Можно ли подавать?

Записки за некрещеных и живых можно подавать на молебен. Святой праведный Иоанн Кронштадский молился и за мусульман, и за католиков, и за лютеран во время совершения молебнов. Его молитвы имели удивительную силу. Люди исцелялись. Но подавать такие записки на литургию нельзя. Литургия совершается для верных, для тех, кто уверовал во Христа, для тех, кто принял святое крещение, для тех, кто своими грехами не отвратился от Бога. Нельзя подавать записки на литургию, простите меня за упоминание этого неприятного имени, за Ленина, за Сталина, скажем, хотя они были крещены. Но я бы такую записку не принял и не стал бы читать. Если человек отвергся от Бога, о нем не надо молиться на литургии.

Как быть с усопшими, не принявшими крещение? Когда за них подавать записки? По свидетельству отца Иоанна (Крестьянкина) и по свидетельству отца Павла (Троицкого), великого старца, с которым мы переписывались, о тех, кто не сподобился крещения при жизни можно молиться, совершая молебен мученику Уару. В некоторых храмах такие молебны совершаются. В записке пишут имена своих некрещеных родственников и просят, чтобы мученик Уар помолился о них.

На литургии мы молимся о верных. На литургии вся Церковь, те люди, которые уверовали во Христа, собираются вокруг Него в виде частичек на дискосе. Почему на литургии нельзя молиться о тех, кто не сподобился крещения? Про себя молиться можно, но всем вместе молиться нельзя. Это будет некое насилие над человеком, который не пришел к Богу, не захотел креститься. Вы скажете: а как же быть с некрещеными младенцами, может быть они хотели бы креститься? Хотели бы они или не хотели – мы не знаем, и поэтому молиться о них вслух на литургии тоже нельзя (можно молиться про себя). Но, я думаю, о них беспокоиться не нужно, они не совершили никакого греха. Литургия совершается всею Церковью для тех, кто является членами Церкви, так уж установлено Богом.

Тэги:Литургия, молитва

Некоторые правила оформления записок:

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «О здравии» или «О упокоении».

Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.
Количество имен не имеет значения, но очень длинные записки читать неудобно. Обычно пишут 10-15 имен. В поминальные записки вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.

Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая). Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила). Другие дополнения к именам: воина, болящего, путешествующего, заключенного не следует включать в поминальные записки. «Болящий», «путешествующий» — указывается тогда, когда об этом человеке заказывается соответствующий молебен.

В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату. Добавления убиенный и т.п. не следует указывать в записках, они не имеют значения для души усопшего. Как поется в стихире при погребении: «царь и воин, богатый и убогий, в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел, или прославится, или постыдится».

Какие можно подавать записки:

На проскомидию. Проскомидия совершается перед литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых.

На литургию. Поминальные записки прочитываются во время литургии священно- и церковнослужителями перед Святым Престолом.

На ектению. Имена поминаются на литургии на ектении во всеуслышание.

На молебен. Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах. Молебны бывают общие ( каждый день по окончании литургии) и заказные (совершаются священником по просьбе молящихся). В поминальной записке указывается кому мы имеем усердие отслужить молебен. На молебнах обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например: молебен св. прмц. княгине Елисавете). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

На панихиду. Панихида — это заупокойная треба. Она совершается только по крещенным. Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Можно ли подавать записки за некрещеных

Ответы на некоторые вопросы с общественных лекций заслуженного профессора МДА Осипова А.И.:

— Но ведь в записках на Литургию нельзя писать неправославных, некрещеных?
— Если так, то немедленно отлучайте от Церкви всех наших священнослужителей, так как за всеми богослужениями, даже за Литургией слышим от них громкий призыв ко всем верующим: «Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея». А кому же неизвестно, что во властех и воинстве есть не только неправославные и некрещеные, но, наверное, и богоборцы, и сатанисты… и кого там только нет. А за кого Христос молился с креста — за Матерь Свою, апостолов или за неправославных и некрещеных распинателей, богоборцев?! Итак, сама Церковь молится и призывает всех насмолиться за них, а мы что делаем: «Он ходит в храм, часто причащается»? Нет? — Нельзя за него молиться. Ай-я-яй… Какое самомнение, какое извращение православия!

Да мы, ходя в церковь и причащаясь, в тысячу раз хуже мытаря, разбойника, блудницу, которых Сам Господь поставил нам в пример. Неужели это трудно понять? Потому, отказ молиться за неправославных, некрещеных есть акт антицерковный и показатель, до какой степени отступления от Христа можно дойти и религию любви превратить в секту «своих».

Но, конечно, не надо смешивать молитвы за них с поминовением во время Литургии на Проскомидии, где частица просфоры символизирует православного крещеного человека. Потому на Проскомидию имя некрещеного писать не следует. Но совсем другое — поминовение властей, воинства и прочих на молебнах, панихидах…. Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «молиться о неправославных можно и должно». Он исходил из слов Спасителя: Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Поэтому за всех надо молиться.

— А самоубийц нельзя…

— О каком ребенке мать больше заботится — о здоровом или смертельно больном?

— Конечно, о больном.

— А Церковь — это кто? Мачеха или Мать? Не с большей ли ревностью она станет плакать и молиться о совершившем смертный грех?! Строгие правила в отношении самоубийц установлены не для того, чтобы за них не молились, а с прямой целью — показать верующим весь ужас совершившегося и уберечь кого можно от подобного греха, влекущего за собой тяжкие загробные страдания. Потому церковными правилами в отношении их запрещено совершать такие церковные молитвословия, как отпевание, панихиды, проскомидийные и гласные поминовения в храме. Но это совсем не означает, что за них вообще нельзя молиться. Родные, близкие, все должны каждый в себе с особой силой молиться за такового. Тем более, что мы никогда не знаем того внутреннего состояния, которое привело человека к смертному греху.

На мой подобный вопрос одному батюшке, я получил такой ответ:

Вопрос об умершем некрещённым — один из самых болезненных. Такое поминовение совершается на панихиде (ни в коем случае на Проскомидии в алтаре), свечи ставятся на тетраподе-поминальном столе, приносятся приношения на «канон», раздаётся огромное количество милостыни, и по возможности самым нуждающимся, непрестанная домашняя молитва. Считаю разумным подавать такие прошения на прямую священнику по договорённости, либо непосредственно во время служения панихиды, особенно в «родительские» дни когда вся Церковь молится сугубо.

Почему мы, православные не можем в нашей Церкви подавать записочки о здравии или заказывать молебны о своих близких, если те не являются крещенными?

Ответ священника:

В Православии существует два вида молитвы: церковная и частная. Церковная молитва совершается за членов Церкви, то есть за крещеных в Православии людей, находящихся в общении с Церковью. Выражается эта молитва в заздравных и заупокойных записках, подаваемых к проскомидии за Литургией, в сорокоустах, в панихидах и отпеваниях. Главное поминание – Литургическое и поэтому те лица, что не являются членами Церкви, не причащаются из одной с нами Евхаристической Чаши, за Литургией не поминаются. Исключение могут составлять заздравные молебны. Здесь допустимо подавать записки с именами не православных и даже иноверцев. Но что — бы не смущать других молящихся, лучше записать этих людей под созвучными православными именами, например: Диана – Дарья, Альберт – Александр и т.д. Частная молитва представляет из себя ту молитву, что произносится в храме не гласно, не за Литургией. Например, человек пришел и помолился за некрещеного друга, или поставил свечи за иноверца – благодетеля. А так – же, это молитва вне храма, например – домашнее правило. Здесь – нет ограничений, за кого молиться. Что – же касается того, проводил – ли Христос различение между людьми разных национальностей и религиозных взглядов, Он указывал на необходимость для полноты Богопознания и спасения принадлежать к Его Церкви: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Он утверждал необходимость участия в Евхаристии, совершаемой в Церкви: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…» (Ин. 6, 54). И апостол Павел говорил, что именно во Христе нет различия между иудеем и язычником, рабом и свободным и т.д. Но для этого человек должен быть во Христе, то есть войти в Его Церковь. Поэтому, церковная молитва – за членов Церкви, частная – за всех прочих.

О молитве за некрещеных и о записках.

Сначала мнение прот. Алексея Уминского:
– «»Но если обычный человек напишет в записке об упокоении имя некрещеного, у него никто эту записку в храме не возьмет.
– Богослужебной комиссии, мне кажется, нужно ставить этот вопрос: в каком объеме, какими молитвами Церковь может поминать некрещеных. Внезапная смерть – мы не знаем, что происходит в душе у человека, может быть, он креститься собирался… А дети, которых не крестили?!
Мне кажется, нужно четко обозначить то смысловое пространство, в котором Церковь должна показать: где и как происходит молитва о некрещеных. Мы молимся о властях и воинстве на каждой литургии. Но огромное количество людей, входящих в правительство нашей страны и в ее воинство – люди другой веры или вовсе неверующие. На каждой ектенье в каком-нибудь русском православном храме, скажем, в Бельгии будут молиться о бельгийском короле. В Нидерландах – о королеве и так далее.
Если Церковь, так или иначе, совершает молитву о некрещеных в каких-то отдельных случаях, то надо дать четкое определение для мирян, например: сейчас идет молебен перед иконой Божьей Матери «Взыскание погибших», а у тебя столько родственников заблудших и некрещеных, ну как же Матери Божьей за них не помолиться сегодня, почему их имя не вписать в записочку на молебен.
Или когда идет общая панихида о погибших, почему не вспомнить всех погибших. Вот мы молимся о погибших в войнах, отдавших свою жизнь за Отечество, и их миллионы. Сколько из них было некрещеных? Но мы молимся за всех. А не так, что только за крещенных, за «наших», а души остальных пусть в стороночку отойдут.»»

===========================================================================
Я уже писал об этом не раз, и в личном общении всегда говорю следующее.
Поминовение по запискам само по себе очень условно и незначительно, если, тем более, записки подаются в большой храм или монастырь, где вас никто (или мало кто) знает и уж тем более никто не знает из духовенства. Как и кто будет читать эти записки, даже если их примут, — большой вопрос. А вот если вы знакомы с каким-либо конкретным священником и ему доверяете, то есть если у вас с ним вполне простые отношения, просите его лично помолиться о здравии или упокоении того или другого некрещеного, если вам так хочется, чтобы кроме вас помолился еще и священник. Здравомыслящий священник (не законник, не начетник) никогда не откажет, уверен в этом. А подавать записки через храмовые киоски, где их принимают сестры со своими представлениями о том, что можно и что нельзя (в том числе навеянными упрощенными указаниями настоятелей, для удобства восприятия, делать так или сяк) — особого смысла нет, поскольку так это и будет, судя по всему, продолжаться еще неизвестно сколько времени. И прежде всего надо понять, что любая записка — это просто письменное выражение вашей же личной молитвы. Вы думаете, Бог её без записки не услышит? В таком случае, по вере вашей и будет вам. И потому и случаются подобные вот казусы — мы сами превращаем храмы в комбинаты требоисполнительских услуг с подобным магическим восприятием молитвы. А вот если эту вашу записку прочтет кто-то другой, кто вас знает и вам сочувствует, — это совсем другое дело, нежели подавать просто в храм или монастырь, потому что «тут святое место», «тут монахи молятся» и прочее, прочее. И тут не обязательно даже священнику помолиться, а любому человеку или нескольким людям, которые вас знают и которые члены церкви. Вот с этого и начинается церковная молитва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *