Наследие христианские уроки

Памятный стих. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете… (1Иоан.2:10)

Песня. Бог любит малых воробьев (см. Урок 2)

Вступление. У кого из вас есть братья или сестры? Как их зовут? Они старшие или младшие? Они хорошие? Что вам нравится в ваших братьях-сестрах? (можно вспомнить и двоюродных)

Молитва. Учим детей благодарить Господа за родственников. Обязательно помогите каждому ребенку сказать «спасибо», назвав имена своих братьев и сестер.

**Рассказ. Сегодня я хочу познакомить вас с историей двух детей Адама и Евы. Помните, мы говорили о том том, как Адам и Ева сначала были счастливы в Райском Саду? Потом поддались на обман хитрого змея и поели запрещенный плод.

Вопрос:Что должно было тут же произойти?

Ответ. Они должны были тут же умереть.

Вопрос. Почему они не умерли?

Ответ. Бог решил спасти их от смерти. Бог выслал их из Райского Сада, так? (Приложение 1. Картинка 1)

Вопрос.Но Бог что-то пообещал. Что Он пообещал Адаму и Еве?

Ответ. Что однажды обязательно придет за ними, чтобы вернуть их Домой. Мы с вами учили эти слова Бога.

Повторение памятного стиха: «не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя» (Иер.30:10) Повторить этот стих вместе несколько раз.

**Рассказ. Итак, Адам и Ева оказались изгнанными из Рая. Они построили дом, и через некоторое время у них родился первый ребенок. Сын. Они назвали его Каином. У них родилось еще несколько девочек, а потом еще и другой сын, которого они назвали Авелем. (Приложение 1. Картинка 2)

Задание. Из имеющихся букв составить имена Каина и Авеля. Это совместное, а не индивидуальное задание. Учитель тщательно проговаривает каждый звук имени «к-а-и-н», «а-в-е-л’», дети указывают на буквы, учитель наклеивает буквы на лист.

**Рассказ. Вот такие были мальчики у Евы и Адама. Они росли здоровыми, умными, подвижными. Любили играть и учиться, как и вы, ребята. Бог очень любил их и благословлял всем необходимым, помогая расти и становиться хорошими людьми. Они, наверное, тоже пели песенки, как мы с вами.

Песня. «Бог любит малых воробьев». Давайте посмотрим, как вы помните слова одной иp тех песен, которые мы с вами учили.

**Рассказ. Когда Каин и Авель стали взрослыми, оказалось, что Каину очень нравилось растить овощи и фрукты, а Авель любил заниматься животными. (Приложение 1. Картинка 3)Пусть дети опишут, что они видят на картинке.

Вопрос. Как вы думаете, легко ли выращивать фрукты и овощи? Что для этого нужно?

(вскапывать землю, выдергивать сорняки, поливать, окучивать, защищать растения от насекомых, знать, что нравится разным растениям, собирать и хранить) Попросить детей показать эти действия. Как мы вскапываем землю? Как мы поливаем? И т.д.

Задание. Давайте соберем несколько фруктов и овощей. (Приложение 2) Следуя за линией, необходимо обнаружить, какая цифра соответствует какому фрукту-овощу и вписать эту цифру в квадратик справа. Учитель помогает читать слоги. Можно разделись задание. Первые 4 цифры делают одни ребята, вторые 4 другие.

Вопрос. Как звали того сына Адама и Евы, который работал на земле, выращивая хорошие урожаи фруктов и овощей?

**Рассказ. Его звали Каин. А вот его брат Авель любил заниматься животными. У него были стада овец и коз, чтобы их стричь и делать хорушую одежду, стада коров, чтобы всегда были молоко, масло и сыр. Волов и лошадей выращивал, чтобы они были помощниками, когда надо куда-то поехать или пахать землю.

Вопрос. Как вы думаете, легко ли заниматься животными? Что для этого нужно?

(следить, чтобы они заболели, кормить, поить, водить гулять, защищать от хищных зверей, знать, что животные любят и что им идет на пользу)

Задание. Собрать животных к себе в загоны. Посреди класса высыпать заранее заготовленный бумажные шарики. Каждому ребенку выдать обычную столовую ложку. Рядом с каждым ребенком поставить стул подальше от кучки шариков. Объяснить, что черные – это коровки, белые – овечки, коричневые – лошадки, а стул – это загон, в который надо принести всех своих животных.

Важное условие: принести можно только на ложке. Если комочек упал, его возвращают в общее «стадо».

Важно: ребеноку, закончившему раньше других, надо дать понять, что он должен помочь тому, кто еще не успел выполнить задание.

Важно: следить за тем, чтобы дети, выполняя задание, были аккуранты по отношению друг к другу.

В зависимости от того, как дети реагируют на игру, ее можно повторить еще раз, усложнив условия. Например, запретить помогать себе другой рукой, когда «подцепляешь» очередной комочек.

Комочки надо сделать из цветной бумаги: каждый лист бумаги разделить на 4 части и каждую часть сжать в плотный комочек. Количество комочков рассчитать так: 5белых, 5черных, 5коричневых на каждого ребенка.

Пока дети выполняют задание можно включить песню «Бог людит малых воробьев».

Вопрос. Кто разводил и выращивал животных? А Каин что делал?

**Рассказ (основная часть) Пока Каин и Авель росли, родители учили их тому, как надо служить Богу, чтобы всегда помнить, что Бог их любит и готовится вернуть их Домой в Рай. Для того, чтобы всегда помнить об этом, надо было совершать жертвоприношения.(Приложение 2. Картинка 4) Показать картинку, объясняя, показать на ней атларь, составленный из камней, огонь, на котором должна сгореть жертва. Сказать, что так приносил жертву Адам и так же учил своих детей.Было очень важно совершать жертвоприношения правильно, так, как Бог сказал, ведь это помогало людям помнить о том, как они смогут вернуться Домой! В жертву нужно было приносить овечек.

Каин и Авель знали об этом. Но однажды Каин решил, что он не хочет делать так, как сказал Бог, он лучше принесет Богу жертву так, как ему самому хочется. Каин долго обдумывал, что именно положить на алтарь и решил, что лучше всего принести от тех плодов, которые он вырастил в том году. Вопрос. Какие плоды он мог положить на алтарь? (пусть дети перечислят овощи и фрукты, которые знают)

И вот пришло время жертвоприношения. Авель, как и научил их Бог, принес в жертву овечку, а его брат Каин положил на алтарь фрукты и овощи.(Приложение 2. Картинка 5)

Они оба помолились и попросили Бога принять их жертву, но Бог принял только то, что принес Авель, — овечку. А овощи и фрукты от Каина не принял. И Каин сильно рассердился. Несколько дней он ходил очень хмурый, ни с кем не разговаривал, сжимал кулаки и не мог даже спать спокойно, так ему хотелось что-то сделать, чтобы отомстить за свою обиду.

Бог очень хорошо знал, что в сердце Каина было очень тяжело и темно, и решил помочь ему освободиться от этого. Бог попробовал поговорить с Каином и спросил его: «Почему ты огорчился? Почему у тебя все время такое хмурое и поникшее лицо?» Но Каин молчал, он не хотел отвечать Богу, потому что гневался на Авеля. Тогда Бог, стараясь помочь Каину, сказал: «Может быть, ты сделал что-то нехорошее? Ведь когда ты творишь добро, твое лицо будет светлым и радостным». Каин молчал, и Бог продложил: «Но если ты не хочешь делать добро, то ты обязательно сделаешь зло. Понимаешь? У твоего порога сейчас лежит грех, но ты можешь отказаться от него. Откажись!»

Но Каин решил не слушаться Бога, не захотел отказаться от греха и поэтому совершил ужасное зло. Знаете, что он сделал? Это очень печальная история… Был прекрасный солнечный день, красиво пели птицы, великолепные цветы благоухали разными ароматами, Каин и Авель вместе работали в поле. И вот Каин посмотрел на брата и почувствовал как черные гнев, обида, ненависть наполнили всё его сердце! Перед его глазами все потемнело. Он уже не видел яркого солнца, не слышал пения птиц… и он убил своего брата Авеля. (Приложение 2. Картинка 5)

Авель мертвый лежал на земле, а Каин убежал прочь.

Вопрос: Видите, как плохо, если мы сердимся на наших братьев и сестер? Видите, как страшно все это может закончиться? Бог учит нас любить друг друга, быть добрыми, помогать друг другу. И если мы не слушаемся Бога, то мы можем сделать что-то ужасное. Давайте запомним слова Бога о том, какими Он хочет видеть нас

Памятный стих. Кто любит брата своего (и сестру свою), тот пребывает во свете… (1Иоан.2:10)

Учим памятный стих:

Закройте глаза и еще закройте их руками. Темно? Страшно? Хочется жить в такой темноте? Почему?

Откройте глаза, посмотрите вокруг. Светло? Хорошо? Почему хорошо?

Снова закройте глаза и скажите вместе со мной: Если я не люблю своих братьев и сестер, то я пребываю во тьме

Снова откройте глаза и скажите вместе со мной: Если я люблю моих братьев и сестер, то я пребываю во свете

Повторить памятный стих (каждый ребенок по отдельности или группами по 2-3, а затем все вместе)

Молитва. Спросить детей, о чем надо бы помолиться. Направить их к мысли памятного стиха.

Творческое задание. Раскраски. (Приложение 3)

Если останется время, повторить песню «Бог любит малых воробьев».

приложения

АНГЕЛОЧКИ
ДЕВИЗ:
Как Божьи ангелочки,
Летаем в облаках.
Людей мы охраняем
И дружен наш отряд.
ПОСОХ
ДЕВИЗ:
Мы идём по Божьему пути,
И всем вам желаем с него не сойти.
ЛЕВИТЫ
ДЕВИЗ:
Наш девиз — всегда быть вместе,
Прославляя Бога в песнях.
Группа 911
ДЕВИЗ:
Мы группа «Девять. Один. Один.»
Мы на помощь к вам спешим!
СНГ
ДЕВИЗ: Служим Нашему Господу
КГБ
ДЕВИЗ: Мы — Команда Господа Бога.
КРИСТАЛЛ
ДЕВИЗ:
Кем бы в жизни ты не стал
Всегда будь чистым, как кристалл.
БАБОЧКИ
ДЕВИЗ:
Мы бабочки-красавицы,
Господь нас сотворил.
По свету мы летаем
И Бога прославляем.
НЕБЕСНЫЙ СПЕЦНАЗ
ДЕВИЗ:
Спецназ — это круто, спецназ — это класс.
Мы любим Иисуса, и любит Он нас!
БОЖЬИ ЦВЕТОЧКИ
ДЕВИЗ:
Мы цветочки Божьи
И радостно нам всем.
Потому что в Боге,
Есть радость без проблем.
СПАСАТЕЛИ
ДЕВИЗ:
Наш девиз — четыре слова:
Спасся сам, спасай другого!
Б.О.С.
ДЕВИЗ: Богом Озаренные Сердца
АРМИЯ ХРИСТА
ДЕВИЗ:
Ни шагу назад, ни шагу на месте,
А только вперёд с Иисусом все вместе!
ОБЛАКА
ДЕВИЗ:
Плывут по небу тучи, огромны и могучи.
Маленькие мы пока, мы зовёмся «облака».
КОЛОКОЛЬЧИКИ
ДЕВИЗ:
Колокольчики звенят,
О Христе всем говорят
ЖЕМЧУЖИНА
ДЕВИЗ:
Бог на небе, жемчужина в воде.
Свет Господень отражается везде.
ЛЬВЯТА
Девиз: Прославим Льва из колена Иудина!
РОМАШКИ
Девиз группы:
Мы — ромашки, девочки-милашки.
Вместе с солнышком встаём,
Богу песенки поём.
ХРИСТОВЫ РУДОКОПЫ
Девиз:
Мы — Христовы рудокопы.
Совершаем Божий труд.
В глубину проходят тропы,
Что к сокровищам ведут.
Роем, глубоко копаем
В книге Библии Святой.
И оттуда добываем
Клад для сердца дорогой.
Рудокопы! Ободритесь!.
Труд ваш радостен и благ.
Если в Слово углубитесь —
Создадите рай в сердцах.

Документ подготовлен Комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ и утвержден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом по итогам заседания Епархиального совета г. Москвы 16 апреля 2019 года.

Воскресная школа в наше время является неотъемлемой и необходимой частью прихода, ее наиболее перспективной и плодотворной составляющей.

Что же касается новообразованных и строящихся приходов, то именно воскресная школа или группа является одной из фундаментальных основ, помимо, конечно, богослужебной деятельности, на базе которой формируется костяк прихода.

Как показывает практика, динамичнее развиваются и строятся те храмы, в которых организована и налажена работа с детьми и их родителями.

При современном, достаточно широко представленном выборе образовательных и развивающих программ и дисциплин светскими центрами дополнительного образования, различными клубами и секциями, востребованность нравственного и религиозного образования достаточно высока в нашем обществе. Это, с одной стороны, решает проблему с набором детей, с другой, формирует определенные требования и задачи для приходов, обусловленных ожиданиями детей и родителей от занятий в воскресных школах и группах.

Что же ждут от нас дети и родители? Ответы на этот вопрос сформулированы на базе ряда неофициальных опросов, проводимых среди родителей и детей воскресных школ г. Москвы на протяжении нескольких лет.

Прежде всего, того, чтобы занятия не были скучными и однообразными.

Чтобы дети имели возможность регулярного общения со священником. Желательно, чтобы вероучительные предметы вел именно священнослужитель.

Помимо донесения до детей основ православной веры, родители ожидают некоего комплексного и системного обучения. Подобно тому, как это происходит в общеобразовательных школах или серьезных клубных системах. Иными словами, работа воскресной школы или группы сразу же должна создавать впечатление продуманной организации и серьезной работы с детьми и, в дальнейшем, естественно, соответствовать этому.

Итак, первостепенная задача в организации воскресной школы (группы) заключается в продуманном, стабильно действующем духовно-воспитательном, образовательном и досуговом процессе. Недопустимы отмены занятий, бессистемное (не регулярное) их проведение, отсутствие четкого представления конкретных целей, задач и результатов обучения.

Естественно, на пути реализации этих задач возникает ряд проблем, связанных с подбором кадров и наличия материально-технической базы.

Последнее, по крайней мере, на начальном этапе, имеет минимальное значение. Не стоит бояться отсутствия нормального помещения, зала или мультимедийного оборудования.

Трудности новообразованного прихода или не богатого храма — очевидны и всеми понимаемы. Родители, которым приоритетнее наличие хорошей материально-технической базы, не приведут своих детей в такие храмы, они найдут уже более развитые и давно действующие воскресные школы при знаковых храмах или соборах. Так что родители, которые приведут своих детей записываться в воскресную школу в новообразованный, строящийся храм, понимают трудности и готовы их преодолевать вместе со священником. Именно поэтому воскресная школа в таких храмах очень быстро становится опорой для настоятеля во многих аспектах приходской жизни, например, в качестве дежурных в храме, флористов, помощников по уборке храма и территории и проч.

Трудности сплачивают и объединяют людей. Так что для начала организации образовательной группы в будущем воскресной школы достаточно наличие мало-мальски подходящего помещения для проведения занятий. Это может быть вагончик или пространство временного храма, «крестилка» и проч., возможно, при наличии договоренности с руководством близлежащих общеобразовательных школ или иных социально-направленных заведений, организовывать занятия в их помещениях.

Что же касается подборки преподавателей, то здесь настоятелю стоит быть очень разборчивым и внимательным. Помимо наличия у кандидата на должность педагога воскресной школы документа о религиозном образовании, необходимо, прежде всего, обратить внимание на наличие педагогического таланта, профессиональной и психической адекватности и навыков работы с детьми.

В качестве педагога вероучительных предметов, как на начальном этапе, так и впоследствии, может выступить сам священник (настоятель). Даже если у него нет педагогического опыта при внимательном и рассудительном подходе к своему новому послушанию уже через 2-3 занятия придет некая уверенность и понимание, как и о чем говорить с ребятами. Для женатых священников, имеющих своих детей, весьма пригодится собственный родительский опыт.

Самым главным в организации работы воскресной школы является духовная направленность, ориентирование на помощь вхождения детей и родителей в религиозную и приходскую жизнь. Собственно, именно ради этого и создаются воскресные школы.

Какие предметы преподавать?

Если речь идет о новообразованном приходе и первом наборе в воскресную школу (группу), то вполне достаточно ограничиться 2-3 уроками в воскресный или субботний день продолжительностью не более 30-35 мин, урок творчества — не более 45 мин. или 1 часа (для детей старше 9 лет).

Закон Божий — естественно, главный предмет, что касается других дисциплин, то это зависит от наличия педагогов. Возможно, кто-то из числа родителей учеников воскресной группы (школы) умеет что-то мастерить или делать руками, может быть у кого-то есть художественное образование или кто-то может открыть литературный кружок. Возможно, среди прихожан есть педагог или творческая личность. Так что здесь по ситуации. Но какое-то творческое дополнение к занятиям по Закону Божиему желательно найти сразу. Естественно, предварительно обговорив с будущим педагогом то, чем планируется заниматься с детьми и продумать, как можно было бы связать между собою эти занятия, чтобы получилось некое единое образовательное целое. Возможен вариант подготовки поделок или рисунков, ориентируясь на церковный календарь и проч.

Почему это важно? Потому, что подобные творческие занятия, во-первых, довольно быстро и успешно сплачивают коллектив детей и родителей, совместно вовлекаемых в творческий процесс, во-вторых, что тоже важно, формируется некая презентационная база, визитная карточка воскресной школы. Можно и нужно организовывать выставки поделок, рисунков и проч. Сначала на уровне прихода (храма), а потом заявлять о себе и на более широком уровне. Естественно, священник (духовник) школы должен сдерживать горделивые амбиции детей и родителей, объясняя их подлинное происхождение и научая смирению. Победили — слава Богу, нос не задираем; Бога, родителей и педагогов благодарим. Не победили, слава Господу, что преподал урок смирения, показал, что надо лучше трудиться и меньше строить планов и не заниматься шапкозакидательством! В общем, во всем находить педагогический повод и пример.

Что же включает в себя предмет «Закон Божий»? Это определенная сформировавшаяся религиозно-ориентированная учебная дисциплина, основанная на опыте дореволюционных и современных программ. Предмет «Закон Божий» сейчас принято еще называть «Основами православной веры», что, конечно, уточняет, но более сужает изначальное понимание этого предмета. Предмет «Закон Божий» включает в себя знания об устройстве православного храма, объяснение начальных понятий и религиозно-нравственных доминант в свете Евангельского Благовестия. Объясняет молитвы, богослужения, основные догматы, Таинства, обряды, историю и суть православных праздников, доносит сведения Ветхозаветной и Новозаветной истории.

В современной педагогической практике, отраженной в «Стандарте учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», предмет «Закон Божий» принято разделять на ряд отдельных дисциплин: Храмоведение (Богослужение и устройство православного храма), Введение в богослужебный устав — «православное богослужение», Ветхий Завет, Новый Завет, Православные праздники и подобное. Поэтому, священник-руководитель воскресной группы вполне может назвать свой предмет «Законом Божиим» и в его рамках преподавать всё то, о чем говорилось выше.

Что же касается уже сформировавшихся воскресных школ при храмах, существующих уже не один год, то количество преподаваемых предметов и кружков обычно значительно шире. Здесь могут быть помимо тех, что входят в «Закон Божий» такие предметы, как: Общецерковная история, церковно-славянский язык, основы церковного пения, Жития святых, нравственное богословие (беседы о нравственности), встречаются группы по изучению древнегреческого языка и многое другое. Помимо непосредственно предметов, составляющих сетку занятий для различных групп (классов), так же существуют примеры различных кружков и клубов. Их формирование чаще всего продиктовано необходимостью и возможностью, имеющейся на местах.

Как организовывать учебный процесс и проводить разделение детей по классам или группам?

Вновь обращаем свой взор на основной документ регулирующий образовательную деятельность воскресных школ и групп — «Стандарт учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах …», целью внедрения которого было «систематизировать и повысить качество учебно-воспитательной деятельности в воскресных школах Русской Православной Церкви». Утвержден на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 9 марта 2017 года. Впоследствии, ссылаясь на этот документ, будем называть его просто: «Стандарт».

Итак, согласно «Стандарту», пункт 1.7: «Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной школе различается для детей четырех возрастных категорий:

а) первая (в возрасте 5-7 лет);

б) вторая (в возрасте 8-10 лет);

в) третья (в возрасте 11-13 лет);

г) четвертая (в возрасте 14-17 лет — подростки)».

При этом делается замечание, что: «При необходимости воскресная школа может незначительно корректировать возрастные категории воспитанников в соответствии с текущими условиями».

Если в вашей группе детей менее 10 человек, то можно не следовать предложенной возрастной дифференциации, а также самостоятельно определять объем и уровень преподаваемых знаний.

Если же группа более 10 человек и имеются характеристики воскресной школы, то следовать «Стандарту» необходимо.

Что же касается продолжительности учебного года в воскресной школе, то он начинается с середины сентября или начала октября и заканчивается в начале мая, обычно празднованием всей школой Пасхи Христовой и дня Победы в Великой Отечественной войне.

Что такое воскресная группа и воскресная школа?

Согласно Положению о деятельности воскресных школ, п. 1.4* (см. Приложение 1, п. 2) в случае отсутствия у религиозной организации необходимых условий для организации воскресной школы ее деятельность осуществляется в формате воскресной группы, являющейся упрощенным видом воскресной школы.

Воскресная образовательная группа отличается от воскресной школы прежде всего количеством детей, обучающихся в ней, и наличием, точнее отсутствием, необходимой материально-технической базы. К категории «воскресные группы» относятся, как правило, новообразованные учебные группы каждая из которых не превышает 10 человек, состоит из детей разных возрастов, не имеет своих отдельных кабинетов-классов, так же отсутствуют специальные, подходящие по росту и возрасту ребенка парты, нет специальных сантехнических помещений. Образовательная деятельность таких групп регулируется распоряжениями настоятеля и директора воскресной группы, самостоятельно для себя определяющих объем и уровень преподаваемых дисциплин.

Воскресная школа объединяет в себе несколько возрастных групп (классов), численность которых превышает 10 человек в каждом. У каждого такого класса имеется необходимая материально-техническая база: учебное помещение, оборудованное письменной доской, партами и стульями, наглядными пособиями, мультимедийной техникой и проч. В воскресной школе обязательно должны быть сантехнические комнаты (туалеты) желательно с детскими унитазами и низкими раковинами.

В своей образовательно-воспитательной деятельности воскресная школа должна ориентироваться на «Стандарт», при этом по своему усмотрению может значительно расширить перечень преподаваемых дисциплин и их уровень. Важно, чтобы в образовательной программе, которая реализуется в конкретной воскресной школе, обеспечивался «образовательный минимум», прописанный в «Стандарте». Иными словами, больше и шире можно преподавать, а меньше перечисленных в «Стандарте» количества предметов и отведенных для них образовательных часов — нельзя.

Перечень предметов для преподавания в воскресной школе согласно «Стандарта»:

Пункт 2.1.: …Настоящим Стандартом предоставляется возможность воскресным школам самостоятельно определять объем содержания обучения религии и религиозного воспитания при соблюдении обязательного минимума:

  • для детей 5-7 лет: «Введение в Закон Божий» в объеме 28 занятий;
  • для детей 8-10 лет: «Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Новый Завет» в объеме 28 занятий; «Богослужение и устройство православного храма» в объеме 28 занятий; «Основы Закона Божия» в объеме 42 занятий; «Церковнославянский язык» в объеме 34 занятий;
  • для детей 11-13 лет: «Священное Писание: Ветхий Завет» в объеме 28 занятий; «Священное Писание: Новый Завет» в объеме 42 занятий; «Основы православного вероучения» в объеме 42 занятий; «Православное богослужение» в объеме 28 занятий.

Что касается детей старше 13 лет, «Стандарт» рекомендует применять такие же рамки, что и для детей 11-13 лет.

Подробнее, какие темы из указанных дисциплин и в каком объеме требуется преподавать детям, можно ознакомиться (в Приложении 1, п. 2)

Об учебниках и учебных пособиях

Когда речь заходит об учебных дисциплинах, естественно возникает вопрос, связанный с учебниками и учебными пособиями к ним. В новой редакции «Стандарта», призванного регулировать и как-то упорядочить образовательную деятельность воскресных школ, утверждается очень важная, сложившаяся и положительно проявившая себя за последние десятилетия, система творческого, свободного ориентирования воскресных школ в выборе учебников и учебных пособий для реализации образовательной программы. Благодаря этому сохраняется и утверждается возможность создания и развития воскресной группы и даже воскресной школы в том направлении и с теми особенностями, которые характерны и востребованы не в абстрактном целом, а в конкретном приходе, расположенного в своей специфической среде обитания. Ведь очевидно, что контингент прихожан, скажем центра столицы, отличается от прихожан окраин. Сейчас градостроительная политика ориентируется на создание условий жизни в районах Москвы таким образом, чтобы минимизировать необходимость по бытовым и частным вопросам выезжать за его пределы, создавая инфраструктуру необходимую для жителей «в шаговой доступности», что в свою очередь формирует определенный социокультурный микроклимат внутри отдельных районов. Естественно, это отражается и на приходской жизни. Поэтому, говоря об учебниках и учебных пособиях по Закону Божиему современная редакция «Стандарта» не требует использования единых учебников, давая возможность воскресным школам подбирать те учебные пособия и учебники, которые оптимально подходят конкретному приходу. Иногда бывает, что даже в нескольких группах одной школы преподаватели выбирают разные учебники для преподавания того же церковнославянского языка или Нового Завета, в зависимости от общего образовательного и культурного уровня детей в конкретном классе.

Конечно, соблазн унифицировать и создать единый комплект ко всем дисциплинам существует, но хочется надеяться, что он будет носить рекомендательный, а не обязательный характер.

В настоящее время при выборе учебных пособий, по которым планируется преподавать вероучительные предметы в воскресной школе, следует ориентироваться на такие пособия, которые входят в перечень рекомендованных и имеющих гриф ОРОиК* (Перечень таких учебников и пособий см. в Приложении 1, п. 6).

Что необходимо для того, чтобы «воскресную группу» перевести в разряд «воскресной школы»? Ответ прост: пройти епархиальную аттестацию.

Вопрос о переходе приходской воскресной школы из разряда «группы» в ранг «воскресной школы» возникает тогда, когда появляются условия соответствующие необходимым минимальным требования для этого.

А именно:

А) есть отдельные оборудованные необходимой мебелью и аппаратурой помещения-классы для групповых занятий, кабинеты для занятий творчеством, помещение проведения общешкольных праздников, сантехнические помещения.

Б) количество детей, обучающихся в школе, превысило 10 человек в каждой возрастной группе (классе).

Аттестация воскресных школ (для детей) производится в соответствии с «Положением об аттестации воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» (принято 16.06.2014).

Данный документ регулирует процесс обязательной внутриепархиальной аттестации воскресных школ (для детей) с целью определения ее типа и соответствия требованиям, предъявляемым Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви.

Целью аттестации воскресной школы является создание единой системы воскресных школ Русской Православной Церкви и включение ее в епархиальный и общецерковный реестр воскресных школ.

Аттестация обязательна для всех воскресных школ. Проводят ее аттестационные комиссии епархиальных отделов религиозного образования по благословению правящего архиерея.

Общецерковный реестр воскресных школ (для детей) будет опубликован на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования по итогам епархиальных аттестаций.

Воскресные школы, прошедшие аттестацию, получат «Епархиальное свидетельство об аттестации», в котором будет указан тип воскресной школы, присвоенный по результатам аттестации.

Для прохождения церковного лицензирования (аттестации) воскресной школы в г. Москве необходимо подать следующий перечень документов в ОРО г. Москвы:

  1. Прошение учредителя воскресной школы (руководителя религиозной организации) на имя руководителя епархиального отдела образования на прохождение обязательной епархиальной аттестации.
  2. Указы руководителя религиозной организации о назначении директора воскресной школы.
  3. Положение о деятельности воскресной школы (для школ, имеющих статус юридического лица — Устав и Положение).
  4. Программа учебно-воспитательной деятельности (включая программы по предметам основной и дополнительной части, учебный план) в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) (решение Священного Синода РПЦ, журнал № 125 от 25.12.2012 г.).
  5. Список преподавателей воскресной школы с приложением портфолио, которое включает: краткую справку, где указывается Ф.И.О., уровень квалификации, стаж педагогической деятельности, занимаемая в настоящее времени должность. Кроме того, копии документов об образовании, прохождении переподготовки либо повышения квалификации, характеристика директора школы.
  6. Соответствующая таблица, указанная в «Кратком руководстве для определения типа воскресной школы»* (см. Приложение 2).
  7. Фотографии воскресной школы (общий вид здания (помещения), фотографии всех классов, библиотеки, трапезной).

О лицензировании государственном

Согласно внесенным поправкам в закон, «обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью и поэтому не подлежат лицензированию по нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Наличие такой поправки гарантирует невмешательство государства в осуществление традиционного, закрепленного Уставом Русской Православной Церкви, права обучать детей и взрослых религии в рамках приходских воскресных школ и групп.

Что, естественно, освобождает от необходимости получать государственную лицензию.

Что же касается возможности трудоустройства педагогов и их социальной защищенности, с учетом получения педагогического стажа и льгот, то сейчас проходит апробацию способ взаимодействия с государственным образовательными учреждениями в рамках соглашений о сотрудничестве, при котором педагоги трудоустраиваются (если таковое желание и возможность имеется у педагогов и настоятеля) в качестве сотрудников (педагогов) этих образовательных учреждений, при этом реализуя на приходах часть светских программ по духовно-нравственному воспитанию детей (типа модуля ОРКСЭ (ОПК)) или преподавая при храме в кружках творчество, кукольный театр, хоровое пение и прочее, храм же предоставляет для этого классы (помещения) в доме причта или здании воскресной школы.

Пока достаточной положительной практики по данному направлению не имеется, т.к. подобного рода принцип взаимодействия только начал свою апробацию.

Как регулируется положение воскресной школы в приходе. Нормативным документом, регулирующим положение школы в приходе, является «Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» в редакции 2017 г. (см. Приложение 1, п. 2).

Согласно этому положению, главным учредительным и ответственным лицом, в ведении которого находится воскресная школа — является НАСТОЯТЕЛЬ религиозной организации. Именно ему принадлежит право открытия (закрытия), инициирование реорганизации воскресной группы в воскресную школу, определение перечня преподаваемых дисциплин (ориентируясь на образовательный Стандарт), назначение (освобождение) директора/завуча воскресной школы, утверждение педагогов, решение вопросов об определении педагогов в штат или заключения с ними волонтерского договора и проч. Вопрос обеспечения деятельности воскресной школы (группы) так же находится в ведении и попечении настоятеля.

«п. 3.2. Настоятель осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью школы, обеспечивает соблюдение требований действующего законодательства и церковных нормативных актов данной сферы, несет за нее ответственность перед Священноначалием.

3.3 Настоятель религиозной организации должен позаботиться о надлежащем материально-техническом и финансовом обеспечении деятельности воскресной школы.

3.4. Настоятель религиозной организации возлагает на одного из штатных священнослужителей (либо принимает на себя) духовное попечение о воспитанниках воскресной школы».

Не нормальна ситуация, когда приход и воскресная школа при приходе живут разрозненной друг от друга жизнью. Настоятель должен принимать деятельное и заботливое участие в жизни воскресной школы, следить за тем, как осуществляется образовательная и воспитательная программа в ней, своевременно и в достаточно возможном для прихода объеме финансировать школу. Не допускать к преподаванию или управлению воскресной школой людей, деструктивно действующих в приходе, ведущих не к объединению, а разделению прихода, организовывающих детей и родителей в некие противоборствующие группы, концентрируя внимание на себе или каком-то отдельном клирике, а не на Христе и Матери Церкви.

Приложение 1

Список ссылок на нормативные документы и перечень рекомендуемой учебной литературы в интернете.

1. Комментарии к «Стандарту учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации»: https://pravobraz.ru/kommentarii-k-standartu-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-realizuemoj-v-voskresnyx-shkolax-dlya-detej-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-na-territorii-rossijskoj-federacii.

5. Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации: https://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-realizuemoj-v-voskresnyx-shkolax-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.

7. Общая ссылка на документы: https://pravobraz.ru/dokumenty.

Приложение 2

Таблица, указанная в «Кратком руководстве для определения типа воскресной школы».

Что такое храм Божий?

Молиться Богу можно везде, потому что Бог везде. Если мы молимся дома – это домашняя молитва, а если в храме – это церковная молитва.

В храме, где совершаются богослужения, пребывает особенная благодать, милость Божия. В храме Божием душа христианина наполняется верой, надеждой и неиссякаемой любовью к Богу, так как храм – это место глубоких духовных переживаний.

Путь человека к Богу лежит через храм Божий. Сам Господь сказал: «Дом Мой домом молитвы наречется», а Церковь, храм и есть Дом Господень. Спаситель обещал: «Где два или три собраны во Имя Мое, там Я посреди их». Поэтому люди и собираются для молитвы вместе и строят для этого особые дома – храмы Божии. Их не строят как обычные дома. Вместо крыши у них купол или несколько куполов. Каждый купол заканчивается главой, на которой ставится крест, что значит: храм посвящен Богу и напоминает о победе Христа над смертью.

Число куполов имеет символическое значение: 1 купол – у церкви одна глава – Христос; 3 купола– в память Святой Троицы; 5 куполов – в память Христа и четырех Евангелистов; 7 куполов – в память семи таинств; 9 куполов – в память девяти ангельских чинов; 13 куполов – в память Христа и двенадцати апостолов.

Каждая Церковь посвящается Господу Богу, поэтому и называется храмом Божиим. Но кроме этого общего названия каждая Церковь имеет еще и свое собственное название, например: Успенская (во имя Успения Божией Матери), Александро-Невская (во имя святого князя Александра Невского), Никольская (во имя святого Николая Чудотворца) и т. д.

Над входом в Церковь строится колокольня, где висят колокола. Колокольный звон нужен для того, чтобы сзывать верующих на молитву, сообщать о важных моментах совершаемой в храме службы.

В России колокольный звон был настоящим искусством, а колокола были разнообразные – от малых до очень больших. Разный колокольный звон имеет различное значение: благовест – начало богослужения; трезвон – начало торжественной службы; перезвон – во время крестных ходов. Сейчас искусство колокольного звона возрождается.

Подходя к храму, надо читать следующую молитву:

Господи, вниду в дом Твой,

поклонюся ко храму Святому Твоему

в страсе Твоем.

Господи, настави мя правдою Твоею,

враг моих ради исправи

пред Тобою путь мой;

да без преткновения прославлю

Едино Божество,

Отца, и Сына, и Святаго Духа,

ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Перед самым входом в храм надо осенить себя крестным знамением и совершить три поясных поклона – наклониться до пояса, при этом произнося про себя: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Входить в храм надо тихо и благоговейно, помня, что в Доме Божием присутствует незримо Сам Господь. Шум, разговоры, хождения, а тем более смех оскорбляют святость храма Божиего.

В храме мужчины любого возраста снимают головные уборы, а женщины молятся с покрытой платком головой. Мужчины стоят справа, а женщины – слева.

К службе надо приходить заранее, чтобы спокойно войти в храм, поставить свечи.

Крыльцо, площадка перед входом называются паперть. Внутри храм разделяется на три части: притвор, где стоят иноверцы, кающиеся, а в день Пасхи освящаются куличи, яйца; средняя часть храма, где стоят молящиеся; алтарь, где священнослужители совершают богослужения и находится самое главное место храма – святой престол, на котором совершается таинство святого причащения. Алтарь символизирует Царство небесное. Он отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон. Иконы содержат изображения Христа, Богородицы, архангелов, апостолов, пророков, святых. В крупных храмах иконостас отличается пышностью и богатством. Так, например, иконостас Успенского собора Московского Кремля насчитывает 69 икон, некоторые из них 5-метровой высоты. В иконостасе мы видим три двери: средняя называется Царские Врата, потому что, когда священник выносит чашу с Причастием, Сам Христос проходит их в Святых Дарах.

То, что совершается в храме – чтение, пение, молитвы, – называется богослужением. Богослужение проводят священнослужители.

Главное богослужение совершается утром и называется литургией, или обедней. После литургии можно причащаться. Вечером накануне воскресных или праздничных дней служат всенощную. Если кто-то просит священника о чем-нибудь помолиться, служат молебен Спасителю, или Божией Матери, или какому-либо святому. Если молятся за умерших, служат панихиду.

Церковная свеча – символ молитвы верующего человека. Горящие в храме свечи являются выражением благоговения молящихся, их любви к Богу, а также радости и духовного торжества Церкви.

Горящая перед иконой свеча – знак нашей веры и надежды на помощь Божию.

В храме можно молиться о себе, о своих родных и знакомых, об их здравии и благополучии. Для этого следует подойти к нужной иконе.

За здравие или упокой можно подавать записки. В записке следует писать не более 5–7 имен (полностью, в родительном падеже) и только крещеных людей. Нехристианские имена (Эдуард, Октябрина и др.) не пишутся.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *