Наказание у мусульман

Мусульманские правоведы средневековья и современные исследователи разработали немало классификаций правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского уголовного права. В основе большинства из них два основных критерия: характер нарушенных интересов и прав и степень определенности наказания за тот или иной проступок. На этой основе деликтное право, отражая зависимость оценки поведения мусульманина от степени соответствия его воли Аллаха, закрепленной тем или иным образом в праве, подразделяет все правонарушения на три большие группы:

1) Преступления, представляющие наибольшую опасность и посягающие на «права Аллаха» и вместе с тем и на интересы мусульманской общины в целом, наказываются точно определенной санкцией «хадд»;

2) Преступления, нарушающие право отдельных лиц, также влекущие фиксированное наказание («кисас»), «кавад» или «дия»;

3) Все иные правонарушения, точная мера наказания, за которые не установлена («тазир») и которые могут затрагивать как «права Аллаха», так и частные интересы.

Направленное на защиту пяти основных ценностей ислама – религии, жизни, разума, продолжения рода и собственности, деликтное право классифицирует правонарушения также в зависимости от возможности достижения примирения с правонарушителем и помилования его.

Так, к первой группе преступлений, т.е. к преступлениям против Аллаха и общества, относятся семь наиболее опасных общественных деяний: вероотступничество, преступление против власти (бунт), прелюбодеяние, разбой, кража, употребление спиртных напитков, ложное обвинение в прелюбодеянии. Виновные в их совершении должны быть строго наказаны и не могут быть прощены.

Ко второй группе преступлений, т.е. к нарушениям прав отдельных лиц, правовая доктрина ислама относит убийство и телесные повреждения необратимого характера. Основной критерий наказания за указанные преступления – принцип талиона. Согласно положению Корана: «Предписано вам возмездие за убитых: свободный – за свободного, и раб – за раба, и женщина – за женщину», «и предписали мы им, что душа за душу, и око за око, и нос за нос, и ухо за ухо и раны – отмщение» (2:173/178; 5:49/45).

Вместе с тем по этой группе преступлений мусульманское право допускает замену талиона другим наказанием. Так, предусмотренная высшая мера наказания за умышленное убийство, мусульманское право допускает и иную возможность. Согласно Сунне в этом случае пророк предполагает пострадавшей стороне выбрать одного из трех – «кисас» (смертная казнь), «дия» – прощение преступника или принятие от него выкупа за кровь. Право выбора предоставляется наследникам убитого, но правитель, к которому переходит право на наказание в случае отсутствия наследников убитого, не может простить убийство, хотя в праве заменить смертную казнь выкупом за кровь.

В случае нанесения телесных повреждений пострадавший также имеет право заменить наказание для преступника по принципу талиона уплатой соответствующего выкупа за кровь или прощение. Причем в своем историческом развитии доктрина мусульманского деликтного права постепенно склонялось к тому, что прощение преступника по этой категории преступления предпочтительнее его наказания. («А если вы извините, то это ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собой, – ведь Аллах видит то, что вы делаете. И устремляйтесь к прощению от вашего Господа… но кто простит и уладит, награда его у Аллаха. Он ведь не любит несправедливых»). (2:238/237; 3:127/133; 42:38/40). В результате членовредительские наказания за нанесение телесных повреждений со временем практически перестали применяться в большинстве мусульманских стран и, как правило, заменялись уплатой «дия».

И, наконец, в определении третьей, последней группы правонарушений категории «тазир», в отличие от преступлений предыдущих двух категорий, существуют значительные разногласия между знатоками права. По мнению большинства мусульманских правоведов, к этой группе относятся те преступления, которые одновременно совершаются против общества и против личности. В то время как ответственность за преступления «хадд» и «кисас» определяются с учетом преимущественно признаков объективной стороны. Но, в определении наказания за совершение правонарушений «тазир» значительную роль играет и субъективная сторона правонарушения. Принципиальная возможность тазира мусульманскими правоведами выводится и основывается на отдельных положениях Корана, Сунны и подтверждается единогласным мнением муджтахидов (мусульманских богословов – правоведов).

Согласно мусульманской правовой традиции, к правонарушениям категории «тазир» относятся правонарушения, за которые мусульманским правом не устанавливаются точные санкции «хадд» «ил-кисас», а также в качестве единственной санкции «кафрара», т.е. религиозное искупление. Это очень обширная категория правонарушений. В их числе многие религиозные правонарушения, неисполнение религиозных обязанностей, например, неуплата закята, отказ от совершения молитвы, несоблюдение поста и многие другие, представляющие собой посягательства на «право Аллаха», многочисленные, преимущественно умышленные, преступления против собственности отдельных лиц -нанесение им любого материального ущерба. За исключением кражи и разбоя, относящихся к преступлениям против Аллаха и наказываемых санкций «хадд»; нарушением обязательств по сделкам, неуплата выкупа за кровь, обмер, обвес и мошенничество, растрата средств сирот, взяточничество.

Некоторые преступления против государственной (общественной) собственности – растрата средств казны и т.п.; преступления, направленные против порядка управления в государстве – к ним можно отнести взяточничество должностного лица, притеснение подданных или произвол по отношению к подчиненным и т.д.; преступление против правосудия – лжесвидетельство (за исключение ложного обвинения женщины в прелюбодеянии, наказываемого санкций «хадд»), вынесение неправомерного судебного решения и т.д.; нарушение правил поведения в обществе (общественных местах), особенно касающееся поведения морали женщин, преступления против государства и его безопасности – шпионаж. В число преступлений группы «тазир» входят и такие отдельные религиозные преступления — отрицание основополагающих выводов догматики ислама и колдовство, по которым у исламских богословов существуют значительные разночтения по поводу отнесения их к категории «хадд» или «тазир».

Преступления можно также разделить на виды, исходя из их направленности на те или иные интересы, характера нанесенного ущерба и мотивов совершения преступлений. На этом основании можно построить следующую классификацию:

— Преступления против публичных интересов и преступления против частных лиц. К преступлениям против публичных интересов отнесены все преступления категории «хадд»;

К преступлениям против частных лиц относятся преступления против личности (преступления категории «кисас»).

— Классификация преступлений осуществляется также по способу совершения деяния, характеру материального результата и моменту окончания преступления.

На этой основе различаются позитивные (активные) и негативные (пассивные) преступления; кратковременные и длящиеся; «простые и многозвеньевые преступления.

Преступление считается позитивным, если составляющее его деяние является позитивным и осуществляется, хотя закон и запрещает совершение этого деяния.

Что касается негативного преступления, то оно совершается, если составляющее его деяние является негативным (пассивным), когда закон предписывает совершать определенное действие, а лицо отказывается это сделать, т.е. занимает позицию воздержания от выполнения того, что предписано законом. Например, свидетель отказывается предстать перед судом, чтобы дать свидетельские показания. Или лицо воздерживается от уведомления о совершении преступления, или отказывается оказать необходимую помощь другому лицу, которому угрожает опасность. Такое преступление может быть умышленным, как в указанных примерах, и неумышленным, как, например, при личной небрежности в деле принятия мер предосторожности, в результате чего какой-либо человек получил травму.

Кратковременным (относящимся к какому-либо определенному моменту) преступлением называется деяние, материальная основа которого создается в результате деяния, продолжающегося в течение незначительного периода времени. Это, например, такие преступления как убийство, воровство, мошенничество, изнасилование. Все это кратковременные преступления, оканчивающиеся совершением активного деяния.

Что касается продолжительного по времени, то оно состоит из уголовно наказуемого преступления, которое продолжается относительно долгое время. Например, сокрытие вещей, полученных преступным путем, или отказ передать ребенка тому, кто имеет право на его воспитание, или лишение свободы человека без всякого на это права, или ношение оружия без специального разрешения.

Простым преступлением является преступление, состоящее из одного деяния, при этом не имеет значения его характер, т.е. не важно, было ли оно активным или пассивным, кратковременным или продолжительным по времени. Однако преступление может принимать сложный вид, когда преступник совершает не одно деяние, а ряд следующих друг за другом, повторяющихся ради достижения одной цели. Например, слуга неоднократно крадет деньги из дома своего хозяина, или имело место неоднократное хищение у ведомства электроэнергии. Во всех этих случаях посягательство направлено против права, защищаемого законом. Речь идет о совершении нескольких тождественных действий в разное время, но для достижения одной цели. Преступник совершает одно преступление, которое подлежит одному наказанию, и, если обратиться к нашим примерам, наказанию за кражу и хищение.

Что касается преступления, нераскрытого сразу на месте его совершения, то речь в данном случае идет о преступлении, которое было совершено незадолго до этого или же по прошествии довольно значительного периода времени, когда преступник не схвачен на месте преступления.

По действующему УК Иордании классификация преступлений дается в соответствии с принципами, предусмотренными в континентальной системе права. Все уголовно-наказуемые деяния, в зависимости от наказания, делятся на три категории: преступления, проступки и нарушения.

При определении вида наказуемого деяния принимаются во внимание максимально возможная степень наказания, указанная в законе, а не конкретный приговор, вынесенный судом по делу обвиняемого. Если изнасилованной меньше 15 лет, то карается тюремным заключением на срок до 10 лет (ст. 394, с.2 УК Ирака), а суд назначил обвиняемому тюремное заключение на срок 5 лет, то содеянное все равно считается преступлением.

Не меняется вид преступления и в том случае, если суд заменил предусмотренное за него наказание более мягким наказанием в связи со смягчающими обстоятельствами (ст. 24 УК).

Следует отметить, что указанная тройственная классификация преступлений на основании тяжести наказания не может считаться логичной. Прежде всего, следует принимать во внимание общественную опасность преступного деяния, а не ограничиваться, дав ему определение единственно на основании предусмотренных для него наказаний.

Иначе этот вопрос решается в УК Палестины. Классификация уголовно наказуемых деяний там дается не в отдельной норме, а в статье, разъясняющей понятие отдельных терминов, используемых в УК (ст. 5). В соответствии с этой статьей преступления – это деяния, которые караются смертной казнью или арестом на срок более трех лет. К нарушениям относятся деяния, наказуемые лишением свободы сроком до одной недели. Все другие уголовно-наказуемые деяния считаются проступками.

Отнесение деяния к одному из этих видов определяет пределы ответственности и порядок рассмотрения дела. Таким образом, в УК Иордании и Палестины классификация преступлений четко увязывается с определенными правовыми последствиями.

Совершенно очевидно, что при таком подходе обеспечивается дифференциация уголовной ответственности с учетом тяжести совершенного преступления.

Наказания в Шариате делятся на три типа: кисас, худуд и та’зир.

Кисас (القصاص возмездие), воздаяние за убийство или членовредительство. Законодатель, Велик Он и Славен, предоставил здесь для пострадавшего или его валия право выбора между воздаянием равным, принятием выкупа и даже прощением преступника.

Всевышний Аллах сказал: «Вам предписано возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом» (Корова, 178).

Иллюстрацией применения кисаса может служить хадис, рассказанный Анасом: «Один иудей раздавил голову рабыни (или девочки) между двумя камнями. Её спросили: кто сделал это с тобой? И перечисляли имена, пока не упомянули этого иудея, и она сделала знак головой. Когда привели иудея, он признался, и Пророк приказал раздавить его голову между двумя камнями» (Бухари, Муслим).

(Добавлю в скобках, что после статьи Абу-т-Танвира с критикой неисламских кавказских обычаев мне довелось встретить совершенно безумную попытку обосновать кровную месть вышеприведенным аятом, утверждая, что Аллах, Велик Он и Славен разрешает в нем возмездие в отношении не убийцы, а другого человека из рода убийцы. Это ужасное невежество, и, что еще хуже, утверждение, что Аллах, Чист Он от всего недостойного, позволяет убийство невинных людей! Аят как раз и запрещает бытовавший у арабов обычай кровной мести, по которому, если убийца был свободным из сильного рода, то кисасу подвергался не он, а раб из этого рода, а если убийцей была женщина из слабого рода, то вместо неё мог быть убит свободный мужчина и т.п.)

Худуд (الحدود ед. число хадд, граница), строго оговоренные наказания (забивание камнями, нанесение определенного количества палочных ударов, отсечение руки, и т.д.) за немногочисленные строго оговоренные преступления, а именно: прелюбодеяние, обвинение в прелюбодеянии, воровство, употребление алкогольных напитков, разбой, вооруженный мятеж, и, по мнению некоторых, вероотступничество.

Многочисленны указания в Коране и Сунне на обязательность этого вида наказаний. Сказал Всевышний Аллах: «Вору и воровке отсекайте их руки…», «Прелюбодейке и прелюбодею, каждому из них наносите сто ударов…», «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырех свидетелей, высеките восемьдесят раз…», «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны…». Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Осуществленное на земле наказание лучше для обитателей этой земли чем утренний дождь в течении сорока дней» (Ибн Маджа, Насаи, Альбани счел хорошим).

Сказал Ибн Таймиййа: Если же человек покается в прелюбодеянии, воровстве, или употреблении алкогольных напитков до того, как его дело будет представлено правителю, то правильным мнение является то, что он не подлежит наказанию хадд, как не подлежат наказанию в соответствии с иджма разбойники, если они покаются, прежде чем окажутся во власти правителя. (Фатвы, 34/180)

Та’зир (التعزير), наказание за преступления и проступки, не попадающие в первые две категории и определяющееся иджтихадом правителя.

Сказал шейху-ль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах: «Ученые сошлись во мнении что та’зир узаконен для всех прегрешений, для которых не установлено наказание хадд».

Шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа и имам Ибн аль-Каййим приводят четыре мнения по «верхней планке» та’зира, самым аргументированным из которых является то, что нет ограничения для та’зира и он зависит от мнения правителя в соответствии с общей пользой. Говорит Ибн аль-Каййим: «Размер та’зира зависит от общей пользы и серьезности преступления, и определяется иджтихадом правителя». Это основное мнение в мазхабе Малика, «старое» мнение Шафии, также это мнение предпочел ученик Абу Ханифы Абу Юсуф и шейху-ль-ислам Ибн Таймиййа. Как далилы на это мнение Ибн аль-Каййим приводит многочисленные решения посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем его сподвижников. В частности:

  • Решение о смертной казни не бросающего пить алкоголь после четвертого задержания.
  • Решительное намерение посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжечь дома отсутствующих на общей молитве, не осуществленное из-за опасности для невинных, таких как женщины и дети.
  • Невыдача провинившемуся полагающейся ему доли из трофея.
  • Конфискация половины имущества у отказавшегося выплатить закат.
  • Того, кто совершил членовредительство над своим рабом, Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, наказал тем, что забрал у него этого раба и освободил его.
  • Того, кто украл вещь, стоимость которой не достигает цены, за которую отрубается рука, он наказал двойным штрафом. (Нейлю-ль-аутар).

Умар же, да будет доволен им Аллах, в качестве наказания брил головы, отправлял в изгнание, бил, сжигал винные лавки, а также селение, в котором торговали вином. Он сжег куфийский дворец Саада ибн Аби Ваккаса, чтобы тот не отдалялся от народа.

Все эти далилы указывают на то, что та’зир не ограничен ничем, кроме иджтихада правителя в целях защиты общей пользы и отведения вреда и нечестия. Здесь есть и то, что превосходит хадд, например, смертная казнь для того, кого в четвертый раз поймают пьяным, и то, что вообще не относится к видам хадда, например, изгнание и бритье головы пьяниц. («Аль-худуд ва-т-тазират инда-бни-ль-Каййим» шейха Бакра Абу Зайда)

Ибн Таймийя приводит мнение некоторых шафиитов и ханбалитов, которые считали допустимым смертную казнь тех, чей вред по-другому остановить не получается, например, призывающих к ереси, или шпионов (Фатвы, 35/402-407). Как далил на разрешение смертной казни, он приводит несколько хадисов, в частности слова Посланника, да благословит его Аллах и приветствует: «Если будет принесена присяга двум халифам, то убейте второго из них» (Муслим), а также случаи из практики первого поколения мусульман. (Фатвы, 28/109).

Все наказания осуществляются правителем или уполномоченным им человеком после того, как факт преступления бесспорно установлен в соответствии с Шариатом. Факт преступления устанавливается либо показаниями свидетелей, либо признанием самого преступника. Все эти вопросы детально рассмотрены в фикхе и не представляют затруднения для любого, читающего по-арабски.

Сказал Аль-Куртубий: Нет разногласий в том, что кисас за убийство осуществляют только обладатели власти, их обязанностью является исполнение наказаний кисас и худуд и т.д., так как Аллах, Пречист Он, обратился ко всем верующим с повелением выполнять кисас. Однако не в состоянии все верующие объединиться для выполнения этого, и поэтому они учреждают правителя для выполнения этого и других видов наказаний (Джами ли-ахками-ль-Куран).

В современных кавказских условиях, когда наши земли находятся в оккупации, отправление шариатского судопроизводства крайне ограничено, но это не дает никому права на самосуд.

Решение об использовании та’зира в том или ином случае принимается носителем исламской власти или лицом, его замещающим, на основе его иджтихада. В нашем случае такими людьми являются амир Имарата и руководители вилайатов, да сохранит их всех Аллах.

Таким образом, к примеру, обстрелы и казни торговцев алкоголем или колдунов вполне законны по Шариату, и ведут к явной и общей пользе. А Аллаху ведомо лучше.

Каждого верующего мусульманина хоть раз в жизни посещала мысль о том, что наказания, которые ниспослал на него Господь, не являются соразмерными его грехам. Наказания Аллаха воспринимается ими как злой рок, который нависает над самими мусульманами, их родными и близкими. Человек начинает тревожиться о своем будущем, беспокоится о браке, работе, личной жизни.

Когда Всевышний посылает человеку испытания на его жизненном пути, человеку кажутся эти трудности непреодолимыми, и очень тяжелыми. Но истинно верующий мусульманин понимает, что отчаиваться и терять надежду на милость Всевышнего не стоит. И лишь происки шайтана могут заронить в его душу зерно сомнения.

Верующий утрачивает надежду в милость Аллаха, разочаровываясь в себе, не находя в себе сил и способностей справиться с жизненными трудностями. Но верующий забывает, что только Аллах способен изменить все по Своей воле, если посчитает нужным.

Наказание Аллаха – может быть испытанием, которое посылает Всевышний мусульманам, чтобы укрепить нашу веру, укрепить их связь со Всевышним, и поэтому нам всегда следует стремиться к преодолению трудностей, но сохранять в своем сердце надежду на Всевышнего и Его милость. И пока такая надежда в сердце жива, ни одна проблема в жизни не останется нерешаемой.

Порой человек думает, что наказание Всевышнего приходит к нему без причины, но в реальности, причина за есть — это могут быть совершенная несправедливость по отношению к людям или себе, по отношению к Аллаху, совершение больших или малых грехов, также наказание — может быть испытанием для веры, очищением и причиной приготовления большой награды в райских садах за проявленное терпение, стойкость и благодарность Всевышнему! Но тяжесть грехов мусульманина может привести и к тому, что испытания для него будут слишком сильными и жестокими, и он не сумеет с ним справиться. Достаточно обратиться к хадисам, чтобы узнать, как может наказать Всевышний за грехи людей. Пророк Мухаммад ﷺ рассказывает в этих хадисах о том, какое наказание Аллах пошлет на человека, который совершит тот или иной грех. Такие хадисы переданы нам для того, чтобы мы отвращали себя от греха. Если же грех уже совершен, то избежать наказания за него или максимально ослабить суровость этого наказания можно несколькими способами.

Как избежать наказания Аллаха?

Первый путь избежать или ослабить наказание Аллаха – это искреннее покаяние: если мусульманин после совершенного греха искренне в нем покается, то это покаяние может способствовать ослаблению наказания или прощению. В Коране сказано: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он — Прощающий, Милостивый» (сура Аз-Зумар (Толпы), 53-й аят).

Еще один путь для мусульманина избежать наказания Аллаха – это обращение к Нему с мольбой о прощении. В хадисе, переданном Муслимом, Посланник Мухаммад ﷺ говорит, что если бы люди не грешили, то Аллах заменил бы этот народ другим, который был способен на грех, и этот народ грешил бы, а потом просил бы у Аллаха прощения за свои грехи, и Он прощал их.

Верный путь к тому, чтобы избежать наказание Аллаха — это совершать добрые поступки и не совершать в жизни злодеяния. В суре «Худ» Священной Книги Коран сказано, что «Воистину, добрые деяния удаляют злодеяния» (сура Худ, 114-й аят), и чем больше добрых дел совершит верующий мусульманин, тем больше его грехов будет перекрыто.

Просите Аллаха простить грехи братьям вашим по вере, и это не только касается тех братьев, кто еще жив – просить следует и за тех, кто покинул уже этот мир, но души их тяготят совершенные ими грехи. Следует читать дуа за своего верующего брата в исламе. Сказано в хадисе, переданном от Аиши: «Кто бы из мусульман ни умер, если над ним совершат заупокойный намаз сорок человек, не приобщающих Аллаху сотоварищей, то он получит их заступничество».

Таким же путем к избавлению от наказания Аллаха является совершение добрых дел от имени человека, который несет на себе тяжесть грехов, но уже покинул этот мир, раздача милостыней от его имени.

Еще одним путем защиты от наказания Аллаха является заступничество Пророка Мухаммада ﷺ, и тому немало примеров во многих хадисах рассказывается о заступничестве Пророка Мухаммада ﷺ и других праведников за грешника. В хадисе, переданном Абу Даудом и Ат-Тирмизи, Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Поистине, мое заступничество будет для людей из моей уммы, грехи которых велики».

Мусульманин должен понимать, что беды и печали, которые посылает в его жизнь Всевышний, тоже является одним из путей смыть с него грехи. О этом говорится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари: «Какая бы печаль, тревога или беда ни постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка».

Смывая грехи человека, он освобождается от наказания Аллаха и того, что происходит с ним после смерти – испытаний, ужасов могилы и могильных мук. Ужасы Судного дня после могилы своей тяжестью также освобождают человека от того наказания Ада.

Всевышний с Его безграничной милостью может даровать прощение мусульманину по Своему желанию, поэтому верующий мусульманин не должен оставлять своих молитв, непрестанно уповать на милость Аллаха, не сомневаться и быть крепким в своей вере Аллаха.

Ни одна ситуация в жизни не должна восприниматься верующим мусульманином как безнадежная или нерешаемая – на все воля Аллаха, и ничто хорошее или плохое не останется с нами навсегда. Если Всевышний посылает мусульманину какое-то страдание или препятствие, то он должен воспринимать его как испытание прочности своей веры и с достоинством выходить из него.

Нести наказание Аллаха будет легче, если покаяться и предоставить себя воле Всевышнего. Ни в одной трудности, ни в одной беде человек не остается наедине со своим горем – с ним всегда рядом Тот, кто создал его, Творец, Создатель и Покровитель не оставляет мусульманина в трудный час. В аяте Священного Корана приведены слова Всевышнего: «Не бойтесь, ибо Я – с вами. Я слышу и вижу» (сура Та Ха, 46-й аят). Размышляя над этим, думая об этом, человек верующий уже только одними такими размышлениями приближает себя ко Всевышнему.

Выход из испытаний

Когда Всевышний посылает человеку испытания, которые мусульманин воспринимает как наказание, Аллах также посылает и способы решения возникших трудностей и проблем, выход из возникших сложностей. Если Всевышний дает вопрос, то он дает и способ решить его. В Коране сказано: «Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (сура Ат-Талак (Развод), 7-й аят). Нет такого наказания, такого испытания или горя, которое не смог бы мусульманин вынести, но каждое такое наказание учит чему-то разумного и думающего мусульманина, оно посылается ему не просто так, а с какой-то определенной целью.

Наказания Всевышнего, которые являются для человека испытанием, являются способом очистить свою душу от греха, они посылаются нам для искупления.

Что было бы, если бы героев романа Достоевского судили по нормам мусульманского права

Подготовил Ренат Беккин

Что такое шариат?

Слово «шариат» (в буквальном переводе с арабского — «путь; тропа к источ­нику, дающему жизнь») используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45:18). Среди мусульманских правоведов существуют различные интер­пре­тации поня­тия «шариат». Согласно одной из них, шариат включает правовую проб­лема­тику, то есть конкретные правила поведения, регули­рующие отно­шения между людьми, — ал-му‘амалат; положения догматики — ал-‘ака‘ид; вопросы ислам­ской этики — ал-ахлак; нормы, регламентирующие порядок исполнения рели­гиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отно­шения с Алла­хом, — ал‘ибадат. Таким образом, шариат — всеобъемлю­щий божественный закон, поэтому, например, словосочетание «законы шариата» некорректно. ­

Мусульманское право обозначается понятием фикх (в переводе с араб­ско­го — «глубокое понимание», «знание»). Фикх — составная часть шариата, включаю­щая в себя две категории норм. Первые (‘ибадат) регламентируют механизм исполнения религиозных обрядов, вторые (му‘амалат) регулируют отношения между людьми. В обе категории входят как ясно выраженные положения Корана и Сунны пророка  Сунна — второй по значимости источник му­сульманского права после Корана. Содер­жит предания о действиях и поступках про­рока Мухаммада, служащих примером и руко­вод­ством к действию для мусульман., так и нормы, выведенные мусульман­скими право­ведами путем толкования этих источников.

Шариат применяется там, где имеется хотя бы один мусульманин, практи­кую­­щий основные обряды ислама, например соблюдение пятикратной молит­вы (намаза), поста и т. п. Поэтому распространенное выражение «вве­сти шариат» требует как минимум серьезных пояснений со стороны произ­нося­щего эти слова. Сложнее обстоит дело с поведенческими нормами, относя­щи­мися к раз­делу му‘амалат. Для того чтобы применить некоторые из них, не тре­буется изменений в законо­датель­стве, а для неко­торых (как, напри­мер, уравнива­ние прав всех жен в полигам­ном браке с точки зре­ния гражданского законода­тель­ства) уже необходимы поправки в Семей­ный кодекс и другие нормативно-правовые акты.

Миниатюра «Кади из Маарры». 1334 годÖsterreichische Nationalbibliothek / Wikimedia Commons

Одно из самых известных литературных преступлений — убийство студентом Родионом Раскольниковым старухи-процентщицы. Читателям романа хорошо известно, чем кончилось дело. Виновный был обличен, во всем сознался и по­лучил заслуженное наказание, ставшее важной вехой на пути его духовного возрождения.

Вообразим на мгновение, что свое преступ­ление Раскольников совершил не в сто­лице Российской империи, а в регионе с шариат­ской юрисдикцией (по крайней мере, в сфере уголовного права) и все основные действую­щие в романе лица являются приверженцами ислама. Последнее условие крайне важно, поскольку не всегда в мусульманском мире нормы основанного на ша­риате законода­тельства распространя­лись на немусульман. Это обстоятель­ство, как мы увидим ниже, имеет значение и при расчете компенсации за убий­ство. Итак, вообразим, что после того, как Порфирий Петрович выну­дил Родиона Романовича дать признательные показания, дело Раскольни­кова попадает в руки к шариатскому судье (кади). Как он поступит?

В мусульманском уголовном, или, правиль­нее, деликтном Деликт (лат. delictum) — причинение вреда отдельному лицу, его семье или имуществу вследствие прямого или косвенного нару­шения прав этого лица с возникновением обязанности возместить вред. Отсюда назва­ние этого раздела права — ‘укубат, букваль­но: деликты., праве в зависи­мости от природы наказаний, предусмотренных за совершенное преступление, различаются три вида правонарушений.

Первая группа — преступления, представляющие наибольшую общественную опасность: хадд (араб. «ограничение»), или худуд (мн. ч. от слова хадд). О них есть прямые упоминания в Коране и Сунне или в их отношении сформулиро­вано единодуш­ное мнение сподвижников пророка. Среди мусульман­ских пра­воведов нет согласия в том, какие преступления могут быть отнесены к катего­рии хадд. Если брать максимально полный список, то к такого рода преcтупле­ниям относятся квалифи­цированная кража (сарика) Квалифицированная кража — кража, при ко­торой вещь была похищена из места ее при­выч­ного хранения, при этом имел место взлом (не считается квалифицированной кра­жей, например, похищение слугой оставлен­ного хозяйкой на столе кольца). Также для от­не­сения кражи к квалифициро­ванной необходимо, чтобы стоимость похи­щенной вещи была не меньше определенной в законе суммы., прелю­бо­деяние, ложное обвинение в прелюбодеянии, употребление спиртного, разбой, бунт, измена исламу.

Вторая группа — преступления, санкция за совершение которых основана на прин­ципе талиона  Талион — равное воздаяние за причиненный физический ущерб по принципу «око за око, зуб за зуб».: кисас (араб. «воздаяние равным»). К ним относятся прежде всего убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Третья группа правонарушений — та‘зир (араб. «удержание»): в современных уголовных кодексах некоторых мусульман­ских стран в эту группу входят все правона­рушения — за исключением тех, которые относятся к категориям хадд и кисас.

Убийство женщин

В романе Раскольников убил как минимум двух человек: старуху-процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету (которая, по намеку Достоевского, воз­мож­но, ждала ребенка »Главное же, чему удивлялся и смеялся сту­дент, было то, что Лизавета поминутно была беременна…».). Данное преступление относится ко второй катего­рии — кисас. Раскольников совершил умышленное убийство. В пользу наличия умысла говорит, помимо прочего, и орудие преступления. Так, например, если бы Раскольников взял палку, а не топор, то при умелой работе адвоката можно было бы доказать, что намерения убивать старуху у него не было — только поколотить. Согласно шариату, судьба Раскольникова находится в руках родственников убиенных им жертв. Они могут выбрать одно из трех решений: простить Раскольникова; делегировать государству право осуществить возмез­дие в виде смертной казни; потребо­вать от убийцы компенсацию (так назы­ваемую плату за кровь, или виру). Однако, по мнению большинства мусуль­манских правоведов, лучшее решение в такой ситуации — прощение убийцы.

Жесткое регламентирование вопросов наказания за совершенное убийство или членовредительство имело целью борьбу с таким распространенным явлением, как кровная месть. Выступая против кровной мести, ислам жестко ограничил права жертвы и ее родственников наказанием лишь одного пре­ступника (а не всего племени) или получением компенсации. Вот почему прощение выглядит наилучшим решением с точки зрения установления мира и спокой­ствия в обществе.

Среди мусульманских правоведов нет единодушия по вопросу, следует ли в случае прощения убийцы родственниками жертвы взимать плату за кровь. В Сунне установлена стоимость компенсации за кровь убитого взрослого муж­чины-мусульманина — 100 верблюдов; в правление халифа ‘Умара (634—644) это равнялось 1000 динарам  С тех пор данный размер компенсации взят за основу при исчислении платы за причи­нен­ный физический ущерб и убийство.. За убитую взрослую женщину-мусульманку ком­пенсация составляла соответственно 50 верблюдов (или 500 динаров). В наши дни, например, в Саудовской Аравии при установлении платы за кровь берется рыночная стоимость 100 верблюдов — так, при умышленном убийстве выплата за уби­того мужчину превышает 100 тысяч долларов.

Если же у убитого не было родственников, то право решать судьбу преступника переходило к правителю (то есть к государ­ству). Правда, в отличие от родст­вен­ников жертвы, государственные органы уже не имели права простить убийцу. Они могли назначить ему другое наказание, кроме смертной казни, — например, тюремное заключение.

Кража

Убийство старухи сопровождается в романе кражей денег и отданных в залог вещей. Это отягчающее обстоятельство. Наказание в этом случае зависит от того, какая санкция будет выбрана за убийство: если это воздая­ние равным, то есть смертная казнь, тогда похищенные вещи просто возвращаются их вла­дельцам или (в случае смерти послед­них) их наследникам. Если же родствен­ники жертв прощают убийцу, то судья при вынесении приговора может увели­чить срок тюремного заключения для преступника, принимая во внимание тот факт, что имело место не просто убийство, а убийство с ограблением. Обнару­жен­ные у преступника вещи также следует возвратить тем, кому они принадлежали.

Убийство нерожденного младенца

За гибель плода в чреве Лизаветы с убийцы могли бы взыскать до 1/20 платы за кровь свободного мужчины-мусульманина, то есть эквивалент стоимости пяти верблюдов.

Ростовщичество

Говоря о старухе-процентщице, нельзя не упомянуть о ее занятии — ростов­щичестве. Старуха давала деньги в рост под залог ценных вещей. В исламе недопустимо взимать или выплачивать процент. Согласно хадису (преданию о словах и делах пророка Мухаммада), риба (ростовщичество) имеет 70 степе­ней наказаний, и самое легкое из нака­заний равнозначно наказанию за совер­ше­ние прелюбодеяния с родной матерью (то есть смертной казни). Иными словами, самая легкая форма ростовщиче­ства сравнивается с пре­ступле­нием, которое относится к категории хадд — прелюбодея­нию лиц, не состоящих друг с другом в браке и находя­щихся при этом в близком родстве (что является отягчающим обстоятель­ством). Логично было бы предположить, что санкция за ростовщическую деятельность будет жесткой. Но в реальности кара за лихо­имство обещана только в будущей жизни. То есть конкретного наказания в мусульман­ском праве за занятие ростовщичеством не предусмотрено. Но тео­ре­тически для злостных ростовщиков возможно наложение наказания (та’зир) судьей. И, конечно, от ростовщика требуется вернуть все взятые с долж­ников проценты. Кроме того, согласно шариату, грех совершает не толь­ко тот, кто взимает процент, но и тот, кто выплачивает его.

Убийство «ради блага»

Раскольников убивает старуху, пытаясь таким образом избавить человечество от человека, паразитирующего на обществе, занимающегося осуждаемым с точки зрения шариата деянием. Но это не снимает с него ответственности за совершенное им преступ­ление, так как он не имел права проливать кровь ни старухи, ни тем более ее ни в чем не повинной сестры. То, что жертва занималась незаконной (осуждаемой) деятельностью, не имеет значения при назначении наказания преступнику.

Проституция

Что касается работы Сони Мармеладовой на панели — это занятие осуждается шариа­том. Женщина или мужчина, занимающиеся проституцией, подлежат наказанию подобно тому, кто совершил прелюбодеяние, не состоя в законном браке. Санкция здесь та же — раджм, побивание камнями. Однако на практике по от­ношению к проституткам зачастую применялось более мягкое наказа­ние, чем предусматривали источники мусуль­манского права. Например, тех, кто про­мышлял этим ремеслом, просто могли выселить из города. Следует также отме­тить, что нельзя пользоваться деньгами, зарабо­танными проституцией. Так, например, в одном из хадисов сказано: «Посланник Аллаха запретил брать цену собаки То есть нельзя брать и выплачивать деньги
за собак., заработок блудницы и заработок прорица­теля» — эти деньги считаются нечистыми.

Читайте также на Arzamas «7 секретов «Преступления и наказания»» и «Какие преступления вдохновили Достоевского». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *