Не кричите

Ранее я уже писала о том, почему же мы кричим на ребенка, сейчас я предлагаю поговорить о том, почему же так получается, что он слышит только наш крик.
С появлением малыша на плечи родителей ложится задача: научить, дать правильное направление в жизни, пока он еще не знает о ней ничего. И вот мы, мамы и папы, стараемся: читаем кучу литературы, действуем исходя из своего личного опыта, делимся им, обучаем своего ребенка, но в один прекрасный день мы сталкиваемся с тем, что он нас не слышит. Спокойно, несколько раз повторяя одно и то же, без повышения голоса и изменения интонаций, а в ответ – тишина, никакой реакции. Почему? По какой причине кроха вдруг перестал слышать просьбы, сказанные ему без повышения интонации, но зато молниеносно реагирует на крик?
Дайте ребенку свободу
Ребенок не будет слышать вас, если свобода его поведения ограничена. Малыш, в процессе своего взросления, испытывает необходимость изучать окружающий мир, предметы, которые его окружают, отношения между людьми, в конце-концов, границы дозволенного. И поверьте, что разобраться и понять он сможет это самостоятельно, ибо на «пальцах» словами пояснить, что такое теплое или горячее, кислое или соленое, острое и колючее невозможно. И вот только на личном опыте, захотев все это узнать, попробовав «на зуб» он сможет понять что такое «у тебя все получилось» или же «неудача».
Правила взрослых – это рамки для малыша, непонятные для его возраста. Да, соглашусь с тем, что есть такие ограничения, которые даже не обсуждаются и связаны они с безопасностью ребенка. А вот все остальные требования кроха может понять только со временем, в процессе социализации и взросления, а пока для него это просто непонятные табу, которые он просто будет игнорировать и не слышать.
И такая реакция ни в коей мере не означает, что наш ребенок непослушен и не уважает взрослых. Ослабить свою систему запретов – вот выход. А самое лучшее – это просто предоставить свободу ему в тех случаях, когда это не угрожает его здоровью и безопасности. Когда он увлечен игрой не старайтесь командовать, пусть он сам играет, а когда он отказывается от добавки в еде – не настаивайте. Пусть малыш проявляет инициативу в процессе одевания, разумеется, с учетом погодных условий.
Когда взрослые ведут себя неправильно
В том, что ребенок реагирует исключительно на крик, виноваты родители. Постепенно, сами на то не обращая внимания, они приучают малыша, что в случае крика он должен реагировать, т.е. в маленькой головке закладывается схема: «Спокойный голос – отсутствие реакции, крик, повышение голоса – выполнение требования».
Рассмотрим на примере. Допустим, ваш ребенок увлечен игрой, а вы собрались с ним пойти погулять. Вы просите его собрать игрушки и идти одеваться, а в ответ никакой реакции: кроха играет и вообще не обращает на вас внимание. Он увлеченно катает машинку или строит домик, а ваша просьба проигнорирована. Вы уже достали всю одежду, приготовленную для прогулки, переоделись сами, а ваш ребенок все также играет. И вот вы снова повторяете просьбу, слегка повысив голос и добавив вопрос: «Ты что меня не слышишь?» А ребенок уже привык к вашим повторениям и реакции не будет, ведь ваши слова не изменили положения его тела и никоим образом не нарушили его игру. И это значит, что можно не реагировать. Вот тут-то вы начинаете сердиться, заводиться, повышая голос и меняя интонацию, а ребенок реагирует, глядит на вас и что он видит? Ваше злое лицо, разумеется. А для него это сигнал: мама рассержена, это грозит неприятностями, а значит уже нужно отреагировать.

Таким образом, привлекая внимание своего ребенка, вы добиваетесь обратного результата: он четко усваивает правило выполнять просьбу родителей только после крика или повышения голоса в его сторону. Увы, но это просто реакция на опасность, ибо крик чреват наказанием, а это, в свою очередь, вызывает страх, и только понимания обращенной к нему просьбы нет.
И как же быть?
Вполне закономерный вопрос: как же тогда быть? Как правильно поступать, чтобы не допускать таких ошибок? Самое главное – нужно отказаться от многократных повторов своих просьб по отношению к ребенку. Все равно это не принесет успеха. На помощь нам придет тактильный и телесный контакт. Я говорю о том, что если малыш с первого раза не услышит вашей просьбы – подойдите к нему, возьмите его за руку и снова повторите свою просьбу, постарайтесь, чтобы он увидел вас, смотрите ему в глаза. Помимо этого поверните (мягко, без принуждения) его тело к выполнению просьбы. В этом случае ребенок обязательно вас услышит и отреагирует – ведь вы изменили его положение, ситуацию, в которой он только что находился. При этом ваша просьба не вызовет страха, а наоборот, приятные эмоции, а значит и понимание и желание выполнить ее — ведь вы не кричали, не применяли силу, а значит и страха и действия по схеме: опасность — немедленная реакция совершать не нужно.
И напоследок
Дорогие родители! Помните, что повышая голос на ребенка, вы, так или иначе, проявляете насилие по отношению к нему. В данном случае оно будет эмоциональное, но, тем не менее, вы идете против воли малыша. Воспитание – сложная наука, постичь которую сразу дано не каждому, а вот делать выводы из своих ошибок, исправлять их во благо – вполне реально и доступно каждому.
Чтобы в будущем не страдать от своих же недочетов стоит сейчас, пока еще кроха гибок и восприимчив, вкладывать в него основы правильного поведения. Малыши в силу своего возраста чаще усваивают и запоминают не то, ЧТО вы говорите, а то КАК вы это делаете: произносите спокойно или же срываетесь на ультразвук. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вас слышал – делайте то же самое: слушайте его. И отзывайтесь на просьбы других домочадцев. Помните, что детка – наша копирка, он смотрит, запоминает и потом повторяет наши действия.
«Детям нужны не поучения, а примеры» (Жозеф Жубер)
И, если в вашем доме в порядке вещей, простите, орать друг на друга, то тогда не удивляйтесь, что на спокойную обращенную к малышу речь он не будет реагировать. Мы пугаем ребенка, проявляем по отношению к нему насилие – может пора остановиться, взять себя в руки и исправлять ситуацию?
А ведь вначале было слово

Первые годы жизни ребенка — время непростое для всех членов семьи. Малыш меняет все — от распорядка дня до пищевых привычек родителей. И, конечно, все знают, что ребенок издает огромное количество разных звуков. Чем быстрее «расшифруешь» его пока еще тихое послание, тем больше шансов, что удастся избежать полноценного «концерта».

По мере взросления ребенка становится проще, однако внезапно у малыша начинается кризис трех лет, который часто сопровождается не менее громкими криками и плачем.

Мнение специалиста Почему же все-таки маленькие дети разного возраста часто кричат, и есть ли какие-то адекватные способы на это повлиять? Рассказывает Елена Борисовна Мачнева, кандидат медицинских наук.

Содержание

Родители зачастую говорят про младенцев: «У моего ребенка каждый день истерики», «Он постоянно кричит, а я не знаю, что с этим делать». Можно ли называть плач новорожденного истерикой? И что с этим делать?

— Некорректно использовать термин «истерика», говоря о новорождённом ребёнке. У малыша нет никакого другого способа, кроме крика, выразить нужду в чём-либо. Если младенец плачет, это означает, что он испытывает какие-то дискомфортные ощущения: голод, холод, боль, страх, усталость, одиночество.

Некоторые младенцы плачут из-за того, что не могут остановиться, им сложно перейти в другое состояние. Нередко дети имеют неврологические особенности и плачут из-за них. Такие малыши нуждаются в особенном уходе. Нарушения может диагностировать только специалист, врач-невролог.

Если младенец кричит, нужно постараться понять и устранить, по возможности, причину дискомфорта. Если и после этого он долго и безутешно кричит, не может есть и спать, необходимо как можно быстрее показать его доктору.

Есть ли способы точно определить, что, несмотря на крик, жизни ребенка, его здоровью ничто не угрожает?

— Если речь идёт о ребёнке до года, то самое главное — внимательно относиться к его потребностям, стараясь своевременно устранять причины дискомфорта. Но не каждый младенец быстро и легко успокаивается, некоторым это очень сложно из-за особенностей нервной системы. Кроме того, иногда дети плачут из-за усталости и перевозбуждения. Здесь имеют значения индивидуальные характеристики нервной системы ребёнка.

Очень важно знать особенности малыша, наблюдать за его текущим состоянием (следить за потерей аппетита и т.п.) и наблюдаться у специалистов (вовремя проходить диспансеризацию и обращаться за консультациями в случае необходимости).

Чего точно не стоит делать, если ребенок долго кричит или плачет? Стоит ли в этом состоянии пытаться накормить его или уложить спать?

— Нежелательно оставлять ребёнка один на один с его проблемой. Если он горько плачет, ему нужна помощь. Если взять его на руки, он, возможно, успокоится не сразу, но точно почувствует себя в безопасности.

Малыш, который подолгу плачет в одиночестве, привыкает к тому, что он никому не нужен и его потребности не имеют значения для близких. Из-за этого формируются пассивность, низкая самооценка, недоверие к окружающим. Насильное кормление или укладывание спать не менее вредны для малыша.

А быстрая адекватная реакция взрослых на детский плач, повторяющаяся день за днём, приводит к возникновению у него крепкой привязанности и положительного отношения к самому себе. Как показывают исследования, это залог полноценного развития в будущем.

Некоторые считают, что младенцы при помощи крика и плача манипулируют родителями и призывают не идти у него на поводу.

— Это в корне неверное суждение. Младенцы плачут только по уважительной причине. Слёзы ребёнка до года — это сигнал о том, что его что-то беспокоит.

То есть, если новорождённый ребёнок плачет, это означает, что он испытывает неприятные ощущения, физические или психологические. С точки зрения взрослого человека причина для дискомфорта может казаться незначительной: например, некоторые дети не любят одиночества и требуют повышенного (по сравнению со сверстниками) внимания к себе.

Но слёзы такого малыша не являются манипуляцией, так как ему по-настоящему плохо. Поэтому важно найти способ удовлетворения потребности во внимании, который понравится ребёнку и будет устраивать взрослых. Например, носить его с собой в слинге или кресле-люльке, как можно чаще брать на руки.

Психологи и врачи часто говорят о так называемом «Кризисе трех лет». Что это за явление, и почему в это время ребенок становится капризным, часто плачет?

Кризис трёх лет связан с развитием психики ребенка. Он помогает ребёнку стать самостоятельным, попробовать свои силы, почувствовать собственные желания. Но малыш еще не умеет управлять своим поведением, не может сдерживаться и быть терпеливым. Именно из-за этого и возникают истерики.

Не умея выразить свои чувства конструктивно, ребёнок кричит и злится. Так он протестует против обстоятельств, которые не в силах изменить. Он защищает свои интересы: ему не хочется ложиться в кровать или уходить с детской площадки, но взрослые заставляют. Истерика в данном случае – естественная реакция на неприятные события.

В ярость повергает малышей и чувство собственного бессилия. К примеру, кроха не может сам достать игрушку, застегнуть пуговицы, открыть дверь. Это доводит до отчаяния и очень злит! К тому же малыш слышит множество запретов от взрослых, они усиливают протест.

Все ли дети ведут себя одинаково во время кризиса трех лет?

— Кризис трёх лет протекает у детей по-разному. Одни надолго становятся упрямыми и даже деспотичными, постоянно испытывают и выражают свое недовольство. Другие лишь изредка демонстрируют строптивость и своеволие.

Взрослым в это непростое время нужно набраться терпения и уважать чувства ребёнка. Постараться отнестись к кризису как к необходимому, пусть и не слишком приятному явлению. По возможности, предоставить ребёнку некоторую самостоятельность, право выбора одежды, занятий в конкретный момент времени, еды — обеспечив, конечно, его безопасность.

Важно оптимизировать количество запретов – запрещать только то, что небезопасно для самого малыша или неприятно окружающим. В остальном – можно и нужно экспериментировать.

Когда ребенок устраивает истерики из-за того, что родители не разрешают ему делать какие-то вещи – например, кидаться песком в детей или взять в магазине дорогую игрушку — как себя вести?

— Очень важно проявить терпение и последовательность. Ни в коем случае нельзя отменять то решение или требование, которое стало причиной истерики. В тот момент, когда ребёнок кричит или даже катается по земле, нет смысла успокаивать его, призывать к порядку, угрожать. Этот момент нужно просто переждать. На оскорбления не отвечать; руку, занесённую для удара — твёрдо останавливать! Можно взять малыша подмышку и унести в менее людное место. Важно! Если малыш часто впадает в немотивированную ярость, крушит всё вокруг, бьёт окружающих, очень долго не может успокоиться и т.п., необходимо проконсультироваться с неврологом. Причиной повышенной агрессии могу быть неврологические нарушения, которые требуют диагностики и индивидуального плана лечения.

Когда малыш успокоится, нужно пожалеть и приласкать его. Обязательно сказать, как сильно вас расстраивает такое поведение.

Нужно ли ребенка отвлекать, когда у него истерика, или лучше позволить ему «прожить» негативные эмоции?

— Если получается отвлечь – можно и нужно это сделать. Но, если малыш «завёлся» не на шутку и не реагирует на попытку переключить его внимание или начинает ещё сильнее кричать, то нужно переждать истерику.

Что делать, чтобы ребенок научился контактировать с другими без истерик?

Напоследок приведем несколько правил от нашего эксперта.

Для того, чтобы истерики не стали формой манипулирования взрослыми, нужно:

  • Обучать малыша социально приемлемым способам выражения гнева, которые не будут приносить вреда окружающим (порычать, потопать ногами, поколотить подушку). Давать возможность иногда просто «побеситься» (прекрасная разрядка накопившегося раздражения);
  • Учить понимать свои чувства и говорить о них;
  • Говорить с ребёнком о чувствах и интересах других людей, учить относиться к ним с уважением;
  • Регулярно устраивать активные игры, в которых дети тренируются управлять эмоциями (подушечные бои, «снежки», салки и т.п.);
  • Полностью отказаться от физических наказаний, никогда не отвечать агрессией на злобное поведение малыша;
  • Быть примером доброжелательного отношения к людям.

Звук: ребенок капризничает

(cкачиваний: 2277). Тип файла: mp3.
Малыш плачет

(cкачиваний: 2717). Тип файла: mp3.
Новорожденный хныкает

(cкачиваний: 2250). Тип файла: mp3.
Маленькая девочка чихает

(cкачиваний: 1797). Тип файла: mp3.
Новорожденный ребенок радуется, веселится

(cкачиваний: 3399). Тип файла: mp3.
Новорожденный малыш хочет заплакать — звук

(cкачиваний: 1083). Тип файла: mp3.
Звук: ребенок сопит во время сна (дите)

(cкачиваний: 1196). Тип файла: mp3.
Ребенок кашлянул (малыш)

(cкачиваний: 591). Тип файла: mp3.
Ребенок пытается заговорить (попытка произнести первое слово)

(cкачиваний: 1407). Тип файла: mp3.
Звук отрыжки маленького ребенка

(cкачиваний: 689). Тип файла: mp3.
Голос маленькой девочки, которая не умеет говорить словами

(cкачиваний: 1169). Тип файла: mp3.
Звук плача новорожденного ребенка (малютка)

(cкачиваний: 2882). Тип файла: mp3.
Звук, когда младенец засыпает

(cкачиваний: 902). Тип файла: mp3.
Звук, который издает только что родившийся малыш (в роддоме)

(cкачиваний: 729). Тип файла: mp3.
Звук счастливого карапуза, который радуется жизни

(cкачиваний: 2116). Тип файла: mp3.
Добрый крик маленькой девочки

(cкачиваний: 631). Тип файла: mp3.
Кроха-малыш удивленно кричит «а»

(cкачиваний: 864). Тип файла: mp3.
Короткий звук смеха детеныша

(cкачиваний: 1288). Тип файла: mp3.
Как звучит первый крик (плач) новорожденного ребенка

(cкачиваний: 1375). Тип файла: mp3.
Маленький ребенок впервые произносит слово «мама» и «папа»

(cкачиваний: 1906). Тип файла: mp3.
Истеричный крик капризного ребенка

(cкачиваний: 417). Тип файла: mp3.
Мальчика кривляется и изображает диновзавра

(cкачиваний: 351). Тип файла: mp3.
Ляля тужится и хочет пукнуть или какать

(cкачиваний: 548). Тип файла: mp3.
Звук кашля больного ребеночка

(cкачиваний: 555). Тип файла: mp3.
1-и месячное дитё кривляется за столом

(cкачиваний: 873). Тип файла: mp3.

Любой человек, регулярно взаимодействующий с маленькими детьми, знает, как трудно выносить их крик. Иногда кажется, что это не прекратится никогда, что ребенок специально действует на нервы, бесит, провоцирует. Последнее, в определенной мере, правда. Дети, особенно младше 3 лет, обладают крайне ограниченным набором способов, чтобы заполучить внимание значимого взрослого целиком. Им требуются эффективные механизмы, вызывающие сильную реакцию окружающих.

Это особенно актуально, если темперамент ребенка отличается от темперамента родителя или воспитателя (в дальнейшем я буду говорить о маме, подразумевая любой другой вариант). В своей практике я чаще всего встречаю столкновение в уровне интенсивности, в терминологии Ф. ЛаБарр и Р. Франк. Малышу с высокой интенсивностью, как движений, так и звуков, приходится иметь дело с мамой, интенсивность которой значительно ниже. Это приводит к переживанию потерянности, неприкаянности, и даже невидимости.

Д. Винникотт разработал идею, согласно которой, лицо матери служит ребенку зеркалом. Ему нужно видеть себя в другом, получать ответ, схожий с тем, что он выражает. Это является фундаментальным условием благополучия ребенка, поэтому он сделает все, что в его силах, чтобы получить необходимый результат.

Распространенность значительных различий в интенсивности связана, среди прочего, с культурными факторами. Воспитание девочек в большинстве стран, как на Западе, так и на Востоке, акцентирует спокойствие, мягкость, незаметность. Хорошая девочка – тихая девочка. С самого раннего возраста нам указывают: не бегать слишком быстро, не смеяться слишком громко и, конечно, не кричать. Бурное, яркое, интенсивное выражение себя воспринимается как невоспитанность и предвещает (устами родителей и учителей) проблемы в дальнейшей жизни.

Даже если женщина родилась с интенсивным темпераментом, ее часто уже в детстве исправили и подогнали под культурные нормы окружающие взрослые. Конечно, не из злого умыла, а чтобы сделать ее будущее более успешным, а также из простого (и вполне понятного многим) «что люди подумают». Когда такая женщина постоянно сталкивается с орущим ребенком, это вызывает в ней чувства, которые ей запрещено выражать и, порой, даже замечать. Часто она становится еще тише, ее голос становиться ледяным, а выражение лица каменеет. Тогда ребенок чувствует себя брошенным, потерянным. Или она ждет, терпит, позволяя ярости нарастать и копиться внутри, пока она не выплеснется бесконтрольно на малыша, повергая его в ужас или шок.

Я не стану говорить о превентивных методах – о них и так довольно много сказано. А что можно сделать, помимо прямого нападения на ребенка, если сил терпеть большое нет? Что сделать, когда вы знаете, что вот-вот снова закончите на ребенка. Встать рядом с ним (не лицом к лицу) и поддержать его или ее в выражении того, что происходит у вас внутри и/или между вами. Сделайте это, когда еще отчасти владеете собой, чтобы заметить, если ваш ребенок пугается или шокирован вашим поведением. В любом случае, не увлекайтесь и не пытайтесь перекричать ребенка, всегда следуйте за ним в продолжительности и интенсивности крика.

Большинство клиенток и клиентов, которым я рекомендую такую тактику, в итоге ею не пользуются. Это выходит так далеко за границы зоны комфорта, что проще накричать на ребенка: такое поведение хотя бы отчасти внутренне «санкционировано» жизненным опытом (кричат в родительской семье, на улице, знакомые и т.п.) А вот встать рядом и вместе с ребенком, прокричаться и/или постучать по подушкам (подушками по полу) – невообразимо! Признаюсь, и мне самой это дается с трудом, даже понимая всю стоящую за этим логику. Если мы в этом похожи, попробуйте действовать постепенно: время от времени включайте непривычную для вас громкость и силу движений в игры; притворитесь львами или тиграми и порычите вместе, можно посмотреть видео и поучиться этому у животных; покричите как-нибудь в одиночестве, посмотрите, что нужно вам для того, чтобы это стало возможным. И, наконец, все-таки решитесь как-нибудь попробовать составить компанию кричащему ребенку. Не бойтесь стать младшей в этот момент, на самом деле, родитель кричащий ВМЕСТЕ с ребенком гораздо взрослее и авторитетней взрослого, который кричит НА ребенка. Вы осознанно сопровождаете его или ее, выпуская вместе с тем и свой собственный пар.

Дайте себе разрешение хотя бы однажды попробовать, и расскажите, как это повлияло на ваше состояние.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *