Назореи

В Новом Завете

Назореем в Евангелии называется Иисус Христос (Мф. 2:23). В других местах Нового Завета и у первых христиан также есть и другие упоминания о назорействе. Наиболее известным из назореев был Иоанн Креститель (Лук. 1:15), который не пил вина и вёл крайне аскетический образ жизни в пустыне.

Представителем назорейства в Деяниях апостолов назван Павел (Деян. 24:5). Таким образом, назореями евреи, а позже и арабы, называли христиан.

В наше время назореями (ноцрим) себя называют люди исповедующие ноцриизм.

Лица, произнёсшие обет назорейства вне Иудеи и не имевшие возможности явиться в Иерусалимский храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в Храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, то есть до времени посещения Иерусалима. Посему-то апостол Павел, произнёсший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе, остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим.

> Примечания

  1. Форма слова, традиционно используемая в церковнославянском и русском Синодальном переводах Библии
  2. Деян. 18:18

На чём основано и в чём заключалось назорейское служение?

Назореями, во времена Ветхого Завета, назывались люди, посвящавшие себя Богу в соответствии с особыми требованиями Моисеева закона. Обет назорейства могли давать как мужчины, так и женщины; как на определённый срок, так и на всю жизнь. Истории Израиля известно несколько исключительных случаев пожизненного посвящения в назореи «от материнской утробы».

Так, будущая мать Самуила, Анна, молясь о даровании чада, дала обет, в случае рождения сына посвятить его Богу, что и исполнила (1Цар.1:11). Будущие родители Самсона, Маной и его неплодная супруга, получив, наконец, обетование ангела о рождении сына, вместе с тем услышали повеление: по рождении посвятить дитя Богу (Суд.13:5).

В продолжении всего срока обета, назорей не имел права употреблять вино и более крепкие напитки, уксус из вина или напитков, виноград и виноградные продукты. Назореям запрещалось стричь волосы и приближаться к умершим людям. Чтобы не оскверняться, они не могли прикасаться даже и к мертвым родителям, братьям и сестрам (Чис.6:2-7).

В случае внезапной, нечаянной смерти какого-либо человека в присутствии назорея, он осквернял свое назорейство и становился нечистым. В седьмой день после случившегося ему надлежало сбрить волосы, а в восьмой принести ко входу скинии собрания, к священнику, двух горлиц или двух молодых голубей: одну из птиц — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. После же очищения, по освящении головы назорей приступал к исполнению своего обета заново. При этом он должен был принести в жертву повинности однолетнего агнца (Чис. 6:9-12).

По завершении срока действия обета назорей приносил одного однолетнего агнца во всесожжение; одну однолетнюю агницу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную; «корзину опресноков из пшеничной муки, хлебов, испеченных с елеем, и пресных лепешек, помазанных елеем, и при них хлебное приношение и возлияние» (Чис. 6:14-15). Затем назорей остригал свою голову, клал свои волосы на огонь, горящий под мирною жертвой. После этого священник брал сваренное плечо жертвенного овна, один пресный пирог из корзины и одну пресную лепешку, клал это на руки назорею, возносил, потрясал перед Господом. Затем назорей мог вести обычную для иудея религиозную жизнь.

В чём состояло духовно-нравственное значение назорейства

Посвящая себя Богу, назорей, во все дни своего назорейства, был «свят Господу» (Чис. 6:8). Как и вообще во времена Ветхого Завета святое отделялось от несвятого (еврейский народ — от всех прочих народов, колено Левия — от остальных колен, скиния — от общей территории и т. д.), назорей отделялся от общего строя жизни еврейского общества, в том числе — от ряда мирских обычаев и плотских удовольствий. Этим он являл пример верности Богу и самоотвержения.

Отказ от пострижения волос служил видимым знаком отказа от низменных побуждений (что, конечно же, соблюдалось далеко не каждым назореем), указывал на единство посвященного с Небесным Царем. Именно в этом ключе становится понятным признание Самсона: «бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди» (Суд.16:17).

Сам Вседержитель поставлял назорейское служение в один ряд с пророческим: «Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи» (Ам. 2:11).

Нередко к назореям относят и Иоанна Крестителя — последнего ветхозаветного и вместе с тем новозаветного пророка.

Почему был назван Назореем Господь Иисус Христос?

1) Согласно Евангелисту Матфею, Иисус Христос был наречен Назореем сообразно древним пророчествам и в связи с проживанием в городе Назарете (Мф.2:22-23).

2) Имя Назорей созвучно еврейскому слову «нецер», буквально означающему «отрасль» или «ветвь». Этим именованием Христос обозначается в пророчестве Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень» (Ис.11:1-2).

3) Кроме того, несмотря на некоторое внешнее несоответствие жизни Мессии жизни ветхозаветных назореев, Его служение всё же сопоставляют с назорейским. Ведь если назорейство осмысливалось в древнем Израиле как посвящение Богу, то Кто, если не Христос, послужил для нас Идеальным Примером святости и послушания Всевышнему?

Назоре́и (от евр. отделять, отлучать), давшие обет назорейства, по которому воздерживались от вина и других возбуждающих напитков, не стригли волос и избегали всякого осквернения.

Не путать с назареями.

Во все дни обета назорейства, …до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он Господу (Чис. 6, 8). Назорей, мужчина ли то или женщина, мог произносить обет назорейства, т.е. не пить вина и других крепких напитков, отращивать волосы, не входить ни в один дом, в котором находилось мертвое тело, и наконец не присутствовать на похоронах. Если бы кто-либо из лиц мужеского или женского пола случайно умер в присутствии кого-либо из назореев, тогда он должен был снова выдерживать весь срок своего обета, т.е. назорейства.

Этот обет давался вообще на восемь дней, иногда на месяц, а иногда и на всю жизнь.

Когда же кончался срок обета, то назорей приносил жертву в храме, затем священник отрезал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике, после чего назорей освобождался от своего обета и мог опять пить вино (Чис 6). Некоторые назореи на всю жизнь посвящались Богу их родителями с самой колыбели: во всю жизнь они не пили вина и не стригли себе волос. Таковы были например Самсон, пророк Самуил и Иоанн Креститель (Суд 13, 4-5, Лк. 1, 15, 1 Цар 1, 11). Назореем называли также и Иисуса Христа, но апостол Матфей указывает на происхождение этого прозвища от города Назарета: «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф. 2, 23).

Лица, произнесшие обет назорейства вне Палестины и не имевшие возможности явиться в храм по окончании своего обета, довольствовались хранением воздержания, требуемого законом, и обрезанием своих волос у себя дома в той местности, в которой проживали. Приношения и жертвы, которые по предписанию закона Моисеева они должны были лично приносить в храме, откладывались ими тогда до более удобного случая, т.е. до времени посещения Иерусалима. По сему-то апостол Павел, произнесший обет, подобный назорейскому, бывши в Коринфе остриг себе волосы в Кенкреях, но отложил полное исполнение своего обета до времени своего прибытия в Иерусалим (Деян 18, 18).

Назореи составляли сами по себе секту или класс, подобно пророкам, и служили примером самоотвержения и святой жизни (Ам. 2, 11-12). Назорейский обет имел большое религиозно-нравственное значение; в нем можно видеть прототип позднейшего иночества.

Использованные материалы

  • Библейская энциклопедия архимандрита Никифора
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

С обетом назорейства человечество познакомилось задолго до рождения Иисуса. Этот обычай не стричь волос, не пить вина и сикера* и не употреблять в пищу виноград и любые продукты из него известен еще из Книги Чисел (6:2,3)

Вот что говорит Всевышний Моисею по этому поводу:
«… объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу, то он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод… «.

А вот стихи из Книги Судей (13: 5-7), где Ангел Господень благовествует матери будущего богатыря Самсона о его назорействе…

«ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян.
он сказал мне: «вот, ты зачнешь и родишь сына; итак не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, ибо младенец от самого чрева до смерти своей будет назорей Божий».

Этот же обет готова дать и Анна, мать будущего пророка Самуила (1 Цар 1:11).

В Евангелии от Луки (1:13-15) Ангел Господень «рекомендует» родителям Иоанна Крестителя также дать обет назорейства:
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей…».

Казалось бы, с назорейством все ясно, и не о чем тут говорить, если бы не одна существенная деталь: в Евангелиях и Деяниях Апостолов Иисуса Христа неоднократно называют Назореем!

Можно привести немало тому примеров, но мы ограничимся самым известным (Ин 19:19-20).

Это надпись, которую Пилат повелел установить над Его Крестом:

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».

Но как же мог «назорей божий» превращать воду в вино, пить с мытарями и блудницами, и подносить вино Своих апостолов во время Тайной Вечери?

Оказывается, что словом назорей в Библии обозначены два совершенно разных понятия!

Назорей как назарянин, то есть житель Назарета (ивр. Нацерет, от слова «нецер» — отрасль, см. пророчества Исаии, Иеремии и Захарии об «отрасли»), никак не соотвествует «назорею» в ветхозаветном его понимании.

А правильно ли мы понимаем его?

Обратимся к греческому тексту Ветхого Завета. Наверно, он все-таки ближе к оригиналу или Септуагинте, чем русский синодальный перевод…

В этом тексте, в том же пятом и седьмом стихах 13-й главы из «Книги Судей», где говорится о рождении Самсона, мы видим слово Ναζηραίος, которое читается как «назИрайос», а не «назОрайос».

А в ивритском оригинале Торы это слово вообще звучит как «назир» (совр. монах).

Все просто: в русский синодальный перевод Библии вкралась «небольшая ошибочка», породившая впоследствии множество богословских споров.

Теперь можно определенно сказать, что Самсона, Самуила и Иоанна Крестителя правильнее называть назИреями, а Иисуса – назОреем или назарянином, что уже ближе к истине!

*Сикер (ивр. шейхар) — алкогольный напиток не виноградного происхождения (сидр, медовуха и пр.)

(Джон Эдвардс)

Закон Моисеев предусматривал для верного израильтянина возможность посвятить себя Господу на определенное время по собственной воле. Эта возможность получила название обета назорейства. Ею мог воспользоваться любой израильтянин, будь то мужчина или женщина, желавшие посвятить себя на служение Господу. Любой, кто не был левитом или священником, мог дать обет назорейства.

Слово “назорей” происходит от еврейского “назар”, что означает “быть отделенным”, “отделять на посвящение”. Оно используется в связи с обособленным положением священников в отношении святынь народа Израилева, см. Лев. 22:2. Связанное с этим законом слово “nezer” означает “отделение”.

Цель обета назорейства

Числа 6:1,2. Быть назореем для простого израильтянина означало максимально приблизиться к положению, которое занимал в обществе народа Божьего священник, ибо условия назорейства были весьма сходными со служением первосвященника. Первосвященник представлял собой образ Израиля как Царства священников (его голова помазывалась елеем и на нее возлагался венец — диадима). Назорей тоже представлял собой весь народ.

Посвящение назорея совершалось на добровольной основе и знаменовало собой путь, на который он становился охотно и радостно из-за своей любви к Богу, а также из-за желания жить перед Ним в совершенной святости, жить по Его заповедям и постановлениям, прославляя и восхваляя Его, ища с Ним единства.

Условия назорейства

1). Воздержание от вина.

Чис. 6:3,4. Назорею воспрещалось употреблять вино и любые другие алкогольные напитки; он даже не должен был есть виноград.

Лев. 10:8-11. Эти условия были схожими с законами о служении священников, которым воспрещалось употреблять вино при исполнении их обязанностей в Скинии. Несомненно, что такое повеление было дано Богом после того как Надав и Авиуд, принесшие пред Господа “чуждый огонь” и тем самым нарушившие заповедь Божью, совершили этот поступок в состоянии опьянения. Всякий, кто посвятил себя в святыню Господу, должен мыслить ясно и сосредотачиваться на своем служении Ему.

Интересно вспомнить о том, что Господь Иисус на последней вечере сказал, что Он больше не будет пить вина до тех пор, пока не придет в Царствии Своем. Почему? Потому что отныне Ему надлежало взять на Себя служение Первосвященника и принести Себя в качестве совершенной жертвы за грех. На кресте Иисус отказался испить вина с миррой ради того, чтобы сохранить свой разум ясным несмотря даже на ужасающую боль, сопровождавшую распятие. Так и назорей полностью воздерживался от употребления вина, алкоголя вообще и от виноградных плодов. Ему нельзя было находиться под действием вина. Его радость не должна была иметь своим источником возбуждающее действие вина, но происходила она от его полного посвящения и служения Богу.

2). Необрезание волос.

Чис. 6:5. Назорей не должен был стричь волос на протяжении всего времени своего посвящения Богу. Его голова была “головой назорейства” (ст. 18). Назорей имел видимый знак данного им обета — нестриженые волосы, служившие ему венцом.

Исх. 28:36-38. Первосвященник на кидаре носил “полированную дощечку” с выгравированными словами “Святыня Господу”. Его служение было святым, особым служением Богу. Он действовал как представитель народа Израилева перед Богом и как представитель Бога перед Израилем, как ходатай и наставник всего народа. Он отделялся от среды общества с тем, чтобы исполнять порученные ему обязанности и наблюдать за исполнением строгих предписаний, оставаясь святым во всем своем поведении. Израиль, со своей стороны, тоже имел определенные обязанности и призвание проявлять “святость Господа” в связи со своим особым положением избранного народа Божьего.

Назорей, время отделения которого было периодом “святости Господу”, носил венец в виде своих неостриженных волос, символизировавший его личный отклик на призыв Бога Израилева быть святым народом. Благодаря своему поведению назорей становился как бы живой проповедью и увещеванием для всех своих братьев-израильтян вести святую жизнь, которую Бог требовал от избранного Им народа.

Лев. 21:5,6. Священник не должен был стричь голову, поскольку она являлась святыней Господу. Голова управляет всем телом, а мысль предшествует поступку, поэтому народ Божий должен был оставаться святым как во всех помыслах своих, так и в делах. Так и Господь во время Своей Нагорной проповеди учил, что мысли человека ведут его к совершению того или иного поступка, как хорошего, так и плохого. Во всем этом мы можем видеть призыв “следить за своими помыслами”.

3).

Прикасаться ко всему мертвому запрещено.

Чис. 6:6-8. Назорей не должен был приближаться к мертвому телу какого бы то ни было человека, включая даже своего родственника.

Лев. 21:1-3 и 11,12. Первосвященнику воспрещалось осквернять себя смертью даже в том случае, если речь шла о близком родственнике. Он не должен был обнажать своей головы, ибо он был “святыней Господу, венец помазания его на нем”.

Назорей, так же являвшийся “святыней Господу”, не мог оплакивать смерть своих близких родственников и входить в дом умершего. Святость жизни, провозглашавшаяся назореем, не должна была иметь чего-либо общего с духовным разложением, которое символизировала смерть.

Грех отделяет людей от Бога и является причиной их смерти, а потому последствия греха представляют грешника духовно умершим человеком. Назорей, который жил духом, не мог отождествлять себя с духовно мертвыми.

4). Случайное осквернение смертью.

Чис. 6:9-12. Законом предусматривались непредвиденные обстоятельства случайного осквернения от мертвого тела, когда, например, кто-нибудь неожиданно умирал в непосредственной близости к назорею. Подобное событие рассматривалось как безусловная причина для отмены данного человеком обета назорейства. В этом заключался урок о губительном действии греха. В обычных условиях человек, подвергшийся осквернению от мертвого тела, должен был уйти за пределы лагеря на семь дней и очищаться водой очищения на третий и седьмой день этого срока (см. Чис. 19).

Если подобное несчастье происходило с назореем, то в этом случае от него требовалось куда больше, ибо речь шла о прекращении его посвящения. На седьмой день после омытия водами очищения он должен был остричь свои волосы. Время его прежнего посвящения закончилось и теперь ему предстояло начать всё сначала. На восьмой день он должен был принести двух птиц: одну в жертву всесожжения, а другую в жертву за грех, чтобы получить прощение.

Помимо этого назорей обязан был принести Богу определенную компенсацию за те дни своего назорейства, которые ему так и не удалось прожить согласно своему обету из-за случайного соприкосновения со смертью. Поскольку эти дни, согласно ранее данному назореем обету, принадлежали Богу, то несостоявшийся назорей обязан был принести агнца в качестве жертвы повинности. Жертва повинности приносилась тогда, когда владелец лишался чего-либо принадлежащего ему по праву.

Дни посвящения, прожитые назореем до его осквернения, также считались потерянными, а всё посвящение должно было начаться заново.

Завершение назорейства

Чис. 6:13-20. При благополучном завершении времени своего посвящения назорей приносил в жертву всесожжения одного агнца мужеского пола, одну овцу в жертву за грех и одного овна в жертву мирную вместе с пресными хлебами и лепешками, возлиянием и мукой.

  • Жертва за грех приносилась в признание необходимости прощения.
  • Жертва всесожжения означала полное посвящение жизни человека Богу.
  • Мирная жертва символизировала акт благодарения Богу и единство с Ним.

После этого назорей остригал свою голову и сжигал волосы под котлом на том месте, где варилась мирная жертва. Окончание обета знаменовало достижение назореем истинного общения с Богом. После этого священник клал правое плечо овна (мирная жертва) вместе с одним пресным хлебом в руки назорея и потрясал их перед Господом. Затем назорей уходил и мог пить вино, радуясь исполнению своего обета. Хлеба и лепешки, приносимые назореем, были такими же пресными как и те, что использовались при освящении самих священников (см. Исх. 29). Т. н. “потрясаемое” приношение показывало, что назорей понимает свою нужду в священнике-ходатае, который сам был бы неподвластен греху и вся жизнь которого была бы святой (Господь Иисус Христос).

Заключение

Брат Роберт Робертс в своей книге “Закон Моисеев” писал, что назорейство служило прообразом времени испытания ученика Христова. Обряд, которым знаменовалось окончание назорейства, указывал на окончание времени служения ученика. Обрезание волос означало оставление плоти, а все приносимые жертвы, каждая по своему, служили прообразом Иисуса Христа.

Только посредством одного лишь Христа ученики могут получить прощение и войти в Царство Божье. В Царстве они будут иметь радость вечного общения и единства с Господом Богом и Господом Иисусом Христом. Во времена этого Царства Господь Иисус станет пить новое вино вместе со Своими учениками.

Назорей должен был отделить себя на служение Богу, а его волосы (диадима) указывали на то, что он свят перед Господом. Он символизировал собой отделение на служение Богу и свидетельствовал народу Израилеву о том что он, народ, обязан был играть роль свидетеля Божьего пред лицом всех других народов земли.

В Господе Иисусе Христе закон о назорействе получил свое полное исполнение. Ему не было нужды иметь внешние знаки святости. Он был Свят, Чист и Безгрешен среди грешников. Он был слугой ЯХВЕ, Божьим первородным Сыном, исполняющим Его волю и замысел.

Иисус был Святыней Господу и был отделен Ему на служение со дня Своего рождения до самой крестной смерти. Его хлебом и возлиянием было творить Божью волю и свидетельствовать о Его замысле. Грех не возымел силы осквернить Его, а потому и последствия греха также были бессильны перед Ним. Когда Иисус дотрагивался до прокаженного, то прокаженный очищался. Когда Он прикасался к мертвому, то мертвец оживал.

Подобным образом и мы тоже должны посвятить свою жизнь служению Богу и Его Сыну Господу Иисусу Христу, чтобы мы могли исполнять волю нашего Творца преданно и верно, и чтобы в великий и решающий День мы могли услышать слова Судии, обращенные к нам: “Хорошо, добрый и верный раб, войди в радость господина твоего”.

Библейский словарь >> Назорей

Назорей — евр назир. Назорей, т е. отделенный или посвященный, — название человека (мужчины или женщины), который дал Богу обет не пить вина или крепких напитков, не есть виноградных ягод и вообще пищи, приготовленной из плодов виноградной лозы, и во время обета не стричь волос. По закону назорей должен был считать себя посвященным Господу и тщательно следить, чтобы не прикасаться к мертвому телу.
Если же ему приходилось нечаянно прикоснуться к умершему, то на восьмой день он должен был принести жертву за грех, жертву всесожжения и жертву повинности и снова дать обет назорейства на такой же срок По окончании времени назорейства надо было принести жертву всесожжения, жертву за грех, мирную жертву, хлебную жертву и жертву возлияния, остричь волосы и положить их в огонь под мирной жертвой Совершив жертвоприношение, назорей считался освобожденным от своего обета. Некоторые были назореями от чрева матери, т е посвященными еще до рождения, как, напр., Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Считалось богоугодным делом, если кто-нибудь брал на себя издержки за жертвы назорея, которые требовались для освобождения от обета (Чис. 6). Павел сделал это (Деян. 21:20 и дал ). Трудно сказать, был ли обет, о котором говорится в Деян. 18:18, назорейским в обыкновенном значении. По сведению Иосифа Флавия были случаи, когда назорей остригал голову в начале назорейства. Предполагают, что Павел ради этого обета, для совершения жертвоприношения поспешил вИерусалим.

(См. Деян 18:21 и дал.). Волосы назорея (евр. «незер» — посвящение), которые росли свободно, являлись признаком того, что этот человек посвятил себя Богу. (Слово «незер» также обозначает диадему на кидаре первосвященника). Назорейство было выражением необходимости для человека быть освобожденным от оков плотской жизни. Бог избрал назореев также, как избрал и пророков (Ам 2:11). Как назорей, человек не должен был подвергаться плотским возбуждениям и всему, что можно отнести к человеческим побуждениям и влияниям. Поэтому бритва не должна была касаться его головы Подобно этому, виноградные лозы, которые не срезали ножом в субботный и юбилейный годы, называются «назерем земли» (евр.) — по-русски «необрезанные лозы» (Лев. 25:5,11), и неостриженные волосы девицы называются ее незером; по-русски волосы (Иер. 7:29).
Слово назорей или посвященный встречается в некоторых местах евр. текста в смысле «вождь» или «князь , например, в Втор. 33:16, (русс. перевод наилучший), также в Быт. 49:26 (избранный), и в Плач 4:7, У Ам. 2:11 и дал слову «назорей» придается обрядовое значение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *