Мужской монастырь Сызрань

8 июня 2016 года

С отданием Пасхи! Этот год в нашей обители юбилейный, 20 лет с момента возрождения монашеской жизни в монастыре. По этому поводу хотелось бы с вами поделиться радостью о Господе!

Вознесенская обитель Сызрани: 20 лет новой жизни.

Сызранский Вознесенский мужской монастырь — самый древний на Самарской земле. В 2015 году обитель отметила 330 лет со дня основания. В эти три с лишним века его история запечатлела немало светлых, радостных, печальных и подчас трагических событий.

Начало всех исторических событий — основание в мае 1685 года старцем Кириллом по указу царей Петра и Иоанна Алексеевичей мужского монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище Стрелка». Это и перенесение в обитель в первой половине 18 века чудотворного образа Божией Матери «Феодоровская», явленного на источнике близ Кашпира. И строительство в 1738 году первого каменного храма дворянином Иваном Борисовым — как исполнение обета, данного Пресвятой Богородице за чудо исцеления своих глаз… Это и угасание монастырской жизни во время секуляризации церковных земель Екатериной II, и новая жизнь, когда при архимандрите Августине (Шеленговском) в середине 19 века был создан единый архитектурный монастырский комплекс, а обитель приобрела статус первоклассного монастыря… Это и закрытие обители в 1923 году, и расстрел в феврале 1938 года в городе Куйбышеве последнего наместника — архимандрита Александра (Вахатова). И при всем разорении святой обители, явленная Божия милость — сохранение всех храмов и основных корпусов монастыря в годы сталинского лихолетья… И вот уже два десятилетия насчитывает новейшая история Вознесенского монастыря Сызрани, начавшаяся 24 июня 1996 года освящением соборного храма возрожденного монастыря и первой Литургией, совершенные епископом (ныне — митрополитом) Самарским и Сызранским Сергием.

Чем живет сегодня обитель? Прежде всего, монастырь — это Божий храм, это уставное ежедневное богослужение. Место, куда с каждым годом приходит все больше и больше людей за исцелением собственных, исковерканных грехами, душ. А еще, это — огромная социально-просветительская работа, которую неустанно ведет братия монастыря. Плоды этой работы известны не только в Сызрани, но и далеко за ее пределами. Впрочем, главной оценкой этого кропотливого труда работы является не популяризация себя, не внешняя показуха, а радость детей, увлеченность подростков, заинтересованность молодежи и отрада взрослых. Вознесенский монастырь является начинателем многих добрых дел, полезных акций, конкурсов, направленных на духовно-нравственное развитие человека.

Многолетняя работа в образовательных учреждениях не дает сиюминутных плодов. Приходится работать не только со школьниками, но и с их родителями, учителями. И вот сейчас, спустя полтора десятилетия, более 90 процентов учащихся выбрали для изучения в качестве элективного курса Основ религиозных культур и светской этики предмет «Основы православной культуры». Это — самый высокий результат по Самарской области.

Вознесенский мужской монастырь окормляет Сызранский филиал «Детского епархиального образовательного центра». По данным на 2016 год, дополнительное образование получают около 1,5 тысячи детей при школах № 4, 5, 7, 34, при Георгиевском и Ильинском храмах, в детском доме и самом монастыре по направлениям: художественное, социально-педагогическое, техническое, физкультурно-спортивное. Причем ребята могут заниматься кроме традиционных творческих кружков, в совершенно уникальных: иконописи и колокольного звона. 46 педагогов ведут занятия по 25 учебным программам, утвержденным Министерством образования Самарской области.

Окружной конкурс творческих работ воспитанников и учащихся «Русь моя родная» в нынешнем году будет проводиться четырнадцатый раз! Он собирает по 500—800 конкурсантов от 5 до 18 лет из Сызрани и Октябрьска, Сызранского и Шигонского районов. В шестой раз на Светлой седмице соберет участников и многочисленных зрителей зональный фестиваль вокального творчества детей и молодежи «Поющие ангелы» и во второй раз — ежегодный фестиваль православной культуры и творчества «Наше наследие». И везде учредителем выступает Вознесенский монастырь.

Пятого декабря 2014 года был дан старт подростково-молодежному движению «Добровольцы милосердия» при Сызранском Вознесенском мужском монастыре. В настоящее время число его участников — более трех тысяч школьников. Благополучателями акций «Пасхальная открытка своими руками», «Дети детям — рождественский подарок», «Подари книгу детям», «Чистый город», «Город без снега» и многих других являются ветераны, пожилые люди, многодетные семьи, ребята, попавшие в трудную жизненную ситуацию. А чистую, светлую радость от взаимного общения обретают и те, кто получает подарки, и те, кто дарит их от чистого сердца.

Еще одно уникальное событие — единственное в Самарской губернии! — проходит не первый год на праздник Сретения Господня. Это — Детская миссионерская Божественная Литургия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, этот праздник является Днем православной молодежи. Дети и подростки исполняют различные послушания в храме: смиренно следят за подсвечниками, помогают ставить свечи, поданные прихожанами, записывают требы, принимают записки, алтарничают, читают Часы и Апостола, а также поют в хоре всю службу целиком. Многие в этот день исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Во время праздничной службы ребятам кратко, но емко и доступным языком, разъясняется то, что будет происходить на службе в ближайшее время, смысл последующих действий и молитв священников, диаконов, хора. Надо ли говорить, что подобное действо благодатно и полезно не только для детей, но и для взрослых? А после завершения службы традиционно проходит торжественный Крестный ход вокруг Вознесенского храма, где иконы, хоругви, кресты также несут дети. Все завершается совместным чаепитием.

По благословению Митрополита Самарского и Сызранского Сергия Вознесенский мужской монастырь выпускает ежемесячную религиозно-общественную газету «Вознесенский вестник». На ее страницах жители города могут ознакомиться с новостями обители, узнать расписание служб на предстоящий месяц; действует обратная связь с читателями. Также уже 12 лет на местном телеканале выходит по воскресеньям православная передача «Верую». В ней рассказывается об основах православной веры, дается толкование Евангельскому тексту, происходит знакомство с житиями святых и церковными праздниками. Кстати, согласно рекомендации Синодального отдела по монастырям и монашеству Вознесенский монастырь создал собственный сайт, где представлена многогранная жизнь обители и где гости сайта могут задать интересующие их вопросы и получить компетентные ответы священнослужителя.

Вознесенский мужской монастырь находится в самом центре города Сызрань с его бурной, суетной жизнью, и насельники обители вместе с помощниками помогают многим найти спасительный путь, обрести истинные ориентиры. Православные монастыри всегда были местом, где можно было не только найти утешение и поддержку, но и получить образцы удивительного смирения и трудолюбия, которых так не хватает в современной жизни. Поэтому восстановление монастырей на русской земле чрезвычайно важно и дает надежду на духовное возрождение всего общества, поскольку, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к монашествующим: «Монастыри всегда являлись источником духовного просвещения; какие бы соблазны не представлял вам мир, помните и знайте: все это тлен и суета. Старайтесь жить добродетельно, сохраняйте духовность, чтобы стать «светом миру и солью земли» и помочь другим прийти к спасению. Тогда вокруг вас спасутся тысячи».

Настоятель Вознесенского мужского монастыря г. Сызрань игумен Марк

Ранним утром 16 июня 1880 года, уложив вещи и написав коротенькие письма, святитель Николай (Иван Дмитриевич Касаткин) отправился в пролетке на пристань Общества «Кавказ и Меркурий» города Казани.

Взяв билет второго класса за девять рублей двадцать копеек до города Сызрани и простившись с провожающими, святитель Николай зашел на пароход «Новосельский» и стал наблюдать публику, ехавшую вместе с ним…

Симбирск (ныне Ульяновск) проехали вечером. Приставали всего на тридцать минут, поэтому посмотреть ничего не успели. «Много учащейся молодежи едет на каникулы. — Пообедал ухой из стерляди и селянкой, где тоже оказалась стерлядь,— везде она. Заход солнца был очень красив» — записал Святитель в своем дневнике.

Так началась поездка святителя Николая Японского к своему младшему брату, Василию Дмитриевичу Касаткину, в город Сызрань. Василий родился 16 мая 1840 г. Окончил в Смоленске духовную семинарию, служил там же священником, а затем, уже став протоиереем, перевелся в Сретенский женский монастырь города Сызрани, Симбирской (ныне Самарской) губернии.

Волею Божией случилось так, что мы живем рядом с Сызранью. Живем настолько близко, что летом на даче, в ясную погоду, нам хорошо виден Сызранский мост, про который святитель Николай писал в своем дневнике: «… любовались все с парохода на великолепный мост чрез Волгу, еще не доконченный; под пролет наш пароход прошел, не нагибая флагштока…». Тогда, в 1880 году, это был крупнейший мост в Европе, чудо тогдашней технической мысли, состоявший из 13 пролетов по 111 метров каждый. Торжественное открытие моста прошло в том же году, 30 августа. А в 1900 году уменьшенная копия «русского чуда» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Сейчас макет этого моста можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге.

Иногда, глядя на Волгу, я представляю себе, как проплывает святитель Николай на большом и достаточно комфортабельном пароходе мимо наших живописных мест.

Как любуется он на причудливые изгибы Волги с ее широким разливом. На неповторимую красоту Жигулевских гор. Потому что нет на Волге места красивее Жигулей…

В двенадцать часов 17 июня прибыли в Сызрань. «Сызрань стоит на Воложке, весьма красивый городишко, высматривающий свежо и чисто» — запишет в своих дневниках Святитель.

Взяв на пристани извозчика, он сразу едет к брату, священнику женского монастыря, домик которого находится прямо напротив монастыря.

Вот Святитель — высокий, статный — отпустив извозчика, подходит к домику своего брата: «Брат и его семейство встретили весьма радушно; жена его, Марья Петровна и дети — две дочери: Маша, двенадцати лет, и Люба, десяти лет. Первая — необыкновенно бледная, но красивая девочка; вторую застал в простуде, лежащую в жару, но когда я сказал, что если она выздоровеет, то пойдем в лавки куклу покупать, то она действительно тотчас же выздоровела,— встала и мы пошли в лавки и купили куклу, маленький самовар с прибором, мячи и прочее. Обе они учатся очень хорошо в женской школе, которую тут же, проходя, показывали, и постоянно получают награды.

Служит священником брат Василий, как видно, усердно и хорошо.— Стерлядью, свежей икрой, балыком и прочим закормили они меня»…

Прочитав дневники святителя Николая Японского, поразила мысль, что так часто бывая в Сызрани, мы даже и не подозревали о том, что в этом городе жил когда-то со своей семьей его младший брат, что он и похоронен где-то в Сызрани. Но где? Сохранилась ли какая-то память о Василии Касаткине? Как найти хоть какое-то упоминание о нем?

Видимо, начинать надо с женского монастыря…

В историческом центре Сызрани есть густонаселенный жилой массив. За последние десятилетия он был полностью застроен многоэтажными жилыми домами. Но мало кто знает сегодня о том, что на этом месте 86 лет назад находился Сретенский женский монастырь, основанный в 1856 году.

На территории монастыря одна за другой были возведены три церкви: деревянная – во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и каменные – Рождества Пресвятой Богородицы и Сретения Господня. Со всех сторон монастырь был окружен каменной стеной с башенками по углам.

Попасть в него можно было через трое ворот выходивших на Большую, Казанскую и Монастырскую улицы. На какой-то из этих улиц и стоял дом Василия Касаткина.

Внутри монастыря была еще одна стена, которая делила его на две неравные части. В большей части располагались все храмы, дом игуменьи и прочие строения, а в меньшей — сад, кладбище и службы.

Святитель Николай записывал в своем дневнике: «Утром сходили к обедне в женский монастырь. После обедни игумения Мария позвала к себе на чай, после чего показала монастырь… Осматривали сад монастыря — фруктовый, где угостили свежею малиной…

После матушки, пришли пить чай к Василию… Вообще видно, что здесь люди живут в добром согласии и дружбе между собою»

Хорошо и спокойно жилось святителю Николаю в гостях у брата: «Утром с братом и Любой ходили гулять на берег реки, видели трепещущихся стерлядей, вынимаемых из садка.

К завтраку собрались гости… После завтрака сходили с племянницами в книжный магазин купить им басни Крылова, «Родину» и прочие книжки, какие нашлись здесь годные… Часу в пятом с племянницами и братом ходили в город купить им конфет. Вечер провели у брата одни. Хоть кратковременное убежище от официальности!…

Утром — обедня в монастыре, после которой был молебен Божией Матери. Мать игуменья позвала к себе на чай и пирог… На обратном пути зашли в лавки, где я купил по иконе в благословенье племянницам. Купили еще лото — играть им. Сходил в баню, играл с племянницами в лото, закусывал»…

Есть у города Сызрани своя небесная заступница и покровительница – Феодоровская икона Божьей Матери. Ее образ явился близ города в июне 1713 года. С тех пор на этом месте бьет целебный источник, к которому приезжают паломники со всей России. Каждый год в городе проходят торжественные богослужения в честь великой святыни.

Святителю Николаю тоже довелось участвовать в этих празднованиях: «В пять часов из монастыря отправились встречать икону Феодоровской Божией Матери… Трогателен обычай этот — ходить по городу с иконой каждый год, на что дается городу две недели! По принесении иконы в монастырь брат в облачении встретил ее среди монастыря… Всенощная шла три с половиной часа; после нее чудотворная икона взята была Василием в его дом, несли ее туда Марья Петровна и Маша; отслужили молебен, приложились и проводили в дом другого священника, потом — диакона, а затем в монастырь, где целую ночь святую икону носили по келиям и пели молебен, так как назавтра днем она должна была отправиться по соседним домам, а вечером — в следующую Церковь…

Умилительное зрелище и умилителен дух благочестия, живущий в русском народе! Где, в каком государстве можно видеть, что народ вот два дня молится и воспевает хвалу Богу!

Я объяснил Марье Петровне, обиженной моим скорым отъездом, что вот этот-то дух благочестия толкает и меня к делу, не позволяет долго засиживаться для своего личного удовольствия, как ни хотелось бы этого»…

Всего несколько дней погостил святитель Николай у брата. Пришла пора уезжать. 21 июня в субботу, когда Василий вернулся от всенощной, вместе с подъехавшим полицмейстером, в начале десятого вечера, они проводили святителя Николая на железнодорожный вокзал.

Там он взял билет до Рязани. «И грусть, и скука одиночества в моем роскошном купе, и ночное время заставили меня скоро погрузиться в сон» — записывает Cвятитель.

Прошло много лет…

… Лето 1906 года в Среднем Поволжье выдалось жарким, дождей почти не было. В городе стояла пыльная и знойная сушь, все деревянные строения насквозь были прокалены палящим солнцем и горячим воздухом. Окраинные кварталы Сызрани из-за жары стали похожи на бочку с порохом, которая словно бы только и ждала, чтобы кто-то поднес к ней зажженную свечу. И непоправимое в конце концов случилось. В городе начался сильный пожар. Тут еще в дело вмешался сильный ветер, который дул в разных направлениях. За какие-то считанные минуты он перебросил пламя через речку, после чего, погнал огненный вал в направлении центра города. И уже к середине дня Сызрань пылала почти одновременно со всех концов.

Город превратился в сплошное море огня. Люди с воплями бежали по улицам в поисках спасения, но со всех сторон их снова и снова встречала стена огня. Многие добирались до Волги ползком, бросались в воду, надеясь найти облегчение от мучительной боли…

Но самый страшный момент настал, когда огонь подобрался к артиллерийским пороховым погребам. Взрывы пороха, грохот разрывающихся снарядов, треск ружейных пуль были последним салютом погибавшей Сызрани…

Сильно пострадал от пожара и Сретенский монастырь. Были уничтожены почти все корпуса и деревянная церковь.

На каменных церквях сгорели крыши.

Город восстанавливали более пяти лет. А в монастыре, в следующем 1907 году большинство строений уже было восстановлено. Первыми были отстроены богадельня, хлебопекарня, просфорная и игуменский корпус.

Что было с семьей Касаткиных в это страшное время? Как они спасались от огня? Сгорел ли их домик, напротив монастыря, или каким-то чудом уцелел? Вся ли семья выжила в этом пожаре?

Можно предположить, как тяжело пережил Василий Дмитриевич это страшное для города и для монастыря время. Потому что уже в феврале 1911 года в Японии, святитель Николай получил письмо от Леонида Дмитриевича Кавказова, мужа племянницы Маши, в то время уже Марии Васильевны о том, что брат его тяжело болен и находится при смерти. «Лишь только дочитал письмо, как подают телеграмму: «Брат помер». Весьма прискорбно! Единственный брат, на три года моложе меня… Царство тебе Небесное, дорогой брат! Тотчас же написал соболезнование и утешение вдове».

Где похоронили Василия Дмитриевича Касаткина? Возможно на маленьком кладбище при монастыре. А возможно на территории Свято-Вознесенского мужского монастыря, который находился неподалеку от женского и сохранился до наших дней.

До революции при мужском монастыре было большое кладбище, на котором хоронили не только монахов и священников, но и благочестивых, знатных жителей города. Здесь же была похоронена и первая игумения Сретенского женского монастыря — Мария. Сейчас по этому кладбищу частично проходит современная автомагистраль, частично его территорию занимает завод пищеконцентратов. Цеха, где изготавливается пищевая продукция, стоят на костях наших предков — монахов и жителей Сызрани.

А сам Сретенский женский монастырь ждала горькая и страшная участь.

При Советской власти, постановлением Сызранского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от 6 ноября 1923 года монастырь был закрыт. Церкви были переданы детской коммуне беспризорников для размещения школы, библиотеки и клуба. В январе 1924 года вся монастырская мебель, предметы церковной утвари, стекло, извлечённое из иконостаса, были переданы Сызранскому музею. В 1930-х годах Сретенский женский монастырь в Сызрани был полностью разрушен, а территория застроена.

Все разрушено. Все стерто с лица земли.

«Грустно-грустно было расстаться с добрым братом, его женой и милыми их детьми — бледнолицей Машей и вострушкой Любой — семейством, где во всем свете я и могу быть хоть несколько дома,— опять лет на десять, если не навсегда! Храни вас Бог, милые мои!»

Как оказалось навсегда…

P.S. Уже позже написания этой статьи, в Сызранском филиале Гос. Архива в метрических книгах Сретенского женского монастыря была найдена запись:

«Сретенского женского монастыря города Сызрани Симбирской епархии, Протоиерей Василий Дмитриевич Касаткин, 70 лет 11 мес. Дата смерти 14 февраля, дата погребения 16 февраля. Умер от воспаления легких. Исповедовал: Священник Сызранского Сретенского женского монастыря Алексей Голубев. Похоронен при главном храме Сызранского Сретенского женского монастыря»

Похоронен при главном храме монастыря… Монастыря, которого давно уже нет.

Мiръ Россия Самарская область Сызрань Сызранский Вознесенский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Вознесенский монастырь — действующий мужской православный монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской православной церкви, располагающийся в городе Сызрани Самарской области России.

Первоначально был создан в 1684 году по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей, но уже спустя три года монастырь был перенесён в соседний город, вновь воссоздан в Сызрани в 1691 году. Владея крупнейшей мельницей губернии являлся одним из богатейших монастырей Симбирской епархии. Святыней монастыря был образ Феодоровской иконы Божией Матери, полагавшийся чудотворным. При советской власти, в 1923 году, монастырь был закрыт, в дальнейшем монастырский комплекс использовался под концлагерь, склады и гаражи, но в целом относительно хорошо сохранился. В 1992 году монастырь был восстановлен, в настоящее время действует, на территории продолжаются реставрационные работы.

История

Основание

В 1683 году царским указом на Волге была основана крепость Сызрань, в гарнизон которой были переведены солдаты и сержанты из Симбирска, Казани, Тетюш, Чебоксар. Спустя год, в 1684 году, старец Кирилл и солдаты «новорождённой крепости Сызран» обратились к властям с прошением об открытии для горожан и солдат, пожелавших принять монашество: «…Многие из солдат «стары и дряхлы», собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негде, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения…».

Их просьбы была удовлетворена и 2 (12) мая 1685 года (иногда встречается дата 22 декабря 1684 года) царями Иоанном и Петром Алексеевичами была подписана грамота, адресованная Симбирскому стольнику и воеводе М. А. Головину и дьяку А. Яцкому, о строительстве на стрелке, образуемой реками Сызран и Крымза, мужского монастыря во имя Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила. Для строительства обители был отведён участок земли размерами 200 на 200 саженей, а на её содержание в 1867 году было отведено около 3500 десятин земли по реке Сызран и окрестности.

Однако в том же 1687 году по просьбе старца Кирилла монастырь был переведён в основанный годом ранее в восьми верстах ниже по течению Волги городок Кашпир, монастырь стал именоваться Кашпирским. Отведённый монастырю земельный участок также отошёл к Кашпирскому монастырю. На прежнем месте, в Сызрани, была построена часовня, там осталось жить несколько членов братии во главе со старцем Филаретом.

Второе создание

Несколько лет спустя оставшиеся монахи и сызранские горожане вновь обратились с прошением об открытии монастыря в Сызрани, и о возвращении от Кашпирского монастыря Сызранскому пожалованной тому земли. В 1691 году патриарх Адриан разрешил воссоздание монастыря. Началось строительство, в том числе возведение однопрестольной деревянной Вознесенской церкви, на которую была пожалована небольшая сумма из царской казны.

Из-за недостатка средств строительство шло медленно, и было окончено только в 1694 году. Кроме храма и колокольни было построено 4 деревянных кельи для монахов, которых тогда насчитывалось 7 человек. Вскоре монастырю были переданы во владение земли, возвращённые от Кашпирского монастыря, однако не полностью, а лишь 825 десятин 2135 сажен. Остальная же земля отошла к городам Сызрани и Кашпир.

В 1694 году казанский митрополит Маркелл обратился к царям с просьбой приписать Сызранский Вознесенский монастырь в его, митрополита, вотчинные владения. 11 (21) января 1695 года его прошение было удовлетворено, монастырь был приписан к Казанскому архиерейскому дому. При передаче монастыря со всеми владениями в ведение митрополита была составлена подробная опись всего монастырского имущества. Тогда в монастыре имелось шесть деревянных келий да деревянная «мельница на реке Сызран три амбара, в них пять поставов жерновых каменьев да толчевых ступ, в которых толкут просяные и иные хлебные крупы, семь ступ с песты». Каким образом новосозданный монастырь, братия которого находилась в нужде, оказался владельцем большого и сложного гидротехнического сооружения, исследователям истории обители пока не известно.

Дальнейшая история монастыря изучена слабо, регулярные исторические сведения о нём появляются лишь с начала 1830-х годов. Сохранились сведения о монастырском имуществе в 1739 году. К этому времени в монастыре была одна каменная двухпрестольная и две деревянные церкви, одно- и двухпрестольная; 8 келий размерами 2-4,5×30 саженей, три хлебных амбара, монастырская территория была огорожена деревянным забором, за которым размещался скотный двор. Пашни имелось лишь 9 десятин. Никакими окладными и неокладными доходами монастырь не располагал, насельники существовали лишь на подаяния. Проживало в монастыре 14 человек, из них 9 монашествующих. В монастыре был особножительный устав.

В 1740 году упоминается о владении монастырём уже двумя архиерейскими мельницами с пятью амбарами и четырьмя помольными избами. В 1763 году — тремя мельницами, расположенными в полуверсте одна от другой. При каждой было два амбара и шесть постав. Мельницы приносили архиерейскому дому 350—650 рублей ассигнациями дохода. Из-за бывших ранее сложностей с определением собственника монастырские земли на другом берегу реки Сызран уже были заселены местным жителями, но так как земля в итоге была признана монастырской, то монастырь получал с неё «посаженный сбор» по 3 копейки за квадратную сажень. В самой монастырской усадьбе всё оставалось примерно как и в 1739 году.

После указа Екатерины II «О разделении церковных имений…» монастырь был сохранён как сверхштатный, не имеющий содержания, но все его владения были секуляризованы. Монастырь, лишившийся всех своих владений, пришёл в упадок, в 1784 году в нём проживало всего 2 монаха. В таком состоянии он пребывал до 1798 года, когда вышел указ Павла I о снабжении монастырей мельницами, рыбными ловлями и пахотной землёй. В рамках исполнения этого указа в 1800 году монастырю было отведено 30 десятин пахоты, мельница на реке Сызрань в 60 верстах от города, рыбные ловли на озере Широкое. Также ежегодно до 1830 года из казны монастырю перечислялось на содержание по 300 рублей «милостинных денег». В 1803 году в монастыре было четыре кельи. В 1804—1805 годах был построен двухэтажный каменный корпус для настоятеля и братии размерами 13×6 сажень, была заменена деревянная ограда монастыря.

В 1811 году рыбные ловли были заменены на 200 рублей ассигнациями в год, а в 1814 году завершилось дело, начатое ещё в 1803 году, о возврате монастырю владений, принадлежавших ему до 1764 года. Постановлением Сената Вознесенскому монастырю были возвращены прежние земли и мельница. Однако, так как земли уже вошли в состав города и частично были застроены, то монастырю был отведён иной земельный надел, сохранявшийся за ним до закрытия монастыря, площадью в 807 десятин 2314 квадратных сажени, из которых на удобную землю приходилась 711 десятина (около 543 десятин дубового, местами берёзового и осинового леса, примерно 150 десятин пахотной земли, сдававшейся под пахоту и бахчи, 7 десятин сенных покосов), а также частью реки Сызран. В том же году на средства симбирского купца Ивана Зверева в монастыре появилась внутренняя каменная ограда окружностью в 162 сажени.

После образования в 1832 году Симбирской епархии, Вознесенский монастырь был приписан теперь уже к Симбирскому архиерейскому дому, а его братия пополнилась на 19 человек за счёт перевода в Сызрань сверхштатной братии Симбирского Покровского мужского монастыря, преобразованного в архиерейский дом.

С 1833 года монастырь содержал Сызранское духовное училище, для чего был приобретён двухэтажный каменный дом.

В 1836 году монастырь возглавил переведённый из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман. При нём велось масштабное монастырское строительство, так в 1845 году вся монастырская территория была обнесена каменной стеной высотой в полторы сажени, окружностью в 411 сажень. В линии внешней ограды с внешней стороны было построен каменный корпус 8×5,5 сажени для помещения Сызранского духовного правления. В 1847 году был построен каменный братский корпус размерами 9×6 саженей, крытый железом. Также была построена каменная двухэтажная богадельня с переходом в Феодоровскую церковь.

С 1848 года монастырь управлялся Симбирским епископом через назначаемого им наместника. Первым стал наместник Августин. За время его управления в монастыре большинство деревянных построек были заменены на каменные. Автором проекта многих из них стал архитектор Сызранской удельной конторы Иван Адольфович Бенземан, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. В 1851 году он спроектировал, а в 1852 году построил каменный холодный Вознесенский храм. Он же проектировал и строил многие другие монастырские строения.

В 1850 году был построен каменный двухэтажный братский корпус, в следующем году — каменный двухэтажный трапезный корпус, с кельями для наместника на втором этаже. Корпус соединялся с братским корпусом крытой каменной галереей. В том же году был построен настоятельский архиерейский дом и комнатами для прислуги. В 1857 году появилась каменная настоятельская кухня, в 1859 — квасоварня, в 1863 году к трапезной был пристроен одноэтажный каменный корпус для пекарни и проживания чернорабочих, а к квасоварне каменная баня с предбанником. Также были построены два больших амбара для зерна и муки, мукомольный амбар, крупчатый, просотолчейный, коротолчейный амбары, три флигеля при мельнице для приказчиков, помольцев и кузнеца. Монастырю также был пожертвован большой деревянный, на каменном фундаменте, дом в Сызрани с двором и службам.

При Августине же монастырь был из третьеклассного возведён в степень первоклассного. В представлении Святейшего Синода обер-прокурору указывалось, что часть братии почти постоянно в отлучке, сопровождая чудотворную икону по домам сызранцев и в окрестные селения для домашних молебнов, на монастырском кладбище для поминовения часто совершаются обедни и панихиды, для всего этого положенной по штату третьеклассного монастыря численности монахов недостаточно, при том, что благодаря построенным новым братским корпусам в монастыре может проживать и большее число насельников. Императорским указом от 12 (24) ноября 1855 года монастырь стал первоклассным по штату, но без соответствующей прибавки выплат из казны на содержание.

В 1857 году к настоятельскому корпусу была пристроена небольшая домовая церковь, освящённая в 1859 году. В 1867 году началось строительство колокольни. Предполагалось сделать её пятиярусной, в 25 сажень высоты, с надвратным храмом. Но в 2 часа ночи 15 (27) сентября 1869 года, когда до креста оставалось построить лишь три сажени, колокольня рухнула, совершенно разрушив братский келейный корпус 1804-1805 года постройки. Новая колокольня была построена всего в два яруса и в 12 саженей высотой, на ней разместились 8 колоколов, из который самый большой был в 135 пудов весом.

В 1879 году на монастырской территории было открыто кладбище, где за особую плату устраивали семейные склепы знатных горожан. Так на монастырском кладбище были похоронены князь Михаил Владимирович Урусов и его дочь княжна Анастасия Урусова, сызранский городской голова Алексей Иванович Леднев и другие миряне. Также на монастырском кладбище упокоились первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, священнослужители городских храмов, наместники Августин и Антоний.

В 1885 году наместником монастыря стал иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему был пожалован сан игумена, а в 1895 году — архимандрита. При нём на монастырские средства в 1895 году было построено для духовного училища в Сызрани двухэтажное каменное здание с общежитием для учащихся и домовой церковью.

Монастырь при советской власти

2 января 1920 года Сызранский уездный исполком постановил под создаваемый концентрационный лагерь принудительных работ использовать территорию Вознесенского мужского монастыря. Религиозная община монастыря обратилась с ходатайством «о незакрытии монастыря, в связи с открытием в помещениях такового концентрационного лагеря». 27 февраля 1920 года исполком постановил «Оставить в распоряжении общины монастыря обе церкви и часть одного корпуса для помещения монахов и церковнослужителей, предложив общине отгородить забором оставленные в её распоряжении церкви и часть здания». Впрочем, концлагерь размещался в монастыре недолго, 22 февраля 1922 года вышло постановление Симбирского губернского исполкома о ликвидации концлагеря.

В апреле 1923 года на основании декрета об отделении церкви от государства Сызранский уездный исполком принял постановление о роспуске монастыря. Всё монастырское имущество было передано женской общине, переселённой из Сызранского Сретенского женского монастыря. Акт о роспуске монастыря был подписан настоятелем, архимандритом Александром (в миру Сергеем Флегонтовичем Вахатовым).

В июне 1923 года при Вознесенском храме монастыря было образовано религиозное общество православных граждан, которые заключили с советской властью договор и получили в пользование часть монастырского имущества.

В 1926 году в качестве приложения к местной газете «Красный Октябрь» вышла книга краеведа Н. О. Рыжкова «Чудотворная икона Сызранского монастыря», предназначенная для антирелигиозной пропаганды. В ней автор широко использовал документы и факты из изъятого монастырского архива, тем самым сохранив их для истории, так как сам архив к настоящему времени сохранился лишь частично.

Постановлением Средне-Волжского крайисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь. В апреле 1933 года договор с верующими был расторгнут, был закрыт и последний, Феодоровский храм. Служебные помещения монастыря использовались под склады, жилые были переданы работникам гидростроя для жилья. Храм Феодоровской иконы Божией Матери использовался как водонапорная башня, позднее как гараж и склад. Вознесенский храм превратился сначала в клуб, позднее тоже в склад. Монастырское кладбище было разорено, застроено производственными корпусами, по нему прошла автодорога.

Современный монастырь

27 марта 1992 года вышло постановление администрации Самарской области о восстановлении Вознесенского мужского монастыря.

В 1994 году бывшая монастырская территория была передана во владение Самарской епархии. Монастырский архитектурный комплекс, хотя и пострадал, но меньше, чем прочие монастыри региона. Из четырёх башен, расположенных на монастырской стене, сохранилась лишь одна. От самой стены, построенной ещё в 1850-х годах сохранился лишь небольшой фрагмент. В целом монастырский комплекс нуждался в значительной реставрации. В ходе работ были найдены различные захоронения монастырского кладбища, уничтоженного в 1930-х годах. Были обнаружены и останки архиепископа Анатолия, по решению патриархии перевезённые в Ульяновск, архимандрита Германа, а также множество иных, которые монахи восстановленного монастыря перезахоранивают в общей могиле.

24 июня 1996 года епископ Самарский и Сызранский Сергий заново освятил Вознесенский храм, начались богослужения. В начале XXI века в монастыре проживало 20 послушников во главе с иеромонахом Марком (Алексеевым), в 2002 году утверждённым в должности настоятеля, а в 2004 году возведённом в сан игумена. При монастыре в настоящее время действует православная библиотека, работают швейная и иконописная мастерские.

В 2007 году на источнике, где по преданию некогда была найдена Феодоровская икона Божией матери, было открыто монастырское подворье, на котором трудятся насельники монастыря. В 2009 году здесь был построен храм.

В сохранившемся Феодоровском храме и монастырской трапезной продолжаются реставрационные работы.

Храмы монастыря

Первый монастырский храм был построен в 1695 году. Это была холодная деревянная церковь во имя Вознесения Господня. В 1718 упоминается о наличии у храма придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При храме имелась деревянная колокольня с четырьмя небольшими медными колоколами. В 1738 году храм был упразднён, так как в монастыре был построен новый каменный храм.

Это был тёплый двухпрестольный храм во имя Вознесения Господня с приделом во имя Федоровской иконы Божией Матери. Он был построен на средства дворянина И. В. Борисова, который страдал тяжёлой болезнью глаз, но, согласно преданию, полностью излечился после молитв находившемуся в монастыре образу Феодоровской Божией Матери. Тогда Иван Васильевич дал обет выстроить вместо деревянного храма в обители каменный, что и исполнил, несмотря на продолжавший действовать запрет Петра I на сооружение каменных зданий за пределами Санкт-Петербурга. Позднее Борисов сам был пострижен в монахи. С алтарём и папертью размеры храма составляли 10,5 на 6 саженей. В 1796 году был устроен четырёхъярусный иконостас столярной работы. В 1811 году в приделе, а в 1812 году в главном храме были проведены значительные ремонтные работы, с расширением окон, заменой полов на новые, а каменных сводов на накатные потолки. Оба раза престолы заново освящал архимандрит Покровского монастыря Евстафий. В 1825 году храм был расписан крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым (по другим данным это произошло ещё в 1796 году). В 1839 году храм был покрыт железом, иконостас частично позолочен. В 1849 году иконостас был заменён на новый, весь позолоченный, а роспись как снаружи, так и внутри, была замазана.

В 1790 году в правой части трапезы храма, в юго-западном углу, была похоронена Екатерина Дмитриева, сестра писателя и министра Ивана Дмитриева, в левой стороне в северо-восточном углу в 1844 году был похоронен первый симбирский епископ Анатолий, а в 1847 году в ногах у него — настоятель монастыря, архимандрит Герман.

В 1853 годах была освящена новая церковь, из-за чего престол храма сменил название, вместо Вознесенского он стал именоваться во имя Феодоровской иконы Божией Матери, а престол в приделе был переименован во имя Архангела Михаила. В настоящее время Феодоровская церковь считается старейшим зданием Сызрани.

В 1851—1853 годах был построен и освящён каменный холодный однопрестольный храм во имя Вознесения Господня. Автором проекта стал архитектор сызранской удельной конторы И. А. Бенземан. Храм размерами 16 на 10 сажен, был пятиглавым, с восьмериковыми главами, покрытыми белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, на малых — деревянные кресты, обитые железом. Потолок, стены внутри храма и алтаря был расписаны масляными красками. При храме была построена колокольня. В 1894 году в храме был устроен пятиярусный иконостас из липового дерева столярной работы, иконы для которого были написаны в Москве.

В 1854 году был построен холодный однопрестольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он размещался над святыми вратами монастыря. Но храм просуществовал недолго, в 1867 году он был разобран, на его месте началось пятиярусной колокольни общей высотой 53 метра, в которой должен был разместиться храм. Однако в 1869 году недостроенная колокольня рухнула, в связи с этим храм был упразднён.

В 1859 году в монастыре был освящена каменная домовая однопрестольная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Иконостас в храме был небольшой, столярной работы, украшенный резьбой, иконы в основном новой живописи, были вставлены в рамы, позолоченные на полименте.

В 2009 году уже в воссозданном монастыре был построен храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он находится на монастырском подворье, рядом с источником, где некогда была явлена икона Феодоровской Божией Матери. Одной из прихожанок в храм была пожертвована старинная икона «Живоносный источник», до революции находившаяся в храме села Радищево.

Святыни

В монастыре находилась особо почитаемая икона Феодоровской Божией Матери. Образ, считающийся чудотворным, почитали и старообрядцы, которых было довольно много в Сызрани. В настоящее время она находится в Казанском соборе Сызрани.

В современном монастыре также имеются свои святыни. Это икона великомученицы Варвары с частицей мощей; ковчежец с частицами мощей преподобных Антония Великого, Пахомия Великого, святителя Павла I Константинопольского; икона преподобного Серафима Саровского с частицей покрова с мощей.

Феодоровская икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Феодоровская», по преданию, была написана самим евангелистом Лукой. Названа так по её нахождению в храме Феодора Стратилата в Городце. После нашествия Батыя икона была повторно обретена, по настоящее время хранится в Костроме и почитается как чудотворная.

Примерно в начале XVIII века году под Сызранью был обретён список с этой иконы. По легенде это случилось в 1713 году на источнике около села Кашпир. Местные пастухи стали замечать некое сияние над источником, пропадавшее при приближении людей. В одну ночь сияние было ярче обычного и не погасло. Подойдя ближе пастухи увидели образ Богородицы, стоящий на камне. На следующий день икону перенесли в приходской храм, откуда она ночью чудесным образом перенеслась на прежнее место. После отслуженного молебна крестным ходом икону принесли в Христорождественский собор Сызрани, но через несколько дней вновь образ вернулся на источник. Тогда сызранцы совершили крестный ход с иконой в Вознесенский мужской монастырь, откуда уже икона не исчезала. Тогда же были описаны первые чудеса, произошедшие от образа: умывшись водой из источника, где был обретен образ, исцелилась прокажённая, и на Волге внезапно утихла буря, грозившая погубить много лодок с людьми. Существуют и другие варианты истории об обретении иконы. Так, по некоторым сведениям, икона 17 лет находилась в Кашпире и лишь затем была перенесена в Сызрань.

Однако сызранский краевед Рыжков в своей антирелигиозной книге «Чудотворная икона Сызранского монастыря» раскритиковал церковную легенду. По его данным в монастырском архиве было три различных дела с описанием обретения иконы: авторства архимандрита Евстафия (написанное в 1803 году), авторства монаха из мещан Василия Ревякина (написанное в 1860—1780-х годах) и анонимное (созданное около 1850 года). Евстафий источником сведений указывает некого солдата, который пересказывал слова своего столетнего отца, умершего ранее. Анонимная рукопись ссылается на монастырских монахов, которые в 1817 году ходили в Кашпир и расспрашивали там местных старожилов, а Ревякин вовсе не указывает источников информации. По Евстафию икона появилась до 1705 года, а по анонимному автору и вовсе «в половине ХVI в.». Рыжков отмечает, что все монастырские источники сильно путают даты иных исторических событий, датировка которых известна из документов, что делает их ненадёжными, и что ещё в 1853 году на запрос властей об иконе монахи отвечали, «ни о времени явления, ни о перенесении в Сызран иконы никаких письменных фактов не сохранилось».

По мнению Рыжкова, точная датировка события была связана с приближающимся юбилеем — трехсотлетием царствования дома Романовых, чем ближе была дата празднования, тем ближе дата обретения образа сдвигалась к 1713 году. Рыжков также отмечал, что все сведения о подробностях обретения иконы, о её исчезновениях из храма и возвращении на источник впервые были записаны более, чем сто лет спустя после предполагаемого события, при том, что монастырский архив сохранил копии документов ещё конца XVII века. По его мнению, автором «чудесного явления» был некий «костромской иеромонах Иоанникий», осознававший выгоду для монастыря от наличия чудотворного образа. Потому и образ является копией с костромской иконы, и не пожелал он оставаться ни в Кашпире, ни в соборе, а только в монастыре, где и подвизался в то время Иоанникий. Критике подверглись и сведения о чудесах, происходивших от иконы. Отмечалось, что их описания никем не заверены и даже преимущественно не подписаны, большей частью представляя собой либо обычные события, не имеющие ничего чудесного в основе, либо исторически недостоверные, а некоторые описания прямо копируют чудеса, приписываемые оригинальному костромскому образу.

Так или иначе, на источнике, на месте явления иконы, был установлен памятный знак. Ежегодно 12 июня к источнику совершался крестный ход с иконой. Образ находился в Феодоровском храме монастыря до его закрытия. Она помещалась в резной вызолоченной раме на треугольном аналое, пожертвованном в 1889 году княгиней Екатериной Васильевной Урусовой. Монахи монастыря собрали сведения о пятнадцати происходящих от образа чудесных явлениях. Чудотворный образ стал весьма почитаем в народе. После закрытия храма икона была сохранена верующими и в 1944 году принесена во вновь открытый Сызранский Казанский собор, где находится по настоящее время. Ежегодно 8 июля и 27 марта в Казанском соборе проходят торжественные богослужения в честь чудесного явления Феодоровской иконы.

Престольные праздники

Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи

Видео

Как добраться

Адрес: 446013, Самарская область, г.Сызрань, ул.Монастырская, 2.

Тел.: 8 (8464) 33-29-22 — настоятель игумен Марк (Алексеев)

E-mail: info@vozmon.ru, mail@vozmon.ru.

Официальный сайт.

Расписание богослужений

Расписание богослужений регулярно обновляется на сайте обители.

Ссылки

  • Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Фотографии и план монастыря
  • Фотоотчет. Вознесенский мужской монастырь
  • Мужской монастырь в честь Вознесения Господня в городе Сызрань. Справочная информация
  • Вознесенский мужской монастырь. Группа ВКонтакте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *