Наследственный гений гальтон читать

Талант – что это? Откуда он происходит? Где берёт своё начало? Чем подпитывается? Чего заслуживает? – Эти вопросы, возникли у меня в следствии неоднократных, обращённых ко мне предложений, использовать свои возможные таланты с выгодой для себя. А сегодня ночью, когда я проснулся, неожиданно стали проявляться ответы, и вот я сижу, и пишу…:
Что же такое талант? Вот что написано в Википедии об одном из его привычных значений: «Талант — это определённые способности, которые раскрываются с опытом». Так же многие говорят, что это дар — подарок и называют таких людей — одарёнными. Заметьте, это не то, что можно купить за деньги, а то, что приходит само, а потом, так же может и уйти, оставив нас бесплодными. Талантом так же можно назвать неожиданное вдохновение — особое состояние души, которое нельзя заказать на завтрак. И его не стоит путать с профессионализмом. Настоящий талант — выше его — он сродни гениальности. А я говорю вам даже больше: Подлинный талант – это любовь! — Ну разве не так? Вспомните, ведь именно влюблённые – пишут потрясающие стихи, сочиняют захватывающую дух музыку, и совершают другие великие поступки, на которые в обычном состоянии, человек просто не способен! Но настоящая любовь, бывает раз, может два в жизни, и редко задерживается надолго, особенно в современном обществе. А потому и подлинный талант – часто исчезает вместе с ней. Это глубокое, бескорыстное желание — творить ради тех, кого ты любишь, или делать то, что ты больше всего любишь; это мощный двигатель, и он глохнет, так что мы уже не «летим», а просто «плывём по течению» в привычном значении слова талантливый, но не выше…. Естественно, наиболее одарёнными люди бывают в более раннем возрасте, когда их сердце ещё не огрубело, и не было разбито ложью, предательством и разочарованиями. Когда они ещё верят в любовь и бескорыстность. Но с годами, под воздействием жестокого мира – чувства угасают. Да, появляется умение, опыт, знание — профессионализм, но теряется самое важное — искреннее, любящее и верящее сердце. А на замену ему приходит – скупость, эгоизм, выгода и расчёт. Тоже мотивы, тоже побуждения, но их способность созидать и творить – очень низкая, а вот разрушать и губить они умеют достаточно сильно…. Но как же здорово, что так не у всех! И многие, всё же хранят свою любовь в своём сердце. Пусть и не в лучшем виде, но она есть…. А значит, ещё есть истинное вдохновение, есть и таланты. И в сочетании с богатым опытом – это даёт потрясающие результаты! Старый, но известный пример: Никола Тесла – он был пожизненно влюблён в электричество, в науку, в изобретения, и весь мир уже сотню лет пользуется плодами его творчества: переменный ток, двигатели, трансформаторы, катушки, радио, интернет и прочее…. Хотя самые его великие изобретения, до сих пор скрывают от общественности в корыстных целях. Да, это была его работа, да – он зарабатывал на ней миллионы, но тратил он их, опять же на свою любовь — на новые исследования и открытия. А вспомните: «вечно влюблённый» Пушкин, и другие поэты, писатели, художники, скульпторы и так далее? Все они любили: любили людей, свою Родину, свою работу, саму жизнь! — Отсюда успех, отсюда вдохновение, отсюда и талант! Почему? Потому что любовь, раскрывает наше сердце, отворяет засовы нашей души, и мы, наполняясь ей, начинаем творить. Не разрушать, губить и уничтожать, как этому сегодня нас учат, а созидать. Любовь – это энергия творца, и может быть, она исходит от Творца всего сущего…. Тот же Никола Тесла, писал об источнике своего дара, называя себя лишь «передатчиком» знаний от некого информационного ядра вселенной: «Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует». И его возможности были так велики, что он как-то добавил: «Я бы мог расколоть земной шар пополам, но никогда этого не сделаю….» Наоборот, всю свою жизнь, он грезил мечтой о «бесплатной» энергии для всех, он тратил на неё миллионы и всё своё время и силы. Спал порой по два часа в сутки, но он верил, что не напрасно. Он строил наше будущее. И он осознавал эту огромную ответственность, когда говорил: «Будущее? – Будущее принадлежит мне….» И действительно, сегодня его изобретения, стали неотъемлемой часть всей нашей жизни. Правда, всё что касается «бесплатной» энергии – было строго засекречено, ради неимоверной прибыли мировой элиты и корпораций.
А возможно ли, быть талантливым только для себя, ради своей выгоды? Думаю да, в определённой степени это возможно, из-за любви к себе, но это не породит в нас полноценного вдохновения. Мы закроем, а не откроем своё сердце для настоящей любви, а значит и достижения будут посредственными…. Так возможно ли быть по-настоящему талантливым за деньги? — А можно ли истинно любить за деньги? — Нет, конечно. Любовь не продаётся и не покупается за материальные ценности. Но что же тогда ей нужно? Ей нужны чувства. Она питается ими и живёт за счёт них. Материальная же сторона вопроса – это лишь выражение и подтверждение истинности чувств такой любви. И без чувств, она утрачивает свою ценность. Так можно ли продать или купить подлинное вдохновение и талант? — А можно ли продать или купить своих любимых и родных? Возможно ли купить саму любовь?! — Заслужить, доказать, выразить можно, и даже нужно, но купить… — купить можно только её подделку.
Так что же такое талант? Что есть – вдохновение? От чего всё зависит? — В первую очередь, конечно от настоящей любви. Поэтому, неталантливых – не бывает, есть те — кто любят, и те — кто нет, а может просто — занимаются не своим делом. И у каждого своя любовь и предназначение, поэтому и таланты разные. Но одной любви тут недостаточно, существует ещё и врождённая, генетическая предрасположенность. Так, например, если родители были музыканты, то и у ребёнка чаще всего обострённый слух. Если спортсмены, то быстрое физическое развитие, и так далее. Гены – сильная вещь, не стоит их недооценивать. Но развитие этих способностей, зависит как раз таки от любви и настоящего желания, а не только от врождённого потенциала. Я люблю живую музыку и не раз замечал, что даже самый профессиональный музыкант, не может затронуть глубину души слушателей, если не вкладывает в неё всю свою. Да, он не ошибается, играет точно по нотам, сложнейшие увертюры, он увлечён, он считает себя специалистом, однако, я ничего не чувствую от такой музыки – она безжизненная, пустая. А вот играет самый настоящий любитель, да, возможно он порой ошибается и не всё так гладко, но в этой музыке, заложена великая сила – сила его сердца, сила его любви. И она выражается в мелочах: сильнее нажал на клавишу, повысил или понизил тон в нужном месте. Вообще остановился. Даже нарушил правила и сыграл не по нотам, более быстро или медленно, но зато, музыка исходит из его души, и наполняет нашу. Простой пример Высоцкий — голоса нет, слух относительный, но народную любовь заслужил потом и кровью.
Естественно, талант требует очень большой отдачи и затрат, поэтому хорошо, справедливо и правильно, если они восполняются. Истинная любовь – достойна ответной любви, а выраженный талант – соответствующей награды. И не только эмоциональной, но и физической, как говорила моя бабушка: «Святым духом сыт не будешь». И талантам тоже хочется есть. Поэтому благо тому, кто сумел сохранить равновесие, а не утратил свою любовь в заботах о своём благополучии, и не променял подлинные чувства вдохновения, на сиюминутную выгоду.

Субтитры

Ещё до того, как мы узнали, что такое ДНК, как она устроена и как она копируется, и даже до того, как мы узнали о делении клеток, мы уже знали о том, что потомство похоже на своих родителей. Допустим, у мужчины голубые глаза, вот такие, а у его жены глаза карие. Давайте попробуем это изобразить. Вот, карие глаза, у жены. Это жена. От их брака, да и почти во всех случаях, когда партнёр кареглазый, у детей карие глаза. Вот кареглазый ребёнок. Вот такой. Это лишь одно из тысяч поколений человеческих существ, но мы видим, что дети похожи на родителей: наследуют их черты, и некоторые черты преобладают над другими. Примером может служить цвет глаз или волос. Хотя у одного из родителей глаза светлее, тёмный цвет доминирует. Кроме того, возможны промежуточные варианты. Наследственность начали исследовать гораздо раньше, чем узнали о ДНК, которую открыли только в середине ХХ века. Исследовали долго, и, в конце концов, отцом классической генетики стал Грегор Мендель. Запишу «Грегор Мендель» Он был монахом и занимался растениями, скрещивал их и наблюдал, какие признаки передаются, чтобы понять закономерности наследования. Классическая генетика требует целого ряда условий и упрощений. Она не работает в отношении большинства генов, но даёт возможность прогнозировать наследование различных признаков. Первое упрощение заключается в том, что признаки передаются полностью. Либо да, либо нет. Без промежуточных вариантов. Допустим, цвет глаз определяется всего двумя аллелями. Помните, что такое аллель? Аллель, я вам напомню, если вы забыли — это вариант гена. Условимся, что цвет глаз может быть голубым или же карим. Во всей вселенной существует только два варианта гена цвета глаз. На самом деле всё гораздо сложнее, но мы упрощаем. И ещё одно упрощение. Возьмём ещё один признак, например, размер зубов. Вот такой признак, размер зубов. Как-то это не по учебнику. Существует вариант больших зубов и вариант …. Итак, давайте запишем: вариант больших зубов и вариант мелких зубов. Здесь надо бы пояснить различие между геном и аллелем. Давайте вернёмся немного назад. Грегор Мендель работал в середине ХIХ века — до того, как были открыты ДНК и хромосомы, но микробиология поможет нам понять разницу. Итак, давайте попытаемся понять эту разницу. Есть хромосома, я нарисую хромосому. Вот она. Она досталась мне, например, от отца. И в каком-то участке этой хромосомы — такой участок называется локусом — расположен ген цвета глаз. Вот он. Одна хромосома досталась мне от отца, вторая — от матери. Допустим, вот она. Нарисую ее. На самом деле хромосомы выглядят иначе, это всего лишь условный рисунок. Это гомологичные хромосомы, они несут одинаковые гены. В том же локусе материнской хромосомы также расположен ген цвета глаз. Ген цвета глаз. Варианты гена могут быть одинаковы. Мы условились, что ген существует в двух вариантах. Теперь мне нужно кое-что дописать для ясности. Обозначим варианты гена буквами b для голубого и B для карего. Возможно, что здесь будет b, а здесь — B. Я запишу получившийся генотип: Итак, мой генотип B от матери и b от отца. Каждый из этих вариантов гена называется аллелем. Итак, у нас есть 2 разных аллеля для одного и того же гена. Два разных аллеля для одного и того же гена. Аллель, значит «версия». И если в генотипе присутствуют разные варианты гена, один от матери, другой от отца, то это гетерозиготный организм с гетерозиготным генотипом. Запишем термин. Генотип — совокупность имеющихся аллелей. Если получить от обоих родителей ген голубых глаз, генотип будет bb, 2 одинаковых аллеля. Давайте это укажем: bb. Одинаковые варианты от 2-ух родителей. Это гомозиготный организм с гомозиготным генотипом, гомозиготный по этому… по этому самому признаку. Итак, запишем «гомозиготный» И тут возникает вопрос. Если, например, получить аллель B от матери и b от отца, разные варианты цвета глаз, тогда каким же будет цвет глаз потомка? На самом деле всё очень сложно, замешано много факторов. Но Мендель исследовал то, что мы называем доминантностью. Запишем «доминантность». Это идея о том, что один из признаков преобладает над другим. Считается, что голубой цвет глаз является рецессивным, он не доминирует. Это очень большое, очень грубое упрощение. Карий цвет считается доминантным, голубой — рецессивным. Напишу голубым цветом. Голубой цвет глаз — рецессивный. Итак, я уже говорил ранее, это большое упрощение. В данном случае, если унаследовать такой генотип, где есть доминантный аллель B и также рецессивный b, Итак, у нас аллель В — доминантный и аллель b — рецессивный это обусловит наличие у особи карих глаз. Надо это записать Запишу генотип и также запишу фенотип. Генотип — имеющийся набор генов, а фенотип — видимый результат их экспрессии. Фенотип. Если получить от отца ген карих глаз — я напишу это коричневым цветом, — итак, ген карих глаз от отца и ген голубых глаз от матери, в таком случае по причине рецессивности … Итак, ещё раз, в таком случае по причине аллеля голубых глаз и доминантности аллеля карих глаз аллель голубых глаз не проявит себя. Т. е. аллель голубых глаз не даст о себе знать. Из-за доминантности аллеля карих глаз глаза будут карими. Карими глазами. А если наоборот? Аллель голубых глаз получен от отца, а карих — от матери. Всё то же самое. Глаза будут карими. Карими. А если получить аллели карих глаз от обоих родителей? Взял другой оттенок, но тоже коричневый. Два доминантных аллеля карих глаз от матери и отца. Что тогда? Догадайтесь. Глаза также будут карими. И осталась всего одна комбинация, потому что в популяции всего 2 аллеля. Но для большинства генов их больше, чем 2. Например, группы крови. Групп крови 4. Пусть аллелей голубых глаз 2, один от отца, другой от матери. Один от отца, другой от матери. Внезапно они оба рецессивны, нечему доминировать. В фенотипе будут голубые глаза. Вновь повторюсь, на самом деле всё немного иначе. Это всего лишь упрощение, чтобы понять идею наследственности. Но некоторые признаки ведут себя именно так. На этом примере я хотел показать, что самые различные генотипы могут отвечать за один и тот же фенотип. Так что просто по цвету глаз нельзя сказать, кто это по генотипу: доминантная гомозигота или же гетерозигота. Доминантная гомозигота или же гетерозигота. Это гетерозиготы. Эти двое — гетерозиготы. Запишу это. Гетерозиготы. Их иногда называют гибридами, но тут возможна путаница. В данном контексте это слово означает наличие разных аллелей одного единственного гена. А теперь давайте рассмотрим скрещивание 2-х особей. Итак, две особи скрещиваются. Что же происходит, когда женская и мужская особи размножаются? Давайте рассмотрим пару сценариев. Пусть это 2 гибрида. У отцовской особи доминантный аллель карих глаз и рецессивный аллель голубых. Рецессивный аллель голубых глаз. У материнской особи то же самое: доминантный аллель и рецессивный аллель голубых глаз. Каким может быть цвет глаз их потомства? Об этом можно узнать из их генотипов. Я подпишу их, допустим, вот так. Это материнская особь. Думаю, это стандартное обозначение. А это отцовская особь. Какие генотипы будет иметь их потомство? Рассмотрим скрещивание. Нарисую табличку. Вот такую. Простая таблица. Замечательно. Мы уже знаем, что такое мейоз. Что будет с генами? Я вновь рисую гены. Это гомологичные хромосомы. Вот эта одна хромосома, вот другая хромосома. В этой хромосоме, в этом локусе расположен аллель карих глаз. А в этой хромосоме — аллель голубых. То же самое у отцовской особи, в её хромосомах. Итак, давайте я нарисую. Вот одна хромосома, вот другая. В этом локусе хромосомы — аллель карих глаз, а здесь — аллель голубых глаз. Мы знаем, что хромосомы реплицируются, и каждая из них состоит из 2-ух хроматид. Они расходятся в метафазе мейоза, причём в случайном порядке. Например, от отца может достаться эта хромосома или эта, от матери — эта или эта. Возможны любые комбинации. Например, эта хромосома от матери и эта от отца. Каким же будет цвет глаз? Генотип BВ, А если эта хромосома от матери, а эта от отца, что будет тогда? В генотипе B от отца и b от матери. Скажем, вот такой вариант. Можно и наоборот, если получить аллель карих глаз от матери, а аллель голубых глаз — от отца. Итак, аллель карих глаз от матери, а аллель голубых глаз от отца. И есть возможность получить эту хромосому от отца, а эту — от матери, такой вариант. Какие тогда получатся фенотипы? И мы видим, что вот здесь глаза карие, тут карие, здесь карие, а тут голубые. Мы об этом уже говорили. И вновь вернёмся к поставленному вопросу. Вот 2 гибрида, две гетерозиготы по цвету глаз, и цвет глаз наследуется по доминантно-рецессивному типу. У обоих гетерозигот есть аллель карих глаз и аллель голубых глаз. Какова вероятность того, что у потомства будут карие глаза? Карие глаза. Какова вероятность? Все эти комбинации одинаково возможны. 4 равновероятные комбинации. Это будет знаменатель. 4 комбинации. А сколько комбинаций дают карие глаза? Итак, 1, 2, 3. Вероятность — 3/4 или 75%. Пользуясь той же логикой, рассчитаем вероятность появления у потомства голубых глаз? Итак, это лишь одна из 4 равновероятных комбинаций, то есть голубые глаза только у 25%. Какова же вероятность появления в потомстве гетерозигот? Какова вероятность рождения гетерозиготного потомства? Как нам это узнать? Теперь нам нужен не фенотип, а генотип. Какие комбинации гетерозиготны? Вот эта, потому что в ней разные аллели. Два разных аллеля. И вот эта. Какова же вероятность? Всего 4 разных комбинации. Они равновероятны, и 2 из них гетерозиготны. Это 2/4, то есть 1/2 или 50%. Эта решётка Пеннетта и ряд упрощений в отношении генов, их доминантности и рецессивности позволяет прогнозировать, что будет в следующих поколениях. Или, наоборот, что было в предыдущих. Например, у пары 5 детей с карими глазами, и по этим данным вы можете узнать их генотипы. Это очень интересная область, хоть она и полна упрощений. Многие признаки, особенно те, которые изучал Мендель, можно исследовать таким вот образом.

Фрэнсис Гальтон — одна из наиболее ярких фигур в мировой психологии, хотя сам себя он психологом не считал ввиду неопределенного статуса этой науки в то время. Тем не менее его исследования на долгие годы определили важные тенденции в развитии психологической мысли, и многие выдающиеся психологи относили себя к его последователям. Это был «один из оригинальнейших ученых-исследователей и мыслителей современной Англии”, как писал о нем К.А.Тимирязев в начале ХХ века.

Жизнь и деятельность Гальтона подробно описаны его учеником и другом Карлом Пирсоном в книге «Жизнь, письма и труды Фрэнсиса Гальтона”. Поскольку центральным моментом концепции Гальтона было признание наследственной природы человеческих способностей, естественно, что его жизнеописание Пирсон начал с генеалогии, которую проследил по пятидесятого колена.

Среди предков Гальтона мы находим такие фигуры, как император Карл Великий, киевский князь Ярослав мудрый, Вильгельм Завоеватель, несколько английских королей. Это предки Гальтона по женской линии. А вот предки по мужской линии были из простых крестьян. Так что генеалогическое дерево лишь отчасти может служить аргументом в пользу его теории. Противоречивые свидетельства мы находим и среди ближайших (в хронологическом отношении) родственников Гальтона. Так, выдающийся ученый Чарлз Дарвин был его кузеном (их дедом был Эразм Дарвин). А вот отец Фрэнсиса, Самуэль, никакими талантами не блистал, как и все его дети, за исключением девятого, младшего, Фрэнсиса.

Фрэнсис Гальтон родился 16 февраля 1822 года в имении Лэрчес близ Бирмингема, принадлежавшем его отцу. Он был значительно младше своих братьев и сестер и в силу этого сравнительно одинок. Фактически его воспитанием и обучением занималась сестра Адель, которая была на 12 лет старше. Одаренность мальчика проявилась очень рано. Сохранилось письмо, написанное им Адели в 1827 году.

Моя дорогая Адель.

Мне четыре года, и я могу читать любую английскую книгу. Я могу назвать все латинские существительные, прилагательные и глаголы 52 строк латинского стихотворения. Я знаю сложение и могу множить на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11… Я немного читаю по-французски и знаю часы.

Фрэнсис Гальтон

Даже не имея возможности проверить достоверность содержания письма, отметим, что оно написано по-английски с одной-единственной ошибкой. Уже одно это, учитывая сложность английской орфографии, явно свидетельствует о незаурядных способностях автора, которому еще не исполнилось пяти лет.

Школьное образование, судя по скептическому отзыву самого Гальтона, было малопродуктивным. Сменив несколько частных школ, он не преуспел в науках. Пирсон расценивает его школьные годы как застой в развитии. Впрочем, сохранилась рукопись 1835 года «Аэростатический проект Фрэнсиса Гальтона”. В ней описана (правда, весьма невразумительно) конструкция крылатого летательного аппарата, что само по себе свидетельствует о неординарности и смелости мысли будущего ученого.

Родители Фрэнсиса прочили ему медицинскую карьеру. Начальную подготовку он получил в бирмингемском госпитале и в Лондонской медицинской школе.

В 1838 г. вместе с товарищами по учебе Фрэнсис предпринял свое первое путешествие по Европе, посетив Бельгию, Германию и Австрию. Впоследствии Гальтон оказался страстным путешественником, этот вояж послужил лишь началом целой серии его странствий.

Осенью 1840 г. Гальтон поступил в Кембриджский университет, в знаменитый Тринити-колледж, где некогда учились Ньютон и Байрон. Здесь он изучал математику и естественные науки, с тем чтобы потом по замыслу отца посвятить себя практической медицине.

Энциклопедические справочники, обычно отмечающие, какое высшее учебное заведение окончил тот или иной деятель, в отношении Гальтона предпочитают формулировку: «Образование получил в Кембриджском университете”. Дело в том, что медицинская карьера Гальтона не привлекала. В 1844 г. в возрасте 61 года скончался его отец, с которым Фрэнсис был очень дружен. Это событие потрясло его и заставило пересмотреть свои жизненные цели. Он отказался от необходимой медицинской практики в госпитале Св. Георга в Лондоне, поэтому диплом врача не получил. Вместо этого он решил отправиться в путешествие.

Последующий период своей жизни Гальтон в «Мемуарах” называет годами охоты и стрельбы: охота на тетеревов в шотландских болотах, на тюленей — на Гибридских островах и т.д. и т.п. Казалось, праздный образ жизни затягивает молодого джентльмена.

Но в 1849 г. Гальтон вновь испытал чувство, которое назвал «весенней тревогой”. У него снова возникла потребность в исследовательской деятельности и творчестве, и он вернулся к научной работе. Плодом его изысканий стало изобретение печатающего телеграфа, или «телотайпа”, как его называл автор. Описание этого прибора явилось его первым научным трудом. Правда, сам прибор так и не был полностью построен.

В 1850-1851 гг. Гальтон предпринял экспедицию в Африку, которая в отличие от его предыдущих, по сути туристических вояжей носила исследовательский характер. Экспедиция длилась около двух лет, было пройдено 1700 миль по труднодоступным и малоизученным районам. В ходе путешествия Гальтон собрал ценные материалы для своих евгенических размышлений последующих лет.

По возвращении он опубликовал книгу «Рассказ исследователя тропической Южной Африки”, которая была оценена научной общественностью очень высоко. В 1854 г. Географическое общество наградило Гальтона золотой медалью, а в 1856 г. Королевское общество (Академия наук) избрало его своим членом. Чарлз Дарвин также весьма одобрительно отозвался о книге своего кузена.

В 1853 г. Гальтон познакомился с Луизой Батлер и в августе того же года женился на ней. В результате этого события его жизнь приобрела упорядоченность и устойчивость. Дальних путешествий он больше не предпринимал, хотя до самой старости выезжал с женой в разные страны Европы. Гальтон пережил жену на 14 лет. Брак их остался бездетным.

Отчасти в связи с новым укладом жизни упорядочилась и его научная деятельность. Важно отметить, что он был материально вполне обеспечен и работать ради заработка ему не приходилось, поэтому все силы он отдавал науке.

В брошюре Ю.А. Филипченко, вышедшей в 1925 г., отмечается аналогия между главными событиями жизни Гальтона и его родственника Чарлза Дарвина. Оба намеревались стать врачами. Но не осуществили это намерение. В возрасте до 30 лет оба предприняли большое научное путешествие, а потом женились и, перейдя к более основательному образу жизни, целиком предались науке, будучи при этом вполне обеспеченными людьми. Наконец, оба сравнительно поздно выступили со своими главными сочинениями: «Наследственный гений” Гальтона впервые увидел свет, когда автору было 47 лет, «Происхождение видов” было опубликовано пятидесятилетним Дарвином.

Но были, разумеется, и отличия. Дарвин жил уединенно, Гальтон постоянно общался со многими учеными, что благотворно отражалось на его научной работе.

После возращения из Африки Гальтон в течение нескольких лет занимался научно-практическими разработками в различных областях, ни одной не отдавая предпочтения.

Свой опыт путешественника он изложил в книге «Искусство путешествовать” (1855), представляющей собой практическое руководство по организации дальних странствий. Книга имела большой успех. В 1872 г. появилось уже пятое ее издание. А в 1855 г. на ее основе Гальтон подготовил цикл лекций для английских офицеров. Это было вызвано тем, что, когда в 1855 г. английские войска высадились в Крыму, они столкнулись со множеством бытовых трудностей. Рекомендации Гальтона, касавшиеся походного снаряжения, медицинских средств, разведения огня и т.п., оказались весьма полезными.

С Крымской войной связано и изобретение Гальтоном прибора, названного им «гелиостат”, или «алтископ”. Это был карманный прибор, позволявший вести наблюдение из укрытия — через стену или через головы толпы. По сути это был аналог перископа. Неизвестно, однако, возник ли перископ под влиянием изобретения Гальтона, либо он был создан независимо от него.

В эти же годы ученый активно занимался климатологией и метеорологией. Он был первым, кто стал публиковать метеорологические карты Европы, обозначая на них осадки, облачность, направление ветра. В 1863 г. им был создан атлас под названием «Метеорографика, или Методы нанесения погоды на карту”. Занятия этими вопросами привели его к важному открытию. В его время было известно явление циклона, центр которого отличается низким давлением. Гальтон установил наличие центров с высоким давлением и центробежным движением воздуха по направлению часовой стрелки. Эту систему, противоположную циклону, он назвал «антициклон”. Данное понятие сохранилось в метеорологии по сей день.

Страсть Гальтона к созданию новых приборов и приспособлений проявилась и в этой области. Он разработал своеобразные приборы для получения метеорологических карт и чертежей, а кроме того — «волновую машину” для использования энергии морских волн.

Однако основные интересы ученого лежали в иной области. Главной сферой его научных изысканий явилось исследование человеческих способностей.

Фундаментальный труд «Наследственный гений” увидел свет в 1869 году. Ему предшествовали несколько статей аналогичного содержания.

Интересна его статья «Стадность у рогатого скота и человека”. В ней, рассуждая о «стадном инстинкте” свойственном человеческому обществу, гальтон утверждал, что в прошлом этот инстинкт был оправдан, но в современных условиях он вреден. Его необходимо преодолеть, чтобы вывести человеческий род на путь морального и интеллектуального прогресса. Средство к этому предлагалось то же, что и для улучшения породы скота, — искусственный отбор.

Такие идеи возникли у Гальтона под впечатлением «Происхождения видов” Ч.Дарвина. Первая статья ученого о наследовании человеческих черт — «Наследственный талант и характер” — появилась в 1865 г. Уже в ней намечены основные принципы, которых он придерживался в последующих изысканиях.

Главное убеждение Гальтона состояло в том, что талант человека и вообще все психические свойства так же наследуются, как и его физические качества.

Для аргументации этого положения им был разработан так называемый близнецовый метод. Впоследствии получивший в психологии чрезвычайно широкое распространение. Сопоставляя степень схожести по ряду параметров монозиготных и дизиготных близнецов, Гальтон еще более укрепился в убеждении, что наследственность играет решающую роль в становлении личности, в условия среды — второстепенную.

Признание наследственности таланта неизбежно направило мысль Гальтона на изучение и измерение ее функций, то есть на психометрические исследования. «Психометрия есть искусство охватывать измерением и числом операции ума, как, например, определение времени реакции у разных лиц… Пока феномены какой-нибудь отрасли знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки”. Последняя фраза Гальтона стала впоследствии лозунгом биометрической лаборатории, основанной им в Лондоне.

Психологические исследования, проводимые ученым, были очень разнообразны. Некоторые его наблюдения и эксперименты не укладываются в рамки ни одной теории, как, например, так называемая «знаменитая прогулка сэра Гальтона”. Суть этого опыта поистине поучительна.

Однажды сэр Фрэнсис решился на своеобразный эксперимент. Прежде чем отправиться на ежедневную прогулку по улицам Лондона, он внушил себе: «Я — отвратительный человек, которого в Англии ненавидят все!” После того как он несколько минут сконцентрировался на этом убеждении, что было равносильно самогипнозу, он отправился, как обычно, на прогулку. Впрочем, это только казалось, что все шло как обычно. В действительности произошло следующее. На каждом шагу Фрэнсис ловил на себе презрительные и брезгливые взгляды прохожих. Многие отворачивались от него, и несколько раз в его адрес прозвучала грубая брань. В порту один из грузчиков, когда Гальтон проходил мимо него, так саданул ученого локтем, что тот плюхнулся в грязь. Казалось, враждебное отношение передалось даже животным. Когда он проходил мимо запряженного жеребца, тот лягнул ученого в бедро так, что он опять повалился на землю. Гальтон пытался вызвать сочувствие у очевидцев, но, к своему изумлению, услышал, что люди принялись защищать животное. Гальтон поспешил домой, не дожидаясь, пока его мысленный эксперимент приведет к более серьезным последствиям.

Эта достоверная история описана во многих учебниках психологии. Из нее можно сделать два важных вывода:

Человек представляет собой то, что он о себе думает.

Нет необходимости сообщать окружающим о своей самооценке и душевном состоянии. Они и так почувствуют.

Практически это означает следующее. Если нас что-то не устраивает в нашем мироощущении и поведении, в отношении к нам других людей, надо попробовать это изменить. Но любому изменению поведения должно предшествовать изменение мышления. Хорошее настроение и высокая самооценка способствуют успеху в делах и гармонии в человеческих отношениях.

Гальтоном был осуществлен ряд опытов по измерению функций разных органов чувств человека: реакции кожи на температуру и прикосновение, зрения, слуха, обоняния, вкуса и так называемого мышечного чувства. Для этих опытов Гальтон, обладавший неиссякаемой изобретательской фантазией, создал различные приборы и инструменты, некоторые из них еще долгое время использовались в практике экспериментальной психологии. Среди них так называемый гальтоновский свисток, с помощью которого можно было выявить предельную высоту звука, воспринимаемую конкретным человеком, а также линейка Гальтона для определения способности оценивать расстояния.

Гальтон считал возможным классифицировать людей на основании измерения скорости «образования суждений”. Он разработал несложный опыт, который состоял в том, что испытуемый должен был различать альтернативные сигналы А и В, нажимая на ключ в ответ на А правой рукой, на В — левой. Различение сигналов и соответственно рук требовало известного интервала, неодинакового у разных людей. Это время, необходимое для «образования суждения”, измерялось. Такой опыт фактически являет собой пример психометрического теста.

Интересно, что представление Гальтона о времени реакции (ВР) как важном показателе протекания психических процессов на протяжении всей истории психологии остается предметом оживленных научных дискуссий и по сей день находит своих сторонников. Так, признанный эксперт в области психодиагностики Г.Ю.Айзенк в одной из публикаций последних лет утверждает, что ВР является одним из наиболее существенных критериев уровня интеллектуальной одаренности, тем самым фактически подтверждая давнюю идею Гальтона.

По мнению многих, Гальтона можно назвать основоположником психометрического направления в психологии, первым среди тестологов. Хотя сам Гальтон созданные им методы тестами не называл. Слово «тест” издавна бытует в английском языке в значении «испытание”, «проверка”, «проба”. Для обозначения психометрических методик его впервые употребил американец Джеймс Маккин Кеттелл в своей статье «Умственные тесты и измерения” (1890). Психологическую подготовку Кеттелл первоначально проходил в Лейпциге в знаменитой лаборатории В.Вундта. Однако он быстро разочаровался в подходе Вундта, которому была совершенно чужда идея исследования индивидуально-психологических различий. Кеттелл перебрался в Лондон, где продолжил свою подготовку под руководством Гальтона. Усвоенные представления он активно развивал в США, где выступил первым тестологом. Разработанные Кеттеллом тесты сегодня в практике не применяются, однако появившиеся впоследствии более совершенные американские тесты по своей сути базируются на той же теоретической основе, корни которой можно проследить вплоть до гальтоновских построений.

В 1844 году на Международной выставке в Кенсингтоне Гальтон открыл Антропометрическую лабораторию. Он хотел получить статистические данные об объеме человеческих способностей. За три пенса посетители выставки проходили обследование, состоявшее из 17 различных испытаний. Ассистент Гальтона заносил данные в особые карточки. Лаборатория вызвала большой интерес, в день ее посещало около 90 человек, и в итоге набралось 9337 карточек с индивидуальными результатами. Это был первый эксперимент такого размаха, первое массовое тестирование.

Антропометрическая лаборатория Гальтона после закрытия выставки в 1885 г. переехала в новое, более просторное помещение и там продолжила свою работу. Она послужила образцом для создания подобных лабораторий в Дублине, Итоне, Кембридже и других местах.

Гальтон расширил спектр своих исследований, обратившись, в частности, к анализу отпечатков пальцев. На основе изучения обширного эмпирического материала он пришел к выводу, что пальцевые узоры не меняются в течение всей жизни человека, их разнообразие достаточно велико и каждый человек отличается по узорам своих десяти пальцев от всякого другого человека, эти узоры можно классифицировать. Этим Гальтон создал новую науку — дактилоскопию, по сей день составляющую важный компонент криминалистической экспертизы.

Особая серия работ ученого возникла в связи с его психометрическими исследованиями. Это была попытка выяснить существование какой-либо связи между психикой и физиономией человека. В 1878 г. Гальтон опубликовал статью под названием «Составные портреты”.

В те годы фотографирование осуществлялось посредством засветки фотопластинки, причем для нормальной съемки требовалась выдержка в 80 секунд, ибо чувствительность пластинок была очень низкой. Гальтону принадлежит идея совместить в одном изображении портреты нескольких лиц. Так, засвечивая пластинку в течение 10 секунд, можно было получить совокупный портрет 8 персон. Очевидно, что общие семейные черты на таком сводном портрете выступают более отчетливо, тогда как сугубо индивидуальные — нивелируются.

С помощью этой методики Гальтон пытался получить типичный портрет преступника, а также человека, склонного к чахотке, и т.п. Однако данные попытки едва ли можно назвать успешными. Однозначной корреляции между психическими свойствами и особенностями физиономии найдены не были. Впрочем, Пирсон подчеркивает, что и такого рода отрицательный результат имеет научную ценность. Опыты с целью нахождения подобных корреляций многократно проводились и впоследствии, однако ничего не прибавили к негативному результату, полученному Гальтоном.

Интересно, что методика составного портрета в модифицированной форме используется и в наши дни. Так, в конце 80-х годов ХХ в. в США проводились опыты по изучению привлекательности человеческого лица. материалом служили совокупные портреты, правда созданные уже с помощью компьютера.

Научную деятельность Гальтон продолжал до глубокой старости. Умер он 17 января 1911 г. в Хейзлмире, близ Лондона.

Многие его идеи и разработанные им методы послужили ориентиром для развития психологической науки, и прежде всего, дифференциальной психологии. Оценки его творчества впоследствии давались различные, порой и негативные. Последнее определялось теми злостными извращениями, которым подвергли его евгеническую теорию разного рода воинствующие фанатики. Что, впрочем, не умаляет достоинств концепции Гальтона, глубоко гуманистической по своей сути.

Источник: «Век психологии: имена и судьбы»

Читайте также: «Живая психология. Уроки знаменитых экспериментов»

Nature versus nurture / Наследственность против воспитания

лозунг Фрэнсис Гальтона

Фрэнсис Гальтон издаёт книгу: Наследственный гений: изучение его законов и последствий / Hereditary genius: an inquiry into its laws and consequences, London, «Macmillan and Co».

В русском сокращенном переводе 1875 года она называлась: Наследственность таланта, её законы и последствия.

В отличие от назидательных рассказов XVIII-XIX веков, в которых постулировалось, что различие между людьми создаётся трудом, прилежанием и религиозно-нравственными устоями, Фрэнсис Гальтон утверждал, что интеллектуальные способности наследуются так же, как физические: рост, вес и т.п.

В начале книги автор пишет о своём замысле: «В настоящей книге я намереваюсь показать, что природные способности человека являются у него путём унаследования при таких же точно ограничениях, как и внешняя форма и физические признаки во всем органическом мире.

Следовательно, подобно тому как, несмотря на эти ограничения, с помощью тщательного подбора нетрудно получить такую породу лошадей или собак, в которой быстрота бега представляла бы качество не случайное, а постоянное, или добиться какого-либо иного результата в том же роде, — точно так же было бы делом вполне осуществимым произвести высокодаровитую расу людей посредством соответственных браков в течение нескольких поколений.

Мне предстоит показать, что весьма обыкновенные общественные факторы, влияние которых почти не замечается, ведут в настоящее время к вырождению человеческой природы, тогда как другие, наоборот, заставляют её совершенствоваться. Я заключаю, что каждое поколение имеет громадное влияние на природные дарования последующих поколений, и утверждаю, что мы обязаны перед человечеством исследовать пределы этого влияния и пользоваться им так, чтобы, соблюдая благоразумие в отношении к самим себе, направлять его к наибольшей пользе будущих обитателей земли».

Ф. Гальтон, Наследственность таланта, её законы и последствия, М., «Мысль», 1996 г., с. 6.

Книгу положительно оценил Чарльз Дарвин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *