Мусульманская община

Мусульманская община

Мусульманская община

Махалля́ (араб. — часть города) — в исламских странах означает часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ является мечеть, являющаяся своего рода культурным центром махалли, в которой проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.

В современном понимании в Узбекистане и Средне-азиатских республиках бывшего СССР под махаллёй, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организация общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путем выбора комитета махалли и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своей махалли, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своей махалле.

Поэт, писатель XI века Носир Хисрав в своем произведение «Сафарнома» (Записки путешественника) путешествия с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж, в Мекку писал, — «город Каир состоит из 10 махаллей», что свидетельствует о том, что такое понятие как махалля на Востоке существует уже много веков.

Обычаи

На территории махалли, как правило, находилась мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась альтернатива к мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стал чайхана.

До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т. д.

Территорию махалли определяли по голосу муаззина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, ее жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и, конечно же традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают Хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т. д.

Уместно напомнить такой факт, что раньше каждый житель махалли без напоминания, утром и вечером производил полив, очистку улиц возле своего дома. Всемерно заботились о чистоте и ухоженности водоемов -хауз и арыков как основных источников питьевой и поливной воды. Махалля имела свои законы, один из них «шафат» — огородить от «чужих». Если кто-то из жителей махалли хотел продать свой дом, он прежде всего предлагал продать этот дом своим родственникам, затем, в случае отказа, своим соседям по забору, а далее жителям махалли. Без соблюдения вышеуказанной субординации хозяин не имел права продать свой дом «чужим». Этот закон ограждал посторонних от попадания в махаллю.

История возникновения и функционирования института махалли на примере Самарканда

История возникновения махаллей в Самарканде и история их названий имеют глубокие корни. Часто махалли образовывались и назывались по производственно-ремесленному принципу: Кулолон — гончары, Заргарон — ювелиры, Сузангарон — игольщики, Чармгарон — кожевники и т. д. Часто своё название они получали от названий архитектурных памятников, находящихся на их территории: Рухабад, Гури-Амир, Мадрасаи Сафеди и т. д., а также от названия гидронимов: Оби Машат, Кош хауз. Махалли иногда носили названия тех городов и сел откуда были когда-то переселены в город жители этой махалли: Тошканди, Ургути, Дахбети, Хавоси, и т. д.

Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие. К сожалению, об этих махаллях в настоящее время ничего неизвестно.

В начале ХХ века в Самарканде существовало 103 мечети и столько же махаллей. Все они располагались на территории Сиабского района города. Например, до 30-х годов ХХ века в Самарканде существовала махалля «Пули сафед» (Белокаменный мост). Махалля имела мечеть, большой базар и славилась развитыми культурными традициями. Еще в XVII веке в этой махалле жил и творил поэт Масехо Иваз Боки. К сожалению, в связи с расширением спиртоводочного завода в 1930-32 годы махалля исчезла. Такая же история только в конце ХХ века произошло с махаллёй «Рухобад». В настоящее время сохранился только мавзолей Рухабад, находившийся на территории махалли.

Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.

Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определенными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.

В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жестко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллей в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок −60», и теперь старое название этой махалли почти никто не знает.

Махалля как основа местного самоуправления

Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля может привести к непоправимым ошибкам. Именно на базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.

Именно махалля как орган самоуправления на местах может являться основой здорового гражданского общества, а значит и основой сильного и демократического государства. Справедливости ради, стоит отметить, что существуют и отличные от изложенной выше точки зрения на роль института махалли в современном обществе.

> Махалля в искусстве

  • Фильм Шухрата Аббасова «Об этом говорит вся махалля» (1960 год)

> См.также

  • Узбекистан
  • Бухарские евреи

> Ссылки по теме

  • Узбекистан. Махалля

Примечание

  1. По узбекски махаллинский комитет называется Кенгаша.
  2. Существует мнение, что такая особенность махалли как функция обеспечения учета её жителей и их коллективной ответственности перед вышестоящими властями были внедрены русской администрацией края в период завоевания его Российской империей.
  3. Упоминаемые в литературе (например, в узбекских народных легендах и сказках) по производственно-ремесленному принципу махалли, как правило, при переводе на русский язык переводились переводчиками как «квартал», например,»квартал сундучников», то есть квартал мастеров, изготавливающих сундуки, «квартал гончаров» и т.д.
  4. В данном случае в Самарканд.
  5. Из Ташкента или ташкентцы.
  6. Из Ургута или ургутцы.
  7. Он считался одним из лучших поэтов своего времени. Также весьми известным и почитаемым поэтом был его ученик, происходивший из жителей этой махалли — Манзур Ходжи Мухаммади Самарканди.
  8. По мнению некоторых социологов, изучающих Среднеазиатский регион, например Б. Мусаева, махалля «есть первичная ячейка организации власти, но отнюдь не самоуправления. … Сегодня махалля нуждается в модернизации с тем, чтобы соответствовать стандартам местного самоуправления, существующим в развитых демократических государствах.»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *