Наказание

  • О наказаниях Божиих свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Наказания Господни, как ни тяжелы – все к нашему благу митр. Иоанн
  • Православный ответ на 6 аргументов сторонников лжеучения «Бог никого не наказывает» Антон Дулевич
  • Святые отцы Церкви о наказании Божием

Наказа́ние – 1) мера воздействия, используемая в отношении кого-либо за совершенный проступок (преступление) или несовершенное действие, которое надлежало совершить; 2) отмщение; 3) возмездие за совершенный грех, или его последствия, проявляющиеся в муках совести и во внутренних страданиях человеческой души, а также внешних скорбных обстоятельствах (в т.ч. страданиях тела). Наказание попускается Богом для исправления людей и духовного совершенствования.

По временным параметрам наказания разделяются на:
– наказания в нынешней жизни;
– наказания после смерти человеческого тела;
– наказания после Страшного Суда (воскресения мертвых).

Священное Писание о наказании Божием:
Евр.12:4-11; Откр.3:19; Откр.22:11-12; Иов.5:17.

Если Бог есть любовь, то как он может наказывать человека?

«Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Эта истина никогда не ставилась Православною Церковью под сомнение. Любовь Божья проявляется как во внутренней жизни Отца и Сына и Святого Духа, так и в Промыслительной деятельности. В отношении же человека Бог — человеколюбив. Имея это ввиду, многие недоумевают, мол, почему, если Бог отличается человеколюбием, Он подвергает людей столь тяжким наказаниям, таким, например, как истребление почти всех жителей земли водами потопа или истребление жителей Содома и Гоморры огнём?

Многие задаются вопросом, не противоречат ли наказания Божьи Божественной любви? Священное Писание даёт ответ на этот вопрос: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12:6). Понимать это библейское свидетельство нужно следующим образом. Наказание Божье не есть действие мстительности или слепой ярости со стороны Бога. Наказания Господни имеют причину в Божественной благости, премудрости, любви, милосердии, справедливости. Как правило, они служат средством ограничения зла, а также средством вразумления и исправления грешников. Даже и те наказания, результатом которых бывает смерть беззаконников, могут пойти им на пользу, так как с физической смертью для них прекращается возможность коснеть во зле и, стало быть, усугублять свою посмертную участь.

Заметим, что во времена Ветхого Завета даже и наказание сына отцом могло служить показателем любви: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13:25). В этой связи отцам не только не воспрещалось, но и предписывалось наказывать детей: «Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им» (Сир.30:1).

***

«Очень часто употребляется такое понятие, как «наказание Божие». Оно означает не изменение неизменной любви Божией на гнев и применение кар к грешнику. Природа скорбей, по православному учению, совершенно иная. Первопричиной их всегда является сам человек, преступающий законы совести и Бога и тем ранящий свою душу и тело. Страсти в самих себе несут страдание («страсти» – слав. слово, означающее страдание). Бог и предупреждает человека об этом Своими заповедями. И не только предупреждает, но и оказывает каждому согрешающему (а согрешают все)максимальную помощь, не нарушая его свободы.
Эта помощь заключается в том, что Бог, пока человек не умер духовно, так устраивает все его жизненные пути, что его совесть постоянно оказывается перед выбором между добром и злом, поскольку лишь духовное САМОопределение человека решает проблему его греха. Бог не может спасти (исцелить от греха) человека без его воли, ибо спасение есть СВОБОДНО-личностное принятие Бога-Спасителя. Поэтому все действия Божий в принципе исключают какое-либо насилие над человеческой свободой. Человек сам, своими намерениями, мыслями, словами, делами определяет собственную судьбу не только в вечности, но и здесь в самом ее существе. Господь же Своей любовью постоянно делает все возможное человеку к его пользе, его спасению.
Здесь просматривается полная аналогия с врачебной деятельностью. Как врач не награждает тяжело больного, посылая его в санаторий, и не наказывает, выпрыгнувшего с третьего этажа, делая ему операцию, а поступает по любви к обоим, так и Господь не награждает за добродетели и не наказывает за грехи, но всех с равной любовью ставит в наилучшее, т.е. наиболее соответствующее свободного выбора Бога и достижения спасения.
«Наказание Божие», т.о. это один из антропоморфизмов, употребляемых в целях психологической помощи тем, кого свт. Иоанн Златоуст относит к категории «более грубых». Наказание же человек получает, но с другой стороны – от своих собственных страстей, восстающих против всех законов жизни: Божественных, тварных и человеческих. Однако и здесь Господь не оставляет Свой падший образ. Страждущему грехами, страстями и пороками человеку Он всегда с той же совершенной любовью ниспосылает до последней его возможности (ср.: «друг, для чего ты пришел»? – Мф.26;50) Свои промыслительные действия для его свободного обращения (покаяния) и спасения.
Отсюда становится понятной и вся нелепость вопроса: «За что Бог меня наказал?» Апостол Иаков прямо пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого. Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью»(Иак.1; 13-14). А преп. Марк Подвижник говорит: «Вина всякого скорбного случая, встречающегося с нами, суть помыслы каждого из нас» (Доброт.ТЛ, с.375). «Все злое и скорбное… приключается нам за возношение наше»(с.379)».

проф. А.И. Осипов

***

Божие наказание

священник Алексий Потокин

– Фактически это вопрос о том, как Бог относится к нам. Бога мы находим душой. Она чувствует в Нем свое, родственное. Начальные слова Священного Писания подтверждают это: Господь сотворил человека по образу и подобию Своему. Подобное радуется подобному. Благодаря нашей соприродности Творцу, мы ищем Его и не можем быть счастливы без Него.

В природе человека заложена некая неполнота. С одной стороны, мы созданы для блаженства – совершенно такого же, каким живет Господь.

– А с другой?

– Человек должен искать Его, выбрать. На свете много кумиров, соблазнов. Найти самое-самое – нелегко.

Признаком здоровья человека является алкание и жажда.

– Алкание – голод. Хочешь есть и пить – значит, здоров.

– Когда душа желает полной взаимности, совершенства – это вечное алкание и жажда. Если они благочестны, то душа насыщается. Даже больше, чем мы ждем.

– Слово «благочестие» встречается в книгах афонского старца Паисия. Но точный смысл его мне не ясен.

– Это понятие высокое. Но я его немножечко приземлю. Есть лукавые, хитрые пути. Есть нетвердые, неверные, с изменой. Можно добиваться чего-то, употребляя некое насилие.

А Евангелие указывает нам путь просьбы. Ни в коем случае – не требования. И он должен сопровождаться уважением свободы другого, желанием благодарить, забывать себя. Если эти условия хоть в малейшем не соблюдаются, то полноты и совершенства не будет.

– Таков благочестный путь?

– Да. Наша жизнь – это поиск забытых, утраченных возможностей находиться в Раю. Немыслимо быть в Царстве Небесном, если душа живет только земным, правда?

– Безусловно.

– Даже в хороших условиях человек испытывает некое томление. И когда совершает ошибки, переживает их как боль, утрату. Если душа жива, путь благочестен, то совесть подсказывает: никто меня не мучает специально, я сам виноват в том, что утратил благо.

– Все так. Но и внешние причины тут тоже бывают. От близких запросто услышишь: «Отстань!»

– Конечно, люди могут болеть и внешне толкаться. И ребенок бьет мать ножками, но при этом душа его просит: «Возьми меня, будь со мной!» И любой человек по существу всегда говорит: «Господи, хочу быть с Тобой! Хочу быть с другими!» Но часто его внутреннее желание не согласуется с его внешним поведением. Об этой утрате мы и говорим – об утрате целомудрия.

– Внутренней цельности?

– При которой душа, тело и ум хотят одного и того же, а не разрываются в разные стороны.

Кстати, в болезненных состояниях мы и сами отталкиваем Бога: «Уйди! Хочу жить без Тебя!» И Он нас предоставляем самим себе.

– Но не оставляет?

– Не оставляет Своей надеждой, упованием. Не вмешивается в нашу жизнь, не решает за нас ничего. Но готов поддержать нас, когда это будет возможно. И ждет единения.

– Так что же получается? Мы сами себя наказываем?

– Нет, мучаем. Любой грех сразу становится болезнью. Разрешил телу попраздновать, а обратно оно уже не хочет. Душа просит: «Дай слово сказать!» А оно: «Нет!»

Превратиться в тело, в организм для человека по-настоящему мучительно. А кто виноват? Бог? Нет, сам захотел.

Причина многих неустройств кроется в нас. Но не только. Мы связаны друг с другом. И если близкая мне душа отвергла Бога, то я чувствую ее терзания. Господь меня наказывает? Нет. Это я сам выбираю путь сотрудничества.

– Да, общего жизненного труда и сострадания.

– Нам, эгоистам, конечно, больно класть душу за близкого человека. А Христу радостно было душу Свою положить за всех нас. Странно прозвучал бы вопрос: кто наказал Его? Ведь Он говорил: «Как бы Я хотел, чтобы этот огонь уже возгорелся».

Ему было и больно, и трудно, и тяжко. Но когда апостол Петр стал просить, чтобы Он не шел крестным путем, Господь сказал: «Отойди от Меня, сатана!» Это значит: «Ты отнимаешь у Меня то, чем Я живу. Это Мои дети. Как Мне за них не отдать Себя?»

Одна из лукавых черт человека – самому себя мучить, а вину сваливать на другого. Это же клевета, что Господь нас обижает, наказывает. Бесчинников, деток, которые все время на Небо плюют, враждуют, бьются, требуют своего, Он только жалеет, только милует. Чудом, постоянной жертвой, умалением Себя дает возможность продолжаться жизни на земле.

– Мы живем за Его счет?

– Именно так. Если бы Бог дал каждому из нас выполнить все наши желания, жизнь прекратилась бы. Даже если не брать таких вещей, когда кто-то кому-то не нравится.

– Значит, Бог не воздает нам по нашим делам – и в этом смысле относится к людям несправедливо?

– Да, Он относится к нам милостиво. Человеческая несправедливость – убивает. А Его – животворит. За зло Он воздает благом.

Перед каждым из нас встает вопрос о путях Божией милости. Даже не в духовной, а в нашей земной жизни. Но тут важно, хочет ли сам человек знать, что он умрет, что будет с ним происходить дальше.

Мне кажется, в наше время большинство людей предпочитает жить как бы в забвении, не сообразуясь с реальностью. Не думая о многих вещах, прячась от них.

Но некоторые все-таки хотят знать правду.

– И потому приходят в Церковь.

– Это дает им совершенно иные силы для жизни. Отсекаются лишние, ненужные вещи. Все незначительное теряет смысл. А подлинное, настоящее (даже малое!) становится необыкновенно значимым.

Конечно, на этом пути теряются друзья, которые только казались друзьями. Иногда остаешься совсем один. Но это не конец, а только начало. И можно сказать: «Господи, вот теперь я могу найти хотя бы одного настоящего друга!» Это касается любой дружбы – с Богом, людьми…

– И даже с нашими пристрастиями – столом, кошельком?

– Да-да, где обман заканчивается, происходит разочарование. Обычно это слово звучит для нас как-то грозно. Но на самом деле оно благодатно. Пропадает фальшь. Через ее утрату человек открывает живую Истину.

– Неужели это и есть Божие наказание?!

– Да, в самом настоящем смысле. Господь открывает нам нашу жизнь. Слово «наказание» происходит от глагола «казать», «показывать». Но опять же: если ты ищешь, тебе откроется. А если знать не хочешь, никто тебе ничего открывать не будет.

И когда приходит наказание (откровение о мире), можно спросить себя: разве ты этого не хотел? Разве друг – тот, кто тебе льстит и принимает твою лесть? Не лучше ли честное отношение?

Современная культура дает ничтожное количество примеров подлинной жизни. Вместо нее нам предлагают нечто похожее на жизнь.

– Вкусовые добавки, «идентичные натуральным».

– Количество подмен, обманов, лукавства, лицемерия, лжи в этом смысле – колоссальное. Все кризисы – от этого. В переводе с греческого языка «кризис» – суд. Судится наше восприятие мира. Об этом Господь говорил: «Смотрите, как вы слушаете. У кого око чисто, у того чисты и сердце, и жизнь».

– В каком смысле чисты?

– Не в том, что я не различаю хорошего и плохого. А в том, что вижу все как есть.

Какие-то вещи проще заметить в окружающих, чем в себе. Но те ошибки, которые мы видим вокруг, начинаются внутри нас. И нужно настоящее мужество, чтобы понять это. Нет ничего больнее, чем узнавать правду о себе. Поэтому слово «наказание» для нас непременно связано с болью.

Чтобы добиться в жизни чего-то достойного, всегда требуются мучения. Хотите ли вы учиться, иметь друга, семью, Родину, веру. Еще в Ветхом Завете сказано: «Где много мудрости, там много печали. Кто умножает премудрость, умножает скорбь».

Вот и нам нужно увидеть: мир наш – гибнущий. Это ад, в котором распяли Бога. Как мы еще живем? Непонятно. Потому-то наши времена называются последними.

– Впервые эти слова прозвучали из уст апостолов, переживших распятие Христа.

– У людей уже просто нет никакой иной возможности жить, как только Воскресением Господа, Его силой и милостью. Наивно ожидать, что на земле будет хорошо. Здесь происходит свободный суд души. Мы решаем, что для каждого из нас лучше: иметь хоть малую причастность к Богу (и тогда все неустройство мира – ничто!) или проклясть эту жизнь, от которой нечего ждать, и успеть схватить, потребить побольше.

– Потому и общество – потребления…

– Мы рождаемся несовершенными. И если начинаем сравнивать себя с другими, которые чего-то в жизни добились, нам наше состояние тоже представляется наказанием.

– Зависть – наказание?

– Да. А ведь никакие возможности не закрыты от человека. Другой вопрос – как их открыть.

В Евангелии рассказывается о слепом. Господа спросили, кто виноват в его слепоте – он сам или родители. Христос сказал: «Никто. Это для того, чтобы открылась слава Божия».

Бог из небытия создает человека, Свое дыхание в него вкладывает. Растит, учит дорожить миром, беречь его. И глаза дает не за то, что человек хорошо или плохо поступает.

Часто причины нашего нынешнего состояния мы ищем в прошлом. Это верно только отчасти. Потому что прошлую жизнь и даже ее смысл можно изменить.

– Как?

– Так же, как это делали люди прежде. Они ведь тоже ошибались, падали. И мы вслед за ними можем сказать: «Господи, прости! И нас, и наших близких, которые нам нужны и для нас важны!» И само существо жизни будет меняться.

Жить и считать, будто мне плохо, потому что я расплачиваюсь за грехи предков, – это эгоизм. А потерпеть, принести себя хоть в малую жертву ради другого, порадоваться ему – уже по-христиански.

Нам кажется, что наказание – это всегда плохо.

– Но, оказывается, это всегда хорошо.

– И святые люди благодарили: «Господи, Ты мне даешь потрудиться вместе с Тобой! Какое блаженство!»

Мы привыкли считать удачей, когда удается улизнуть от труда. Но это глупо. Лучше самому ходить на ногах, чем смотреть по телевизору, как кто-то бегает.

Потерпеть, чтобы жизнь дальше раскрылась – это дело именно Божие. У Бога цели и причины – в будущем. А у нас чаще всего – наоборот. Поэтому для нас наказание – удар, окрик, мучение. А для человека любящего – открытие возможностей.

– Значит, болезни, моры, войны – совсем не наказание Божие?

– Нет, это последствия нашей жизни. Мы отходим от Бога – и начинаем уничтожать сами себя, утверждаться за счет других. Надо удивляться тому, что войн и моров мало.

Земля – ад. Превратить ее в рай не получится. Но смягчить боль, страдания друг друга можно. И не надо ждать от своих близких великих подвигов. Если человек хоть чуть-чуть сдержался, тебя обидел, да не так сильно, как мог бы, – это уже труд. Мы его обычно не замечаем – и очень зря. А ведь сами-то чувствуем, когда нас не понимают именно в этом.

Здравствуйте.

Я не могу сказать, что я глубоко верующий человек. Проблем и грехов в жизни совершил не мало. Но по возможности хожу в церковь. Сейчас попал в очень нелегкое положение. Мне 30 лет. Уже 10 лет в моей жизни идет черная полоса. У меня нет ни постоянной работы, ни жены, проблемы со здоровьем, даже друзей и то нет. Появляется иногда работа на месяц два но с ужасными условиями которую долго не вытерпишь, а ничего нормального нет. Вообще в жизни полная пустота и невезение. В последнее время в голову лезут всякие нехорошие мысли о суициде. Вряд ли конечно я решусь на это но у меня уже нет сил. Каждый день я молюсь и надеюсь что в моей жизни что то изменится и наступят улучшения, но этого не происходит. Я уже потерял надежду и теряю веру в то что бог или кто то мне поможет. Я не знаю как мне жить. Я устал. Хочется наконец то радости в жизни. Как пережить все это и обрести свое место в жизни? За что Бог наказывает меня и сколько мне еще страдать?

Отвечает священник РПЦ МП протоиерей Анатолий (Гармаев)

Добрый день.

К ответу, который вы получили раньше меня, хочу прибавить и свой отклик. Я писал его параллельно, не зная, что уже пишется вам ответ. Мне будет очень трудно сейчас донести до вас свою попытку помочь вам в вашем положении. Попробуйте настроиться на восприятие этого ответа, потому что речь идет о вашем характере. А все, что связано с характером, очень трудно подлежит перемене и изменению. Мало того, обычно мы не склонны к его перемене. И если кто-либо советует нам изменить характер, или говорит, что в характере нашем есть то, другое, не очень доброе и правдивое, тогда невольно начинается самозащита. Характер – это нечто такое в человеке, которое достаточно устойчиво, и оберегается самим человеком и сохраняется, вплоть до самой старости. Недаром люди, родившись в том или ином характере, через всю жизнь его проносят, а в старости умудряются еще и сугубо настаивать на нем, и утверждать его среди родных и близких, и сами утверждаются своим характером среди них.

Чтобы эта же ситуация не произошла с вами в вашей старости, время, какое у вас есть впереди, нужно применить для изменений в характере. Вам сейчас 30 лет. Это самый благоприятный возраст для перемен. Но для этого надо сейчас услышать, что такое характер, и тогда мы сможем как-то подойти к вопросу: как можно над ним работать, что значит, как вы будете поступать с самим собою. Но так как большинству людей свойственна самозащита, и заключается она в том, что человек отсекает слух на указания относительно его характера, неприятные для него, или не согласные с его мнением о себе, тем более если указывают ему на устои его характера, или на причины, человек сразу отсекает слух. Он или внутренне, или внешне отмахивается: «да ладно вам, да будет вам, или поживем — увидим». Обычно у людей уже есть свой набор приемов, которыми он уклоняет свое сознание от предложений испытать свой характер, тем более испытать его внутреннее устроение. Вплоть до полного закрытия слуха. Вы обратили внимание, как часто в Евангелии Господь говорит одну и ту же фразу: «Имеющий уши слышать, да слышит». Повторяя многократно эти слова, Господь тем самым говорит, что слышащих людей мало. Но им не нужно эти слова говорить, они и так слышат. Говорит же Господь эти слова тем, кто и имея способность к слуху, но разучился слушать. Его Господь побуждает. «Остановитесь, — говорит Он – не читайте дальше, но вернитесь к прочитанному, перечитайте, задумайтесь, услышьте для размышления, и еще раз вникните и услышьте для исполнения, затем еще раз прочтите, услышьте на этот раз для спасения. «Имеющий уши слышать, (но забывший о них, или сам же и приглушившийся в них) да слышит». Здесь слово «да», значит, потрудившись – после пробуждения и трудов вновь пусть слышит. Блудный сын так пробудился и стал слышать.

Сегодня много людей, которые читали психологические книги с описанием внутреннего устроения человека и его характера. Но поразительно: никаких перемен в характере у них не произошло и не происходит. Они знают о своем характере, могут даже другим его описать, но сами в характере остаются без изменений. Сегодня еще и демонические учения, типа астрологии, раскрывают человеку характер со стороны яко бы влияния звезд. Это влияние звезд расписывает человеку падшее его естество, и человек, опираясь на астрологию, закрепляет себя в предопределенности своего падшего характера. Мол, под какой звездой родился, значит, таким ему и умирать. И выискивает он из описаний астрологических о своем характере то, что ему ближе к сердцу, или нравится. А что не нравится, или удивляется тому, отмечает, что еще и это возможно, но ничего с этим делать вовсе не собирается, как и с тем, что просто пропускает мимо слуха.

Вы пишите, вам 30 лет – это время Христово. Господь по достижении этого возраста вышел из пустыни и начал Свою проповедь, совершая чудеса, исцеления, изгнания нечистых духов из людей. Он явил Себя Богом перед людьми. Вместе с тем нам указал, что возраст 30 лет – это особый возраст, в котором Бог выходит или приближается к каждому человеку. Это приближение человек начинает чувствовать пробуждающейся навстречу Богу религиозностью, расположением к вопросам веры, вниманием к церковной жизни. Тем более она у вас уже есть: «по возможности, — вы говорите — хожу в церковь». При этом что-то каждый из нас может менять в своем характере сам, что-то меняется потрясениями со стороны внешней жизни. Но фундаментальные черты характера изменить может как раз Бог. Его участием и помощью происходит преображение человека, то есть изменение его характера. Или, если смотреть по В. Далю, «нрава человека, нравственных свойств, качества его, свойств души и сердца» ( Толковый словарь живого великорусского языка, Олма, М. 2007 г, т. 4, стр. 348). Для этого Господь Своею силою, силою Своей любви и силою благодати Духа Святаго приходит к человеку и меняет его. Чтобы это изменение и эта перемена произошли, нужна воля человека навстречу к Богу, его «Аминь» — согласие. Здесь мы с вами встретимся с другой греховной стороной нашего характера, то есть безнравия, которая вовсе этого не хочет. Поэтому в Евангелии многие слова, которые Господь произносит Своим ученикам, или народу особенно, Он заканчивает словами: «Имеющий уши слышать, да слышит». То есть имеющий способность к восприятию слов в свете благодатном, когда слова приправлены солью – благодатью, имеющий труд навстречу этим словам, и имеющий согласие – «Аминь» — да будет так – на исполнение их. Характер, в котором человек акцентуирует себя как «я» для большинства людей нашего времени — это не есть то, что может слышать благодатное сопровождение слов Божиих, тем более слышать участие Бога в таинствах.
Сейчас всем этим я хочу обратить вас к чему-то такому в вас которое есть слух, способный слышать то, что я попробую вам сказать. К сожалению, больше, чем сказать, а дальше порекомендовать практические действия, я сделать для вас не могу. Поэтому попробуйте услышать, внутренне как-то расположитесь навстречу. Тем боле тем, что вы задали тот вопрос на сайте, вы этим уже расположились навстречу к ответу. Но надо расположить до самой глубины.

На земле у людей, практически у всех, формируется характер падший, то есть характер, в котором человек уклоняется от Боа, склоняется к земной жизни, и земную страстную жизнь воспринимает как жизнь, и кроме земной жизни собственно жизни уже никакой не чувствует. Хотя во многих религиях, в том числе и в христианстве, известно, что существует жизнь души за гробом. Тем не менее, в представлениях и сознании людей жизнь за гробом как некое далекое – далеко не воспринимается жизнью, потому что достаточно ярко и сильно человек чувствует жизнь земную во всех проявлениях падшего естества. Он живет как бы естественной жизнью, а о том, что эта жизнь падшая — тому не отдает себе отчета. Даже если как христианин, знает об этом, то не прилагает каких-либо усилий для того, чтобы освободиться от нагрузки падшей натуры в своем естестве.

Через что и как получилось дьяволу, соблазнив человека, ввергнуть его в характер, уклоняющийся от Бога? Фактически в своем зе́мном характере, человек начал путь уподобления врагу рода человеческого, который, будучи духом, сам в мгновение ока отделился от Бога, и стал враждебен Ему. Человек же, имея кроме духа душу и тело, и имея глубокую связь между всеми тремя составами, в силу инерции этой тройной связанности, не отложился от Бога, и не сделался противником и врагом Его. Это произошло только с ангелами, которые есть только один дух. Чтобы уподобить себе, врагу рода человеческого пришлось развернуть против человека долгосрочную, много тысяч лет уже совершающуюся программу уклонения людей от Бога, ради уподобления их себе самому.

С чего это началось? Святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению» пишет, что каждый человек в духе своем схвачен узами духа, которые не естественны для нас, и которые не Божьи, но происходят от противника Бога — дьявола. В основе человеческого существования лежат трое уз, или попросту три духа -дух самолюбия, дух самоугодия, и наконец, дух мира, то есть увлеченности земной жизнью во всех ее направлениях. Дух самолюбия святитель Феофан называет прямо и открыто – дух дьявола. Но в вашем случае мы сейчас будем говорить не о нем, потому что уподобление по духу самолюбия сатане, и постепенное уклонение от Бога приводит к болезненным состояниям, таким, как шизофрения. А уклонение от Бога, совершающееся в духе самоугодия, в конечном итоге приводит к уподоблению враждебному Богу и человеку бесовскому миру. В самоугодии такое уподобление, принимая болезненный оборот, завершается суицидом. Это два разных вида характера, и два разных направления жизни людей, которые приводят к двум разным результатам. Одни люди, приходят к шизофрении, другие к суициду.

Из письма вашего видно, что с детства ваш характер формировался по направлению самоугодия. Как это происходит? Через закрепление в виде характера в человеке различных впечатлений или движений детства. Дух самоугодия – это постепенно формирующаяся в характере потребность, чтобы окружающие угождали вам. Самоугодие живет оборотом дел, предметов, событий и людей в сторону угождения себе. Окружающих поворачивает на себя, требуя, чтобы люди угождали. Правильные родители учат и наставляют ребенка как раз, наоборот на угождение другим, ближним. Поэтому побуждают его, преодолевая самоугодие, служить ближним. Таких примеров очень много, когда родители правильно ведут воспитание детей. Это отцы и матери. Но есть папы и мамы. Они любят ребенка самоугодной любовью. Они любят ребенка сейчас и здесь, не сообразуя поведение ребенка с его будущим. В то время как отец и мать видят ребенка здесь и сейчас, но идущего по пути жизни. Чем из большей дали жизненного пути ребенка они обращаются с ним здесь и сейчас, тем решительнее отсекают они в ребенке его самоугодие.

Первые родители – папа и мама — как бы любя ребенка, на деле угождают ему, удовлетворяя все его телесные, а потом и душевные потребности. У ребенка же потребности в скором времени перерастают в требования, а требования перерастают в распущенность и капризы. Появляются разные способы претворения в жизнь потребностей, требований и капризов. Например, когда дитя еще не говорит, но плачет, кричит, дальше в своей настойчивости плачет до посинения, в настойчивости самоугодия. У других детей, наоборот, бывают истерические крики и вопли. При этом ребенок нервно реагирует на любое прикосновение к нему, дергается, машет руками перед собою, хватает маму, или бабушку за волосы, с силою теребит, настаивая на своем, сучит ножками, и так далее. А мама или бабушка в чувственной слепоте собственного самоугодия продолжают развивать и закреплять самоугодие в ребенке.

Подрастая, такой ребенок приобретает различные формы истерического поведения: кидается на пол, бросается бегать по комнате с криком и визгом, швыряет вещи в разные стороны, все, что ему ни предлагают, дают — ничего не хочет, тут же бросает на пол, или откидывает от себя, отмахивается. В итоге некоторые из современных детей начинают обзываться на родителей, с силой вырываться из их рук и даже драться с ними. Есть даже и кусаются. Это разные формы поведения самоугодия, которые частым проявлением приобретают постоянство, и закрепляются в характере. Эти проявления в детях верности самоугодию, могут разниться между собой: одни такие, другие такие. В своих потребностях, требованиях и капризах, как это они производят, дети отличаются один от другого. Равно и самоугодие имеет свой окрас. И поэтому самоугодием дети тоже отличаются одни от других.

Но дело даже не столько в том, что различаются, сколько почему эти проявления самоугодия становятся чертами характера, т. е. нрава. И, будучи такими, привлекают к себе не Божий Дух, но вражий. Или наоборот, этими проявлениями самоугодия человек уже с раннего детства, младенчества вовлекается в царство князя мира сего. И входит в состав царства его с такой невозвратностью, хуже, с такой убедительностью, что ничем его в Царство Божие уже не вернуть. Но даже и то великое множество людей, которые религиозной потребностью вошли в православную христианскую жизнь, следуя внешней церковной жизни, во внутреннем своем остаются верными самоугодию И не сами прилаживаются православию, но православие прилаживают себе. Этою причиною, закрепляющею проявления самоугодия в характере или в нраве, является любовь к себе и ко всему, что во мне, то есть что мое во мне. Любовь эта называется своенравием. Очень выпуклый образ этого явления в человеке приводит Владимир Даль (Толковый словарь живого великорусского языка, М, 2007, Олма- Медиа, стр. 34). «Желание делать все по-своему, на свой лад, и требование, чтобы другие подчинялись этому порядку; своенравствует – упорно настаивает на своем, делает или живет по-своему, чудит, чудачит. Своеобразный человек, самостоятельный, не идущий слепо по следам других. Своеобразничать – хотеть быть признанным таким как есть. Старообрядцы – своеобрядливы, своеобрядливость составляет сущность их веры».

Своенравие – есть особое свойство падшего естества, через которое закрепляется в человеке характер. Таких закрепляющих свойств три. Второе – упрямство. Третье – страх, животный и душевный. «Так неразумная строгость черствит и упрямит ребенка, делает его ослушным, своевольным. Упрямый – не принимающий ни советов, ни приказаний, делает все по-своему». (Там же, стр. 315). И о страхе в словаре В. Даля сказано: «Боязнь, опасение, паника, трусость; со страху поджилки дрожат, страх обуяет и растеряешься» (стр.182). Если страх Божий – это страх согрешить, то животный страх – это страх смерти, увечий, боли; а страх душевный – это страх опрофаниться, опозориться, боязнь молвы, что скажут, подумают.

Своенравие закрепляет в характере разнообразие проявлений самоугодия. Упрямство закрепляет проявления самолюбия, от него же и силу имеет. Страх животный закрепляет в человеке плотяность, страх душевный – удерживает характере человека лесть, угодиливость, двуличие.
Если теперь вернуться к вам и вашему письму, можно примерно обрисовать развитие с детства. Видимо родители и семья, особенно может быть бабушка, защищая друг перед другом самоугодные выплески ребенка, закрепляли в характере настойчивость жить ради себя и для себя. Возможно, родители все делали для ребенка. В итоге развился самоугодный характер. Когда же такого характера ребенок входит в детскую среду, он не может ни с кем подружиться, потому что он требует от всех, чтобы делали как он, или чтобы угождали ему. В играх он отстаивает себя, правила никакие не соблюдает, и вообще все правила для самоугодия противны. В конечном итоге он не хочет в этих играх участвовать. А если участвует, то часто заканчивается каким-нибудь несчастьем со стороны ребят, либо сам может обидеться, и раскапризничаться, выйти из игры с ревом и плачем. То есть то же, что он делает в семье по отношению к своим домашним, он это же самое делает и по отношению к своим сверстникам. С тою только разницею, что в семье ему все разрешено, а дети не собираются во всем ему потакать.

В подростковом возрасте отчуждение сверстников, их нежелание угождать переживается особенно болезненно. В самоугодии подросток хочет жить, он ищет подкрепления привычных ему ожиданий и требований к другим. В среде подростков это подкрепление и поддержка должна быть получена со стороны сверстников. Но у самоугодливого характера поддержка сверстников нужна для угождения его собственным взглядам, требованиям, потребностям. На это отвечать подростки будут по-разному, одни из самоугодия будут препираться, но много подростков самолюбивых. Такие спуску не дают проявлениям самоугодия. В итоге самоугодный человек чаще всего получает очень сильные отмашки со стороны сверстников – обзывательства, наезды, нападения, отсечение из своей среды, объявление всяких разных бойкотов, еще чего-то. Особенно это развито в среде девочек. Среди парней тоже это происходит, но более жесткими и мальчишескими способами: драка, кулачный бой, обзывательства, ненависть, ярость, озлобление. Самоугодие в подростковом возрасте наживает себе много болезненных ударов.
Если такими болезненными состояниями выйти в юношеский возраст, тогда, будут складываться серьезные изъяны в характере: опасения, подозрительность, недоверие, всегда готовность на обиду, обидчивость с обильными укорениями и неспособностью видеть свою вину. При том, что такому характеру свойственно своенравие. Смешиваясь с обидчивостью, пререканиями и укорениями в адрес всех вокруг своенравие легко развивается в злонравие, то есть вредность, в человека-наоборот. Как это отразиться на жизни? Так как вы пишите: «ни постоянной работы, ни жены, ни друзей, в жизни полная пустота и невезение». А ведь вам уже 30 лет. «Не знаю, как мне жить. Я устал. За что Бог наказывает меня и сколько мне еще страдать?» Давайте остановимся на этих словах. Можете ли предположить обратное? Что страдают вокруг вас. Кто? Все, кто по жизни отказывался рядом с вами. Сверстники, из их числа особенно те, кто могли стать вашими друзьями. Девушки, среди них та, кто могла стать вашей женой. Сотрудники по работе, которые искали в вас надежного соработника. Родные и близкие, особенно по достижении вами возраста 12-14 лет, когда подростки и тем более молодежь делается уже опорой для домашних: первое – в делах по дому, и если есть, то и по хозяйству. Второе – в повседневном обращении, третье – по жизни. Наконец, вы пишите: «Не могу сказать, что я глубоко верующий человек, но по возможности хожу в Церковь». Зачем? Чтобы постоять на службе и тем удовлетворить «религиозные потребности»? Если так, то вы недалеко ушли от протестантов, да и католиков тоже. Православие – это не только богослужение, исповедь, причастие, пост и молитва. Все это есть, пусть на свой лад, но в других конфессиях и даже в других религиях. Православие – это перемена жизни. Не только изменение строя и распорядка жизни, когда прежде не было богослужений, таинств, молитвы и поста, а при воцерковлении они появились. Но при изменении строя и распорядка жизни началась и идет дальше перемена самой жизни. На православный лад. Той жизни, которая совершается в период между богослужениями и каждый день между утренними и вечерними молитвами.

Очевидно, что при православной перемене жизни не может «10 лет идти черная полоса», и не могут «в голову лезть всякие нехорошие мысли о суициде».
В наше время появилось такое явление – задержка в развитии. В своем нравственном развитии вы, похоже, задержались в возрасте 5-6 лет. Т. е. дальше развитие не пошло. Нравственное задержалось, а вперед вышло своенравие. Это заградительное свойство в характере. Оно не позволяет никаких перемен жизни. На чем жизнь основалась, в вашем случае на самоугодии, из того она и разветвляется. А своенравие эту разветвленность проявлений самоугодия закрепляет в характер. У своенравия есть еще одна особенность, как и у двух других заградительных свойств в характере – упрямства и страхах. Она в том, что заградительные свойства не поддаются осознанию. Все вокруг говорят о нем и даже «его же носом в это свойство тычут», но человек увидеть в себе его не может. Так сильна в характере преданность заградсвойству, что человек сам себя в обиду по этому свойству не поставит. Отсюда запрет самоукорению, заглушка для совести, омертвение веры, иссушение покаянию, выгорание религиозной ревности, задолго до начала ревности духовной.

Что же теперь с этим жизненным грузом делать? Прочтите внимательно все написанное еще два раза. Особенно начало. А дальше пишу три группы действий, которые можно делать одновременно все три, можно выборочно, одно- два, что по силам, или на что будет отклик, с последующим добавлением всего остального. Можно последовательно – сначала сделать все из первой группы, затем из второй, и наконец, из третьей. Нужно будет усилие, особенно в начале, потом потребуется настойчивость, и со второй половины нужна будет решимость дойти до конца. Из практики скажу сразу – будет периодами трудно, могут нападать лень, безсмыслица, чувство бесполезности. Помогайте себе пословицей: «Дорогу осилит идущий», напутствуйте себя словами: «Не моя воля – Твоя, Господи» — много, много раз.
Первая группа действий – деятельное покаяние.
а/ Подготовьте и принесите исповедь за всю жизнь: — кого обидели или кому причинили обиду; — кому нужно или можно было что-то сделать, он просил или вы сами видели, но вы не сделали. Неважно при этом, были тому оправдания или нет, кайтесь, не обращая внимание на оправдывающие обстоятельства, — когда вы различными средствами, способами, доводами настаивали, чтобы что-то было сделано вам или для вас, и добивались таки своего, — когда не добились и в результате обиделись, скрутились, укорили, возненавидели, разорвали отношения, обозвали.
б/ Все, что из исповеданного можно исправить – встретиться, повиниться, написать, сделать, подарок отправить, вещь занятую и не возвращенную, примириться – начните делать, сколько бы на это ни ушло дней, месяцев и даже лет.
в/ Напишите список имен близких, родных, знакомых с их днями рождения и именинами. Начните поздравлять их письмами, открытками, смс-ками в их личные дни и в дни церковных праздников.

Вторая группа действий – православная перемена жизни. Для этого найдите небольшую книгу митрополита Николая (Хадзиниколау) «Великая четыредесятница – путь, цель, награда», изд-во Сретенского монастыря, М. 2015 г. В ней 124 страницы. а/ прочтите ее. б/ начните вникать и размышлять над каждой добродетелью «сердечного места», «времени жизни», «глубины души», «высоты ума», и над «Господи и Владыко живота моего». Всего их 53. Если брать 2-3 на каждую неделю, тогда около 20-ти недель (примерно 5 месяцев) будете заняты этой работой. в/ параллельно с размышлением или по завершении вникновения начните что-то из усвоенного претворять в жизнь. Задача – в течение года воплотить в свой характер как минимум десять добродетелей, а в течение последующих трех лет довести их число до 20.

Третья группа действий – молитвы к Богу о благословении и помощи. а/ В псалтири после каждой кафизмы есть молитвы: «Трисвятое по Отче наш, тропари, 40 раз «Господи помилуй» и молитва. Начните их читать раз в день, повторяя все каждый раз дважды. В первый день после 1-ой кафизмы, во 2-ой день – после 2-ой кафизмы и так 20 дней. Затем повторите. В целом 40 дней. Кафизмы при этом не читая. Потом будет перерыв два месяца и опять 40 дней читаете молитвы, каждый раз дважды. Если хватит ревности, сделайте еще раз перерыв два месяца, и повторите чтение 40 дней третий раз.
б/ В дни 2-х месячных перерывов читайте Апокалипсис, к нему толкования. Очень хороши, если найдете протоиерея Геннадия Фаста – Москва, Никея, 2009 год «Толкования на Апокалипсис».
При всем при этом помните – вы работаете над преодолением самоугодия и своенравия. Осваивайте вместо них служение ближним, близким, Церкви и Богу. А там, глядишь, войдете во вкус и будет осваивать и угождение всем им.
В итоге уйдут из вашей жизни черные полосы. Уйдут сейчас имеющие уже хронический склад симптомы самоугодного характера. В вашей жизни это не просто черные полосы. Это жизненный порядок и беспутье вместо жизненного пути, которое вы устроили себе сами. Нужно помнить -если с самоугоднием ничего не делать, тогда вы обречены влачить свою жизнь в этом направлении с таковым характером до самой старости. Может быть, встречали такое выражение: несносные старики, которым ничем не угодить, и ничто их не удовлетворяет. Все вызывает каприз, раздражение, злобу, ворчание. Вот в такого старика самоугодный характер постепенно может вас привести. С этим надо что-то делать. Не откладывая. Тем более, что у вас с вашим 30-летием есть впереди три года Христова возраста.

Мир вам. Протоиерей Анатолий Гармаев

наказание

наказание — применение каких-либо, правовых или неправовых, неприятных или нежелательных мер в отношении человека, животного или их групп в ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение.

наказание наказание наказание

наказ`ание, -я

наказание наказание наказание

наказания, ср.
1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого-н. наказание. Заслужить наказание. Подвергнуться наказанию за что-н. Телесное наказание (причинение физических страданий, преимущ. побоев).
2. перен. Расплата. Болезнь послужила ему наказанием за неосторожность. Анархизм нередко являлся своего рода наказанием за оппортунистические грехи рабочего движения. Ленин. Наказание мне (тебе и т. п.) с кем или без доп., а также сущее (или божеское) наказание или прямо (или просто и т. п.) наказание (разг.) – мне (тебе и т. п.) тяжело, хлопотно, мучительно с кем-н.

наказание

— особая мера государственного принуждения за совершенное преступление, применяемая только судом от имени государства к лицам, совершившим преступление. Н. лишает преступника определенных благ, причиняет ему страдания. Свойство Н. — кара. Именно как кара Н. Должно оказывать предупреждающее воздействие на преступника и других членов общества. В некоторых случаях удается придать Н. и воспитательную функцию. В соответствии со ст. 43 УК РФ Н. — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Н. применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Н. применяется в целях восстановления социальной справедливости, а тж. в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Видами Н. являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) офаничение свободы; и) арест, к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного «чина и государственных наград, а тж. конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.

наказание

ПОЗОРЯЩЕЕ- см ПОЗОРЯЩЕЕ НАКАЗАНИЕ .

наказание

— мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43 УК РФ ). н. применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. цели н. — восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить совершение новых преступлений.видами н. являются: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь. обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов н. штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — и как основные, и как дополнительные. лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества — только в качестве дополнительных видов н.

наказание

особая мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства за совершение преступления. Идея Н. за содеянное возникла ещё в древности, однако, в доклассовом обществе Н. как меры государственного принуждения не существовало, действовал принцип кровной мести (т. е. ‘око за око, зуб за зуб’). Одна из первых мер Н. — каторга , появилась в рабовладельческих обществе. С распространением христианства возникла идея искупления посредством Н. вины (греха), которая в правовой форме впервые была сформулирована в каноническом праве . В 18 в. эта мысль была зафиксирована в уголовных законах и отдельных уголовных кодексах. Целью Н. считалось прежде всего устрашение; меры наказания были чрезвычайно жестокими: смертная казнь, членовредительство, телесные наказания и т.п. После буржуазных революций 18-19 вв. идеологи буржуазии выдвинули положение о том, что целью Н. является безопасность общества, однако в буржуазном уголовном праве Н. — это прежде всего возмездие. Это положение проявилось в создании различных пенитенциарных систем тюремного заключения для лиц, приговорённых к лишению свободы. Все эти системы направлены на унижение человеческого достоинства осуждённых, причинение им нравственных и физических мучений. В наиболее резкой форме репрессивный характер Н. в буржуазном уголовном праве проявился в период фашизма в Германии, Италии, где Н. выступало как средство террора. В 19-20 вв. в буржуазных государствах характер Н. несколько изменился. В абстрактной форме ставится вопрос об исправительных целях Н., проведена некоторая либерализация условий тюремного заключения; введены также виды лишения свободы (особенно для несовершеннолетних преступников), при которых Н. сочетается с обучением, изучением личности осуждённых и применением психотерапевтических мер воздействия на них, установлены системы ‘внеинституционного’ (без помещения в тюремные учреждения) воздействия на осуждённых и т.п. Все эти нововведения связаны с поисками средств борьбы с неуклонным ростом преступности в капиталистическом обществе, а также являются результатом борьбы трудящихся капиталистических стран за демократизацию уголовного законодательства. Однако они не меняют в принципе роли и значения Н. как средства возмездия и подавления личности. В СССР содержание и цели Н. раскрываются в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст.
20) и Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (статьи 1 и
2). К целям Н. закон относит исправление и перевоспитание осуждённых, предупреждение совершения ими новых преступлений (частное или специальное предупреждение), предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общее предупреждение). Основные средства исправления и перевоспитания осуждённых — режим отбывания Н., участие осуждённых в общественно полезном труде, политико-воспитательная работа, а также и общеобразовательное или профессионально-техническое обучение. Социальное назначение Н. заключается в том, что оно выступает в качестве одной из важнейших мер в сложном комплексе социальных мероприятий предупреждения преступлений. Предусмотренное уголовным законодательством Н. применяется к виновным в совершении преступления только по приговору суда. Основы уголовного законодательства устанавливают правила применения Н. и прежде всего закрепляют общие принципы назначения Н. Суд, назначая Н., избирает его вид и размер в пределах санкции той нормы уголовного законодательства, которая предусматривает ответственность за совершенное преступление. При этом суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства дела. Советский уголовный закон обеспечивает индивидуализацию Н., т. е. назначение преступнику именно такой меры Н., которая достаточна для того, чтобы обеспечить достижение целей Н., в частности исправление и перевоспитание преступника. Необходимым условием индивидуализации Н. является наличие разных видов Н. В Основах уголовного законодательства содержится твёрдый перечень мер Н.: лишение свободы ; ссылка ; высылка ; исправительные работы без лишения свободы; лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; штраф ; общественное порицание ; конфискация имущества ; лишение воинского или специального звания. Военнослужащие срочной службы могут быть направлены для отбывания Н. в дисциплинарный батальон (см. Дисциплинарные части ). В УК союзных республик предусмотрены и такие виды Н., как увольнение от должности, возложение обязанности загладить причинённый преступлением вред, лишение родительских прав. Все меры Н. делятся на основные и дополнительные, применяемые в дополнение к основным. К числу основных мер Н. относятся: лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, общественное порицание; направление в дисциплинарный батальон. Ссылка, высылка, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причинённый вред могут применяться и как основные, и как дополнительные меры Н. Только дополнительными видами Н. являются: конфискация имущества, лишение воинского или специального звания; в УК большинства союзных республик — лишение родительских прав. Суд, применяя одно из дополнительных Н. сверх основного, делает это в целях усиления Н. В общую систему Н. не входит высшая мера Н. — смертная казнь. Она характеризуется в законе как исключительная мера, применяемая временно, впредь до её полной отмены, и лишь в случаях, специально предусмотренных законом. Советский закон исходит из того, что Н. применяется лишь за преступления и в тех случаях, когда иные меры воздействия на правонарушителей оказываются недостаточными.Лит.: Курс советского уголовного права, т. 3, М.,1970; Карпец И. И., Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы, М., 1973; Ной И. С., Сущность и функции уголовного наказания в Советском государстве, Саратов,
1973. Н. А. Стручков.

наказание

наказание, -я

наказание

ответная мера воздействия на того, кто совершил преступление или проступок; взыскание, налагаемое на кого-либо кара, расплата, возмездие , кто-либо или что-либо неприятное, тягостное, докучливое

Вопрос читателя:

Почему Бог наказывает людей за грехи, хотя Он Сам сотворил их склонными к нему? Если бы он сделал их сильными, они бы могли противостоять искушениям дьявола. А получается, что они становятся жертвами собственной природы, которая от них не зависит.

В чём были виноваты Адам и Ева? Им просто не были даны нужные качества.

Может, Богу просто нравится мучить людей? Читая Ветхий завет, к другому выводу не получается прийти. Зачем вообще эту книгу про евреев сделали священной в христианстве? Хватило бы Евангелия, по-моему.

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогой во Господе Сергей!

Попробую кратко ответить Вам по порядку на Ваши вопросы.

  • Почему Бог наказывает людей за грехи, хотя Он Сам сотворил их склонными к нему?

Господь, дорогой Сергей, сотворил людей по Своему образу. Люди, живя в саду Эдемском, должны были в Богообщении достигать подобия Божьего. В этом была цель творения. Если же Бог сотворил людей по Своему образу, а Вы утверждаете что Он сотворил их склонными ко греху, следовательно, Бог Сам, исходя из Ваших рассуждений, склонен ко греху? Но Бог благ, в Нём нет никакого зла, ибо Он – Любовь. Поэтому Бог не творил людей склонными ко греху, Вы ошибаетесь.

  • Если бы Он сделал их сильными, они бы могли противостоять искушениям дьявола.

Бог сделал человека не сильным, а свободным. Свобода – ею, кроме человека и ангелов, больше никто не обладает. И человек, в силу дарованной ему от Бога свободы, сам, по своей воле, поддался искушению дьявола. Человек сам предпочёл удалиться от Бога, сам захотел стать богом для всех в саду Эдемском. И поэтому пал, так как сам, свободно, нарушил заповедь Божию. Человек в раю безо всяких усилий мог противостоять дьяволу, но он поддался «сладким речам» сатаны.

  • А получается, что они становятся жертвами собственной природы, которая от них не зависит.

Конечно, после грехопадения первых людей всё человечество наследует повреждённую грехом природу. Но Иисус Христос, принеся Себя в жертву на Кресте, Сам будучи безгрешным, открыл всем нам, грешникам, дорогу в рай, откуда были изгнаны за нарушение заповеди Божией первые люди.

Так что мы не жертвы, мы спасены Христом. Если, конечно, сами хотим спастись и прилагаем к этому усилия. Поэтому, хоть наша природа и повреждена грехопадением, от нас, и только от нас зависит, будем ли мы в жизни вечной, или в геенне огненной.

  • В чём были виноваты Адам и Ева? Им просто не были даны нужные качества

Адам и Ева были виноваты в том, что нарушили по собственному желанию, и только по нему, волю Божию, заповедь Божию. Они были виноваты в том, что предпочли жизни с Богом, жизнь без Него. Им было дано всё необходимое для Богопознания, но они, вместо познания Творца, сами решили «стать как боги».

  • Может, Богу просто нравится мучить людей?

Говорить так – значит совершенно не понимать, Кто такой Бог. Бог – это Дух, это Любовь. Любовь не мучает людей, она отдаёт Себя людям. Бог, воплотившись, отдал себя для спасения падшего человечества. Но люди, нарушая заповеди, законы Божии, сами себя мучают. Не Бог мучает людей, а люди, греша, «мучают» Бога, ибо наносят раны или вовсе убивают свою душу, которая есть образ Божий.

  • Зачем вообще эту книгу про евреев сделали священной в христианстве? Хватило бы Евангелия, по-моему.

Я всегда считал, что Ветхий Завет – это не «книга про евреев», а книга о самом важном: о создании мира, о грехопадении, о подготовке Богом языческих народов к вере во Единого Бога, о пророчествах пришествия Спасителя и нашего спасения…

Так что Евангелие – это логичное продолжение Ветхого Завета. Это наша жизнь в Боге, наша вечность.

Храни Вас Господь!

Наказа́ние

Особая мера государственного принуждения, применяемая судом от имени государства за совершение преступления. Идея Н. за содеянное возникла ещё в древности, однако, в доклассовом обществе Н. как меры государственного принуждения не существовало, действовал принцип кровной мести (См. Кровная месть) (т. е. «око за око, зуб за зуб»). Одна из первых мер Н. — Каторга, появилась в рабовладельческих обществе. С распространением христианства возникла идея искупления посредством Н. вины (греха), которая в правовой форме впервые была сформулирована в каноническом праве (См. Каноническое право). В 18 в. эта мысль была зафиксирована в уголовных законах и отдельных уголовных кодексах. Целью Н. считалось прежде всего устрашение; меры наказания были чрезвычайно жестокими: смертная казнь, членовредительство, телесные наказания и т.п.

После буржуазных революций 18—19 вв. идеологи буржуазии выдвинули положение о том, что целью Н. является безопасность общества, однако в буржуазном уголовном праве Н. — это прежде всего возмездие. Это положение проявилось в создании различных пенитенциарных систем тюремного заключения для лиц, приговорённых к лишению свободы. Все эти системы направлены на унижение человеческого достоинства осуждённых, причинение им нравственных и физических мучений. В наиболее резкой форме репрессивный характер Н. в буржуазном уголовном праве проявился в период фашизма в Германии, Италии, где Н. выступало как средство террора.

В 19—20 вв. в буржуазных государствах характер Н. несколько изменился. В абстрактной форме ставится вопрос об исправительных целях Н., проведена некоторая либерализация условий тюремного заключения; введены также виды лишения свободы (особенно для несовершеннолетних преступников), при которых Н. сочетается с обучением, изучением личности осуждённых и применением психотерапевтических мер воздействия на них, установлены системы «внеинституционного» (без помещения в тюремные учреждения) воздействия на осуждённых и т.п. Все эти нововведения связаны с поисками средств борьбы с неуклонным ростом преступности в капиталистическом обществе, а также являются результатом борьбы трудящихся капиталистических стран за демократизацию уголовного законодательства. Однако они не меняют в принципе роли и значения Н. как средства возмездия и подавления личности.

В СССР содержание и цели Н. раскрываются в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 20) и Основах исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (статьи 1 и 2). К целям Н. закон относит исправление и перевоспитание осуждённых, предупреждение совершения ими новых преступлений (частное или специальное предупреждение), предупреждение совершения новых преступлений иными лицами (общее предупреждение). Основные средства исправления и перевоспитания осуждённых — режим отбывания Н., участие осуждённых в общественно полезном труде, политико-воспитательная работа, а также и общеобразовательное или профессионально-техническое обучение. Социальное назначение Н. заключается в том, что оно выступает в качестве одной из важнейших мер в сложном комплексе социальных мероприятий предупреждения преступлений.

Предусмотренное уголовным законодательством Н. применяется к виновным в совершении преступления только по приговору суда. Основы уголовного законодательства устанавливают правила применения Н. и прежде всего закрепляют общие принципы назначения Н. Суд, назначая Н., избирает его вид и размер в пределах санкции той нормы уголовного законодательства, которая предусматривает ответственность за совершенное преступление. При этом суд учитывает характер и степень общественной опасности (См. Общественная опасность) совершенного преступления, личность виновного, смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства дела. Советский уголовный закон обеспечивает индивидуализацию Н., т. е. назначение преступнику именно такой меры Н., которая достаточна для того, чтобы обеспечить достижение целей Н., в частности исправление и перевоспитание преступника. Необходимым условием индивидуализации Н. является наличие разных видов Н.

В Основах уголовного законодательства содержится твёрдый перечень мер Н.: Лишение свободы; ; Высылка; Исправительные работы без лишения свободы; Лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; Штраф; Общественное порицание; Конфискация имущества; лишение воинского или специального звания. Военнослужащие срочной службы могут быть направлены для отбывания Н. в дисциплинарный батальон (см. Дисциплинарные части). В УК союзных республик предусмотрены и такие виды Н., как увольнение от должности, возложение обязанности загладить причинённый преступлением вред, лишение родительских прав.

Все меры Н. делятся на основные и дополнительные, применяемые в дополнение к основным. К числу основных мер Н. относятся: лишение свободы, исправительные работы без лишения свободы, общественное порицание; направление в дисциплинарный батальон. Ссылка, высылка, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, штраф, увольнение от должности, возложение обязанности загладить причинённый вред могут применяться и как основные, и как дополнительные меры Н. Только дополнительными видами Н. являются: конфискация имущества, лишение воинского или специального звания; в УК большинства союзных республик — лишение родительских прав. Суд, применяя одно из дополнительных Н. сверх основного, делает это в целях усиления Н.

В общую систему Н. не входит высшая мера Н. — смертная казнь. Она характеризуется в законе как исключительная мера, применяемая временно, впредь до её полной отмены, и лишь в случаях, специально предусмотренных законом.

Советский закон исходит из того, что Н. применяется лишь за преступления и в тех случаях, когда иные меры воздействия на правонарушителей оказываются недостаточными.

Н. А. Стручков.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. наказание — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  2. НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ — англ. punishment; нем. Strafe. 1. Нанесение физического, материального или морального ущерба за совершение преступления. 2. Форма соц. контроля, к-рая состоит в отрицатель — ном санкционировании соц. неодобряемого поведения. Социологический словарь
  3. НАКАЗАНИЕ — В широком смысле слова неблагоприятное последствие для лица, совершившего порицаемый поступок; в правоприменительной и правотворческой практике — мера государственного принуждения, применяемого по приговору суда к лицам… Словарь по конституционному праву
  4. наказание — НАКАЗАНИЕ -я; ср. 1. к Наказать — наказывать. Н. длилось долго. 2. Мера воздействия, применяемая к кому-л. за какую-л. вину, проступок, преступление. Высшая мера н. Телесное н. Подвергнуть наказанию. 3. Разг. О ком-, чём-л. Толковый словарь Кузнецова
  5. наказание — -я, ср. 1. Мера воздействия, применяемая к кому-л. за какую-л. вину, проступок, преступление. Высшая мера наказания. Телесное наказание. Подвергнуть наказанию. Малый академический словарь
  6. наказание — • большое ~ • жестокое ~ • максимальное ~ • нещадное ~ • страшное ~ • суровое ~ • сущее ~ • тяжелое ~ • тяжкое ~ • ужасное ~ Словарь русской идиоматики
  7. наказание — Наказ/а́/ни/е . Морфемно-орфографический словарь
  8. наказание — НАКАЗАНИЕ — БЕЗНАКАЗАННОСТЬ Остается непреложным принципом соразмерности наказания за содеянное, ибо безнаказанность есть зло, с которым не может смириться совесть. А. Ваксберг. После приговора. НАКАЗАНИЕ — ПООЩРЕНИЕ Меры наказания — меры поощрения. Словарь антонимов русского языка
  9. НАКАЗАНИЕ — НАКАЗАНИЕ – вид негативной санкции, применяемой в случае нарушения принятых установлений (правил, законов) и заключающейся в ограничении возможностей и понижении социального статуса (лишение прав, имущества, свободы) виновного в этом. Новая философская энциклопедия
  10. наказание — НАКАЗ’АНИЕ, наказания, ср. 1. Взыскание, налагаемое имеющим право, власть или силу, на того, кто совершил преступление или проступок; кара. Тяжкое наказание. Налагать на кого-нибудь наказание. Заслужить наказание. Подвергнуться наказанию за что-нибудь. Толковый словарь Ушакова
  11. Наказание — Метод воспитания, используемый преимущественно в авторитарном воспитании. Н. может осуществляться в самых различных формах — от физического насилия над ребёнком до морального унижения личности. Проблема применения метода Н. всегда являлась дискуссионной. Педагогический терминологический словарь
  12. наказание — Мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43 УК РФ). н. применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. цели… Большой юридический словарь
  13. наказание — 1. О мере воздействия, взыскании; каре. Безжалостное, бесчеловечное, божеское, божье, варварское, глупое, гуманное, драконовское, дьявольское (разг.), жесткое, жестокое, зверское (разг. Словарь эпитетов русского языка
  14. Наказание — А. Общее понятие о Н.; субъект Н. — Наказанием в самом общем смысле называется внешнее последствие, связываемое с нарушением запрета или приказа и составляющее для нарушителя чувствительное зло, принуждение, направленное против его воли. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  15. наказание — сущ., с., употр. сравн. часто (нет) чего? наказания, чему? наказанию, (вижу) что? наказание, чем? наказанием, о чём? о наказании; мн. что? наказания, (нет) чего? наказаний, чему? наказаниям, (вижу) что? наказания, чем? наказаниями, о чём? о наказаниях… Толковый словарь Дмитриева
  16. наказание — НАКАЗАНИЕ Предоставление мяча команде соперников для вбрасывания из-за пределов площадки с места первоначального вбрасывания. (Салимзянов Р.Р. Словарь спортивных терминов © НИЛ НОТ НИО УВАУ ГА(и), 2009г) Словарь спортивных терминов
  17. Наказание — По советскому уголовному праву мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицам, совершившим преступление. Контрразведывательный словарь
  18. наказание — (телесное, строгое, легкое, исправительное, уголовное), взыскание, кара, казнь, пеня, расправа, штраф, эпитимия ср. !! выговор Присужден к смертной казни чрез повешение Мера наказания не должна превышать тяжесть содеянного см. также -> налагать наказание, отбывать наказание, подвергать наказанию Словарь синонимов Абрамова
  19. наказание — орф. наказание, -я Орфографический словарь Лопатина
  20. наказание — наказание ср. 1. Процесс действия по гл. наказывать I, наказать I 2. Результат такого действия; мера воздействия против совершившего преступление или проступок. || Взыскание, налагаемое на кого-либо. 3. перен. Кара. || Расплата, возмездие. 4. перен. разг. Толковый словарь Ефремовой
  21. наказание — Наказание, наказания, наказания, наказаний, наказанию, наказаниям, наказание, наказания, наказанием, наказаниями, наказании, наказаниях Грамматический словарь Зализняка
  22. наказание — НАКАЗАНИЕ, я, ср. 1. Мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление. Не пустили гулять в н. за шалость. Заслуженное н. Тяжёлое н. 2. перен. О ком-чёмн. трудном, тяжёлом, неприятном (разг.). Н. мне с ним. Не ребёнок, а н. Что за н.! Н. ты моё! (выражение осуждения). Толковый словарь Ожегова
  23. наказание — Наставление, научение, вразумление. Краткий церковнославянский словарь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *