

3. На нимбе справа, слева и сверху стоят три греческие буквы — O (омикрон), W (омега) и Н (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий — одно из имен Божиих (Исх. 3, 14). В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху — W (омега), а Н (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой Oт, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева Oт, вверху О (он), а справа — Н (наш)». (Иеромонах Иов (Гумеров), Сретенский монастырь. Москва).

Мощи Матроны Московской. Монастырь

Отпевание провел почитавший матушку Матрону протоиерей Николай Голубцов в храме Ризоположения. 4 мая, в Неделю святых жён-мироносиц, состоялось погребение святой старицы, на котором собралось большое количество верующих. Ее похоронили на Даниловском кладбище по просьбе самой матушки. Эта церковь была одной из немногих, которая действовала в Москве, поэтому она хотела всегда «слышать службу».

8 марта 1998 года с благословления Патриарха Алексия II нетленные мощи святой матушки Матроны были изъяты из могилы и сначала были доставлены в Данилов монастырь, а затем — в Покровский.

Теперь всегда для паломников с 6.00 до 20.00 разрешено посещение мощей Матроны Московской. Они помещены в серебряную раку и находятся в Покровском женском монастыре города Москвы. Там же есть и общедоступная экспозиция с сохранившимися фотографиями. А во дворе Троицкой церкви, недалеко от станции «Сходня», построена часовня в честь старицы матушки Матроны.

Но не только там можно поклониться святой. Частица мощей Матроны Московской есть во многих московских храмах. Возят останки и по другим городам.

Посещение церкви в первый раз

Православная традиция давно создала простые правила, поясняющие, как ходить в церковь. Новичку во время посещения храма нужно осознавать присутствие Бога и ангелов в этом священном месте. Прихожане идут в храм с верой в своем сердце и молитвой на устах. Правильно посещать церковь несложно, лучше заходить вместе с другими людьми, наблюдая за ними.

Первое правило: не оскорбить присутствующих священников и мирян своим неподобающим поведением. Внутри храма часто находятся святыни, ценность которых измеряется веками. Даже если мирянин не сознает святость иконы или мощей, не стоит публично подвергать сомнению их ценность. Если прихожане рядом с ценной иконой кланяются, то не составит труда поклониться по примеру других.

Немногие задумываются о том, что предшествует посещению храма. Это тоже имеет большое значение. Во время утреннего визита лучше воздержаться от еды. Согласно религиозному канону, в церковь лучше приходить голодным. Плотный завтрак разрешается только болеющему прихожанину.

Перед походом в церковь рекомендуется прочитать самые важные для себя страницы Евангелия, чтобы заранее мысленно настроиться на духовный лад и войти в светлое состояние.

Перед Богом нужно сохранять кроткий дух, полностью понимать свою греховность и выказывать уважение тем святым, которые решили очиститься от греха в своей мирской жизни.

Храм позволяет создать связь между грешной землей и чистыми небесами, когда человек заходит с верой в могущественного покровителя и заступника. Церковь создается как молитвенный дом, куда заходят просить о самом сокровенном.

Поведение в храме

При посещении желательно не брать больших по размеру сумок, а если таковая есть, ее нужно оставить при входе. Во время ритуала причастия обе руки должны быть свободны.

Свою сокровенную цель можно указать в записке для священника. Обычно передается просьба помолиться за себя или за ближнего.

При входе можно пойти к служителю купить свечи, одновременно жертвуя на нужды храма в символической форме. Горящая свеча является важным символом в христианстве. Маленький свет Божьей искры горит в каждой вечной душе, поэтому свечку зажигают:

  • Желая здравия своим ближним.
  • За трудности в судьбе, которые удалось преодолеть. В этом случае свеча ставится с благодарностью своему Святому за посланные испытания и помощь.
  • Накануне ключевого события в жизни. Перед важным решением, обращаясь за поддержкой и вразумлением к Богу, ангелам и святым.
  • За упокой тем, кто уже перешел в жизнь вечную.

Для поминания усопших в каждой церкви установлен канун — специальный поминальный стол. На канун можно ставить хлеб, красное вино и печенье.

В каждом храме центральное место занимает «праздничная» икона. Посетитель первым делом прикладывается именно к ней. Эта икона может быть разной для каждого дня. Священник по известному ему календарю выбирает «праздничную» икону, выставляя ее в центр, на аналой.

Подходя к праздничной иконе, нужно осенить себя крестным знамением, совершить земной и поясной поклоны. Когда прихожане отходят от иконы, нужно поклониться ей в третий раз.

Помимо праздничной иконы, в храме выставляют особо ценную, древнюю икону. Как правило, есть несколько чудесных икон, которые путешествуют от одного храма к другому. О прибытии особо почитаемой иконы объявляется заранее.

Когда подходят к иконе почитаемого святого, своего заступника, то произносят его имя и просят: «помолись Богу о рабе Божьем», говоря имя родственника, за выздоровление которого пришли просить.

Главной богоугодной чертой поведения будет смирение. Не нужно оглядывать все вокруг, словно на экскурсии. Важно всегда помнить о главной цели своего прихода в храм.

Когда в храме появляется хорошо знакомый друг, внутри церкви не принято здороваться рукопожатием. В качестве приветствия друзья кланяются. Важно сохранять молчание, а дружеской беседе выделить другое время.

Особое внимание стоит уделить поведению детей. Ребенок может хотеть веселиться. Нужно заранее объяснить ему всю важность храма как особого места общения с Богом. Ребенка стоит научить вести себя как можно скромнее и тише.

Особое время богослужения

После начала службы желательно не мешать людям и самому священнику, а поэтому все молитвы, установку свечей и передачу записок следует завершить еще до начала церковной службы.

Запрещается беспокоить других людей своими вопросами. Слова священника следует внимать в молчании и сосредоточении, поскольку в этот момент передается Слово Божие.

Демонстрация некультурного поведения в храме обернется большими неприятностями, чем в обычной жизни. Если прихожане смотрят на человека с осуждением, он провоцирует их на грех.

Когда окружающие начинают делать поклоны и креститься, то нужно присоединиться к ним, выполняя ритуал вместе со всеми.

Для тех, кто желал бы присесть во время службы, стоит помнить, что Богослужение является актом духовного труда и поэтому выполняется стоя. Длительное стояние укрепляет дух человека, и каждый может проверить себя: если стоять тяжело, в этом есть причина. Тот, кто полон веры, трудностей не замечает. Тяжело тому, кто не может преисполниться благоговения. Внимание к словам священника приводит каждого слушателя к его моменту духовного просветления и самосовершенствования. Ради этих благих целей нужно забыть о мелких неудобствах.

Свечку держат в руках только во время панихиды или в особых случаях. В обычный день свечку ставят в подсвечник. Нужно следить, чтобы воск не капал на впереди стоящего человека.

Поскольку мирянин приходит в гости к Богу, то желательно не уходить раньше, чем завершится служба. По этой же причине на нее нельзя опаздывать. Период богослужения является личной жертвой, которую мы преподносим Богу. Посвящение своего времени духовности является обязательным для каждого верующего. Покидать службу разрешается только по очень уважительной причине. Если мать не может успокоить свое дитя, ей рекомендуется на время выходить из церкви и возвращаться, когда ребенок притихнет.

Сидеть разрешается только тому, в чьем теле есть болезнь, чья потребность в послаблении несомненна.

Во время литургии и чтения Евангелия нужно просить Бога вразумить на понимание всех Истин. Когда священник открывает Царские врата, принято отпускать поклон. Если звучат слова на неизвестном языке и проговорить не получается, тогда можно заменить эти слова известной молитвой.

Когда Священник заканчивает проповедь, он выходит к людям с крестом в руках. Прихожане по традиции целуют его руку и крест. Во время процессии существует традиционная очередность:

  • Первыми должны подходить родители с маленькими детьми.
  • Вторыми идут несовершеннолетние дети.
  • Затем приходит очередь мужчин.
  • Завершают процессию женщины.

Для каждой группы у священника приготовлена своя молитва. Если кто-то нарушил очередь, ему подскажут, где правильно встать.

Что желательно знать

Внутри церкви работает прислужник, который может подсказать, как правильно заходить в церковь и чего не следует делать. Мобильные телефоны можно не выключать, но обязательно переводить в режим «без звука». Во время службы отвечать на звонок нельзя, поскольку это не время для разговоров.

Вечером после службы можно вновь приобрести свечи уже для дома. Даже если не хватает денег, есть возможность попросить свечку бесплатно. Отказывать нуждающимся людям не принято в христианской среде.

Если дома кто-то болеет, зажженную в храме свечку относят домой и ставят в комнате, где лежит болящий. За некрещенного человека можно ставить свечку, но нельзя просить записку и заказывать молитву. Не принято просить за самоубийцу.

По завершении службы можно вернуться к индивидуальной молитве или же попросить священника о беседе, если на то есть уважительная причина. В это время есть возможность заказать молитву о другом человеке, кто болеет, но не может самостоятельно посещать Церковь.

Таким образом, верующему христианину следует посещать церковь хотя бы раз в неделю, соблюдая в храме простые ритуалы и правила поведения. Регулярно обращаясь к вечным вопросам, к Богу, человек становится чище и мудрее. Святость храма определяется не только вековой религией, но и чудотворными иконами святых, к которым можно обращаться. Внимать словам священника во время богослужения полезно каждому человеку для спасения его вечной души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *