Мудрость

Наверное, нет на земле человека, который не пытался узнать, что такое мудрость. Во все времена, это качество считалось одним из самых важных в человеке. Но объяснить значение слова мудрость не так уж и просто. Она приходит с возрастом и зависит от накопленного опыта человека. Но чтобы более точно определить это качество необходимо глубже вникнуть в эту тему.

Что такое мудрость

Мудрость — это главное человеческое качество, которое дает возможность принимать правильные решения. Только мудрые решения могут принести наибольшую пользу человечеству. Накапливая знания м эффективно применяя их на практике, мы становимся более мудрее и становимся на путь истины

Если говорить простыми словами, мудрость — это глубокое познание, способность человека качественно оценивать любую ситуацию основываясь на жизненный опыт. Обладать какими-то знаниями недостаточно, чтобы обрести мудрость, нужно научиться правильно применять эти знания.

В философии считается, что мудрость — это определенный уровень человеческого познания мира, который приходит с опытом. В греческом языке слово Sophia (София), переводится как мудрость. Отсюда и пошло название науки философия.

В религии говорится, что настоящей и полной мудростью обладает только Господь Бог, а людям достается лишь малая часть этого бесценного качества.

Мудрость и быт

Что касается бытового понимания мудрости, так тут также прослеживается четкая связь умственных, а также интеллектуальных способностей вместе с приобретением опыта на протяжении всей жизни. Это так называемая житейская мудрость, она накапливается у людей в процессе взросления и образовывается она с приходом разных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.

Мудрость — это человеческий дар, который предназначен для совершения благих поступков. Обладая определенными навыками, каждый человек, применяя их на практике, должен осознавать свою ответственность перед другими людьми. Ведь все наши поступки способны влиять на судьбу других людей

Все это помогло нашим предкам открывать новые природные законы и развивать прогресс человечества. Люди изучали погодные явления, строили гипотезы и делали из этого выводы, таким образом возникало понимание всех известных нам законов физики и природы. Накопленный опыт передается из поколения в поколение и благодаря этому человечество создало цивилизацию.

Кто обладает мудростью

Мудрость — это инструмент, позволяющий любому человеку совершать правильные и рациональные поступки. Таким образом мы глубже можем понимать и осознавать тот мир, в котором живем, а также глубже познаем себя.

Как правило мудрость является продуктом зрелости человеческого ума, но стоит понимать, что каждый человек имеет свою уникальную индивидуальность, что в разных ситуациях дает возможность находится на разных уровнях развития мудрости в определенном возрасте. Проще говоря, есть люди, которые в 35 лет обладают мудростью старца, так и взрослые люди бывают с пониманием ребенка.

Пословицы о мудрости

О силе мудрости говорили везде и всегда. Во всех странах мира существует огромное количество пословиц, афоризмов, песен и фильмов, посвященных мудрости. Это и не удивительно, ведь каждый человек, обладающий высшим познанием, желает сохранить и передать другим поколениям наработанные жизненный опыт. Творчество всегда остается основным источником информации, которая является наследием каждого народа и всего человечества.

Мудрость накапливается на протяжении всей нашей жизни. Чтобы стать мудрее необходимо много работать над собой и научиться признавать собственные ошибки. Как правило, мудрые люди сдержанно и взвешенно принимают то или иное решение, опираясь на собственный опыт и на знания наших предков

Невозможно передать истинное значение мудрости, однако в каждой пословице или поговорке заложены самые главные составляющие понятия, позволяющие глубже понять, что такое мудрость. Например, такая пословица: «каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Данное изречение придает некую ценность мудрости для человеческого мировосприятия. Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое и накопленные знания делают нас более разумными и понимающими.

На сегодняшний день собралось большое множество пословиц о мудрости, как мы уже выяснили очень важно передавать познания мудрейших людей другим поколениям. Далее приведены несколько пословиц о мудрости:

  • Мудрецу и счастье к лицу;
  • Мудр тот, кто сам себя знает;
  • Мудрость в голове, а не в бороде;
  • Мудрому человеку вся земля открыта;
  • Мудрый правду видит, а глупец познает ее на своей спине.

Как правило, мудрость вызывает ассоциацию со зрелым состоянием личности, но это не значит, что человек станет мудрее, как только достигнет определенного возраста. Чтобы стать мудрым, необходимо пройти много жизненных ситуаций и набраться большого жизненного опыта.

Мудрость дана человеку, чтобы совершать правильные поступки и уберечь всех людей от глупости. Чтобы постичь настоящую мудрость, необходимо владеть большим количеством знаний и применять их на практике в жизни. Мудрость заключается в том, чтобы быть образованным и приносить пользу всем живущим на земле

Этим качеством может обладать не только пожилой старец, который имеет седые волосы и длинную бороду, на самом деле гораздо большими познаниями может обладать мудрая женщина. Все зависит от намерений и обстоятельств, в этих условиях формируются принимаемые решения, а также происходят определенные последствия.

Проявление мудрости всегда было настолько неоднозначным явлением, что наши предки выделяли несколько видов мудрости, более подробно смотрите дальше.

Какие виды мудрости бывают

Многие люди, живущие в современном мире, сталкивались с несколькими трактовками, которым придают большое значение в религиозном мире. Наиболее часто встречаются такие понятия как:

  • Мудрость;
  • Премудрость;
  • Благоразумия.

Мудрость — это некое свойство или способность человеческого разума, которая строится на основании полученных знаний и степенью их освоения. В дальнейшем эти познания могут применятся в обществе для всеобщей пользы.

Премудрость — самая высшая степень состояния мудрости, которой первоначально обладает Господь Бог.

Благоразумие — это определенные человеческие качества, которые проявляются после приобретения знаний и умений.

В различных религиях мира, есть свои обозначения мудрости. Но, в любом случае, это понятие можно условно разделить на две категории: духовная, и жизненная.

Жизненная мудрость является умением грамотно применять приобретенные знания в жизнь.

Духовная мудрость — это божественное понимание, которое может наступить только в состоянии успокоения, например, в момент медитации или чтения молитвы.

Как и где можно найти мудрость

Стоит понимать, что мудрость может прийти к человеку различными способами. Кому-то необходимо учится у наставника, кто-то изучает письмена и книги, чтобы стать мудрее. Некоторым людям вообще не приходится ничего делать, и они осваивают это качество автоматически в моменты озарения.

Совершая различные поступки, каждый человек испытывает их последствия. Не зависимо от того, какими эти последствия будут, мы получаем определенный опыт. Исходя из этого, можно сделать выводы и применять полученные знания в будущем. Чем больше ситуаций происходит в жизни человека, тем более мудрым он становиться. В любом случае путь к мудрости у каждого свой

Если у вас возникает желание набраться мудрости, но при этом вы не можете понять, что для этого нужно сделать, можете воспользоваться простейшими советами:

  • Отсекайте всю информацию, которая не имеет никакой пользы;
  • Обязательно применяйте свои знания на практике;
  • Старайтесь вести активный образ жизни, чтобы вокруг вас было больше положительных событий;
  • Учитесь на собственных ошибках, и на ошибках других людей;
  • Повышайте уровень своего саморазвития;
  • Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу;
  • Учитесь у людей, которых вы считаете мудрыми.

Это самые простые способы накопления мудрости. Следуя этим советам можно значительно повысить уровень своей мудрости, при этом все действия очень просты для понимания и выполнения. Стоит понимать, что мудрость — это дар человеческой природы, который дает нам возможность получать наивысшую степень понимания получаемых знаний и рациональность их применения.

Подведение итогов

Еще раз хочется подчеркнуть, что мудрость, чаще всего приходит с возрастом. Но тем не менее не всегда люди в возрасте будут мудрее. Каждый из нас сталкивается с различными ситуациями и трудностями на своем жизненном пути. И по мере преодоления проблем мы становимся немного мудрее.

Таким образом можно понять, что мудрость зависит не только от наших знаний, которые мы получили в своей жизни, но и от насыщенности событий. Чем больше ситуаций мы переживаем, тем мудрее мы становимся.

Предостережение от страсти учительства и вообще от необузданности языка (1–12). Истинная и ложная мудрость (13–18).

Иак.3:1. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,

Иак.3:2. ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.

Многие, уклоняясь от трудного дела исполнения заповедей Божиих и от проведения в жизнь принципов истины, правды и любви, склонны заменять дело словом; скудные верою и соответствующими вере добрыми делами, такие люди тем более расположены к злоупотреблению словом, к словопрениям, а также к самозванному учительству. Последнее явление обычно особенно при появлении нового учения. Преимущественно иудеи времени Иисуса Христа тяготели к учительству, за что и обличаемы были Господом (Мф. 23:7–8) и св. Апостолом Павлом (Рим. 2:17–22). Среди иудео-христиан, читателей послания св. Иакова, также, очевидно, широко была распространенна страсть к самозванному учительству. Зная, как опасно учительство тех, которые сами еще не утверждены в нравственных началах, Апостол Иаков и предостерегает читателей от такого произвольного, самозванного учительства, не касаясь, разумеется, существовавших в первенствующей церкви учителей и евангелистов, нарочито призванных и поставленных на дело проповеди евангельского учения и имевших для учительства особый благодатный дар (1Кор. 12:29; Еф. 4:11). Апостол внушает желающим учительствовать строго испытывать к тому способность, более же всего смотреть на то, имеет ли человек самообладание обуздывать язык свой: трудность последнего качества, являясь признаком высокого нравственного совершенства человека, владеющего этою способностью, должна предостерегать большинство людей от попытки принимать на себя столь трудное и ответственное дело, грозящее недостойному учителю лишь большим осуждением. Причина этого – общечеловеческая греховность, особенно проявляющаяся в связи с неправильным употреблением дара слова. Грешат все люди, но самозванным учителям – сугубая опасность греха и наказания. «Некоторые берутся учить тому, чего сами не совершали. Такие учителя, говорит, не получают никакой пользы, но подлежат большему осуждению. Ибо кто учит тому, чего сам не имеет, как имеющий будто бы это, тот достоин осуждения за то, что грешит своим языком» (блаж. Феофил.).

Иак.3:3. Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.

Иак.3:4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

Апостол здесь употребляет два образных сравнения, чрезвычайно метко выражающих ту мысль (высказанную апостолом во второй половине Иак.3:2), что обуздывающий язык свой может обуздать и все свое тело, все свое существо. «Упомянутая возможность подтверждается двумя примерами… Посмотри: мы налагаем узду на коней, и корабли небольшим рулем, как и коней небольшою уздою, направляем, куда хотим. Так и язык должно управлять здравым разумом, хотя он бывает миром (κόσμος) неправды, в употреблении черни. Ибо миром называет здесь Апостол множество» (блаж. Феофил.). Почему же обуздание языка имеет столь существенно-важное центральное значение в нравственной жизни человека? «Конечно, потому, что язык, как орган слова, участвует в облечении в сознательные образы грехов и пороков всех членов человеческого тела. Мы мыслим словами. Божий грех, восходя на мысль, непременно облекается в образ слов, которые суть произведения языка… Язык человека, поэтому, есть как бы седалище всех пороков, нуждающихся прежде своего осуществления в облечении в образы слов» (еп. Георгий).

Иак.3:5. так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

Иак.3:6. И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.

Продолжается изображение в сильных образных выражениях гибельных действий необузданности языка. Вред и разрушительное вообще действие грехов языка уподобляется огромному пожару, начинающемуся от малой искры. Характер или природа этого пожара обозначен гиперболическим выражением «ό κόσμος τής αδικίας, мир неправды (не точны здесь слав. и русск. переводы: «лепота» или «прикраса неправды»), т.е. неправда, ложь и зло всякого рода, проистекающие от злоупотребления человека даром слова. Грехи языка, как органа выдающегося среди других членов тела, оскверняют, заражают все тело, весь духовно-телесный организм человека, все его стремления, намерения и действия. Пожар зла и гибели, зажигаемый необузданностью языка, воспламеняет, опаляет и сожигает огнем страстей весь круг жизни человеческой (колесо бытия, рождения, τόν τροχόν τής γενέσεως), будучи в свою очередь не более, как орудием огня геенского и диавола.

Иак.3:7. Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,

Иак.3:8. а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.

Зло необузданности языка, стоящей в зависимости от воздействия вышеземной, демонической силы, является трудно устранимым для настоящих, естественных сил человека. При самом творении человек получил от Бога благословение владеть всем живущим на земле (Быт. 1:26–28; см. Быт. 9:2) и в силу этого повеления Божия он и теперь господствует над всеми видами животного царства. Но такова сила греха и зла, что он является как бы неукротимым зверем, изрыгающим, подобно ядовитой змее, смертоносный яд (ср. Пс.139:4). Впрочем, художественно и сильно изображая неописуемый вред злоупотребления даром слова, Апостол Иаков, конечно, считает возможною не только борьбу, но и победу человека над этим злом, но лишь при содействии благодати Божией. «Если человек укрощает зверей, отличных от него по природе, то тем более может он укротить собственный член. «Никтоже может от человек укротити». Это должно читать не в утвердительной, но в вопросительной форме; именно так: если человек укрощает и делает ручными неукротимых зверей, то ужели не укротит он собственного языка? Так должно читать это. Ибо, если читать это в утвердительной форме, то несправедливо было бы давать потом следующее наставление: «не должно, братия мои, сему так быть» (ст. 10) (блаж. Феофил.).

Иак.3:9. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

Иак.3:10. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.

Необузданность языка ведет к такому неестественному явлению, как исхождение из одних и тех же уст таких противоположных действий, как благословение и проклятие, что тем более чудовищно и преступно, что и благословение, и клятва имеют, в сущности, один и тот же предмет – Бога: Бога, Виновника всего творения, мы восхваляем, прославляем, благословляем (Пс 145:1–2) и в то же время проклинаем людей, созданных по подобию Божию, следовательно, изрекаем хулу на Бога же в Его тварном подобии – человеке. Так велики непостоянство и скрытый яд языка, злоупотребляющего богодарованною способностью речи. «Апостол хочет тронуть слушателей. Если нам повелевается всех благословлять, ибо злоречивые не наследуют Царствия Божия (1Кор. 6:10), то как не стыдно употреблять одно и то же орудие на зло и на добро? Никто из благоразумных не будет мешать одним и тем же орудием грязь и миро. Молишься ли? Не проклинай врага. Ибо между молитвою и проклятием большое расстояние. Если не простишь оскорбившего, то и сам не получишь прощения» (Мф. 6:12) (блаж. Феофил.).

Иак.3:11. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

Иак.3:12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

Желая тверже запечатлеть в умах читателей высказанную (Иак.3:10) мысль о неестественности употребления языка для проклятия, между тем как он предназначен для благословения, св. Апостол здесь, ст. 11–12, на примерах – источников, изводящих лишь одного рода воду (горькую, сладкую, соленую) и разных плодовых деревьев – смоковницы, маслины, виноградной лозы, неизменно дающих плоды по роду своему, показывает всю ненормальность, всю, так сказать, противоестественность упомянутого действования языком. Таким образом, человек, проклинавший ближнего своего, созданного по образу Божию, не может искренно и богоугодно прославлять Бога; его прославление Бога может быть лишь неистинным, показным, фарисейским.

Иак.3:13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

После столь подробного раскрытия мысли о необходимости и трудности обуздания языка, Апостол возвращается к главному предмету своего увещания (Иак.3:1) – не стремиться многим к учительству. Истинным учителем может быть лишь человек мудрый, σοφός, (= евр. хакам) и разумный, επιστήμων (= евр. набок): в библейско-еврейском употреблении (см., напр., Втор. 1:13, 4:6) эти два понятия, весьма близко родственные друг другу, выражают полный объем теоретической и практической мудрости. Св. Апостол, направляя речь против злоупотреблявших словом, оттеняет практический момент (мудрый или разумный) докажи на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью». В приложении к христианскому учителю это наставление Апостола напоминает наставление Спасителя апостолам о голубиной кротости при змеиной мудрости (Мф. 10:16).

Иак.3:14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

Иак.3:15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

Иак.3:16. ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

Имея в виду ниже (Иак.3:17) полно охарактеризовать истинную мудрость, Апостол здесь показывает, что не есть истинная мудрость. Признаками такой неистинной мудрости являются: горькая зависть или ревность в дурном смысле (ζήλος πικρός) и сварливость (εριθεία) – свойства, прямо противоположные «мудрой кротости» (Иак.3:13). Эта неистинная мудрость, являющаяся лишь пародиею на истинную мудрость, имеет и происхождение, прямо противоположное мудрости небесной. Ложная мудрость отнюдь не нисходит свыше от Бога (Иак.1:15); напротив, всецело земная, επίγειος, исключительно принадлежит миру, враждебному Богу (Иак.4:4); не духовная, а душевная, ψυχική; не божественная, а бесовская, δαιμωνιώδη (ст. 15). Такой характер и такое происхождение этой лжемудрости свидетельствуется ее плодами, каковы: «неустройство и все худое» (ст. 16), что абсолютно чуждо Бога, ибо Бог не есть Бог нестроения, но мира (1Кор. 14:33).

Иак.3:18. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Для плодотворного и спасительного учительства нужна «мудрость, сходящая свыше», т.е. от Бога (Иак.1:17). По изображению Апостола Иакова, мудрость эта, прежде всего, чиста, αγνή: чистота и святость суть основные свойства истинной мудрости. Затем следующие три качества ее составляют противоположность ревности и сварливости ложной мудрости: истинная мудрость: а) мирна, ειρηνική, – распространяет вокруг себя только мир; б) кротка или скромна, επιεικής; в) послушлива, уступчива, ευπειθής. Далее следует самое положительное свойство истинной мудрости: «полна милосердия и добрых дел» – богата делами благотворительной любви, составляющей существенное свойство благочестия (Иак.1:27). Наконец – «беспристрастна и нелицемерна», ἀδιἀκριτος ἀνυπόκριτος – чужда сомнений в истинах веры и абсолютно искренна, прямодушна.

«Таким образом, указано семь качеств божественной мудрости: она представляет собою как бы семицветную прекрасную радугу, все цвета которой суть разложения одного основного цвета мудрости – ее чистоты и святости» (еп. Георгий).

В заключительном, 18, стихе главы указывается, что плодами истинной мудрости – в противоположность пагубным плодам мудрости ложной (Иак.3:16) – являются праведность и мир как у проповедников истинной мудрости, так и у приемлющих слово их проповеди. «Человек, одаренный истинною премудростию и призванный к проповеданию Евангельского учения, возвещает его, наблюдая приличное христианской вере спокойствие и согласие с теми, которые семя слова Божия кротким и спокойным сердцем приемлют и к плодотворению себя доброю землею оказывают» (иеромон. Феоктист).

В Википедии есть страница «мудрость».

Русский

В Викиданных есть лексема мудрость (L129829).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. му́дрость му́дрости
Р. му́дрости му́дростей
Д. му́дрости му́дростям
В. му́дрость му́дрости
Тв. му́дростью му́дростями
Пр. му́дрости му́дростях

му́д-рость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -мудр-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА: (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. свойство по значению прилагательного мудрый ◆ В прологе автор уподобляет своё сочинение зданию, возведённому «на камне Христовом» и опирающемуся на четыре колонны: на авторитет пророков, достоинство апостолов, мудрость толкователей и размышления магистров. А. Я. Гуревич, «Популярное богословие и народная религиозность средних веков», 1976 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Сейчас она была уверена в правильности Вальки, в мудрости и логичности всех его поступков… В. П. Аксёнов, «Пора, мой друг, пора», 1963 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. разг. сложность, замысловатость ◆ Извозчика, пожалуй, и не мудрость нанять, да ехать-то некуда. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Культурные люди», 1875–1876 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ ― Ведь тут не мудрость какая, ― сказал Петрушка, глядя искоса, ― окроме того, что, спустясь с горы, взять попрямей, ничего больше и нет. Н. В. Гоголь, «Мертвые души», 1842 (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. мудрое высказывание, суждение ◆ А ведь последуй депутаты небезызвестной мудрости не пытаться объять необъятное ― не было бы проблемы. М. Ю. Кронгауз, «Родная речь как юридическая проблема», 2003 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Недаром старинная мудрость гласит: «Ночью все кошки серы». Александр Зайцев, «Загадки эволюции: Краткая история глаза», 2003 // «Знание — сила» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. частичн.: ум, разумность, премудрость
  2. замысловатость, сложность, хитрость, хитроумность
  3. афоризм, высказывание, максима, поговорка

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: мудрец, многомудрость, премудрость, хитромудрость
  • прилагательные: мудрый, мудрёный
  • глаголы: мудрить
  • наречия: мудро, мудрено

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • народная мудрость
  • житейская мудрость
  • зуб мудрости

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: wisdom
  • Греческийel: σοφία
  • Идоиio: sajeso
  • Исландскийis: vísdómur
  • Испанскийes: sabiduría
  • Итальянскийit: saggezza, senno
  • Латышскийlv: gudrība ж.
  • Мальтийскийmt: għerf
  • Немецкийde: Weisheit
  • Финскийfi: viisaus
  • Французскийfr: sagesse ж.

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

(греч. — sophia, лат. — sapientia, инд. — prajna, др.-перс. — mazda, кит. — чже, евр. — hokma) — понятие, обозначающее высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания. Большинство определений М., встречающихся в классической этико-философской традиции, подчеркивают в ней именно момент высшего знания в его ценностном выражении. Напр., по Г.В.Лейбницу, М. есть «знание высшего блага»; по И. Канту, М. — это «свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей»; Л.Н. Толстой определяет М. как «знание вечных истин, приложимых к жизни», и т.д.
Смысл мудрости, обозначающий состояние высшей сверхличностной духовности, соотносится с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п. «Словарь русского языка 11—17 вв.» приводит некоторые наиболее устойчивые смысловые значения слова «М.»: 1) ум, разум, благоразумие — умудренность; 2) совокупность знаний, ученость — великомудрие; 3) религиозная благочестивость — премудро с т ь; 4) душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие; 6) хитрость, лукавство, плутовство — мудрствование. В соответствии с этими смыслами бытуют и различные образы мудреца: духовный наставник, старец, философ, мыслитель, провидец, святой, хитрец, плут и т.д. Большинство из этих значений сложилось в контексте широкой фольклорной традиции и духовно-религиозной литературы под сильным влиянием византийского богословия и популярной греч. философии.
В этико-философском контексте значение рус. слова «М.» теснее всего переплелось с греч. понятием «софия». Слово «софия», хотя и переводится традиционно на рус. язык как «М.» или «премудрость», означает не только субъективное состояние души или ума, но и объективное положение вещей: их совершенство, красоту, гармонию. Кроме того, в нем содержится вполне четкое указание на творчество. Из тех значений, которые были намечены в «Словаре русского языка 11—17 вв.», понятию «софия» больше всего соответствует смысл «мастерства» и «совершенства» — совершенномудрия. П.А. Флоренский замечает, что слово «софия» правильнее было бы переводить на современный рус. язык как «мастерица», «художница» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990). У Гомера, Гесиода и др. греч. авторов слово «софия», как и производные от него слова, употребляется в значении художественно-технического умения, знания, мастерства, совершенства, т.е. способности воплощать определенный замысел в действительности.
Данное значение понятия «софия» наложило заметный отпечаток и на его этико-философское осмысление начиная с Сократа и Платона и кончая рус. философами-софиологами (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Л.П. Карсавин и др.). Основой этико-философского смысла софии-мудрости стало понимание ее как творческого воплощения идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображенной действительности и жизненно воплощенной идеальности. Это духовно-бытийное состояние осуществляется в образе жизни мудреца, пытающегося через нравственное творчество жизни и софийное преображение «этоса» достичь единения с Абсолютом.
Целостность М. выступает в единстве трех сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной. Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентальным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом — unio mystica (см. МИСТИКА ). Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с др. людьми, общение с которыми, в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское, выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения. Наконец, нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству (см. АСКЕТИЗМ ). В своем классическом виде это триединство М. воплощается в лице Сократа, у которого познавательно-мистическое начало выступает в форме «даймониона», коммуникативно-поведенческое преломляется в иронии, а нравственное — в совершенствовании души и стремлении к добродетели.
Все многообразие форм М. и типов мудреца обусловлено в целом соотношением этих трех начал и преобладанием одного из них. Так, познавательно-мистическое начало преобладает у мудрецов-магов, пророков, духовидцев, теософов. Плутовское начало доминирует в образах фольклорных плутов и хитрецов — трикстеров, шутов. Нравственное начало становится преобладающим у филос. мудрецов, учителей жизни: Конфуция, Пифагора и др. Тождество мистики и добродетели определяет тип религиозного мудреца: святого, старца; тождество плутовства и добродетели — тип юродивого, «скомороха Божьего» (Франциск Ассизский), а также тип кинизирующего или иронизирующего философа и софиста в духе Диогена, Сократа и т.д.
Редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире. Этимологически слово «философия» означает «любовь к М.», однако само понятие «М.» пока не прояснено философами. Из кажущихся очевидными свойств М. можно выделить следующие. М. не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Проницательность в отношении природы позволяет наукам о природе глубоко судить о ее объектах, но такие суждения никогда не называются мудрыми. Как говорил еще Гераклит, впервые употребивший слово «philosophos» для обозначения исследователя природы вещей, многознание не научает М., которая заключается в постижении оснований и причин. Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок М. Касающаяся прежде всего человека и его непосредственного окружения, М. может быть скорее обнаружена в науках о культуре, чем в науках о природе, хотя и в первых она является довольно редкой и ее трудно выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного. М. связана прежде всего с деятельностью человека и, значит, с теми ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. М. опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже. М. требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить. Как говорил Г.В.Ф. Гегель, «сова Минервы вылетает в сумерки».
Как пишет в своей «Этике» Н. Гартман, М. есть «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью. В строго антиинтеллектуалистическом смысле это можно было бы назвать этической духовностью, господствующим положением этики как основного духовного фактора во всей жизни человечества». Единственное, с чем трудно здесь согласиться, — это ограничение М. сферой этики, хотя и понимаемой весьма широко. М. — это доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *