Небрежный

  • Фома Аквинский О небрежении
  • Небрежение Энциклопедия изречений

Небреже́ние — невнимательное, безразличное отношение к своей участи в вечности. Противоположно усердию.

Небрежение — 1) нерадивое, безответственно равнодушное отношение к чему-либо; 2) пренебрежение.

Небрежение («пренебрежение», «нерадение, небрежность») – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Свт. Иоанн Златоуст: Подобно тому как ходящим по натянутому канату нельзя допускать ни малейшей небрежности, потому что малый промах производит великое бедствие – промахнувшийся тотчас обрушивается и погибает – так точно и для нас непозволительно нерадение. Мы идем по тесному пути, с обеих сторон охваченному пропастями, не допускающему даже возможности поставить обе ноги сразу. Не видишь ли, какая нужна нам тщательность?

Чем грозит христианину пренебрежение его христианскими обязанностями?

В наше время многие люди относят себя к числу православных. Однако значительная часть верующих не вполне представляет, что значит быть православным, подлинным христианином. Не все даже знают, в чём выражаются главные предметы православной веры.

Причин этому много, но среди них выделяется та, что связана с небрежением христианскими обязанностями. В основе небрежания могут быть разные факторы. Многие оправдывают небрежение нехваткой времени и сил, которые-де отнимает работа, обязанности по дому и пр., недопонимая, в чём, собственно, состоит главная цель исполнения христианского долга. Другие, уповая на милосердие Божье, полагают, что Бог и так их простит.

Чем можно на это ответить? Бог, конечно же, и человеколюбив, и милосерден. Однако, из этого не следует автоматически, будто все члены Церкви спасутся автоматически и автоматически же унаследуют Царство Небесное. Такая точка зрения связана с грубым пониманием спасения как акта формально-юридического прощения грехов грешника Богом в силу заслуг Иисуса Христа, вне зависимости от того, какой образ жизни он вёл, что делал и чего не делал из того, что ему надлежало бы делать.

В действительности спасение конкретного человека связано с тем, насколько ответственно он относится к соблюдению Божьего закона, ведь от соблюдения Божьего закона зависит духовно-нравственное преображение личности, возрастание возрастом духовным. Следуя этому закону, совершая дела Добра, человек, при помощи благодати Божьей, избавляется от скверны греха, формирует в себе добродетели, любовь к добру. А это важно для того, чтобы стать членом Царства святых. В самом деле, если беззаконник, на момент частного Божьего суда, окажется не готовым жить по меркам святых, в силу ли глубочайшей страстности и порочности, в силу ли нелюбви к Богу и ближним, то для чего ему Царство святых? Таким образом, исполнение христианских обязанностей ведёт по пути жизни, а их игнорирование в земной жизни может сказатья плачевно в день Суда.

ГРЕХ НЕРАДЕНИЯ (БЕСПЕЧНОСТИ И ЛЕНИ) Нерадение — это безответственность, небрежность, праздность, пренебрежение и бесчувствие в делах веры. То есть, когда человек халатно относится не только ко всему, что окружает его, но и к делу своего спасения. Человек просто не думает о спасении: его ум отвлечен на праздность и суету века сего. Проявляется халатность по отношению ко внутреннему человеку. Отцы Церкви утверждали, что беспечность, нерадение и невнимательность совершают в жизни людей больше зла, чем те или иные определённые грехи; что нерадение – это даже не обычный грех, это реальная пагуба для жизни человека, которая делает из него какое-то полено (слабое, безвольное, неразумное существо). Если мы об учёбе в школе, в университете не радеем, разве мы сможем получить что-либо? Если мы не радеем о воспитании малышей, то какими они вырастут? Нерадение и лень – это настоящая гибель для человека. Ведь в любом деле требуется порядок. Важны внимание, забота и аккуратность ко всему. Вряд ли мы сможем достигнуть положительных результатов, если отнесемся к делу спустя рукава. Также недостаток усердия, неорганизованность, неряшливость пагубно влияют и на духовную жизнь человека. В Притчах написано: «Нерадящий о своих путях погибнет» (Пр. 19:16). Если будем небрежно относиться к молитве, например, то никогда не преуспеем в ней. Авва Исаия: «Нерадение и леность – это упокоение в веке сем». То есть, когда человек предаётся нерадению и лени, он желает расслабиться, отыскать покой в вещах, в энергиях и мыслях, которые принадлежат этому миру. Происходит умиротворение плоти, телесного мудрования, когда человек пытается отыскать в своей сущности такую точку, чтобы никогда не напрягаться, желает просто ничего не делать, быть расслабленным, а за это получать различные блага. И ныне сама философия нынешней жизни в принципе такова: максимум прибыли, минимум труда. Соответственно, это приводит, конечно же, к колоссальным духовным перекосам. В книге Притчей (в Ветхом Завете) царь Соломон утверждает, что нерадение и лень являются глупостью. Сказано: «Лучше встретить на дороге медведицу, лишённую медвежат, чем глупца с его глупостью». Мыслите, какое сопоставление! Если ты встретишь медведицу, лишённую медвежат, то ты обязательно погибнешь, иного выхода нет. Ведь она человека убьёт обязательно, так как у неё отняли детей, она людям мстит. Каждый человек, попавшийся медведице на пути, подвергается неминуемой смерти. А Соломон заявляет, что лучше встретить её, чем столкнуться с глупцом и его глупостью, настолько это злом считалось. Господь в Новом Завете говорит конкретно о том, что лень является негативной чертой человеческого бытия: «ленивый — раб лукавого», потом так же упоминаются ленивые и нерадивые девы, которые не позаботились о закупке масла и иного. Откуда появляется леность и нерадение – какая из страстей от другой происходит? У Святых отцов в различных материалах пишется о том, что как лень рождается от нерадения, так и нерадение возникает от лени, — у этих грехов действует взаимопомощь. То есть они питают друг друга и поощряют. Если человек ленится, то затем появляется у него ко всему нерадение. Если же человек в каком-нибудь деле вознерадел – после этого его посещает лень, он теряет силы, становится негоден ни на какое доброе дело. Известно, что демоны и бесы на ленивых и нерадивых усиливают своё давление. Преподобный Сирин Ефрем говорил, что демонам нравится тревожить тех, кто любит лень и нерадив в молении. Так как кого там беспокоить-то – отдыхает, приблизился и, что желаешь, – вложил этому смертному в ум, в душу, и всё ляжет на вспаханную, удобренную почву. Человек не сопротивляется вообще. Соответственно, на таких людей нечисть и любит нападать. Поэтому святые отцы предостерегают: «Как ходящему по натянутому канату нельзя допускать ни малейшей небрежности, потому что малый промах приводит к великому бедствию: промахнувшись, он тотчас падает и погибает, так и нам непозволительно нерадение». Пора просыпаться. Пора будить свое сознание и жить в присутствии Божием. Заставлять свое сердце служить Богу. Быть внутренне собранным и организованным. Тогда и во внешних делах проявятся качество, точность, аккуратность, порядок. И меньше греха. По материалам православных сайтов. #Исповедь@duhovniy_mayak #Покаяние@duhovniy_mayak #грех@duhovniy_mayak #духовная_жизнь@duhovniy_mayak

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *