Мужской монастырь в башкирии около павловского

Мiръ Россия Республика Башкортостан Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь

Идёт загрузка карты…

Основание и развитие

Успенский Свято-Георгиевский православный мужской монастырь расположен в с. Уса-Степановка Благовещенского района республики Башкортостан.

Обитель была основана в 1901 г. в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Здесь не прекращалось строительство в 1901-1920 гг. Рядом с монастырем находились «Святые Кустики» (место, где сплелись 3 березки и две ивушки). Здесь было явление «святого старца в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и звонили невидимые колокола. Обитель в 1901-1905 гг. была Георгиевской женской общиной.

Первыми постройками монастыря в 1901 году была домовая церковь во имя святого блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича (один из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году), часовня на месте Святых Кустиков.

Второй постройкой в 1911 году была деревянная Вознесенская церковь. В обустройстве монастырю простые люди, Император Николай II (пожертвовал обители 38 десятин пахотной земли), значительную денежную сумму пожертвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора с приделами в честь св. блгв. кн. Георгия и Всехсвятский ридел. Собор не был достроен до конца, в 1940-е годы он разрушен до основания. Вместе с собором была уничтожена семиглавая Вознесенская церковь, часовня на месте Святых Кустиков, все постройки и кельи (около 15 зданий). Бывший монастырь стал носить название «Свято-Георгиевский скит».

Богослужения на месте разрушенных храмов возобновились в 1994 году. А в 1997 году по благословению владыки Никона началось сооружение келий и новой церкви в честь св. блгвр. кн. Георгия Владимирского. В 2002 году были подготовлены фундаменты малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора и началось их восстановление. В 2002 году Священный Синод постановил открыть Успенский Свято-Георгиевский монастырь как мужской.

В настоящее время продолжается восстановление монастыря. Построены семиглавая Георгиевская церковь; на месте Кустиков — кирпичная 8-гранная часовня во имя Иверской иконы Божией Матери, надкладезная часовня и др. С 2003 года воссоздается Успенский собор.

История монастыря

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики» расположен в живописной горно-лесистой местности Благовещенского района Республики Башкортостан (в дореволюционные годы и первые годы Советской власти административно относился к Бирскому уезду Уфимской губернии), примерно в 100 км от столицы республики — города Уфы. Ближайшие населенные пункты — д.Ежовка, д.Осиповка, с.Уса-Степановка. До революции на этом месте находился основанный в 1905 году Георгиевский женский монастырь, просуществовавший до 1927 года. Народное название — «Святые Кустики» — произошло от группы деревьев, стоящих на некотором возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь и стали наблюдаться с середины ХIХ века жителями окрестных сел и деревень чудесные явления.

Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II. Документально это не подтверждено, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «…какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости». Дальнейших археологических раскопок на этом месте, ни в дореволюционное, ни в советское время, ни в современных условиях не производилось. Упразднение монастыря в XVIII веке, если таковой существовал, вероятнее всего произошло во время или несколько позже восстания под руководством Е.И. Пугачева.

Более хорошо известна история Георгиевского женского монастыря приблизительно до 1913 года. Первое чудесное явление наблюдал в районе Святых Кустиков местный крестьянин из Уса-Степановки Семен Иванович Сотников в 1856 году. Недалеко от этого места у него была полоса земли и, присев отдохнуть возле деревьев, он увидел старца в блестящих ризах с крестом в руках. Сотников рассказал об этом дома и односельчанам и люди стали приходить туда молиться, число их постоянно возрастало. Богомольцам являлись также видения Святого Животворящего Креста, от которого исходили золотые лучи, иконы Божьей Матери, на самих кустиках часто видели горящие свечи, были явления многих монашествующих, священника в облачении, многие, и довольно часто, слышали колокольный звон, многие излечивались от различных болезней.

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) — до 1905 года — Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года — Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи.

Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре.

Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня — икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

Богослужение проходит в Вознесенском храме. Справа от него строящийся Успенский собор.

  • Вознесение Господне в Георгиевском женском монастыре в 1915г.

  • Успенский собор Георгиевского женского монастыря. Фото 1928г.

  • Основательница Георгиевского женского монастыря схиигумения Серафима. 1911г.

Сведения о жизни монастыря в годы I Мировой войны (1914-1918 гг.), гражданской войны (1918-1920 гг.) и в начале 20-х гг. ХХ века пока отсутствуют. Известно, что Георгиевский женский монастырь просуществовал до 1927 года, когда был распущен Советской властью. При описи изъятого имущества икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос, и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников в список внесена не была и дальнейшая судьба ее пока неизвестна. На месте монастыря была создана коммуна «Октябрь», а в 1929 году было разрешено существование Православного христианского общества при Вознесенском храме. Но и они просуществовали недолго — до начала 30-х гг. После чего коммуна развалилась, христианское общество при храме было распущено, а все постройки уничтожены под корень, так что впоследствии было забыто, что на этом пустом холме в лесу обитали люди и существовал монастырь.

В 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые Кустики» от Успенского мужского монастыря г. Уфы. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам.

С Богослужения игумена Варлаама на праздник Вознесения Господня в 1998г. и началось возрождение монашеской жизни на этом намоленном месте. Первым жильем для игумена Варлаама служили палатка и вагончик, затем были пожертвованы несколько старых бань, из которых были сооружены келья, трапезная и сарай. Помогали игумену Варлааму в то время несколько бабушек, да случайные помощники — кого Бог посылал. Постепенно людская молва разнесла слух о том, что на этом месте поселился монах, и стали приезжать люди с желанием помочь, кто, чем может. Начало заводиться хозяйство — лошадь, куры, коровы, пчелы. Для Богослужения был приспособлен вначале вагончик, затем часть трапезной избы. Так, без особых денежных вложений, трудом и молитвой, начало возобновляться для служения Богу это место.

С течением времени у игумена Варлаама стал накапливаться архив из старых фотографий, воспоминаний очевидцев, дореволюционных публикаций, о прежде бывшем здесь Георгиевском женском монастыре, нашлись даже бабушки, которые, будучи еще малолетними девочками, жили здесь в монастыре. Были предприняты раскопки для обнаружения остатков фундаментов бывших построек. Главными результатами этих изысканий стали обнаруженные фундаменты Успенского собора, Вознесенской церкви и склеп с захоронением основательницы Георгиевского женского монастыря схиигумении Серафимы.

Обнаруженные и расчищенные фундаменты Успенского собора (на дальнем плане) и Вознесенской церкви (на ближнем) Георгиевского женского монастыря. 2002 год.

Обнаруженные и расчищенные фундаменты Успенского собора (на дальнем плане) и Вознесенской церкви (на ближнем) Георгиевского женского монастыря. 2002 год.

Вид монастыря в южном направлении в 2001г.

Вид монастыря в южном направлении в 2001г.

Вид монастыря в северном направлении в 2001г.

Вид монастыря в северном направлении в 2001г.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви № 6957 от 26 декабря 2002 года Уфимский Успенский мужской монастырь был упразднен, а на месте его бывшего подворья был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Игумен Варлаам, этим же постановлением, был утвержден в должности наместника новоучрежденного монастыря. К этому времени место это стало уже довольно известным в Уфимской епархии, да и не только в Уфимской. Промыслом Божиим явились состоятельные помощники, особенно заметную роль сыграли ОАО «Баштрансгаз» и Уфимский филиал московского «Межпромбанка». Также безвозмездным трудом и посильными пожертвованиями, свой вклад в восстановление монастыря на первоначальном этапе внесли и многие верующие г. Уфы, г. Бирска, г. Благовещенска и Благовещенского района.

Постепенно стало формироваться и немногочисленное тогда, да и сейчас пока, братство монастыря. Была построена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на месте чудом найденного фундамента часовни начала ХХ века, которая, в свою очередь, была установлена на месте Святых Кустиков. В 2003 году Богослужения проходили уже в построенном, но тогда еще внутренне до конца не оформленном, Храме Казанской иконы Божией Матери.

Иверская часовня

Иверская часовня Храм Казанской иконы Божией Матери Интерьер храма

Началось строительство Трапезного храма в честь иконы «Достойно есть» (построен в течение 2002-2003гг.), но самое главное, на обнаруженном старом фундаменте началось возведение нового Успенского собора. На первом этапе, за 2002-2003 годы, удалось поднять стены на высоту примерно семи метров, после чего строительство, по причине финансовых трудностей, было остановлено.

Хотя строительство и остановилось, но молитвенная, уставная и хозяйственная жизнь монастыря развивалась и укреплялась, постепенно стали заводиться порядки и традиции монастырской жизни. После Богослужений братия и трудники занимались благоустройством, хозяйственным и продовольственным самообеспечением и прочими необходимыми трудами, добывая в поте лица, как и положено Богом, хлеб насущный.

18 августа 2007 года Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил Храм в честь иконы Казанской Божией Матери.

Трапезный храм Интерьер трапезного храма

Новый этап больших строительных работ в монастыре начался летом 2009 года, когда началось возведение монастырской гостиницы и архиерейского дома. Весь 2010 год в монастыре также проводились большие строительные работы. Достраивалась, и в декабре введена в эксплуатацию, начатая в 2009 году двухэтажная монастырская гостиница. Построена и введена в эксплуатацию котельная обеспечивающая теплом и горячей водой монастырские здания. Начата отделка архиерейского дома. Для обеспечения монастыря водой пробурены две артезианские скважины. Полностью обновлена подходящая к монастырю ЛЭП с заменой трансформаторной подстанции на более мощную. К монастырю проведен и сдан в эксплуатацию магистральный газопровод среднего давления длиной около девяти километров. Но самое важное то, что в апреле 2010 года после семилетнего перерыва возобновлено строительство Успенского собора монастыря.

2012 год. Вид в северном направлении — гостиница и трапезный храм 2012г. Вид в южном направлении.

К концу 2012 года на территории монастыря располагаются следующие, уже достроенные и действующие, здания: Храм в честь иконы Казанской Божией Матери, Трапезный храм, Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько зданий хозяйственных построек. На территории обители также имеется пасека, огород, птичий двор, летом текущего года построена теплица.

Главным объектом строительства в монастыре является Собор в честь Успения Божией Матери. К концу 2011г. установлены купола собора, сделана черновая кровля и строится колокольня, внутри ведутся штукатурные работы. Заканчивается отделка архиерейского дома, возводится каменное ограждение монастыря с башнями и въездными воротами, продолжается благоустройство территории монастыря — насаждение деревьев, цветов, оформление газонов и т.п. Начато строительство хоздвора монастыря — где будут располагаться мастерские, склады и гараж; заливается фундамент, на котором в течение зимы предполагается возведение братского корпуса.

Монастырская жизнь

Важным каждогодним событием является проведение престольного праздника монастыря — Вознесения Господня. Этот праздник с дореволюционных времен был здесь одним из престольных и в настоящее время, как и раньше, собирает в монастыре сотни паломников. Эту традицию в монастыре стараются развивать и укреплять и поэтому к празднику усиленно готовятся. Вознесение Господне 2012 года в монастыре было ознаменовано двумя важными и радостными событиями. Богослужение впервые проходило в достроенном Успенском соборе и совершалось в сослужении трех владык новообразованной Башкортостанской митрополии: митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, епископа Нефтекамского и Бирского Амвросия, епископа Салаватского и Кумертаусского Николая.

Весь год в монастыре продолжались начатые летом 2009г. большие строительные работы. В 2012г. главным объектом строительства в монастыре, как и во все предыдущие три года, являлся Собор в честь Успения Божией Матери. К концу 2012г. из наружных работ осталось достроить второй, третий и четвертый ярусы колокольни. Внутри собора ведутся отделочные работы. За зиму 2012-2013 года планируется закончить возведение братского корпуса и начать его внутреннюю отделку. Продолжается строительство каменного ограждения вокруг монастыря с башнями и въездными воротами, и благоустройство территории монастыря — насаждение деревьев, цветов, оформление газонов и т.п. На главном входе в монастырь залит фундамент, на котором предполагается возведение надвратного храма с церковной лавкой и паломнической трапезной.

Митрополит Никон, епископ Амвросий и епископ Николай Встреча Президента Республики Башкортостан Рустема Хамитова в монастыре..

Святыни монастыря

Святые мощи в иконе с крестом и панагией

Святые мощи в иконе с крестом и панагией

1. Часть Животворящего Древа Креста Господня

2. Часть Дуба Мамврийского

3. Святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн

4. Сщмч. Харалампий

5. Свт. Василий Великий

6. Свт. Григорий Богослов

7. Свт. Иоанн Златоуст

8. Свт. Тихон, Патриарх Всероссийский

9. Свт. Митрофан Воронежский

10. Свт. Тихон Задонский

11. Вмч. Артемий

12. Вмч. Пантелеимон

13. Вмч. Евстратий 14. Мч. Трифон

15. Прп. Александр Свирский

16. Прп. Сергий Радонежский

17. Прп. Агафон Афонский

18. Прп. Павел Латрийский

19. Прп. Арсений Коневецкий

20. Прп. Зосима Соловецкий

21. Прп. Савватий Соловецкий

50 святых мощей в мощевике

50 святых мощей в мощевике

1. Ап. Лука

2. Равноап. Кн. Владимир

3. Свт. Филипп

4. Свт. Димитрий Ростовский

5. Свт. Игнатий Ростовский

6. Свт. Иоанн Суздальский

7. Свт. Исайя Ростовский 8. Свт. Феодосий Черниговский

9. Свт. Игнатий Брянчанинов

10. Свт. Феофан Затворник

11. Свт. Лука Симферопольский

12. Вмч. Пантелеимон

13. Сщмч. Харалампий

14. Сщмч. Модест

15. Вмч. Артемий

16. Вмч. Евстратий

17. Вмц. Варвара

18. Прмч.Иоасаф Снетогорский

19. Вмц. Параскева

20. Прмч. Евфимий Афонский

21. Мч. Мамант

22. Мц. Татиана

23. Блгв. кн. Давид Ярославский

24. Блгв. кн. Владимир Новгородский

25. Блгв. кн. Глеб Владимирский

26. Блгв. кн. Феодор Смоленский

27. Блгв. кн. Константин Ярославский

28. Блгв. кн. Константин Муромский

29. Прп. Даниил Переяславский

30. Прп. Феодор Печерский

31. Прп. Савва Сторожевский

32. Прп. Авраамий Трудолюбивый

33. Прп. Моисей Угрин

34. Прп. Феодор Санаксарский

35. Прп. Иоанн Многострадальный

36. Прп. Корнилий Переяславский

37. Прп. Авраамий Ростовский

38. Прп. Иов Почаевский

39. Прп. Никон, игум. Печерский

40. Прп. Серафим Саровский

41. Блж. Пелагия Дивеевская

42. Прп. Ефросиния Полоцкая

43. Прп. Ефросиния Суздальская

44. Прп. Амвросий Оптинский

45. Прп. Лев Оптинский

46. Прп. Макарий Оптинский

47. Прав. Симеон Верхотурский

48. Прав. Иоанн Русский

49. Блж. Андрей Симбирский

50. Блж. Косьма Верхотурский

Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского

Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского

26.11.1188, Суздаль — 4.03.1238, на р. Сить, притоке р. Мологи, в Ярославском княжестве), мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня — в Соборе Владимирских святых), великий князь Владимирский (1212-1216, 1218-1238), 4-й сын великого князя Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо и блгв. вел. кнг. Марии Шварновны, брат блгв. князей Константина, Святослава (Гавриила), Ярослава (Феодора), Владимира (Димитрия), отец св. князей Всеволода (Димитрия), Владимира (Димитрия), Мстислава (Феодора), мц. кнж. Феодоры. Георгий Всеволодович был крещен в Суздале Ростовским еп. Лукой. В 1207 и 1208 гг. участвовал в походах на земли Рязанского княжества. В 1211 г. женился на блгв. кнж. Агафии Всеволодовне, дочери киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В том же году вел. кн. Всеволод Большое Гнездо принял решение посадить Георгия Всеволодовича на княжение в Ростове вместо правившего здесь с 1208 г. кн. Константина Всеволодовича. Последнему вел. князь собирался передать после смерти Владимирское великое княжество. Однако Константин отказался переехать на княжение во Владимир, имея намерение владеть в будущем как Владимиром, так и Ростовом. В ответ Всеволод Большое Гнездо, собрав совещание широкого состава, с участием в т. ч. белого и черного духовенства, включая Ростовского еп. св. Иоанна, завещал стольный г. Владимир и старейшинство среди собственных детей Георгию Всеволодовичу.

После смерти Всеволода (15 апр. 1212) Георгий Всеволодович стал вел. князем владимирским. Константин с этим не смирился. Георгий Всеволодович предлагал передать брату Владимир в обмен на Ростов. Однако Константин, желавший посадить в Ростове сына кн. мч. Василия (Васильку) Константиновича, соглашался отдать взамен Владимира Суздаль, что не устраивало Георгия Всеволодовича. Начались военные действия: Георгий Всеволодович с братом кн. Ярославом отправились на Ростов, но до решающей битвы дело не дошло, было заключено перемирие. В том же 1212 г. Георгий Всеволодович отпустил в Рязань рязанских князей с женами, еп. Арсения и людей, захваченных в плен его отцом во время походов в 1207 и 1208 гг.

В 1213 г. междоусобица детей Всеволода Большое Гнездо возобновилась. Георгий Всеволодович и Ярослав с ратью ходили к Ростову, и вновь все решилось миром. В этот раз на стороне Константина выступил сидевший в Москве кн. Владимир Всеволодович, на стороне Георгия Всеволодовича — кн. Святослав Всеволодович. По окончании военных действий Георгий Всеволодович вывел Владимира с московского княжения на юг Руси — в Переяславль Русский.

С противостоянием Георгия Всеволодовича и Константина Всеволодовича связано учреждение 2-й епископской кафедры в Сев.-Вост. Руси — Суздальско-Владимирской (см. Владимирская и Суздальская епархия). В конце 1214 г. владимирцы во главе с Георгием Всеволодовичем «изгнаша» с кафедры Ростовского еп. Иоанна, который «отписася епископии всея земля Ростовьскыя» и удалился в Боголюбов (или в суздальский Космодамианов) монастырь, где принял схиму. 10 нояб. 1214 г. во епископа Ростовского был хиротонисан Пахомий, духовник кн. Константина Всеволодовича. В 1214/15 г. по инициативе Георгия Всеволодовича епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. Симон.

Башмачок Спиридона Тримифунтского

Башмачок Спиридона Тримифунтского

Родиною дивного Спиридона был остров Кипр. Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще безпрепятственнее и усерднее стал служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование Императора Константина Великого и сына его Констанция. И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса.

Однажды на о. Кипре было бездождие и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою (3Цар. гл.17): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатой урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона.

Духовенство

Памятка паломнику

Монастырь — это особый мир и нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития. При посещении монастыря нужно помнить, что монастырь не туристический объект, а монахи не экскурсоводы и их надо охранять от ненужного беспокойства. Пожалуйста, соблюдайте порядок и правила в месте жительства тех, кто решился на монашеский подвиг и кто уважает гостеприимство, как одну из важнейших христианских добродетелей.

Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что на все в монастыре испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. Из монастыря без благословения выходить запрещается. Нельзя громко смеяться и разговаривать, курить, снимать на видео, фотографировать и пользоваться телефоном, запрещается ходить в шортах и майках, спортивной одежде. Разговоры ведут только о духовном, не рассказывают про мирскую жизнь. Нельзя ходить в другие кельи, кроме случаев, когда бывают направлены игуменом. При этом, при входе в другую келью, творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас», и не заходят, пока не услышат в ответ «Аминь».

При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, покрывая любовью погрешности его в работе. Взаимное недовольство между братией, встречающееся на общих послушаниях переносят терпеливо и смиренно, чем приобретается опытность в духовной жизни и любовь к братии. В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут. Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи». Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства, за столом молчат и внимают чтению духовных поучений.

Для проживания в монастыре необходимо получить благословение от игумена и иметь паспорт. Прием гостей осуществляется бесплатно, во славу Божию. Монастырь предоставляет место в паломнической гостинице, согласно монастырскому Уставу, только для мужчин. Разрешается пользоваться небольшой келейной духовной библиотечкой. Исповедь паломников совершается в 20:00 накануне всенощного бдения. Отдельно, в согласованное с игуменом время, может проводиться духовное собеседование.

Паломник должен соблюдать распорядок дня, вовремя приходить в храм на богослужения и на общую братскую трапезу, обеспечивать чистоту и порядок в келье. В связи с ранним началом богослужения, в монастыре с 23:00 — ночной отдых. Выезжающий из монастыря обязан навести в келье порядок.

Нарушение правил может лишить права пребывания в обители.

Распорядок дня

В понедельник, среду и пятницу вечерней трапезы нет, кроме двунадесятых и великих праздников и сплошных седмиц. Накануне праздничных и воскресных дней Всенощное бдение в 22:00. В воскресные и праздничные дни Божественная литургия в 09:30. В воскресенье Параклис Богородице в 21:00.

Реквизиты для пожертвований ИНН 0258008004 КПП 025801001 Р/счет № 40703810306190100419 в Отделении № 8598 Сбербанка России Бик 048073601 Кор./счет № 30101810300000000601 Получатель: Религиозная организация «Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь Уфимской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)». В назначении платежа указывать: Пожертвование на восстановление монастыря.

Престольные праздники

Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа

Георгий Победоносец, великомученик — 6 мая

Адрес монастыря:

453455, Благовещенский район, с. Уса-Степановка

Благовещенский район | 20 авг 2019 | 11:45

В Башкирию как в Иерусалим. Точную копию Гроба Господня воссоздали в мужском монастыре в Благовещенском районе. Об удивительном возрождении монастыря Святые кустики, стертого с лица земли в советские годы.

Ради этих кадров на фоне восходящего Солнца мы встали одновременно с монахами – в 5 утра. Затаив дыхание, записывали звуки живого церковного пения в храме. И всё равно едва ли нам удалось в полной мере передать невероятную красоту и величие этого места. Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики». Приезжая сюда, в первые минуты не можешь поверить, что это – Башкирия, Благовещенский район, в каких-то полутора часах езды от Уфы. Место с удивительной историей, архитектурой, людьми.

По признанию настоятеля монастыря архимандрита Варлаама, в эту монашескую келью впервые позволили зайти женщине – и то лишь потому, что здесь временно никто не живет. А двадцать лет назад в этих стенах жил и молился сам отец Варлаам. Здесь едва удается выпрямиться в полный рост, а в самой келье не сделаешь и трех шагов.
Тут маленький уголочек для молитвы, печка, вот такой столик очень миниатюрный, лежаночка. Монах сам отрекается от всего мира, всех желаний, удовольствий. Вот какая нужна сила веры – уйти в монастырь, полюбить такую убогую келью, лавку из досок. И даже эта келья кажется просторной для истинного монаха.
История этого места началась больше века назад. В 1901 году здесь был основан женский монастырь. Сохранились уникальные фотографии тех лет: хорошо видна деревянная Вознесенская церковь, рядом – строящийся кирпичный Успенский собор. О жизни монахинь в те годы, еще до революции, из первых уст знает Валентина Ивановна Попова. Сейчас ей 82, и она почти с рождения живет в небольшой деревне Ежовка, в нескольких километрах от монастыря. Вспоминает: когда-то здесь было 300 домов, сейчас едва насчитаешь три десятка. Мама Валентины Ивановны, ещё будучи ребенком, часто ходила в храм и мечтала стать монашкой, но родители не позволили.Валентина Попова, жительница д.Ежовка:
«Она просила отца, чтобы он отпустил её в монастырь. Но никак, работать надо было. Раньше же все работали, от мала до велика. Там большой монастырь был, около сотни человек. Туда подкидывали детей. А игумения была очень молодая. И чуть ли не каждый день туда подкидывали ребятишек – и она всех брала, воспитывали всех».Однако после революции женский монастырь был буквально стерт с лица земли. В советские годы часть построек снесли, остальное пытались приспособить под колхозную деятельность – здесь была создана коммуна «Октябрь».
Валентина Попова, жительница д.Ежовка:
«Там много лет была бригада, совхоз, скот держали. Они там жили, все было затоптано, 800 голов КРС, я там доярочкой работала, доили как раз на кладбище».Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря: «Когда закрыли монастырь, иконы все собрали, монахинь посадили в тюрьмы – они по 10 лет отсидели, а игуменью увезли и расстреляли – то ли в Уфе, то ли в Рыбинске, точно неизвестно. Из этого собора хотели сделать мыльный завод. В 60-е годы еще половина монастыря стояла, а потом все разобрали до фундамента, ни кирпичика не осталось».Отец Варлаам пришел сюда в 98-м, после того, как случайно прочел старую книгу о монастыре.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
«Вы просто не представляете, какое у меня было желание сюда ехать. Просто посмотреть. Я всю ночь не спал. Только думал об этом монастыре. Почему у меня так произошло – не знаю. Сюда приехал – мне это место очень понравилось. Здесь ничего не было, но мне было просто хорошо. Я привез вагончик, палатку поставил и начал жить».О том, что было до монашества он вспоминать не любит, говорит: для той, мирской жизни он словно умер. Но для нас все-таки делает исключение. Священником он стал в 33, прежде работал зоотехником в колхозе в Мелеузовском районе, был председателем профкома. И все эти годы жизнь казалась ему как бы искусственной, ненастоящей.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
«Постоянно приходилось мне говорить неправду. Жизнь заставляла. Сколько корова молока дает, откуда молоко – все эти цифры были липовые. Раздутая убыль/прибыль. Мне это так не нравилось. И я так устал в этой жизни жить. И когда уверовал в Бога – без разговоров ушел».Новая история «Святых кустиков» началась всего два десятилетия назад вот с этих деревянных домиков. В них располагались первая келья, трапезная и сарай. В это сложно поверить, но еще в конце 90-х здесь было чистое поле. Фундаменты старых храмов еще были скрыты под землей. А первые богослужения проводились в строительном вагончике.
С помощью местных жителей отцу Варлааму удалось отыскать и расчистить фундаменты храмов. Также случайно под землей был найден склеп с захоронением двух первых настоятельниц монастыря. Теперь на этом месте установлены мемориалы.
Самый первый храм, который был построен здесь в начале прошлого века, находился вот на этом месте. Вознесенская церковь. От нее сохранился только фундамент, обнаруженный во время раскопок. Вот здесь хорошо заметны его очертания — старые, неровные камни. Выше — уже современная кладка. После небольшой реставрации было решено оставить фундамент в таком виде как напоминание об истории этого места.
А на фундаменте Успенского собора – метр в метр возведен новый храм с таким же названием. Здание стоит на холме, и его купола, возвышаясь над лесом, встречают паломников издалека. Колокольный звон во время службы разносится на километры вокруг.Здесь, наверху, вибрация от колоколов ощущается физически и буквально пронизывает все тело. Звонарь Валерий Волков – не монах, но ради жизни при монастыре оставил строительный бизнес в Уфе. Имея два высших образования – экономическое и техническое, он никогда не занимался музыкой. Но говорит: главное здесь не слух, а осознание того, что звон – это молитва.
Валерий Волков, звонарь:
«У меня нет музыкального образования, слуха нет. Но колокольный звон – это такая вещь, что если Господь на душу положил – это трогает навсегда. Колокол – это живой организм. Когда звонишь – понимаешь, что это не просто металл. Каждый звон – молитва. Раньше на Руси колокол могли наказать, оторвать уши, вырвать язык и сослать. – За что? – За то, что был неугоден царю, например, как человека».Вот этот колокол весит около 2-х тонн, и у него есть собственное имя – Варлаам – в честь святого Варлаама Хутынского. Рядом – пятитонник, Благовест. Это колокола нижнего яруса, они отвечают за басы. Именно они первыми начинают призыв к службе.
На нижнем и верхнем ярусах колокольни одновременно работают два разных звонаря. За басы отвечает инок Зосима. Чтобы звон тронул сердца людей, их работа должна быть абсолютно синхронной.
Валерий Волков, звонарь:
«Звонарь нижнего яруса и верхнего яруса должны понимать и слышать друг друга идеально – сердце в сердце! Здесь речь идет не о слухе, а о сердце. Пары, когда срабатываются, созваниваются – это занимает полгода или даже более».А это так называемое било – деревянное полотно, удары по которому тоже означают призыв к молитве. Удивительным эхом этот стук, похожий на музыку, разносится по всей территории монастыря. День начинается здесь в 5 утра – всегда, без исключений. Сначала богослужение, потом послушание – обязательные работы для каждого монаха.Всего в братии 15 человек. Чтобы обеспечивать себя, содержат хозяйство: куры, пасека, теплица, огород. Обустроили здесь и святой источник, которым пользовались еще в женском монастыре.
Инок Зосима:
«Он иссякал, потом его восстанавливали. До сих пор многие паломники приезжают сюда, чтобы набрать воды, приезжают из других городов. Восстанавливать этот источник в 90-е годы помогали местные жители». Валентина Попова, жительница д. Ежовка:
«Машину подогнали, скидывали камни, я их подкатывала батюшке, он сам копал этот колодчик, чистил сам. Выложили за две недели до Вознесения, чтобы людям был святой колодчик!».Есть в монастыре и собственная пекарня, где ежедневно выпекают несколько сотен буханок хлеба для паломников. Тесто замешивают обязательно на святой воде и с молитвой.
Их обычная пища – щи на воде и каша. Здесь не едят мяса вообще. Это древняя традиция и ещё один пункт в списке того, от чего отрекаются монахи вместе с мирской жизнью. Отказываясь от телесных желаний, они достигают духовной высоты. При этом далеко не каждому удаётся стать монахом.Отец Евфимий, монах:
«Чтобы стать монахом, недостаточно просто одного желания, надо чтобы позвал Господь. Потом идет проверка. Момент самоотвержения для монаха очень важен. Он дает несколько обетов, он испытывает себя, сможет ли он выдержать такую жизнь, и испытывают его опытные люди – игумены, старцы. По монашескому закону – от 3 до 5 лет – это искус называется. Есть такие люди, которые попробовав, отходят. Надо быть честным перед собой».За 10 лет Отец Евфимий прошел все эти этапы и ни разу не пожалел о своем выборе. Хотя до 32-х лет даже не был крещёным. Сегодня он сам проводит службы в храме.
Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:
«Это любовь к Богу, это нельзя измерить. Служить Богу и все! Никаких других нет мотиваций. Кто-то думает, что у монаха не сложилась жизнь в миру, или какой-то больной – ничего подобного! Только вера!».Сейчас в этом месте удивительно сочетаются и уединение монашеской жизни, и традиции гостеприимства. Для сотен паломников, которые приезжают сюда со всей России, ежедневно открыты двери, на столах всегда – бесплатные чай и выпечка.
Впечатления очень чистые, светлые. Мы первый раз, много слышали об этом месте, мечтали попасть. Здесь проходят ни с чем несравнимые службы, которые затрагивают душу. Уже на входе мы поняли, куда мы попали, что здесь благодать Божья! Есть, о чем задуматься в этих местах. Даже не ожидал, что в Башкирии такое есть, я под впечатлением сильным.
Народное название – «Святые Кустики» – произошло от группы деревьев, стоящих на возвышении: трех берез и двух ив, которые переплелись между собой. Именно здесь с середины ХIХ века местные жители начали наблюдать чудесные явления. Здесь видели икону Божьей Матери, светящийся крест, горящие свечи и даже слышали колокольный звон. По преданиям, многие, кто приходил сюда, излечивались от болезней. Те самые березы и ивы до нашего времени не сохранились, эти деревья посажены позже. И сейчас именно на этом месте строится часовня.Сейчас «Святые кустики» – это целый комплекс из храмов и часовен, большинство построек – в византийском стиле. Эта культура лежит у истоков христианства. Такие здания можно встретить, например, на греческом полуострове Афон, где находятся 20 православных монастырей. Красоту этих линий отец Варлаам стремится передать в каждом камне. Именно поэтому для строительства привлекает коренных греков и албанцев.
Они родились с камнем в руках. Наши же с кирпичом работают, а они с камнем. Я хотел научить местных, деревенских, но не получается. Он же не просто каменщик, он должен быть художник. Это ручная работа, от сердца, от души идет. Это тоже как молитва через камень.
Бастиан Бруклахер – кандидат наук, в университете в Германии преподает историю Древнего Рима, Греции и Византии. Здесь, как профессионал, он был впечатлен тем, насколько точно воссоздается византийская культура.
Бастиан Бруклахер, преподаватель истории в университете г. Фрайбурга (Германия):
«Здесь архитектура выполнена в византийском стиле. Это наполняет меня ощущением сакральности этого места. Меня потрясло то, что в этом месте соединяется так много исторических событий. Что этот храм в свое время использовался колхозом для хранения продуктов. И потом, со временем, это место обрело первоначальную ценность, вновь открылся храм». Византия здесь повсюду, в каждой детали: в орнаменте на стенах, в металлической ковке, в мозаике и художественной росписи стен. И даже светильники специально привезены из Средиземноморья. В этом же стиле – деревянная резьба в храме. Это тончайшая ручная работа, которую выполняли около 20 мастеров в течение 2-х лет. В их числе казак Олег Андриянов. Рассказывает: сначала приезжал сюда только на работу, затем поселился с семьей в деревне неподалеку. Три года назад поступил на службу в казачье войско, и в выходные дни следит за порядком в монастыре.
Олег Андриянов, урядник Оренбургского казачьего войска:
«Когда мы принимаем присягу, мы даем клятву: «Служу Отечеству, казачеству и вере православной!». Это наша служба, наша работа. Бог меня сюда привел. Он меня вокруг да около водил, и в итоге я оказался здесь».В монастыре сейчас одновременно работают сразу несколько художников — расписывают стены в храме, часовнях, реставрируют иконы.
Илья Гизетдинов – крещеный татарин, по паспорту – Ильгиз. Профессиональный художник пишет иконы уже около 15 лет. Его путь к Богу был уникальным: сначала трое его сыновей стали православными священниками, и лишь потом, после клинической смерти, крещение принял он сам. Сейчас он восстанавливает иконы, чудом сохранившиеся со времен женского монастыря.
Илья Гизетдинов, иконописец:
«Вы сейчас присутствуете на историческом моменте, потому что это исторические иконы этого монастыря. Они были в женском монастыре, представляете. Потом будет надпись на ней: «Сия икона была написана и освящена в монастыре «Святые кустики»». По воскресеньям сюда одновременно приезжают около пятисот паломников, в праздники – больше тысячи. Один из самых впечатляющих моментов богослужения – раскачивание хороса – главного светильника в храме. Это ещё одна старинная традиция. Зрелище – незабываемое. Сопровождается очень необычным пением мужского хора с византийскими напевами.

Татьяна Антипина, прихожанка:
«Я здесь Бога почувствовала, почувствовала свою душу. Меня потянуло сюда возвращаться вновь и вновь, чтобы опять ощутить, как поет моя душа».Удивительным это место делает ещё и точная копия Гроба Господня в Иерусалиме. Сам Гроб Господень – полная копия – размеры, пропорции. Это ложе, где Иисус Христос воскрес. То есть, побывав в монастыре, это как побывать в Иерусалиме, поклониться Гробу Господню.
Обязательная часть службы – шествие монахов – так называемый «Чин о панагии». Вся братия следует в трапезный храм, где проходит ритуал. Его смысл в том, чтобы представить за трапезой присутствие самого Бога. Все это происходит при закрытых дверях, но для нас вновь делают исключение. Кажется невероятным, что в таком виде монастырь возродился всего за 20 лет. Остаться равнодушным здесь почти невозможно. В планах у отца Варлаама – завершить роспись храма, достроить часовню, облагородить озеро с купелью и ещё много созидательных идей. Говорит: главное, чтобы на это хватило жизни.

Архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель монастыря:

«Все это хотят приписать мне, но это не моих рук дело. Это творение Божьих рук, я только такой же работник – помогал исполнять его желания. Создавая красоту в монастыре, я хотел, чтобы люди эту красоту принимали и увозили с собой, радость вот эту передать. И чтобы продолжали дома жить так. Вот главная задача». Юлия НигматуллинаУспенский Свято-Георгиевский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Башкортостанская митрополия, Уфимская епархия, 6-е, Монастырское благочиние
наместник — игумен Варлаам (Максаков)

Святыни монастыря:
Святые мощи в иконе с крестом и панагией
50 святых мощей в мощевике
Ковчег с мощами великого благоверного князя Георгия Владимирского
Башмачок Спиридона Тримифунтского

Храмы монастыря:
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь иконы Божией Матери «Достойно есть» (трапезный)
Часовня Иверской иконы Божией Матери

uspenie-ufa@mail.ru +7917 485-34-88 http://svyatiekustiki.ru Адрес: Республика Башкортостан, Благовещенский район, сел. Уса-Степановка Идет
История:
Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые Кустики» расположен в живописной гористой местности, в сотне километров к северу от Уфы. С высоты холма взору открывается совершенно сказочный вид. Такое впечатление создает возведенный несколько лет назад храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца, похожий на терем.
— Как-то мне дали почитать старую книгу о существовавшем здесь монастыре, — говорит игумен Варлаам (Максаков). — Сердце загорелось. Захотелось служить в этом благодатном месте. Четыре года я приезжал сюда просто помолиться на Вознесение. Потом по благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона был организован скит. Первые годы служить приходилось в вагончике. Летом жарища, а зимой невероятный холод. Однако вскоре благотворители провели дорогу, электричество. Построили несколько деревянных домиков для братии. Возводится каменная ограда с башенками. Над святым источником восстановлена часовня во имя преподобного Серафима Саровского, которая построена на фундаменте старой часовни, чудом обнаруженном при раскопках.
История возникновения монастыря такова. В середине XIX века эта местность была покрыта лесом и принадлежала обществу крестьян села Уса-Степановка. Очищенные от леса участки были распаханы. Именно на том месте, где затем возник монастырь, были полосы крестьян Семена Сотникова и Якова Поспелова. В 1856 году произошел такой случай. Семен шел работать на свою полосу недалеко о места, где стояли деревья, ставшие известными под названием «Святые Кустики». Вдруг Сотников увидел, что около одного дерева появился старец в блестящих золотых ризах с крестом в руках. Но когда Семен хотел подойти к нему, старец стал невидим.
Сотников рассказал о своем видении жене, и она ему внушила, что это ему давался клад, который он должен добыть. Когда он в следующий раз пошел на это место, то снова увидел того же старца и, принимая его за клад, хотел схватить, но неведомой силой сам был повержен на землю. Это повторилось несколько раз. Сотников наконец понял, что это никакой не клад, а святой угодник. Он стал усердно молиться Богу на этом месте и почитать это место как святое. Семен рассказал односельчанам о том, что с ним произошло, и сюда стали приходить люди, чтобы помолиться. Поскольку количество молящихся стало значительным, это привлекло внимание гражданского начальства, которое однажды выехало расследовать дело.
Когда начальство подъехало, здесь было много богомольцев. Вдруг все услышали необыкновенный звон колоколов. Они подумали, что колокола подвешены где-нибудь к деревьям, осмотрели всю местность, но нигде колоколов не нашли, а звон у кустиков все раздавался, причем очень сильный. Это очень удивило и поразило всех присутствующих.
Семен Сотников поставил у Кустиков шалаш и каждое лето все свободное время проводил здесь в молитве, на которой простаивал целые ночи. По его примеру окрестные жители также стали почитать это место. Сотников не раз был свидетелем необычайных явлений. Как-то Семен с жителем Усы-Степановки Тихоном Сопегиным пошли к Кустикам помолиться. Сотников давно страдал лихорадкой, и врачи не могли вылечить его. Они усердно молились и неожиданно увидели над одним из деревьев никем не поддерживаемый животворящий крест, от которого исходили как бы золотые лучи. Один из них хотел достать крест рукой, но он быстро поднялся вверх. Сотников после этого полностью выздоровел.
Три женщины из деревни Паклевки видели у одного из Кустиков икону Божией Матери. Вокруг Кустика с пением ходили два старца, а третий с кадилом. Это произошло как раз в ночь на праздник Вознесения Господня, которую женщины провели у Кустика в молитве. Возможно, с тех пор на Вознесение здесь стали собираться богомольцы.
Девица Евдокия из деревни Костаревой Бирского уезда была одержима падучей болезнью. Два человека с большим трудом привели ее на гору к Святым Кустикам. Она все время с неимоверной силой билась и неистово кричала. Билась она и во время молебна, а после чтения Евангелия упала на землю и лежала как мертвая, а потом сама встала, осенила себя крестным знамением и пошла совершено здоровая, не чувствуя больше прежней болезни.
Однажды слепая марийка из деревни Курзи Бирского уезда со своим сыном проезжала мимо Кустиков. Ее сын вдруг заметил над ними необыкновенное сияние. Он сказал об этом матери. Марийка сошла с телеги и начала умываться из источника, и глаза ее открылись. Возблагодарив Господа за чудесное излечение, она ежегодно стала ходить к Кустикам на молитву.
В 1901 году была образована община женского монастыря. Строительство велось с 1901 по 1920-е гг. Главной святыней монастыря были сами Святые Кустики — место сплетения трёх берёз и двух ив, где во время оно являлся «святой старец в блестящих золотых ризах со крестом в руках», откуда был слышен необыкновенный звон невидимых неземных колоколов, где над Кустиками являлась икона Божией Матери и ходили вокруг три старца, где пребывал на воздухе никем не поддерживаемый животворящий крест, от коего исходили золотые лучи.
Учредитель и первый благотворитель монастыря — Г.А. Поспелов. Основательница и первая настоятельница (1901-11) — Серафима (Князева). Первой здесь была построена в 1901 г. домовая церковь во имя св. блгв. вел. Владимирского князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, одного из первых русских князей, принявших смертную муку от татаро-монголов в 1238 году. Освящен храм был в декабре того же года по благословению правящего архиерея епископа Уфимского и Мензелинского Антония (Храповицкого). Второю в 1911 г. была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, ставшая ненадолго главной в монастыре.
Общине помогали многочисленные благодетели, от простых людей, до знаменитостей. Император Николай II пожаловал обители 38 десятин пахотной земли в 30 верстах от монастыря. Значительную сумму пожертвовал обители святой праведный Иоанн Кронштадтский.
В феврале 1902 года был получен указ Святейшего Правительствующего Синода об учреждении у Святых Кустиков женской Георгиевской общины. В том же году были получены документу на закрепление за общиной 70 десятин земли, пожертвованной крестьянином Усы-Степановской волости Георгием Поспеловым. Это в честь его небесного покровителя был назван домовой храм обители.
В марте 1905 года указом Синода община была переименована в монастырь и было начато возведение кирпичного Успенского собора, призванного стать главным храмом женского монастыря; приделы — в честь св. блгв. кн. Георгия и Всехсвятский. Собор не был достроен до конца, в 1930-е гг. он разрушен до основания.
Вместе с недостроенным собором была уничтожена семиглавая Вознесенская церковь, восьмигранная часовня на месте Святых Кустиков, все корпуса и кельи (около 15 зданий). Здесь была устроена коммуна, которая вскоре развалилась. И далее — полвека пустоты, тишины, запустения, плача ангелов небесных…
В 1928 году монастырь был закрыт. Здание огромного каменного храма обители в годы безбожной власти использовалось под хозяйственные постройки. Со временем оно разрушилось, и от него остался только фундамент.
Возобновлён был монастырь не сразу. Вначале (с 1994 г.) это были робкие богослужения о. Варлаама и близких ему почитателей сего святаго места на праздник Вознесения — этот Господний праздник издавна считался здесь одним из престольных. Всё изменилось в 1997-99 гг.: по благословению Владыки Никона началось сооружение первых деревянных хозпостроек, келий и новой церкви в честь св. блгв. кн. Георгия Владимирскаго. В 2001-02 гг. были расчищены фундаменты малой Вознесенской церкви и большого Успенского собора.
Начальное строительство было организовано многими верующими из Уфы, Бирска, Павловки, Красного (Белого) Ключа, но основные финансовые тяготы легли на плечи бывш. ген. директора ОАО «Баштрансгаз» Александра Алексеевича Веремеенко и директора Уфимского филиала московского «Межпромбанка» Евгения Валентиновича Ванка.
Недолго бывший монастырь назывался «Свято-Георгиевским скитом». В 2002 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон исходатайствовал перед Священным Синодом о возобновлении именно монастыря, но уже как мужского. Новое название монастыря — «Успенский Свято-Георгиевский».
Достроена деревянная семиглавая Георгиевская церковь; кирпичная 8-гранная часовня, воссозданная на месте самих Кустиков на чудом найденном при раскопках фундаменте, названа во имя Иверской иконы Божией Матери. Построены новая надкладезная часовня, десяток бревенчатых келий, хозяйственный двор, пасека; начато строительство каменного ограждения монастыря с башенками. Возведена 2-этажная кирпичная трапезная с церковью. Обитель имеет насеку, огород, картофельное поле, скотный двор, сенокосные угодья.

В 2003 г. был укреплён фундамент и началось воссоздание Успенского собора в прежних размерах, в виде, приближенном к изначальному. Летом 2004 г. стены доведены до высоты 7-9 метров. Изначальная проектная высота колокольни свыше 60 метров, в этом случае её можно будет видеть из соседних церковных сёл — Уса-Степанова, Седяша и Поляны и окрестных деревень.
Праздники Вознесения Господня проходят особо торжественно, в этот день в монастырь стекаются сотни паломников, архиерейские богослужения совершаются под открытым небом у новой Георгиевской церкви.

Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»

Где: Благовещенский район, село Уса-Степановка.

История: до революции здесь находился Георгиевский женский монастырь. «Святыми кустиками» эту местность прозвали за группу переплетенных между собой ив и берез.

В этом месте еще до революции стали случаться чудеса. В 1856 году крестьянин деревни Уса-Степановки увидел старца в сияющих ризах, держащего в руке крест. Очевидец поведал об этом односельчанам, и постепенно к «Святым кустикам» стали приходить люди и молиться. Видели здесь и Святой Животворящий Крест, от которого исходило золотое сияние. Людям являлась икона Божьей Матери, а с небес раздавался колокольный звон. После истовых молитв больные могли получить долгожданное исцеление от недугов. Православное духовенство не оставило это место без внимания, и 25 марта 1905 года был учрежден Георгиевский женский монастырь. Обитель просуществовала до 1927 года, монахов заставили покинуть монастырь, а в 30-х гг. власти и вовсе приказали сровнять святое место с землей.

В конце 90-х гг. православная церковь решила не оставлять святое место пустым, и уже в 2002 году был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь.

Как добраться: монастырь находится в 100 км от Уфы, по трассе М-7, можно на маршрутке «Уфа – Павловка» до деревни Танаевка, а потом на попутках 8 км.

Бугабашский Богородице-Смоленский женский монастырь

Где: Бакалинский район, с. Бугабаш, ул. Уютина, д.70а.

История: строить монастырь начали в начале «нулевых» и до сих пор не завершили. Обитель известна тем, что здесь православные обрели одну из самых удивительных святынь Башкирии. Речь идет о Бугабашской иконе Божьей Матери. Согласно легенде, святыня явилась простому солдату во второй половине XIX века. Его звали Тит Табаков, родом из чувашской деревни Бугабаш. Возвратившись с войны, он соврешил паломничество иконе Смоленской Божьей Матери, на память взял камень из реки Смоленки. Приглянувшийся камень был очень большим — решив, что такой не подходит для дальней дороги, солдат стал искать другой. Но заметил, что зрение резко ухудшилось. Взяв в руки первый камень, снова обрел зрение. Он донес камень до своего дома. Через некоторое время Тит семьей повез камень в село Николо-Березовку на святой источник. Освятив его, он увидел чудо – на камне проступили лики Божьей Матери, Василия Великого и Николая Чудотворца. Вскоре Титу приснилась Богородица и велела ему добиться строительства монастыря Бугабаше. Титу это удалось. При советской власти монастырь перестал существовать, но наше время его восстанавливают.

Как добраться: по дороге Уфа — Чекмагуш, не доезжая до Бакалов, в с.Токбердино, поворот на с. Михайловка.

Богородице-Тихвинский женский монастырь

Где: Белебеевский район, село Приютово.

История: обитель была основана совсем недавно, в 2004 году. Но несмотря на короткую историю, паломники не оставляют эту новую святыню без внимания. Ведь в монастыре пребывают мощи Варвары Скворчихинской.Блаженная Варвара (в миру Варвара Архангельская) родилась в семье священнослужителя 20 ноября 1890 года. Училась в Епархиальном женском училище, где и получила педагогическое образование. Учила детей в деревнях и селах. В 20-х гг. прошлого века говорить о Боге в школах было запрещено. Варвара не смогла смириться с тем, что образование стало атеистическим, и покинула школу. Стала затворницей. Более 35 лет она вела жизнь аскета, много молилась и помогала людям, ходившим к ней за советом или утешением. В 1966 году блаженная умерла, и ее мощи обрели покой в монастыре.

Как добраться: ехать через Чишмы, в сторону Белебея, до поселка Приютово.

Свято-Сергиевский кафедральный собор

Где: г. Уфа, ул. Бехтерева, в районе Монумента Дружбы.

История: храм на этом месте воздвигли в XVI столетии. Простояв два века, церковь сгорела. Сегодня мы можем видеть церковь, которую построили в 1868 году. Именно здесь нашли покой мощи одного из самых почитаемых святых Башкирии – Моисея Уфимского (в миру Николая Чигвинцева). При жизни этот святой человек, еще не будучи монахом, вел смиренную и богоугодную жизнь и много молился. Однажды его заметил настоятель Сергиевского храма, он и предложил будущему святому постричься в монахи. Моисей Уфимский обладал даром предвидения и исцеления. В 1982 году его похоронили на Демском кладбище, а в 2002 году мощи преподобного Моисея перенесли в Сергиевский кафедральный собор. К святому обычно обращаются с молитвами о родных, которые отправились в командировку или на учебу. Также святого просят о помощи в тяжелых жизненных ситуациях.

Как добраться: пешком от Монумента Дружбы, в сторону ул. Менделеева.

Покрово-Эннатский мужской монастырь

Где: Федоровский район, с. Дедово.

История: обитель учредили в 1893 году помещики Эннатские, отсюда и название монастыря. В 1917 году монастырь разграбили, но несмотря на это, в церкви до 1924 года продолжались богослужения. Во время Великой Отечественной войны в зданиях монастыря располагался детский дом для эвакуированных детей. В 1970-е гг. на территории обители построили детский лагерь «Ашкадар». В июле 2000 года по решению Священного синода РПЦ здесь вновь появились священники. На этот раз обитель решили сделать мужской. В Покрово-Эннатском монастыре можно поклониться мощам святой Зосимы Эннатской (в миру Мария Яковлевна Суханова). Она родилась 1 марта 1820 года и росла в глубоко религиозной семье. По настоянию отца вышла замуж, позже супруга убили на войне. После на охоте погиб их сын. Мария Яковлевна приняла решение уйти от мира и стала монахиней Покрово-Эннатского монастыря. Не единожды путешествовала пешком до Иерусалима. Рядом с монастырем монахиня обнаружила источник с целебной водой, который там бьет и поныне. После принятия схимы матушка Зосима спала в кипарисовом гробу, который привезли из самого Иерусалима. К ней приходили люди со своими болезнями и печалями, и всем она помогала, когда исцелением, а когда и добрым советом. После 1923 года, когда монастырь закрыли, монахиня стала жить в селе Ново-Архангеловка. В возрасте 115 лет преподобная умерла.

Как добраться: из Уфы автобусом с южного автовокзала до с. Федоровка, далее на рейсовом автобусе.

Богородице-Табынский женский монастырь

Где: Гафурийский район, п. Красноусольский.

История: изначально монастырь был мужским. Он был основан на месте, где впервые людям явился один из самых почитаемых ликов православного мира – Икона Табынской Божьей Матери. Согласно преданию, в XVI веке один из монахов возвращался с сенокоса и услышал слова «Возьми мою икону». Монах принял это за наваждение и ушел. Через два дня он снова пошел по той же дороге. И снова тот же самый таинственный голос произнес: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего». Осмотрев окрестности, он увидел на камне возле соленого источника икону. Так был обретен чудотворный образ, и на этом месте построили мужской монастырь. В XVII веке обитель сгорела, и только в конце XX века монахи вновь появились на святом месте. В 1998 году здесь был открыт Богородице-Табынский женский монастырь. В 2003 году архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (ныне митрополит) освятил его. Сегодня в церкви иконы Божьей Матери Табынской имеются два списка с чудотворного образа Табынской иконы Божьей Матери.

Как добраться: от южного автовокзала Уфы автобусом до п. Курорт.

Никольская церковь в селе Николо-Березовка

Где: Краснокамский район, с. Николо-Березовка, ул. Ленина, 100.

История: в середине XVI века купцы, сплавлявшие по реке Каме свой товар, внезапно остановились на реке. Судно никак не желало плыть дальше. Тогда купцы сошли на берег и обнаружили на березе икону Святителя и Чудотворца Николая. На этом месте вскоре был построен деревянный храм в честь Святого Николая. Время не пощадило его – тот храм, который мы можем увидеть сегодня, построен в начале XIX века. В 1934 году церковь закрыли и разграбили. Из храма сначала сделали кабак, затем складские помещения, потом пекарню. Перед началом перестройки ее даже захотели затопить Нижнекамским водохранилищем, но, к счастью, планы тогдашних властей не воплотились в жизнь. В 90-х гг. XX века храм стали восстанавливать, и сейчас там целый историко-архитектурный комплекс. Кроме храмовых построек, на территории комплекса есть часовня «Елизаветин кладезь» со святым источником.

Как добраться: от Уфы по М7 в сторону Шарипово, потом через Дюртюли до Нефтекамска. От Нефтекамска восемь километров до Николо-Березовки.

Как правильно себя вести

Иерей отец Анатолий (Киселев), настоятель кафедрального собора Рождества Богородицы:

— Приехав на святое место, верующему нужно прежде всего помолиться. Молитва должна идти от сердца, от души. Желательно побывать на богослужении, поставить свечи. Также не стоит забывать о том, чтобы помочь обители, в которую вы приехали на моление. Нужно подойти к игумену монастыря и попросить его о том, чтобы он назначил вам какое-либо послушание: например, помыть полы в обители или поработать на монастырском подворье.

Еще в дореволюционный период народная молва утверждала, что на месте, где сейчас находится монастырь, в XVIII веке существовал Крестовоздвиженский мужской монастырь, который был упразднен при императрице Екатерине II. Документально это не подтверждено, но при закладке фундамента церкви в 1901 году, были найдены «…какие-то кирпичи странной формы, обломки глиняных сосудов, а также и человеческие кости». Дальнейших археологических раскопок на этом месте, ни в дореволюционное, ни в советское время, ни в современных условиях не производилось. Упразднение монастыря в XVIII веке, если таковой существовал, вероятнее всего произошло во время или несколько позже восстания под руководством Е.И. Пугачева.

Более хорошо известна история Георгиевского женского монастыря приблизительно до 1913 года. Первое чудесное явление наблюдал в районе Святых Кустиков местный крестьянин из Уса-Степановки Семен Иванович Сотников в 1856 году. Недалеко от этого места у него была полоса земли и, присев отдохнуть возле деревьев, он увидел старца в блестящих ризах с крестом в руках. Сотников рассказал об этом дома и односельчанам и люди стали приходить туда молиться, число их постоянно возрастало. Богомольцам являлись также видения Святого Животворящего Креста, от которого исходили золотые лучи, иконы Божьей Матери, на самих кустиках часто видели горящие свечи, были явления многих монашествующих, священника в облачении, многие, и довольно часто, слышали колокольный звон, многие излечивались от различных болезней.

В 1876 году эта земля отошла к башкирам, у которых ее купил крестьянин Уса-Степановской волости Григорий Алексеевич Поспелов. Он и стал впоследствии учредителем и первым благотворителем Георгиевского женского монастыря. По его обращению к епископу Уфимскому и Мензелинскому преосвяшеннейшему Антонию, последним был издан указ игуменье Бирского женского монастыря Магдалине о выборе из числа монахинь той, которая могла бы заняться устройством возникающей обители. Выбор пал на благочинную, инокиню Серафиму, которая и стала основательницей и первой настоятельницей (1901-1911 гг.) — до 1905 года — Георгиевской женской общины, а после выхода указа Священного Синода от 25 марта 1905 года — Георгиевского женского монастыря. Этим же указом м.Серафима была возведена в сан игуменьи.

Большую роль в благоустройстве и развитии монастыря сыграл благочинный монастырей, ректор уфимской семинарии о. архимандрит Андроник (впоследствии епископ), по ходатайству которого, в частности, императором Николаем II монастырю было пожаловано 38 десятин пахотной земли в 30 км от обители. Большую финансовую поддержку монастырю оказал досточтимый Иоанн Кронштадтский.

Уже в 1901 году были построены: домовая церковь (освящена 21.12.1901 г.) во имя святого благоверного великого князя Владимирского Георгия (Юрия) Всеволодовича, кельи для монахинь, св. колодец, два маленьких озерка. Монастырь постоянно развивался за счет неустанного труда монахинь, помощи жертвователей и трудовой безвозмездной помощи местных крестьян. В 1905 году было начато возведение кирпичного Успенского собора, который должен был стать главным храмом монастыря. В 1911 году, уже после смерти игуменьи Серафимы, была возведена небольшая Вознесенская деревянная церковь, которая недолгое время была главной в монастыре.

Большое событие произошло в монастыре 18 декабря 1907 года. Усилиями иеромонаха Ярославского Толгского монастыря о. Вениамина (Некрасова) и уже упоминавшегося ранее епископа Андроника, Георгиевскому женскому монастырю была передана великая святыня — икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников.

Сведения о жизни монастыря в годы I Мировой войны (1914-1918 гг.), гражданской войны (1918-1920 гг.) и в начале 20-х гг. ХХ века пока отсутствуют. Известно, что Георгиевский женский монастырь просуществовал до 1927 года, когда был распущен Советской властью. При описи изъятого имущества икона с частицей Древа Животворящего Креста, частицей трости, которой был бит по голове Иисус Христос, и двадцатью восемью частицами мощей святых угодников в список внесена не была и дальнейшая судьба ее пока неизвестна. На месте монастыря была создана коммуна «Октябрь», а в 1929 году было разрешено существование Православного христианского общества при Вознесенском храме. Но и они просуществовали недолго — до начала 30-х гг. После чего коммуна развалилась, христианское общество при храме было распущено, а все постройки уничтожены под корень, так что впоследствии было забыто, что на этом пустом холме в лесу обитали люди и существовал монастырь.

В 1998 году было принято решение о создании на этом месте Георгиевского подворья «Святые Кустики» от Успенского мужского монастыря г. Уфы. Начальником подворья был назначен эконом монастыря игумен Варлаам.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви № 6957 от 26 декабря 2002 года Уфимский Успенский мужской монастырь был упразднен, а на месте его бывшего подворья был учрежден Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Игумен Варлаам, этим же постановлением, был утвержден в должности наместника новоучрежденного монастыря.

Постепенно стало формироваться и немногочисленное тогда, да и сейчас пока, братство монастыря. Была построена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на месте чудом найденного фундамента часовни начала ХХ века, которая, в свою очередь, была установлена на месте Святых Кустиков. В 2003 году богослужения проходили уже в построенном, но тогда еще внутренне до конца не оформленном, храме Казанской иконы Божией Матери.

Началось строительство трапезного храма в честь иконы «Достойно есть» (построен в течение 2002-2003гг.), но самое главное, на обнаруженном старом фундаменте началось возведение нового Успенского собора.

18 августа 2007 года Высокопреосвященнейший архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон освятил храм в честь иконы Казанской Божией Матери.

На территории монастыря нходятся: Успенский собор, храм в честь иконы Казанской Божией Матери, трапезный храм, часовня в честь Иверской иконы Божией Матери, двухэтажная монастырская гостиница, котельная, более десятка домов-келий для братии, несколько зданий хозяйственных построек.

На территории обители также имеется пасека, огород, птичий двор, летом текущего года построена теплица.

Важным каждогодним событием является проведение престольного праздника монастыря — Вознесения Господня. Этот праздник с дореволюционных времен был здесь одним из престольных и в настоящее время, как и раньше, собирает в монастыре сотни паломников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *