Наш календарь

Календари.

Календарь — это система исчисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях, и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях.

Также календарём называются список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников, и периодическое справочное издание с последовательным перечнем дней, недель, месяцев данного года, а также другими сведениями различного характера.

Слово «календарь» пришло к нам из Древнего мира. В древнем Риме «календарь» (лат. calendarium — долговая книжка). В Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Календарь. История создания календарей.

Календарь, хотя и примитивный, появился уже в древнейших цивилизациях, когда люди начали планировать свою хозяйственную деятельность и определяться, когда им праздновать свои религиозные праздники.

Первые календари начали появляться как насущная необходимость в условиях цикличных и предсказуемых изменений погоды.

В Набта-Плая (территория современного Египта) примерно 5 тыс. лет до н. э. полукочевыми племенами скотоводов был создан, возможно, первый годичный «календарный круг», начало года на котором отмечалось появлением звезды Сириус. Этот календарь помогал племени установить когда ожидать начало и окончание сезона дождей, превращавшего пустынный регион в цветущую саванну, пригодную для выпаса скота. Примерно в это же время на территории современной Германии был создан так называемый Гозекский круг, основой отсчета для которого было зимнее солнцестояние.

В древнеегипетском календаре год — это промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса. Причиной появления календаря древнего Египта были разливы Нила, происходящие через один и тот же промежуток времени, приблизительно равный году. Они губили урожай, если его вовремя не собирали, и приносили плодородную почву. В силу этих причин для успешного ведения хозяйства необходимо знать когда будет следующий разлив Нила с приемлемой точностью.

Исторически разные народы по-своему относились к отсчетам дат исторических событий.

Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира. Например, евреи датировали его 3761 годом до н. э., а александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.

Древние римляне вели отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.).

Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии.

История развития календарных систем по-своему увлекательна. В ней отражен процесс накопления человеком знаний об окружающем мире.

Даже с объективной точки зрения построение хорошего календаря — сложная, до сих пор не до конца решенная задача. Астрономы, математики, физики бились над ней с древних времен, уточняли периоды движения небесных тел, потом умножали и делили эти числа, стараясь построить все более совершенный календарь.

Свой календарь основывала и каждая мировая религия. Например, если по византийскому календарю 2017 год, то по григорианскому календарю идёт 7526 год «от сотворения мира», в исламском календаре — 1439 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2561 год эры Нирвана, по календарю бахаи — 174 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

Формирование современной календарной системы.

Формирование современной календарной системы было связано с введением Юлианского календаря. Отсчёт года с 1 января был введён в Риме императором Юлием Цезарем в 45 году до н. э.

Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.

Развитием юлианского календаря является григорианский календарь (новый стиль). Этот календарь был введён решением папы римского Григория XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля).

Календарная реформа, которую провёл Григорий XIII, и которую признали в большинстве католических стран, состояла из двух частей:

1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи. Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней. Цель у реформы была иная: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию.

2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка между календарем и солнечным годом в один день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы). Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI-XVII веках 10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX-XXI веках составляет 13 суток. С 15 марта 2100 года она составит 14 суток.

Временные единицы, используемые в календаре.

Сутки.

Сутки — это единица измерения времени, приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг своей оси.

Обычно под сутками подразумевают астрономическое понятие солнечные сутки. В обиходе сутки часто называют днём. Они длятся 24 часа.

Календарные сутки составляют недели, месяцы, годы.

Неделя.

Неделя — это единица времени, большая, чем день, и меньшая чем месяц. Семидневная неделя не является константой: так, ритуальная неделя в Китае эпохи Шан состояла из 10 дней.

Древние египтяне использовали десятидневные недели (декады).

У древних майя неделя состояла из 13 дней; ими применялась и 20-дневная неделя (обе в календаре Цолькин).

Семидневная неделя впервые вошла в употребление на Древнем Востоке (в Вавилоне). В I веке ею стали пользоваться в Риме, откуда она распространилась по всей Западной Европе.

В большинстве современных календарей, включая Григорианский календарь и те, которые не основаны на иудео-христианском счислении времени, неделя включает 7 дней, что делает её самой большой общепринятой единицей времени, содержащей точное количество дней. Неделя не имеет прямой астрономической основы, она широко используется как единица времени.

Благодаря европейской колонизации и последующей глобализации, 7-дневная неделя стала применяться повсеместно, даже в тех культурах, у которых ранее не было такой единицы времени.

Существуют календари, разработанные так, чтобы каждая дата всегда попадала на один и тот же день недели каждый год. Этого можно добиться, если сделать неделю зависимой от года, при этом несколько дней в году не относятся ни к одной неделе. Так, например, проекты постоянного календаря содержат 52 недели плюс 1 или 2 дня, а Французский революционный календарь состоит из 36 недель по 10 дней и 5 или 6 дополнительных дней. Год также может зависеть от недели, так, в бывшем Исландском календаре было 52 или 53 недели. Классические дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Месяц.

Месяц — это единица измерения времени, связанная с обращением Луны вокруг Земли.

Лунные месяцы являются основой многих календарей. В результате раскопок исследователи заключили, что люди считали дни в соответствии с фазами Луны, как минимум, с палеолита.

Поскольку удобство счёта требует целого числа дней в месяце, а различные периоды обращения луны составляют 27,2-29,6 суток и в целых сутках исчислены быть не могут, календари издавна стремились компенсировать неточность переменной продолжительностью месяцев и/или введением дополнительных дней.

В лунных и лунно-солнечных календарях, используемых евреями, мусульманами, китайцами, индусами и другими, длительность месяца 29 или 30 дней. В одних календарях начало месяца приходится на день фактического астрономического новолуния, в других начало месяца определяется непосредственно при помощи наблюдений.

В григорианском и юлианском календаре используется фиксированная длина месяца, не связанная со сменой фаз Луны.

Год.

Год — это условная единица измерения времени, которая исторически означала однократный цикл сезонов: весна, лето, осень, зима. В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 дней. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.

Календарный год в григорианском и юлианском календарях равен 365 суток в невисокосные годы, и 366 суток в високосные годы. Средняя же продолжительность года составляет 365,2425 суток для григорианского и 365,25 суток для юлианского календарей.

Календарный год в исламском календаре содержит 353, 354 или 355 суток — 12 лунных месяцев. Средняя продолжительность года — 354,37 суток, что меньше астрономического года и поэтому мусульманские праздники «кочуют» по временам года.

Календарный год в еврейском календаре содержит 353, 354 или 355 суток в простом году и 383, 384 или 385 суток в високосном году. Средняя продолжительность года — 365,2468 суток, что близко к астрономическому году.

Век.

Век — это единица измерения времени, равная 100 годам. Десять веков составляют тысячелетие.

Согласно григорианскому календарю, I век н. э. начался 1 января 1 года и закончился 31 декабря 100 года. II век начался в 101 году, III век — в 201 году и т. д. В григорианском календаре нет «нулевого века»: после I века до н. э. начался I век н. э.

Эра.

Эра — Это дата, с которой начинает отсчёт календарь.

Календари.

Календарные системы.

Лунный календарь.

Уже в древности зародилось два различных подхода к счету дней — лунный и солнечный календари. Официальными изобретателями лунного календаря считаются древние шумеры, жившие в южной Месопотамии. Лунный год в календаре Междуречья состоял из 12 лунных месяцев длительностью в 29,5 суток каждый, т.е. всего 354 дня. Так как он был значительно короче солнечного (ныне — 365,2421988 суток), то начало года все время сдвигалось относительно весенних разливов рек. Шумерам это не нравилось, и они периодически вводили дополнительный месяц для согласования с солнечным циклом.

Солнечный календарь.

История европейского календаря начинается в Древнем Египте около четырех тысяч лет до нашей эры. Основанная на земледелии жизнь египтян была привязана к сезонным циклам Нила. Египетские жрецы заметили, что ежегодный разлив великой реки начинался сразу после летнего солнцестояния (ныне — 21-22 июня). И в это же время в предутреннем небе появлялась звезда Сириус после 70-дневного периода ее невидимости.

Установив связь между этими явлениями, древние звездочеты на основании вычислений восходов Сириуса научились предсказывать начало нильских разливов, с которых начинался хозяйственный год.

Египтяне определили год как период между двумя солнцестояниями и посчитали его равным 365 дням. Он состоял из 12 месяцев по 30 дней.

Последние пять дней года, не входившие ни в один месяц, были праздниками в честь детей бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.

Египетский календарь.

Египетский календарь, просуществовал вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря, как указано выше, связано со звездой Сириус — яркой звездой тропического небосвода. Солнечный календарь древних египтян лежит в основе летоисчисления всего Старого Света и доныне. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса (Сотис), совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествавшими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали календарь на 1 сутки. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 × 4) лет всеми сезонами и возвращался на начальное число. Период в 1460 назывался сотичним периодом, циклом, или Великим годом Сотиса.

В 25 году до н. э. на этой территории был установлен Александрийский календарь, синхронизированный с юлианским календарём, но сохранивший прежние названия месяцев, в котором каждый четвёртый год в конце года добавлялся один день. К древнеегипетскому календарю восходят коптский и эфиопский календари, до сих пор применяемые местными церквями. Структура египетского календаря была заимствована французским революционным календарём.

Еврейский календарь.

Еврейский календарь — это религиозный и официальный светский календарь Израиля. Еврейский календарь относится к солнечно-лунным календарям. Годы исчисляются с начала создания Вселенной, которое, согласно иудаизму, произошло в 3761 году до н. э. Отсчёт времени производится по фазам Луны. Продолжительность месяцев 29 или 30 дней. Поэтому, в связи с тем что 12 лунных месяцев отстают от солнечного года на 11 дней, каждый 2-й или 3-й год добавляется 13-й месяц.

Исламский календарь.

Исламский календарь — это лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в Пакистане, Бангладеш и других мусульманских странах. Исламский календарь ввёл халиф Арабского халифата Умар I. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э. — даты переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину).

Месяцы состоят из 29 или 30 дней. Первым днём нового месяца является первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп Луны.

Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по приближенным подсчетам, равен 354 суткам. Поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней. Дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря.

Иранский календарь.

Иранский календарь или Солнечная хиджра — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан при участии Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году), но основывается на солнечном (астрономическом) годе, в отличие от классического исламского календаря, поэтому его месяцы всегда приходятся на одни и те же времена года. Начало года — день весеннего равноденствия (Навруз, праздник весны), который определяется по астрономическим наблюдениям на меридиане тегеранского времени.

Китайский календарь.

Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечно-лунный и солнечный.

Солнечно-лунный циклический календарь был составлен в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Календарь использует шестидесятилетний цикл. Начало года в календаре зависит от астрономического явления (новолуния), а не от даты в григорианском календаре. Из-за протяжённости территории, на которой использовался календарь, в разных местах Новый год могли отмечать в разные дни григорианского календаря. Солнечно-лунный календарь используется несколько тысяч лет во Вьетнаме, Камбодже, Китае, Корее, Монголии, Японии и в некоторых других странах Азии.

Солнечный календарь (сельскохозяйственный календарь) определяет деление года на 24 сельскохозяйственных сезона по положению Солнца на эклиптике. Сезоны никак не связаны с движением Луны.

Японский календарь.

Японский календарь является лунно-солнечным календарём, который основан на китайском календаре. Японский календарь — древняя календарная система, с точкой отсчёта 660 год до н. э., когда, согласно легенде, император Дзимму основал Японское государство. Система исчисления от основания Японии использовалась с 1873 года и до конца Второй мировой войны.

Второй тип японского календаря — использует счёт лет от года начала правления императора — продолжает и поныне широко использоваться.

Индуистские календари.

Индуистские календари — календари, распространенные на территории современной Индии. К ним относятся Викрам-самват, Сакская эра, Кали-Юга, Единый национальный календарь Индии и другие.

На территории современной Индии ещё в древние времена образовались многие племена и народности, которые долго были разъединены. Длительная изоляция индийских княжеств друг от друга привела к тому, что почти в каждом из них была своя местная календарная система. До недавнего времени в стране применялось несколько официальных гражданских календарей и около тридцати местных, предназначенных для определения времени различных религиозных праздников и обрядов. Среди них можно встретить солнечные, лунные и лунно-солнечные календари.

Используемые на территории Индии календари:

Кали-юга — с 18 февраля 3102 года до н. э.;

Эра Нирвана — с 543 года до н. э.;

Викрам-самват — с 57 года до н. э.;

Гаурабда — с 1486 года;

Эра Фазли — с 10 сентября 1550 года;

Единый национальный календарь Индии — с 22 марта 1957 года.

Ацтекский календарь.

Ацтекский календарь — это система измерения времени, применявшаяся у народов Месоамерики. Впервые эта система появилась у ольмеков около 3500 лет назад и впоследствии распространилась среди культур и народов центральной Мексики, в том числе майя, сапотеков и ацтеков.

Календарь состоял из двух параллельных циклов: гражданского 365-дневного шиупоуалли (соответствует хаабу у майя), и ритуального 260-дневного тональпоуалли (соответствует цолькину у майя). Шиупоуалли и тональпоуалли совпадали каждые 52 года, образуя так называемый «век». Сто «веков» в свою очередь составляли 5200-летнюю эру, называвшуюся «Солнцем». В соответствии с этой системой в настоящий момент мы живём в пятой эре Четыре землетрясения, «солнцем» которой является бог Тонатиу.

Календарный год начинался с первым появлением Плеяд над восточным горизонтом перед самым восходом Солнца.

Календарь майя.

Календарь майя — это система календарей, созданных цивилизацией майя в доколумбовой Центральной Америке. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.

По мнению учёных, календарь майя может вести отсчёт лет от следующих дат по григорианскому календарю: 13 октября 3373 г. до н. э. или 7 сентября 3113 г. до н. э. или 13 августа 3114 г. до н. э.

Древнегреческий календарь.

Древнегреческий календарь — это лунно-солнечный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней. В году было 354 дня — со вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца. По мере упорядочения календаря, был введен 8-летний цикл, в котором месяц вставлялся в 3-м, 5-м и 8-м году (в Афинах его введение приписывают Солону в 594 году до н. э.). В 432 году до н. э. астроном Метон предложил более точный 19-летний цикл с 7 вставными месяцами, но этот цикл входил в употребление медленно и так до конца и не прижился.

В каждом древнегреческом городе был свой календарь, с собственными названиями месяцев, причём названия нередко образовывались от праздников, в этом месяце справлявшихся.

Теоретически месяц должен был начинаться в новолуние, но практически это выходило далеко не всегда, так что приходилось различать «гражданское новолуние» и «лунное новолуние».

Начало года тоже было различным: по афинскому календарю год начинался в первое новолуние после летнего солнцестояния, по беотийскому, использовавшемуся в Фивах — после зимнего солнцестояния.

Юлианский календарь.

Юлианский календарь — это солнечный календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.

Юлианский календарь заменил римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля. Юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности астрономического года.

Григорианский календарь.

Григорианский календарь — это солнечный календарь, основанный на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность одного цикла принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Поводом к принятию нового календаря вместо юлианского стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

В 1582 году на Григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша), Франция, Лотарингия.

В России григорианский календарь был введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.

Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.

В григорианском календаре длительность года принимается равной 365,2425 суток. Длительность невисокосного года — 365 суток, високосного — 366.

Ошибка в одни сутки по сравнению с годом равноденствий в григорианском календаре накопится примерно за 3300 лет.

Новоюлианский календарь.

Новоюлианский календарь — это модификация солнечяного юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.

Новоюлианский календарь основан на 900-летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 из 9 вековых високосных годов. За високосные принимаются те вековые годы, при делении порядкового номера которых на 900 в остатке остаётся 200 или 600. Таковыми являются: 200, 600, 1100, 1500, 2000, 2400, 2900, 3300, 3800 и т. д.

Год считается високосным, если:

а) его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100;

б) его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

На 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов.

Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Это больше истинной продолжительности астрономического года (365,2421988 суток) всего на 0,000023 суток или менее чем на 2 секунды. Расхождение в одни сутки набегает примерно за 43 500 лет.

В настоящее время Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Церкви, а также афонские монастыри для исчисления неподвижных праздников пользуются юлианским календарём, все остальные поместные церкви — новоюлианским, который до 2800 года будет полностью совпадать с григорианским.

Кале́нды (лат. Kalendae или Calendae) — в древнеримском календаре название первого дня каждого месяца.

Календы, так же, как и ноны и иды, служили для отсчёта дней внутри месяца: от этих трёх определённых для каждого месяца моментов дни отсчитывались назад (например, шестой день перед мартовскими календами и т. п.).

Слово «календы» происходит от латинского глагола calo (неопр. форма — calare) — «объявлять, возглашать» (родственного, например, англ. call и рус. глагол), в связи с тем, что в ранний период римской истории понтифики, следящие за временем, в этот день объявляли о начале нового месяца и числе дней до нон в этом месяце (в ноны народу объявлялось о праздниках в данном месяце).

Древнеримским праздником январских календ (от 1 до 5 января) завершался целый праздничный цикл, общий всему греко-римскому миру; цикл этот начинался с Врумалий в честь Диониса фракийского (от 24 ноября до 17 декабря), обнимал Сатурналии и Опалии (от 17 до 23 декабря), а также Воты (от 23 декабря до 1 января).

Празднования достигали своего апогея в конце — в январских календах, празднике общей радости, братавшей сословия, возрасты и положения.

Языческий праздник январских календ продолжали справлять и христиане, что вызвало протест церкви. В борьбе с этим остатком язычества церковь противопоставила языческому чествованию новолетия свой собственный праздничный цикл, рождественский (с 24 декабря по 4 января), языческим воспоминаниям — христианские, древним маскам и играм — хождение со звездой и царями-волхвами.

В результате получилась сложная обрядность, в составе которой, наряду с христианскими, сохранились и языческие элементы.

Под влиянием христианства, празднование январских календ при Юстиниане распространено было на 12-дневный святочный цикл от Р. Х. до Крещенья, а согласно с этим и песни календ стали означать не только песни на новый год, но чаще все вообще рождественские или святочные песни. Эти традиции в дальнейшем получили большое распространение у славян (см. Коляда).

Выражение «отложить дело до греческих календ» («ad Calendas Graecas») имеет смысл — «никогда не сделать», так как в греческом календаре календ не было.

Напишите отзыв о статье «Календы»

Литература

  • Календы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Отрывок, характеризующий Календы

– Что? Что он сказал? – слышалось в рядах польских улан, когда один адъютант подскакал к ним.
Было приказано, отыскав брод, перейти на ту сторону. Польский уланский полковник, красивый старый человек, раскрасневшись и путаясь в словах от волнения, спросил у адъютанта, позволено ли ему будет переплыть с своими уланами реку, не отыскивая брода. Он с очевидным страхом за отказ, как мальчик, который просит позволения сесть на лошадь, просил, чтобы ему позволили переплыть реку в глазах императора. Адъютант сказал, что, вероятно, император не будет недоволен этим излишним усердием.
Как только адъютант сказал это, старый усатый офицер с счастливым лицом и блестящими глазами, подняв кверху саблю, прокричал: «Виват! – и, скомандовав уланам следовать за собой, дал шпоры лошади и подскакал к реке. Он злобно толкнул замявшуюся под собой лошадь и бухнулся в воду, направляясь вглубь к быстрине течения. Сотни уланов поскакали за ним. Было холодно и жутко на середине и на быстрине теченья. Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали. Когда вернувшийся адъютант, выбрав удобную минуту, позволил себе обратить внимание императора на преданность поляков к его особе, маленький человек в сером сюртуке встал и, подозвав к себе Бертье, стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание.
Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения. Он велел подать себе лошадь и поехал в свою стоянку.
Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми.

КАЛЕНДАРЬ — система счёта длительных промежутков времени.

Название «календарь» свя­за­но с тем, что в Древ­нем Ри­ме на­ча­ло ка­ж­до­го ме­ся­ца про­воз­гла­ша­лось осо­бо (смотрите Ка­лен­ды), а 1-го чис­ла ме­ся­ца долж­ни­ки пла­ти­ли про­цен­ты в со­от­вет­ст­вии с за­пи­ся­ми в дол­го­вых кни­гах.

По­строе­ние календаря не­воз­мож­но без мно­го­лет­них ас­тро­но­мических на­блю­де­ний и раз­ви­тия ма­те­ма­ти­ки. Различные на­ро­ды раз­ра­бо­та­ли собственные сис­те­мы счё­та вре­ме­ни, в ко­то­рых на­хо­ди­ли от­ра­же­ние осо­бен­но­сти ме­ст­ной куль­ту­ры. В не­ко­то­рых стра­нах за ос­но­ву календаря взят про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми од­но­имён­ны­ми фа­за­ми Лу­ны (си­но­дический ме­сяц); та­кие календари на­зы­ва­ют­ся лун­ны­ми и не свя­за­ны со сме­ной вре­мён го­да. В др. стра­нах бы­ли раз­ра­бо­та­ны т. н. лун­но-сол­неч­ные календари, в ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся си­но­дический ме­сяц, но про­дол­жи­тель­ность го­да со­гла­со­вы­ва­лась со сме­ной вре­мён го­да. Ос­но­вой сол­неч­ных календарей яв­ля­ет­ся про­ме­жу­ток вре­ме­ни ме­ж­ду дву­мя по­сле­до­ва­тель­ны­ми про­хо­ж­де­ния­ми цен­тра дис­ка Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия (тро­пический год), а сме­на фаз Лу­ны не при­ни­ма­ет­ся во вни­ма­ние.

Пе­рио­дические яв­ле­ния, ле­жа­щие в ос­но­ве календаря (сме­на дня и но­чи, фаз Лу­ны, вре­мён го­да), оп­ре­де­ля­ют про­ме­жут­ки вре­ме­ни, из­вест­ные как су­тки, ме­сяц и год. Не­воз­мож­но по­доб­рать це­лое чис­ло тро­пических лет, в ко­то­рых со­дер­жа­лось бы це­лое чис­ло си­но­дических ме­ся­цев и це­лое чис­ло средних сол­неч­ных су­ток, т. к. эти три ве­ли­чи­ны не­со­из­ме­ри­мы. Од­на­ко чис­ло ме­ся­цев и су­ток в ка­лен­дар­ном го­ду долж­но быть це­лым, по­это­му на про­тя­же­нии не­сколь­ких ты­ся­че­ле­тий по­яв­ля­лись мно­го­численные ка­лен­дар­ные сис­те­мы, стре­мя­щие­ся раз­ре­шить ука­зан­ное про­ти­во­ре­чие.

Сол­неч­ные ка­лен­да­ри

Про­дол­жи­тель­ность тро­пического го­да, ле­жа­ще­го в ос­но­ве сол­неч­но­го календаря, со­став­ля­ет около 365,24 суток: ка­лен­дар­ный год мо­жет со­дер­жать ли­бо 365, ли­бо 366 суток. Календарь дол­жен реа­ли­зо­вать пра­ви­ло че­ре­до­ва­ния про­стых (по 365 суток) и ви­со­кос­ных (по 366 суток) го­дов та­ким об­ра­зом, что­бы сред­няя за цикл про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да бы­ла как мож­но бли­же к про­дол­жи­тель­но­сти тро­пического го­да.

В пер­вом сол­неч­ном календаре, соз­дан­ном в Древ­нем Егип­те, год со­сто­ял из 365 дней и де­лил­ся на 12 месяцев про­дол­жи­тель­но­стью 30 дней. Ос­тав­шие­ся 5 дней не вхо­ди­ли в календарь и до­бав­ля­лись в кон­це по­след­не­го ме­ся­ца. Но­вый год на­чи­нал­ся в 1-й день ме­ся­ца тот (на­зван­но­го по име­ни бо­га То­та), ко­гда впер­вые в го­ду на ут­рен­нем не­бе вос­хо­дил в лу­чах Солн­ца Си­ри­ус (что со­от­вет­ст­ву­ет 19 ию­ля юли­ан­ско­го календаря). В этом календаре ка­ж­дые 4 го­да Но­вый год от­ста­вал на 1 день, т. е. вос­ход Си­риу­са «за­дер­жи­вал­ся» и на­блю­дал­ся, ска­жем, не 1-го дня ме­ся­ца тот, а 2-го. Толь­ко че­рез 1461 ка­лен­дар­ный год (т. н. цикл Со­тис) на­ча­ло го­да вновь при­хо­ди­лось на 1-й день ме­ся­ца тот.

К сол­неч­ным календарям от­но­сят­ся: юли­ан­ский ка­лен­дарь, гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, рес­пуб­ли­кан­ский ка­лен­дарь (календарь Великой французской ре­во­лю­ции), про­ек­ти­руе­мый т. н. Все­мир­ный календарь и не­ко­то­рые др. В на­стоя­щее вре­мя ме­ж­ду­на­род­ным при­знан гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь.

Древнеримский календарь

Древнеримский календарь в середине I века до н. э. со­сто­ял из 12 ме­ся­цев об­щей про­дол­жи­тель­но­стью 355 дней. Год на­чи­нал­ся 1 мар­та. Шесть ме­ся­цев это­го календаря бы­ли по­свя­ще­ны бо­гам: Martius — Мар­су, Aprilis (от aperire — рас­кры­вать, рас­кры­тие по­чек у рас­те­ний) — Ве­не­ре, Maius — бо­ги­не зем­ли Майе, Junius — Юно­не. Пред­по­след­ний ме­сяц (Januarius) был по­свя­щён Яну­су, по­след­ний (Februarius, от feb­rua­re — при­но­сить ис­ку­пи­тель­ную жерт­ву в кон­це го­да) — бо­гу под­зем­но­го цар­ст­ва Феб­руу­су. Ос­тав­шие­ся ме­ся­цы (с 5-го по 10-й) бы­ли на­зва­ны со­от­вет­ст­вую­щи­ми чис­ли­тель­ны­ми (Quintilis, Sex­ti­lis, September, October, November, December). На­зва­ния ме­ся­цев яв­ля­лись оп­ре­де­ле­ния­ми при сло­ве mensis — ме­сяц, например mensis Martius. Счёт дней в ме­ся­це был весь­ма свое­об­раз­ным: вы­де­ля­лись опор­ные дни (ка­лен­ды, но­ны, иды), от ко­то­рых вёл­ся от­счёт в об­рат­ном на­прав­ле­нии (например, ос­та­лось 5 дней до мар­тов­ских ид).

Юли­ан­ский ка­лен­дарь

В 46 году до н. э. Юлий Це­зарь про­вёл ре­фор­му календаря. Но­вый календарь, впо­след­ст­вии на­зван­ный юли­ан­ским, был раз­ра­бо­тан груп­пой алек­сан­д­рий­ских ас­тро­но­мов под руководством Со­зи­ге­на. Счёт по юли­ан­ско­му календарю был на­чат с 1 ян­ва­ря 45 года до н. э. Про­дол­жи­тель­ность го­да со­став­ля­ла 365 средних сол­неч­ных су­ток, а ка­ж­дый 4-й (ви­со­кос­ный) год со­дер­жал 366 суток. Т. о., средняя про­дол­жи­тель­ность го­да в юли­ан­ском календаре (юли­ан­ский год) рав­ня­лась 365,25 суткам, а од­но юли­ан­ское сто­ле­тие со­дер­жало ров­но 36525 средних сол­неч­ных су­ток. В XX веке, ко­гда основной еди­ни­цей вре­ме­ни ста­ла атом­ная се­кун­да, бы­ло из­ме­не­но оп­ре­де­ле­ние юли­ан­ско­го го­да: сей­час он ра­вен 365,25 атом­ных су­ток. Юли­ан­ское сто­ле­тие при­ня­то в ка­че­ст­ве од­ной из основных еди­ниц вре­ме­ни в ас­тро­но­мии и ис­поль­зу­ет­ся в фун­даментальных фор­му­лах учё­та пре­цес­сии, фор­му­лах, свя­зы­ваю­щих звёзд­ное и все­мир­ное вре­мя, и т. д.

Год в юли­ан­ском календаре был по­де­лён на 12 месяцев, за ко­то­ры­ми со­хра­ни­лись их древ­ние на­зва­ния. Бы­ло упо­ря­до­че­но чис­ло дней в ме­ся­цах: все не­чёт­ные ме­ся­цы име­ли по 31 дню, а чёт­ные — по 30; фев­раль про­сто­го го­да со­дер­жал 29 дней, ви­со­кос­но­го — 30 дней. В 44 году до н. э. в честь Юлия Це­за­ря ме­сяц Quintilis был пе­ре­име­но­ван в июль (Julius), в VIII веке до н. э. ме­сяц Sextilis — в ав­густ (Augustus) в честь римского им­ператора Ав­гу­ста. Кро­ме то­го, из­ме­ни­лось че­ре­до­ва­ние длин­ных и ко­рот­ких ме­ся­цев: к ав­гу­сту был при­бав­лен один день за счёт фев­раля, од­но­вре­мен­но один день сен­тяб­ря пе­ре­но­сил­ся на ок­тябрь и один день но­яб­ря — на де­кабрь. Т. о., в фев­ра­ле обыч­но­го го­да ста­ло 28 дней, а в фев­рале ви­со­кос­но­го — 29 дней. С VII века н. э. все го­ды юли­ан­ско­го календаря, по­ряд­ко­вое чис­ло ко­то­рых де­лит­ся на 4, яв­ля­ют­ся ви­со­кос­ны­ми. В 325 году на I Все­лен­ском со­бо­ре юли­ан­ский календарь был положен в основу богослужебного цик­ла христианской Церкви.

В X веке с при­ня­ти­ем хри­сти­ан­ст­ва юли­ан­ский календарь и византийская традиция счёта лет от сотворения мира были при­няты и в Древ­ней Ру­си. В отличие от Византии, где началом года считалось 1 сентября, на Руси был более распространён т. н. мартовский стиль (начало года в марте). В XVI-XVII веках он уступил место сентябрьскому (сохраняющемуся и поныне в практике РПЦ). В 1700 году ука­зом Пет­ра I в Рос­сии был вве­дён счёт вре­ме­ни от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва и на­ча­ло го­да пе­ре­не­се­но на 1 ян­ва­ря: пред­пи­сы­ва­лось день по­сле 31 де­кабря 7208 года от со­тво­ре­ния ми­ра счи­тать 1 ян­варя 1700 года от Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва.

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь

Тро­пический год ко­ро­че юли­ан­ско­го на 0,0078 средних сол­неч­ных су­ток. По­это­му при­мер­но за 128 лет рас­хо­ж­де­ние юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с тро­пическим го­дом со­став­ля­ет 1 су­тки. Это оз­на­ча­ет, что мо­мент про­хо­ж­де­ния Солн­ца че­рез точ­ку ве­сен­не­го рав­но­ден­ст­вия за 128 лет пе­ре­дви­га­ет­ся на 1 сутки на­зад, а за 400 лет — на 3 суток. Впер­вые это сме­ще­ние бы­ло за­ме­че­но в конце VII века Бедой Дос­то­поч­тен­ным, ко­то­рый ука­зал, что рав­но­ден­ст­вие на­сту­пи­ло на 3 дня рань­ше ожи­дае­мо­го — 18 мар­та.

К концу XVI века рав­но­ден­ст­вие сдви­ну­лось уже на 10 суток. В 1582 году па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем XIII бы­ла про­ве­де­на ре­фор­ма календаря, кон­цеп­цию ко­то­рой пред­ло­жил итальянский врач и ма­те­ма­тик Л. Ли­лио; ак­тив­ное уча­стие в раз­ра­бот­ке но­во­го календаря при­ни­мал немецкий ас­тро­ном Х. Шлюс­сель (Кла­ви­ус). Для ком­пен­са­ции рас­хо­ж­де­ния на­ча­ла юли­ан­ско­го ка­лен­дар­но­го го­да с на­ча­лом тро­пического го­да день по­сле 4 ок­тяб­ря 1582 года бы­ло ука­за­но счи­тать не 5, а 15 ок­тяб­ря. Тем са­мым ве­сен­нее рав­но­ден­ст­вие бы­ло пе­ре­дви­ну­то на 21 мар­та. Что­бы из­бе­жать даль­ней­ше­го на­ко­п­ле­ния ошиб­ки, бы­ло из­ме­не­но пра­ви­ло, по ко­то­ро­му оп­ре­де­ля­ют­ся ви­со­кос­ные го­ды: в гри­го­ри­ан­ском календаре ви­со­кос­ны­ми счи­та­ют­ся го­ды, но­мер ко­то­рых де­лит­ся на 4 без ос­тат­ка, за ис­клю­че­ни­ем го­дов, но­мер ко­то­рых де­лит­ся на 100. Ес­ли же но­мер го­да кра­тен 400, то год счи­та­ет­ся ви­со­кос­ным. В ре­зуль­та­те 2000 год яв­ля­ет­ся ви­со­кос­ным, то­гда как го­ды 1900 и 2100 та­ко­вы­ми не яв­ля­ют­ся.

Гри­го­ри­ан­ский календарь ос­но­ван на 400-лет­нем цик­ле, со­дер­жа­щем 146097 суток, т. о. средняя про­дол­жи­тель­ность го­да со­став­ля­ет 365,2425 средних сол­неч­ных су­ток, что боль­ше про­дол­жи­тель­но­сти тро­пического го­да на 0,0003 сут (26 с). Сле­до­ва­тель­но, в гри­го­ри­ан­ском календаре ошиб­ка в 1 су­тки на­ка­п­ли­ва­ет­ся при­мер­но за 3300 лет. Гри­го­ри­ан­ский календарь ино­гда на­зы­ва­ют сис­те­мой «но­во­го сти­ля» (н. ст.); за юли­ан­ским календарем ук­ре­пи­лось название «ста­рый стиль» (ст. ст.). В XVI веке раз­ни­ца ме­ж­ду но­вым и ста­рым сти­ля­ми со­став­ля­ла 10 суток, в XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX веке — 13 суток. Т. к. 2000 год яв­ля­ет­ся ви­со­кос­ным в обо­их календарях, то раз­ни­ца в 13 суток ме­ж­ду ­новым и ста­рым сти­ля­ми со­хра­нит­ся до 2100 года.

Гри­го­ри­ан­ский календарь в Ита­лии, Ис­па­нии, Пор­ту­га­лии, Поль­ше, Фран­ции, Люк­сем­бур­ге, Южных Ни­дер­лан­дах, Ба­ва­рии, Ав­ст­рии, ка­то­лических кан­то­нах Швей­ца­рии и в Венг­рии был вве­дён в 1580-х годах; в Прус­сии, про­тес­тант­ской час­ти Гер­ма­нии, Нор­ве­гии, Да­нии — в XVII веке; в Северных Ни­дер­лан­дах, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Шве­ции и Фин­лян­дии — в XVIII веке; в Япо­нии — в XIX веке; в Ки­тае, Бол­га­рии, Ру­мы­нии, Гре­ции, Тур­ции, Егип­те — в XX веке. В Рос­сии гри­го­ри­ан­ский календарь при­нят в 1918 году: день по­сле 31 ян­ва­ря 1918 года был объ­яв­лен не 1, а 14 фев­ра­ля. К середине XX века гри­го­ри­ан­ским календарем поль­зо­ва­лись прак­ти­че­ски все стра­ны ми­ра. РПЦ про­дол­жа­ет сле­до­вать юли­ан­ско­му календарю, в то вре­мя как в XX веке не­ко­то­рые по­мест­ные пра­во­слав­ные церк­ви пе­ре­шли на т. н. новоюлианский календарь.

Ка­лен­дарь Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции

Ка­лен­дарь Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции вве­дён во Фран­ции по­ста­нов­ле­ни­ем Национального кон­вен­та от 5 ок­тяб­ря 1793 года и от­ме­нён На­по­ле­о­ном I 1 ян­ва­ря 1806 года. В этом календаре от­счёт лет на­чи­нал­ся с 22 сен­тяб­ря 1792 года (да­ты унич­то­же­ния ко­ро­лев­ской вла­сти и про­воз­гла­ше­ния Рес­пуб­ли­ки), что в тот год сов­па­ло с днём осен­не­го рав­но­ден­ст­вия. Год де­лил­ся на 12 месяцев по 30 дней в ка­ж­дом (ос­тав­шие­ся 5 или 6 дней го­да на­зы­вались сан­кю­ло­ти­да­ми), ме­сяц де­лил­ся на три де­ка­ды. Ка­ж­дый день и ме­сяц го­да по­лу­чи­ли осо­бые на­зва­ния, пред­ло­жен­ные де­пу­та­том Кон­вен­та Ф. Фаб­ром д’Эглантином; название ме­ся­цев от­ра­жа­ли яв­ле­ния при­ро­ды, ме­тео­ро­ло­гич. и сельскохозяйственных ус­ло­вия Фран­ции. Был вве­дён осо­бый ви­со­кос­ный цикл, 33 го­да ко­то­ро­го вклю­ча­ли 8 ви­со­кос­ных го­дов. Сис­те­ма учё­та ви­со­кос­ных го­дов в рес­пуб­ли­кан­ском календаре точ­нее, чем в гри­го­ри­ан­ском: для сов­па­де­ния с тро­пическим го­дом на­до иметь в среднем 365,2422 суток в го­ду; в гри­го­ри­ан­ском календаре год со­дер­жит 365,2425 суток, а в рес­пуб­ли­кан­ском — 365,2424(24) суток.

Все­мир­ный ка­лен­дарь

Гри­го­ри­ан­ский календарь, при­ня­тый боль­шин­ст­вом стран ми­ра, име­ет ряд не­дос­тат­ков (не­ра­вен­ст­во про­дол­жи­тель­но­сти различных ме­ся­цев, квар­та­лов и по­лу­го­дий, не­со­гла­со­ван­ность чи­сел ме­ся­цев с дня­ми не­де­ли), ко­то­рые дол­жен уст­ра­нить Все­мир­ный календарь. Бы­ло раз­ра­бо­та­но мно­го про­ек­тов но­вого календаря. Например, в 1888 году французский ас­тро­ном Г. Ар­ме­лин пред­ло­жил календарь, в ко­то­ром ка­лен­дар­ный год со­сто­ит из 12 ме­ся­цев и де­лит­ся на 4 квар­та­ла по 91 дню. Пер­вый ме­сяц квар­та­ла со­дер­жит 31 день, два ос­таль­ных — по 30. Пер­вое чис­ло го­да и квар­та­ла при­хо­дит­ся на вос­кре­се­нье, ка­ж­дый квар­тал за­кан­чи­ва­ет­ся суб­бо­той и име­ет 13 недель. В ка­ж­дом ме­ся­це 26 ра­бо­чих дней. Для со­гла­со­ва­ния ка­лен­дар­но­го го­да с тро­пи­че­ским в кон­це ка­ж­до­го го­да по­сле 30 де­кабря добав­ля­ет­ся один вне­не­дель­ный день («Ме­ж­ду­народный празд­ник ми­ра»), а 1 раз в 4 го­да по­сле 30 ию­ня — вто­рой вне­не­дель­ный день («День ви­со­кос­но­го го­да»). Про­ект это­го календаря был одоб­рен ря­дом го­су­дарств.

Лун­ные ка­лен­да­ри

Про­дол­жи­тель­ность си­но­дического ме­ся­ца в среднем со­став­ля­ет 29,53059 суток, по­это­му ка­лен­дар­ный ме­сяц лун­но­го календаря мо­жет со­сто­ять из 29 или 30 дней. В лун­ных календарях год на­чи­на­ет­ся с но­во­лу­ния, а его про­дол­жи­тель­ность, при­ни­мае­мая рав­ной 12 ме­ся­цам, мо­жет со­став­лять 354 дня (про­стой год) или 355 дней (ви­со­кос­ный год). Для то­го что­бы средняя про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да бы­ла близ­ка к про­дол­жи­тель­но­сти лун­но­го го­да, не­об­хо­ди­ма сис­те­ма встав­ки ви­со­кос­ных го­дов. Лун­ный календарь не при­вя­зан к го­дич­но­му дви­же­нию Солн­ца, по­это­му на­ча­ло лун­но­го го­да еже­год­но пе­ре­хо­дит на бо­лее ран­нее вре­мя по сол­неч­но­му ка­лен­да­рю и мо­жет при­хо­дить­ся на лю­бой ме­сяц сол­неч­но­го го­да. Се­ми­днев­ная не­де­ля, вво­ди­мая лун­ным календарем че­рез фа­зы Лу­ны (чет­верть лун­но­го ме­ся­ца), ис­поль­зу­ет­ся так­же и в сол­неч­ных ка­лен­да­рях.

В современную эпо­ху лун­ный календарь при­ме­ня­ет­ся многими на­ро­да­ми от Западной Аф­ри­ки до Даль­не­го Вос­то­ка. Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние лун­ный календарь по­лу­чил в му­сульманских стра­нах, где он на­зы­ва­ет­ся лун­ной хид­жрой. Ле­то­счис­ле­ние в лун­ной хид­жре на­чи­на­ется с 16 ию­ля 622 года — да­ты пе­ре­се­ле­ния (хид­жры) про­ро­ка Му­хам­ме­да из Мек­ки в Ме­ди­ну.

Сме­на фаз Лу­ны яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых лег­ко на­блю­дае­мых не­бес­ных яв­ле­ний, по­это­му многие на­ро­ды на ран­ней ста­дии сво­его раз­ви­тия поль­зо­ва­лись лун­ным календарем. Од­на­ко в пе­ри­од ста­нов­ле­ния осед­ло­го об­раза жиз­ни лун­ный календарь пе­ре­стал удов­ле­тво­рять по­треб­но­стям на­се­ле­ния, т. к. зем­ле­дельческие ра­бо­ты при­вя­за­ны к сме­не се­зо­нов, т. е. дви­же­нию Солн­ца. По­это­му лун­ные календари, за не­ко­то­рым ис­клю­че­ни­ем, не­из­беж­но за­ме­ня­лись лун­но-сол­неч­ны­ми или сол­неч­ны­ми ка­лен­да­ря­ми.

Лун­но-сол­неч­ные ка­лен­да­ри. В этих календарях учи­ты­ва­ют­ся дви­же­ния Солн­ца и Лу­ны: на­ча­ло ка­ж­до­го ка­лен­дар­но­го ме­ся­ца долж­но быть мак­си­маль­но при­бли­же­но к но­во­лу­нию, а средняя про­дол­жи­тель­ность ка­лен­дар­но­го го­да долж­на быть близ­ка к про­дол­жи­тель­но­сти тро­пического го­да.

В ос­но­ве лун­но-сол­неч­ных календарей ле­жит 19-лет­ний цикл, от­кры­тый Ме­то­ном: 19 тро­пических лет рав­ны 235 си­но­дическим ме­ся­цам (с ошиб­кой около 2 ч). Ка­лен­дар­ный год со­сто­ит из 12 месяцев. Так как в ка­лен­дар­ном го­ду и ме­ся­це долж­но быть це­лое чис­ло су­ток, то фак­ти­че­ски при­ни­ма­ет­ся, что 235 лун­ных ме­ся­цев рав­ны 6940 суткам. Т. о., в цик­ле долж­но быть 110 месяцев по 29 дней и 125 месяцев по 30 дней. Встав­ка 13-го ме­ся­ца долж­на про­из­во­дить­ся 7 раз ка­ж­дые 19 лет. Ме­то­нов цикл ис­поль­зу­ет­ся в цер­ков­ном календаре для рас­чё­та да­ты Пас­хи.

Лун­но-сол­неч­ные сис­те­мы календаря в древ­но­сти при­ме­ня­лись в Ва­ви­ло­нии, Ки­тае, Иу­дее, Гре­ции и др. К XX веку лун­но-сол­неч­ный календарь яв­лял­ся офи­ци­аль­ным в Из­раи­ле. В ря­де стран Даль­не­го Вос­то­ка (Вьет­нам, Ки­тай, Ко­рея, Мон­го­лия, Япо­ния и др.) на­хо­дит при­ме­не­ние слож­ный календарь с 60-лет­ним цик­лом, учи­ты­ваю­щий дви­же­ние Лу­ны, Солн­ца, Юпи­те­ра и Са­тур­на. В этом календаре на­ча­ло го­да при­хо­дит­ся на один из дней пе­рио­да с 20 ян­ва­ря по 20 фев­ра­ля.

Древ­не­рус­ский ка­лен­дарь

Древ­ние сла­вя­не в ле­то­счис­ле­нии ори­ен­ти­ро­ва­лись в основном на на­блю­дае­мые се­зон­ные яв­ле­ния при­ро­ды. Позд­нее у восточных сла­вян был при­нят год, раз­де­ляв­ший­ся на 12 месяцев, от­счи­ты­вае­мых по лун­ным ме­ся­цам. Од­на­ко жизнь лю­дей свя­за­на со сме­ной вре­мён го­да, по­это­му сла­вя­не вы­ну­ж­де­ны бы­ли в ка­лен­дар­ных рас­чё­тах ре­гу­ляр­но встав­лять до­пол­ни­тель­ный 13-й ме­сяц. Т. к. эта встав­ка про­из­во­ди­лась без оп­ре­де­лён­ной сис­те­мы и по-раз­но­му в раз­ных по­се­ле­ни­ях Ру­си, то 13-й ме­сяц лю­ди не лю­би­ли и боя­лись его.

На­зва­ния ме­ся­цев опи­сы­ва­ли со­от­вет­ст­вую­щие яв­ле­ния при­ро­ды и за­ня­тия на­се­ле­ния, при этом од­ни и те же ме­ся­цы в раз­ных рай­онах по­лу­ча­ли раз­ные на­зва­ния (в за­ви­си­мо­сти от ме­ст­но­го кли­ма­та). Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные на­зва­ния и их при­мер­ное со­от­вет­ст­вие современным ме­ся­цам: се­чень (ян­варь) — вре­мя ру­бить лес для под­го­тов­ки но­вых по­сев­ных пло­ща­дей; лю­тень (фев­раль) — ме­сяц лю­тых мо­ро­зов и ме­те­лей; бе­рё­зо­зол (март) — сруб­лен­ные бе­рё­зы жгли на уголь; цве­тень (ап­рель); тра­вень (май); чер­вень (июнь) — сбор гу­се­ниц в са­дах; ли­пец (июль) — цве­те­ние ли­пы; сер­пень (ав­густ) — вре­мя жат­вы; ве­ре­сень (сен­тябрь) — цве­те­ние ве­ре­ска; лис­то­пад (ок­тябрь); гру­день (но­ябрь) — за­мёрз­шие гру­ды и коч­ки на до­ро­гах; сту­день (де­кабрь).

Ка­лен­да­ри в пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве

На­ро­ды с при­сваи­ваю­щим хо­зяй­ст­вом не зна­ли счё­та вре­ме­ни по го­дам. Ис­то­рическая па­мять от­ра­жа­лась в ми­фах, пре­да­ни­ях о важ­ней­ших со­бы­ти­ях, ге­неа­ло­ги­ях. Воз­раст че­ло­ве­ка оп­ре­де­лял­ся не хро­но­ло­ги­чес­ки, а со­ци­аль­но по ус­лов­ным приз­на­кам (смотрите Воз­раст че­ло­ве­ка, Воз­раст­ная ор­га­ни­за­ция). Наи­мень­шей ес­тественной еди­ни­цей из­ме­ре­ния вре­ме­ни бы­ли су­тки (боль­шин­ст­во на­ро­дов счи­та­ли дни, древ­ние кель­ты и гер­ман­цы — но­чи). Бо­лее круп­ны­ми еди­ни­ца­ми вре­ме­ни бы­ли лун­ные ме­ся­цы (ряд на­ро­дов, например ба­лий­цы, не зна­ли счё­та по ме­ся­цам; год у них со­сто­ял толь­ко из су­ток) и их ча­сти, со­от­вет­ст­вую­щие фа­зам лу­ны.

Пе­рио­ды вре­ме­ни от­ме­ча­лись за­руб­ка­ми на до­щеч­ках, узел­ка­ми на шну­рах и т. п. (так могут ин­тер­пре­ти­ро­вать­ся зна­ки на пред­ме­тах верх­не­го па­лео­ли­та из Пшед­мос­ци, Пе­кар­ны в Мо­ра­вии, с Маль­ты, из Ав­дее­ва, Кос­тё­нок и др.). От­счёт вре­ме­ни вёл­ся от про­из­воль­но ус­та­нов­лен­ной точ­ки вне свя­зи с ас­тро­но­мического фе­но­ме­на­ми. За на­ча­ло го­да (Но­вый год) при­ни­ма­лось на­сту­п­ле­ние од­но­го из вре­мён го­да, оп­реде­ляе­мое, как пра­ви­ло, по наи­бо­лее важ­ным для хо­зяйственной дея­тель­но­сти при­зна­кам (по­яв­ле­ние и ми­гра­ции се­зон­ных жи­вот­ных, со­зре­ва­ние пло­дов и т. п.). Сме­на при­род­ных и хо­зяйственных пе­рио­дов, как пра­ви­ло, со­про­вож­да­лась ка­лен­дар­ны­ми об­ря­да­ми. Год де­лил­ся на се­зо­ны (вре­ме­на го­да): пер­во­на­чаль­но вы­де­ля­лись два вре­ме­ни го­да (зи­ма и ле­то; в тро­пи­ках раз­ли­ча­лись дожд­ли­вый и су­хой, или хо­лод­ный и тё­п­лый, се­зо­ны).

С по­яв­ле­ни­ем зем­ле­де­лия ста­ли раз­ли­чать три, а за­тем че­ты­ре вре­ме­ни го­да. Про­из­во­дя­щее хо­зяй­ст­во по­тре­бо­ва­ло оп­ре­де­ле­ния на­ча­ла и кон­ца хо­зяйственных пе­рио­дов по дням солн­це­стоя­ний и рав­но­ден­ст­вий (рав­но­но­чий). Ус­та­нов­ле­ние этих ас­тро­но­мических дат по­тре­бо­ва­ло специальных на­блю­де­ний за Солн­цем и звёз­да­ми, что сыг­ра­ло важ­ную роль в ста­нов­ле­нии ес­тественно-на­учных зна­ний. Как од­ну из древ­ней­ших об­сер­ва­то­рий ин­тер­пре­ти­ру­ют кром­лех в Сто­нхенд­же.

Календари, свя­зан­ные с со­ляр­ным цик­лом (лун­но-сол­неч­ные и сол­неч­ные), поя­ви­лись в ран­них го­су­дар­ст­вах (Древ­ний Вос­ток, Ме­зо­аме­ри­ка и др.), на­блю­де­ния за календарем ста­ли од­ной из важ­ней­ших функ­ций жре­че­ст­ва и спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию ма­те­ма­ти­ки и пись­мен­но­сти. По­ми­мо цик­ли­чес­ких, по­яви­лись и ле­то­счис­ли­тель­ные календари. Лун­ный счёт вре­ме­ни (не­дель­ный и ме­сяч­ный) из­на­чаль­но пре­об­ла­дал, за­тем в раз­ных кон­фи­гу­ра­ци­ях со­че­тал­ся с сол­неч­ным (су­точ­ный, по­лу­го­дич­ный и го­дич­ный счёт). Рас­хо­ж­де­ния в со­су­ще­ст­во­вав­ших лун­ных и сол­неч­ных календарей от­ра­же­ны в со­ляр­ных и лу­нар­ных ми­фах (смотрите Со­ляр­ные куль­ты, Лу­нар­ные куль­ты).

Иллюстрации:

Якут­ский ка­лен­дарь кар­ди. Взято из архива БРЭ.

Ка­лен­дарь ин­дей­цев кайо­ва на шку­ре би­зо­на. 1889–92. Взято из архива БРЭ.

Кто придумал календарь?

Подробности Категория: Измерение времени Опубликовано 07.11.2012 15:06 Просмотров: 20789

Календа́рь — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел.

Чтобы хоть как-то согласовать сутки, месяц и год, в различные эпохи различными народами было создано много календарей. Все их можно разделить на три главных типа: лунные (которые строились на периодичности движения Луны), солнечные (соответственно, на периодичности движения Солнца) и лунно-солнечные (которые строились на периодах движения Луны и Солнца).

Слово «календарь» произошло от латинского calendarium — так называлась долговая книжка в Древнем Риме: должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца.

Лунный календарь

Его родина – Вавилон. В этом календаре год состоял из 12 лунных месяцев, в которых было по 29 или по 30 дней. Мусульманский лунный календарь существует и в наше время в некоторых арабских странах. Количество дней в месяцах в этом календаре меняется так, чтобы первое число месяца начиналось с новолуния. Продолжительность года – 354 или 355 средних солнечных суток. Таким образом, он короче солнечного года на 10 суток.

Солнечный календарь

Первые солнечные календари появились в Древнем Египте за несколько тысячелетий до нашей эры. Для них годом был промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса, самой яркой звезды неба. Они заметили, что предутренние восходы Сириуса приблизительно совпадают с началом разлива Нила, а от этого зависел их урожай. Наблюдения появления Сириуса дали возможность определить продолжительность года – 360, а затем 365 суток. На основе этих наблюдения был создан солнечный календарь: год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. Год делился также на 3 сезона по 4 месяца в каждом: время разлива Нила, время сева, время сбора урожая. После уточнения продолжительности солнечного года в конце года прибавлялось дополнительно 5 дней.

А солнечный календарь, которым пользуются сейчас почти все страны мира, зародился у древних римлян. Уже с середины VIII в. до н.э. они использовали календарь, в котором год состоял из 10 месяцев и содержал 304 дня. В VII в. до н.э. была произведена его реформа: к календарному году прибавили еще 2 месяца, и число дней увеличили до 355. Но он не соответствовал явлениям природы и потому каждые 2 года вставлялся добавочный месяц, который содержал попеременно то 22, то 23 дня. Таким образом, каждые 4 года состояли из двух лет по 355 дней и двух удлиненных – по 377 и по 378 дней.

Но это вносило изрядную путаницу, потому что изменять продолжение месяцев было обязанностью жрецов, которые иногда злоупотребляли своей властью и произвольно удлиняли или укорачивали год.

В 46 г. до н.э. была проведена новая реформа римского календаря, осуществленная Юлием Цезарем, римским государственным деятелем и полководцем. Отсюда пошло название юлианского календаря. Счет начался с 1 января 45 г. до н.э. В 325 г. юлианский календарь был принят Византией.

Но весеннее равноденствие каждые 128 лет по юлианскому календарю отступало на 1 сутки, в XVI веке оно отстало уже на 10 дней, что осложняло расчеты церковных праздников. Поэтому глава католической церкви папа Григорий XIII созвал комиссию для создания календаря, по которому бы день весеннего равноденствия вернулся к 21 марта и больше не отступал от этой даты. Новая система стала называться григорианским календарем, или новым стилем. В России новый стиль был принят только в 1918 г., хотя в большинстве европейских стран он был введен в XVI-XVII веках.

Лунно-солнечный календарь

Это более совершенный календарь, в котором лунные месяцы приблизительно согласуются с солнечным годом. Первые такие календари появились в Древней Греции в 1 тысячелетии до н.э. Год по этому календарю делился на 12 месяцев, начинаясь с новолуния. Для связи с временами года (солнечным годом) вставлялся дополнительно 13-ый месяц. Такая система до настоящего времени сохранилась в еврейском календаре.

История

Каждый народ использовал свои способы датировки исторических событий. Одни пытались вести отсчёт лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и др. вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии. Свой календарь основывала каждая мировая религия: согласно византийскому календарю, идёт 7521 год от Сотворения Мира, в исламе — 1433 год Хиджры, по буддийскому календарю идёт 2555 год эры Нирвана, по календарю бахаи — 168 год.

Перевод из одного летосчисления в другое представляет трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.

А как в России?

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя (седмица).

После установления христианства в 988 г. счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 г. (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 г. Иваном Фёдоровым.

Петр I действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между старым и новым стилями составляла в XVI—XVII веках 10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX—XXI веках составляет 13 суток.

Как было сказано ранее, григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

Советский революционный календарь

Во время действия советского революционного календаря параллельно в некоторых случаях использовался и григорианский календарь. 26 августа 1929 года Совет Народных Комиссаров СССР в постановлении «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР» признал необходимым с 1929—1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Переход на «непрерывку», начавшийся с осени 1929 года, был закреплён весной 1930 г. Был введён единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней и соответственно 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными.

На картинке показан табель-календарь на 1939 год. Фактически — это календарь на любой год, единственное отличие — наличие или отсутствие 29 февраля. Поэтому, с одной стороны, этот календарь можно назвать постоянным. Однако, шестидневки (то есть недели) были не сплошными, поскольку тридцать первые числа месяцев в шестидневки не входили. Интересно также, что после четвёртого дня шестидневки — 28 февраля — идёт сразу первый день шестидневки — 1 марта.

Неделя в СССР в 1929—1930 годах состояла из пяти дней, при этом все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (жёлтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю (так называемая «непрерывка»). Несмотря на то, что выходных дней стало больше (один в пятидневку, вместо одного в семидневку ранее), эта реформа была непопулярна, так как значительно усложняла личную, общественную и семейную жизнь из-за несовпадения выходных дней разных членов общества.

Несмотря на то, что летоисчисление продолжалось согласно григорианскому календарю, в некоторых случаях дата указывалась, как «NN год социалистической революции», с точкой отсчёта от 7 ноября 1917 г. Фраза «NN год социалистической революции» присутствовала в отрывных и перекидных календарях по 1991 год включительно — до распада СССР. Как художественный приём отсчёт лет от Октябрьской революции присутствует в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Но…

Начало календарного года – понятие условное. В разное время в различных странах новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря, а также и в другие дни. 12 месяцев в году и 7 дней в неделе – также условное понятие, хотя и имеет астрономическое обоснование.

Условным является и установление эры. Существовало более 200 различных эр, связанных с различными реальными или религиозными событиями.

Система отсчета лет от Рождества Христова принята теперь большинством государств и называется нашей эрой (или новой эрой).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *