Направления в исламе

Исламские течения и их отличия

Нижеприведенную статью я написал для всех тех, кто хочет узнать, какие бывают течения в исламе и чем они отличаются друг от друга. Она предназначена для широкого круга читателей. Статья не претендует на научную работу. Это разрозненная информация, собранная с разных ресурсов. В частности, с Википедии и Исламской энциклопедии (http://islamist.ru/).

Существует распространенное мнение, что мусульмане – это единый организм, который, в случае чего, ринется на весь немусульманский мир, объявив ему джихад. Если один мусульманин выскажется по какому-либо поводу, почему-то считают, что с ним согласится вся мусульманская община. По этому поводу я уже писал в начале своей статьи, с которой вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: Как рождается ложь об Исламе.

Почему-то никто не учитывает, что в исламе существует много течений. Сами эти течения делятся на другие течения. Существуют юридические школы, позиции которых могут отличаться друг от друга по многим вопросам. Существуют также мировоззренческие школы, секты, идеологии и так далее. О чем и пойдет речь ниже.

Но сначала немного истории.

После смерти пророка Мухаммеда, встал вопрос о том, кто же будет возглавлять мусульманскую общину. Таких людей именовали халифами. Самые первые – это четыре Праведных Халифа: Абу-Бакр (тесть пророка), Умар, Усман и Али (двоюродный брат пророка), которых назначали всеобщим голосованием. После них власть в халифате переходила по наследству. Первый раскол мусульман произошел после убийства третьего халифа – Усмана, который в дальнейшем усугубился в процессе противостояния Али с Муавией, первым халифом династии Омейядов. 12 тысяч воинов из армии Али взбунтовалось после заключения перемирия с Муавией. Они ушли в Басру и основали там свою военную базу, откуда совершали налеты на верные халифу города. Их стали именовать хариджитами, то есть «отколовшимися».

Следующей причиной раскола исламской религии стало отсутствие единого мнения касательно того, кому может принадлежать власть. Одни считали, что это должен быть уважаемый мусульманин из племени курайшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед, другие – что из числа прямых потомков пророка. Отсюда и возникли сунниты и шииты.

Сунниты

Самое многочисленное течение в исламе – это сунниты – 1,4 млрд. человек, или 88 % от общей численности всех мусульман. Наименование «сунниты» подразумевает следование пути пророка Мухаммеда и его сподвижников, так как одно из главных значений слова «сунна» — «путь».

Шесть столпов веры: 1. Аллах. 2. Ангелы. 3 Пророки. 4. Писания. 5 Судный день. 6. Предопределение.

Праздники: Ураза-байрам, Курбан-кайрам, день Ашура, день рождения пророка Мухаммеда, ночь Рагаиб (ночь Даров), ночь вознесения пророка Мухаммеда, ночь Бараат, ночь Предопределения, день Арафат, дни ат-Ташрик (11, 12 и 14-е Зуль-Хиджа).

Особенностями суннизма являются:

— признание достоверности шести крупнейших сводов хадисов (составленных Аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи и Ибн Маджи);

— признание четырех юридических школ: маликитского, шафиитского, ханафитского и ханбалинского мазхабов;

— признание школ акиды: асаритской, ашаритской и матуридитской;

— признание законности правления Праведных халифов – Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Сунниты следуют одной из нижеперечисленных юридических школ (мазхабов), которые в свою очередь отличаются преимущественно в части источников исламского права:

Ваххабизм

Религиозно-политическое движение в исламе. Сами они себя называют «салафия». Это направление в исламе, появившееся в XVIII веке по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Он выступил с призывом вернуться к чистоте первоначального ислама. Он подверг суровому осуждению народные религиозные представления и практики, например, такие как культ святых и паломничество к их могилам. Подробности по данной теме можно прочесть здесь: http://studbooks.net/668336/kulturologiya/vozniknovenie_vahhabizma. Есть информация, что ваххабизм создали англичане, чтобы уничтожить Османскую империю изнутри.

Ваххабизм можно разделить на умеренный и радикальный. Радикальные формы выражаются в объявлении джихада неверным, шахидстве и совершении терактов. Хотя представители этого направления отрицают строгое следование определенному мазхабу, небольшая его часть относится к ханбалитскому мазхабу. Среди людей сложилось ошибочное мнение, что если человек чаще выполняет какие-то религиозные обряды, то он ваххабит. А на деле этот человек просто проявляет свою религиозность.

Основные отличия ваххабизма:

— строгое соблюдение принципа таухида (единобожия);

— критика всеобщего таклида – слепого следования какому-либо одному мазхабу;

— признание понимания саляфов как единственно правильного в толковании атрибутов и имен Аллаха;

— вера в то, что грех человека выводит его из религии;

— считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммеда;

— отрицают необходимость духовенства;

— отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком.

Ваххабиты являются противниками паломничества к могилам исламских праведников. Не приемлют суфизм. Протестуют против всех последующих инноваций (после трех поколений последователей пророка), считая их привнесенными извне.

Шииты

Шииты – направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба (двоюродного брата пророка Мухаммеда) и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. В узком смысле понятие, как правило, означает шиитов-двунадесятников, преобладающего направления в шиизме.

Шииты составляют около 200 млн. человек или 12 % от общего количества мусульман.

Распространение: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан, Йемен, Афганистан, Турция.

В отличие от столпов веры суннитов, у шиитов свои столпы: 1. Вера в Единого Бога. 2. Вера в Справедливость Бога. 3. Вера в Пророков и Пророчества. 4. Вера в Имамат. 5. Вера в Загробный мир.

Праздники: день рождения пророка Мухаммеда, ночь вознесения, ураза-байрам, пост в рамадан, день рождения Али, день рождения Хусейна (сына Али), день рождения Резы (8-го имама), день рождения Махди (12-го имама), праздник Гадир Хумм.

Трауры: смерть пророка Мухаммеда, гибель шиитских имамов – дни Ашуры (гибель Хусейна, сына Али), день ранения Али, день смерти Али, день смерти Джафара ас-Садыка (6-го имама).

В шиизме, пожалуй, самое большое количество течений, среди которых иснашариты, зейдиты, исмаилиты, алавиты, алевиты, друзы, ахл-е Хакк, шейхизм и т.д.

Исмаилиты (семеричники)

Совокупность религиозных движений в шиитской ветви, восходящих к концу VIII века. Название свое получили от имени сына шестого имама Джаффара ас-Сидика – Исмаила, которого отец лишил законного наследования имамата.

Распространение: Индия, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Танзания, Кения, страны Персидского залива, Иран, Ливан, Сирия.

Численность: около 15-20 млн. человек.

Исмаилиты верят, что Исмаил – седьмой «скрытый» имам, который в нужный момент объявится как мессия-Махди. Некоторые исмаилиты считают, что седьмым имамом следует считать сына Исмаила – Мухаммеда.

Согласно одной из философско-теологических догм, Аллах время от времени вселял свою сущность в пророков (пророки-натики, т.е. «проповедники»): Адама, Ноя, Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Их сопровождали «самиты (т. е. толкователи проповеди пророков). При Моисее это был Аарон, при Иисусе – Петр, при Мухаммеде – Али.

Между появлениями пророков-натиков миром последовательно правят семь имамов. Возвращение последнего, седьмого пророка-натика – Мухаммеда, сына Исмаила, явит собой последнее божественное воплощение, после чего в мире воцарится божественный разум, несущий всеобщую справедливость и благоденствие правоверным мусульманам.

Подробности по ссылке: http://chakhma.narod.ru/badakhshan/ismaili.htm.

Алавиты

Ветвь крайних шиитов. Возникла в IX веке. Название связано с обожествлением Али ибн Абу Талиба.

Распространение: Сирия, Турция, Ливан, Израиль.

Численность: около 3,7 млн. человек.

Эта некая смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований. Алавиты считают Али богом, а Мухаммеда – его посланником. Есть не вполне достоверные данные, что главная священная книга алавитов – «Китаб аль-Маджму, которая содержит 16 сур и является подражанием Корану. Согласно некоторым специалистам, основа вероучения – представление о «Вечной Троице»: Али, Мухаммед и Салман аль-Фарси (сподвижник пророка). Почитают Фатиму, дочь пророка, и супругу Али – как бесполое существо из света аль-Фатир.

По мнению алавитов, Бог являлся в образе человека семь раз: Адам, Нух, Якуб, Муса, Сулейман, Иса и Мухаммед. Все это – воплощение Али. Почитают также Ису, христианских апостолов и ряд святых. Празднуют Рождество и Пасху. На богослужениях читают Евангелие и причащаются вином. Используют христианские имена.

Алавиты верят в переселение душ. Намаз они совершают два раза в день. Ритуальное омовение вообще отсутствует. Пост же длится полмесяца. Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Существуют 4 основные конфессиональные организации: поклоняющиеся Луне, Солнцу, утренней и вечерней заре. Поклонники Солнца полагают, что Али произошел из сердца Солнца, а поклонники света, что он произошел из глаза Солнца. Другие отождествляют его с Луной.

Кораниты

И, наконец, последнее исламское течение – кораниты. Считается, что происхождение свое ведут со времен правления Аббасидов. Представитель мутазилитской школы калама – юрист и богослов Ибрахим ан-Наззам критически относился к авторитету хадисов и отвергал «единогласие» (иджма) ученых-богословов своего периода.

Данных о численности и распространении этого течения мне найти не удалось. Известно, что основателем современного коранизма был Аслам Джайраджпури – индийский профессор арабского языка. Он оказал большое влияние на Гулам Ахмеда Первеза, известного пакистанского ученого, который считал себя учеником и другом Аслама.

Кораниты считают Коран единственным источником мусульманского права. Среди коранитов существуют разные подходы к ритуальной практике, в частности, к ежедневным молитвам, а также к толкованию сур.

Основные отличия:

— отрицание необходимости хиджаба у женщин или бороды у мужчин;

— возможность участия женщин в литургической практике в качестве имамов;

— допущение многоженства только при условии усыновления сирот;

— выступления против необходимости Хаджа;

— ненужность обрезания.

Дополнительно

Идейные течения.

Кадариты – приверженцы одного из исламских мировоззренческих учений, которые придерживались мнения о том, что человек абсолютно свободен в своих помыслах и совершенных поступках, и Бог не принимает в этом участия.

Джабариты – в противоположность кадаритам – признавали Аллаха единственным подлинным действователем, причиной всех происходящих в мире действий, в том числе исходящих от людей.

Ашариты – представители одного из направлений мусульманской теологии. Ашариты признавали извечное существование некоторых божественных атрибутов, отрицали сотворенность Корана, признавали возможность лицезрения праведниками Бога в потустороннем мире.

Муджассимиты – в исламе общее название последователей различных мировоззренческих школ, представлявших Аллаха в телесном виде.

Мутазилиты – представители первого крупного направления в мусульманском учении свободомыслия. Исповедовали пять принципов: 1. Справедливость Аллаха выражается в свободе человеческой воли. 2. Строгое единобожие отрицает наличие божественных атрибутов. 3. Если Бог дарует покорным рай и отправляет грешников в ад, то, следовательно, ничто и никто не может изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. 4. Мусульманин, совершивший тяжкий грех, находится в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим. 5. Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом.

Мурджииты – общее название приверженцев различных исламских мировоззренческих школ. Считают, что грех человека не имеет отношения к его вере, и не наносит ей вреда. Мурджиизм противопоставлялся хариджизму.

Матуридизм – школа вероубеждения, одна из суннитских школ калама. Наряду с аятами Корана и достоверными хадисами, использовали «доводы разума». Считали, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть человек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы. В отличие от мутазилитов, признают, что праведники могут увидеть Аллаха в Раю. Коран считают несотворенным Божьим словом. Убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно.

Гулат – термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки пророка Мухаммеда по линии Али ибн Абу Талиба – шиитские имамы – обладают качествами божественности.

Виды сект (гулат):

— Алавиты – верят в троицу айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммеда и Салама аль-Фарси.

— Алевиты – верят, что Али был представителем Бога, а не Мухаммед.

— Базигиты – верили, что шестой имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.

— Гурабиты – верили, что Али был внешне похож на Мухаммеда, поэтому Джабаил ошибочно предоставил пророчество Мухаммеду.

— Жамийты – верили, что Али был богом, а Мухаммед его посланником.

— Кайсаниты – верили в имамат, который после смерти Хусейна ибн Али перешел на Абу аль-Касима Мухаммеда ибн Ханафия; после его смерти распались на несколько мелких групп.

— Яфуриты – верили, что некий Муаммар из Куфы был богом.

Следует отметить, что это далеко не исчерпывающий список всех течений. Я привел лишь основные, и те, что доступны в интернете. Надеюсь, информация окажется полезной для того, чтобы получить хотя бы поверхностное представление о том, насколько многочисленны и разнообразны течения в исламе, насколько о многолик.

Глоссарий

Хадис – предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.

Акида – мусульманское вероубеждение, форма раскрытия имана, «символ веры».

Фетва – в шариате (фикхе) правовая позиция или решение по какому-либо общественному, политическому или правовому вопросу, выносимое муджтахидом, улемом, муфтием, факихом или алимом (или уполномоченным государственным органом из улемов), основываемое на принципах толкования шариата (фикха) и на прецедентах мусульманской юридической практики, исходя из иджмы как одного из корней фикха.

Иджма – согласие, единодушное мнение или решение авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу.

Истисхан – в фикхе – вынесение религиозного постановления, ведущего к отказу от решения по аналогии.

Сахаб – сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, то есть стали мусульманами (до конца своей жизни).

Истислах – в исламском праве – метод выведения фетвы на основе свободного суждения о полезности его для всего общества в тех случаях, когда невозможно вывести предписание из основных источников исламского права.

Истисхаб – исламский рационалистический принцип извлечения правового решения, согласно которому «любые изменения не считаются наступившими, пока не обнаружатся ясные признаки этих изменений».

Алиды – потомки Али ибн Абу Талиба.

Сиффинская битва – сражение между армиями халифа Али и армией сирийского правителя Муавии.

Калам – в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам.

История зарождения Ислама

На сегодняшний день мусульманская религия является второй в мире количеству ее приверженцев (на первом месте стоит христианство). Рассматривая основные направления ислама кратко, необходимо упомянуть, что его исповедуют свыше 1,5 млрд мусульман – 22,74% населения Земли.

Сама религия распространена свыше чем в 120 странах. В некоторых странах ее приверженцы составляют всего несколько процентов населения, а в других – их подавляющее большинство. Наряду с христианством ислам стал распространил свое влияние практически на все материки.

Говоря о религиозных течениях, нельзя не вспомнить о том, что из фундаментальных мировых религий является самой молодой. Он возник в 7 столетии в городе Мекка, на западе нынешней Саудовской Аравии. На этой территории в то время существовал зороастризм, разновидность языческих вероисповеданий.

Главную роль в зарождении и становлении религии сыграл Пророк Мухаммед (с.а.в.), ханиф из Мекки, активно исповедовавший сначала ханифизм. Когда ему исполнилось 40 лет, он начал называть себя пророком и посланником Аллаха. Новую религию Пророк стал проповедовать, основываясь на догматах:

  • Вера во Всевышнего Алллаха – Единого Всемогущего;
  • Вера в ангелов («малаика» в переводе «вестник»);
  • Беспрекословный авторитет Священного Корана;
  • Вера в Пророков Аллаха;
  • Вера в Судный день «киямат» и в конец света;
  • Вера в предопределение всего сущего.

Таким образом, первоначальные идеи ислама были максимально близки к авраамическим религиям. Не случайно многие исследователи указывали, что на его становление серьезное влияние оказало христианство, которое оказалось старше на 600 лет.

Несмотря на то, что власти и знатные люди Мекки негативно отнеслись к проповедям Мухаммеда (с.а.в.), он все же нашел своих единомышленников, основал в Медине первую общину мусульман, а через некоторое время вернулся в Мекку со своими сторонниками и новой укрепляющейся религией. И Мекка покорилась Мухаммеду, случилось это в 630 году. С этого момента именно Мекка стала священным городом и превратилась в центр всего ислама. Среди мусульман был введен обычай молиться, повернувшись лицом в ту сторону, где расположена Мекка.

С течением времени религия совершенствовалась и развивалась. Сегодня существуют определенные течения в исламе, разделение на которые впервые возникло во времена династии Омейядов. Династия пришла к власти в Дамаске в 661 году и правилам чуть меньше сотни лет. Однако именно в этот период произошел раскол ислама.

Два основных религиозных течения

Многие люди, знакомые с информацией о различных исламских направлениях, задаются вопросом, сколько же течений сегодня в Исламе. Существует легенда, согласно которой пророк Мухаммед (с.а.в.) предвидел в свое время такой раскол. Утверждается, что именно он сказал о том, что если иудеи раскололись на 71 направление, а христиане на 72, то его, община расколется на 73 течения.

Действительно ли сказал Пророк эти слова либо это только легенда – доподлинно не знает никто, но суждение о 73 течениях сегодня принято за основу. Дело несколько осложняется тем, что, согласно некоторым взглядам, из этого огромного числа направлений истинным является лишь одно. Именно его последователи якобы попадут в Рай.

Этот вопрос относится к теософским спорам. Суть в том, что на сегодняшний день существуют два основных течения ислама – это суннизм и шиизм. Самым большим исламским течением является суннизм. Сунниты в настоящее время составляют до 85% всех мусульман планеты. По мнению суннитов, преемниками Пророка Мухаммеда стали четыре первых халифа, которых называю «праведными»:

  1. Абу-Бакр;
  2. Умар ибн аль-Хаттаб;
  3. Усман ибн Аффан;
  4. Али ибн Абу Талиб.

Святой книгой для них является Коран, но кроме него существуют предания о Пророке. Эти предания получили название «Сунна» (отсюда и название течения).

Вторым по численности приверженцев течением является шиизм. Его исповедуют около 15% мусульман. Если у суннитов преемниками являются четыре избранных халифа, то шииты полагают, что право управления всей мусульманской общиной имеется лишь у прямых потомков Мухаммеда (с.а.в.) – Ахль аль-Бейт («люд дома»). Сунниты полагают, что мусульман должны духовно наставлять и руководить их действиями последователи Пророка, а шииты – что такое руководство обусловлено правом рождения.

У каждого из этих основных течений есть и внутренние разделение по направлениям. Суннизм в зависимости от существования правовых школ, так называемых масхабов (маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский), разделяют на:

  • Суфизм;
  • Салафия;
  • Джамаат таблиг.

Все три направления – философского плана. Они во многом держатся на принципах, впервые озвученных пророком Мухаммедом (с.а.в.), и являются попытками ориентации на общинные мусульманские ценности. Часто по ошибке к суннизму относят радикальное направление – ваххабизм. Оно было основано как своего рода протестное течение в исламе и сыграло в свое время серьезную роль в борьбе против турок. Ваххабиты считают варварством поклонение могилам и мощам святых и готовы воевать за свою веру.

Отношение к ваххабизму в исламском мире неоднозначное. Одни исследователи считают их догматику вполне правомерной. Другие же, наоборот, относят ваххабизм к экстремистскому движению и называют «протестантами ислама».

Шииты, в свою очередь, делятся на такие направления, как:

  • Иснаашариты (двунадесятники);
  • Зейдиты;
  • Рафидиты;
  • Алавиты;
  • Исмаилиты;
  • Гурабиты.

Это далеко не все шиитские направления в исламе, поскольку каждая группа может разделяться еще на несколько подгрупп. Практически все эти религиозные группы позиционируются как мусульманские, но различаются по своим взглядам.

Малочисленные исламские направления

Шиизм и суннизм – не единственные современные течения ислама. Существует целый ряд других направлений, некоторые из которых вызывают серьезные споры как у самих идейных вдохновителей религии, так и у этнографов-исследователей. Стоит упомянуть друзов, которые изначально относились к шиитской ветви, но постепенно отходили от ее моральных и духовных ценностей.

Это вероучение зародилось в 11 веке. В настоящее время друзы называют себя единобожниками и верят в переселение душ. Они весьма специфически относятся к такому вопросу, как обман и притворство в вере, и считают, что друз, попав в окружение людей, исповедующих другую веру, может с легкостью сделать вид, что принимает ее. Это отступлением от истинной веры не считается. Кроме того, принять веру друзов, отказавшись от другой веры, невозможно – правил такого перехода не существует.

Кроме мирных направлений, имеются и радикальные течения в исламе, которые осуждаются самими мусульманами. К таким течениям можно отнести хариджизм. Его приверженцы отличаются нетерпимостью к представителям иных конфессий и, в основном, проживают в Омане. Кстати, так широко известное понятие «исламизм» не является течением. Это идеология, направленная не только на шариатское регулирование жизни мусульман, но и на установление шариатских норм во всех странах.

Шииты и сунниты в истории Ислама: зарождение, основные противоречия

Большинство религий зарождаются как единые концепции, которые под влиянием исторических событий и развития изначальных представлений могут разветвляться на несколько течений. Так произошло и в одной из самых молодых мировых религий мира — Исламе.

Например, мусульмане шииты и сунниты, разница между их вероучений создана искусственно, с целью заложить мину замедленного действия между народами, исповедующих заветы Пророка.

Шииты и Сунниты

Да, самым популярным направлением в нём является суннизм, но существуют и такие течения, как шиизм, суфизм, хариджизм, ваххабизм и др. Попробуем рассказать сколько течений в Исламе, и какие принципиальные разногласия существуют между суннитами и шиитами.

Различие между суннитами и шиитами

Главное различие между суннитами и шиитами состоит в том, что проповедование Ислама пророк Мухаммед начал в 610 году и за 22 года обратил в веру столько сторонников, что после его смерти они создали Праведный халифат. И уже на столь раннем этапе истории, происходят брожения в среде мусульман.

Причиной спора стал вопрос верховной власти в новом государстве.

Следует ли передать власть зятю Мухаммеда Али ибн Абу Талибу или же халифов следует избрать.

Сторонники Али, которые в дальнейшем и составили основу шиитов, утверждали, что руководить общиной имеет право лишь имам, который к тому же должен быть членом семьи пророка. Противники же, в дальнейшем — сунниты, апеллировали тем, что ни в Коране, ни в Сунне подобных требований нет.

Шииты настаивали на её вольном толковании, хотя лишь со стороны избранных. Сунниты это отрицают и настаивают, что Сунну необходимо воспринимать в том виде, в котором она есть. В итоге правителем Праведного халифата был избран Абу Бакр.

В дальнейшем спор развернулся вокруг толкований Сунны.

Стоит отметить, что шииты и христиане всегда сосуществовали мирно, в отличии от воинственных суннитов.

История шиитов и суннитов

В общем-то, это было лишь началом многовекового, если и не конфликта, то спора и порой ярого противостояния суннитов и шиитов. Наиболее значимые события представлены ниже:

Год Событие Описание
630-656 гг. Правление четырёх «праведных халифов» Спор между шиитами и суннитами по вопросу наследника пророка привёл к последовательному избранию 4 халифов, т.е. фактической победе суннитов
656 г. Избрание пятым халифом Али ибн Абу Талиба Лидер шиитов таки стал главой праведного халифата спустя 26 лет. Однако противники обвинили его в причастности к убийству предыдущего халифа. Началась Гражданская война
661 г. Али был убит в мечети в г. Куфа Между лидером суннитов Муавией и сыном Али Хасаном был заключён мир. Муавия становился халифом, но после смерти должен был завещать правление Хасану
680 г. Смерть Муавии Своим наследником халиф объявил вовсе не Хасана, а своего сына Язида. Вместе с тем, Хасан умер задолго до этого, а обещание Муавии вовсе не распространялось на потомков Хасана. Сын Хасана Хусейн не признаёт власти Язида. Начинается очередная Гражданская война
680 г. Смерть Хусейна Война продлилась недолго. Войска халифа взяли город, где находился Хусейн, убили его, двух его сыновей, многих сторонников. Произошедшая резня в Кербеле сделала Хусейна мучеником для шиитов. Сын Хусейна Зайн аль Абидин признал власть Язида
873 г. Смерть Хасана аль Аскари Род Али прервался. Всего правило 11 имамов, которые были прямыми потомками Али

В дальнейшем шиитской общиной продолжать руководить имам, однако, в большей степени как духовный лидер. Политическая же власть сохранялась за суннитскими правителями.

Кто такие сунниты

Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.

В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.

Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.

Сунниты

В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.

Кто такие шииты

Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.

Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.

На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.

Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.

Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.

Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху

Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.

Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.

По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.

Основные различия между суннитами и шиитами

Несмотря на длительную историю раскола, основных отличий между суннитами и шиитами не так много.

Характеристика Сунниты Шииты
Отношение к имаму Руководитель мечети, религиозный деятель и представитель духовенства. Уважения заслуживает лишь добившийся этого имам Является посредником между Аллахом и человеком. Высказывания имамов столь же важны наряду с Кораном и Сунной
Наследники Мухаммеда Четыре «праведных халифа» Али и его наследники, т. е. потомки Мухаммеда
Ашура и Шахсей-вахсей Пост в день Ашуры в дань памяти Мусе, спасшемуся от войск фараона 10-дневный траур по имаму Хусейну. В Ашуру некоторые шииты участвуют в шествии в ходе которого избивают себя цепями. Самобичевание с кровопусканием считается почётным и праведным
Сунна Изучают весь текст Сунны Изучают текст Сунны, касающийся описания жизни Мухаммеда и членов его семьи
Особенности намаза Совершается 5 раз в сутки (по 5 молитв в ходе одного намаза) Совершается 3 раза в сутки (также по 5 молитв)
Пять основных столпов Благотворительность, вера, молитва, паломничество, пост Божественное правосудие, божественное лидерство, вера в пророков, вера в судный день, монотеизм
Развод Не признают временного супружества, развод с момента его провозглашения супругом Признают временные браки, не признают, что момент развода с его провозглашения супругом

Другие течения ислама

Как видно, значительное количество общин придерживается иных течений ислама. Хотя их доля в общей массе мусульман не так велика, каждое течение имеет свои отличия и особенности, на которых и следует остановиться. В первую очередь остановимся на течениях, разделенных по мазхабам (особенностям шариатского права).

Ханифиты

Течение ханифитов (ханафитов) было основано иранским учёным Абу Ханифом (VII в.) и отличается наличием истисхана. Истисхан означает предпочтение.

И предполагает возможность для мусульманина следовать традициям и религиозным обычаям той местности, на которой проживает.

На вопрос: «Можно ли мусульманину употреблять ГМО-продукцию?», ханифит ответит, что следует ориентироваться на то, употребляют ли такую продукцию окружающие и действовать исходя из их порядков. Ханифиты чаще всего проживают в странах Европы, Южной и Западной Азии.

Мечеть Абу Ханифа багдад

Маликиты

Незначительно от ханифитов отличаются маликиты, только вместо истисхана они используют истислах (дословно: удобство).

Маликиты следуют арабским обычаям.

Однако, могут не выполнять те или иные обряды, если для того имеются существенные препятствия и особенности быта в регионе.

На вопрос о том, следует ли мусульманину употреблять ГМО-продукцию, маликит ответит, что следует ориентироваться на то, как поступают в Мекке, но если там нет однозначного ответа на этот вопрос, то поступать следует по совести.

Критерием для исполнения или неисполнения служит религиозно-нравственная совесть отдельного верующего. Маликиты проживают в Северной Африке, в зоне Сахара, а также в отдельных общинах Персидского залива.

Шафииты

Шафииты придерживаются рационального стиля в области шариатского права. Если ответа на нестандартную ситуацию нет в Коране, Сунне, то искать его следует в прецедентах истории. Подобный принцип называется истисхаб (увязка).

Соответственно, на вопрос по ГМО-продукции, шафиит будет искать прецеденты в истории, разбираться в составе продукции и т. п. Большая часть шафиитов проживает на территории Юго-Восточной Азии, в Йемене, Восточной Африке, часто встречаются среди курдов.

Ханбалиты

Ханбалиты строжайше следуют Сунне и занимаются её тщательным анализом для ответа на бытовые вопросы. По сути, данное течение является наиболее консервативным, если не сказать реакционным.

Ханбалиты строжайше следуют Сунне.

На вопрос о ГМО-продукции, ханбалит, скорее всего, ответит, что ни в Сунне, ни в Коране не сказано о том, что такую пищу употреблять можно, потому и употреблять её не следует. Это течение является официальным на территории Саудовской Аравии, также встречается в ряде других стран.

Некоторые из религиозных течений ислама

Подробнее следует уделить внимание тому, кто такие алавиты, шииты и сунниты, различия которых в Исламе толкуется на все лады западными историками религии. Однозначного мнения о том, относить ли алавитов к шиитам или же их следует выделить как отдельную этническую и религиозную группу или причислить к суннитам, нет. Алавиты считают Али (зятя Мухаммеда) воплощением бога.

Смотрите также статью Группировка Аль-Каида и история возникновения

Потому и помимо Корана, священным писанием является и книга Али — Китаб аль-Маджму.

В этой связи, большинство прочих мусульман считают алавитов сектантами или кафирами, т. е. неверными, отрицающими важнейшие догматы ислама.

Большинство мусульман считают алавитов сектантами или кафирами.

В алавизме заметно множество влияний и из других религий. Так, присутствует представление о реинкарнации, по которому каждый мужчина проживает 7 перерождений (переселений души, в том числе в тело животного), после чего попадает в загробный мир. В зависимости от образа жизни человек может попасть как небесную, так и бесовскую сферу.

В мире насчитывается около 3 миллионов алавитов, большая часть проживает в Сирии, а также Турции, Ливане и Египте. Действующий президент Сирии является алавитом.

Башар Асад, действующий президент Сирии — алавит

Несмотря на различия, шииты и сунниты не являются непримиримыми врагами. Так, например, большинство мечетей не только разрешают совместные молитвы суннитов и шиитов, но и настаивают на подобном. Пусть первопричинами образования шиизма было желание видеть Али наследником Мухаммеда, а верховной властью наделить имамов, но исторический процесс позволяет взглянуть на это и с другой стороны.

Чтобы понять, кто такие шииты и сунниты, в чем различие течений среди мусульман, необходимо знать, что Ислам распространился на значительной территории за достаточно короткий период времени, при этом, временами, распространение носило крайне агрессивный характер. Потому многие местные принимали ислам шиитского толка, на деле привнося в него множество из своих верований.

Подобная тенденция — остаться частью исламского мира, обозначить в чем различие между суннитами и шиитами, но при этом и обособить себя, сохранялась и в дальнейшем. Тот же Иран (Персия) официально принял шиизм лишь в XVI веке, дабы обособить себя от Османской Империи. При этом шиизм вновь претерпел некоторые изменения в угоду правящей династии Сефевидов. В частности, Али Шариати отмечал, что до XVI века шиизм носил мученический характер (красный шиизм), а впоследствии стал траурным (чёрный шиизм). Шииты это утверждение воспринимают за справедливое мнение.

Смотрите также статью Исламское государство и его структура

Исламские течения

Исламское течение — одно из основных направлений в исламе.

Столпы ислама

Столпы веры

История и представители

Основные течения

Богословие

Культура и общество

См. также

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект (ахмадиты, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).

Сунниты

Основная статья: Сунниты

Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. أهل السنة‎ ‘ахль ус-сунна) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили своё существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определённого мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.

Суфизм

Основная статья: Суфизм

Суфи (от араб. صوفية‎) (сулук, тазкиятун-нафс) — направление в исламе, представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

При всём этом существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены (тарикаты) и традиции могут заметно отличаться друг от друга.

Салафия

Салафи́я (араб. سلف‎ — «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун; араб. السلف الصالحون‎), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.

К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, «ваххабиты», идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун».. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

В XVIII веке на территории современной Саудовской Аравии сформировалось религиозно-политическое движение — ваххабизм. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймии (1263—1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами. Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне бида.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. Движение было принято принцем Абдул-Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953).

Джамаат таблиг

Джамаа́т Табли́г (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ‎) — аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством работы участников на уровне широких масс людей и обращения к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса с целью приблизить их к религиозной практике ислама, указанной пророком Мухаммадом.

В 1926 году в провинции Индии, Мевате, исламский богослов деобандийского направления Маулана Мухаммад Ильяс основал ДТ, позиционируя его как добровольное, пацифистское и независимое исламское движение. Его лозунгом были слова: «О мусульмане! Будьте мусульманами!» Организованное в Дели, движение получило широкое распространение почти в 150 странах мира, и по средним оценкам насчитывает около 70-80 миллионов последователей.

Джамаат делает упор не на призыве иноверцев и атеистов в ислам, а работает в среде так называемых «этнических мусульман». Движение видит свою цель — в оживлении религии в среде народов, традиционно исповедующих ислам. Сам контингент призывающих также достаточно широк: среди участников движения есть как простые мусульмане, занятые физическим трудом или торговлей, так и преподаватели университетов, судьи и т. д. Некоторые из участников, проникшись трудом призыва, посвящают этому свою жизнь, регулярно отдавая часть своего времени на то, чтобы выезжать в другие города с призывом к исламу. Среди «таблиговцев» также очень много тех, кто отдает немного времени на это или же просто когда-либо участвовал в призыве. Этнический состав и география участников также обширны. Это дает повод утверждать, что ДТ не есть организация в привычном смысле этого слова, а является сообществом мусульман, объединённых на основе следования Корану и Сунне, а также совершении исламского призыва.

Схема основных течений в Исламе Основная статья: Шииты

Шииты (от араб. شيعة‎ шӣ‘а — приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.

Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)

Шииты-двунадесятники

Основная статья: Шииты-двунадесятники

Шииты-двунадесятники, иснаашариты или имамиты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах. Придерживаются в основном джафаритского мазхаба.

Исмаилизм

Основная статья: Исмаилизм

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.

После смерти в 1094 году фатимидского халифа ал-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына ал-Мустансира — Низара, и на мусталитов, признающих имамом фатимидского халифа аль-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины.

К ответвлениям исмаилитов относят друзов и карматов.

Зейдиты

Основная статья: Зейдиты

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей — нуктавиты, распространены в Иране. Зейдиты по своим идеологическим воззрениям являются наиболее близкой группой к суннитам.

Гулат

Основная статья: Гулат

Гулат (араб. غلاة‎ ‘преувеличение’, мн. ч. араб. غلو‎ гулув) — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада по линии Али — шиитские имамы — обладают качествами божественности.

  • Алевиты — верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад.
  • Гурабиты (от араб. غراب‎ ‘ворон’) — верили, что Али был внешне похож на Мухаммада, «как один ворон на другого», поэтому Джибриль ошибочно предоставил пророчество Мухаммаду.
  • Алавиты (нусайриты) — верят в троицу ‘айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммада и Сальмана Перса. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции.
  • Дамийты — верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником.
  • Базигиты — верили, что Шестой Имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками.
  • Йафуриты — верили, что некий Му’аммар из Куфы был богом.
  • Кайсаниты — верили в имамат, который после смерти Хусайна ибн Али перешёл на Абуль-Касима Мухаммада ибн аль-Ханафию; после его смерти распались на несколько мелких групп.
  • Ахл-е Хакк — крайнее шиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата, и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно среди курдов.

Идейные течения в исламе

С ранних веков существования ислама среди мусульман часто возникали разногласия в вопросах вероубеждения, среди которых можно выделить четыре основные группы вопросов:

  1. Вопросы сущности Аллаха и его атрибутов, а также возможное и невозможное в отношении Аллаха и его качеств (возможность толкований качеств сущности и качеств действия и др.). Относительно этих вопросов существуют разногласия между ашаритами, каррамитами, муджассимитами и мутазилитами.
  2. Вопросы связаные с предопределением, Божественной справедливостью, принуждением и свободной волей человека (касб). По этим вопросам разошлись во мнениях ашариты, джабариты, кадариты, каррамиты и наджжариты.
  3. Вопросы веры, покаяния, угрозы и отсрочки наказания, обвинения в неверии и заблуждении. В этих вопросах разошлись ашариты, каррамиты, мурджииты и мутазилиты.
  4. Вопросы Корана, разума, добра и зла, Божественной благодати, непогрешимости в пророчестве, также условий установления и передачи имамата. Во взглядах на эти проблемы разошлись ашариты, каррамиты, мутазилиты, шииты и хариджиты.

Исторически так сложилось, что большинство ашаритов являются последователями шафиитского (Индонезия, часть Египта, Сирии, Ирака, респ. Дагестан, Чечня) и маликитского (Северная Африка) мазхабов, а большинство матурдитов (взгляды которых близки к ашаритским) — ханафитского (респ. Татарстан, Башкортостан, Средняя Азия, Турция, Южная Азия).

Различия между суннитами и шиитами

В данном разделе дана краткая характеристика различий между основными течениями, направлениями и школами ислама. Сунниты и шииты поклоняются единственному Богу — Аллаху и чтут — Коран. Сунниты отрицают посредничество между человеком и Господом.

Краткая характеристика разницы между шиитами и суннитами

Сунниты Шииты
Передача власти над мусульманской общиной (имамат, халифат)
Сунниты допускают передачу власти халифа в результате всенародного голосования и признают законность правления первых четырёх праведных халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Шииты считают, что власть в Халифате должна передаваться только среди потомков праведного халифа Али и дочери пророка Мухаммеда — Фатимы. Шииты не признают законность правления первых трёх праведных халифов.
Праздники и траурные дни
Сунниты как и шииты отмечают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. В день Ашура (10 мухаррама) сунниты соблюдают желательный пост по случаю избавления народа Израиля от фараона. День Ашура (Шахсей-вахсей) связан с мученической смертью внука пророка Мухаммеда Хусейна ибн Али. Траурные мероприятия включают в себя поминальные вечера и шествия, читаются хутбы о событиях Ашуры. В этот день шииты одеваются в чёрное и бьют себя в грудь, исполняя траурные песнопения.
Сборники хадисов
Сунниты признают авторитетными шесть сборников хадисов (Кутуб ас-ситта), к которым относятся: 1. Сахих аль-Бухари (ум. в 256 г. х./870 г.) — 7397 хадисов. 2. Сахих Муслима (ум. в 261 г. х./875 г.) 3. Сунан Ибн Маджа (ум. в 273 г. х./887 г.) 4. Сунан Абу Давуда (ум. в 274 г. х./888 г.) 5. Джами ат-Тирмизи (ум. в 279 г. х./892 г.) 6. Сунан ан-Насаи (ум. в 303 г. х./915 г.) У шиитов общепризнанными являются четыре сборника хадисов, к которым относятся: «аль-Кафи». Автор — Мухаммада аль-Кулайни (ум. в 329 г. х.); «Ман ля яхдурух аль-факих» Ибн Бабавайха ас-Садука (ум. в 381 г. х.); «Тахзиб аль-ахкам» и «аль-Истибсар» Абу Джафар ат-Туси (ум. в 460 г. х.). Между тем, шииты признают как достоверные большинство хадисов, приведенных в шести суннитских сборниках.
Временный брак (мута)
Запрещён. Сунниты признают, что временный брак был разрешён пророком Мухаммадом во время одного из военных походов, но вскоре был им же отменён. Аят, на который ссылаются шииты в качестве доказательства дозволенности временного брака, большинство суннитских богословов трактуют как выплату калыма (махр) Разрешён. Шииты утверждают, что временный брак был разрешён в аяте «… А за то, чем вы пользуетесь от них, давайте им их награду по установлению. И нет греха над вами, в чём вы согласитесь между собой после установления.» (Коран, 4:24) и не был отменен никаким другим аятом, поэтому практикуют его и по сей день. Количество временных браков у шиитов не ограничено.
Юридические школы
Сунниты придерживаются четырёх общепризнанных мазхабов: ханафитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. У шиитов распространён джафаритский мазхаб. Важнейшим отличием джафаритов от суннитских мазхабов является неприятие тезиса о «закрытии врат иджтихада», а также непризнание иджмы в качестве доказательств.
Непогрешимость имамов
Сунниты не признают непогрешимость людей и считают, что все люди (кроме пророков) имеют грехи. Шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, актах, принципах и вере.
Места паломничества (зиярат)
Сунниты считают обязательным паломничество к Запретной Мечети в Мекке и дозволенным посещение Мечетей Пророка и Аль-Аксы. Шииты помимо трёх мечетей (Запретная Мечеть, Мечеть Пророка и Аль-Акса) совершают паломничество в город Кербела (Ирак) к мавзолею имама Хусейна, для совершения обряда поминовения имама Хусейна.
«Скрытый имам» (Махди)
последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия (масих), который должен возвестить приближение Судного дня (киямата). Шииты связывают появление Махди с восстановлением справедливости на земле перед концом света. Двенадцатый имам Мухаммад ибн аль-Хасан для шиитов является «скрытым» имамом.
«Скрывание веры» (такия)
Для суннитов такия имела, по существу, лишь теоретическое значение. Ханафиты считали, что мусульманин в случае смертельной опасности может прибегать к такии, сделав при этом мысленную оговорку. Средневековый исламский богослов Ибн Хазм допускал внешнее проявление неверия «ради предосторожности». Принцип такии получил особое место и практическое применение в шиизме. Шиитская такия может применяться как для обеспечения личной безопасности, так и во имя интересов общины. В отличие от суннитов, допускавших такию как средство самозащиты, средневековые шиитские богословы рассматривали её как долг и обязанность общественного значения. В современном мире принцип такии остается в силе в тех странах, где шииты составляют меньшинство.

Литература

  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. Архивировано 28 июля 2014 года. Архивная копия от 28 июля 2014 на Wayback Machine
  • Васильев А. М. История Саудовской Аравии: 1745 г. — конец XX в.. — М.: Наука, 2001.
  • Волков, Владимир. Основные направления и течения в Исламе // Отечественные записки. — 2003. — № 5 (14).
  • Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — М.: Политиздат, 1986. — 576 с.

  • Али (632—661)
  • Хасан (661—669)
  • Хусейн (669—680)
  • Зейн аль-Абидин (680—712)
  • Мухаммад аль-Бакир (713—743)
  • Джафар ас-Садик (743—765)
  • Муса аль-Казим (765—799)
  • Али ар-Рида (799—818)
  • Мухаммад ат-Таки (818—835)
  • Али аль-Хади (835—868)
  • Хасан аль-Аскари (868—874)
  • Мухаммад аль-Махди (874—?)

«Умеренные»: двунадесятники (иснаашариты) • зейдиты (нуктавиты) • кайсаниты
«Крайние» (гулат): исмаилиты • друзы • низариты • карматы (сабийя) • мубаракиты • мусталиты (даудиты и сулейманиты)
Прочие: алавиты (нусайриты), ахл-е Хакк • байаниты • гурабиты (ворониты) • илбаиты • камилиты • мансуриты • мугириты (мухаммадиты) • навуситы • сабаиты • харбиты • хаттабиты («абсолютные» хаттабиты, ма’мариты (му’аммариты), базигиты, умайриты и муфаддалиты) • шумайтиты

Двенадцать
имамов
Духовенство Направления
и секты

  • аль-Джамиа
  • аль-Джафр
  • Путь Красноречия (нахдж аль-Балага)
  • Сахифа аль-Махди
  • Сахифа Саджадия
  • Рисаля аль-Хукук

  • у ахл е-хакк: Калам-е Саранджам
  • у алавитов: Китаб аль-Маджму
  • у исмаилитов: Да’а’им аль-ислам, Рисалат ал-вазирийа

Работы от имамов Тафсиры сборники хадисов Писания гулат Другие

  • джафаритский мазхаб (источники права: Коран
  • сунна
  • иджма
  • акль; другое: усул аль-фикх, ахбариты, усулиты)
  • имамат
  • хауза

См. также
Фикх Терминология Прочее

Течения (секты)

аджрадиты • азракиты • байхаситы • ибадиты • маймуниты • мухаккимиты • надждиты • саалабиты • суфриты • язидиты

Основоположники

Ибн Мулджам · Ибн Ибад · Ибн Аджрад · Абу Байхас · Абу Фудайк · Абу Язид · Атия · Джабир ибн Зейд · Наджда · Ибн аль-Азрак

Династии

Мидрариды (772—967) · Рустамиды (778—909) · Аль Бу-Саид (с 1746)

Такфир · Такфиризм · Категория:Хариджиты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *