Муж сестры

В современном мире мы частенько забываем о самих дорогих и близких людях. Более того, многие даже не знают, кто кому кем приходится и как правильно надо называть новых родственников. Именно об этом сейчас и хочется поговорить. Родственные связи: кто кому кем приходится и как правильно именовать своих близких?

Содержание

Теория

Изначально хочется отметить, что сегодня выделяют две формы родства:

  • Кровное.
  • Некровное.

Родственники могут быть по линии отца или матери. Это кровные. Некровные – это те, кто входит в родственные связи после брака – через мужа или жену. Хочется также отметить, что раньше данный список был больше. Выделяли также землеродное или общинное родство, основанное на ведении общего хозяйства, а также духовное, которое еще называлось фиктивным, или искусственным.

Близкие кровные родственники

Наиболее признанной всеми является кровная родственная связь самых близких родственников. В таком случае различают:

  • Мать и отца — людей, которые родили ребенка.
  • Братья, сестры – дети, рожденные от одних и тех же отца и матери.
  • Бабушки, дедушки – родители родителей. Далее следуют прабабушки и прадедушки.

Это наиболее близкие кровные родственники.

Иные кровные родственники

Схема родственных связей этим не ограничивается. Так, существует еще много кровных родичей, которые также имеют свои правильные названия:

  • Двоюродные сестры — это дети, рожденные от сестры или брата одного из родителей. В старину такие люди назывались братан, или брательник, а также сестренница, или сестрина.
  • Троюродные братья и сестры — это внучатые братья или сестры.
  • Племянники – это дети сестер-братьев, а внучатые племянники – это внуки брата или же сестры. Также есть понятие внучатого двоюродного племянника и т.д.

Кровное родство через брата

Родственная связь весьма интересна, если вести ее от братьев. Как же в таком случае правильно называются родичи?

  • Жену родного брата называли братовой.
  • Родной сын брата, по-нашему – племянник, а в старину – братыч.
  • Родная дочь брата, сегодня – племянница, в старину – братанна.
  • Жену двоюродного брата принято было называть братанихой.

Приобретенные родственники

Обязательно надо рассмотреть родственные связи (кто кому кем приходится) после церемонии бракосочетания. Веь тут наиболее часто и возникает путаница.

  • Родителей жены принято называть тесть и теща, родителей мужа – свекор и свекровь.
  • Родительские пары женатых детей между собой называются сватьями.
  • По отношению к родителям: невеста – это невестка для свекрови и сноха для свекра; жених – зять как для тещи, так и для тестя.
  • Брат мужа невесте приходится деверем. Если у брата есть жена – она сношенница, или ятровка.
  • Если у мужа есть сестра, она невесте будет золовкой.
  • В случае, когда у жены есть сестра, жениху она придется своячницей, муж ее – свояком. Все мужчины, чьи жены между собой состоят в родственных связях, – свояки.
  • Брат жены будет шурином. Если у брата есть сын, его принято называть шуричем.

Нужно отметить, что родственные связи людей – важнейший элемент жизни каждой семьи. Сегодня, к сожалению, люди все чаще стали забывать о том, что единственные люди, которые всегда помогут, – это именно родственники. Именно поэтому в последнее время данные названия и утрачиваются. Ведь родственники все меньше общаются друг с другом. И, соответственно, забывают, кто кому кем приходится.

Кровные или просто близкие родственники?

Родственные связи и отношения на этом не заканчиваются. В жизни бывает много разных ситуаций, которые важно также учитывать. К примеру, если брак у мужчины повторный, а дети от предыдущего остались.

  1. Если отец повторно женится, то новая его жена детям приходится мачехой. В похожей ситуации, однако, если дети остались с матерью, а та нашла нового мужчину, малыши приобретают отчима.
  2. Дети между собой в таком случае называются сводными. Сводные братья, сестры.
  3. В отношении детей: сын, который не является родным, называется пасынком, неродная дочь – падчерицей.

Если говорить об усыновленных детях, то они считаются названными (названный сын или названная дочь). Это же работает и в отношении родителей: названные отец или мать.

Также надо отметить, что родственная связь возникает и в том случае, если родители не живут в официальном браке. В народе они называются гражданской супружеской парой. Дети в таком случае считаются родными, незаконнорожденными они не считаются. Особого названия у них нет.

Крещение

Христианская вера предполагает также наличие крестных родителей. Кто же это такие? Так, в старину смертность была намного выше, нежели в современном мире. И люди, желая уберечь своих детей от бедности и скитаний, выбирали близких родственников или хороших людей, которые приходились малышам крестными родителями. Они проходили специальный церковный обряд и в дальнейшем несли ответственность за жизнь и судьбу ребенка. В идеале крестные должны не только дарить детям подарки, изредка наведываясь в гости. Главное их предназначение – духовное воспитание названных перед Богом детей, прививание им норм и догм христианства. Если же родители умирали, к себе на воспитание и содержание деток брали крестные, один их крестных родителей. В материальном плане в таком случае они отвечали за ребенка поровну.

Сегодня об этом немного забыто, однако названия таких родственников остались:

  • Крестные мать и отец – духовные родители ребенка.
  • Крестник или крестница – ребенок, которого окрестил взрослый человек перед Богом.
  • Есть также понятие крестных сестер и братьев, родных детей крестных матери и отца.
  • Кумовья (кум, кума) – кровные и крестные родители между собой.

Иные, неучтенные родственные связи

Рассматриваем далее родственные связи. Схема полная может включать также родственников по кресту. Так назывались люди, которые обменивались нательными крестиками во время церемонии крещения.

  • Мужчины: братья по кресту, крестовые братья.
  • Женщины: побратимки, или крестовые сестры.

Свадебное родство

Немногие знают, но родственная связь также возникает и во время свадьбы молодых. И если о родителях, семье и молодой паре все понятно, так есть еще и косвенные родственники.

  • Дружка и боярин. Сегодня их еще называют свидетелями. Они выполняют определенную роль не только в самой церемонии бракосочетания и венчания, но и на свадебной гулянке.
  • Тысяцкий. Сегодня это тамада. Раньше – распорядитель на свадьбе, который отвечал за все происходящее. Чаще всего это крестный отец или взрослый родственник.
  • Почетные братья – мужчины, друзья жениха, которые занимаются разливом спиртных напитков, следят за порядком.

Итак, мы рассмотрели почти все родственные связи. Кто кому кем приходится? Схема показывает и это. Кроме того, учитывать нужно все связи, как кровные, так и некровные.

Современный темп и образ жизни в городах настолько оторвал многих людей от традиций и обычаев, что почти никто не помнит, кем приходятся одни члены семьи другим.

Достаточно часто возникает ситуация, при которой мать будущего супруга лишь перед свадьбой задается вопросом, кем же будет ей приходиться жена сына.

Кто такая сноха?

Это сокращенный вариант более старого слова «сыноха». Сноха — одно из названий жены сына по отношению к его родителям. Слово «сыноха» считается устаревшим. А слово «сноха» широко используется в разговорной речи.

В словаре под редакцией Д. Н. Ушакова, вышедшем в 1940 году, указывалось, что снохой жена сына является только по отношению к его отцу. Однако в толковых расшифровках как Даля, так и Фасмера указано, что словом «сноха» называют женщину оба родителя ее супруга.

Кто такая невестка?

Это не синоним понятия «сноха», а вполне самостоятельный термин, но с более широким значением. Невесткой жена сына является по отношению ко всем абсолютно членам семьи молодожена, включая и его родителей.

То есть если женщина произносит: «Какая у меня замечательная невестка», — по отношению к супруге собственного сына, она не делает ошибку. Для нее девушка является как невесткой, так и снохой. А вот для брата мужа или другого родственника его супруга является только невесткой, называть ее снохой им уже нельзя.

Для кого женщина является невесткой?

Невесткой женщину могут называть практически все близкие родственники ее супруга:

  • мать;
  • отец;
  • братья;
  • сестры;
  • дедушки;
  • бабушки.

Кроме них невесткой женщина является и для мужей сестер ее супруга. Разумеется, для жен братьев – тоже.

Кем приходятся члены семьи мужа женщине?

Закономерен вопрос о том, что если жена сына для его родителей сноха, а для прочих родственников – невестка, то кем они приходятся ей?

По отношению к вошедшей в семью женщине родственники ее мужа называются так:

  • свекр, свекровь – отец и мать;
  • девери – братья;
  • золовки – сестры.

Мужья сестер мужа для женщины являются зятьями. Жены братьев супруга – сношенницами или ятровками.

Кем являются родители супругов друг другу?

Папа жены сына для женщины является сватом. А мать супруги сына, соответственно, называется словом «сватья».

Не меняются названия и для другой стороны. То есть для родителей молодой жены мать и отец ее избранника тоже являются сватами.

Кем приходятся члены семьи жены мужу?

Для новоиспеченного мужа родственники его избранницы тоже имеют собственные названия. О том, что папа супруги именуется словом «тесть», знают все. Как и о том, что мать жены – это теща.

Однако в том, кем приходятся мужчине остальные родственники его супруги, разбираются уже немногие. Между тем ничего сложного в терминах нет:

  • шурин – брат супруги;
  • свояченица – сестра жены.

В отношении супругов сестер и жен братьев задействуются слова «зять» и «сношенница». Термин «сношенница» практически покинул обиходную разговорную речь, а слово «ятровка» забылось еще в середине прошлого столетия. Сейчас практически повсеместно жен братьев именуют свояченицами, хотя это и неправильно, если вдаваться в смысл термина.

Как же называть законную избранницу сына?

Для родителей ответом на вопрос: «Жена сына — кто это?» — станут два термина: «сноха» и «невестка». Оба названия родители мужчины могут употреблять в отношении его супруги.

Для остальной родни мужчины женщина, с которой он сочетался законным браком, является только невесткой, снохой ее именовать будет ошибочно.

Кем приходятся люди друг другу до свадьбы?

До заключения брака в разговорах влюбленных часто именуют различными словами, смысл которых понятен уже не каждому человеку. Например, слово «хахаль». Многие употребляют его в пренебрежительном, а иногда и ругательном значении. Между тем слово имеет совершенно нейтральный смысл.

Хахалем называют влюбленного человека, который ухаживает с серьезными намерениями за женщиной.

Или же слово «зазноба». Сейчас так часто называют любовниц женатые мужчины. А это – ошибочно. Слово «зазноба» является аналогичным по своему смыслу термину «хахаль». То есть так нужно называть девушку, запавшую в сердце, за которой мужчина планирует ухаживать с серьезными намерениями.

Иными словами, зазноба – это будущая невеста, а хахаль – жених. В связи с этими значениями часто возникает вопрос о том, как же тогда понимать слово «суженый»? Термином «суженый» называли на Руси не конкретного будущего супруга, а идеальный образ, мужчину мечты, если выразиться современным языком, свою судьбу. Точно такое же значение имеет и слово «суженая», но только для мужчины.

Слова «невеста» и «жених» употреблялись лишь после сватовства, при его положительном исходе и не раньше. Невестой и женихом молодые люди приходились друг другу вплоть до венчания. То есть в современных реалиях женихом и невестой люди являются после подачи заявления в ЗАГС, а не с минуты помолвки.

Также не стоит забывать о том, что все названия, применяемые к родственникам и членам семьи супругов, так сказать, вступают в силу только после заключения брака. При сожительстве без официального оформления отношений применение традиционной родственной терминологии является неправильным. До момента оформления отношений родственники избранника никем женщине не приходятся, как и наоборот, соответственно. То есть именовать сожительницу сына невесткой не нужно, точно так же, как называть тещей мать подруги, любовницы или же гражданской супруги.

Любой человек рано или поздно начинает задумываться о своих корнях и о том, как выглядит генеалогическое древо рода. Семейные истории и легенды создают ощущение единства человека со своими родственниками, строят внутрисемейные связи, учат гордиться Родиной, анализировать поступки своих прадедов.

В статье мы рассмотрим, как правильно составить своё семейное древо, 10 популярных шаблонов, какие есть образцы, примеры, схемы, какую информацию можно разместить при составлении дерева рода, какой шаблон подойдет именно к Вашему роду.

Впервые я нарисовала генеалогическое или семейное древо, когда мне было 10 лет. Мой род выглядел схематично, на небольшом листке бумаги со слов бабушки и мамы. Впоследствии это родословное дерево семьи помогло в поисках и сопоставлении информации из архивов.

Прошло 20 лет. Мы вновь составляли историю своего рода, но только со своей дочкой. В этот раз фамильное древо было большим, с яркими фотографиями и подписями внизу. Оно украсило наш интерьер, а дети до сих пор с удовольствием разглядывают его и спрашивают о своих прабабушках, прадедушках.

Генеалогическое дерево: что это и как составляется

Генеалогическое или семейное древо – это визуальная схема, которая описывает все родственные связи в пределах одной семьи, династии или рода. Чаще всего схема действительно изображается в форме древа, на корнях которого изображается родоначальник династии (реже последний потомок), а на ветвях различные ответвления (линии) рода.

Схема родового древа включает в себя:

  1. Дерево — древнейший символ Жизни. Изображение семейного дерева отражает связь трех поколений из прошлого, настоящего и будущего.
  2. Обычно корни дерева олицетворяют предков, самых старших представителей рода.
  3. Ствол символизирует настоящее, ныне живущих людей.
  4. Ветви, крона, листья — это будущее семьи и продолжение рода.

Генеалогическое древо Пушкина

Листья, плоды, семена, созревающие осенью и вновь зарождающиеся весной указывают на возрождение жизни в смене поколений…

Обычно глубина ветвления такого древа охватывает сразу несколько поколений. При этом информация, которая указывается на схеме или древе, бывает различной:

  1. Если на дереве указываются все прямые потомки одного конкретного человека, то схема будет сильно разветвлённой с большим количеством родственником на внешних уровнях.
  2. В схему вносятся только известные предки исследователя. Боковые ветви на таком древе обычно отсекаются, чтобы представить информацию в более компактном формате.
  3. Встречаются и древа, которые охватывают только членов семьи с конкретной фамилией (например, всех мужчин рода). Замужние потомки по женской линии убираются из такой схемы.

Существует несколько разновидностей схем, которые чаще всего используются для визуального изображения родословного древа.

Высказывание Густава Майринка «Родословное древо»

Горизонтальное родовое дерево

Этот вид древа довольно часто можно встретить в европейских семейных архивах. На таком древе предки изображаются слева, а ветви идут в горизонтальном направлении. Кроме прямых предков и потомков, сюда иногда включаются и другие родственники по крови, в таком случае схема будет называться смешанной.

Вертикальное древо семьи: нисходящая схема

На таком типе древа во главе схемы располагается родоначальник династии или семьи, а потомки распределяются по ветвям и исходят вниз к корням. Допустимо и расположение родоначальника у корней древа, в то время как потомки в таком случае будут подниматься на ветвях от корней дерева.

В таком варианте схемы потомки по женской линии (дочери, внучки, предки супруги) отсутствуют. Древо составляется только на основе данных о потомках по мужской линии, поскольку женщина может выйти замуж и сменить фамилию, что приведёт к «обрыву рода».

Вертикальное генеалогическое дерево: восходящая схема

Восходящая схема предполагает возведение во главу древа ребёнка, от которого в стороны будут расходиться две ветви – отец и мать. От каждого из родителей будут тянуться ещё по две ветви (их родители, т.е. бабушки и дедушки ребёнка) и т.д. Такой формат древа позволяет объединить прямых предков одного конкретного человека.

Круговая схема древа семьи

Нетипичная схема составления семейного древа. Часто её ещё сравнивают с птицей, поскольку её правое крыло включает предков матери, а левое – предков отца. В центре такого круга располагается ребёнок.

Обычно круг рисуют довольно большим, чтобы внутри второго круга уместился первый. Второй круг делят пополам: на одной половинке пишут имя матери, а на другой – имя отца. Далее рисуется третий внешний круг, который делят на четыре части. В эти части записывают имена бабушек и дедушек и т.д.

Как составить генеалогическое древо: самостоятельно и бесплатно

Если вы решились на составление собственного генеалогического древа, то исследования лучше всего начинать с семейного архива. Изучите все старые фото, официальные документы, письма, связанные с вашим старшими родственниками. Особенно полезными станут различные свидетельства о браке, рождении, смерти, дипломы, аттестаты, трудовые книжки, наградные листы и т.д.

Все данные нужно отсканировать (хранить все только в бумажном виде не слишком надёжно), а затем использовать для составления схемы в цифровом формате. Оригиналы документов нужно сложить в одну папку и положить в такое место, где вы точно их не потеряете.

Далее следует опросить всех родственников. Не затягивайте, больше всего информации можно получить о старших родственников, а они не вечны. Стоит заранее составить список вопросов, чтобы ничего не упустить. В первую очередь вас должны интересовать:

  • ФИО родственников;
  • дата и место рождения;
  • места работы (по годам);
  • годы и места учёбы;
  • брачные союзы (тоже по годам);
  • количество детей, их имена и даты рождения;
  • даты смерти, где могут быть похоронены.

Зная большую часть перечисленных данных, можно делать запросы в архивы и уже собирать информацию там.

Но не стоит пренебрегать и рассказами о жизни ваших родных. Традиции, предания, памятные события объединяют поколения, дают ощущение причастности к чему-то большему.

Всю собранную информацию сразу же заносите в схему, чтобы ничего не потерять, не перепутать и не забыть. Структурируйте данные, лучше всего для каждой ветви или родственника завести отдельный файл.

Какую информацию собрать в первую очередь: 7 основных пунктов

Прежде всего, вам нужно собрать семейный архив. Отыщите все сохранившиеся официальные документы, фотографии, грамоты или награды, принадлежавшие вашим родным:

  • свидетельства о рождении, браке, смерти;
  • трудовые книжки;
  • удостоверения;
  • аттестаты и дипломы;
  • именные грамоты;
  • наградные листы.

Оцифровывайте информацию и сразу же заносите её в компьютер. Структурируйте данные, все беседы со старшими родственниками записывайте на диктофон и только потом расшифровывайте аудио в текстовый формат. Делайте резервные копии данных (техника может подводить в самый неудачный момент).

Во время беседы с родственниками постарайтесь, прежде всего, добыть информацию о:

  • датах рождения;
  • именах, фамилиях и отчествах;
  • местах учёбы (и годах учёбы);
  • о местах и времени работы;
  • о брачных союзах и детях (с их именами и датами рождения);
  • о местах и годах службы и смерти;
  • примечание, семейные легенды.

Генеалогическое дерево: более 20 шаблонов для заполнения

  1. Шаблоны для распечатки и самостоятельного заполнения: 10 шаблонов (идеально подойдут для школы, детского сада, для семейного архива на начальном этапе).
  2. Фоны деревьев для семейного древа. Данные фоны Вы можете распечатать на любом принтере и наклеить таблички, подписи, фотографии. Идеально подойдут для создания генеалогического древа своими руками.
  3. Шаблоны для фотошопа: более сложные и интересные в плане изображения: 2 необычных макета.
  4. Векторные декоративные элементы для создания родового дерева.

Как смастерить семейное дерево своими руками можно посмотреть на видео.

ТОП-13 программ для составления генеалогического древа

Существует не так много удобных графических программ, которые позволяли бы быстро создавать родословные древа без необходимости. Некоторые из них позволяют оформлять родословные росписи, искать в базе информацию, создавать карточку с дополнительными данными на каждого родственника, подводить итоги в отчетах.

Проще управиться со следующими сервисами, которые доступны онлайн.

Сравнение программ для создания семейного дерева

Согласно данному рейтингу, первое место занимает программа Family Tree Builder, далее — RootsMagic. В некоторых случаях конкретному человеку необходимо подбирать программу под свои нужды. Рассмотрим список самых распространенных генеалогических сервисов.

MyHeritage (МайХеритадж)

Сайт https://www.myheritage.com

После регистрации на сервисе можно составить онлайн свое генеалогическое древо, создать календарь семейных событий и другое. Возможно за отдельную стоимость заказать тест ДНК.

Древо жизни

Программа Древо Жизни подробно описана на официальном сайте.

При помощи программы можно построить родословное древо с фотографиями, при помощи программы можно установить фоновую картинку для дерева. По желанию можно отобразить место и даты рождения и свадьбы, место жительства, профессию и другую информацию. Создаёт родословные росписи, можно вывести статистику.

SimTree

Сайт разработчика: simtree.ru

Бесплатное программное обеспечение для хранения данных по родословной на персональном компьютере. При помощи программы можно составить родословное дерево.

RootsMagic

Официальная страница разработчиков: rootsmagic.co.uk

Программа с понятным интерфейсом для составления родословного дерева и сохранения документов из прошлого своей семьи, своих родственников.

Canva

Официальный сайт: canva.com

Сервис для создания различных графических объектов: оформления цитат, обложки для групп, медийные объекты. На сайте есть также оригинальные макеты для построения генеалогического древа. Удобство сервиса состоит в том, что созданные семейные деревья можно скачать и распечатать в фотосалоне или типографии.

Искать на сайте по запросу «семейное дерево».

GenoPro (ГеноПро)

Сайт генеалогической программы: genopro.com/ru/

С помощью ГеноПро можно построить генеалогическое древо и родословную роспись. После занесения данных по родственникам можно полностью отобразить графическое изображение семейного древа.

Родовид

Описание и инструкция: ru.rodovid.org

Онлайн вики-проект, на котором каждый может создать своё древо или присоединиться к существующему. На проекте можно создать виртуальную книгу рода. Родовид создан энтузиастами для возрождения семейных ценностей.

Family Tree Builder

Официальный сайт: familytreebuilder.com

Удобная и понятная программа с русским интерфейсом. Составляет генеалогические деревья, строит отчеты, в программу можно занести факты и данные про семью. Фоны для генеалогического древа можно подобрать из представленных.

GRAMPS

Официальная страница разработчиков: gramps-project.org

Бесплатная генеалогическая программа, для управления генеалогическими базами данных. В программе можно создавать и отслеживать жизненный путь предков. Работает со многими форматами для хранения баз данных.

Personal Ancestral File (PAF)

Бесплатная программа для Windows, программная платформа для заполнения и создания родословного древа семьи и родственников.

Родственники

Официальный сайт: genealogysoft.com

Программа Родственники подойдет для построения генеалогических деревьев любой сложности. Обладают мощными средствами, понятной и наглядной графикой с удобным поиском по родословному древу.

Geni

Бесплатный сервис для создания генеалогического дерева. Всемирное родовое древо Geni воссоединяет свыше 132 миллионов людей по всему свету.

GenealogyJ

Бесплатная программа для составления генеалогического дерева семьи. Отлично подойдет для структуризации информации о родственниках.

Семейное древо в качестве подарка

Такой проект станет отличным подарком для человека, который интересуется историей рода, семьи или династии. Вы почувствуете себя настоящим исследователем или учёным, составляя генеалогическое древо для близкого человека.

Для составления вам понадобится схема с соответствующим рисунком. Структуру выбирайте любую, какая больше нравится (для начинающих лучше подойдёт стандартная вертикальная).

Пример родословного дерева

Оформите схему своими руками или воспользуйтесь программой, составляющей семейные древа (затем распечатайте результат в типографии и вставьте в красивую рамку).

Такой подарок понравится:

  • детям и внукам (для них важно знать историю семьи, предков);
  • дальним родственникам (чтобы показать, насколько, на самом деле, вы близки с ними);
  • прародителям (чтобы наглядно показать, какой большой стала семья, как много добились их дети, внуки и даже правнуки).

Лучше всего избегать использования круговых схем, поскольку их сложнее всего составлять. Для нашей страны такие схемы родства не свойственны, да и оформлять их сложнее, чем классические вертикальные восходящие и нисходящие древа.

Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.

УДК 316.344.3

этнос, эндогамия, кровнородственные связи

B. и. Бегинин, Х. Б. Тадтаев

Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова

E-mail: BegininalA@infо.sgu.ru, Tadtaew@yandex.ru

В статье анализируются проблемы этноса, эндогамии и кровного родства. Эндогамия и чувство кровного родства рассматриваются как особенности этноса, которые невозможно абсолютизировать. Отсутствие мифа об общем происхождении этноса не всегда оказывается помехой в формировании этнической общности. Ключевые слова: этнос, этничность, эндогамия, этнические признаки, кровное родство, этническое самосознание.

Ethnos, Endogamy, Blood Relationship

V. I. Beginin, H. B. Tadtaev

Key words: ethnos, ethnicity, endogamy, ethnic characteristics, consanguinity, ethnic self-consciousness.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2016-16-3-269-273

Проблема этноса и этничности остается как в отечественной, так и зарубежной социогумани-тарной литературе дискуссионной. Точки зрения не только не сближаются, но становятся диаметрально противоположными. Так, В. А. Тишков в работе «Реквием по этносу» предлагает отказаться от «научно несостоятельного термина этнос»1. Очевидно, что отказ от термина «этнос» не решает проблемы.

Совершенно иную позицию занимает

C. Е. Рыбаков. Признавая объективное существование этнических общностей, он уверен в принципиальной невозможности определения этноса через перечисление этнических признаков. «Любой из признаков (культура, язык, психологический склад и т. п.) — на самом деле самостоятельный феномен, несомненно, имеющий связи с этносом, но точно такие же связи имеющий со множеством иных общностей»2.

Разумеется, любая точка зрения имеет право на существование, и единственным критерием жизнеспособности выступает ее аргументированность. Логика мышления С. Е. Рыбакова безупречна, однако с некоторыми аргументами (или их отсутствием) согласиться невозможно. С. Е. Рыбаков уверен, что в целом этнос выступает как общность родственников, самосозна-

ние и социальное поведение которых покоится на фундаменте «своего, родного». Члены этноса не просто чувствуют себя родственниками, а объективно являются таковыми. Сам термин «родство» в отечественной философской литературе имеет различное толкование, смысл. Так, Н. Ф. Федоров приоритетным, «настоящим» считал родство биологическое (родители — дети и т. д.), а Н. А. Бердяев считал главным духовное (в определенной мере религиозное) родство, а биологическое — помехой родству духовному. Однако совершенно очевидно, что С. Е. Рыбаков под родством однозначно понимает родство биологическое. В этой связи не совсем обоснованным представляется утверждение, что «признание очевидного факта произрастания феномена этничности из расширенного родства и популя-ционного единства, — это никакое не «биологи-заторство», ведь никто же не объявляет семью «биологической ячейкой» на тех основаниях, что данный институт построен на половых и близ-кородстенных связях и что дети имеют обыкновение появляться всем известным способом»3. Если главным (именно главным) объединяющим фактором этноса считать биологическое родство, то отказ от «биологизаторства» представляется условным и даже излишним.

Возникает вопрос: насколько убедительно и доказательно утверждение о родственной общности членов этноса? Возможно ли в принципе рассматривать этнос как популяционное единство?

Если единственным источником истины считать мнение отдельных (именно отдельных) западноевропейских или североамериканских исследователей, то биологизация этноса вполне вероятна и даже необходима. Наряду с именами, перечисленными по определенной иерархии в работах С. Е. Рыбакова, можно обратиться к работам авторитетного американского исследователя, автора ряда книг по проблемам этнич-ности, социобиолога Пьера Ванденберга, который предлагает широкую социобиологическую перспективу изучения человеческого поведения вообще и этничности в частности. В работе «Феномен этничности» он утверждает, что «этнические и расовые чувства являются продолжением родственных чувств. Этноцентризм и расизм, таким образом, оказываются расширенными фор-

© Бегинин В. И., Тадтаев Х. Б., 2016

мами непотизма»4. В таком случае этничность оказывается расширенной родственностью, и происхождение считается главной чертой этнич-ности. Однако как социобиологу Ванденбергу достаточно очевидным представляется и то, что в ряде случаев общность происхождения, приписываемая этнической группе, может оказаться фиктивной. И даже в ограниченных родственных группах нередки случаи вымышленного происхождения. «Если даже в ограниченном кругу ядерной семьи, — пишет Ванденберг, — родство может оказаться биологической фикцией, то совсем не удивительно, что расширенное родство, предполагаемое этничностью, часто оказывается мнимым. Чем больше этническая группа, тем выше вероятность такой ситуации»5. Этничность не предполагает обязательной кровнородственной связи между членами одной и той же этнической группы. В таком случае возникает вопрос: почему в ситуации достаточно высокой возможности мнимого родства внутри этнических групп именно идея родства оказывается вполне заслуживающей доверия и скрепляющей представления об этнической солидарности? Конкретные ситуации в сфере этнической солидарности бывают различными, и часто миф мнимого родства оказывается невостребованным, неактуальным. Социальное исследование, проведенное в 2003 г. в Шотландии, где этническая проблема весьма непростая, показало, что 70% опрошенных согласны считать цветного человека, живущего в Шотландии, шотландцем, если он говорит с шотландским акцентом и утверждает, что он шотландец6.

Нельзя не заметить, что этнические чувства часто выглядят иррациональными в силу того, что оказываются движимыми собственными внутренними силами. При анализе понятия «эт-ничность» часто наблюдается смешение расового и этнического. Так, Р. Джексон (сотрудник университета Британской Колумбии) на основе методологии концептуального анализа, предложенной одним из крупнейших специалистов в современной этнологии Дж. Сартори, изучая понятие этничности, пришел к выводу, что одним из главных «этнических индикаторов» являются расовые особенности людей. «Если для спецификации этносов в предметном отношении необходимы расовые признаки, — писал Р. Джексон, — то наиболее важным для социальной науки следует признать исследование субъективной осведомленности население о собственных этнических отличиях»7. Одновременно с расовыми особенностями существенными «этническими индикаторами» Р. Джексон считает также различия в языке, религиях и обычаях. Соотношение расового и этнического является предметом особого исследования, однако примечательно, что при семантическом определении понятия «этнос» Р. Джексон рассматривает биологические факторы (расовые) и социокультурные (язык, религия, обычаи) в симбиозе.

В определенной степени этничностью можно манипулировать. Проблема может варьироваться от абсурдно-комичной8 до трагедии. Хотя память о предках никогда не была привилегией дворянства, но по вполне понятным причинам для титулованной части населения родословие имело особое значение. Долгое время древность и знатность рода от рождения определяли принадлежность к той или иной группе служилого сословия. В силу данного обстоятельства в России (как некогда и в ряде других стран) родословие дворянства имело богатую традицию. Уже в Средневековье была предпринята попытка создания официального родословного справочника «Государев родословец» (1555). Со временем возникает так называемая «Бархатная книга», родословные тщательно проверяли. Попытки любого подлога, а такие случаи были не редкостью, не только порицались, но и карались. При скрупулезном анализе родословной русской знати получаем весьма интересный эмпирический материал — 70% высшей знати имеет неславянские корни9 (именно неславянские, а не просто нерусские). Среди этого множества доминируют германские, литовские (прежде всего Гедиминовичи), татарские и другие корни. Разумеется, представители русской знати роднились между собой, но необходимо говорить не только о внутрирусском родстве, а о более широком -общечеловеческом родстве. Русская знать в этом отношении не исключение. Полиэтничность родословной — характерная черта и грузинской, и польской, и английской, и персидской, и т. д. знати.

Совершенно очевидно, что знать не составляет большинство этноса, и возникает вопрос: быть может, для простого народа не характерно межэтническое смешение? Проблему межрасового и межэтнического смешения мы конкретно проанализируем в дальнейшем, здесь же обратимся к наиболее доступному и в то же время надежному эмпирическому материалу — официальным данным переписи населения. Этот материал показывает, что «этническая эндогамия», т. е. преимущественное заключение браков внутри каждого этноса, — факт очевидный. Этническая эндогамия выполняет существенную роль в сохранении самосознания и воспроизводстве культуры. Более того, как убедительно показал Ю. В. Бромлей еще в 70-х гг. прошлого столетия, так называемый прорыв эндогамии этноса10, когда число межэтнических браков постоянно превалирует над моноэтническими браками, приводит к частичной и даже полной ассимиляции этноса. Но этническая эндогамия носит весьма относительный характер и не исключает значительной доли межэтнических браков. Так, в бывшем СССР доля смешанных семей постоянно возрастала: в 1959 г. — 10,2%, в 1970 г. — 13,5%, в 1979 г. — 14,9%п. Разумеется, доля межэтнических браков зависит не только от доброй воли

вступающих в брак. Существенное значение имеет большое количество факторов. История знает множество попыток запретить межэтнические браки, абсолютизировать этническую эндогамию, однако результативность таких запретов всегда оказывалась относительной. Общеизвестно негативное отношение в бывшем СССР к бракам с гражданами зарубежных стран в течение продолжительного периода времени, но такие браки все же заключались и не являлись абсолютной редкостью, хотя их доля численно несопоставима с межэтническими браками внутри страны. Известно политическое и даже вооруженное противостояние между Грузией и Южной Осетией в последние два десятилетия. Ослабление противостояния после вооруженной агрессии Грузии в августе 2008 г. носит относительный характер. Однако вооруженное противостояние не исключало браков между осетинами и грузинами, хотя их доля значительно меньше по сравнению с предшествующим периодом времени.

Рассматривая «этничность в контексте родственных связей», игнорируется объект исследования — этнос и сознание людей, составляющих этнос. В последнее три десятилетие в России (в данном случае мы сознательно игнорируем западный материал ввиду его специфики) проведено множество социологических исследований общественного мнения с целью определения основных признаков, факторов этнической самоидентификации. Одно из первых значительных исследований подобного рода реализовано под руководством Ю. В. Арутюняна еще в 1990 г. На конкретный вопрос «Что роднит Вас со своим народом?» в Москве, Таллинне и Ташкенте давали различные ответы12. По иерархии ответы распределились следующим образом: язык, культура (образ жизни, обычаи обряды), черты характера, исторические судьбы и т. д. «Кровное» родство не пользуется приоритетом при определении этнической самоидентификации. Анализ большинства социологических исследовании показывает, что «кровное» родство воспринимается как нечто экзотическое, но не более. Даже относительно небольшие этносы невозможно характеризовать как ограниченный круг родственников.

Исследователь этногенеза народов Сибири Л. Я. Штернберг в начале ХХ в. показал сложный процесс межэтнических отношений малых народов Севера: «Переписывая гиляков (нивхов), я тщательно собирал сведения, предания о происхождении каждого рода в отдельности. Изучение этих данных привело меня к странному выводу, что основателями громадного большинства ныне существующих родов были не гиляки, а представители соседних племен. Это обычное явление и теперь (начало ХХ в. — Т. Х.), что отдельные личности по тем или другим причинам покидают родное племя и, убегая от преследова-

ний или неудач на родине, ищут убежище среди соседнего чужого племени. Здесь они находят традиционное гостеприимство, оседают, же-нятся»13. Этот вывод абсолютно противоречил установившейся ранее традиции считать нивхов «чистыми» палеоазиатами. Уже в середине ХХ в. А. В. Смоляк в работе «Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина» убедительно показала, что нивхи не исключение, и у всех народов данного региона (нивхи, ульчи, нанайцы, орочи, удэгейцы, негидальцы, ороки, эвенки, айны) «самые сочные, цветущие и многочисленные роды — потомки именно пришельцев»14.

В истории этногенеза нередки случаи, когда представители определенной части этноса (или субэтноса) чаще вступают в брак с представителями соседнего этноса, нежели с представителями своего народа. Так, молодые люди из Северной Италии из поколения в поколение чаще вступают в брак с французами, нежели со своими соотечественниками из Южной Ита-лии15. Аналогичное (или почти аналогичное) положение сложилось в Южной Осетии, где также из поколения в поколение браки заключались значительно с грузинами, нежели с представителями Северной Осетии. Статистика убедительно показывает, что в Саранске (столица Мордовии) количество межэтнических браков (58,9%) значительно превосходит моноэтнические браки, где муж и жена принадлежат к мордовскому (мордовским) этносу.

В силу объективных и субъективных факторов межэтнические браки заключаются в определенных полиэтнических регионах. Интересный материал собрала этнографическая экспедиция в Синьцзянь-Уйгурском автономном районе Китая в 2012 г. «Среди тувинцев Синьцзяня из-за их малочисленности почти каждый по отношению к другому является родственником или свойственником. При этом существует запрет брачных отношений (тув алышпас) внутри одного рода и между кровными и близкими родственниками до 6-7 колена»16. Молодые тувинцы вынуждены вступать в брак с уйгурами, казахами, монголами и т. д.

Эндогамию нельзя абсолютизировать и по той простой причине, что в классовом обществе браки между представителями различных классов не приветствовались. Анализ дворянских родов Российской империи убеждает, что брак между представителем знати и крестьянкой был редчайшим явлением, исключением из правил. Такой брак рассматривался как «эпохальное» событие (достаточно вспомнить брак выдающейся крепостной певицы П. И. Жемчуговой (настоящая фамилия Ковалева) с графом Н. П. Шереметевым). Такие браки не только подвергались общественному порицанию, но и противоречили законодательству. При этом браки между представителями русской знати и представителями знати других этносов не только не запрещались

законодательством, но поощрялись общественным мнением. Кастовая система в Индии (и не только в Индии) создала непроницаемые перегородки между представителями различных каст, и межкастовые браки внутри одного этноса были исключены. При этом межэтнические браки внутри одной касты и не запрещались, и не осуждались общественным мнением. Положение в современной Индии в этом вопросе радикально не изменилось. Даже миф об общем происхождении этноса не всегда оказывается необходимым и обязательным. Общность происхождения различных каст одного этноса противоречит как древней «Ригведе», так и современному индуизму. Признание различия происхождения каст является обязательным элементом для большинства этносов Индии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показательно, что русская знать также стремилась подчеркнуть свое нерусское и даже неславянское происхождение. И такой поиск мог увенчаться «успехом» или привести к различным конфузам. Иван Грозный в письме к шведскому королю, обращаясь к своей родословной, уверенно заявляет: «…мы употребляем печать Римского царства: нет, собственно нашу, прародительскую. Впрочем, и Римская не есть для нас чуждая: ибо мы происходим от Августа Кесаря»17. Следует заметить, что при необходимости тот же Иван Грозный обращался к другим истокам родословной. Так, в беседе с ливонцами «славился своим ливонским происхождением»18. Таким образом, миф о единстве происхождения не всегда оказывается столь необходимым для этноса.

Разумеется, философию этноса невозможно строить на чисто эмпирическом материале, но игнорирование подобного материала приводит к совершенно абстрактным умозрительным построениям, где научная аргументация подменяется непримиримостью позиций, и создаются «прекрасные» условия для наукоподобных спекуляций. «Кровное» родство в определении этноса оказывается мифом. Нельзя не согласиться с мыслью Е. И. Филипповой, что любой этнос «нуждается в основополагающем мифе, придающем легитимность самому его существованию и оправдывающем притязания на национальную территорию»19. Для французского этноса в основании этого мифа лежит галльский субстрат, составляющий важнейший элемент, который определяет французскую идентичность.

В исторической литературе субстратом этногенеза великороссов по праву считается славянский проторусский субэтнос, однако этот процесс охватил огромное множество финно-угорских, прибалтийских и других племен. Парадоксально, но при внимательном анализе истории человечества в целом и отдельных этносов в частности возможно утверждение о «кровном» родстве человечества в целом, всех этносов. Совершенно очевидно, что миф о «кровном»

родстве не может служить основанием для био-логизаторского истолкования этноса. О своем «кровном» родстве с еврейским народом уверенно заявляют караимы — народ, небольшими группами живущий в Крыму, Литве и т. д. (численность около 5 тысяч человек). Хотя совершенно очевидно, что они потомки тюркских племен, некогда живших в степях Причерноморья. Убеждены в «кровном» родстве с древними евреями, а следовательно, и с современными, и таты — народ, живущий преимущественно в Азербайджане и Дагестане (общая численность около 20 тысяч человек). Однако исторически зафиксировано, что они в основном потомки переселенцев из Персии. И в первом, и во втором случаях общим является религия — иудаизм, но не историческое происхождение.

Анализ истории формирования многих этносов показывает, что миф «общности предков» и «кровного родства» не всегда востребован. Отсутствие такого мифа не является препятствием к осознанию этнической общности.

Если французы северных провинции считают своими предками прежде всего германские племена — франков, то уроженцы южных провинций ведут свое происхождение от кельтских племен — галлов и римлян, коренные уроженцы Нормандии считают себя потомками воинственных грабителей — норманнов, приплывших из далекой Скандинавии и осевших на севере Франции.

Уже в период раннего Средневековья гер-маноязычные франки слились с местным гал-ло-римским населением. Однако в результате этнического слияния франков и германцев образовалась не одна народность, а две: северо-фран-цузская и южно-французская, или провансальская. Северо-французская народность населяла большую часть северной Франции и говорила на различных диалектах романских языков (нормандском, пикардском, франсийском т. д.). Южно-французская (провансальская) народность также говорила на родственных романских языках (лимузенском, гасконском, верхне- и ниж-неовернонском, лангедокском и т. д.). Лишь во второй половине XV в. завершается процесс естественного слияния этих народностей в единую. Процесс образования единой народности во Франции был замедлен в 1Х-Х1 вв. феодальной раздробленностью, сопровождавшейся бесконечными феодальными усобицами, а затем упорной, продолжительной борьбой французского народа с английскими завоевателями (Столетняя война 1337-1453 гг.), которая велась на территории Франции.

Процесс образования централизованного государства часто сопровождался жестокими боями. Особой жестокостью отличались Альбигойские войны (1209-1229 гг.), в результате которых фактически независимое Тулузское графство было включено в состав королевско-

го домена. Для покорения Тулузского графства был объявлен крестовый поход, в котором приняло участие большинство северофранцузского рыцарства. Цветущие города южной Франции в результате этого похода подверглись жесткому разгрому. Отголоски этой былой вражды можно почувствовать во Франции даже в наше время на уровне бытовой жизни.

Сегодня французы считаются самым монолитным этносом Западной Европы, но этнические различия между населением разных провинций Франции сохранились. Несмотря на миграционные процессы, вряд ли эти различия в обозримом будущем исчезнут. Этническая «мо-заичность» благоприятствует жизнеспособности этноса, не противоречит этнической целостности. Сами французы убеждены, что разнообразие — «залог духовного богатства и свободы»20.

В этом отношении французский этнос — исключение. В Испании и Италии, в Грузии и Венгрии этническая «мозаичность» более рельефна, но современные испанцы и итальянцы, грузины и венгры не озабочены поиском общих предков или всеобщего кровного родства. Такое положение не мешает относительной монолитности этносов при всей их «мозаичности».

Следовательно, при исследовании этнической общности не следует абсолютизировать фактор (или миф) кровного родства. Отсутствие мифа об общем происхождении этноса не всегда оказывается помехой в формировании этнической общности.

Примечания

1 См.: ТишковВ. А. Реквием по этносу : исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.

2 Рыбаков С. Е. К вопросу об этническом феномене // Мониторинг общественного мнения. 2012. № 2. С. 148.

3 Рыбаков С. Е. Этничность и этнос // Этнографический обзор. 2003. № 3. С. 21.

4 Vandenberghe P. L. The ethnic phenomenon. N.Y., etc. : Praeger, 1987. XIV. P. 19-20.

5 Ibid. P. 27.

6 См.: MaccroneD. Cultural capital in an understated nation the case of Scotland // But. J. of sociology. L., 2005. Vol. 56, № 1. P. 65-82.

7 Gacson R. H. Etnicity. Social science concepts. Beverly Hills, etc., 1984. P. 209.

7 Консервативный характер, замкнутость шотландских кланов — группы родственников, потомков единого

рода, члены которого носят имя предполагаемого родоначальника, общеизвестен с древнейших времен. Андрей Фатющенко, объездивший горную Шотландию, в статье «Хранители бессмертия» приводит любопытный рассказ главы шотландского клана-рода Мак Лаудов. Джон Мак Лауд: «Раз в 4 года в замке собираются члены нашего клана со всего мира — а это около 500 человек! Помню, на одну из таких встреч был приглашен музыкальный ансамбль, состоящий из 16 австралийских аборигенов. Во время небольшого перерыва я подошел к ним, чтобы поздороваться и познакомиться, Так вот, оказалось, что 11 из них — Мак Лауды! А ведь выглядят все, простите, совершеннейшими дикарями в набедренных повязках… Так что, несмотря на то, что все мы можем быть абсолютно разными, мы все равно — один клан, одна семья» (ФатющенкоА. Хранители бессмертия // Вокруг света. 2004. № 8. С. 50). Как австралийские аборигены стали признанными (именно признанными) членами шотландского клана? Возможно ли считать аборигенов Австралии кровными родственниками шотландцев? При анализе любого этноса возникают аналогичные (или почти аналогичные) ситуации. Проверить, что в этом родстве превалирует о-родство кровное (биологическое) или духовное (социальное), представляется невозможным, и главное — нет в этом необходимости.

9 См.: Дворянские роды Российской империи : в 10 т. М., 1993-1998.

10 См.: Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М. : Наука, 1983.

11 См.: Население СССР : справочник. М., 1983. С. 98.

12 См.: АрутюнянЮ. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990. № 7. С. 42-49.

13 Штернберг Л. Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1993. С. 399.

14 Смоляк А. В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1975. С. 80.

15 См.: Le Bras H. Le sol et le sang. P. : L’Aube, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Карамзин Н. М. История Государства Российского : в 12 т. Т. IX. М., 2000. С. 126.

18 Там же. С. 55.

20 Рубинский Ю. Французы у себя дома // Знамя. 1989. № 4. С. 148.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *