Муравей и стрекоза

По мотивам басни И. А. Крылова

Предлагаем вашему вниманию сценарий для домашнего кукольного театра. Для того, чтобы разыграть басню, надо три человека. Можно и вдвоем справиться – если вы возьмете на себя роль рассказчика и, например, муравья. Эту басню Крылова учат в школе, но вы легко сможете разыграть ее и с дошкольниками – ведь основная «словесная» нагрузка ложиться на рассказчика, а эту роль может взять на себя взрослый. И, конечно, это великолепный способ выучить басню, если вашему ребенку уже задали ее на дом. Реквизит к спектаклю очень простой. Не слишком сложные в изготовлении и куклы-марионетки из помпонов. Конечно, вы можете разыграть этот сценарий в домашнем кукольном театре просто вырезав силуэты этих героев из бумаги, но марионетки очень подходят к этому спектаклю. Ведь так удобно «прыгать и порхать» стрекозе-марионетке. К тому же, детям очень нравятся такие «куклы на веревочках». Возможно, потому, что от марионеток не только у зрителей, но и «кукловода» остается неуловимое ощущение, что «куклы ходят сами по себе».

Действующие лица:

  • Рассказчик
  • Стрекоза
  • Муравей

Подготовка к спектаклю

  • Сделайте кукол марионеток Стрекозу и Муравья. Мы предлагаем изготовить этих кукол из помпонов, но подойдут любые шарики.
  • Сделайте поляну с цветами. Можно сделать ажурные цветы из бумаги – они просты в изготовлении. На столе постелите коричневую ткань или бумагу. Положите немного настоящих веточек, а сверху цветы. Когда наступит осень по сценарию, цветы можно будет убрать или сдуть со стола.
  • Перед спектаклем устройте репетицию – научите стрекозу танцевать, летать, а трудолюбивого муравья тяжело вздыхать, вытирать пот со лба и всем своим видом показывать какой он труженик.

Декорации: На сцене поляна с яркими цветами. Можно включить веселую музыку.

Стрекоза летает над цветами, кружится, танцует, то замирает, то стремительно перелетает к другому цветку. Вместо музыки Стрекоза может что-нибудь веселое спеть.

Рассказчик

Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Можно включить музыку с шумом ветра. Убираем цветы, остается голая земля с веточками. Стрекозе уже тяжело летать, движения ее медленные. Она охает, и падает на землю. Некоторое время лежит, затем садится, оглядывается и бредет дальше.

Рассказчик

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол, и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет:

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она…

Появляется Муравей. Можно Муравью к руке привязать мешочек или дать лопату. Стрекоза увидела Муравья, остановилась, и нерешительно подошла к Муравью поближе.

Стрекоза

Не оставь меня, кум милой!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Покорми и обогрей!

Муравей

Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

Рассказчик

Говорит ей Муравей.

Стрекоза

До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.

Муравей

А, так ты…

Стрекоза

…Я без души

Лето целое все пела.

Стрекоза начинает кружиться, расправляет крылышки, подлетает над землей. Муравей осуждающе качает головой.

Басня «Лебедь, щука и рак»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Басню «Лебедь, рак и щука» читает Валентин Гафт

Мораль басни : чтобы сделать что-то вместе, нужно уметь договариваться, выстроить общий план действий и забыть на время о собственных амбициях ради достижения желанного всеми результата.

Басня «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!»
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» —
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«А, так ты…» — «Я без души
Лето целое все пела».
«Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!»

Басню «Стрекоза и муравей» читает Валентин Гафт

Крылов позаимствовал идею басни о стрекозе и муравье у баснописца Лафонтена, который в свою очередь подсмотрел сюжет у не менее известного древнегреческого писателя Эзопа. Муравей символизирует трудолюбие и не удивительно, ведь этот род славится своей работоспособностью, в любое время года они усердно трудятся. Стрекоза же напротив, ассоциируется с легкомыслием.

Мораль басни: не хочешь зимой мерзнуть и голодать – работай летом.

Кроссворд с ответами для младших школьников на тему «Басни И. А. Крылова»

По горизонтали:

3. Проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли в него сыграть.

5. Его «захлопнула злодейка-западня: бедняжка в ней и рвался, и метался».

7. Мартышка их «с полдюжины себе достала».

9. Тот, кто смеялся «вперед чужой беде».

10.Один из тех, кто взялся «везти с поклажей воз».

12. Героиня, увидевшая свой образ в зеркале.

По вертикали:

1. Героиня, которая «лето красное пропела».

2. Она оставила ворону без завтрака.

4. Герой басни, который «ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».

6. Та, «что совсем без драки» может попасть «в большие забияки».

8. К нему за помощью обратилась попрыгунья Стрекоза. 11. То, чем угощал Демьян соседа.

Ответы.

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по произведениям Паустовского с ответами, 3-4 класс

Кроссворды с вопросами и ответами на тему «Грибы», 2-3 класс

Кроссворды про рыб с ответами и вопросами, 2-3 класс

Кроссворды о растениях с ответами и вопросами, 2-3 класс

Литературный турнир по сказкам Пушкина для начальных классов

Муравей на протяжении всего лета трудился вместе со своими друзьями муравьями. Они переделали множество дел. Сначала укрепили вой муравейник, потом утеплили его и даже покрасили. Пока старшие муравьи во всю работают, младшие в это время учатся всему необходимому. Так как приближается зима, значит им необходимо подготовиться к холодам. А в это время Стрекоза только и делала, что гуляла и веселилась, она даже не думала о том, что будет делать в холода. Она спала, сколько хотела, наслаждалась теплыми лучами солнца и ела вкусные фрукты. А как только наступал вечер, то сразу же отправлялась танцевать с другими, такими же ленивыми насекомыми. Солнышко, когда смотрело на Стрекозу не очень было довольно таким поведением и хмурилось по этому поводу. Пока букашки веселились и танцевали, то очень сильно мешали выполнять работу Муравьям. Вскоре наступила осень, листья тали желтеть, а ягоды перестали спеть, стали приближаться холода. Стрекоза нашла листик и закуталась в него, ей было очень холодно. Она проходила мимо муравейника и видела, как внутри тепло и хорошо муравьям. Тогда она стала просить к Муравьям, а они ее прогнали, так как все лето Стрекоза ничего не делала, а только плясала и веселилась.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *