Муром святые

Цитата сообщения Barmani Святое паломничество: МУРОМ: МОНАСТЫРИ

«Золотое кольцо». МУРОМ. Монстыри
Сайт «Исторические города России» Приглашает на родину Петра и Февроньи — в Муром. Мы посетим его уникальные монастыри, блистательно возрожденные в наши дни. Конечно, мы заглянем и к прославленным муромским святым,

которых мы чествуем 8 июля…

В данном случае нас интересует также и цветочное оформление монастырей Мурома, поскольку оно выше всяких похвал… Это вообще волшебное место — Муром…

Муром — это один из древнейших российских городов, прославившийся своими православными монастырями. Множество паломников пребывают в это живописное место, чтобы прикоснуться к святыням. Расположен Муром во Владимирской области, на реке Оке. Этому провинциальному городу более 1000 лет

Памятник Илье Муромцу

Название Муром получил от финско-угорского племени мурома, что означает скорее всего «люди на суше». Первое письменное упоминание о Муроме имеется в «Повести временных лет», однако археологические раскопки свидетельствуют, что муромские земли были заселены значительно раньше 862 года, а на территории современного Мурома в VI-VII столетиях было расположено так называемое Николо-Набережное селище с военным убежищем — Кремлем на Кремлевской горе.

Сегодня население Мурома сравнительно невелико — 150 тысяч жителей,

но при этом здесь действуют четыре монастыря:

  • Спасо-Преображенский мужской монастырь,
  • Свято-Троицкий женский монастырь,
  • Благовещенский мужской монастырь,
  • Свято-Воскресенский женский монастырь.

Приезжих поражает великолепное состояние отреставрированных обителей Мурома и ухоженная прилегающая территория (несмотря на большой поток туристов и паломников). Во все монастыри можно заходить и даже разрешается фотографировать

Троицкий женский монастырь в Муроме

В Троицкий монастырь паломники приходят поклониться мощам святых благоверных князя Петра и княгини Февронии – покровителям православной семьи, любви и благополучия в браке. Святые Петр и Феврония Муромские являют собой образец супружеской верности, преданности и любви, которые они сохранили на протяжении всей своей жизни, преодолевая все испытания и искушения.

Пётр и Феврония Муромские
Долгое время Муром был крайним восточным форпостом Руси, располагаясь на перепутье торговых путей между Русью и Булгарией. Со временем город Муром приобретает большое значение как торговый центр и с 1054 года становится владением черниговских князей, которые превращают Муром в центр Муромо-Рязанского княжества.

1. Вид на Казанскую надвратную церковь и колокольню.
2. Фрагмент колокольни Казанской надвратной церкви
В 1392 году сын Дмитрия Донского — Василий I, присоединил Муромское княжество к Московскому вместе с Нижегородским, Вологдой, Мещерой, Тарусой. Муромские дружины сражались на Куликовом поле, осаждали Казань, участвовали в освобождении Москвы от поляков. В Муроме бывали Иван Грозный и Петр I, приезжали А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов, А.Н.Радищев и Н.А.Некрасов, И.А.Крылов и Р.Г.Державин. На муромской земле родилась Н.О.Ганнибал — мать великого русского поэта А.С.Пушкина.

Свято-Троицкий женский монастырь

Святыни монастыря

С момента основания монастыря здесь хранился Виленский крест-мощевик — одна из первых святынь монастыря. 15 мая 1996 года к пятилетию возрождения обители, древняя монастырская святыня была возвращена обители из городского историко-художественного музея.

Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезённые из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.


здесь покоятся мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии…
Святые были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Своими молитвами они низводят небесное благословление на вступающих в брак.
День памяти святой чете установлен 8 июля.

Свято-Троицкий женский монастырь был закрыт в 1933 году. На его территории находился один из концлагерей системы ГУЛАГа Его возрождение монастыря началось лишь в 1991 году. Сегодня в это трудно поверить…


на территории Свято-Троицкого женского монастыря
Достопримечательности Мурома: Старая Козьмодемьянская церковь (XVI в.), Спасо-Преображенский собор (XVI в.),

Троицкий, Благовещенский и Спасский монастыри (XVII в.), Введенская и Воскресенская церкви (XVII в.); Николо-Набережная церковь, где лежат мощи Святой праведной Иулиании Лазаревской; церковь Козьмы и Дамиана на набережной по дороге в с. Карачарово — родину былинного богатыря Ильи Муромца и другие памятники архитектуры Мурома XVII-XIX веков, сделавшие его одним из красивейших городов «Золотое кольцо» России.
Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — является одним из старейших на Руси. По возрасту его превосходит только Киево-Печерская лавра. Сама природа, окружающая обитель, настраивает на возвышенный лад — с холма открывается вид на неспешно текущую Оку и необъятные Муромские и Нижегородские просторы.

Основателем монастыря был Святой Благоверный князь страстотерпец Глеб. Это первый русский святой — сын Киевского князя Владимира, который начал Крещение Руси. Первые летописные упоминания монастыря «Спаса на бору» датируются 1096 годом. А уже в 1097 году Муромский князь Константин благодаря чуду смог крестить языческое муромское племя: он один без оружия вышел к бунтующим язычникам и явил им икону Божией Матери, которая светилась подобно солнцу. Язычники пали ниц и вскоре приняли крещение в близлежащем озере. Славу обители принесли многие святые, которые почтили святое место своим присутствием, среди них святые благоверные князья Пётр и Феврония, преподобный Серафим Саровский и др.

Появлением величественного Спасского собора монастырь обязан Ивану Грозному. Во время похода на Казань царское войско проходило через эти места и царь дал обет — в случае победы воздвигнуть в Муроме каменный храм. Как известно, Казань была взята, а Иван Грозный сдержал своё словои в 1555 году городу предстал прекрасный Спасский Собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги.

В конце 19-го века монастырь обрёл икону Божией Матери «Скоропослушница», которую доставили сюда с далёкой греческой Святой горы Афонв 1878 году. Эта икона не только являет множество чудес — мироточит, меняет свой лик, но и оказывает помощь страждущим, которые обращаются к ней с молитвой. Особенно она славится тем, что способствует избавлению от бесовских наваждений, благоустройству в хозяйства, возвращению пропавших людей.

Рядом с георгиевской часовней находится красивый цветущий пруд, в центре которого растет волшебный цветок Лотоса. Цветущий пруд в Муромском Спасском монастыре.

Немного истории:с января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращён.

Возрождение монастыря

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. Позже он вспоминал: «Моим глазам предстала удручающая картина. Купола рухнули, снесена кровля, казармы представляли собой груды кирпича. Как восстанавливать все это, поначалу даже представить себе не мог…» Но чуть позже в монастырь вернулась та самая икона Божией Матери «Скоропослушница», и дело сдвинулось с мертвой точки. Понемногу собиралась братия, появлялись благотворители и знающие помощники, обитель быстро поднималась из руин

В апреле 1990 года общественность города Мурома обратилась с открытым письмом во Владимирское епархиальное Управление, а также к Председателю муромского горисполкома В. И. Жукову с открытым письмом в поддержку передачи Муромского Спасского монастыря Русской православной церкви. За идею возрождения обители выступил академик Д. С. Лихачёв, обратившийся 8 октября 1990 года с письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию.

Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 — 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Воскресенский женский монастырь — православный женский монастырь, расположенный в северо-восточной части Мурома (в Июльском переулке) на Фруктовой горе. По легенде возник на месте загородного дворца князей Петра и Февроньи Муромских. Первое упоминание о монастыре датируется XVI веком. Архитектурный комплекс монастыря сохранился до наших дней. Представлен постройками 17 века — пятиглавой Воскресенской церковью с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами и одноглавой надвратной Введенской церковью с шатровой колокольней.

Благовещенский монастырь.

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого.Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города.

Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора.

Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного.

Он посетил Муром в 1552 году во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

Благовещенский монастырь пользовался высочайшими милостями. Царь прислал для церковных нужд всю необходимую утварь, дал братии «милостыню неоскудну» и земельные владения, которые расширились в XVII веке.

В 1616 году монастырь разорили поляки, расхитив многие реликвии, пожалованные Иваном Грозным. Новые «государевы милостыни» помогли восстановить обитель. Собор был перестроен заново. В 1652 году к нему был пристроен придел Иоанна Богослова. В конце XVII столетия рядом с Благовещенским храмом воздвигли высокую шатровую колокольню.В настоящее время Благовещенский монастырь — уникальная сокровищница древнерусской православной культуры. Сегодня в нем совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Святыни

Рака с мощами св. бл. кнн. Константина и чад его Михаила и Федора Муромских чудотворцев

Икона св. бл. кн. Константина и чад его Михаила и Федора

Икона Божией Матери, именуемая «Иверская» (1678)

Икона Божией Матери, именуемая «Козельщанская»

Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

  • Обзор достопримечательностей Мурома

Серия сообщений «ДОРОГА К ХРАМУ: ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ»:ДОРОГА К ХРАМУ: Святыни России: путешествия по самым выдающимся православным города, монастыря и святыням Часть 1 — выставка «Гора Афон. Образы святой земли».
Часть 2 — Почему женщин не пускают на Афон?

Часть 13 — МОНАСТЫРИ РОССИИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Часть 14 — Пафнутьев сад
Часть 15 — Святое паломничество: МУРОМ: МОНАСТЫРИ
Часть 16 — МОНАСТЫРИ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
Часть 17 — Совершенно уникальный по красоте и содержанию фильм об истории России
Часть 18 — ТРЕБУЕТСЯ ПОМОЩЬ!!!!! КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ХОТЯ БЫ ПО 100 рублей. Не откладывая. Сразу. ВЗЯЛИ В РУКИ МОБИЛЬНЫЙ — И ПРЕЧИСЛИЛИ.
Серия сообщений «Муром»:
Часть 1 — 8 июля — День семьи, любви и верности
Часть 2 — О Муроме с восхищением

Часть 4 — ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ (ЧАСТЬ 110 — ПЁТР И ФЕВРОНИЯ. ГИМН ВЕРНОЙ ЛЮБВИ.)
Часть 5 — Муром празднует дни Петра и Февронии
Часть 6 — Святое паломничество: МУРОМ: МОНАСТЫРИ
Часть 7 — Муром — соль земли русской

Старинный русский город Муром стоит уже более одиннадцати веков. Как Полоцк, Ростов и Новгород, он был упомянут еще в «Повести временных лет». Считается, что об основах христианской веры языческое население узнало от первого муромского князя — святого благоверного Глеба-страстотерпца. Сегодня в городе существуют три христианских обители – два мужских монастыря и один женский. Помимо богатой истории и духовных ценностей, эти центры православия хранят прекрасные памятники русского зодчества.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасский монастырь в России считают одним из самых древних. Раньше его появилась лишь Киевско-Печерская Лавра. Монастырь возвышается на высоком левобережье Оки, будто большой корабль. И от стен обители муромские просторы открываются во всей красе.

Монастырь обустроили на месте, где жил муромский князь Глеб – вокруг укрепленного княжеского двора, который был окружен дремучими лесами. Первый монастырский храм освятили в честь Всемилостивейшего Спаса, и в летописях, начиная с 1096 года, об этой обители пишут, как о «монастыре Спаса на бору». Здесь неоднократно бывали князья Петр и Февронья — русские святые, которых верующие почитают, как покровителей семейных ценностей.

В честь взятия Казани русский государь Иоанн IV Грозный построил в обители новый каменный Спасский храм и даровал монастырю дорогое облачение для священнослужителей, богослужебную утварь, иконы и книги (1554 г.). Позже, когда монастырь подвергался осаде врагов, в этом пятиглавом храме жили монахи и хранили монастырские ценности.

Второй сделанный из камня храм появился на монастырской территории в 1691 году. Покровскую церковь построили теплой и разместили на ее нижнем этаже кладовые пекарню и кухню, где готовили трапезу для братии. А на втором этаже обустроили помещения для проведения церковных служб.

Еще одна постройка, которая сохранилась на монастырской территории с XVII века – это кирпичные палаты настоятеля. Конечно, в таком большом здании он не жил в одиночку. Часть помещений внутри палат была отдана под монашеские кельи, а часть – под кладовые.

В начале XVIII века в Спасо-преображенском монастыре открылось первое духовное училище. Примечательно, что в нем готовят священнослужителей и по сей день.

За несколько веков своей истории обители удалось собрать большую коллекцию памятников древнерусской письменности – старых рукописных и печатных книг, а также документов. Но в 1918 году новые власти обвинили монахов в помощи белогвардейскому мятежу, закрыли старый монастырь, и большинство его ценностей было расхищено. Спасти удалось только те предметы, которые успел взять на хранение Муромский краеведческий музей. С 1926 года в течение 4 лет в монастырских стенах находились цеха местной фабрики, а позже здесь расквартировали военных.

Паломники приезжают в эту обитель, чтобы поклониться иконе Богоматери «Скоропослушница», которая попала в монастырь из Афона в конце XIX века. Кроме того, здесь хранится частичка мощей русского святого Ильи Муромца, привезенная сюда из Киевско-Печорской Лавры. Любители древнерусской архитектуры могут полюбоваться в монастыре двумя храмами (XVI-XVII вв.), пятью церквями и часовнями.

Находиться на ухоженной монастырской территории очень приятно. Здесь много зелени, цветущих клуб, и создан даже собственный мини-зоопарк, в котором живут фазаны, утки и павлины. А в монастырской пекарне можно приобрести вкусный хлеб, который делают сами монахи.

Мужской монастырь расположен по адресу: ул. Лакина, 1. Территория открыта для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00.

С XII века в старой части города стояла деревянная церковь, освященная в честь святых Бориса и Глеба. Этот храм обветшал, и на его месте в середине XVII века поставили новый каменный Троицкий собор. Ктитором этого строительства стал муромский купец Тарасий Борисович Цветнов. Горожане звали его по прозвищу – Богдан Цветной.

Пятиглавый храм, созданный в традициях русского узорочья, дошел до наших дней, и он поистине замечателен. Над главами возвышаются удивительные по красоте позолоченные кресты, выкованные в XVII веке муромскими кузнецами. А особый колорит древнему храму придают полицветные изразцы, расписанные разными орнаментами.

В середине XVII века в обители появились новые постройки. На одном каменной фундаменте возвели многоярусную шатровую колокольню и красивую надвратную церковь с ложным шатровым завершением, которую освятили в честь Казанской иконы Богоматери. Вместе с собором они составили один из самых красивых архитектурных ансамблей древнего Мурома.

Во время советской власти с 1923 по 1991 год обитель была закрыта. Потом начался период ее непростого восстановления. Из музеев города в монастырь перенесли почитаемые верующими мощи святых Петра и Февроньи – муромских князей, считающихся покровителями брака и любви, а также старинный крест-мощевик.

При обители открыт приют для девочек-сирот и женщин пожилого возраста — «Надежда». Кроме того, монастырь занимается социальным служением в нескольких тюрьмах, колонии, где содержатся несовершеннолетние правонарушители, среди солдат воинской части и в городском обществе инвалидов. Перед обителью установлен монумент Петру и Февронье, ставший настоящим местом паломничества среди влюбленных и молодоженов Мурома. Православная церковь отмечает день памяти этих святых 8 июля.

Женский монастырь расположен в центральной части Мурома, рядом с городской администрацией, на площади Крестьянина (бывшей Троицкой), 3А.

Благовещенский мужской монастырь

В XII веке в Муроме построили деревянный храм Благовещения, где горожане бережно хранили мощи князей, крестивших город, Константина Святославовича – сына Черниговского князя, а также его сыновей – Михаила и Федора. На месте этой церкви в середине XVI века и появилась мужская обитель.

История ее основания тесно связана с походом Иоанна IV Грозного на Казань. Царь вместе с войском останавливался в Муроме и дал обещание в случае победы обустроить на месте, где упокоились святые князья, обитель для монахов. Так и случилось, старый деревянный храм разобрали и силами московских зодчих из камня построили Благовещенский собор. Новая обитель сразу оказалась под царским покровительством. От царя она получила богатые дары, деньги из казны и несколько муромских деревень.

В начале XVII века обители пришлось превозмочь страшные испытания. В 1916 году польско-литовские войска, которыми управлял пан Лисовский, разграбили монастырь, а монахов взяли в плен. Когда Смутные времена на Руси завершились, муромский житель — купец Тарасий Цветнов на свои деньги отстроил обитель заново. А когда этот купец состарился, он принял монашеский постриг и позже был похоронен на территории монастыря.

В годы советской власти старинный монастырь закрыли, а братию распустили. Однако, в Благовещенском храме церковные службы не прекращались. Его закрыли только 1940 году, правда, всего на два года. Последнего настоятеля обители, как и многих священнослужителей, репрессировали. Открытие монастыря произошло в 1991 году.

До наших дней старый Благовещенский собор дошел со значительными перестройками. От храма, возведенного в XVI веке, остался только один подклет. Сейчас этот храм представляет собой очень красивое культовое здание, пышно украшенное в стиле русского узорочья. Внутри него находится самый старый в Муроме шестиярусный резной иконостас, выполненный местными мастерами в стиле барокко в конце XVIII века.

Верующие приезжают в эту древнюю обитель, чтобы поклониться мощам святых князей города Муром, а также, чтобы помолиться у почитаемых икон — образа Ильи Муромца, святых князей Петра и Февроньи, Иверской Богоматери и Николая Чудотворца.

Монастырь находится на Красноармейской (бывшей Успенской) улице Мурома, в д. 16.

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва

Санкт-Петербург

Владимир

Ярославль

Казань

Ростов Великий

Александров

Иваново

Калуга

Кострома

Сергиев Посад

Нижний Новгород

Псков

Касимов

Переславль-Залесский

Суздаль

Мiръ Россия Владимирская область Муром

Идёт загрузка карты…

Общее описание

Районный центр Владимирской области в 280 км к востоку от Москвы, в 137 км к юго-востоку от Владимира. На р. Оке. Население – 146 тыс. человек.

Субъективно

Муром оставляет сложное впечатление. Древнейший город, в котором самая старая постройка – лишь XVI в. Город «святогонов», в котором четыре действующих монастыря. Город святых, которых почитает вся Русь, почти ничего достоверно не зная о них. Город, богатый святынями, но бедный паломниками.

Вместе с древнейшими постройками утеряны и летописи Мурома. Поэтому, передаваемая из уст в уста, древнейшая история города и его святых приобрела сказочные детали, в ней много неясностей и загадок. Возможно, эти былинные сказания ярче передают дух древней Руси, характеры и величие героев, чем объективные, но отрывочные и сухие сведения из прижизненных летописей.

Главные достопримечательности Мурома можно обойти пешком, поэтому посетить всё можно и за один день, а чтобы уделить каждому месту достойное внимание, необходимы два дня.

История города

Древний, как Русь

«Повесть временных лет» устанавливает один год рождения – 862-й – для пяти древнейших русских городов: «…И по тем городам… перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьсте кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома…» Мурому считают финно-угорским племенем, близким к мордве. Это племя было полностью ассимилировано славянами к X-XII вв.

Крещение Мурома

После убиения князя Глеба братом Святополком в 1015 г. городом управляли наместники киевских и черниговских князей. В Муроме они не жили, и предоставленные сами себе муромцы оставались язычниками.

В 1097 г. на съезде князей в Любече Муром был передан в удел сыну Святослава Черниговского Ярославу. Возможно, Ярослав Святославович и был тем святым князем, которого церковный писатель XVI в. называет Константином Святославовичем. Вероятно, Ярослав постригся в монашество или в схиму с именем Константина.

Константин Святославович прибыл на княжение в языческий Муром с женой Ириной, сыновьями Михаилом и Феодором, епископом Василием и иконой Божией Матери, впоследствии названной «Муромской». Чтобы войти в город с миром, князь послал к муромцам своего сына Михаила. Как это было, опять-таки рассказывают по-разному. Мы не знаем, услышали ли язычники из уст Михаила проповедь христианства; но несомненно, что проповедью христианства было самопожертвование молодого князя. Князь Константин уподобился в этом Богу-отцу, пославшему Сына примирителем; Михаил был убит ради спасения других людей.

Только перед силой княжеской дружины муромцы отворили ворота города. Над могилой сына Константин построил храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но язычество сопротивлялось. Однажды муромцы окружили двор князя с намерением убить его. Константин, помолясь, вышел к ним с Муромской иконой Божией Матери, и, по преданию, свершилось чудо: язычники смирились и упали на колени, прося крестить их. Этот двор находился на Старом Вышнем городище, где сейчас стоят Свято-Троицкий и Благовещенский монастыри. Первый епископ Мурома Василий крестил муромцев в водах Оки.

За годы правления Константина Муромское княжество укрепилось не только как восточный оборонительный форпост Руси, но и как важный центр торговли с южными и восточными народами. Князь Константин преставился в один год со своим сыном Феодором. Они были похоронены в Благовещенской церкви, на том же месте лежат их святые мощи и теперь – в Благовещенском соборе Благовещенского мужского монастыря.

По преданию, около 1290 г. старице Варсонофии в ночном видении явилась Божия Матерь со святым князем Константином и его сыновьями и сказала: «Иди и скажи жителям Мурома, что в церкви Благовещения почивают нетленно мощи святых благоверных князей Константина и чад его, которые подают исцеления». После того как видение повторилось, старица пошла к епископу. Исцеления от мощей святых князей совершаются и теперь. Память благоверных князей Константина, Михаила и Феодора празднуется 21 мая (3 июня).

О двойнике святого Константина – князе Ярославе Святославиче – историческая наука говорит, что он умер в 1129 г. и после него Муромом по очереди управляли три его сына – Юрий, Святослав и Ростислав. В 1154 г. Юрий Долгорукий силой взял власть над Муромом и отдал его своему сыну Андрею Боголюбскому. Но Ростислав Ярославич вернулся с половцами, разбил дружину Андрея и снова водворился в Муроме.

Запустение и возобновление города

Первой из больших городов Руси удар Батыя в 1237 г. приняла на себя Рязань. Под Рязанью погиб и тогдашний муромский князь Юрий Давыдович. Соседний Муром Батый разорил дважды – в 1237 и 1239 гг. О втором нашествии летописец написал: «Обеспамятствовавшие жители не могли нигде найти безопасность: матери плакали о детях, на их глазах растоптанных конями татарскими; живые завидовали спокойствию мертвых».

Всего же только с 1237 по 1293 г. Муром был разорён шесть раз. Последний – в 1293 г. – из-за междоусобиц город разорил великий князь Андрей, сын Александра Невского. Оставшиеся в живых поселились к северу от развалин города.

Восстановил город князь Юрий Ярославич, получивший город в удел в 1351 г.

Между Москвой и Казанью

В 1392 г. сын Димитрия Донского Василий присоединил Муромское княжество к Московскому. Муром стал одним из восточных рубежей Москвы. С 1440-х гг. начались набеги казанских татар на Муром и походы москвичей на татар. За век с небольшим – до взятия Казани – муромская дружина участвовала во множестве оборонительных сражений, освобождении Нижнего Новгорода и двух походах на Казань. При взятии Казани муромская дружина сыграла решаюшую роль. Карамзин писал: «Казанцы еще не уступили своих трофеев, но явились муромцы, дети боярские, стародавним племенем и доблестью: ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров. Победа решилась…»

Лихолетье. Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом. У них родились десять сыновей и три дочери. Но семейные хлопоты не отвлекли Иулианию от духовных занятий. После ухода мужа на царскую службу она все ночи проводила без сна, на молитве.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с. Вочнево в Нижегородской земле. Там они собирали лебеду, кору с вязов и готовили из этого хлеб, который по молитве святой был вкусным и питательным. Нищие, которых кормила Иулиания, говорили: «Так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы».

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Смутное время

Едва успел город встать на ноги, надвинулось Смутное время. В 1616 г. Муром был разорён польской бандой Лисовского. Посадские люди, которые кормили горожан, «разбежались безвестно от бедности, от великих податей государевых, мнози побиты литовскими людьми». Когда в 1619 г. был избран новый царь, игумен Благовещенского монастыря написал ему: «Приходили к нам литовские люди и монастырь разорили, в церквах Божиих престолы ободрали и стихари и поясы и посох, царское богоданное и всякое церковное строение расхитили, братию посекли, игумена с пономарем взяли в плен и кельи пожгли и пономоря в половину пожгли. И от того литовского разорения в монастыре на церквах кровли сгнили…»

Царь Михаил Феодорович пожаловал монастырю несколько озёр, на оброк с которых обитель смогла постепенно восстановить разрушенное.

Город кожевенников, кузнецов и купцов

В XVI в. город был обнесён деревянной стеной длиной около 1200 м. Из муромских ремесленников наиболее славились кожевенники. Почти в каждом доме был колодец, в котором дубили бычьи кожи.

Сильны были и кузнецы. В 1637 г. муромские кузнецы выковали по домам около 1000 мушкетных стволов и 600 копий. Славились муромские замки, дверные ручки и другая домашняя утварь из железа. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся две работы известного муромского оружейника Никиты Давыдова – булатный шлем царя Михаила Феодоровича (1621) и пластинчатый доспех (нагрудник) царя Алексея Михайловича (1663). Сохранился также изготовленный мастером шестизарядный пистолет. За 50 лет работы в московской Оружейной палате Никита Давыдов воспитал много учеников.

Как и во всех русских городах, стоящих на больших реках, самыми богатыми людьми Мурома были купцы. От купцов остались каменные особняки, храмы и роскошные надгробия возле этих храмов.

Железнодорожный вокзал

В 1880 г. через Муром прошла ветка железной дороги Москва – Нижний Новгород. А в 1912 г. было открыто элегантное здание вокзала, построенное по проекту А. В. Щусева.

Святые

Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония

Благоверные князь Петр и княгиня Феврония

В историю жизни Петра и Февронии народная память внесла явно сказочные детали. Возможно, народ не мог иначе выразить красоту любви этих праведников. Записанное в XVI в. сказание о жизни Петра и Февронии начинается с того, что крылатый змей стал любовником жены муромского князя Павла, в котором историки по времени жизни узнают князя Владимира, скончавшегося в 1203 г. Желая освободиться от змея и его колдовства, жена князя выведала у змея, что тому суждено умереть «от Петрова плеча и Агрикова меча». Однажды незнакомый мальчик указал брату Павла Петру, где спрятан Агриков меч. Пётр зарубил змея, но от брызнувшей на него крови покрылся язвами, от которых никак не мог излечиться. Дальнейшая часть жития вполне правдоподобна.

Некая девица Феврония в рязанской деревне Ласково взялась вылечить Петра, если он женится на ней. Вначале Пётр не поверил девице, но, загадав ей загадку, был удивлён мудрым ответом. Пётр помазал мазью Февронии свои язвы в бане и выздоровел. Но не женился на деве, а вернулся в Муром. После чего болезнь вернулась к нему.

Тогда Пётр покаялся и взял Февронию в жёны. Когда Павел умер, Пётр стал муромским князем. Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку. Верный Пётр предпочёл оставить Муром вместе с Февронией.

Из Мурома княжеская чета ушла по Оке. В одной лодке с Февронией находился человек, который смотрел на княгиню с блудными помыслами. Княгиня велела мужчине зачерпнуть и выпить воды сначала с одной стороны лодки, потом с другой. И спросила:

– Одинакова вода или одна слаще другой? – Одинаковая, госпожа, вода. – Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?

Так, будучи целомудренна сама, прозорливая Феврония давала и другим уроки целомудрия.

В Муроме началась борьба за власть. Никто из бояр её не добился, зато многие нашли смерть. Тогда бояре умолили Петра и Февронию вернуться на княжение.

Долгая жизнь Петра и Февронии была украшена щедрым милосердием. Пётр был всем муромцам отцом, а Феврония – ласковой матерью. Незадолго до смерти Пётр принял монашеский постриг с именем Давида, а Феврония – с именем Евфросинии. Евфросиния поселилась в Крестовоздвиженском монастыре, который был поставлен на берегу Оки вблизи места первого крещения муромцев. Монастырь был полностью разрушен, сейчас на месте кельи св. Февронии-Евфросинии, по ул. Экземплярского, бывшей Воздвиженской, стоит памятный крест.

Как и просили Бога, Пётр и Феврония умерли в один день – 25 июня (8 июля) 1228 г. Этот день стал днём их церковного поминовения. Тела князя и княгини народ поставил в разных церквах, так как считалось, что иноку и инокине нельзя лежать рядом. Но наутро тела святой четы нашли в храме Рождества Богородицы в одном гробе с тонкой перегородкой, который они приготовили для себя при жизни.

В 1992 г. мощи Петра и Февронии из музея были переданы в Свято-Троицкий женский монастырь. По молитвам у святых мощей снова совершаются чудеса, среди который много благодеяний супружеским парам – рождаются дети, в семьи возвращаются мир и любовь.

Святитель Василий Рязанский

Впервые черниговские князья получили во владение Муром в 1054 г. Примерно тогда же на муромских землях возник город Рязань, который быстро усиливался. В результате междоусобиц между сыновьями Александра Невского Муромо-Рязанское княжество распалось.

Около 1285 г. муромским епископом стал Василий. О его жизни в Муроме мало известно. Однажды по Мурому распространился слух, что в доме епископа видели молодую женщину. Заверениям Василия в своей невиновности муромцы не поверили и велели ему оставить город. Святитель всю ночь молился в храме Бориса и Глеба, наутро пришёл на берег Оки, расстелил по воде свою мантию, ступил на неё с Муромской иконой Божией Матери в руках и был принесён «духом бурным» в Рязань, где прославился святостью.

Так Муром разом утратил чудотворную Муромскую икону Божией Матери, святого епископа и первенство над Рязанью. Потому что вместе с Василием в Рязань переместилась епископская кафедра, с учреждением которой Рязань укрепилась как самостоятельное княжество. Вдобавок муромцы укрепили свою репутацию «святогонов». Это произошло около 1288 г.

Праведная Иулиания

Праведная Иулиания Муромская

В 1570 г. эпидемия опустошила Муром. За ней последовал голод, спасаясь от которого остатки жителей разбежались по деревням.

Восстанавливался город медленно. Спустя четыре года в Муроме проживало лишь 149 человек. А ещё через несколько лет голод снова поставил Муромскую землю на грань выживания. В этих испытаниях проявились добрые качества вдовы помещика из села Лазаревское Иулиании.

В шесть лет Иулиания осталась сиротой, и её взяла к себе в Муром бабушка. По преданию, уже тогда девочка отличалась скромностью, тихостью, любовью к молитве, хотя Божиим заповедям её никто из людей не учил. В 16 лет она вышла замуж за владельца близлежащего села Лазаревское Юрия Осоргина и переехала в его дом. У них родились десять сыновей и три дочери. Но семейные хлопоты не отвлекли Иулианию от духовных занятий. После ухода мужа на царскую службу она все ночи проводила без сна, на молитве.

Четыре сына и две дочери Иулиании умерли во младенчестве. Когда же двух взрослых сыновей убили, она хотела уйти в монастырь. Но муж словами прп. Космы убедил её до конца нести семейный крест; они стали жить с мужем как брат с сестрой.

Когда при Борисе Годунове на муромскую землю снова пришёл голод, мужа Иулиании уже девять лет не было в живых. Праведница продала скот, всё движимое имущество и кормила свою челядь и всех, кто просил у неё. Когда хлеб кончился, Иулиания дала свободу тем слугам, которые захотели уйти, а с оставшимися переселилась в с. Вочнево в Нижегородской земле. Там они собирали лебеду, кору с вязов и готовили из этого хлеб, который по молитве святой был вкусным и питательным. Нищие, которых кормила Иулиания, говорили: «Так в сладость не наедались, как сладок хлеб у этой доброй вдовы».

В конце 1613 г. праведная Иулиания занемогла и через неделю скончалась. В минуту смерти все окружающие видели на её голове золотой венец, а дом наполнился благоуханием. По завещанию Иулиании её похоронили в Лазаревском, рядом с мужем. В том же 1614 г., когда рыли могилу для их сына, обрели её мощи нетленными и мироточащими; от них многие получили исцеление. Память праведной Иулиании Лазаревской празднуется в день её смерти – 2 (15) января.

До 1989 г. мощи святой хранились в музее. Сейчас они покоятся в муромской Николо-Набережной церкви.

Первое жизнеописание Иулиании составил её сын Калистрат Осоргин. В 1999 г. в Муром приезжали потомки святой – семья православного священника из Франции; привезли образ праведной Иулиании.

Монастыри

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Первоначально здесь стоял деревянный храм Бориса и Глеба, построенный благоверным князем Константином. В нём молился перед изгнанием святитель Василий. Храм был центром Борисоглебского монастыря Мурома. Со временем был разорён, на его месте поставили деревянную Троицкую церковь. В 1643 г. попечением купца Богдана Цветного, торговавшего красильными товарами, Троицкий храм был отстроен в камне. В 1648 г. Богдан Цветной выкупил окружавшие храм земли и пожертвовал на строительство девичьего монастыря. В том же году была освящена надвратная церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1890-х гг. на реставрацию этих церквей пожертвовал 400 рублей святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Монастырь Мурома украшал город не только благолепием храмов, но и духовными дарами монахинь. В нём были прозорливые старицы, которые указывали людям спасительный путь в болезнях и других скорбных обстоятельствах.

В 1918 г. в Свято-Троицком монастыре был арестован епископ Муромский Митрофан, живший здесь после закрытия Спасского монастыря; из трёх келейных корпусов изгнали монахинь и заселили туда мирян. Вовсе монастырь закрыли в 1921 г. Со временем колокольню разрушили, Троицкий собор превратили в склад, а территорию монастыря поселившиеся здесь люди превратили в помойку. Среди новых «насельников» было много людей с уголовным прошлым; муромцы стали избегать ходить здесь затемно.

Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, пл. Крестьянина, 3а.

Телефон: (49234) 3-13-99, 3-13-74.

Время работы: Богослужения. Литургия по будням – в 6.30, по праздникам и воскресным дням – в 7.00. Вечернее богослужение – в 16.00.

Воскресенский женский монастырь (Муром)

Монастырь Мурома находится лишь в 10 минутах ходу от Троицкого и Благовещенского монастырей, но в нём совсем другая жизнь.

Об истории известно мало. Монастырь всегда был девичьим. В 1616 г. поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В 1764 г. монастырь был упразднён, его церкви стали кладбищенскими. В 1929 г. кладбище уничтожили, а в 1950 г. и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В Воскресенском храме был спортзал с рингом.

Возобновлён монастырь Мурома в 1998 г., в нём около 10 сестёр. Службы проходят в Воскресенском храме (1658). В церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм (1658) живут сёстры. Ниже монастыря находится святой источник Петра и Февронии.

Адрес: 602200, Владимирская обл., г. Муром, Июльский пер., 1а. (Продолжением улицы Ленина является мост через овраг, перейдя который нужно после стадиона повернуть направо.)

Время работы: Богослужения. По будням литургия – в 7.00, по праздникам и воскресным дням часы – в 7.30. Вечернее богослужение – в 16.00.

Благовещенский мужской монастырь (Муром)

Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу.

Сегодня в монастыре совершаются ежедневные монастырские богослужения и ведется духовно-просветительская деятельность.

Главной церковью монастыря является Благовещенский собор (начало строительства — XVI век, перестроен в 1660-е годы). Внешняя отделка собора является одним из хрестоматийных примеров узорочья. Благовещенский собор был единственным зданием, пережившим разорение монастыря в Смутное время. К собору пристроена шатровая колокольня. Надвратная Стефаниевская церковь традиционно датируется 1716 годом. В 1811 году была сооружена монастырская ограда с башенками.

Адрес: Россия, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, 16

Спасо-Преображенский монастырь (Муром)

Местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI века «Повести о водворении христианства в Муроме», связывает основание монастыря с муромским князем Глебом Владимировичем (не позднее 1015 года). Появление монастыря на рубеже X—XI веков прочно утвердилось в российской историографии, хотя существуют и другие точки зрения на время появления обители.

В середине XVI века после успешного похода Ивана IV Грозного на Казань в Муроме по приказу царя были воздвигнуты несколько каменных храмов, в том числе главный собор Спасо-Преображенского монастыря.

С именем цара Ивана Грозного связано и начало экономического расцвета Спасского монастыря. Наделив обитель обширными вотчинами, царь установил в нём также «общежительство». В описях Мурома 1624 и 1636—1637 годов монастырь значится как «строение государево», что подтверждает активное участи в жизни обители представителей царствующего дома.

Адрес: ул. Лакина, 1, Муром, Владимирская обл., Россия, 602267

Телефон: +7 492 343-14-76

Электронная почта: e-mail: maill@spasmurom.ru

Храмы

Перед революцией в Муроме было 15 приходских храмов (не считая монастырских). Осталось 7, из которых действуют 4.

Николо-Набережная церковь (Муром)

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Телефон: +7 492 343-12-33

Свято-Вознесенский кафедральный собор (Муром)

Первое документальное свидетельство о Вознесенской церкви относится к XVI веку; в сотной выписи на Муромский посад 1574 г. в числе городских церквей упоминается и церковь в честь Вознесения Господня.

В 1729 г. «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» вместо деревянной Вознесенской церкви был построен каменный храм с прежним названием. В след за этим и вместо другого деревянного Входоиерусалимского храма к каменному был пристроен с южной стороны каменный придел в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим. Но устроенный придел, нужно думать, был холодный, а деревянная теплая церковь пришла уже в ветхость, поэтому в 1771 году устроена была другая теплая деревянная церковь в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

В 1809 г. Входоиерусалимский придел был распространен и с того времени до 1892 г. наружный вид храма остался без изменений. В 1892 г. к этому приделу сделана была пристройка с северной стороны, в котором устроен новый престол.

Адрес: 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Московская 15а

Телефон: 8(49234) 2-28-39

Храм Космы и Дамиана (Муром)

Одной из самых старых церквей города Муром является храм Космы и Дамиана, который располагается на берегу реки Ока. Согласно старинному преданию, церковь была выстроена в 1565 году по приказу Ивана Грозного, останавливавшегося в Муроме, когда он ехал в Казань.

Иван Грозный, пребывая здесь, дал клятву, что если поход на татарское войско окажется успешным, то он прикажет возвести каменные храмы над мощами его дальних родственников, а именно святых муромских князей Михаила, Константина, Петра, Федора, Февронии. Старинная летописная повесть под названием «Сказ о возрождении христианства в Муроме» повествует о том, что в 1555 году царь прислал из Москвы специально обученных каменщиков, после чего неподалеку от деревянных построек возвели внушительные каменные церкви с белыми стенами.

Адрес: Владимирская область, Муромский район, г. Муром, ул. Набережная

Свято-Успенский храм (Муром)

Церковь Успения Божией Матери стояла на западной окраине дореволюционного Мурома. Согласно описи города 1636 года на Успенской улице стояло два деревянных храма: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы и теплая церковь Богоявления Господня.По давней традиции, на Руси нередко строили рядом два храма: один – для лета, другой – для зимы. В основном храме (Успенском) богослужения проводились в теплое время года.

Находившаяся рядом Богоявленская церковь считалась зимней. Успенскую церковь посещали жители северо-западного конца города. В 1636 году в Муроме насчитывалось 20 таких рядовых церквей (не считая каменных и монастырских храмов). Поэтому неудивительно, что что скромная приходская церковь не отличалась ни богатством церковной утвари, ни внутренним убранством.

В 1790 году муромский купец Дмитрий Лихонин возымел желание построить вместо скромной деревянной церкви новый кирпичный храм, что и было сделано.Новая церковь имела два престола: главный — в честь Успения Пресвятой Богородицы и второстепенный, в теплом приделе в честь великомученика Димитрия Солунского. В 1829 году храм расширили устройством трапезы. В 1835 году после возведения невысокой колокольни Успенская церковь приобрела современный вид.

Адрес: 602267, Владимирская обл., г. Муром, ул. Красноармейская, 41а

Телефон: 8(49234) 3-16-99

Проезд из Москвы

С Казанского вокзала Москвы в г.Муром – около 20 поездов в сутки. Время в пути – в среднем 4,5 ч. Удобных – утренних – нет, только ночные и дневные.

С Центрального автовокзала Москвы в г.Муром 2-3 рейса в день. В пути – 5-6 ч. Или до Владимира, оттуда 7 рейсов в день, 3 ч пути.

На машине по М7, после Владимира – Р72 (через Судогду). 318 км, 4 ч 50 мин пути.

Прочая информация

Куда дальше из Мурома

Вокзалы Мурома

Автостанция (напротив гостиницы Мурома «Русь»): (49234) 3-24-65.

Ж/д вокзал: (49234) 9-23-00.

Владимир

7 автобусных рейсов в день, 3 ч в пути.

Нижний Новгород

3 автобусных рейса в день, 4 ч в пути.

На машине по Р125 156 км, 2 ч пути.

Гороховец

3 автобусных рейса в день (на Нижний).

На машине по Р76 до М7, затем 8 км по М7 в сторону Нижнего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *