Мусульманин и мусульманка

стр.

Введение……………………………………………………………………………..3

1.Общая характеристика брачного права мусульман…………………………4

2.Порядок заключения брака по шариату……………………………………….8

3.Права и обязанности супругов по мусульманскому праву………………..10

4.Порядок расторжения брака по шариату…………………………………….12

Заключение…………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………..15

Введение

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах? Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина.

Особое место в системе норм мусульманского права занимают брачно-семейные отношения. Институт брака с его многогранностью, повсеместностью и значимостью в любом государстве мира без преувеличения можно назвать ключевым в науке семейного права. Брак – начало и ядро семьи, в укреплении которого заинтересовано общество, и которое не может рассматриваться как частное дело самих супругов. Поэтому наиболее важные вопросы заключения брака регулируются законодательством.

Но, несмотря на стремительную модернизацию по европейским образцам гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права стран Востока брачно–семейное право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата». Правовая база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

1.Общая характеристика брачного права мусульман

Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства.

Ислам в современном мире является общепризнанной мировой религией. Его последователи преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго–Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте.

В современной России также имеется значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, чеченцы, аварца, кабардинцы, даргинцы, кумыки, лезгины, ингуши, карачаевцы, адыгейцы, лакцы, часть осетин, табасаранцы, балкарцы, ногайцы, черкесы, абозины, рутульцы, цухуры и другие, а также казахи, узбеки, киргизы, турки, туркмена, таджики и др. По данным разных источников в стране проживает от 8 до 15 млн. мусульман, встречается и цифра 20 млн.1

Для всех вышеперечисленных стран и народов, так называемого мусульманского мира, ислам является не только религиозным предпочтением вероисповедания, но и своеобразной правовой системой, именуемой мусульманским правом.

Сущность мусульманского права неразрывно связана с понятием шариата (от арабского «шараа» – направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника мусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы. Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим более широкий круг вопросов, ошибочно.

В основе мусульманского права лежит четыре источника:

1)Священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

2)Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенный целым рядом посредников;

3)Иджма – конкретизированные положения Корана, изложенные крупными учеными–мусульманистами;

4)Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

Совсем до недавнего времени, в мусульманских странах существовало неразрывное единство религиозных и правовых норм, основанных на законах шариата, регулирующего все сферы жизни общества и государства.

На данный момент, ни в одном государстве исламского мира мусульманское право не является единственным действующим правом. Однако, не смотря на стремительную модернизацию по европейским образцам гражданского, особенно коммерческого, а также уголовного права, которое хотя и неравномерно, но неуклонно охватывало разные страны Востока со второй половины XIX века2, брачно–семейное право мусульман и по сей день в большинстве стран остается «бастионом шариата». Исключение составляет, пожалуй, лишь Турция, где в 20–е годы после отмены халифата мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа западноевропейской правовой модели.

Правовая база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

В отличие от стран Запада и Северной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака, лежит моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеют полигамные браки3.

В этих странах государственная регистрация брака существует, но не является обязательной. Наличие же брака, зарегистрированного в государственном учреждении, не является препятствием для бракосочетания в мечети.

Мусульманин вправе заключить брак с любой женщиной, кроме атеистки. Неограниченная власть мужа в семье дает ему право и возможность обратить жену в свою веру. Женщине–мусульманке запрещается вступать в брак с иностранцем иной веры. В некоторых странах за такое нарушение грозит тюремное заключение.

В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных отношений и за нарушение запрета предусмотрено наказание.

В шариатских законах существуют постоянные и временные запреты на брак. Одним из постоянных является запрет, который существует в большинстве стран мира – мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве. Специфика этого запрета в том, что он распространяется и на родственников, появившихся благодаря супруге (на брак с сестрой жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется – а это уже временный запрет). Интересным является запрет, связанный с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы также становятся братьями и сестрами этого ребенка. Шариат запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней, устанавливая тем самым еще один временный запрет. И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.

Вопреки распространенному заблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такой порядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.

Вообще, что касается равенства жениха и невесты, шариатский закон уделяет ему особое внимание. Равенство должно соблюдаться в нескольких аспектах – в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересное исключение – «Если юноша – носитель знаний, то ему подходит любая девушка». Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мира уважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится под запретом.

Общую тональность взаимоотношений в мусульманской семье можно выразить двумя фразами: «Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее есть обязанности по отношению к мужу».

Семья по исламу подобна государству, в котором законами шариата предусмотрен один хозяин – муж, который несет бремя ответственности за всех своих близких. Говоря проще, мужчина должен достойно содержать семью, в том числе и жену. Кстати, шариат запрещает содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, от дачи денег под проценты, а также на доходы от азартных игр и взяток.

2. Порядок заключения брака по шариату

В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный гражданско–правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор брака считается действительным и без соблюдения религиозных обрядов, хотя их проведение и считается желательным.

Требование, предъявляемое европейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в мусульманском праве, поскольку брак здесь рассматривается как разновидность гражданско–правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к представителю (вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником.

Помимо этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой–либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали)4, давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: «Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер» и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

Мусульманское право признает брак между мусульманами, заключенный в соответствии с требованиями, предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то, что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по их религиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правом действительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия (добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений, наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемые шариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могут рассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из брака между немусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к нему мусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие споры могут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, к которой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака в какой–либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением.

Семья обеспечивает такое окружение, в котором нравственные и духовные ценности передаются из поколения в поколение, наследу­ются и развиваются. Система семьи и отно­шения между полами определяют характер и степень цивилизованности общества. (Сайд Куатб, современный мусульманский реформатор)
Семья.
Мусульмане рассматривают семью как ин­ститут, предписанный Богом. По этой причи­не Коран уделяет семейной жизни больше внимания, чем любому другому предмету. Мусульманская семья — это сложнопереплетенная ячейка, которая включает в себя не только мужа и жену, их родителей и детей, но также и различных родственников. Если случается несчастье с любым из родственни­ков или даже членом соседнего семейства, семья наверняка объединится и окажет под­держку в трудное время. Каждый член семьи имеет четко опреде­ленную роль и обязанности. Особое место от­водится старикам: в мусульманских семьях на первом месте стоит возраст, и родители име­ют преимущество перед детьми, которых учат быть уважительными и тактичными. Большое значение придается обучению всех мусульманских детей. Воспитание начи­нается с рождения ребенка. Глава семьи ше­потом произносит на ухо ребенку азан (при­зыв к молитве) с тем, чтобы первое услышан­ное им слово было «Аллах». Постепенно ро­дители учат своих детей традициям, прису­щим религии и обществу в целом. Источни­ком этого являются взятые из Корана и сунн обычаи и традиции, подкрепленные разрос­шейся семьей.
Тот, у кого нет сострадания к малым мира сего и кто не почитает старших, не достоин
быть одним из нас./Хадис
Наставление детям
В отношениях со своими родителями будьте терпеливы, благодарны, сострада­тельны, уважительны, добры и послушны.
Слушайте, когда говорят родители. Не прерывайте их и не спорьте с ними.
Обращаться к родителям по имени невеж­ливо.
Если Ваши родители просят о чем-то, чего Вы не можете выполнить, вежливо изви­нитесь.
Помогайте им без просьб.
Когда родители достигнут преклонного воз­раста, не забывайте, что к ним нужно отно­ситься с большим терпением и добротой.
Наставления родителям
Избегайте самоуверенности и ложной гор­дости, исходящих от вашей любви к детям, и не допускайте неправильных поступков.
Дайте им по возможности наилучшее обра­зование, чтобы они не только приобрели знания, но и могли и зарабатывать себе на жизнь.
Помогите им обрести счастье в браке.
Всегда относитесь к ним справедливо и с любовью. Никогда не будьте несправедливы.
Не будьте чрезмерно попечительны, но и не пренебрегайте своими детьми.
Не возлагайте на них тяжелую ношу, ста­раясь заставить их делать то, что превыше их сил.
Учите их быть мусульманами.
Мужчины в женщины.
Ислам учит, что Аллах создал все взаи­модополняющими парами, и поэтому мужчи­ны и женщины имеют равную духовную ценность. Такое понимание стало значитель­ным шагом вперед по сравнению с доислам­ской эпохой, когда женщины считались не более, чем имуществом, которым отцы и мужья были вправе распоряжаться по своему усмотрению. У дочерей не было права насле­дования; в младенчестве их часто погребали заживо. Принцип равенства перед Аллахом дал женщинам значительные права и свободу в то время, когда они считались низшими су­ществами. Однако наряду с этим ислам все­гда принимал во внимание физические раз­личия между полами; сама идея стирания разницы между социальными ролями мужчин и женщин немыслима для мусульман; они указывают на падение нравственности и рас­пад семей в тех обществах, где нарушалось традиционное распределение ролей между мужчинами и женщинами. Освятив институт брака, ислам внес не­оценимый вклад в жизнь женщин:
супружество стало единственным разре­шенным законом местом для сексуальных отношений;
женщина стала более свободной — теперь для того, чтобы выдать ее замуж, стало не­обходимо вначале получить ее свободное согласие;
был укреплен институт брака; в случае развода, который мог быть теперь также начат и женой, ей полагалось справедли­вое содержание;
женщинам было дано право обладать соб­ственностью и наследовать ее.
Жена и мать.
Назначение мусульманской женщины пре­жде всего состоит в том, чтобы быть женой и матерью, руководить домашним хозяйством, растить детей, заботиться об их религиозном и нравственном воспитании. Хотя мусуль­манской женщине разрешается ходить на ра­боту, немногие это делают. Тем не менее в современном мире все больше мусульман­ских женщин получают профессиональное образование, в том числе и высшее. Женщины, исповедующие ислам, ведут се­бя скромно и одеваются в соответствии с за­конами ислама. Находясь на улице или на ра­боте, они стараются не привлекать к себе внимание. Если они ловят мужской взгляд, то не отвечают на него, а отводят глаза.
Скромность и вера неразрывно связаны; если потеряешь одну, лишишься и другой.Каждая религия имеет особый характер; характером Ислама является скромность./ Хадис
Женщины обычно покрывают голову ка­ким-либо шарфом или вуалью; руки они за­крывают до запястий, а ноги — до щиколо­ток. Ношение черной «чадры» или вуали, по­крывающей лицо, зависит от местных обыча­ев и не является требованием ислама. Когда женщина становится матерью, она берет на себя огромную ответственность. Да­вая жизнь новому существу, она должна пом­нить неотъемлемые права каждого ребенка:
право на жизнь и равные возможности в жизни;
право на законность — каждый ребенок
имеет право носить имя своего отца;
право на хорошее и любящее воспитание.
Муж и отец.
Несмотря на равенство, которое Коран да­ет мужчинам и женщинам, ведущая роль в обществе, его социальных, религиозных и политических институтах, обычно принадлежит мужчинам. Однако соци­альное положение мужчи­ны в значительной степе­ни зависит от того, на­сколько он является хо­рошим мужем и отцом. Мужчина должен мате­риально обеспечивать свою семью, выполнять свои обязанности перед более широким общест­вом, а также защищать дом и давать возможность своей жене выполнять ее роль. Роль отца заключа­ется в лидерстве, ответст­венности, исполнении долга перед семьей, а так­же занятости в сфере эко­номики, бизнеса, торгов­ли и коммерции.
Лучший подарок, который отец дает своим детям, — хорошее образование и воспитание./Хадис
Брак.
В соответствии с пониманием ислама все взрослые люди должны состоять в браке. Брак считается священным соглашением не просто между двумя личностями, а между двумя семьями. В мусульманских странах считается вполне нормальным, что родствен­ники, не входящие в одну и ту же семью (на­пример, двоюродные братья и сестры), могут сочетаться браком. Это делает разросшуюся семью более тесно связанной.
…Он создал Зля вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость./Коран 30:20

Мы создали вас мужчиной и женщиной… чтобы вы знали друг друга…/Коран 49:13
Ислам учит, что присущие каждому чело­веку физические и духовные желания должны быть осуществлены благотворным и чистым образом, без крайностей и причинения стра­даний. Мусульмане считают, что секс благо­творен, но только в том случае, когда он соответствует нормам нравственности, когда он освящен узами брака. В противном же случае возникает вседозволенность, которая ведет к разрушению общества, эгоизму, насилию, лжи и обману, отсутствию ответственности и другим порокам.
Когда муж и жена разделяют интимное уе­динение, это вознаграждается, и на них снис­ходит благословение Аллаха; точно так же их ожидает наказание, коль познают они грех прелюбодеяния./ Хадис
Поэтому ислам запрещает любую интим­ную связь вне брака. Мусульмане не верят, что сексуальная свобода, предшествующая решению о вступлении в брак, дает что-ни­будь для будущей стабильности данной се­мьи. Утверждение, что супружеская пара должна «испытать» и таким образом лучше «узнать» друг друга, является абсурдом для мусульман. В обществах, где к сексуальной свободе относятся с терпимостью, многие браки неудачны, а процент разводов очень высок. Мусульмане не будут приветствовать брак с партнером, обладающим значитель­ным «опытом» предыдущих связей, потому что такой человек может искать развлечений на стороне даже после бракосочетания.
Сосватанные пары.
Браки в исламе часто устраиваются для молодых пар их родителями. Это происходит потому, что для мусульман брак — это преж­де всего объединение уже существующих се­мей. Поэтому хотя оба партнера должны дать добровольное согласие на брак, родители по­могают своим детям в выборе.
Пророк сказал: «Женщина должна быть заму­жем только за тем человеком, который доста­точно хорош для нее или совместим с ней.» /Хадис
Мусульмане думают, что родители знают своих детей и, будучи сами женатыми людь­ми, знают, какие качества необходимы для хорошего брака. Они считают, что влюблен­ность — это опасное и волнующее состояние ума, которое может с легкостью смутить пра­вильное суждение. Хотя любовь у пар, испо­ведующих ислам, обычно приходит после свадьбы, а не до нее, процент разводов в му­сульманских странах очень низок. Потенциальные мусульманские супруже­ские пары узнают друг друга с тем, чтобы по­нять, есть ли основа для взаимопонимания. Перед свадьбой они имеют возможность встречаться с тем, чтобы чувства любви, дружбы и близости могли развиваться. Одна­ко юноша и девушка обычно не остаются на­едине друг с другом; во время этих встреч их сопровождает кто-то из старших членов се­мьи. Ухаживание является лишь первым ша­гом к женитьбе и не обязательно заканчива­ется бракосочетанием, поэтому репутация и целомудрие женщины не должны пострадать. Самыми главными составными мусуль­манского брака являются разделяемые обои­ми супругами духовные и нравственные цен­ности. При этом даже если муж и жена про­исходят из разных культур и традиций, они имеют одинаковые основы мировоззрения, отношения и привычки, которые связывают их вместе. Самая главная совместимость — это совместимость сердца.
Не вступайте в брак с человеком только из-за его внешнего вида; красота может стать
причиной морального падения. Лучше вступай­те в брак на основе религиозной приверженно­сти./Хадис
Несмотря на то, что мусульмане часто со­четаются браком с родственниками, межра­совые и межнациональные браки не являются необычными: исламская семья — уммах — пересекает границы рас и национальностей. Люди прежде всего являются мусульманами, а лишь потом членами какой-то конкретной нации или государства.
Бракосочетание.
Церемония бракосочетания обычно прово­дится в доме невесты. Невеста и жених при­носят обеты верности в присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей. В дополнение к произносимым обетам происходит чтение молитвы и изречений из Корана. Затем ново­брачные обмениваются кольцами; составля­ется и подписывается брачный контракт
Самое лучшее из сокровищ — хорошая жена. Она радует глаз своего мужа, покорна его сло­ву и охраняет его собственность во время его отсутствия; и лучшие из вас те, кто лучше всего относятся к своим женам./Хадис
Через несколько дней после брачной цере­монии устраивается прием для всех друзей и семьи. Он обычно представляет собой пыш­ное празднество с вручением большого коли­чества подарков.
Развод.
Хотя ислам поддерживает священность брака и необходимость его продолжения и постоянства, он также признает, что не каж­дый брак оказывается удачным. Поэтому ис­лам допускает развод как последний путь разрешения возникших в семейной жизни проблем.
Самое последнее действие, которое разре­шил Бог, это развод./Хадис
До развода все члены обеих семей прини­мают участие в попытках примирения, так как прекращение брака равносильно смерти, расчленяющей единое целое. Возможно, именно вследствие столь серьезного отноше­ния к вопросам семьи и брака процент разво­дов среди мусульман крайне низок.
Супружеская измена.
Супружеская измена рассматривается му­сульманами как самый бесчестный и постыд­ный акт, который может совершить человек. Она является серьезным преступлением, по­тому что может вызывать распад даже не од­ной, а двух семей. Вызываемые супружеской неверностью боль и страдания настолько глу­боки, что их почти невозможно простить.
Никогда не занимайтесь супружеской изме­ной, потому что это постыдная вещь и зло, открывающее дорогу другому злу./Коран 7:32
Поэтому мужчинам-мусульманам запре­щается соблазнять замужних женщин, а жена не имеет права сознательно предать доверие своего мужа. Хорошая жена предпочтет смерть бесчестию.
Полигамия.
В мире господствует много предрассудков относительно присущей исламу идеи полига­мии. Однако в действительности ислам, до­пуская ограниченную полигамию, отнюдь ее не поощряет. Идеальная мусульманская се­мья моногамна и почти все мусульманские браки являются моногамными. Мужчинам-мусульманам разрешается иметь до четырех жен, но только при определенных условиях:
первая жена должна знать об этом;
следующие жены не должны быть причи­ной раздоров в семье;
ко всем женам нужно относиться одинаково.
Так как последнее условие практически невыполнимо, мусульмане часто говорят, что когда Мухаммед давал этот совет, на самом деле он имел в виду, что мужчины должны иметь только одну жену.

Мужчина может взять себе вторую жену если:
первый брак не дал детей;
первая жена так плохо себя чувствует, что за ней, а, значит, и за ее мужем и детьми, нужен уход.
Мусульмане отмечают, что в странах Запа­да существует своего рода «последовательная полигамия», когда мужчины меняют жен од­ну за другой, в результате чего появляется много детей, растущих без отца. Мусульмане считают, что было бы лучше разрешить поли­гамию, чем иметь в обществе тысячи непол­ных семей и преданных стареющих женщин. Однако, как уже говорилось, моногамные браки являются, без сомнения, идеальными для мусульман.
Брачные узы
И тогда промолвил Альмитра: а как же
Брачные узы, учитель?
И тот отвечал:
Вместе вы от рожденья, и вместе
Пребудете вечно.
Вместе, покуда смерти белые крылья
Не разметут дни вашей жизни.
Да, вместе пребудете и в бессловесной
Памяти Бога.
Но пусть между вами будет пространство,
И пусть между вами танцуют
Небесные ветры.
Любите, но так, чтобы пленом не стала любовь.
Пусть лучше моря бушуют
Меж берегами ваших сердец.
Наполняйте чаши друг друга, но из одной
Чаши не пейте.
Делите хлеб меж собой, но не ешьте
От одного куска.
Пойте, танцуйте, радуйтесь вместе,
Но каждый из вас да будет один,
Подобно струнам у лютни,
Хоть дрожат они от одних и тех же мелодий.
Отдавайте сердца, но не
На храпенье друг другу.
Ибо лишь Жизни десница держит
Ваши сердца.
Пребудьте в единстве, однако не стойте
Слишком вы тесно:
Ведь не смыкаются храма колонны,
И не взрастают дуб с кипарисом
В тени друг друга.
Халид Гибраи
Серия сообщений «ИНТЕРЕСНОЕ»:
Часть 1 — 20 цитат Махатма Ганди
Часть 2 — Парадокс нашего времени

Часть 14 — ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ
Часть 15 — Феминизм как форма сектантства.
Часть 16 — Традиции семьи и брака в исламе
Часть 17 — 7 неожиданных эффектов, которые может оказать на нас вода
Часть 18 — Чем полезен арбуз?

Часть 39 — ЛИКВИДИРУЕМ КРУГИ ПОД ГЛАЗАМИ
Часть 40 — Единоборства…??? Ну,раньше только мальчики…
Часть 41 — Загадочные явления которые наука не в состоянии объяснить

Ислам не делит жизнь человека на светскую и религиозную составляющие. Как говорят сами мусульмане, это определённый образ жизни, которые охватывает абсолютно все её аспекты. Не остаётся в стороне и такой важный вопрос межличностных отношений, как семья.

На портале «Ислам.Глобал» мы уже писали об исламском взгляде на институт семьи, о правах и обязанностях жены, а также об отношении детей к родителям. На этот раз подробно раскроем тему того, каким должен быть муж по Шариату.

Обязанности мужа в исламе

Начнём с того, что обязанность по сохранению семейного очага, продолжения рода и воспитания детей в одинаковой степени лежит на обоих супругах. Правда, (и это обусловлено естественнымм причинами) роли мужчины и женщины в этих направлениях различны.

Так, в Священном Коране отмечается, что мужчина должен выступать попечителем, опекуном в семье.

» они выполняют роль опекунов женщин …” (4:34)

Связано это с тем, что мужчины по природе своей добытчики, которые обеспечивают супругу и детей необходимыми ресурсами в виде материального достатка, жилья и прочего. В связи с этим многие мусульманские богословы отмечают масштаб ответственности, который ложится на плечи главы семьи. При этом важен не только факт добычи им необходимых ресурсов, но и соответствующее поведение, беспрекословное и искреннее соблюдение религиозных предписаний, стремление к постоянному духовному, интеллектуальному и физическому развитию. Именно эти качества должны почерпнуть у отца семейства дети.

Нельзя ни в коем случае принижать значение жены в семейных отношениях. Мужчина не должен относиться к ней как к служанке, которая занимается исключительно домашними делами. В западной культуре супружеская пара характеризуется как союз двух партнёров. Фактически исламский взгляд на институт семьи примерно таков (без некоторых чрезмерных проявлений в виде однополых браков), ведь муж и жена должны быть по-настоящему друзьями, цель которых заключается в совместном развитии в контексте как жизни в этом мире, так и в вечности. В Коране говорится о равноправии мужа и жены, несмотря на то, что положение мужчины выше из-за большей ответственности, которая ложится на его плечи.

«… жёны имеют такие же права и обязанности, что и их мужья, хоть и положение последних выше…” (2:228)

Очевидно, что мужу надлежит изучить особенности характера, повадки, вкусы, интересы своей жены. Ему необходимо быть внимательным к заботящим её мыслям и быть участвующим в делах, которые требуют помощи. Всё это так же касается женской заботы в отношении мужа. Отсутствие эмоциональной связи и понимания друг друга чревато скандалами, которые ведут в конечном счёте к разводу.

Муж – пример хороших манер для детей и других родственников. Никакие жизненные неурядицы, проблемы не должны вызывать уныние у самого ответственного члена семьи. Каким бы жёстким ни было разочарование, ни в коем случае нельзя психовать и срываться на ком-либо из окружающих. Необходимо помнить, что жить с неуравновешенным и постоянно ноющим человеком не захочет не только супруга, но и дети, которые чутко реагируют на эмоциональный фон в доме и переживают за своих родителей. Ещё хуже, если они будут расти в атмосфере скандалов и злобы на окружающий мир. Исправить сформированный таким образом характера ребёнка в уже взрослом возрасте будет очень непросто. Ему придётся всю свою жизнь идти с грузом проблем, ответственность за которые лежит на отце, главе семейства.

Что делать в кризис?

Естественно, семейные отношения могут вступить в полосу кризиса, когда какая-то из сторон попытается сделать всё так, как того хочется именно ей. Одно из важнейших для мужчины условий в этой ситуации – ни в коем случае нельзя применять физическую силу. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) отмечал в одном из своих хадисов, что мужчина, избивающий свою жену, сам заслуживает в качестве наказания за подобную прыть избиения. Это, конечно, не значит, что родственники жены в случае рукоприкладства со стороны мужа должны устраивать самосуд над ним. Такое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.) выступает в качестве предупреждения тем мусульманам, которые могут посчитать насилие аргументом в спорах.

Решение в этой ситуации простое и, конечно же, банальное. Семейное счастье реально построить только совместно. Этот тезис донельзя избит временем и уже набил оскомину, но почему-то фактически понимает его далеко не каждый. Про неукоснительное следование ему можно и вообще промолчать, ведь примеров неблагополучных брачных отношений в последнее время не счесть. Есть такие примеры, увы, и среди мусульман. Не последнюю роль в этом играют мужчины. Так что им есть над чем усердно работать. Необходимо понимать тех, за кого ты в ответе перед Аллахом, и уметь идти на уступки, не возвеличивать собственное эго до невообразимых высот и постоянно отдавать себе отчёт, что за все поступки будет воздаяние от Всевышнего Творца. Семейные отношения могут стать причиной либо попадания в Ад, либо наслаждения Райской обителью.

Семья занимает в жизни мусульман особое место. Забота о родственниках, супруге, детях рассматривается как часть поклонения.

В основе сохранения родственных уз и продолжения рода лежит создание семьи. Всевышний вменил в обязанность мусульманам жениться и продолжать род.

«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей, размышляющих» (30:21)

«Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов, и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий» (24:32)

В одном из хадисов Посланник Всевышнего (с.г.в.) повелевал мусульманам жениться и строго настрого запрещал безбрачие: «Женитесь на любящих и рожающих, ибо поистине, я буду гордиться вашей многочисленностью перед другими пророками в день Суда!» (передал имам Ахмад).

Достоинства никаха

Создавая семью, человек становится защищён от совершения тяжких грехов. Одним из таких является прелюбодеяние (зина).

Заключение брака только лишь по установленным государством законам (в ЗАГСе) не считается действительным в исламе, потому что там не соблюдаются требования Шариата. (Исключением выступают случаи, когда у супругов не было реальной возможности совершить никах, как, например, во многих городах и сёлах в советское время или же в регионах, где мусульмане подвергаются гонениям). Поэтому церемония никаха при создании семьи мусульманином является обязательной.

Всевышний в Коране и через хадисы Пророка (с.г.в.) донёс до людей правила, которые помогут в семейной жизни. И только соблюдение этих условий может дать защиту женщине в социуме при возникновении тяжёлых жизненных случаев. Например, это махр для супруги, который позволяет дать материальное обеспечение в случае смерти мужа или при разводе. Свидетели служат живым подтверждением, что брак заключён и женщина официально в глазах общественности носит статус замужней, а не любовницы или сожительницы.

Создание семьи не является принуждением ни для одной из сторон. Основными принципами выбора себе спутника жизни считаются единобожие, богобоязненность, взаимоуважение и хорошее отношение к родителям. Каждый мусульманин должен стремиться к обладанию знаниями, чтобы передавать их детям и воспитать праведных потомков.

Отношения в полигамной семье

Многих волнует вопрос многожёнства в исламе. Как известно, по Шариату мужчина имеет право одновременно заключить брак с четырьмя женщинами, которые не приходятся родными сёстрами друг другу. Однако вместе с таким правом на супруга возлагаются большие обязанности и ответственность.

Есть критерии, по которым мужчина может брать ещё одну жену. Всевышний позволяет, но предупреждает, что мусульманин не сможет быть абсолютно справедливым ко всем своим жёнам. Это очень важное обстоятельство, поскольку в Судный день он будет отвечать за то, как относился к своим супругам, не притеснял ли кого-то из них, не ущемлял ли в правах.

Развод в исламе

Семья является крепостью веры человека. Мусульмане должны со всей ответственностью подходить к её созданию.

Однако, к сожалению, мусульмане часто разводятся, пользуясь весьма простой по форме процедурой – троекратным произнесением слова «Талак!». Это разрешено Аллахом, но является самым нелюбимым деянием перед Ним.

В Священной Книге указывается на святость и неразрывность брачных уз. Также в одном из аятов даётся объяснение взаимоотношений супругов:

«Ваши жёны – одеяние для вас, а вы – одеяние для них» (2:187)

Быть одеянием друг для друга – это значит, что как одежда на теле защищает нас от внешнего воздействия окружающей среды и скрывает недостатки, так и супруги должны оберегать друг друга всегда и всюду. Муж выступает в роли защитника в семье, а жена – его опоры.

Женщина в мусульманской семье

В исламе прописаны права женщины и её положение. Вопреки распространённым стереотипам, она не унижена и не ущемлена. Если глубже изучить исламское право, то станет понятно, что жена, мать, дочь занимают высокий статус и обладают большими правами, чем кажется на первый взгляд. Все каноны направлены на то, чтобы супруг или отец смогли защищать и материально обеспечивать свою семью. Глава семьи решает многие вопросы, но он же и несёт всю ответственность за каждого домочадца.

В подтверждение того, что женщина занимает высокое положение в исламском мировосприятии, служат хадисы, которые гласят: «Рай находится под ногами матерей», «Взглянув на дочь с улыбкой, отец получает в два раза больше награды, чем за сына», «Праведная жена является половиной имана для мужа». А в Коране женщине посвящена целая сура.

Иными словами, семья для мусульман является не только священным долгом, но и способом достижения довольства Всевышнего. Она помогает человеку воздерживаться от запретного, находить смысл жизни и поддержку, укреплять свои отношения с родителями. Ведь только тот, у кого есть дети, может понять, какие чувства к нему испытывают его отец и мать и как больно бывает их обидеть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *