Направления социального воспитания

Воспитание – одна из основных категорий педагогики. Тем не менее общепринятого определения понятия «воспитание» не существует. Одно из объяснений этого – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, деятельность, процесс, результат, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно их них не позволяет охарактеризовать воспитание как педагогическую категорию в целом.

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют воспитание как социальное или как педагогическое явление, рассматривая их, в свою очередь, в широком или узком смысле.

Воспитание как социальное явление – один из факторов жизни и развития общества. Воспитание в широком социальном смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений младшим. Под опытом понимаются знания, умения, способы мышления, нравственные, эстетические, правовые нормы, духовное наследие человечества. Каксоциальное явление воспитание носит:

а) исторический характер. Оно возникло вместе с обществом и будет существовать, пока существует общество;

б) конкретно-исторический характер. Смена уровня развития производственных сил и производственных отношений влечет за собой смену целей, задач и форм воспитания;

в) классовый характер. Хорошее воспитание требует больших затрат, в том числе и финансовых, а значит, становится недоступным для всех людей в обществе, начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность;

г) социальный характер. Цели, содержание, формы воспитания определяются потребностями общества и формулируются исходя из его интересов.

Воспитание в узком социальном смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (семья, учебно-воспитательные учреждения, органы правопорядка, трудовые коллективы и т. д.) с целью формирования определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

Воспитание как педагогическое явление в широком педагогическом смысле – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества, эстетических взглядов и т. д.).

Признаки воспитания как педагогического понятия:

• целенаправленность (наличие какого-то образца, идеала воспитания);

• соответствие социально-культурным ценностям (воспитывается то, что принято в обществе);

• присутствие определенной системы организуемых влияний. В педагогике принято выстраивать траекторию движения

к цели через комплекс решаемых задач. К задачам воспитания традиционно относят задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, гражданского воспитания.

Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.А. Сухомлинский). Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и самовоспитании, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существуют приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемое как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и (или) школьном воспитании, влияние малых социальных групп.

Несмотря на то что социальное воспитание зародилось еще в античные времена, научное обоснование этот процесс и обозначающий его термин получили сравнительно недавно. Актуальность развития, социализации личности, ее самоопределения и адаптации в обществе (а это основное содержание социального воспитания) отмечали в своих трудах как западные (А. Дистервег, Э. Дюркгейм, Дж. Коулмен), так и отечественные ученые (К. Д. Ушинский, Η. Ф. Федоров, Л. Н. Толстой и др.).

Социальное воспитание – это составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественнополезной деятельности.

Социальное воспитание органично связано с обучением, образованием, психологической подготовкой личности, самообразованием. Это единый комплексный интегративный многофункциональный процесс, который предполагает использование всего имеющегося арсенала педагогических средств и возможностей в целях нравственного, социального становления и развития личности.

Педагогическая деятельность лишь тогда отвечает принципам социального воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей, ведет к выявлению творческих дарований каждого ребенка как субъекта, находящегося в тесной связи с социумом и являющегося его частью. Именно эти положения раскрывают в своих трудах Π. П. Блонский, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий.

В психологическом плане социальное воспитание представляет собой процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого (индивида и социальных институтов), в результате которого происходит осознание индивидом и корректировка значимых для него ценностей, потребностей, мотивов, норм и привычек поведения, развитие общественно значимых качеств личности.

В настоящее время в социальном воспитании существует несколько основных подходов:

  • 1. Индивидуальный подход подразумевает учет индивидуальных особенностей воспитуемых как на индивидном (темперамент, задатки и пр.), так и на личностном (интересы, уровень притязаний и др.) уровне.
  • 2. Личностный подход раскрывается через помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии своих возможностей.
  • 3. Возрастной подход позволяет использовать закономерности развития личности (физиологические, психиче

ские, социальные и т.д.) в процессе осуществления социального воспитания.

  • 4. Гендерный подход основывается на создании условий воспитания, при которых развитие мальчиков и девочек будет способствовать позитивному становлению маскулинных, фемининных и андрогинных черт и эффективному полоролевому обособлению в обществе.
  • 5. Дифференцированный подход делает возможным процесс целеполагания в социальном воспитании в зависимости от уровня системы и функций того или иного института воспитания. Например, социальный педагог изучает, анализирует и классифицирует различные качества личности и их проявления, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы членов коллектива, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой, конкретные задачи и цели воспитания, формы включения се в общую жизнедеятельность и взаимодействие.

Социальное воспитание осуществляется на основе нескольких важнейших принципов:

  • • принцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом;
  • • принцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и в жизнедеятельности воспитательных организаций;
  • • принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью, а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни. Этот принцип означает признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое. В соответствии с данным принципом воспитание необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность состояться заново;
  • • принцип дополнительности предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др.; изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения (А. В. Мудрик).

Процесс социального воспитания осуществляется как в организациях, занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.), так и в специально созданных воспитательных организациях (коллективах), в которых возможно создание условий для целенаправленного позитивного развития личности, организации ее социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

Социальный опыт понимается как единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных установок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодействия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения. Организация социального опыта происходит посредством организации быта и жизнедеятельности различных групп, взаимодействия членов групп и микрогрупп между собой (А. В. Мудрик).

Образование включает в себя: а) систематическое обучение (формальное образование, как основное, так и дополнительное); б) просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (неформальное образование); в) стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь – это сознательное влияние на человека с целью: а) приобретения им знаний, установок и навыков, которые нужны для удовлетворения его позитивных потребностей; осознания человеком своих ценностей, установок и умений; б) воспитания самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения; в) развития благотворительности по отношению к себе и к другим, к социальным проблемам; г) формирования душевного чувства причастности к семье, группе, социуму;

д) выработки адаптации в социуме. Наконец, это содействие человеку в решении проблем; создание специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для позитивного самораскрытия человека.

В процессе социального воспитания между его субъектами происходит взаимодействие, т.е. обмен и взаимообогащение информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками. Социальное воспитание может осуществляться на уровне:

  • – межличностного взаимодействия;
  • – группового взаимодействия (обычно до 30–50 человек);
  • – межгруппового взаимодействия (между первичными коллективами);
  • – массового взаимодействия (все члены организации).

Характер, интенсивность и содержание такого взаимодействия во многом зависит от этнической, культурной, социальной и иной специфики участников взаимодействия.

Организационно социальное воспитание осуществляется в воспитательной организации через коллективы – формализованные контактные группы людей, функционирующих в рамках той или иной организации. Жизнедеятельность коллектива, его быт, где реализуются ситуации проигрывания социальной роли его членами, становится пространством освоения и приумножения ими социального опыта, полем самореализации и самоутверждения, создавая тем самым возможности для развития человека.

Различают субъектов социального воспитания:

  • • индивидуальных (воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой);
  • • групповых (коллективов);
  • • социальных (организаций, органов управления и др.).

Взаимосвязь субъектов социального воспитания носит

институционально-ролевой характер. Эффективность социального воспитания во многом зависит от уровня и качества взаимодействия разнообразных субъектов и институтов, прежде всего от взаимодействия семьи, образовательно-воспитательных учреждений и социальных служб. При этом имеется в виду не узковедомственное влияние, а согласованное комплексное воздействие на социально-педагогическую ситуацию, которая требует разрешения в интересах ребенка.

Одним из результатов воспитания является воспитанность – комплексное свойство личности, определяющее сформированность ее качеств. Воспитанность бывает настоящая и формальная, естественная и наносная, глубинная и поверхностная, идущая у человека изнутри и вызывающая у самого человека внутренний протест. Определение воспитанности является сложной и не вполне разрешенной в современной науке проблемой. В настоящее время об уровнях воспитанности можно составить лишь приблизительное представление, используя сложные и трудоемкие процедуры выявления и анализа результатов воспитания.

Диагностика воспитанности – это процесс выявления уровня воспитанности личности, особенностей проявления ее качеств. Существуют различные точки зрения на определение показателей и критериев воспитанности личности.

Критерии воспитанности условно можно подразделить на жесткие и мягкие. К первым относят важные статистические показатели: число совершенных правонарушений и тенденция их изменения; темпы распространения пьянства, наркомании, курения, проституции среди молодежи; число детей, брошенных родителями и др.

Среди показателей воспитанности можно выделить:

  • а) направленность. Здесь существует несколько подходов. Во-первых, различают направленность на объект; на других людей; на себя. Во-вторых, выделяют положительную направленность (на добро, созидание) и отрицательную направленность (на зло, разрушение);
  • б) наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, отечеству, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе;
  • в) показатели, определяемые на основе структуры личности. Это мотивы поведения воспитанников; знание ими норм и правил поведения; сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанников; поведение воспитанников в целом.

Для диагностики воспитанности социальный педагог должен использовать комплекс методов изучения личностных качеств. Желательно, чтобы применяемая система методов охватывала мотивы, знания и умения воспитанника. Спектр этих методов достаточно широк: опросные методы (анкетирование, тестирование, беседа и др.), наблюдение, проективное тестирование, изучение продуктов деятельности ребенка, шкалирование, метод независимых оценок и др. Многие методы не только позволяют выявить особенности проявления того или иного качества, но и оказывают воспитательный эффект. Тем более что результаты ряда методик можно обсудить вместе с воспитуемыми. Регистрация результатов диагностики осуществляется в различных формах. Очень осторожно и корректно могут использоваться цифровые индексы, шкалы, различные условные обозначения.

» Социальное воспитание. Принципы

социального воспитания. Различия между

социализацией взрослых и детей»

Что следует понимать под социальным воспитанием?

Как отмечает , термин социальное воспитание в настоящее время употребляется в двух аспектах:

1. Социальное воспитание – есть воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними.

При таком рассмотрении акцент делается на усвоение личностью групповых образцов, норм, стереотипов коллективной деятельности, стиля мышления той или иной социальной группы, общности.

Результат такого воспитания – усвоить социальные роли, социальные ценности и нормы поведения и личность как объект культуры, представляющая собой итог социализации.

2. Социальное воспитание есть процесс овладения индивидом определенным типом культуры в ходе социализации и индивидуализации на основе приобщения к ценностям культуры, а также выполнения определенных социальных ролей. В данном подходе личность является активным субъектом культуры, обладающая свободой, волей, способностью к творческой деятельности.

Акцент делается на развитие духовных и социальных качеств личности

Цель социального воспитания :

Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т. е. через накопление социального опыта и формирование социальной компетентности.

Социальный опыт- единство различного радо ЗУН, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения, интериоризованных ценностных ориентаций и социальных установок, запечатленных ощущений и переживаний.

определяет социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизенноважных задач взаимодействия с окружающим миром :

1. формирование социальной компетентности;

2. достижение социального самоопределения;

3. достижение жизненного успеха

4. выживание в обществе.

Результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром.

С развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию.

1. Социальное воспитание рассматривает личность как члена современной социальной группы, социальной общности, общества в целом, как представителя той или иной культуры.

Социальное воспитание делает акцент на формировании социальных качеств, социальной компетентности личности.

Традиционная педагогика изучает сущность, закономерности, задачи, содержание, условия умственного, нравственного и т. д. воспитания.

2. Социальное воспитание интересует вопрос «Как воспитывает личности сама социальная жизнь общества, а не отдельный индивид, взятый вне связи с социальной группой.

3. Социальное воспитание характеризует направленность на регулирование социально-культурного взаимодействия в социальной группе, общности; опора на социальное подражание, социальные чувства, социальные потребности и интересы; опора на социальное творчество; социальное воспитание во всех его модификациях, моделях, технологиях служит общественно-государственным инструментом стабилизации общества; система социального воспитания находится под постоянным контролем общества, т. е. той социальной системы частью которой она является.

4. Социальное воспитание сориентировано на решение двух взаимосвязанных задач – успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитие человека как субъекта деятельности и общения, и как личности.

Схематически процесс социального воспитания можно представить как: ( по )

1. включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций;

2. приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта;

3. интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности;

4. экстериоризация социального опыта, т. е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение.

Таким образом, социальное воспитание функционирует в конкретном обществе, следовательно, оно культивирует тот набор ценностей, которые адекватны типу государственного устройства, социально-политической системе данного общества.

Можно выделить две группы ценностей социального воспитания:

1. Ценности культуры данного общества, присущими ему в ходе истории, а также формулируемые многими поколениями мыслителей, внесшими вклад в развитие культуры.

2. Ценности, имеющие конкретно-исторический характер и определяющиеся идеологией конкретного общество в тот или иной исторический период его развития, т. е. зависящее от политических, правовых, нравственных, философских взглядов в которых осознаются и выражаются отношения людей к действительности.

Принципы социального воспитания.

1. Принцип природосообразности

Аристотель, , А. Дистервег. .

Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, развивать у него ответственность за развитие самого себя, дальнейшую эволюцию ноосферы. Человека нужно воспитывать не только как мужчину или женщину определенного возраста, не только как жителя конкретной страны, но и планеты в целом.

Данный принцип предполагает необходимость ч учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.

2.Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, и др.)

Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

3.Принцип дополнительности в социальном воспитании.

Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития , наряду с природными, социальными, культурными факторами. Этот принцип позволяет рассматривать социализацию как сочетание стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания.

4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.

Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам

5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения.

Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.

6.Принцип гуманистической направленности воспитания

7.Принцип коллективности социального воспитания.

Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

8. Принцип диалогичности социального воспитания

Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д-р рим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых:
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т. д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
оулд (1978) предложил теорию, которая значительно отличается от рассмотренной Он считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Хотя Гоулд разделяет точку зрения Фрейда о том, что травмы, перенесенные в детстве, оказывают решающее влияние на формирование личности, он считает, что возможно их частичное преодоление. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.
Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциалазацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия так же является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение.

Литература

1. Андреева психология. — М.: Изд-во МПСИ, 2001.- 460с.

2. Асмолов ребёнку — развитие личности // Новые ценно-сти образования. — 1996. — Вып. 6. — С. 39-45.

3. Бедерханова поддержка индивидуализации ребён-ка // Классный руководитель. — 2000. — № 3. — С. 39-50.

4. Ильин ребёнка // Очаг. — 1993. — №9. — с. 27-40.

5. Мудрик помощь в социальном воспитании // Но-вые ценности образования. — 1996. — Вып. 6. — С. 51-56.

6. Селиванов . — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. — 190 с.

8. Титова воспитание проблемных подростков как орга-ническая часть образовательного процесса // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. — Челябинск: Изд-во ГПУ, 2004. — С. 108-111.

9. Философский словарь / под ред. . — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.

Семейное и общественное воспитание

Современная культура создаёт обширный круг лиц, не умеющих воспитывать своих детей в семье, например, такие люди как фабричные рабочие. Они уходят на работу каждый день и взывают к обществу о помощи в воспитании, так как часто им бывает некого оставить на воспитании своих детей. В таком же положении оказываются многие другие семьи. Наконец, во многих семьях родители могли бы воспитывать своих детей, но часто не умеют и не знают, как это делать. Любовь родительская — чувство драгоценное, но не может заменить собой педагогического умения и подготовки, которой часто бывают лишены родители. Да и дети нуждаются в более широком обществе, чем общество братьев и сестёр. Отсюда возникают детские организации, приходящие на помощь семье. И чем культурнее страна, тем многочисленнее и разнообразней детские общественные организации. Но если мы заменим семейное воспитание всецело общественным, то могут возникнуть следующие недостатки как, указывает П.Ф. Каптеев:

Во-первых, получится несомненный вред для развития детской индивидуальности. Потому что основной задачей общественного воспитания является формирования у детей общих свойств, уделяя мало внимания тем свойствам, которыми дети отличаются друг от друга. В семье же членов немного, а потому отличные черты детей могут развиваться свободно, семье использовать принцип конвейера в организации своих отношений к младшим членам нет нужды, а при общественном воспитании наоборот.

Во-вторых, только семья может внести в воспитание очень важный элемент — это любовь, развитие и воспитание детского сердца. Общественное воспитание основано на науке, оно лишено сердечной теплоты. Потому что любить всех детей, за все болеть душой, относится к каждому с сердечной теплотой, может только личность, выдающаяся по своему нервно — психическому строению, но таких личностей мало. А без любви и ласки дитя вянет. Ещё Генри Песталоцци писал, что семейные радости человека — самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми есть самая святая радость человека.

Таким образом, можно говорить, что всецело заменить семейное воспитание на общественное нежелательно и невозможно. У семейного воспитания множество преимуществ, которые не может заменить ни одно общественное воспитание. С другой стороны, семье, не следует отворачиваться от общественного воспитания, и вести воспитание своих членов, за счёт своих сил, без помощи существующих организаций.

Задачи семейного воспитания

воспитание семья отец сирота

Воспитание по своей сущности, по своим целям и задачам единое целое. Потому нет возможности определять задачи семейного воспитания и в то же время определять задачи воспитания вообще. Задачи воспитания в исследованиях П.Ф. Каптерева таковы:

1. Всестороннее, связанное и по возможности гармоничное развитие самодеятельной личности.

2. Воспитание человека как члена общества.

3. Воспитание человека как члена природы.

4. Воспитание человека в связи с первоисточником мировой жизни, с Божеством как момента, песчинки вселенного бытия.

Эти задачи необходимо учитывать при семейном воспитании, иначе развитие личности может пойти в неправильном направлении.

Исходный пункт всего семейного воспитания заключается в том, что каждый родившийся есть творец новой жизни, и его творчество новой жизни начинается с момента рождения, с оригинальности его реакций на впечатлениях, которое постепенно будет проясняться.

Если каждый живой организм своеобразен вследствие особенностей наследственности, то нужно выследить и понять эту своеобразность. Поэтому родители и воспитатели на протяжении определённого времени должен наблюдать за развитием развивающегося организма. Необходимо наблюдать и изучать к чему дитя тянется и от чего отворачивается, чтобы понять его индивидуальность. Родителям и воспитателям на первых порах необходимо воздерживаться от вмешательства в реакции детей на впечатления от среды, потому что для того, чтобы понять природу родившегося, нужно тщательно изучить реакции самого дитя на впечатления, не примешивая к самобытной деятельности детского организма своих элементов воздействия и указаний.

Как указывает П.Ф. Каптеев воспитание не означает бездейственность. Во-первых, потому что надо создать соответствующую среду для развития дитя, материальную и нравственную. Всякие недостатки материала будут сказываться на развитии личности ребёнка. А устроить всю окружающую среду благоприятно во всех отношениях — дело весьма трудное и сложное. Трудность заключается ещё в том, что и сам воспитатель является источником впечатлений для ребёнка, поэтому ему необходимо освободиться от отрицательных качеств, иначе источник впечатлений для дитя будет отравлен, нечист, отрицателен. Во-вторых, в окружающей среде ребёнок встречает много неизвестного, которое он не сможет понять без помощи взрослого, многое ребёнок не сможет делать, от многого может получить вред, если не предохранить его от этого. Ребёнку нужно во многом помогать, непрерывно наблюдать за ним, в чём открывается обширное поле деятельности. Нужно заботится о том, чтобы ребёнок больше дел делал сам, потому что в дальнейшем это будущий строитель жизни, которую он будет строить без нашей помощи и указки, необходимо развивать в нём самостоятельность. Подавление самостоятельности непрерывными указаниями и излишней помощью, есть один из самых больших педагогических грехов, какие только могут сделать родители и воспитатели по отношению к ребёнку.

Также существенной задачей семейного воспитания будет являться развитие индивидуальных способностей. У каждого индивида есть свойства ограниченные или слабые. Поэтому педагог должен работать над исправлением недостатков, к возведению индивидуальности к человеку, всестороннему и гармоничному. Здесь-то и открывается трудная и сложная задача для родителей, требующая большой осторожности при её разрешении. Нужно учитывать, что недостатки и недочёты личности являются её естественными свойствами, поэтому ненужно относится к ним с раздражением и гневом. Следует помнить, что недостатки составляют лишь обратную сторону, изнанку положительных свойств. Например, как утверждает П.Ф. Каптеев , такие недостатки как властность и властолюбие, подразумевают собой неправильное выражение силы и энергии, нерешительность и боязливость, осмотрительность при сложном положении и другое. Поэтому, борясь с недостатками, нужно помнить о связанном с ними положительном качестве. Расширение индивидуальности новыми желательными свойствами требует ещё больших хлопот, оно требует многих строго обдуманных решений, направленных к одной цели, созидание нового желательного свойства. Новое свойство быстро не прививается, на их осознание у современного человека есть ряд свойств неприсущих первобытным людям.

В период семейного воспитания недостатки индивидуальности вскрываются ещё не вполне, не во всей силе, но, несомненно, что в этом отношении уже обнаружено. Ненужно приступать к открытой борьбе с недостатками и расширению детской индивидуальности, а нужно принять меры, которые препятствовали развитию недостатков и подготавливали бы детей к расширению индивидуальности. Исходя, из этого мы можем, сказать, что семейное воспитание является важнейшим фактором в развитии личности ребёнка с самого его рождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *