Музыкальное развитие детей

ГБДОУ детский сад № 7

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Родителям на заметку

«Цели и задачи музыкального воспитания в детском саду»

Подготовила:

музыкальный руководитель

Николаева Екатерина Александровна

Санкт-Петербург

Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Музыкальное воспитание детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка — средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду — подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Влияние музыки на развитие детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания песен, самого пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, развивается звуковысотный и ладовый слух, развивается умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

На музыкальных занятиях мы учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как — голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

Большую пользу приносят музыкально-дидактические игры, которые помогают развитию координации, эмоциональной отзывчивости, учат ребенка действовать в заданной игровой ситуации, развивают чувство товарищества.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

Слушание

Данный вид музыкальной деятельности занимает первое место потому, что прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Пение

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность — бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся и овладевают терминами: регистр, темп, фраза, часть, форте, пиано). Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. Если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Основная цель обучения детей пению — петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, занимающим центральное место в системе музыкального воспитания дошкольников.

Ребёнок — существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении. И воображение ребёнка, как об этом писал Выготский Л.С., имеет двигательный характер. Но воображение — главный момент творчества, а потому в музыкальном движении, в особенности творческом, формируются важнейшие творческие качества личности.

В музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальное мышление (репродуктивное и творческое).

Обучение танцам является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению. Систематически вести работу по ориентировке в пространстве, необходимую при овладении рисунка танца, что достигается многократным повторением в игровой форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

— восприятие,

— исполнительство,

— творчество,

— музыкально-образовательная деятельность.

Поскольку дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Таким образом, ребенок с самого раннего возраста нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.

Музыкальная деятельность дошкольников

Значение музыкального воспитания детей

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения. Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним. И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании. Становится понятным, почему те дети, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …» 1

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Итак, значение музыкального воспитания детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства, развивает ребенка и умственно.

Структура и виды музыкальной деятельности дошкольников

Деятельность – это активный процесс овладения общественным опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека. В деятельности совершенствуется восприятие, памяти, мышление, воображение, ощущения. В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату, и внутренние, психические действия, которые составляют основу содержания психического развития (восприятие, мышление, воображение, память). Так же и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий. Например, при усвоении песни ребенок внимательно слушает вступление к песни, старается вовремя начать ее, улавливает заданный темп, при ее исполнении отражает несложные оттенки, одновременно с своими сверстниками заканчивает исполнение. Как видим, действия могут быть внешними, предметными: ребенок поет, двигается, дирижирует, играет на инструменте и т.д., а так же внутренними: воспринимая музыку, он проникается ее эмоциональной настроенностью, сравнивает сольное и хоровое звучание, прислушивается к собственному пению. Если действие повторяется многократно, оно постепенно усваивается и переходит в навык. Совокупность этих навыков позволяет ребенку справиться затем с новыми, более сложными действиями. «Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие» 2.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности. Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Восприятие музыки специально созданной для слушания Восприятие музыки в связи с ее исполнением . Музыкально дидактические игры

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Пение Музыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментах

ТВОРЧЕСТВО

Песенное творчество Музыкально – игровое и танцевальное творчество Игра на музыкальных инструментах

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знания общего характера Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства — пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности. В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических движениях и т.д.

Таким образом, видами музыкальной деятельности являются: восприятие музыки специально созданной для слушания ; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания ; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на. Все виды являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Итак, сущность музыкальной деятельности детей заключается в следующем. Музыка воздействует на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, эстетические чувства. Музыкальную деятельность детей составляют музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах ; песенное творчество ; музыкально – игровое и танцевальное творчество; игра на восприятие музыки специально созданной для слушания; восприятие музыки в связи с ее исполнением; музыкально -дидактические игры; пение; музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах.

Специфика музыкальной деятельности дошкольников

Развитие музыкального восприятия дошкольников

Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности.

Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Известный музыкант-психолог Е.В.Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен»3. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере владения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания».4

Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания.

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.

Таким образом, развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста заключается в следующем. Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Музыкальное исполнительство, музыкальное творчество,

музыкально-образовательная деятельность детей дошкольного возраста

Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.

Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно детям.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения.

Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка. Б.М.Теплов пишет: «Как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезает»5. Для того, чтобы сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений, занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер, а не сводилось к «натаскиванию».

Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд, — металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения.

Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО . Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности.

Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений, которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей. Программная музыка занимает ведущее место .

Инструментальное творчество детей как правило проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество – владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки.

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые теоретические знания о музыке.

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту. Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах, приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция и т.д.). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь на игре на музыкальных инструментах, дети так же получают определенные знания о тембрах, способах, приемах игры на разных инструментах.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности. Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Если обучение осуществляется без индивидуально — дифференцированного подхода, оно перестает быть развивающим.

Итак, музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Основное условие возникновения детского музыкального творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Таким образом, специфика музыкальной деятельности дошкольников состоит в следующем. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Оно осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются– накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства, а для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Список литературы:

1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников/ О.П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994

2. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки – М., 1980

3. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 1997

4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: 1972

5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду — М.: Просвещение, 1981

6. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 1986

7.М.Л.Лазарев Программа формирования здоровья детей «Здравствуй» — М..,1997г, Академия здоровья.

Воспитатель: Аникина Ю.А,

г.Зеленодольск, 2015год.

Лапчук Лариса Анатольевна
Развитие музыкального слуха в дошкольном детстве

Музыкальный слух – это способность воспринимать ладовые и звуковысотные

соотношения. Он формируется в процессе музыкальной деятельности ребёнка на

основе имеющихся у него задатков. И от того, насколько благоприятны условия

для их развития, зависит успешность формирования музыкального слуха.

По определению психолога Б. М. Теплова главными компонентами музыкального

слуха являются:

Звуковысотный слух

Тембровый

Гармонический

Мелодический

Динамический

Важнейшее проявление музыкального слуха – восприятие высоты звука.

Формирование музыкального слуха – это процесс его первоначального становления.

Он отличается от процесса развития музыкального слуха, так как развивать

можно только то, что уже имеется. Развитие слуха зависит от многих

немузыкальных факторов. Например, от состояния умственных способностей,

наличие здорового или больного голосового аппарата, от состояния здоровья ребёнка.

Согласно исследованию педагога-музыканта И. П. Гейнрихса, в группах детского сада

всегда есть дети,которые:

Могут спеть чисто данный звук (в объёме их диапазона)

У этих детей слух сформировался очень рано, под влиянием условий жизни

или на основе очень хороших задатков;

Большинство звуков поют правильно, а отдельные звуки неверно

У этих детей формирование слуха близко к завершению;

Поют то интонационно точно, то фальшиво;

Все звуки поют неверно;

Верхние и нижние звуки поют фальшиво, а средние — интонационно точно

(дети со средним диапазоном голоса);

Поют в широком диапазоне, но вне всякой связи с заданными звуками.

В последних четырёх случаях имеет место несформированный музыкальный

слух.

Формирование слуха связано с восприятием музыкальных звуков. Учёные

доказали, что при восприятии музыки у детей и у взрослых наблюдается движение

голосовых связок. Они являются в некотором роде органам

восприятия. И на первом этапе формирования у детей музыкального слуха главным

условием восприятия звуков является воспроизведение их голосом.

Обучая пению, педагог направляет процесс воспроизведения детьми звука путём

подстраивания воспроизводимой высоты к заданной. Ребёнок при помощи педагога

находит нужную высоту. Затем ребёнок воспроизводит мелодию, но скорее всего

неосознанно. Для закрепления такого унисона, требуется неоднократное повторение

акта подстраивания певческого голоса ребёнка к данной высоте мелодии.

Для того, чтобы дети правильно воспроизводили звуки, необходимо сформировать и

закрепить в их памяти слуховое представление об унисоне, заниматься расширением

диапазона голоса.

Помимо восприятия и пения, которые являются начальной ступенью, равное

значение для полноценного развития музыкального слуха имеют такие виды

музыкальной деятельности, как музыкально-ритмические движения и игра на

музыкальных инструментах.

Все эти виды музыкальной деятельности являются неотъемлемой частью

музыкального занятия в детском саду.

Но прежде, чем обозначить пути к развитию музыкального слуха, я хотела бы

напомнить, что первые задатки музыкальности формируются в окружающей среде

ребёнка. Это его семья и условия жизни, в которых он развивается.

Пути к развитию музыкального слуха:

Слушание классических произведений, обогащает мир ребёнка, развивает

его способность эмоционально реагировать на музыкальные образы. Слух

ребёнка воспринимает высокохудожественное музыкальное произведение, в

идеальном, качественном исполнении.

В процессе обучения пению, необходимо учить детей слушать себя,

подстраивать своё пение под звучание музыкального инструмента. Полезно

петь, исполняя мелодию на металлофоне, так как металлофон более

звонкий инструмент, а продолжительность звучания, позволяет ребёнку

более точно подстроиться.

Если ребёнок поёт в ансамбле или хоре, то важно научить его слушать во

время пения других детей, чтобы не превратить исполнение в соревнование

«кто громче?». Выбирать песни, нужно, удобные по диапазону; для

достижения высокого звучания — давать упражнения на небольшие

интервалы (секунда, терция, кварта).

Разучивая с ребёнком танцевальные композиции, нужно учить его

согласовывать движения с музыкой, вовремя начинать и заканчивать

движения, менять характер движений в зависимости от характера

музыки, передавать в движении музыкальные образы.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают

для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают

красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество

пения, музыкально-ритмических движений. Исполнение на детских

музыкальных инструментах небольших попевок, помогает развивать у

детей мелодический слух, чувство ритма, голос, способность сравнивать и

различать звуки по высоте и тембру (тембровый слух).

Развитие музыкального слуха у детей дошкольного возраста, невозможно без игры. В

игре, ребёнок незаметно для себя, постигает азы музыкальности.

Игры для развития музыкального слуха:

1. «Лесенка» — Различение высоты звуков и направления движения

мелодии вверх, вниз.

2. «Кто поёт?» — Развивает у детей способности различать регистры.

3. «Музыкальный домик» — Развивает у детей умение различать тембр

различных детских музыкальных инструментов.

4. «Весело-грустно» — Развивает представление о характере музыки.

5. «Кого встретил колобок» — Развивает представления о регистрах.

6. «Узнай и сложи попевку» — Учит узнавать по ритмическому

рисунку, ту или иную попевку.

7. «Весёлый поезд» — Умение различать изменения темпа музыки.

8. «Громкая и тихая музыка» — Умение различать динамические

оттенки музыки.

9. «Разноцветные кубики» — Умение различать в музыкальном

произведении части, вступление и заключение.

Подводя итоги,хотелось бы закончить свои рекомендации двумя фразами:

Музыкален каждый ребёнок от рождения!

Обучайте, играйте, терпите, ждите!

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 6

Развитие творческих музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста происходит успешно, если еще в младшем возрасте закладывались основы этой деятельности.

Чтобы помочь детям передать свои чувства в связи с музыкальными образами, необходимо развивать специальные способности и в первую очередь музыкально-сенсорные. Они лежат в основе эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального слуха, чувства ритма.

Музыкально-творческие способности формируются на особых заданиях, целью которых является создание ребенком простейших интонаций, различных музыкальных звучаний, придумывание характерных ритмов, движений при инсценировке песен.

Первоначальный этап формирования предпосылок к музыкально-творческим проявлениям строится на развитии музыкально-сенсорных способностей. Детям предлагают игру, в которой они комбинируют музыкальные звуки, различные по высоте, длительности, динамике. Это этап предварительный, имеющий целью ориентировать детей в различных свойствах музыкального звука.

Здесь могут быть использованы следующие упражнения:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «Музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

3) различение мажорного и минорного ладов: различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряд (упражнение типа «Солнышко и дождик»);

4) различение и воспроизведение соотношений звуков по их высоте, длительности (упражнения из «Музыкального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку): воспитатель поет первый звук.

Кроме того, разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества:

1) импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

2) импровизация музыкальных вопросов и ответов;

3) сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст;

4) сочинение попевок в определенном жанре.

Детям 2—3 лет легче петь мелодии, которые не содержат развернутого текста; поэтому им даются упражнения на звукоподражание, задания сочинить мелодию без слов, на слоги ля-ля, та-та и т.д. Иногда дети уже в младшем возрасте могут сами придумать и текст, и мелодию.

Уже в этом возрасте на посильных детям творческих заданиях можно развивать музыкальные способности, использовать упражнения на различение и воспроизведение звуков по высоте и длительности.

Дети 4—5 лет выполняют задания на пропевание имен, импровизации мелодий на несложные тексты. В эти годы у дошкольников начинает налаживаться слуховокальная координация. Они чище интонируют в пении, чему способствуют и творческие задания с применением подстраивания к звукам, транспонирования мотивов.

Дети 5—6 лет способны сами сочинять музыкальный ответ на предложенный текст, выполнять задания на нахождение тоники, воспроизведение мажорного и минорного ладов (петь попевки из «Музыкального букваря», например «Бубенчики звенят» и др.), которые помогают детям удерживать тональность в их импровизациях.

В 6—7 лет дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии на заданный текст, сочинять попевки определенного настроения, жанра (танец, марш, песня). Правда, подобные задания они пробовали выполнять и раньше, но на несколько ином уровне.

Важно обращать внимание детей на выразительность их импровизаций даже в простейших упражнениях. Например, ребенок должен спеть свое имя с точной эмоциональной окраской, чтобы сверстники могли ее различить,— задорную, робкую, испуганную или веселую интонацию. При импровизации звукоподражаний полезно также создавать игровую ситуацию, которая будила бы воображение детей, например: «Пусть волк споет нам свою песню на звук -у-. Он голодный и злой: никак не может найти добычу. (Ребенок импровизирует.) А теперь пусть он покачает своих волчат и споет им спокойную и ласковую песенку». Необязательно, чтобы заяц всегда был трусливым, а лисица — хитрая. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, должны наталкивать ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

Творческие проявления детей в ритмике, так же как в пении и игре на детских музыкальных инструментах, являются важным показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать «свой» музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Приведенная ниже последовательность творческих заданий, как показали специальные исследования и опыт работы детских садов, наилучшим образом способствует творческому развитию детей.

На первом этапе детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко; танцы смелых кавалеристов, музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

На третьем этапе детям предлагают передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой; «К нам гости пришли», музыка Ан. Александрова; «У медведя во бору», р.н.м. и т.д.) Предлагают найти элементы национальных танцев (русский, украинский, белорусский, литовский и др.).

На четвертом этапе ребята выполняют наиболее сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца («На мосточке», музыка А. Филиппенко; «Жили у бабуси», р.н.п.; «Кто построил дом?», музыка Е. Тиличеевой и т. д.).

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

Педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.

В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).

В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

В старшем возрастезадания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого);

контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно);

контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют внимание детей на необходимости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллективно — шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежинки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треугольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревянных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, создавая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться).

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий. Помогать сделать им музыкальные импровизации, даже самые элементарные, выразительными, окрашенными настроением.

Характер руководства педагога инструментальным творчеством зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировочными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; создание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочиненную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творческие проявления детей, — аранжировка наиболее удачных сочинений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиано с сопровождением.

Интересно также инструментовать мелодии для детского оркестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Развитие эмоциональной сферы, как основы формирования творчества детей

Изучение природы детского творчества показало, что развитие творческой активности идет в тесной взаимосвязи с развитием эмоциональной сферы (Л. С. Выготский, Сл. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Б. М. Теплов). В их исследованиях выявлено, что без эмоциональности собственно креативности не наблюдается. Музыкальное искусство, являясь мощным средством эмоционального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве (рисунке, напеве, движении).

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания. На фоне этих прогрессивных изменений не всегда уделяется достаточное внимание развитию эмоциональной сферы, как одному из путей формирования творческой индивидуальности детей.

Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе музыкальной деятельностивключает в себя следующее:

· Создание положительного фона, эмоционального комфорта.

· Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.

· Формирование способности к импровизации, осознания своей собственной уникальности.

· Формирование позитивного отношения к своему «Я».

· Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.

· Расширение круга переживаний, связанных с сопереживанием в музыке эмоционально-образного содержания.

· Развитие эмпатии.

Современный ракурс проблем, связанный с развитием творческого потенциала детей, требует изменения подхода к организации совместной деятельности с детьми, уход от простого воспроизведения исполнения музыкального репертуара к творческой самореализации ребенка. Успешность развития творческих способностей детей может обеспечиваться только при таких педагогических условиях, как:

· Гуманизация отношений между педагогом и детьми;

· Обеспечение ситуации успеха на занятии;

· Создание условий для психологического раскрепощения, эмоциональной увлеченности детей;

· Использование коррекционных методов психологии и педагогики в синтезе с музыкальной деятельностью;

· Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

· Создание предметно-пространственной среды, оказывающей стимулирующее воздействие на развитие музыкального творчества детей.

Выполнение этих условий позволяет осуществить личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, выражающийся, с одной стороны, в понимании, признании, принятии педагогом ребенка, с другой – дающий детям возможность выразить свое «хочу», «могу», проявить активность, творчество, выразить эмоциональное устремление.

Музыкально-творческие игры

Цель данных игр — помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой и разносторонней личности дошкольника.

Это достигается путем решения следующих задач:

· развитие творческого воображения (образных высказываний о
музыке, проявлений творческой активности).

· побуждение детей к выражению своих музыкальных впечатлений в исполнительской и творческой деятельности.

· развитие природной музыкальности детей, способности к спонтанному творческому поведению.

· побуждение дошкольников к различным проявлениям творчества: певческим импровизациям, музыкально-ритмическим движениям, ритмопластике, игре на детских музыкальных инструментах.

· создание предпосылок к формированию творческого мышления.

Существует множество классификаций музыкальных игр. В данной работе за основу взята классификация Т. Образцовой:

· игры на формирование образного мышления и развитие эмоциональности (творческое восприятие).

· игры на развитие музыкальной памяти и способности к воспроизведению (творческое исполнительство).

· игры на формирование навыков совместного музыкального творчества.

Можно также выделить различные формы игры:

· игра — драматизация (сказка, инсценировка)

· игра — импровизация (самостоятельное варьирование мелодии, ритма, текста)

· игра – ритмизация (хлопки, притопы, ритмическая декламация, использование ударно-шумовых музыкальных инструментов)

· игра – танец (хороводы, пляски)

Методические рекомендации по организации
музыкально-творческих игр.

Игра требует от ребенка самостоятельности в добывании и присвоении знаний о музыкально-творческом процессе, творчества в опоре на фантазию, интуицию, воображение, проявления способности к индивидуальному слышанию и собственной интерпретации музыки.

Педагог должен максимально ограничить свое участие в творческом процессе. При затруднениях, возникающих в игре, можно побуждать ребенка к активизации творческого мышления путем наводящих вопросов и создания проблемных ситуаций, помогающих ребенку разработать сюжет и логику развития музыкально-игрового образа.

Педагог должен поддерживать творческую инициативу ребенка, создавать ситуацию «жизни ребенка в образе», в ходе которой он сравнивает, соотносит, выбирает и на­ходит то, что наилучшим образом, по его мнению, может выразить именно его слышание и видение того или иного явления.

В ходе выполнения игровых заданий педагог должен постоянно давать положительную оценку действиям детей. Так как ситуация успеха является одним из основных методов эмоционального стимулирования, а эмоциональные переживания, связанные с ней, становятся действенными мотивами для успешного их выполнения.

Рекомендуется чаще проводить игры, во время которых дети находятся в кругу. Такая форма общения создает ощущение целостности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Слушая музыкальные произведения, которые затем будут включены в музыкально-творческие игры, необходимо использовать:

· метод контрастных сопоставлений, помогающий сравнить музыкальные произведения между собой и сопоставить средства музыкальной выразительности;

· метода моделированиямузыкальных произведенийкарточками «цвет-настроение»,знаками-символами, способствующий осознанному восприятию музыки;

· метода эмпатии, дающий возможность глубже прочувствовать различные эмоциональные состояния.

Задания на музыкальные импровизации лучше подбирать по принципу контрастных сопоставлений (марш и колыбельная, два разных по характеру марша, два разных по настроению звукоподражания и т. д.). Такие сопоставления заостряют внимание детей на выразительности создаваемых импровизаций, необходимости передать определенное настроение.

Песни на небольшой текст можно сочинять тогда, когда дети хорошо его выучат. Для этих заданий подходят считалочки, загадки, пословицы

Рекомендуется давать творческие задания в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от будничности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Рекомендуется использовать наглядность в виде пиктограмм, условных фигурок, изображающих различные позы, фотографии с изображением различных эмоциональных состояний. Это помогает освоить язык жестов, мимики и пантомимики. Такие приобретенные навыки позволяют детям полнее и качественнее проявить себя уже в исполнении танцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *