Направления в буддизме

Тхеравада

Учение старейших. Тхеравада основана на текстах, которые были составлены после ухода Будды в нирвану. Приверженцы этого направления считает, что многое более поздних направлениях — нововведения, которые искажают суть учения Будды Шакьямуни, а в некоторых случаях и полностью ему противоречат.

Некоторые применяют к Тхераваде название Хинаяна или Малая колесница. Это не совсем корректно. Понятие Хинаяна зародилось внутри Махаяны и означает буквально «низший», «узкий», «презренный». Однако применять такие «эпитеты» к Учению старейших – одной из самых древнейших школ, согласитесь, не совсем правильно.

Тхеравада – аскетическое направление. Оно учит повторять путь Будды, чтобы достичь нирваны. А это значит, что нужно отказаться от всего земного, разорвать семейные связи. В идеале по учению нужно стать монахом — только так можно достичь истинного просветления.

Тхеравада не является целостным учением. Ее последователей одолевают сомнения по поводу правильности трактовок текстов Будды. В связи с этим направление в процессе своего существования разделилось на несколько религиозно-философских течений:

  • саунтрантики;
  • вайбхашики.

Тхеравада существенно отличается от Махаяны – «Великой колесницы». Если первая акцентирует внимание на том, что сам человек должен пройти путь Будды и достичь нирваны, то вторая говорит, что нужно помогать другим людям в достижении просветления, а о себе думать в последнюю очередь, так как помощь другим уже сама по себе является частью пути к пробуждению.

Истинный буддизм отличается от остальных мировых религий – здесь нет такого понятия как «Бог». Его основатель – Сиддхартха Гаутама – реальный человек. С помощью духовных практик он дошёл до состояния, называемого нирваной. Считается, что если обычный человек будет следовать его пути, то он сможет повторить его в точности.

Махаяна

Часто ее называют северным буддизмом. Истоки махаяны находятся в Индии, откуда она и распространилась по азиатским странам – в Непал, Тибет, Корею, Вьетнам, Монголию, Китай, отдельные регионы России. Возникновение ее относят к концу I века до н.э.

Махаяна – противоположность Тхераваде. В ней прослеживается обожествление Будды, а также теория триединства, немного напоминающая христианскую религию: Отец, Сын, Святой дух, только в Махаяне это называется иначе:

  • Реальный человек – Сиддхартха Гаутама – это проекция Бога на земле (Самбхогакая).
  • Земное тело может иметь множество форм. Одна из них – Амитаба, которую люди видят, уважают, поклоняются.
  • Нирваны достигает сущность или Дхармакая – то, что является первоисточником во вселенной.

Основа восточного вероучения – личный опыт реального человека. Познавая себя и мир, Сиддхартха Гаутама отталкивался не от религиозных догматов, которые ничем не доказаны и принимаются только на веру, не от мифических сказаний, а от того, что «рассказывают» его собственные органы чувств. Те, кто глубоко изучают буддизм, часто называют его не вероучением, а философией.

Основные идеи

В отличие от других мировых религий, где личность как таковая не важна – рассматривается лишь абстрактное поклонение Богу (самостоятельное мышление не поощряется, все принимается на веру, доказательства отсутствуют), буддизм основан на личностном аспекте. Это значит, что если индивидуум сам не захочет измениться, никто за него этого не сделает.

Всего основных идей четыре:

  • средний путь;
  • 4 благородные истины;
  • восьмеричный путь;
  • 5 заповедей.

Средний путь – понятие, которое означает отсечение крайностей. Не нужно ударяться в полный аскетизм либо опускаться в пучину удовольствий.

4 истины есть не что иное, как констатация следующих фактов:

  • земной мир полон страданий;
  • причины страданий – страстное желание удовольствий;
  • возможность избавления от страданий есть – это путь ограничения себя в удовольствиях;
  • достижение нирваны.

Восьмеричный путь – возможность пройти семь взаимосвязанных между собой ступеней собственного совершенствования, где наградой будет нирвана (восьмая ступень). Здесь все подчинено логике. Поэтапное прохождение ступеней невозможно – все работает в комплексе, центр которого – человеческий разум.

Заповеди таковы:

  • не убивать;
  • не лгать;
  • не красть;
  • не прелюбодействовать;
  • не употребляй «адское зелье» (наркотики, алкоголь, табак).

Уважаемые читатели, информация в этой статье – мизерная часть тех знаний, которые может подарить восточное вероучение. Однако мы надеемся, что он поможет вам глубже разобраться в интересующей вас теме.

Если материал оказался для вас полезным, поделитесь им в соцсетях.

А мы прощаемся с вами до следующей встречи!

Тхеравада (хинаяна)

Тхеравада («учение старейшин») считается школой строгого следования правилам Винаи для монахов и монахинь. Для них Будда — существо, достигшее Просветления в процессе духовного совершенствования, протекавшего в различных формах на протяжении сотен рождений. В качестве духовных практик последователи тхеравады широко используют разнообразные медитативные техники. Философские искания не свойственны адептам данного направления. Основным регулятором поведения было добровольное соблюдение дисциплинарного устава (Винаи). Махаяна («Великая колесница») — второе по времени исторического оформления направление в буддизме, как самостоятельное течение сложилось в начале нашей эры. Махаяна представлена различными школами во Вьетнаме, Китае, Корее, Тайбее (Тайване) и Японии. В махаяне получила развитие идея бодхисаттв — высших существ, помогающих спастись другим существам. Это класс небесных существ, достигших Просветления, но продолжающих череду рождений в сансаре, для оказания помощи другим. В учении махаяны считается, что состояния будды может достичь каждый. В махаяне признается бесчисленное число будд. Будда рассматривается как высший принцип единства всего сущего, присутствующий всегда и во всем. Все мироздание рассматривается как космическое Тело Будды, вырабатывается представление о небесных странах, в которые можно попасть в состоянии медитации. Апофеозом учения махаяны о бодхисаттвах является их обожествление. Наиболее почитаются бодхисаттвы Авалокитешвара и Майтрея — воплощения любви и милосердия. Земным воплощением Авалокитешвары считается Далай-лама. Ваджраяна («Алмазная колесница») стала третьим крупным направлением, в котором наследие раннего буддизма дополнилось новыми практиками, текстами, мифологией и ритуалами. Ваджраяна начала формироваться в Индии в V в. Для нее характерны акцент на посвящения и обряды, культивировирование новых видов йоги. Как необязательные для исполнения рассматриваются нравственные запреты. Согласно буддийскому тантризму достигнуть высшего состояния будды возможно для любого верующего в земной жизни, для чего практикуются магия, йога, различные ритуалы, чтение мантр, особое значение придается духовно-йогическому совершенствованию женщин. Вырабатывается представление о новом классе женских божеств и духов (дакини), выступающем в качестве защитницы Дхармы (буддийского учения).

Основные школы и направления буддизма

Период развития буддизма до его разделения на школы традиционно называют «ранним буддизмом»: Этот период включает следующие этапы:
1) время жизни и проповеднической деятельности Будды Шакьямуни (6—5 вв. до н.э. или по новым данным: 5—4 вв. до н.э. );
2) сангха после смерти Будды до раскола на тхераваду и махасангхику (4—3 вв. до н.э.).

После смерти Будды его учение было подхвачено множеством поклонников, особенно в северной и центральной частях Индии, и какое-то время передавалось в устной традиции. Позднее были созваны соборы: в 480 году до н. э. – в Радшагрихе и 380 году до н. э. – в Вайшали, на которых учение канонизировалось и был разработан текст так называемого послания Будды. Нельзя не заметить, что уже на втором соборе обнаружились различия в понимании того, чему на самом деле учил Будда. Впоследствии этот факт очень сильно повлиял на судьбу мирового буддизма в целом.

Несмотря на такие достаточно значимые события, буддийская сангха была в те времена лишь ограниченной группой сторонников идей Сиддхартхи Гаутамы, а сам буддизм – одним из многих существовавших на то время религиозных течений. Взлететь до небывалых высот, стать основной государственной религией буддизму помог могущественный правитель – император Ашока, время правления которого считается «золотым веком» буддизма.

В течение последующих 300-400 лет после канонизации в рамках буддизма появилось около 20 школ (обычно говорят о 18), представлявших две основных группы — стхавиравадинов (палийский вариант тхеравадинов) и махасангхиков; на рубеже нашей эры они инициировали появление главных школ буддизма, существующих и по сей день: Хинаяны (Тхеравады) и Махаяны.

Некоторые из восемнадцати школ отличались друг от друга несущественно, например, пониманием вопросов дисциплинарного кодекса монахов (Винайи), а между некоторыми расхождения были весьма значительными.

Будда завещал свободу философской дискуссии, но при условии неукоснительного следования догматике. Школы возникали в буддизме не в результате привнесения каких-либо новых положений в религиозную доктрину. Они первично различались между собой только в отношении истолкования свода дисциплинарных правил для монахов — членов буддийской общины (сангхи), своих общественных установок и того, каким образом осмыслялась в этих школьных субтрадициях фигура Будды Шакьямуни.

Стхавиравадины и махасангхики

Стхавиравадины, что в перевод означает «последователи учения старейших», считали, что именно они сохраняют в полноте и чистоте изначальное учение Будды, в то время как как остальные привносят в Дхарму недопустимые новшества и искажают ее.
Все школы стхавиравадинскойго направления учили, что дхармы (мельчайшие частицы опыта) реальны. Они были убеждены, что цель буддийского пути — достижение святости (архатства) и уход в нирвану; достичь этой цели человек может исключительно сам по себе, благодаря собственным усилиям. Они считали Будду обычным человеком, сумевшим, однако, достичь совершенства и освобождения; эту точку зрения стали именовать «лаукика» (в переводе означает «мирской», от слова «лока» — мир, вселенная).
В XIII веке, после исчезновения буддизма в Индии, стхавиравада (под палийским названием Тхеравада) сохранилась только в странах Южной и Юго- Восточной Азии — Шри-Ланке, Таиланде, Бирме, Камбодже и Лаосе, поэтому ее и назвают «южным буддизмом». В этой поздней Тхераваде соединились доктрины и учения различных школ древней стхавиравады, прекративших к тому моменту свое существование. В этих странах тхеравадинский буддизм и сейчас играет огромную роль, определяя как духовную и культурную, так и социально- политическую жизнь местного населения.

От всех направлений «старейшин» — стхавиравадинов сильно отличались школы махасангхиков. Самой представительной школой махасангхи были локоттаравадины (от «лока» — «мир» и «уттара» – «высший»), «надмирники». Они считали, что хотя принц Сиддхартха и был до Просветления обычным человеком, он открыл истину и стал Буддой, то есть намного больше, чем человеком, благодаря присоединению к некой особенной, надмироной и вечной дхарме — «бодхи», Пробуждению. Локоттаравадины рассматривали состояние Пробуждения как особый метафизический принцип, вечный и лежащий за пределами сансарического бытия. В учении локоттаравадинов уже явно проявились условия для формирования понимания Будды «как истинно сущей реальности всех дхарм» (сарва дхарма бхутатахата), присущему Махаяне.

На базе этих первых школ сформировались 2 основных направлений буддизма — Хинаяна и Махаяна.

Самые важные направления и философские школы буддизма

Буддизм распался на различные философские школы скорее под влиянием логики, а не по установленной схеме. Обычно выделяют три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
Теравадская ветвь распространилась на юге — в Цейлоне, Бирме, Камбодже и Таиланде. В основе ее учения лежат писания Типитака, к-рые призывают к монашескому образу жизни: буддизму надо посвятить свою жизнь целиком. Нирвана — цель существования. Главная добродетель — мудрость. Теравадская школа избегает ритуалов и поощряет медитацию. Понятие Бога, как реального лица, полностью отсутствует.

Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
Махаянская ветвь распространилась на севере: в Китае, Японии, Корее, Тибете, Индонезии и Вьетнаме. В ней подчеркивается культовая сторона буддизма: возжжения фимиама, магические процедуры и оккультные ритуалы; статуям Будды воздаются божеские почести и почитается множество божеств. Тибетская форма махаянского буддизма — самая оккультная из всех. Здесь существует правящий класс “священников,” лам, к-рые изучают и толкуют философскую сторону буддизма. Поощряется вдумчивый образ жизни, спокойные темпы, умиротворение. Человек призывается войти в гармонию с природой.

Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

В рамках этих основных групп также существуют известные и знаменитые буддийские направления:

Дзен-буддизм, (дзен) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума. Исследователи учения, практиковавшие дзэнскую медитацию, указывают, что сутью учения является «невыразимое», которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину.

Ламаизм — одно из основных направлений буддизма. Сложился в VII—XIV вв. в Тибете на основе махаяны и тантризма, воспринявших элементы другой религии тибетцев бон-по (разновидность шаманства). Является до настоящего времени основной религией тибетцев, разделяясь на ряд сект и школ. Каноническую основу ламаизма составляют сборники св. текстов — Ганджур (108 томов) и Данджур (225 томов). Для ламаизма характерны пышные богослужения и театрализованные мистерии, проводимые в дацанах (монастырских учебных заведениях), множество бытовых обрядов, магических приемов и заклинаний, направленных против гнева богов и козней злых духов.

Ранние школы буддизма (никая)

Стхавиравада («учение старейшин», хаймавата — «гималайские»)

—Вибхаджьявада («учение об анализе», образовалась до 240 до н.э. и во время правления царя Ашоки)

—Тхеравада (около 240 до н.э.), считается продолжением Стхавиравады и Вибхаджьявады

—Махишасака (V век до н. э.) — «устроители земли»

—Кашьяпия (вторая половина III век до н. э.) — «последователи Кашьяпы», также суваршика «последователи Суварши»

—Дхармагуптака (III век до н. э.) — «последователи Дхармагупты» или «защитники Дхармы»

—Пудгалавада (около 280 до н.э.) — «учение о пудгале»

—Ватсипутрия (во время правления царя Ашоки) — после раскола во второй половине II век до н. э. стала называться Самматия — «те, которые живут в согласии»

—Сарвастивада (около 237 до н.э.) — «учение о том, что всё существует» (также Вайбхашика — «последователи Комментария»)

—Непальские вайбхашики

—Вайбхашики из восточной Индии

—Вайбхашики из центральной Индии

—Кашмирские вайбхашики

—Апарантака -вайбхашики

—Бахирдешака — «иноземные учители» (также пашчатия — «живущие к западу от Кашмира», гандхарские вабхашики)

—Муласарвастивада (III — IV век) — «коренная Сарвастивада»

—Шабдика — » о слове»

—Саутрантика (примерно 50 до н.э. — 100) — «опирающиеся на сутры», также санкрантивада «учение о переходе», тамрашатия «одетые в платья медного цвета», дарштантика «использующие примеры»:

Махасангхика (около 380 до н.э.) — «большая община»

—Мадхьядешика

—Экавьявахарика (во время правления царя Ашоки) — «те, чья практика в одно «

—Локоттаравада (III век до н. э. — «учение о том, что за пределами мира»

—Гокулика (во время правления царя Ашоки) — «из рода быка», также куккулакатха — «рассуждение о горячем пепле»

—Бахушрутия (конец III века до н. э.) — «те, кто много слышал»

—Праджняптивада (конец III века до н. э.) — «учение о том, что названия»

—Чайтика (середина I века до н. э.) — » с чайтьей»

—Андхака — «из Андхры»

Влияние ранних школ на поздние:

Раздел Виная школы Дхармагуптака используют китайские, японские и корейские школы Винаи. На китайский язык переведены абхидхармические трактаты Дхармагуптаки и Самматии; в китайский канон вошли сутры Дхармагуптаки, Сарвастивады, Махасангхики и Кашьяпии. Все тибетские и монгольские монахи следуют винае Муласарвастивады, известна была в Тибете и «Пратимокша-сутра» локоттарвадинов и экавьявахариков. В тибетских монастырях изучается Абхидхарма-коша Васубандху, а в состав канона вошли сутры Муласарвастивады и в небольшом количестве — Тхеравады.

Различные школы Тхеравады связаны с комментаторскими традициями на палийский канон или со специфической практикой. Возможна существенная разница в интерпретации правил винайи.

Бангладеш:

—Сангхарадж-никая

—Махастхабир-никая

Бирма:

—Тхудхамма-никая

—Шведжин-никая

—Чатубхуммика Махасатипаттхана Нгеттвин никая

—Дхамманудхамма Махадвая никая

—Вейлувун никая

—Дхаммавинаянулома Муладвая никая

—Дхаммаютика-никая Махайин

—Ганавимут Гадо

—Анаукчаунг Двая

Шри Ланка:

—Сиам-никай

—Амарапур-никай

—Рамання-никай

Таиланд

—Маха-никай

—Тхаммают-никай

—Тайская лесная традиция (камматтхана) (лесные монахи есть в обеих никаях)

—Санти Асоке

—Суан Моккх

Лаос

—Маха-никай

—Тхаммают-никай

Камбоджа

—Моха-никай

—Тхаммают-никай

Индия

—Маха Бодхи

—Далитское буддийское движение , Наваяна (Тхеравада с элементами Махаяны и Ваджраяны) (см. Амбедкар, Бхимрао Рамджи)

Вьетнам

—Джетавана-вихара (Kỳ Viên Tự)

Мадхъямака

—Мадхьямака-рангтонг (свабхавашунья, нихсвабхававада)

—Прасангака (воззрения Гэлуг, Дрикунг Кагью, большинства сакьяпинских и части кармапинских лам)

—Сватантрика

—Мадхьямака-жентонг (парабхава-шунья) (Маха-Мадхьямака, Парамартха-Читтаматра) (воззрение Ньингма, части сакьяпинских и большинства кармапинских лам, Другпа Кагью, Шангпа Кагью, Джонанг, Римэ)

—Сутрический женьтонг (Шакья Чхогдень (нем.) из школы Сакья, опирается на «десять сутр Татхагатагарбхи» и пять книг Майтреянатхи-Асанги)

—Тантрический женьтонг (опирается на Калачакра-тантру, объединён Долпопа Шераб Гьялценом из школы Джонанг с сутрическим)

—Детонг

—Саньлунь -цзун («школа трёх трактатов»)

—Санрон -сю:— японский вариант (поглощена школой Тэндай)

—Самнон (кор.)-чонъ — корейский вариант

Чань / Дзэн / Сон / Тхиен (дхьяна)

—Винитаручи (Тинидалыути) — вьетнамская школа, основанная учеником третьего патриарха Сэнцаня

—Хиянсан (кор.) — корейская школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня Помнаном, влилась в школу Чоге

—Нютоу-цзун (яп. Годзу) (гошринга) — школа, основанная учеником четвёртого патриарха Даосиня, придерживалась воззрения Мадхьямаки

Школы, основанные учениками пятого патриарха Хунжэня:

—Школа Чжишэня, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Школа Лаоланя, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Школа Сюаньши, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Северная школа (Дуншань фа мэнь , Бэй-цзун (яп. Хоку-сю:)) — основана Шэньсю, придерживалась взглядов Виджнянавады

—Южная школа (Нань-цзун) — основана Хуэйнэном, придерживалась взглядов Экаяны

Баотан -цзун (сычуаньский чань)
Цаоси-бэй-цзун, Хэцзэ-цзун -цзун
Цаоси-нань-цзун

Другие школы и течения

—Фудо:-сю: — японская школа

—Критический буддизм (хихан буккё) — японско-китайское течение

—Чань сюэ (‘учение о созерцании’) — направление в китайском буддизме III—V в., делавшее акцент на практике сидячей медитации. Повлияло в дальнейшем на школы Тяньтай и Чань

—Божо сюэ (‘учение о мудрости’) — направление в китайском буддизме III—VI в., делавшее акцент на изучении и толковании сутр Праджняпарамиты, оказало влияние на школу Саньлунь: Лю цзя ци цзун :

—Саньцзе-цзун (фр.)— китайская школа

—Быу шон ки хыонг («странный аромат с драгоценной горы») — синтез Махаяны и Тхеравады

—Фатзяо Хоахао — вьетнамская синкретическая школа

—Бинь сюен — вьетнамская синкретическая секта

—Сутара-сю: ( «школа сутр») — японская школа, занималась толкованиями сутр Праджняпарамиты.

—Сидзэнти-сю: ( «школа естественной мудрости») — японская школа

—Помун-чонъ — корейский женский орден

—Милэ цзяо («Учение Майтреи») — китайская пробуддийская секта

—Лэнце-цзун (ланкаватара) — школа Ланкаватара-сутры, предшественница Чань

—Синсэй Буккё: Кё:дан (яп.) — японская новая религия

—Томун-чонъ — корейская школа

Тибето-монгольский буддизм

—Ньингма-па

—Международная Дзогчен-община, созданная Намкхаем Норбу Ринпоче (Санти Маха Сангха)

—Балагатское движение → необуддизм Б. Д. Дандарона

Шесть материнских монастырей
—Дорчжэ Драг
—Миндролинг
—Палри
—Катхог
—Пельюль
—Дзогчен
—Шечен

Известные циклы тэрма
—Лонгчхэнь Ньингтхиг
—Чоклинг Терсар
—Намчхой
—Дуджом Терсар
—Джангтер (нем.)
—Кхордонг Тер

Сарма-па

—Сакья-па

—Древняя Кадам-па → Гэлуг-па (Новая Кадам-па)

—Кагью(д)-па

«Четыре великих колонны» (Ka-chen bzhi):
линия Ог Чойкьи-Дорже (rNgog Chos-kyi-rdo-rJe)
линия Цура (’Tshur dBang-gi-rdo-rje)
линия изложения согласно системе Мэцонпы (Mes-tshon-po dPyal-se-tsa)
линии учеников Миларепы

—Ка-Ньинг (Кагью + Ньингма)

—Бон

—Рипа
Аскетическая йогическая традиция в Кагью и Ньингма.

—Джонанг-па
Школу иногда рассматривают как подшколу Сакья, однако Джонанг развивалась как самостоятельная школа и сами её представители не считают себя частью Сакья.

—Дугэл Шиджед и Чод
Не существует как отдельная линия, но учения практикуются во всех школах

Обычно говорят, что в Тибете присутствуют четыре духовные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелуг, причем гелуг является наследницей более ранней традиции кадам, появившись в результате ее реформирования последней. Однако когда в декабре 1988 года Его Святейшество Далай-лама созвал в индийском городе Сарнатхе конференцию тулку (лам-перерожденцев) разных традиций, он подчеркнул, что важно включать в число тибетских традиций и добуддийскую традицию бон, говоря, таким образом, о пяти тибетских традициях.

Первой в Тибете появилась традиция Ньингма, что означает «древняя», или «Старая». Она стала результатом работы Гуру Падмасамбхавы, принесшего буддизм в Тибет, царя Трисонга Дэцена и Бодхисаттвы Шантаракшиты.

Остальные школы принадлежат периоду «нового перевода», который начался в 10 в, когда Ринчен Зангпо (958-1051) и другие ученые сформлировали новые каноны техник перевода с упором на этимологическую точность, нежели на свободу стиля, характерную для «старых переводов». Традиции Сакья и Кагью основаны на новых циклах тантр, появившихся в это время.

Традицию Гелуг основал ученый Цонгкапа Лобзанг Драгпа. Это самая молодая из главных четырех школ тибетского буддизма. Главную роль здесь играет соблюдение монашеских правил Винайи и «постепенный путь» к Просветлению, унаследованный от Атиши. Эту линию сейчас возглавляет Далай-лама, сознательно перерождающийся лама.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *