На пути аллаха

Последнее наставление Саида Кутба

07.09.2015/ Просмотров: 2 932/ Салим Абу Умар аль-Газзи / Разное

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

Последнее наставление Саида Кутба в конце его жизни, на основе свидетельства его последователей

Али аль-Ашмави сказал: «К нам пришло письмо от Саида Кутба, в то время как он находился в тюрьме, написанное от руки на десяти страницах о вероубеждении.

Он завещал нам, прежде всего, исправить свои убеждения, изучать определённые книги, в число которых входят книги аль-Маудуди, в особенности «аль-Мусталяхат аль-арба‘а/Четыре термина». (См. «ат-Тарих ас-сирри ли джама‘ат аль-ихван аль-муслимин/Тайная история джама‘ата ихвануль-муслимин», стр. 159).

Аль-Ашмави также писал: «Обучение вопросов вероубеждения подобным образом — нечто новое для нас. Посредством него становится понятным, что люди отдалились от своей религии, и, на самом деле, не являются мусульманами.

Такое восприятие действительности приводит ко многим опасным результатам. Вот некоторые из них:

— Нужно считать людей (в исламских странах) неверующими.
— Нельзя есть мясо зарезанных ими животных.
— Нельзя жениться на их женщинах и выдавать за них своих дочерей» (См. «ат-Тарих ас-сирии ли джама‘ат аль-ихван аль-муслимин», стр. 72).

И может ли тот, кто утверждает раскаяние и возврат Саида к истине, доказать нам противоположное приведённому выше наставлению?! Только при условии, что это будет до смерти самого Кутба и после слов аль-Ашмави!

Причем упомянутая книга аль-Маудуди представляет собой один из столпов и одну из опор современных хариджитских идей. Её автор отклонился от правильного пути в своём политическом толковании Ислама, который прежде не был известен даже среди первых хариджитов. Он полагал, что разногласие и борьба между пророками и их народами существовала по причине, так называемого им, единобожия во власти (таухид аль-хакимийя)! Безо всяких сомнений это относится к самым ложным мнениям.

Ведь тот, кто просто читал аяты Корана, не говоря уже о понимании их значений, непременно узнал, что разногласие и борьба между пророками и их народами была ради того, чтобы те поклонялись одному лишь Аллаху и не придавали Ему ничего в сотоварищи. Так продолжалось со времён Адама и до периода миссии печати Пророков, мир им всем и благословение Аллаха.

И чтобы нас не обвинили те, кто не знает о настоящем мраке, который принёс с собой Саид Кутб и распространил его среди мусульманской молодёжи, ревностной за свою религию…, я приведу лишь некоторые его высказывания и высказывания некоторых личностей, не подозреваемых относительно его отклонений:

Слова Саида Кутба об обвинении в неверии современного исламского общества в целом, как он писал в «Ма‘алим фи ат-тарик» (с. 158):

«Суть вопроса касается положения веры и неверия, многобожия и единобожия, невежества и Ислама, и это должно быть ясным… Поистине, люди не являются мусульманами, как они утверждают об этом, поскольку они живут жизнью невежества. И если среди них находится тот, кто любит обманывать самого себя и других, будучи убеждённым в том, что Ислам может сосуществовать с этим невежеством, то это его право, однако его обман самого себя и других людей не меняет ничего из истинности положения. Это — не Ислам, и эти люди — не мусульмане».

Помимо того, он написал в книге «Фи зыляль аль-Куран» (2/1057):

«Время вернулось к тому положению, когда оно было в начале появления этой религии со свидетельством „Нет истинного божества, кроме Аллаха“, однако человечество отвергло Веру и обратилось к поклонению творениям и к ложным религиям, отступив от свидетельства «Нет божества, заслуживающего поклонения, кроме Аллаха»…

Человечество в целом, вместе с теми, кто повторяет слова «Нет божества, кроме Аллаха» с минаретов на западе и на востоке без смысла и его истинного значения… Такие люди совершают крайне тяжкий грех и заслуживают очень сурового наказания в Судный день, поскольку они обратились к поклонению творениям после того, как им был разъяснён прямой путь, и после того, как они были в религии Аллаха».

1. Айман аз-Завахирий — глава хариджитского формирования аль-Каида сказал:

«Книги Саида Кутба были динамитом, который взорвал вехи и границы джихада в мусульманской общине!» (См. газета «аш-Шарк аль-аусат», № 8407, стр. 13, дата выпуска: 10/09/1422).

2. Один из лидеров хариджитских идей в Сирии Абу Мусаб ас-Сурий сказал:

«Идеологическая школа формирования джихадской деятельности берёт свои истоки из книг Саида Кутба (да смилуется над ним Аллах), которые включают в себя основные принципы современной идеи в сфере джихада» (См. «Да‘ват аль-мукавама аль-ислямийя», стр. 87).

3. А вот свидетельство Фарида Абдуль-Халика, одного из предводителей ихванов в Египте. Так, он писал:

«Идея „такфира“ (обвинения мусульман в неверии) возникла среди некоторых молодых представителей ихванов в тюрьме аль-Канатыр, в конце 50-х, в начале 60-х, когда они попадали под влияние идеологии Саида Кутба и его книг. Они переняли из них идею, что мусульманское общество живёт в полном невежестве, и то, что Саид считал правителей, которые не судят и не управляют по Шариату, а также население их стран, если они одобряют это – не мусульманами». (См. «аль-Ихван аль-муслимун фи мизан аль-хакк / Ихвануль-муслимун на весах истины», стр. 115).

4. Юсуф аль-Кардави сказал:

«Кутб сильно склонялся к аль-Маудуди. Он перенял от него идеи о „единовластии“ и «полном невежестве людей». Однако в конечном счёте Кутб пришёл к результатам обвинения мусульманского общества в неверии и в невежестве!» (См. «Сайт аль-Кардави», http://goo.gl/8hEc1m).

Это – предостерегающий зов учёного аль-Азхара, современника Саида Кутба.

5. Также аль-Кардави написал:

«В этот период появились книги „шахида“ Саида Кутба, которые показывают последнюю стадию его «такфира»: обвинение общества в неверии, призыв к изоляции от общества и к прекращению взаимоотношений с другими, объявление наступательного джихада против всех людей». (См. «Аулявият аль-харакя аль-ислямиййя», стр. 110).

6. К тому же шейх Абдуль-Лятыф ас-Субки — глава комитета в области фетв в университете аль-Азхар предостерёг от опасности идеи Саида Кутба и его книг.

Он сказал (да смилуется над ним Аллах): «Прочитав книгу „ма‘алим фи ат-тарик — вехи на пути“, я пришёл к следующим выводам:

— Автор является крайним пессимистом. Он смотрит на исламское общество и на эту жизнь в чёрном свете, а затем представляет её людям в том образе, который он видит сам, или же придаёт ему мрачный оттенок, видимый ему. После чего он строит надежды и погружается в фантазии!

— Саид Кутб позволил, от имени религии, побуждать наивных людей к действиям, которые запретны в исламской религии, например, к свержению законных правителей, даже если это приводит к кровопролитиям, гибели мирных граждан, разрушению домом и зданий, устрашению общества, нарушению безопасности, разжиганию конфликтов. Это осуществляется в таких проявлениях нечестия и зла, о масштабах которых знает только Аллах. Таково значение партийной революции, о которой неоднократно говорится в его словах! ( «Журнал „культура“ (См. «Маджалят ас-сакафа», № 8, Ша‘бан 1385 г.).

Подумай читатель над тем, как шесть пагубных последствий, которые посчитал допустимыми Саид Кутб, согласно логическому выводу этого ученого аль-Азхара, спустя более 50 лет, стали печальной и тягостной действительностью, происходящей на наших глазах!

Поэтому мы все должны использовать причины, которые предотвращают от этих практических результатов, не принёсших пользу никому, о Аллах, за исключением неверующих и лицемеров, злорадствующих, когда льётся кровь мусульман, происходят между верующими столкновения и конфликты, подрывается безопасность в большинстве исламских стран, искажают представление истинного Ислама в умах многих людей…

В конце этой статьи я упомяну некоторые причины, которые по воле Аллаха оберегают от смут тех, кто реализует их:

1. Боязнь Аллаха в тайном и явном состоянии посредством выполнения всех предписаний и отстранения от всего запретного:

Всевышний Аллах сказал: «О верующие! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его Посланника, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости, и дарует вам свет, при котором вы будете идти, и простит вас» (57:28).

Хафиз Ибн Касир написал о значении этого света: «Это руководство, посредством которого богобоязненный верующий может избавиться от слепоты (в отношении истины) и невежества» ( «Тафсир Ибн Касир», 8/ 32).

2. Неуклонное следование Корану и Сунне:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьётесь с прямого пути: Книгу Аллаха и мою Сунну. Они будут неразлучно вместе до тех пор, пока не придете к Водоёму» ( «Сахих аль-джами‘», 2937).

3. Постоянное нахождение с единой общиной:

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал Хузейфе, когда тот спросил его о выходе из смут: «Находись вместе с единой общиной мусульман и их имамом».

Хузейфа добавил: «А что, если у них не будет ни единой общины, ни имама?».

Он ответил: «Тогда отделись от всех этих сект, даже если тебе придётся кусать корень дерева (то есть претерпевать трудности и лишения), пока к тебе не придёт смерть, а ты будешь оставаться на таком положении» (Передали аль-Бухари, 3606, и Муслим, 1847).

4. Действия в соответствии с ясными священными текстами и оставление неясных:

Абдур-Рахман ибн Абзи, да смилуется над ним Аллах, сообщил: «Однажды я спросил Абу ибн Ка‘ба, когда люди стали разногласить относительно Усмана: „Абу аль-Мунзир! В чём заключается выход из этой ситуации?“.

Он ответил: «В Книге Аллаха. Действуй согласно тому, что стало ясным тебе, а все непонятные для тебя аяты предоставь тем, кто знает их значение! (или предоставь это Аллаху, сказав: «Я уверовал в эти аяты, они все исходят от нашего Господа» » ( «ат-Тарих аль-авсат», аль-Бухари, 244).

5. Обращение к большим (в годах и знаниях) ученым и обучение у них религии:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Джибриль велел мне отдавать преимущество старшим» ( «ас-Сильсилят ас-сахиха ас-сахиха», 1555).

6. Приобретение знаний через ученых из числа последователей Сунны:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кому Аллах желает добра, тому он даёт знание и понимание в религии» (Приводится у аль-Бухари № 71, и Муслима № 1037).

7. Усердное поклонение Аллаху и отстранение от пустых разговоров и бесполезных занятий:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поклонение в неспокойные времена (смут и искушений) приравнивается к переселению ко мне» ( «Сахих Муслим», 2948).

8. Соблюдение всеми силами неприкосновенности жизни людей, чья кровь защищена Шариатом:

Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Верующий будет находиться в просторе своей религии, пока не прольёт запретную кровь» ( «Сахих аль-Бухари», № 6862).

Ибн Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «К тяжелым положениям, из которых нет выхода, для того, кто вверг себя в них, относится пролитие запретной крови без её дозволенности» ( «Сахих аль-Бухари», № 6863).

9. Избегание всех недостоверных слухов и сообщений, которые распространяются в обществе:

Абдата ибн Абу Любаба передал: «Смута Ибн аз-Зубейра продолжалась девять лет, и в течении этого периода времени Шурейх не сообщал ничего и не спрашивал других» ( «Хильят аль-авлия», 4/133).

В завершении я прошу Всевышнего Всемогущего Аллаха защитить меня и вас от явных и скрытых искушений и смут. Хвала Аллаху, Господу миров.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Метки (теги): Саид Кутб

Сайид Кутб араб.سيدقطب‎‎ идеолог «Братьев мусульман», один из самых видных теоретиков современного радикального исламского фундаментализма и по праву считается отцом-основателем современного джихада.

Сайид Кутб родился 9 октября 1906 года в деревне Муша, в районе города Гахачто, в провинции Асьют, в 235 километрах к югу от Каира, в знатной, однако обедневшей семье.

Его отец Мустафа Камиль, активный член местной ячейки Националистической партии (Al-HizbAl-Watani), был видным землевладельцем в Муше, однако постепенно утратил свое состояние.

Мать Саида Кутба, Фатима, была родом из видной, но обедневшей семьи.

Во многом именно это и повлияло на мировоззрение Сайид Кутбы, подготовив его к тернистому пути, по которому ему следовало пройти для возвращения семье былого авторитета и восстановление утерянного ею благосостояния.

Когда Саиду Кутбу исполнилось шесть лет, родители отправили его учиться в современную начальную школу.

К десяти годам Кутб выучил наизусть Коран, хотя не знал, как истолковать многие стихи и не понимал смысла многих коранических сюжетов. Об этом он узнал впоследствии. Но заучивание такого большого объема текста пошло ему на пользу: у мальчика отлично развилась память, он приобрел внушительные знания по арабской грамматике.

Тринадцатилетний Саид был отправлен в Каир, к своему дяде, чтобы продолжить обучение в средней школе. Там он посещал Дом наук (Daral-Ulum) – учебное заведение, в расписание которого входили как традиционные предметы университета Аль-Азхар, так и новые предметы, изучавшиеся в современном университете.

Двадцатые годы прошлого века были удивительным временем в истории стран Ближнего Востока. После долгой оккупации европейцами (англичанами, французами, итальянцами или турками) многие из них смогли, наконец, добиться независимости. В их числе был и Египет, у которого впервые появился президент, а египетский народ вновь почувствовал, что такое свобода.

Однако события, произошедшие в Турции, направили развитие Египта по пути исламского фундаментализма. В 1924 году правитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк провел реформу, придавшую турецкому государству светский характер. Он заменил исламский династический принцип престолонаследия западной системой выборов.

Реакция мусульман на реформы Ататюрка была однозначно отрицательной. В ответ на события, произошедшие в Турции, шейхом Хасаном аль-Банна в Египте была основана неправительственная организация «Братья мусульмане». Принципы, легшие в ее основу, напоминали некоторые из принципов по­следователей движения хариджитов, «Аль-Хашашин» и Ибн Таймии. Целью Хасана аль-Банны было возвращение в Египет традиционной исламской формы государственного правления и системы престолонаследия.

«Братья-мусульмане» придерживались экстремистских методов борьбы с врагами. Они испытывали ненависть по отношению к любому, кто не придерживался исламских законов, и использовали терроризм в качестве средства дестабилизации общества и установления власти ислама.

На фоне всех этих событий шло становление Сайид Кутбы как личности.

В 20-х годах Кутб стал пробовать себя в поэзии, писать эссе, которые публиковались в таких изданиях как «Новая жизнь» и «Воззвание». Кутб-поэт писал романтические стихотворения, героем которых был пессимистичный мятежник, чья душа искала ответы на вопросы, касающиеся человеческого существования, значения жизни и смерти и прочих извечных философских тем. Герой стремился убежать из полного тревог и переживаний реального мира в мистическое пространство духов, где он сумел бы обрести счастье. Гораздо меньше его поэтическое творчество представлено стихотворениями, отражающими социально-экономическое положение в Египте.

Гораздо позже, ближе к 1948 г. Кутб поменял манеру письма, и, опираясь на те, ограниченные познания об Исламе, которые у него имелись, начал писать больше в духе Ислама. В 1949 году была опубликована его первая Исламская книга под названием «Социальная справедливость».

Закончив обучение и получив диплом преподавателя начальной школы, Саид Кутб начал свою карьеру в Министерстве общественного образования в1939 годувплоть до 1951 года. Учительствовал в провинции, работал инспектором министерства просвещения, автором множества, отвергнутых проектов реорганизации системы образования.Был членом партии «Вафд», затем вышел из нее, сохраняя интерес к партийной политике вплоть до конца второй мировой войны.

В первые годы своей службы Сайид Кутба полностью посвящал себя литературе, будучи поэтом, прозаиком и литературным критиком, изучая западную литературу, одним словом, был человеком просвещенным, если не сказать светским.

С 1933 по 1947 г. им было написано и опубликовано 11 книг (главным образом это литературная критика, поэзия, автобиографическая проза), из которых только две были связаны с Кораном. В многочисленных журнальных и газетных статьях он проявил себя прекрасным полемистом.

До 1946 г. Сайид Кутба находился под влиянием творчества Махмуда Аббаса ал-Аккада, одного из идеологов арабского национализма.

Резкая критика режима короля Фарука, прозвучавшая в статьях Кутба в конце 40-х годов, привела к фактическому изгнанию его из страны.

Летом 1948 годаничем не приметный школьный инспектор из Египта средних лет прилетел в США, в местный государственный колледж маленького городка Грили, затерянного в штате Колорадо, куда он был направлен в бессрочную командировку.

Именно эта поездка превратила Сайид Кутб уиз заурядного функционера Министерства образования Египта в фигуру, во многом изменившую ход истории.

До поездки в США Кутб ни разу не был за границей. Эта поездка вызвала в нем чувство зависти и ненависти по отношению к Америке. Будучи в Соединенных Штатах, Кутб писал одному из своих друзей:

Никакой другой народ не достиг таких успехов в области образования, науки, экономики и высоких технологий. В то же время ценности, этика и вера американцев не достойны внимания нормального человека.

Будучи в США, Кутб посетил штаты Вашингтон, Калифорния и Колорадо. Он был впечатлен разнообразием ландшафтов, качеством образовательных услуг и многонациональностью страны. С другой стороны, его оскорбило то, что, по его мнению, американцы растрачивают огромные ресурсы страны на удовлетворение своих материальных потребностей:

Парадоксально, что великую страну населяют бездарные люди. Нужно признать, что американцы достигли успеха в деле производства товаров и удовлетворения нужд потребителей, но они не знакомы с настоящей культурой.

Кутбу показалось, что американцы слишком вольно относятся к своей религии:

Ни в одной другой стране мира нет такого количества церквей, как в Соединенных Штатах… Американцы посещают церковь по воскресеньям, в канун Рождества, на Пасху и во время иных религиозных праздников. Однако их жизнь пуста, а духовность поверхностна. В повседневной жизни американцы отводят религии последнее место.

Кутб был зол на американцев за то, что их культура оказала крайне негативное влияние на мусульманский мир:

Немусульманский мир полон неверных и язычников, и все мусульманские страны подвергаются их влиянию.

В опубликованной после возвращения на родину работе «Америка, какой я ее увидел» Кутб, в частности, писал буквально следующее:

«…Американка прекрасно осознает соблазнительные возможности своего тела. Она понимает, что заключено в ее лице, в выразительных глазах и жаждущих губах. Она понимает, сколько соблазна таят ее круглые груди, полные ягодицы, стройные бедра и гладкие ноги – она все это знает и ничего не скрывает.

Американцы предпочитают джаз, а он создан неграми, чтобы потакать их любви к шуму и разжигать в них сексуальные желания

В Америке Кутба раздражало решительно все: расизм, индивидуальная свобода, экономическая система, плохие стрижки, банальность, переходящая в вульгарность, бракоразводные процессы, спортивный энтузиазм, «животное» смешение полов, происходившее даже в стенах церквей в виде парных танцев, практика внебрачного и добрачного секса, женское равноправие и особенно совместное обучением мальчиков и девочек в школах.

Наблюдая, с какой любовью жители Грили стригут лужайки вокруг своих домов, Кутб видел в этом открытое проявление эгоизма и материализма. Под маской благополучия, думал он, скрывается опасная реальность:

простые американцы, считавшие себя свободными, на самом деле были потерянными душами, пойманными в западню своих желаний. Американское общество не развивается, не идет вперед, а утягивает людей за собой назад, к звериному примитивизму.

А самым страшным для Кутба было то, что подобная трансформация грозила произойти и в его собственной стране, Египте, уже сдававшем свои патриархальные позиции перед западной «культурой».

Под воздействием американского образа жизни оторванный от дома и привычных связей Кутб перелрезкий внутренний перелом и обратился к исламу как к единственной системе ценностей, способной противостоять «индивидуализму, культу доллара меркантильного Запада и воинствующему атеизму коммунистического Востока, ведущего человеческую личность к полной деградации».

Осуждение им американского образа жизни было явлено в столь резкой форме, что по возвращении в 1951 г. в Египет он был вынужден подать в отставку со службы в министерстве просвещения.

По возвращении домой Кутб скоро понял, что американская культура пускает корни и в Египте, соблазняя восторженное население смелыми мечтами. В такой ситуации спасти страну могла только элита, своеобразный политический авангард, способный смотреть сквозь эти иллюзии свободы, как делал он, когда жил в Америке. Такая элита могла бы повести массы за собой к более высоким идеалам – идеалам Ислама. Кутб начинает проявлять политическую активность.

Уволившись с государственной службы, в 1951 году он вступает в организацию «Братья мусульмане», выступающую за то, чтобы ислам играл основную роль в управлении египетским обществом. Эту дату он впоследствии назовет своим новым рождением. Через год он был избран членом Руководящего бюро (Мактаб ал-иршад) «Братьев» в качестве главы Отдела исламской пропаганды, оказав сильнейшее влияние на идеологию организации.

Таким образом, то, что было увидено и осознано во время недолго пребывания в Америке, в конечном итоге сформировало идеологию движения, ставшего почвой для обоснования гибели тысяч людей, включая погибших в результате терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне полвека спустя.

В июне 1952 года «Братья» поддержали движение «Свободных офицеров», возглавляемое генералом Гамалем Абделем Насером, и, объединив усилия, свергло проанглийское правительство. Однако Насер очень скоро дал понять, что хочет видеть новый Египет светским обществом, напоминающим западные образцы, и вступил в дружеские переговоры с США, и как следствие в 1953 г. Кутба провел первые три месяца в тюрьме

В Египет приехали представители ЦРУ с целью организовать службу безопасности для молодого правительства. Законы Ислама не соблюдались. В частности, правительство отказалось наложить запрет на продажу алкоголя. Увидев происходящее, «Братья мусульмане» стали готовиться к борьбе с Насером.

Когда в 1954 году попытка убийства главы государства провалилась, правительство воспользовалось этим как предлогом разделаться со своими бывшими союзниками. Служба безопасности переловила всех руководителей Братства, включая Кутба и многих им сочувствовавших.

То, что произошло с Кутбом в дальнейшем, имело необратимые последствия для всего мира.

Генерал Фуад Аллам, служивший с 1958 по 1987 годы следователем МВД Египта в интервью о заключении Саида Кутбы корреспонденту BBC рассказывал, что первые три года заключения Саида Кубта были годами моральных и физических мучений.

Ужасающая антисанитария, жестокие пытки надсмотрщиков, среди которых, как потом выяснилось, были сотрудники ЦРУ, только еще сильнее упрочили его ненависть к американцам и ко всему, что с ними связано.

В тюрьме с ним случился сердечный приступ. В последующие годы порядок его содержания под стражей смягчился, ему позволили писать. В итоге Кутб выжил, но перенесенные им пытки и унижение повлияли на его идеи, сделав их гораздо более радикальными. Раньше он полагал, что светское общество плодит эгоистов и индивидуалистов, которых он насмотрелся в США. Теперь же он свято верил в то, что оно еще и пробуждает в человеке звериные инстинкты. Перед его взором вставало апокалипсическое будущее, изъеденное заразой, пришедшей с запада.

Подобные мысли легли на бумагу в виде знаменитых литературных произведениях, как «Вехи на пути», в которой автор изложил свои мысли и воззрения, касающиеся исламской цивилизации, её особенностей, исламского общества, роли Корана в жизни мусульманина, исламской культуры.

Он называет существующий порядок в мусульманских обществах джахилия или «состояние варварского непонимания божественного провидения».

Весь ужас происходящего, по мнению Кутба, заключался в том, что люди сами не ощущали того, что заражены. Они полагали, что свободны и что правительство ведет их вперед, в «светлое будущее». Тогда как на самом деле все общество скатывалось к первобытному строю.

«Когда человек приходил к Исламу во времена Пророка – да пребудет мир с ним, — он немедленно отсекал себя от джахилии. Вступая в круг Ислама, он начинал новую жизнь, полностью отделяясь от жизни прежней, не ведавшей Божественного Закона.

Он взирал на свои поступки в пору невежества с недоверием и страхом, с ощущением того, что они были нечисты и нетерпимы в Исламе! С этим чувством он обращался к Исламу за новым руководством; и если в какой-то момент соблазны переполняли его или возвращались старые привычки; или если он становился небрежным к запретам Ислама, чувство вины заставляло его терять покой, и он испытывал желание очиститься от того, что с ним произошло, и обращался к Корану, чтобы лепить себя впредь по его образу и подобию».

Эти строки он писал в тюрьме, которую покинул лишь в конце 1964 годапо просьбе иракского президента.

Из произведений Кутбы, написанных в тюрьме, становится ясным, что теперь он обличает не только врага внешнего, с Запада, но и внутреннего, зараженного светскостью «неверного» египтянина, оказавшегося вне Ислама, вне Корана. Египет оказывается в кольце вражеских сил: политических, военных, культурных. Любое противоборство им – законно, поскольку борьба с «неверными» есть не что иное, как воплощение Божественной воли на земле.

Кутб видел выход лишь в решительных действиях.

В своих основополагающих работах — «Вехи на пути» и «Под сенью Корана» — он призывал:

«…революционную элиту ислама восстать и свергнуть правительство, позволяющее джахилии заражать страну».

Этих людей, считал он, можно без зазрения совести уничтожать, потому что они настолько прогнили изнутри, что перестали быть мусульманами.

Саид Кутб снова был арестован в августе 1965 года. Ему инкриминировали попытку государственного переворота, а многие обвинения были взяты непосредственно со страниц его «Вех на пути»», поскольку прокуроры знали, что Кутб не станет отрицать своих политических взглядов. Процесс получился показательным и завершился вынесением смертного приговора Кутбе и еще шести членам «Братьев мусульман» через повешение.

Незадолго до исполнения смертного приговора в камеру тюрьмы «Тура» к Саиду Кутбе зашел агент Насера по имени Анвар, предложивший ему подписать петицию главе государства с просьбой о помиловании. Кутб отказался: «Если я сделал что-то не так перед Богом, то я не заслуживаю помилования; но если я не сделал ничего плохого, то должен быть выпущен, и мне не зачем просить о помиловании у кого бы то ни было из смертных».

Приговор был приведен в исполнение 29 августа 1966 года.

Казнив Кутба, египетское правительство надеялось положить конец распространению его учению, описанному в семи книгах.

Полиции Египта было приказано изъять и сжечь все экземп­ляры его книг, но некоторые из них все же уцелели.

Исламские экстремисты до сих пор распространяют экземпляры его «Дорожных знаков» во всех мусульманских странах.

Деятельность Сайида Кутба и его труды вызвали новую волну в развитии современного терроризма.

Современные экстремистские группировки считают Кутба своим главным идеологом и духовным отцом.

Фанатическая убежденность, незаурядный литературный и полемический талант, мученическая смерть превратили Саййида Кутба в одну из наиболее почитаемых фигур в консервативной мусульманской среде.

Его сочинения, публикуемые сегодня огромными тиражами, в том числе и в переводе на основные западноевропейские языки, составляют одну из основ современной исламской пропаганды.

Биография

Родился в деревне Муша (англ.)русск. в провинции Асьют, в 235 километрах к югу от Каира, в знатной, однако обедневшей семье. Старший брат Мухаммада Кутба. В 1912 — поступил в школу, а через пять лет он знал наизусть Коран.

В 30 лет был отправлен в Каир, где окончил институт «Дар аль-Улум» (учебное заведение, в который входили религиозные предметы, а также светские). После окончания этого учебного заведения получил диплом преподавателя в школе.

Был инспектором Министерства просвещения вплоть до 1951 года. В 1949-51 изучал в США опыт организации школьного образования. Там он «ужаснулся» западными обычаями, позволяющими практиковать внебрачный и добрачный секс, женское равноправие и особенно совместное обучением мальчиков и девочек в школах. После возвращения из Америки стал выступать с резким осуждением американского образа жизни.

Был членом партии «Вафд», но вскоре вышел из неё, сохраняя интерес к партийной политике.

Изменил свои политические взгляды, стал идеологом политического ислама в Египте. Приговорен к смертной казни через повешение по обвинению в руководстве заговором с целью убийства президента Египта Насера и других высших должностных лиц. Приговор был приведен в исполнение.

О сущности джихада. Часть 1

Интервью с шейхом Усманом Ахмадом Абдурахимом, доктором наук в области корановедения, советником министра вакуфов и по делам Ислама в Республике Кувейт.

Что означает термин «джихад» и в чем заключается его суть?

Ответ: Джихад – это термин, которому Ислам дал четкое определение и объяснил его тонкости и правила.

Слово «джихад» в лексическом значении используется, когда подразумевается приложение всех усилий и возможностей в установлении Ислама и практики его решений.

В шариатском понимании у него много смыслов и определений, например: 1) сражение, 2) словесный призыв, 3) расход имущества на пути Аллаха, 4) путешествие.

То есть джихад в Исламе – это полная отдача сил, когда мусульманин всю жизнь прилагает всё свое старание для распространения религии Аллаха. Доводы в пользу такого понимания имеются самые достоверные. Их так много, что они не ограничены одной сурой (главой) Корана, а приводятся во многих местах.

Есть джихад телом (физический), имуществом, временем, также всем, чем владеет человек из даров Аллаха непосредственно или путем заработка. Значит, джихад в Исламе – это система, которая требует отдачи старания человека. Как ясно из религии, Аллах побудил Пророка (мир ему и благословение), а тот повелел своим сподвижникам поступать в соответствии с системой джихада, которая указывает на то, что человек должен продать свою душу на пути Аллаха в обмен на Рай. Имеется множество аятов, указывающих на этот смысл. Например: «Сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и физически…» (сура «Ас-Сафф», аят 11), «Поистине, Аллах купил души уверовавших и их имущество, взамен уготовив им Рай. Они сражаются, убивают, и их убивают на пути Аллаха…» («ат-Тавба», аят 111).

Вот это и есть джихад, то есть отдача своего старания на пути Аллаха ради истинной религии.

Вопрос: Когда, где и кто объявляет военный джихад?

Ответ: Нужно разъяснить кое-что до того, как мы ответим на этот вопрос. Цель и основа джихада – это призыв, милость друг к другу, прощение между людьми, умение не обращать внимания на ошибки, чтобы жить в соответствии с канонами Ислама.

Что касается самого термина «джихад», то это исключительный вариант, используемый в устранении врагов Ислама или в борьбе с вероломством, в избавлении от притеснения. Но если рассматривать джихад как божественный закон, как возложенную на каждого обязанность, которой нужно заниматься, то нужно учитывать, что здесь есть свои условия.

Первое условие – джихад должен объявить общий для всех мусульман предводитель, исламский правитель. Он должен изучить положение мусульман, посоветоваться с учеными, и затем быть тверд в убеждении, что нет иного пути к достижению цели у общины, кроме сражения.

Но мы видим, что слово «джихад» очень нравится горячей молодежи, которая понимает его неправильно. Последствия таких «джихадов» разрушают исламскую общину.

Второе условие – джихад должен быть объявлен исламским государством. Подразумевается суверенное государство, имеющее правителя и предводителей субъектов, которые компетентны в вопросах военного положения.

Следующее условие – община должна иметь силы для ведения джихада. Когда мы говорим о силе, то имеется в виду не количество солдат, войска, оружия, а тактика джихада, доведение послания Ислама. То есть сила в полном понимании этого слова: экономическая, финансовая, тактическая, оборонительная и стратегическая.

Также важное условие – посредством этого джихада должно достигаться общее благо. Нельзя сражаться, подвергая опасности молодежь, лишь с целью добиться роскошной жизни, желая похвалы и известности или славы. Благо должно быть обосновано Шариатом.

А самое важное и главное условие – постановление должно исходить от мудрости и учитывать желания всей общины. Джихад объявляется при отсутствии иного выбора, когда он не является одним из двух возможных способов. Джихад должен быть единственным путем для избавления общины от унижения и притеснения, когда такие методы, как перемирие, договор, призыв или переговоры уже бесполезны.

Вопрос: Кто может и должен участвовать в джихаде?

Ответ: В Исламе прописаны условия джихада и обязательные составные части.

Из числа условий: 1) быть мусульманином, 2) совершеннолетним, 3) имеющим возможность. Но есть и другие условия, например, человек не должен быть единственным кормильцем семьи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал одному из своих сподвижников, который возжелал выйти на джихад: «Живы ли у тебя родители?», тот ответил утвердительно, и Пророк продолжил: «Тогда возле них совершай джихад (ухаживая за ними)».

Эти обязательные условия возложены на мусульманина для джихада и являются требованиями Шариата. Джихад должен быть по дозволению правителя; если правитель не дозволит, это будет «ифтиат» (запретное дело).

Муджахиду необходимо участвовать там, где совершают истинный джихад, а не политический. То, что мы сегодня видим, это политический джихад. Да, начало всегда бывает истинным – мол, надо устранить притеснение, изгнать врагов из земель мусульман, однако в итоге это становится политическим джихадом.

Еще одно условие. Как нам разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Чтобы не была беспорядочная битва», то есть в которой непонятно, кто поднял знамя истины. Существуют знамена, которые не ясны. Мы не можем разобраться, где истина: на стороне «ИГИШ», «Джабхат ан-нусра», «Ахрару аш-Шам» или «Свободной сирийской армии».

Для того чтобы направиться на истинный джихад, мусульманину нужно понимать, что это джихад государства. То есть исламское государство со своим войском вступило в битву, эта битва распространяется в разные стороны, есть установления и приказ на эту битву, и только потом люди вступают в сражение.

Я считаю, что в наших арабских, исламских государствах армия соблюдает условия, кроме некоторых войск, которые нарушают исламский закон.

Вопрос: Какие есть виды джихада?

Ответ: В отличие от термина «сражение», у «джихада» есть множество видов. Например, человек ведет физический джихад, имуществом, отдачей своего времени, своей жизнью. Также есть джихад против притеснителей, врагов, против шайтана и против своего эго (нафса).

Самый опасный джихад – со своим нафсом. До тех пор, пока человек не совершит джихад со своим внутренним врагом – шайтаном и своими страстями – он не сможет выйти на джихад против других. Потому что, прежде чем остановить внешнего врага, нужно остановить внутреннего – нафс, страсти.

После идет джихад с шайтаном, он самый великий враг мусульманина, потому как Аллах сказал: «Поистине, шайтан – враг, так враждуйте же с ним» («аль-Фатыр», аят6). У шайтана есть два пути в отношении детей Адама – это запугивание и побуждение. Шайтан пугает своих последователей или украшает для них мирское, побуждая их к нему. Оба пути опасны, и нужно вести джихад.

Также есть джихад с агрессором, и мусульмане обязаны отбить нападение врага в соответствии с требованиями исламского Шариата.

Вопрос: Каково отношение к врагу на поле боя и к пленному?

Ответ: Пленение врага – это один из путей, который узаконил Посланник Аллаха для мусульман в приближении к Аллаху. Потому что искренность в отношении пленника является воздаваемым Аллахом делом. Как сказал Аллах: «…(мусульмане) кормили с любовью бедных, сирот и пленных…» («аль-Инсан», аят 8). Кормить пленного является благим делом. Что уж говорить о поджоге или убийстве, если для мусульманина является обязательным относиться хорошо даже к пленным и разъяснять им достоинства Ислама.

Также Пророк (мир ему и благословление) запретил издевательство над пленными, как пришло в достоверном хадисе: «Поистине, обязательно в отношении пленного благонравие и почтение». Также передали от Пророка (мир ему и благословение), когда ему рассказали о сожжении пленных, он сказал: «Не сжигает огнем кроме как Создатель огня (Аллах)» (Абу Давуд).

А то, что передают, что некоторые сподвижники поджигали пленных, это недостоверно, не приведены такие факты в достоверных сборниках хадисов. А у нас есть откуда черпать решения – это Коран и Сунна.

Верующий обязан кормить бедных и пленных, относиться к ним хорошо, более того, мусульманин обязан искренним отношением к ним искать приближения к Аллаху. Ведь пленный – это человек, и в человеке есть особенности, которые не дают права глумиться над ним, убивать и сжигать его, как насекомое.

Перевел Ибн Ахмад

Сайид Кутб

Джихад на пути Аллаха

Имам Ибн аль-Кайим кратко изложил ход джихада в исламе в своей книге «Скарб готовящегося к загробной жизни», а именно — в главе «О том, как Пророк поступал с неверными и лицемерами со времени ниспослания Откровения и до встречи со Всемогущим Аллахом.

В начале своей пророческой миссии Всевышний Аллах — да будет Он славен! — повелел ему читать во имя его Господа Создателя. В то время Он повелел ему возвещать в сердце своем. Затем Он открыл ему айаты: «О завернувшийся ! Встань и увещевай!». Затем Он повелел ему увещевать свою семью, потом — свое племя и остальных арабов, далее — всё человечество.

Став Пророком, Мухаммад в течение десяти лет только проповедовал, не сражаясь и не взимая откупа. Ему было велено избегать конфликта и проявлять терпение. Аллах тогда разрешил ему переселиться из Мекки в Медину и дать бой. Потом Он повелел ему сражаться с теми, кто сражался с ним, но щадить тех, кто, не последовав за ним, с ним не сражался. После этого Он повелел ему сражаться с «многобожниками» до тех пор, пока вся религия не будет принадлежать Аллаху. Получив повеление вести джихад, он столкнулся с тремя категориями неверных — теми, с кем можно договариваться о перемирии, теми, с кем ведется война, и теми, кто платит откуп. Ему было велено заключить договор с первыми и соблюдать его до тех пор, пока они тоже будут его соблюдать. В случае опасности измены с их стороны, ему следовало приостановить действие договора, но не сражаться с ними — до тех пор, пока у него не будет уверенности в том, что они нарушили соглашение. И с теми, кто так поступал, ему было велено сражаться. Когда была ниспослана сура «Бараа», в ней было сказано как поступать с каждой из категорий неверных: ему было велено сражаться с его врагами из числа людей Писания до тех пор, пока они не заплатят откупа или не примут ислам, и вести беспощадный джихад против неверных и лицемеров. Джихад против неверных он вел мечом и копьем, а против лицемеров — доводом и словом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *