Направления в мусульманстве

Разновидности ислама: Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов

30-12-2013, 19:44 • Опубл.: Apolitikus • Просм.: 35804 • Комм.: 8 • Статьи / Религия +17
В связи с последними террактами, думаю, что моим читателям будет небезынтересно узнать об особенностях исламских течений. Конечно, мои упрощенный взгляд на движения в мусульманском мире не претендуют на научный труд. Это просто мое понимание ислама, который я буду сравнивать с христианскими течениями. Так, будут более понятны процессы, происходящие в исламском мире.
Сунниты
Это самая распространенная ветвь ислама — 85-90% (более миллиарда приверженцев) от всех мусульман. Суннитов можно считать традиционными мусульманами. Они чтят Писание (Коран) и Предание (Сборники хасидов, написанных праведными людьми). Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов (что-то вроде апостолов в христианстве) — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Прислушиваются сунниты и ко мнению ученых-богословов, если их позиция не противоречит Писанию .
Видят идеал управления мусульманскими общинами в теократической разновидности монархии с правоверным халифом во главе, которого соборно выбирают члены общины. Если сравнивать с Христианством, то, на мой взгляд, сунниты образно соответствуют православным.
Шииты
Вторая по величине ветвь ислама — 10-15%. Они отличаются суннитов тем, что признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — духовенству.
Догматически шииты Здесь мне видится уместным образное сравнение шиизма в исламе с католицизмом в христианстве.
Суфизм
Это классическое мистико-аскетическое течение в исламе. Его могут разделять как сунниты, так и шииты. Это что-то вроде философии монашеских орденов в католицизме и последователей исихазма в православии. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.
Критики нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими влияниями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.
Салафиты, ваххабиты
Это религиозно-политическое протестное движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Сторонники его идей сами называют себя салафитами. Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда , и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне.
Они отрицают необходимость духовенства, противники паломничества к могилам исламских праведников, не приемлют суфизм и призывают очищать ислам от нововведений. Другими словами, ваххабиты (салафиты) — это прототип протестантов в христианстве. Радикальные формы ваххабизма выражаются в объявлении джихада неверным, шахидство, совершение терактов.
География распространения
Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов (богословских школ). К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана кроме Татов и ногайцев.
Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.
В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.
Ваххабизм импортируется в России преимущественно из Саудовской Аравии, где ваххабизм является господствующей исламской доктриной. Источник: https://diak-svyatoslav.livejournal.com/450766.html Вконтакте Facebook Twitter Одноклассники Мой мир Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *