Мусульмане традиции и обычаи

Основные мусульманские праздники

Исламская культура насчитывает десятки различных религиозных праздников, которые имеют большое значение для мусульманского народа, но некоторые из них становятся не просто праздничными днями, а важнейшими событиями в году.

  • Курбан-байрам – великий праздник мусульман, считается главной ежегодной традицией, в дословном переводе означает «праздник жертвы», проводится через 10 дней после Ураза-байрама.
  • Ураза-байрам – отмечается 1-го Шаваля. Относится к основным праздникам ислама. Мусульманам предписано в это день отдыхать. Длится праздник три дня, подводит итог месячному посту в месяц Рамадан.
  • Лейлят аль-кадр – отмечается в ночь двадцать седьмого числа в месяце Рамадане. По поверьям, в эту ночь, пророк Мухаммед получил в дар от Аллаха священное писание мусульман – Коран. В эту ночь мусульмане проводят богослужение, молитву принято читать, будучи в мечетях. Потому как по поверьям в эту ночь Аллах решает судьбу каждого мусульманина с учётом его желаний, которые он высказывает Аллаху в молитвах.
  • Ашура – праздник, посвящённый дню памяти внука пророка Мухаммеда.
  • Мавлюд – праздник, ознаменовавший день рождения пророка Мухаммеда.
  • Мирадж – по поверью, в этот день произошло путешествие пророка Мухаммеда на фантастическом животном Бураке. Путь шёл из Мекки в Иерусалим. Где и поднялся по священной лестнице для беседы с Аллахом на небе. Отмечается этот праздник 27 числа 7-го месяца мусульманского лунного календаря (месяц Раджаб).

Важнейшие праздники мусульман обычно выделяются выходным днем.

Праздником для мусульман также считается каждая пятница. Работать в пятницу считается греховным, поэтому благочестивые верующие проводят её в мечетях за молитвой.

Обряды и традиции

К основным обрядам и традициям исламского мира принято относить действия, неразрывно связанные с богослужебными праздниками. Они имеют чёткие рекомендации, а некоторые из них являются обязательными для исполнения.

  • Обрезание крайней плоти – ритуал, предписанный к выполнению мусульманским священным преданием – сунной. Изначально возник с гигиенической целью, так как в младенчестве, когда крайняя плоть плотно сомкнута, при условии высоких климатических температур нередко возникали воспалительные заболевания. На данный момент обрезание проводится в младенчестве, а обряд является традиционным для мусульман и неразрывно связан с религиозными убеждениями.
  • Намаз – мусульманская молитва, проводится ежедневно пять раз в день. Первая читается до восхода солнца, пятая – при заходе солнца. В священный месяц Рамадан проводится обязательная дополнительная молитва после дневного поста. Богослуживые мусульмане в любой день, вне зависимости от месяца, могут проводить несколько дополнительных молитв. Намаз проводится вне зависимости от местоположения верующего, полуденная молитва в пятницу по обряду должна читаться в мечети.
  • Хадж – паломничество к местам деятельности пророка Мухаммеда (в Мекку, Медину). По устоявшимся правилам не является обязательным, но должно оставаться целью для каждого сознательного совершеннолетнего мусульманина.
  • Милостыня – есть обязательным обрядом для каждого верующего мусульманина, по поверьям милостыня освобождает от греха и является вкладом в жизнь после смерти.
  • Чтение Корана – считается похвальным у мусульман. Коран, как священная книга, должен храниться в доме каждого мусульманина как дань традициям и истории. Утро в мусульманских странах начинается с чтения Корана по радио, если обладатели священного писания читать Коран не умеют.

Праздник мусульман Ураза-байрам

Праздники мусульман несут в себе смысл и историю. Ураза-байрам — один из важнейших праздников, отмечается 1-го Шаваля, заключается в разговении после поста в месяц Рамадан.

Праздник мусульман Ураза-байрам продолжается 4 дня и начинается с уборки в доме, во дворе и во всех помещениях. После дом украшается, все члены семьи моются и облачаются в чистые одежды. В семьях с достатком принято делать обновки как для дома, так и для каждого из членов семьи. К празднику подготавливают и деньги на милостыню, так как по традиции каждый мусульманин должен подготовиться к празднику. В ночь перед праздником готовятся различные традиционные мусульманские угощения. Утром на Ураза-байрам принято съесть что-нибудь сладкое. В день праздника дети разносят сладости по своим родственникам, взамен получают их угощения, и происходит своеобразный обмен блюд мусульманской кухни. В этот день принято быть приветливым.

Молитва проводится в мечети, перед молитвой имущие мусульмане делают особое пожертвование за каждого из членов своей семьи и за прислугу.

После молитвы люди отправляются на кладбище для поминания усопших родственников.

В городе проводятся празднования и ярмарки.

В период после поста мусульмане часто потрошат своих гусей, часть полученного мяса раздают неимущим.

Великий праздник мусульман

Важнейший праздник мусульман Курбан-байрам является частью важного мусульманского обряда – хаджа. Мусульмане отмечают праздник вблизи Мекки на 10-й день 12-го месяца по мусульманскому лунному календарю. Во время праздника вспоминается милосердие Аллаха и необходимость повиновения его воле вне зависимости от своих желаний. Для тех, кто не может совершить паломничество в Мекку, заключительная часть праздника – жертвоприношение — проводится по местонахождению верующего.

Главный праздник мусульман начинается с утренней молитвы, которая проводится в Мекке, после молитвы расходятся по домам, а потом могут снова собираться в небольшие группы для воспевания Аллаха. После хоровой песни в мечети имамом проводится проповедь, по окончании которой верующие отправляются на кладбище, для совершения молитвы за души умерших. После похода на кладбище мусульмане готовятся к обряду жертвоприношения.

Весь процесс жертвоприношения и подготовки к нему сулит мусульманам прощение их грехов, приписывание благих деяний, создание ангелов, которые будут молиться за них до наступления ссудного дня. Учитывается, сколько шагов прошёл мусульманин, сколько заплатил за жертвенное животное, сколько капель крови было пролито.

Для жертвы в праздник выбирается овца, бык, корова или верблюд, достигшие определённого возраста. Жертвенное животное не должно иметь видимых дефектов, принято выбирать животных с большим количеством жира, упитанных, здоровых внешне.

Совершается жертвоприношение после праздничной молитвы.

Общие принципы

Во время любого из праздников мусульманского календаря верующие, конечно же, молятся. Кроме того, они вспоминают своих близких и молятся за тех из них, кто отошел в мир иной. Как предписывает Ислам, праздники должны проводиться в общине, чтобы каждый человек мог почувствовать свою причастность к умме.

В отличие от христианства, где главных праздников насчитывается тринадцать, мусульмане имеют только две столь значимых торжественных даты: Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха. Первый праздник приурочен к завершению поста, а второй посвящен жертвоприношениям. Его отмечают во время совершения хаджа, то есть паломничества в Мекку. В противовес Фитру, который называют Малым праздником, Адха называется Большим, или Великим.

Оба эти праздничных дня, а также все другие религиозные праздники Ислама отмечаются в соответствии с лунным календарем по традиции, принятой на Ближнем Востоке. Счет исламского летоисчисления начинается с 15 июля 622 года н. э. В этот день пророк Мухаммед переселился из Мекки в Медину, что называется днем Хиджры. Лунный год мусульман короче солнечного на 11 дней. Этим обуславливается то, что исламские праздники не приурочены к датам григорианского календаря, в соответствии с которым они ежегодно смещаются в своем праздновании на одиннадцать дней. Чтобы выровнять этот ритм, каждый третий год считается високосным.

Ид аль-Фитр

Фитр служит ответом на вопрос о том, какие праздники в Исламе наиболее любимы. Он знаменует собой конец великого исламского поста рамадана. В народной традиции его еще называют праздником сладостей. Как уже было замечено выше, этот день входит в двойку важнейших торжеств, которые имеет Ислам. Праздники эти называются Малым и Большим, из которых Фитр – Малый. Называется он так только потому, что его продолжительность составляет три дня, тогда как время празднования Великого праздника Адха – четверо суток.

К торжествам Фитра тщательно готовятся. Традиционно в это время ходят в гости. Потому исламские семьи готовят много угощения и украшают свои жилища. Как и христиане на Пасху, приверженцы ислама дарят друг другу подарки и поздравительные открытки.

Другая обязательная черта этого праздника – благотворительность. В обязательном порядке для бедных и малоимущих семей собирается пожертвование, чтобы праздник не обошел их стороной.

Когда приходит время завершить пост, верующие призываются на молитву. В исламских странах бьют в барабаны, делаются объявления по радио и телевидению, стреляют из ружей в небо, и сразу же начинается веселье. Первым делом скромной трапезой из фиников, сока или молока прерывается пост. Завершается прием пищи ритуальной молитвой, называемой Магриб. Все последующие три дня никто не работает, не учится. Все только веселятся, дарят подарки, наносят визиты к друзьям и посещают родственников. Основное же веселье начинается в первый день в полдень с праздничного обеда. После этого предусмотрено посещение кладбищ и молитва об умерших, вслед которой все три дня продолжается всеобщая радость и торжества.

Мусульманские обряды и праздники

Это особые праздники ислама. Праздники в исламе отмечаются по мусульманскому ка­лендарю. Мусульманский календарь — лунный. Счет его ведется от 15 июля 622 г., когда пророк Мухаммед, по пре­данию, переселился из Мекки в Медину. Мусульманский год распадается на 12 месяцев, которые носят названия: мухаррем, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-авваль, джумада ас-сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зу-ль-када, зу-ль-хиджжа.

В шести месяцах по 30 дней, в остальных шести — по 29. Год лунного календаря, таким образом, на 11 дней меньше года, определяемого по солнечному календарю.

Мусульман­ские же праздники по отношению к солнечному календа­рю каждый год начинаются на 11 дней раньше, чем в пре­дыдущем году.

Главными, наиболее значимыми для мусуль­ман считаются Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Еженедельный праздничный день мусульман — пятни­ца. В то же время последователи отдельных направлений в исламе (к примеру, мусульмане-шииты) отмечают соб­ственные праздники и исполняют специфические обряды.

К мусульманским нередко причисляют и праздники, не имеющие прямого отношения к исламу, но отмечающиеся в странах распространения этой религии. Так, отмечают праздник весеннего равноденствия – Навруз. Это один из наиболее яр­ких и красочных праздников, дошедший до нас из глубины веков, приходится на 21-22, иногда — 23 марта — по григо­рианскому календарю.

Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начи­наются с появлением бутонов первых весенних цветов. Группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по улицам и распе­вать песни, посвященные наступлению весны. Их называ­ют «гулгардони» (с перс. – «ношение цветов»). Пос­ле шествия люди начинают готовиться к Наврузу. Убирают дома, готовят праздничные кушанья, шьют себе новые яр­кие одежды, которые надевают в ночь перед праздником. Есть и специальное ритуальное лакомство — суманак (со­лодовая халва).

В ярко освещенном доме на­крывают специальный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь блюд, название которых на фар­си начинается с буквы «син» — проращенные зерна, чес­нок, яблоко, уксус, барбарис, дикая маслина, шпинат. На стол ставят также зеркало, по обе стороны от него — канде­лябры, в которых зажигают свечи, число их должно соот­ветствовать числу членов семьи. На столе непременно: хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, петух, рыба, молоко, сыр.

Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом. Свечи, зажженные на столе, должны догореть, и на них нельзя дуть, чтобы не укоротить жизнь кого-либо из чле­нов семьи.

Повсюду, где распространен ислам, широко отмечается праздник жертвоприношения — Курбан-байрам. Он праз­днуется через 70 дней после окончания поста — Уразы. День жертвоприношения связывается с трансформированной в исламе библейской легендой о пророке Аврааме (Ибраги­ме), который хотел принести в жертву богу своего сына Исаака (Исмаила). Но бог послал ангела с барашком и спас Аврааму сына. В память об этом событии каждый право­верный мусульманин обязан принести жертву (курбан) все­вышнему, т. е. зарезать овцу, корову или верблюда.

Верующие ревностно выполняют это требование. Ведь, согласно поучениям духовенства, тот, кто не принесет в праздничный день жертву богу, не сможет попасть в рай. В праздник мусульманин, имеющий средства на покуп­ку животного, приносит в жертву: один человек — барана, овцу или козу; до 10 человек вместе (т. е. вскладчину) — одну голову крупного рогатого скота или верблюда. (Жи­вотное должно быть установленного возраста — однолетка). По шариату, баран, овца или коза может быть заколота за грехи одного человека, корова или бык — за семерых, а вер­блюд — за десятерых. Если жертва приносится по обету (на­пример, о рождении сына) или в знак покаяния за грехов­ные действия, то все мясо жертвенного животного раздает­ся неимущим. В обычных условиях треть мяса идет на празд­ничную трапезу семьи, а остальное раздается. Последнее означает или прямую раздачу кусков сырого мяса бедня­кам, или их кормление за своим столом блюдами из жерт­венного мяса, чтобы в праздник не было голодных. Риту­альное закалывание животных происходит как в первый, так и в последующие дни праздника, но оставлять мясо на послепраздничные дни запрещено.

За двадцать дней до наступления праздника не полагается весе­литься, устраивать торжественных угощений, надевать но­вые одежды, стричься и т. д. Накануне праздника пекут ри­туальные хлебцы.

Этот праздник и приготовления к нему обставляются весьма торжественно: совершается особое богослужение в мечети, читаются проповеди, в домах готовятся разнооб­разные блюда, прежде всего, мясные. Курбан-байрам про­должается три дня. В дни праздника мусульмане посещают могилы своих близких, молятся за них и раздают милостыню.

Ураза-байрам — второй по значению праздник ислама, который называ­ют еще и малым (большой — Курбан-байрам). Праздник окончания поста приходится на начало следующего за ра­маданом месяца, т. е. 1-е шавваля (10-го месяца мусульман­ского лунного календаря), и называется ид аль-фитр — празд­ник фитр. Из названия этого религиозного праздника сле­дует, что правоверный, постившийся в течение месяца, обя­зан внести представителю духовенства фитр, т. е. подно­шение, состоящее обычно из пищевых продуктов или де­нег, а подчас и то, и другое.

Праздник длится три дня, со­провождаемый угощениями, хождением в гости и т. д. В истинном исламе во время этого праздника верую­щий должен отчитаться за прошедший пост, начать отбы­вать наказание за его нарушение: совершать определенное или обещанное богу число рак-атов намаза, уплатить фитр-садака (Закят аль-фитр), поститься определенное число дней. Иногда, чтобы очиститься от грехов, мусульманин приносит в жертву барана, козу, верблюда или другую жив­ность.

Обряд праздника заключается в специальной общей мо­литве, за которой следует праздничная трапеза, затягиваю­щаяся на много часов. В эти дни посещают родственников и друзей, обмениваются подарками. Празднично одетые семьи выходят на прогулку. Обязательна раздача милосты­ни беднякам.

Традиционно считается необходимым посетить могилы прямых предков и родственников. Люди, в основном жен­щины, много времени проводят на кладбищах. В арабских странах на кладбище нищим раздают главным образом хлеб, зеленые и черные оливки.

Лейлят аль-кадр – торжественный мусульманский праздник ночи предопределений. Три последние ночи поста в месяц рамадан мусульмане отмечают особенно торжественно. Наиболее почитаемая ночь — это ночь на 27-е число рамадана (лейлят аль-кадр), т. е. ночь предопределений. Эта и другие ночи, предшеству­ющие празднику разговенья, называются ночами бодрство­вания, когда мусульмане обращаются к всевышнему с просьбой о милостях. Мусульмане верят, будто именно в ночь на 27-е рамадана небесный подлинник Корана из-под престола Господа был перенесен архангелом Гавриилом (Джабраилом) на ближайшее к земле небо, и уже отсюда его содержание постепенно передавалось в течение 23 лёт пророку Мухаммеду. Кроме того, в эту ночь, учит ислам, всевышний раздает ангелам свои «определения», т. е. ука­зания и решения, относящиеся к миру вообще и к отдель­ным людям, в частности.

Распространено поверье, будто в эти ночи происходят всевозможные чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых, если сумеют услышать, увидеть или распознать их, получают благорасположения высших сил. Поэтому мусульмане стараются быть свидете­лями хотя бы одного знамения для того, чтобы заслужить к себе внимание могуще­ственных сил, задобрить их, чтобы те благоприятно повли­яли на их судьбу.

Своеобразие этого праздника заключается в том, что он отмечается на фоне воздержания от еды и питья в течение всего светового дня поста рамадан. Следовательно, это ноч­ные праздники с разнообразными и вкусными кушаньями после дневного поста с томительным ожиданием вечера.

Не мене почитаем в исламе и праздник Мирадж. Он посвящен памяти чудесного ночного пу­тешествия пророка Мухаммеда на быстром коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесе­нию его на небо, случившемуся 27-го числа месяца раджаб.

Этот праздник был установлен после утверждения власти халифов в Палестине, когда в исламе была признана свя­тость города Иерусалима (аль-Кудс) и введено почитание святых мест этого города. В 27-ю ночь месяца раджаба про­рок Мухаммед на скакуне совершил путешествие в Иеру­салим, а оттуда — к престолу аллаха, который соблаговолил принять его и удостоил беседы; во время нее Мухаммед из­рек 99 тысяч слов. Все это, гласит предание, произошло мгновенно — из случайно опрокину­того сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды.

Это предание, как и сам праздник, весьма популярно сре­ди мусульман, но в разных мусульманских странах празд­ник имеет свои ритуалы его проведения: с постом в тече­ние дня и праздничной вечерней трапезой или без воздер­жания от еды и питья днем.

Праздник Мавлюд ан — Наби установлен в честь для рождения пророка Му­хаммеда. Отмечается он 12 числа лунного месяца — раби аль- авваля. Впервые был объявлен официальным праздником в XVII в. в Османской Империи. До сих пор приверженцы чистого ислама отвергают его как нововведение, противо­речащее букве и духу ислама.

Мавлюд ан — Наби широко празднуется в Сирии, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней. Праздник сопровождается молитва­ми и проповедями в мечетях, чтением вслух стихов, вос­хваляющих Мухаммеда, обязательной раздачей милостыни неимущим и праздничными угощениями.

Особое место в исламе занимает рамадан. Большой пост в течение месяца рамадан (рамазан) обя­зателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых мусульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе не сво­дится только к поддержанию чистоты и опрятности, но оз­начает освобождение от всего оскверненного. От поста ос­вобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые, те, кто занят на тяжелых работах, уча­ствует в военных действиях, путешествует и т. д.

Поститься необходимо в светлое время суток, ночью же есть и пить разрешено. Но от зари и до заката, помимо при­нятия пищи и супружеской близости, запрещаются куре­ние, вдыхание ароматных запахов и некоторых традиционных медицинских процедур. Вечером же, после заката, постящийся должен принять фатур — легкую пищу, вторая еда — сахур принимается перед возобновлением по­ста на заре.

Мусульманину полагается молиться (совершать намаз) пять раз в день. Ежедневная пятикратная молитва — одна из основных обязанностей верующих в исламе. Перед на­мазом совершается ритуальное омовение — тахара.

Первая, утренняя молитва состоит из двух рак-атов (т. е. поклоне­ний); вторая, полуденная — из четырех; третья — во второй половине дня до заката солнца из четырех рак-атов; чет­вертая — при заходе солнца — из трех и пятая — в начале ночи — из трех рак-атов. В месяц рамадан введена особая молитва, совершаемая после проведенного днем поста.

Молитва может быть прочитана где угодно, за исключе­нием нечистых мест (отхожие места, бойни и т. п.). Во всех случаях молящийся должен повернуться лицом в сторону Мекки.

Во всём мусульманском мире известен Суннат — обряд обрезания крайней плоти, которо­му подвергаются мальчики в 7-10 лет. Само происхожде­ние слова «суннат» говорит о том, что обряд относится к числу мусульманских ритуалов, предписанных сунной – особым дополнением и разъяснением Корана. Среди мусульман широко распространено мнение, что сун­нат полезен и даже необходим мужчине, целесообразен в гигиеническом отношении. Этот обряд рассматривается также как важная черта, характеризующая национально-религиозную принадлежность.

В мусульманских странах брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответ­ствующих обрядов, освящен именем аллаха. Такой религи­озный свадебный обряд называется никах. Вступающие в брак, их родители, ближайшие родственники приглаша­ют муллу, который совершает обряд никах, т. е. читает со­ответствующие суры Корана, спрашивает, согласны ли сто­роны вступить в брак. При этом молчание женщины при­нимается за ее полное согласие. Совершая никах, мулла читает обычно четвертую суру Корана, которая называется «Женщины». В суре подчеркнуто право мужчины на мно­гоженство, на одностороннее расторжение брака, на при­менение наказаний, но осуждается излишняя жестокость мужа к жене, оговариваются имущественные права женщи­ны — на приданое, на наследство.

Джиназы — мусульманский погребальный обряд. Тело покойного у мусульман обычно предают земле в течение 24 часов после смерти.

В первоначальном исламе отношение к погребению было предельно простым. Это шло от кочевнических традиций. Бедуины не знали специальных кладбищ. Покойного про­сто закапывали в землю, не ставя даже надмогильных кам­ней. Когда хоронили героя, то в знак уважения к нему на месте погребения убивали верблюда: больше туда никто не возвращался, и скоро исчезали все следы захоронения.

В настоящее время чаще всего тело покойного обмывают, натирают благовониями, ра­створом камфары, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна, также пропитанного ароматическими вещества­ми. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребаль­ные носилки накрывают черным покрывалом и несут голо­вой вперед. Траурная процессия обычно не останавливает­ся у мечети и следует прямо на кладбище. Перед захороне­нием мулла читает молитву, как правило, — это сура 36, называемая «Йа-син».

Покойника кладут в могиле по-разному, исходя из мест­ных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело дол­жно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Если хоронят в саване, то слегка присаживают в нише, вырытой в боковой стенке могилы: лицо при этом должно быть об­ращено к Мекке.

Обычай приносить в жертву скот во время поминок сохранился в исламе. По мусульманским поверьям, жертвоприношение искупает мелкие грехи покойного, т. к. мясо убитого скота распределяют между бедняками.

В наши дни, в большинстве случаев, после похорон устраиваются обильные угощения для всех присутствующих (поминки). Отмечаются поминками также на седьмой, сороковой дни и годовщина смерти.

Ашура (шахсей-вахсей) — день скорби у мусульман-шиитов. Суть его в траурных религиозных церемониях, совершаемых в десятый день месяца мухаррема. Этот день скорби установлен в память о «мученической кончине» имама Хусейна, сына Али, внука пророка Мухаммеда. В этот день истинные мусульмане, стремясь воспроизвести страдания и мучения Хусейна, занимаются самоистязани­ем, бичуют себя, наносят себе увечья в память о мучени­ческой кончине Хусейна

Исламские праздники и обряды

Праздники

В исламе, как и в других религиях, существует немало праздников, которые являются важной составной частью мусульманского культа. По-арабски «праздник» называется «ид» («возвращение в определенное время»). Праздники отмечаются радостно и торжественно. Каждому мусульманину в праздничные дни предоставляется возможность воздать благодарение и хвалу Господу за Его милости, за особую благодать, за предоставление возможности оценить и возрадоваться всем благодениям Бога, объединиться всем мусульманам для поддержки в них возвышенного чувства сопричастия к мусульманской общине – умме, за возможность жизненного обновления, примирения, восстановления прерванных связей с родственниками, завершения отложенных дел и др.

Во время праздника Ид мусульмане поминают близких, а также всех правоверных уммы – знакомых и незнакомых, родных и чужих, бедных и богатых. Кроме того, в дни праздников поминают умерших и молятся за них.

В исламском календаре насчитывается два религиозных праздника:

Ид аль-Фитр – праздник разговения (Малый праздник), который отмечают по завершению поста и

Ид аль-Адха, праздник жертвоприношений. Этот праздник называют Большим праздником и отмечают во время хаджа. Все праздники в исламе отмечают по лунному календарю. Счет этого календаря ведется от 15 июля 622 года, когда Пророк переселился из Мекки в Медину. С года хиджры ведется мусульманское летоисчисление. Мусульманский лунный год короче солнечного на одиннадцать дней и распадается на 12 месяцев. Почти каждый третий год считается високосным, поэтому мусульманские праздники не приурочены к определенной дате и с каждым годом наступают на 11 дней раньше. Месяц хиджры является периодом между двумя новолуниями.

Название месяцев сохранились арабские: мухаррам, сафар, рабиа авваль, раби сани, джумада авваль, джумада сани, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль каада, зуль хиджа. Месяцы сафар, раби сани, джумада авваль, джумада сани и зуль када не отмечены какими-либо памятными событиями. В шести месяцах исламского календаря насчитывается по 30 дней, а остальных шести насчитывается по 29 дней. Соответственно даты перемещаются относительно солнечного календаря и полный круг совершается за 32 солнечных или 33 лунных года, так как в лунном году 354 года.

Первым месяцем исламского календаря, объявленным халифом Омаром является мухаррам. Новогодний праздник установлен в память о хиджре – переселении Пророка из Мекки в Медину. Отмечают праздник после появления на небе новой луны.

В день Нового года, который отмечают первого числа мухаррама мусульмане обязаны принять важные в их жизни решения, оставить в прошлом неудачи и прегрешения и войти в чистое, светлое будущее.

Важной датой для мусульман-шиитов в этом месяце является десятый день. В этот день 61 года хиджры в Кербеле храбрый и смелый внук Пророка Хусейн погиб в неравнем бою против войск халифа Йазида, приняв мученическую смерть. Шииты надевают траурные одежды и первые десять дней месяца мухаррам поминают Хусейна, который был шиитским имамом. На десятый день проводятся торжественные шествия, оплакивание, читаются проповеди, разыгрываются сцены мученической гибели имама.

Несмотря на то, что Ид аль-Фитр называют Малым праздником, многим он нравится больше, чем Ид аль-Адха, может быть и по той причине, что с его приходом закончился длительный пост рамадан. Этот праздник называют еще «Праздником сладостей». «Малым» его называют потому, что длится он три дня, в то время как Ид аль-Адха длится четыре дня.

Готовятся к проведению праздника тщательно и задолго до него, так как гостей обычно приходит много и всех нужно вкусно и обильно накормить. Мусульмане красят свои дома, покупают новые занавески и покрывала для мебели, украшают дома гирляндами и ленточками, делают все, чтобы чувствовалось праздничное торжество и всем было радостно. Конечно, праздник не обходится без подарков, поздравлений, открыток с изображением знаменитых мечетей и приветственным посланием.

Накануне праздника для бедных и неимущих собирают праздничные пожертвования (закят аль-фильтр), чтобы те купили себе новую одежду и отметили праздник достойно. Многие верующие посылают своим родственникам деньги и оказывают помощь близким и знакомым.

Праздник Ид совпадает с новолунием. Если оно выпадает на вечер 29-го числа, то эта ночь считается первым числом нового месяца, в ином случае, чтобы избежать недоразумений, начало праздника откладывают на один день.

Время окончания поста объявляют по телевидению и радио, призывами к молитве, провозглашенными в мечетях, барабанным боем, стрельбой из ружей, повсюду начинается всеобщее веселье и ликование, люди выходят на улицы и желают друг другу счастливого торжества – Ид Мубаррак. Традиционно пост прерывается чем-либо простым – финиками, соками или молоком. Больше всех любят напиток «луна веры» («камаруддин»), который приготавливают путем вымачивания в течение суток фиников и абрикосов. Скромную трапезу завершают молитвой Магриб.

Во время праздников Ид в мусульманских странах люди три дня не работают и не учатся. Мусульмане наносят праздничные визиты родственникам и знакомым, детям дарят деньги на карманные расходы и множество подарков.

Основное торжество начинается в полдень обильным праздничным обедом – первым дневным обедом за прошедший месяц. После полудня мусульмане обычно поминают умерших и посещают кладбища. Затем вновь мусульмане веселятся до поздней ночи.

Главный праздник – Ид аль Адха отмечают после совершения хаджа. Праздник длится четыре дня. Праздник установлен в память о послушании пророка Ибрахима, который принес в жертву своего сына для преодоления им дьявольских соблазнов Праздник Ид аль-Адха отмечают все верующие, а не только совершившие паломничество. Всех совершающих хадж поминают добрым словом и молятся за них. В мусульнских странах хадж транслируется по телевидению. В дни праздника мусульмане обязаны проявить исключительную покорность и подтвердить свою преданность Богу. Все их мысли в это время сосредоточиваются на идее самопожертвования и жертвоприношения. Эта идея выражается в ритуале заклания жертвенного животного. Выполнения ритуала не вызывает трудностей, так как все мужчины-мусульмане знают правила забоя жертвенных животных в соответствии с принципами ислама, которые состоят в том, чтобы как можно меньше причинять животному боли и страданий. Во время выполнения этой процедуры совершаются молитвы. Жертвенным животным может быть либо верблюд, либо баран, коза или корова.

Праздник дня рождения Пророка Мухаммада – Милад ан-Наби мусульмане традиционно отмечают двенадцатого числа месяца рабиа авваль (первоначально 20 августа 570 г). День рождения Пророка стали отмечать во времена правления халифов династии Аббасидов. Этот праздник предоставляет всем мусульманам воздать благословение душе Пророка и выразить ему свою любовь и уважение. В наши дни этот праздник напоминает всем мусульманам о том, какие уроки можно извлечь из жизни и Сунны Мухаммада.

День празднования Лейлят аль-Мирадж – Ночи Вознесения отмечают 27 раджаба. Праздник установлен в память о ночном путешествии Пророка и вознесении Его на небо. Это событие случилось за одиннадцать лет до переселения Пророка из Мекки в Медину. На крылатом животном по имени аль-Бурак (араб. молниеносный) Пророк вместе с ангелом Джибрилом перенесся из Мекки в Иерусалим, затем ему было дозволено увидеть Рай и Ад, после чего он предстал перед троном Господа на седьмом небе, достигнув высочайшего для человека духовного состояния. Главной особенностью этого переживания было установление пятничной ежедневной молитвы. Эту ночь мусульмане проводят в чтении молитв и Корана.

Праздник Ночи Могущества – Лейлят аль-Кадр отмечают 27 рамадана. В эту ночь Пророк получил свое первое Откровение от Господа. В Коране (сура 97-5) сказано:

«Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Поистине Мы нисполали его в ночь могущества! А что даст тебе знать, что такое ночь могущества? Ночь могущества лучше тысячи месяцев. Нисходят ангелы и дух в нее с дозволения Господа их для всяких повелений. Она – мир до восхода зари!»

Однако, так как на самом деле точная дата неизвестна, мусульмане могут отметить этот праздник в одну из нечетных ночей последних десяти дней рамадана. Большинство мусульман в ночь 27-го рамадана находятся в мечетях на молитве.

Традиционно 14 шаабана мусульмане отмечают праздник Лейлят аль-Бараат, Ночь Благословения (Очищения), или Ночь Заповеди. Выпадает этот праздник на ночь полнолуния перед началом рамадана. В это время Пророк готовился к рамадану, проводя ночи в молитвах. На следующий день, 15 шаабана, посещают могилы усопших родственников и читают заупокойные молитвы. Мусульмане верят, что каждый год в эту ночь Бог отдает распоряжение своим ангелам относительно людских судеб: кому дарован долгая жизнь, а кому суждено умереть; какими будут средства пропитания человека на этот год; кто из людей будет проклят, а чьи грехи будут прощены. В эту ночь мусульмане зажигают свечи и готовят специальную трапезу.

Рождение ребенка

Когда в мусульманской семье рождается ребенок, это считается даром Аллаха.

Способность иметь детей является великой благодатью, которую понимают и ценят. Новорожденных детей мусульмане сразу приобщают к умме, для чего в правое ухо младенца нашептывают призыв к молитве – азан, который начинается со слов «Аллаху Акбар» – «Аллах велик». В левое ухо младенца нашептывают икама – повеление восстать на молитву. В некоторых случаях для этих целей применяют полую трубочку или тростинку; таким образом первым словом, которое слышит младенец является слово «Бог».

Малый обряд «Тахник»

Для совершения этого малого обряда необходимо помазать губы младенца сладким фруктовым соком или медом, сопровождая эти действия заздравными молитвами и пожеланиями расти ребенку послушным, ласковым и «сладким».

Жертвоприношение

Древним ритуалом благодарения является принесение в жертву животного. Двух животных приносят в жертву за мальчика, одного – за девочку. Мясо жертвенных животных раздают нуждающимся и бедным.

Обряд «Акика»

Этот обряд выполняют через семь дней после рождения. Новорожденному обривают голову и, призывая на ребенка благодать, раздают нищим деньги. Если волос на голове младенца нет, то раздачу милостыни, которая, как правило, бывает очень щедрой, не отменяют.

Наречение имени

Для мусульман выбор имени очень важен. В наше время очень распространены имена Мухаммад и Али. Если первая часть мужского имени состоит из слова «Абдул» («Раб»), то второй и заключительной его частью должен быть один из девяноста девяти эпитетов Аллаха. Например, Абдул-Карим («раб Великодушного») или Абдул-Рахман («раб Милостивого»). Мусульманин является рабом только Бога, поэтому ребенку не дают таких имен, как, например, Абдул-Мухаммад («раб Мухаммада»). При всем почитании и уважению к Пророку мусульманин все же не может быть его рабом.

Девочкам чаще всего дают имена женщин из семьи Пророка – Айша, Зайнаб, Фатима, Хадиджа, Рукайа. После того как ребенок получит имя, то к имени родителя следует почетное добавление имени ребенка. Это почетное добавление называется куньей. Например, если ребенка зовут Хусейн, то его отец получает кунью Абу Хусейн – «отец Хусейна». Мать ребенка получает кунью Умм Хусейн – «мать Хусейна».

Обряд обрезания – «Хитан»

Специфический мусульманский обряд обрезания – хитан – является очень древним. Обряд совершают обычно в тот же день, когда совершают обряд акика, при условии, что мальчик здоров. Если он болеет или слаб, то обряд откладывают на короткий срок. В некоторых мусульманских странах обрезание над мальчиками совершают в возрасте от семи до десяти лет. Так, например, в Турции мальчиков одевают в праздничные одежды и совершают над ними обрезание в присутствии многих родственников и друзей.

Обряд «Бисмилла»

Бисмилла (бисмала, басмалах) – это произнесение формулы и сама формула «Бисми Ллахи р-рахмани р-рахим». Эти слова означают: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!» Такими словами открывается почти каждая сура Корана. «Бисмилла» произносят во время молитвы, а также приступая к любому делу. Этой формуле придается магическое значение. Она пишется на талисманах, а также часто встречается в надписях на архитектурных сооружениях мусульманского Востока.

Обычно мусульманские дети уже в раннем возрасте начинают изучать Коран. Когда ребенку исполняется пять лет, то для совершения обряда «Бисмилла» приглашается благочестивый верующий из родственников или даже имам, который предлагает прочить суру «Аль-Фатиха» и написать по порядку буквы арабского алфавита. Ребенок бывает очень счастлив, если успешно выдерживает это испытание. Затем он учится канонам совершения вуду и начинает основательно изучать исламские дисциплины.

Свадебный обряд

Мусульмане, как правило, не принуждают своих детей к нежелательному для них браку. Поэтому первым этапом и для первого знакомства возможных супругов устраивают смотрины, которые проводятся во время семейных торжеств или свадеб общих знакомых. Если жених или невеста не понравились друг другу, следует вежливый, осторожный, тактичный отказ. Довольно часто по исламским обычаям браки создаются по взаимному уговору родителей жениха и невесты, желающих своим детям счастья и любви в супружеской жизни. После сговора, смотрин, сватовства и предложения жениха договариваются о приданом, которое муж выделяет жене и других условиях.

В свадебном ритуале мусульман есть особенность, когда муж выделяет жене приданое. Ислам обязывает мужчину выплачивать каждой из своих жен приданое, которое остается в их собственности. В случае, если вдруг брак окажется неудачным, жена сможет развестись с несогласным на развод мужем только в том случае, если она приданое вернет. Когда развода добивается муж, то жене разрешают сохранить полученное приданое в своей собственности.

Бракосочетание по-исламски представляет собой простой обряд, который иногда может совершаться и в отсутствие невесты. Если невеста пожелает, может послать двух свидетелей в знак согласия на проведение брачной церемонии, которая заключается в чтении Корана и клятвой в присутствии свидетелей со стороны жениха и невесты. Для проведения обряда часто приглашают имама, однако обряд может проводится и без специального присуствия духовной особы.

Свадебные обычаи и традиции порой бывают несхожи между собой и зависят от от сложившегося уклада духовной и культурной жизни страны. В Азии, например, невест наряжают в красивые шальвар-камизы, состоящие из длинной рубахи с широкими шароварами алого цвета с золотой вышивкой, в других странах невесту облачают в белые свадебные одежды. Свадебное торжество – Валима отмечается обычно в день бракосочетания или в один из трех последующих дней.

Похоронный обряд

Мусульмане знают, что они не в силах избрать день своей смерти. Об этом дне знает только Господь, который призывает к себе им же созданные души. Жизнь является Божьим даром, и продолжительность ее является благодеянием Бога. Истинный мусульманин воспринимает все это как поклонение Аллаху, приветствуя возможность смерти словами «Амр Аллах» – «По велению Твоему, о Господи» и попросит прощения за все свои прегрешения, вольные и невольные. Самым лучшим для верующего считается умереть с молитвой на устах или с мыслью о Боге. Верит мусульманин и в воскрешение из праха в «день восстания» – «йаум аль-кийама». В Коране сказано: «О люди! Если вы в сомнении о воскрешении, то ведь Мы создали вас из праха, потом из капли, потом из сгустка крови, потом из куска мяса, сформованного или бесформенного, чтобы разъяснить вам (это). И помещаем в утробах, насколько захотим, до определенного срока. Потом выводим из вас младенцем, потом – чтобы вы достигли вашей зрелости. Среди вас есть тот, кто упокояется, и среди вас есть тот, кто возвращается к жалчайшей жизни, чтобы не знать после знания ничего. И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары.

Это потому, что Аллах есть истина, и что Он живит мертвых, и что Он над всякой вещью мощен, и что час наступит, – нет сомнения в том! – и что Аллах воздвигнет тех, кто в могилах.»(Коран. Сура 22: 5–7).

После того, как человек умер, ему следует осторожно закрыть глаза и произнести над ним молитву. Над почившим мусульманином следует совершить последнее ритуальное омовение, обращаясь при этом с бренными останками почившего с уважением, достоинством и любовью. Мусульмане считают, что последнее омовение должны совершать только члены семьи почившего. Для мужчин при омовении предпочтительны мужчины, для женщин – женщины. Мужу, однако, разрешается совершить этот ритуал над своей женой, а жене – над своим мужем. Если среди родственников подходящего человека нет, то эту обязанность выполняет достойный член общины.

В случае отсутствия чистой воды, например, в пустыне, может быть совершено сухое омовение песком (тайаммум). Если мужчины совершают омовение над женщиной или женщины над мужчиной, то руки их должны быть покрыты так, чтобы не могли коснуться нагих тел. Мусульмане не обязаны омывать тела неверующих, жертв во время войны – все мученники традиционно погребаются без омовения, чтобы не смыть с них «кровь мученичества». Тела этих умерших хоронят в одежде, без облачения в саван.

При облачении в саван, для савана не рекомендуется использовать дорогие материи. Для мужчин подбирают три куска простой белой материи, для женщин – пять кусков. Можно использовать два куска или один, если он достаточен для того, чтобы обернуть все тело. Полотна следует развернуть и расстелить, положив одно на другое. Самое длинное и широкое полотно кладут последним, затем осторожно поднимают покойного, улодывают его на расстеленные полотна, окуривают ладаном, затем краем верхнего полотна укутывают правую сторону покойного, а другим краем укутывают левую сторону. Таким же образом укутывают вторым и третьим полотнами. Далее все полотна скрепляют и расслабляют узлы после того, как покойник опущен в могилу.

В случае, если большого полотна для укутывания нет, то полотном покрывают голову покойного, а бумагой или травой покрывают его ноги. Если покойников много, их можно заворачивать по двое или по трое в один саван и хоронить в одной могиле.

Для женщин саван состоит из полотна для чресел, которым подвязывают бедра, из поясничного полотна, которым увязывают поясницу, из рубашки для укрытия живота и груди, из полотна для покрытия головы и волос, а также из общего большого полотна, которым полностью покрывают все тело.

Для совершения заупокойной молитвы (салят аль-джайаза) лучшим будет тот, кого заранее выбрал усопший, истинно верующий и высоконравственный или имам, или помощник имама. Если их нет, заупокойную молитву могут совершить отец или дедушка покойного, сын, внук или ближайший родственник. Зта молитва должна быть совершена хотя бы одним мусульманином. Молятся стоя, без поклонов.

Увидев похоронную процессию, следует уважительно поклониться. Пророк разрешал участвовать в похоронных процессиях женщинам, но не рекомендовал. Кладбище предподчительно мусульманское, однако возможно похоронить и на другом, в той части, что отдана мусульманам, так как только в этом случае можно расположить могилы в ориентации на Мекку.

Собравшиеся на похороны люди должны стоять у края могилы до окончания погребального обряда. Могила должна быть по возможности проще. Излишества в исламе запрещены, перед Богом все умершие одинаковы. Глубина могильной ямы должна достигать груди взрослого мужчины. Желательно оборудовать могилу нишей – киблой. Тело покойницы опускают в могилу мужчины из круга ее близких родственников. Тела покойных опускают ногами вперед. В могилах умерших располагают на правом боку, лицом к Каабе и с соответствущей поддержкой, которая не позволяет им заваливаться на спину. Затем распускают узлы савана и сверху кладут камешки, листья или тростник, чтобы на тело покойного не попала земля. После этого в могилу бросают горсть земли и произносят слова из Корана: «Из нее Мы вас сотворили и в нее вас вернем и из нее вас изведем другой раз». (Коран. Сура 20:57). Затем могилу засыпают землей, все присутствующие молятся. Поверхность могилы должна возвышаться над уровнем земли на ширину ладони, чтобы было понятно, что это могила и чтобы никто на нее нечаянно не наступил. Садиться на могилы или опираться на них нельзя. Могилу можно пометить надгробным камнем. Ставить дорогие памятники считается доисламским обычаем. Мусульманам не стоит ставить дорогих памятников, лучше раздать милостыню бедным. Над могилами не следует возводить мечетей, ибо Пророк не одобрил бы этого. Сам Он был похоронен в комнате Айши, но теперь эта комната является частью Мединской мечети.

Собираться и поминать умершего на третий или четвертый день после его кончины, а также отмечать годовщины смерти называется равда. Этот обычай является народной традицией, в Коране или Сунне о нем упоминаний нет. Траур по мужу или жене длится четыре месяца и десять дней, траур по другим умершим длиться три дня и три ночи.

Кроме перечисленных праздников, обрядов и традиций, у каждого народа, исповедующего ислам существуют и переходят из поколение в поколение и другие праздники обряды и ритуалы. Так, шииты в некоторых странах имеют еще свои праздники как религиозные, так и светские. К наиболее чтимым относятся следующие праздники: празднование дня рождения Хусейна (5-го раби I), смерть Али (21 рамадана), получение Али звания наследника Пророка (18 зи-хадже).

В Алжире, Тунисе, Марокко мусульмане главными праздниками считают

· Азха – праздник жертвоприношения,

· Фитр – праздник окончания поста,

· День смерти Хусейна (Ашура),

· Рождение Пророка.

Арабы праздную еще День Меймуны (жены Пророка), день мучеников и др.

В Индии мульмане официальными праздниками считают следующие:

· Ашура,

· Арбаа-ма ядур – последнее выздоровление Пророка,

· Смерть Али,

· Фитр,

· Азха – праздник жертвоприношения.

· Барафат – день смерти Пророка. Особенно торжественно празднуется в Индии.

Мусульмане Явы и других островов Индонезии существуют три главных праздника. Празднуются, но с меньшим почетом и другие праздничные дни.

В каждой мусульманской стране наряду с общемусульманскими праздниками существуют и местные праздники в честь своих святых и чудотворцев. Эти местные праздники обычно устраивают у могилы святых. Торжественность праздника и количество богомольцев зависит от славы святого и созданной вокруг его имени и могилы рекламы. Если приходит много людей, то организованная торговля приносит большие доходы и торговцам и организации, чаще всего дервишному ордену, который охраняет могилу своего знаменитого шейха. Так, в Египте особенной популярностью пользуется могила шейха Ахмеда Бедави. День праздника является вместе с тем и днем большой ярмарки. Здесь же проходят религиозные процессии, идут молитвы, приносят жертвы и даже показывают фокусы.

Ярмарки, которые устраивают возле могил святых в Индии в праздничные дни называют «мели». В празднике принимают участие танцовщицы, певцы, музыканты и др. Жертвоприношения и молитвы чередуются с музыкой и пением. На таких ярмарках главным поставщиком товаров и главным торговцем выступают известные группы мусульманского духовенства.

Некоторые праздники и торжественные обряды служать каким-либо определенным целям. Например, в Египте устраивают особые торжественные обряды для массового изгнания «зара» из одержимых якобы этим бесом людей. В основном имеются в виду люди, подверженные припадкам. По народному суеверию эти припадки вызываются особого рода бесом, которого называют зар. Для изгнания беса возникли касты духовенства или дервишей, которые изгоняют беса путем заклинаний. В зависимости от имущественного положения больного или больной обряды и заклинания проходят более или менее торжественно и длятся соответствующее время. Обряд сопровождается танцами с бубнами, барабанами и пением особых молитв.

Не только в Индии, но и во многих других мусульманских странах можно наблюдать такую же картину. В известные установленные праздники можно исцелиться от недугов и болезней, вылечиться у могилы святого или в особо священном месте путем прикосновения к ряду предметов. Так, возле знаменитой Сулейман-горы, которая находится в Ферганской долине на праздник и для исцеления собиралось до десяти тысяч паломников.

Праздник Науруз

К числу мусульманских праздников часто относят Науруз. Его отмечают в Иране, Афганистане, Турции, Азербайджане, а также у мусульман Поволжья, Урала и Средней Азии.

Науруз – это день весеннего равноденствия, весенний праздник. По древнеиранскому солнечному календарю он приходится на первый день месяца фарвардин.

Традиционные ритуалы Наурузу начинаются с появлением первых весенних цветов. Группы детей ходят по домам с букетами подснежников, тюльпанов и поют песни, славящие весну. Эти процессии называют «подснежниками». Хозяева приглашают поющих в дом, берут цветы, целуют их и проводят цветком по лицу, произнося при этом добрые пожелания. Получив подарки, дети переходят к другому дому.

Перед праздником принято проводить тщательную уборку жилищ, обновлять домашнюю утварь, одежду. За две недели до него начинают проращивать зерна пшеницы или чечевицы. В канун праздника надевают новые одежды. Из проросших зерен выдавливают сок, варят на медленном огне. В приготовленный отвар добавляют муку и сахар и получают ритуальное лакомство суманак (солодовая халва).

В ярко освещенном доме накрывают стол. На нем должно быть семь предметов, названия которых начинаются на языке фарси с буквы «син»: например, пророщенное зерно (сабза), чеснок (сир), яблоки (сир), уксус (сирко), барбарис (сумах), дикая маслина (сонджит), шпинат (сипана). На стол ставят зеркало, а по обе стороны от него – подсвечники с числом свеч, равным числу членов семьи за столом. Обязательно должны быть на столе хлеб, чаша с водой, на поверхности которой плавает зеленый лист; орехи, фрукты, петух, рыба, сыр и молоко. На стол также кладут Коран. Все домочадцы должны находится за праздничным столом, чтобы потом не пришлось весь год скитаться на чужбине.

Свечи должны гореть. На них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-либо из членов семьи. Хорошим предзнаменованием будет приход на следующее утро первого гостя-мужчины с пожеланием: «Проживите еще сто лет».

В кварталах города в дни Науруза в складчину устраивается общая трапеза. Перед заходом солнца разжигают костры, и собравшиеся по очереди с пожеланиями добра прыгают через огонь, чтобы избавиться таким образом от болезней и грехов, накопленных за год. Днем на площадях демонстрируют свои таланты певцы, сказители, канатоходцы, фокусники, танцоры, устраиваются конные состязания и соревнования борцов. В последующие три-четыре дня люди ходят друг к другу в гости, дарят подарки близким и родным.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *