Наставь юношу

Притчи Соломона

Глава 21.

1Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его.

2Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца.

3Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.

4Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех.

5Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.

6Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.

7Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.

8Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.

9Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

10Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

11Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.

12Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.

13Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить,- и не будет услышан.

14Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.

15Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.

16Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.

17Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.

18Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.

19Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.

20Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.

21Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.

22Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись.

23Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.

24Надменный злодей — кощунник имя ему — действует в пылу гордости.

25Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; 26всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет.

27Жертва нечестивых — мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

28Лжесвидетель погибнет; а человек, который говорит, что знает, будет говорить всегда.

29Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой.

30Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу.

31Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа.

Глава 22.

1Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

2Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.

3Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.

4За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.

5Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

6Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.

7Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.

8Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет. 9Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. 10Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.

11Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь — друг.

12Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

13Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!» 14Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.

15Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.

16Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.

17Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию; 18потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.

19Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни. 20Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении, 21чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?

22Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, 23потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.

24Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, 25чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

26Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: 27если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из-под тебя?

28Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.

29Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.

Предыдущая глава

Следующая глава

1–16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17–21. Призыв внимать словам мудрых. 22–29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч.22:1. Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч.22:2. Богатый и бедный встречают­ся друг с другом: того и другого создал Го­с­по­дь.

Притч.22:3. Благора­зу­мный видит беду, и укрывает­ся; а неопытные идут вперед, и наказывают­ся.

Притч.22:4. За смире­нием следует страх Го­с­по­день, богат­с­т­во и слава и жизнь.

Притч.22:5. Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч.22:6. Наставь юношу при начале пути его: он не укло­нит­ся от него, когда и состарит­ся.

Притч.22:7. Богатый го­с­по­д­с­т­ву­ет над бедным, и должник делает­ся рабом заимодавца.

Притч.22:8. Сеющий неправду по­жнет беду, и трости гнева его не станет.–

Притч.22:8a. –

Притч.22:9. Мило­сердый будет благо­словля­ем, по­тому что дает бедному от хлеба своего.–

Притч.22:9a. –

Притч.22:10. Прогони кощун­ника, и удалит­ся раз­дор, и пре­кратят­ся ссора и брань.

Притч.22:11. Кто любит чистоту сердца, у того при­ятность на устах, тому царь – друг.

Притч.22:12. Очи Го­с­по­да охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч.22:13. Ле­нивец говорит: «лев на улице! по­среди площади убьют меня!»

Притч.22:14. Глубокая про­пасть – уста блудниц: на кого про­гневает­ся Го­с­по­дь, тот упадет туда.

Притч.22:15. Глупость при­вязалась к сердцу юноши, но исправи­тель­ная розга удалит ее от него.

Притч.22:16. Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богат­с­т­во­, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле – безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными (Сир 41.15, ср. Еккл 7.1). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный – равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14.31, 17.5; Иов 31.15), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло», как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8; Притч 11.18; Ос 10.12), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Притч.22:17. Прикло­ни ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч.22:18. потому что утеши­тель­но будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах тво­их.

Притч.22:19. Чтобы упование твое было на Го­с­по­да, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч.22:20. Не писал ли я тебе трижды в советах и наставле­нии,

Притч.22:21. чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог перед­а­вать слова истины по­сыла­ю­щим тебя?

Притч.22:22. Не будь грабителем бедного, по­тому что он беден, и не при­тесняй несчаст­ного у ворот,

Притч.22:23. потому что Го­с­по­дь вступит­ся в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч.22:24. Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч.22:25. чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч.22:26. Не будь из тех, которые дают руки и по­ручают­ся за долги:

Притч.22:27. если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли по­стель твою из-под тебя?

Притч.22:28. Не перед­вигай межи давней, которую про­вели отцы твои.

Притч.22:29. Видел ли ты человека про­ворного в своем деле? Он будет стоять перед­ царями, он не будет стоять перед­ про­стыми.

Ст. 17–21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23.1–3, 6–8, 5 ст. – в Притч.23:31–35, 24:30–34). Во введении, ст. 17–21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение – возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20–21). В ст. 22–29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22–23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24–25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26–27, сн. Притч 6.1 сл.; Притч 17.18, 20.16).

Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19.14; Притч 23.10). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай – возвышение до степени ближайшего служения царю.

Как ни странно, но можно родить ребёнка, можно кормить его, одевать, дисциплинировать, можно дать ему образование, не зная при этом того, кого вы воспитываете. И причина не в недостатке времени или в отсутствии контакта друг с другом. Нет. С этим ребенком вы провели бесчисленные часы. Так чего недостаёт? В чём причина? В чуткости. Мы, родители, должны каким-то образом освободиться от предвзятости, от помех, препятствующих процессу познания наших детей.
В Притчах 22:6 мы находим очень знакомый стих, который большинство верующих могут процитировать по памяти: «Наставь юношу при начале пути его: и он не уклонится от него, когда и состареет». В течение нескольких последующих минут, давайте вникнем в смысл этих известных слов. Я еще раз прочту их, чтобы убедиться, что вы действительно знаете, что там сказано: «Наставь юношу при начале пути его: и он не уклонится от него, когда и состареет».
Словом «путь» переведено еврейское слово, обозначающее «характерная черта, способ, или образ». Послушайте стихи из 30-ой главы книги Притчей: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице» (17-18). В каждом случае, под словом путь не подразумевается определенная, отчетливая линия, узкая дорога, или тропа. Скорее, это характеристика. Написавший этот стих, говорит: «Наблюдая эти четыре вещи, я пришел в недоумение. Я не в состоянии совместить их. В них есть загадочная тайна, которая пленит меня и постоянно привлекает мое внимание». В таком же значении использовано слово «путь» в нашем стихе: наставь юношу при начале пути его, когда только начинают развиваться его индивидуальные качества.
В каждом ребенке, врученном нам Богом, уже заложены определенные наклонности, уже заложен ряд определенных характерных черт. Наклонности эти были определены Богом еще до того, как ребенок был передан под нашу опеку. Нам присуще думать о ребенке, как о податливом куске глины. Но Бог заложил в этого маленького человека определенные уникальные черты и способности, характеризующие уникальную личность. И задача родителей, желающих правильно воспитать этого ребенка в том, чтобы обнаружить, каковы эти уникальные наклонности, характерные черты и способности.
Еще одно замечание по поводу Притчей 22:6. Стих заканчивается словами: «Он не уклонится от него, когда и состареет». В подлиннике, слово «состареет» обозначает «когда у него появятся волосы на подбородке». Это не значит, что когда твоему сыну будет 40 или 50, он, наконец, вернется к Господу. Здесь сказано о том времени, когда он готов будет оставить родительский дом и основать свою семью. Если вы воспитали ребенка согласно его индивидуальным качествам, согласно его пути, то оставляя родительский дом, он не забудет то, чему вы его научили; усвоенное в семье, станет составной частью его личности.
По поводу вышесказанного, могут возникнуть два вопроса и может быть вы в недоумении. Во-первых, вас может заинтересовать: как узнать намерения Божии о моем ребенке? И, во-вторых, если это мне известно, как определить, какие у него или у нее индивидуальные наклонности? Я постараюсь ответить на первый вопрос сейчас. Второй вопрос намного сложнее и на него мы ответим в последующих беседах.
Давайте посмотрим еще на один отрывок из книги Притчей, 20-ая глава, стихи 11-ый и 12-ый: «Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. Ухо слышащее и глаз видящий — и то и другое создал Господь». Подобно тому, как Бог заложил в ребенке характерные для него черты, так же Он дал вам 5 внешних чувств. В этом отрывке упоминаются два из них- — зрение и слух. Это место Писания также говорит, что детей можно хорошо узнать по их занятиям или поступкам.
Наблюдая и слушая вы сможете лучше узнать своего ребенка. Таким образом вы познакомитесь с сыном или с дочерью. Наблюдая за их действиями и противодействием, за их словами и поступками; за проявленными послушанием и непослушанием, вы сможете собрать достаточно сведений, чтобы хорошо знать их. Но вы должны быть внимательными. Придется затратить много времени и энергии. Займитесь исследованием своего ребенка. И это подобно возвращению в школу, где предметом изучения будет ваш ребенок. Недопустимо игнорировать то, что вы видите и слышите. Старайтесь пользоваться этой информацией в процессе воспитания ребенка. Полезно помнить, что ваш сын или дочь не всегда будут понимать самих себя. И они обратятся к вам за помощью. Они будут благодарны за ваши наблюдения, замечания и советы, если все это будет сделано с любовью и чуткостью. Дети будут уважать вас, если вы с любовью и заботой укажете на что-то такое в их поведении и отношениях, чего они сами не сознают. И никто не сможет сделать этого лучше, чем их родители.
Разумеется, все это требует времени, сил и энергии. А может быть вам кажется, что не стоит тратить столько усилий на воспитание?! Позвольте, я еще раз прочту этот стих: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет».

по проповеди Джона Пейсти «Родители, поознакомьтесь со своими детьми!»

Podcast: Play in new window | | Embed

«Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.” (Пр. 22:28)

Межи были важными указательными вехами в жизни Израиля. Они определяли течение жизни всего общества народа Божия. Межи устанавливали пределы обитания, защищали, соединяли прошлые и будущие поколения в одно.

Межу провели тогда, когда тебя ещё не было. Её провели твои отцы, под благословенным Божьим водительством. Это была граница, которую должны были соблюдать все поколения, во все века, а не только при жизни отцов.

Межи устанавливают границы во всех сферах жизни, они касаются не только физического мира, но и духовного. Межа, это знак, ограда, проводящая разграничение между святым и несвятым, между церковью и миром.

Межи определяли то, как надо поклоняться Богу, как Ему молиться, петь, проповедовать, как вести себя на служении. Когда межи сдвинуты, тогда всё меняется. Место где собираются на служение, больше похоже на кинозал, чем на дом молитвы. Проповеди говорят для того, чтобы смешить народ. Поклонение Богу будет сопровождаться театральными постановками. Вместо благоговейного пения псалмов, группы прославления, в которых выступают парни и девицы, больше похожие на мирских артистов, чем на святых. Всё это результат того, что кто-то сдвинул границы, а кто-то молчал, когда их сдвигали.

Наши отцы провели межу и в одежде, только многие её сдвинули, затоптали. А граница отцов говорила о том, что оголять голени, открывать груди или спину, это стыд, позор. Сегодня эту межу передвинули, прикрываясь искажённым понятием благодати (как будто благодать для того, чтобы больше подражать миру). Как результат этого, мы видим членов церкви одетых на служении так, как сорок лет назад не позволяли себе неверующие люди.

Передвигая межу, человек менял то, что через отцов установил Господь. Он становился не хранителем Божьих порядков, а их нарушителем. Когда стёрты, убраны границы, которые провели отцы, тогда нет преемственности поколений, уклад жизни отцов отброшен, нет передачи веры, и как результат этого, разложение и отступление от Бога.

Сдвинутые межи оказывают огромное влияние на будущие поколения. Их развитие, становление, духовная жизнь, будет формироваться в искажённых границах. Эти изменённые уделы, будут восприниматься как норма, как истина.

Знаешь ли ты, где провели межи твои отцы? Ценишь ли ты стандарты отцов, или ты в числе тех, кто пренебрегает их? Какие границы ты оставишь для своих детей, те, что получил от отцов, или сдвинутые, современные?

Божьи благословения, находятся в границах Божьих уделов. Тот, кто живёт в этих границах, тот блажен. «Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:” (Пс.67:14).

Задача молодого поколения – не передвигать то, что установили отцы, ценить их дело, и неизменным передать следующему роду. Благослови нас Господь так поступать!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *