Наровчат монастырь пещеры

В ста километрах от Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Возник он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой использовались под различные бытовые помещения. В таком малоприглядном виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена. Сотни верующих со всей страны притягивает это место, благодаря своему настоятелю, игумену Крониду. Говорят, священник творит чудеса, к нему едут за исцелением со всех уголков страны, а также для изгнания злых духов и бесов.
Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство и многие другие. Здесь же погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурново – министр внутренних дел.
У подножия холма к востоку от села находится источник Николая Чудотворца. Именно здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня. ()

Лишь два сохранившихся документа, могут косвенно указывать на время основания Скановой пустыни, как именовалась она прежде. Первый из них от 1673 года говорит об отводе монастырю по указу царя Алексея Михайловича 90 десятин пашенной, лесной и покосной земли. Другой – грамота Святейшего Патриарха Иоакима от 1676 года, в которой говорится о том страшном пожаре, уничтожившем три церкви и все монастырские постройки. Вместе с тем, документы эти свидетельствуют, что обитель существовала уже задолго до пожара, ее основание можно отнести к началу XVII столетия. После пожара монастырь стал отстраиваться на месте нынешнего Троицкого монастыря, изящный ансамбль которого предстает сегодня перед нашим взором при въезде в Сканово. А вместе с тем более глубоко и целенаправленно насельниками стал осваиваться пещерный комплекс как скит для более суровых монашеских подвигов.
Сам монастырский комплекс до революции представлял собой следующий вид. При подошве горы находился источник Иоанна Крестителя с деревянной часовней над ним. Отсюда по довольно крутой лестнице, как и сейчас, восходили на гору, с которой во всей красоте открывалась вся окрестность с ее полями и лугами. На плоском месте горы возвышалась величественная каменная пятиглавая церковь во имя Киево-Печерской иконы Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских чудотворцев, построенная при настоятеле архимандрите Амвросии в 1870 году. А в 1886 году с правой стороны от этой церкви тщанием настоятеля архимандрита Гедеона и петербургской мещанки Варвары Якимовой устроен придельный храм в честь св. великомученицы Варвары. Также на вершине горы при входе в пещеры и выходе из них были устроены часовни, беседки и кельи для братии. Вход и выход были хорошо оборудованы. Внутри же горы в разных направлениях были ископаны пещеры шириною в 18 вершков (80 см), высотою в 40 вершков (178 см), длиною же 256 саженей (546 м) и на манер малых комнат сделаны затворни без всяких украшений.
Сюда удалялись подвижники, желавшие полного отречения от мира, благословленные на подвиг затворнического жития. С наступлением же советского времени из-за притеснений монашеская жизнь на пещерах стала постепенно угасать. Монашеская жизнь продолжала теплиться до 1928 года. После исчезновения последних монахов храм Преподобных Антония и Феодосия был полностью уничтожен, пещеры стали приходить в запустение, многие места в них стали обрушаться. В 1980 году во время обследования пещер московскими спелеологами в одном из ходов было обнаружено 17 черепов с пулевыми отверстиями, что дает основание полагать о проведении здесь массовых казней людей в разгар советских репрессий.
По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета (Карагодина), определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 21 августа 2007 года на пещерах был учрежден отдельный монастырь – Сканов Пещерный мужской преподобных Антония и Феодосия. Сегодня пещерный комплекс трудами благотворителей и монастырской братии продолжает восстанавливаться: вход в пещеры благоустроен, расчищены и обложены кирпичом многие участки. С противоположной стороны оборудован еще один вход, ведущий в подземный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских. Кроме пещерного комплекса в ансамбль возрожденного пещерного Сканова монастыря входит деревянная церковь в честь Печерской иконы Божией Матери, кельи монахов и трудников, оборудованный купальнями источник Антония и Феодосия Киево-Печерских, а на горе у алтаря бывшего храма – могилка убиенного о. Тихона

В древнем византийском подземном монастыре

Во время путешествия по Адыгее мы побывали древнем византийском подземном монастыре, о котором ходит столько легенд и преданий.

Под землёй, прямо в толще горы, на глубине около 40 метров – храм с монашескими кельями и узкими ходами…

Краткая история подземного монастыря

Древний Византийский пещерный монастырь также называют Монаховыми и Монастырскими пещерами.

Монастырские пещеры много старше Михайло-Афонской пустыни, основанной в 19 веке. Их случайно нашли уже после строительства Михайло-Афонского монастыря. Выходит, монастырь возвели на месте, которое задолго до строительства считалось святым.

Монастырские пещеры в недрах горы Физиабго рукотворные.

Согласно исследованиям, их вырыли отшельники из Византии ещё в 8-10 веках. И уже после, начиная с 19 века, древние пещеры использовались православными монахами, начиная с XIX века.

Что делали в горах Кавказа византийские монахи? Дело в том, что в Византии объявили почитание икон идолопоклонничеством.

Период иконоборчества длился с начала 8 века до середины 9 столетия, что как раз совпадает с предположительным периодом основания подземного монастыря.

Во тьме пещер — огонь свечей

Многие отшельники переселились на Кавказ, бежав от преследования за веру.

11 подземных ходов

По преданиям, византийские монахи хранили в подземельях библиотеку с древними христианскими текстами, привезённую из Византии.

Здесь же была иконописная мастерская, костехранилище с черепами почивших отшельников.

Свод подземного храма

По преданиям, где-то и сейчас в заваленных подземных ходах хранятся останки византийских монахов и бесценные древние книги…

По другой версии, пещеры выкопаны монахами уже в 19 веке. Но многие отрицают её состоятельность по многим причинам. Просто незачем было копать монахам эти пещеры, когда был большой монастырь на поверхности.

Да и насельников в монастыре было не столь много, чтобы осилить такую масштабную работу.

Не представляю, сколько надо было труда, чтобы столько выкопать

Говорят, вся гора Физиабго пронизана подземными ходами.

Раньше в подземный монастырь вело 11 входов, за что пещеры прозвали «одиннадцатиходкой». Все они вели к подземному храму. Всего было около 3 километров подземных ходов. Но так как долгое время они оставались без присмотра, многие из них обрушились и перекрыты завалами.

Лишь малая часть ходов сохранилась до наших дней. В наши дни по ним водят экскурсии.

Понравилась вам история древнего византийского подземного монастыря в Адыгее?

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

  • Дорога на Лагонаки – так или она страшна, как о ней пишут?
  • Даховская канатная дорога (Адыгея) – стоит ли кататься?
  • Где остановиться в Адыгее, чтобы всё посмотреть по максимуму
  • Ставьте лайк!👍 Вам несложно, мне приятно.

Всем, кто ПОДПИСАЛСЯ НА КАНАЛ – будет счастье и много интересных статей! 😊💕👍

Здравствуйте дорогие друзья и читатели сайта!
В рамках автобусной экскурсии по Наровчатскому району Пензенской области летом 2017 года мы посетили Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь, который является жемчужиной Русской православной церкви и одним из красивейших исторических памятников Пензенского края.
Расположен он в селе Сканово Наровчатского района. Это удивительно красивый комплекс! И практически единственный монастырь в Пензенской области, который был воссоздан в первоначальном виде.

Монастырь действительно является культовым местом. Сюда приезжают не только жители Пензенской области, но и и паломники из соседних областей (Тамбовской, Саратовской, Самарской областей и Республики Мордовии). Были здесь и туристы из других стран (Индии, США, Голландии). Для организованных групп монахини проводят интересную экскурсию.
Поэтому я была удивлена, что на данном сайте, несмотря на то, что отзыв не оплачивается, совсем нет рекомендаций посетить это удивительное место. Хочу восполнить этот пробел и рассказать об этом красивейшем историческом памятнике Пензенской области.
Как уже упоминала ранее, мне довелось здесь побывать недавно, в июне 2017 года в рамках экскурсии по Наровчатскому краю.
***Немного истории***
Сам монастырь вначале был мужским, и возник он где-то в начале ХVII века. Точную дату, к сожалению, установить сейчас невозможно, так как пожар в 1676 году уничтожил все документы, с помощью которых можно было бы узнать всю его историю.
В начале 30-ых годов ХХ века этот монастырь, как и многие другие церкви и монастыри, был закрыт и разорён. Здание монастырского собора было отдано под склад и птицеферму. А в других зданиях разместили магазин, столовую и общежитие для рабочих местного совхоза. С колокольни были сброшены колокола.

Настоятель монастыря архимандрит Филарет II был арестован и осуждён на 5 лет концлагерей. После отбытия срока, он вновь был арестован и осуждён еще на 6 лет. И дальнейший его путь и путь насельников монастыря, к сожалению, неизвестны.
Возрождение монастыря началось в 1985 году силами женщин-монахинь, и в 1990 году обитель была возвращена Русской Православной церкви. И монастырь стал женским.
Вот несколько фотографий монастыря и его территории.

Монашеский корпус.

Некоторые здания еще реставрируют.

Место погребения почившей братии обители за алтарем собора.

Колокольня.

Внутри храма.

***Чудотворная Трубчевская икона Божией Матери***
В монастыре находится святыня Русской Православной церкви — чудотворная Трубчевская икона Божией Матери.
У иконы необычная судьба. Она была написана в 1765 году священником города Трубчевска и числится в списке чудотворных икон России.
Вот фотография иконы образа Чудотворной Трубчевской иконы Божией Матери, которую я купила в Наровчатском монастыре.

В XIX и в начале XХ века икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора. На иконе была устроена серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранную драгоценными камнями.
В годы советской власти с иконы сняли серебряную ризу, позлащённый венец, из короны изъяли драгоценные камни и увезли в Наровчатский краеведческий музей. Около 50-ти лет она пролежала в пыли, на неё никто не обращал внимание. И даже какое-то время её использовали в качестве стола для экспонатов, а в 1976 году при очередной описи музейных ценностей даже написали: «утеряна».
Нашли её в 1993 году в пыли и покрытую плесенью. Её отправили на реставрацию в СвятоТроицкую Сергиеву Лавру, а затем вновь возвратили в Свято-Троицкий Сканов монастырь.
***Сканов пещерный монастырь***
В двух километрах от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом и жили монахи-отшельники. Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе, а по протяженности он даже превосходит подземные пещеры знаменитой Киево- Печерской Лавры.

В годы советской власти пещерный храм был полностью разрушен, а часть входов взорвана.
Сейчас вход в пещеру расположен на горе Плодская. У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия и построена купальня.

В церковной лавке продают билеты и вручают свечку для экскурсий, так как без свечей в многочисленных лабиринтах подземелий ничего не видно. Стоимость — 50 рублей с человека.
Территория здесь очень ухоженная, стоит канунный стол.

У источника начинается лестница наверх ко входу в пещеру.

Вид на монастырь сверху.

Вход в пещеру на горе Плотская.

Начало нашего пути. Экскурсовод шёл впереди и освещал проход фонариком, мы по цепочке передвигались следом за ним и освещали свой путь свечками или телефонами.

Пещеры напоминают подземный город. Здесь есть свои улицы, дома, перекрёстки…

Здесь можно увидеть несколько небольших келий. Здесь отшельники жили и молились.

В кельях стоят иконы, свечки.

Местами свод пещер заставлял пригибаться. По ходу движения можно увидеть остатки разветвлённых катакомб, обвалившихся ответвления.

Было очень интересно увидеть своими глазами, где и как жили монахи.

Последнее фото подземелья… И наша экскурсия по Наровчатскому монастырю и его окрестностям подошла к концу. Впечатлений масса!

Это замечательное место мы посетили в рамках автобусного тура по Наровчатскому краю Пензенской области. Здесь много достопримечательностей, и помимо Наровчатского Троице-Сканова монастыря мы посетили интереснейший музей «Тюремный замок», единственный в России дом-музей А. И. Куприна и дом помещика Арапова (конец ХlХ века).
Наровчатский край богат достопримечательностями, всех их можно посмотреть за один день. Рекомендую вам взять на заметку этот интересный уголок Пензенского края!
Приятного вам отдыха и путешествий!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *