Нейробика упражнения для мозга

Полезные советы

Гимнастика, о которой мы поговорим ниже, запускает работу обоих полушарий, синхронизирует их. Американский нейропсихолог Роджер Сперри в 1981 году получил Нобелевскую премию за сделанные им открытия относительно функциональной спецификации полушарий нашего мозга.

На основании его работ был получен вывод о том, что если синхронизировать правое полушарие с левым, то можно во много раз увеличить качество обучения чему угодно и запустить активную мозговую деятельность.

По этой причине, когда человек начинает изучать что-то новое или хочет «прокачать» в себе креативность, необходимо максимально улучшить работу мозга.

Зарядка для мозга

Упражнение №1 «Кулак – ладонь»

Одну кисть сожмите в кулак, другую выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук: кулак – ладонь – кулак – ладонь. В начале нужно делать последовательно и не спешить. Когда почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.

Упражнение №2 «Ухо – нос»

Одну ладонь ставьте на нос, а вторую, перекрестив с первой, поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами.

Упражнение №3 «Класс»

Одну ладонь приложите к бровям, будто отдавая честь, а второй показывайте знак «класс». Поменяйте ладони местами. Когда вы уже будете хорошо справляться с этим заданием, можно его слегка усложнить, добавив хлопок перед сменой рук.

Упражнение №4 «Победитель»

Одна ладонь показывает знак «Ок», вторая – «V». Чередуйте руки.

Упражнение №5 «2 пальца»

На одной руке соедините указательный и средний пальцы, а указательный палец второй руки должен накрыть эти два соединенных пальца. Чередуйте руки.

Упражнения для мозга

Упражнение №6

Одну ладонь выставите вперед, а второй покажите «класс». Чередуйте руки. После освоения упражнения между переменой рук вставьте хлопок в ладоши.

Упражнение №7

Накройте соединенными указательным, средним и безымянным пальцами одной руки мизинец на другой руке. Чередуйте руки.

Упражнение №8 «Рожки да ножки»

Указательным и средним пальцами одной руки показывайте ножки, большой палец, указательный и мизинец другой руки делают рожки. Меняйте руки.

10 СУМАСШЕДШИХ иллюзий, которые играют с нашим мозгом

Упражнение №9 «Пазлы»

На одной руке выставите указательный и средний пальцы, на другой – мизинец и безымянный. Соедините их как пазлы. Чередуйте пальцы.

Упражнение №10

На одной руке последовательно соединяйте большой палец со всеми остальными пальцами, начиная с указательного. На другой руке – начиная с мизинца. Ваша задача состоит в том, чтобы делать упражнение одновременно обеими руками.

Как развить в себе креативность?

Делая эти упражнения, вы подготовите свой мозг к активной работе и учебе. Остается еще один важный вопрос. Откуда же берутся идеи, и как человек может научить свой мозг генерировать их, думать творчески?

Очень долго полагалось, что творческое мышление и способности – это нечто, дарованное свыше, а озарения происходят по мановению волшебной палочки. Однако, последние исследования в нейробиологии пришли к выводу, что каждый из нас может стать креативным, просто нужно немного поупражняться и направить работу мозга в нужное русло.

В творческом подходе к жизни и работе нуждаются не только музыканты, художники и поэты. Это работает абсолютно в любой сфере: помогает улаживать конфликты, решать проблемы и более полно наслаждаться жизнью.

Как стать креативным?

Итак, нейронные огни.

Представьте себе такую ситуацию: вы находитесь на последнем этаже небоскреба, смотрите на ночной город. Где-то в окнах горит свет, по улицам ездят машины, подсвечивая себе дорогу фарами, вдоль дорог горят фонари. Так и наш мозг, он похож на ночной город, в котором в любом случае отдельные его улицы, проспекты и дома будут освещены.

Фонари – это нейронная связь. Некоторые нервные цепочки – «улицы» (проводящие пути) светятся всегда. Это есть ничто иное, как хорошо известная нам информация и проверенные способы решения трудностей.

Тест: В чём силён ваш мозг?

Творчество, в свою очередь, проживает там, где темно, где дорога еще не проложена, а путника ожидают удивительные в своей необычности решения и идеи. Если человек нуждается в новых идеях, если жаждет вдохновения, то ему необходимо приложить усилия для того, чтобы зажечь новый фонарь, то есть создать новую нейронную микроскопическую сеть.

Как рождаются идеи

Представьте себе, что наш мозг – это огромное количество маленьких ящиков, в каждом из которых хранится какой-то случай из нашей жизни. Иногда ящики открываются и закрываются в независящем от нас порядке, тем самым происходит соединение воспоминаний случайным образом.

Чем в более расслабленном состоянии пребывает человек, тем чащи эти ящички открываются и закрываются, соответственно, тем больше воспоминаний перемешивается.

Когда это случается, у человека рождается больше идей, чем в любое другое время. Для каждого из нас это индивидуально: к кому-то гениальные идеи приходят во время пробежки, к кому-то — во время утреннего душа, во время игр с ребенком или вовсе за рулем автомобиля. Это происходит в моменты прояснения разума.

Как тело влияет на мозг: шесть главных аспектов влияния

Когда мозг находится в расслабленном состоянии, у человека рождается больше мыслей. Они могут быть самыми обычными, хорошо вам знакомыми и даже казаться неважными, но порой в их ряды просачивается то, что мы и называем креативом и творчеством. Чем больше у человека идей и мыслей, тем выше вероятность того, что одна из них окажется нестандартной.

Как помочь мозгу стать творческим

Другими словами, идеи – это случайное сочетание переживаний, мыслей, понятий, историй и примеров, разложенных в ящичках нашей памяти. На самом деле ничего нового человек не придумывает, все дело в том, как он комбинирует то, что ему уже известно.

Неожиданно разные комбинации различных понятий сталкиваются между собой, и мы вдруг видим в этом идею. К нам приходит озарение. Чем яснее наш ум, тем у нас больше возможностей и шансов совершить такое открытие. Чем меньше в нашей голове ненужного шума, тем спокойнее и уравновешенней мы становимся, позволяя себе наслаждаться любимым делом и позволяя большему количеству озарений прийти.

Как влияет окружение на творчество

Крупные инновационные компании четко понимают важность создания для своих работников творческой атмосферы. Сотрудники таких компаний, как правило, проводят свой рабочий день в просторных, приятных и светлых помещениях. А в спокойной обстановке, когда не нужно никуда мчаться с бешеной скоростью, человек становится более изобретательным.

11 повседневных привычек, разрушающих наш мозг

Приведем пример. Лионель Месси играл в сборной Аргентины. Это тот же человек с тем же мозгом, который выступает за «Барселону». Однако, налицо факт: в «Барселоне» его производительность гораздо выше. За один матч он проводит 10-15 атак, 2-3 из них заканчиваются голом. Одновременно с этим во время игр за сборную Аргентины он проводил по 2-3 атаки за игру, следовательно, и его шансы на гол значительно уменьшались.

То, каким образом человек использует свой творческий потенциал и свои навыки очень сильно зависит от команды, атмосферы на тренировках, от обстановки и самочувствия.

Творчество – это не волшебная лампа, которую можно включить, когда заблагорассудится, оно самым тесным образом связано с тем, что нас окружает, поэтому обстановка должна быть максимально стимулирующей.

Тупик и озарение в мозговой креативности

Творческий кризис называют в нейронауке тупиком. Это происходит тогда, когда разум работает исключительно на сознательном уровне, то есть движется строго по освещённому проспекту и не может никуда свернуть. Это ситуация, когда вы хотите провести какую-то связь, но не можете этого сделать. То же самое происходит тогда, когда вы пытаетесь придумать имя новорожденному, не знаете, о чем писать в проекте, пытаетесь вспомнить имя старого знакомого и т.д.

Каждый из нас сталкивается с подобными блоками. Поэтому, когда вам необходимо «включить» свои творческие способности, так важно преодолеть и справиться с этими блоками. В свою очередь, чтобы справиться с блоком, необходимо приглушить работу префронтальной коры нашего мозга, которая отвечает за осознанность мыслей.

Если вы оказались в тупике, то сделайте противоположное тому, что подсказывает ваша интуиция, и ни в коем случае не старайтесь усиленно концентрироваться на проблеме в течение длительного периода времени. Займите себя чем-то, абсолютно не связанным с проблемой, чем-то привлекательным и интересным. Это самый лучший способ для вызова вдохновения.

Когда вы не думаете о проблеме, осознанные формы мышления тоже берут передышку, и в дело вступает подсознание. Дальние ящики вдруг начинают «работать и дарить» идеи, которые, в свою очередь, превращаются в новые понятия в головном мозге.

Поиграйте в ассоциации с мозгом

Какую бы область мы бы ни взяли (технологии, искусство, наука или простая повседневная жизнь), творчество всегда предполагает умение разума смешать между собой очень разные темы и понятия.

Мысленные электрические импульсы между нейронами передаются через синапсы – зоны контакта между нейронами. Средний нейрон человеческого мозга имеет от 1000 до 10000 синапсов или контактов с соседними нейронами. Синапсы имеют небольшую щель, которую должен преодолеть импульс.
Когда мы учимся, мы меняем работу мозга, прокладывая новые пути для мысленных электрических импульсов. При этом электрический сигнал должен «перепрыгнуть» через щель синапса для образования новых связей между нервными клетками. Эту дорогу ему труднее всего пройти первый раз, но по мере обучения, когда сигнал преодолевает синапс снова и снова, связи становятся все «шире и прочнее», растет число синапсов и связей между нейронами.
Образуются новые нейронные микросети, в которые и «встраиваются» новые знания: убеждения, привычки, модели поведения. И тогда мы, наконец, чему-то научились. Эту способность мозга называют нейропластичностью. Именно число микросетей в мозгу, а не его объем или масса, имеют определяющее влияние на то, что мы называем интеллект.
Попутно хочу заметить, что в раннем детстве, когда проходит самый интенсивный период обучения, для ребенка крайне важна богатая и разнообразная развивающая среда.
Нейропластика – это одно из самых удивительных открытий последних лет. Раньше считалось, что нервные клетки не восстанавливаются. Но в 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит не только до 13-14 лет, но и всю нашу жизнь, и что у взрослых людей тоже могут появляться новые нервные клетки. Они установили, что причиной уменьшения наших умственных способностей с возрастом является не отмирание нервных клеток, а истощение дендритов, – отростков нервных клеток, через которые проходят импульсы от нейрона к нейрону. Если дендриты постоянно не стимулировать, то они атрофируются, теряя способность к проводимости, словно мышцы без физической нагрузки. Одни и те же ежедневные действия формируют шаблонное поведение – наши привычки, – при этом используются и укрепляются одни и те же нейронные связи. Так происходит встраивание нашего «автопилота», но при этом страдает гибкость нашего мышления.

Наш мозг нуждается в упражнениях. Необходимо каждый день менять рутинные и шаблонные действия на новые, непривычные вам, которые задействуют несколько органов чувств; выполнять обычные действия необычным способом, решать новые проекты, стараясь уходить от «автопилота» привычных схем. Привычка ослабляет способности мозга. Для продуктивной работы ему нужны новые впечатления, новые задачи, новая информация, – одним словом – перемены.

До 1998 года считалось, что рост дендритов происходит только в раннем возрасте, но исследования доказали, что и у взрослых людей нейроны способны выращивать дендриты для компенсации потерянных старых. Доказано, что нейронные сети способны меняться в течение всей жизни человека и наш мозг хранит в себе огромные ресурсы нейропластичности – способности менять свою структуру.

Известно, что наш мозг состоит из эмбриональной ткани, то есть той, из которой состоит эмбрион. Поэтому он всегда открыт для развития, обучения и для будущего.

Мозг способен простой мыслью, воображением, визуализацией, изменять структуру и функцию серого вещества. Ученые убеждаются, что это может происходить даже без внешних воздействий. Мозг может меняться под властью тех мыслей, которыми он наполнен, ум в силах влиять на мозг. Наш мозг создан природой с расчетом на обучение и подобные изменения.

В Библии сказано: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего”.

Все вышесказанное подводит нас к пониманию того, что для реального достижения целей требуется фундаментальное изменение способа работы вашего мозга – преодоление генетической программы и прежнего воспитания со всеми многолетними убеждениями. Вы не просто должны лелеять мысли в своем воображении, которые присутствуют не дольше новогоднего «все, больше не пью», а переучивать свой мозг, создавая новые нейронные структуры. Нейрологи говорят: «Нейроны, которые вместе сходятся, вместе и водятся». Новые нейронные структуры вашего мозга будут создавать совершенно новые сети, «блок-схемы”, приспособленные для решения новых задач.

«Ваша задача — перекинуть мост через пропасть между вами и желаемыми це­лями». (Эрл Найтингейл)

Метафорически этот процесс можно иллюстрировать на следующем примере. Представьте, что ваш мозг с его ограничивающими убеждениями – это стакан с мутной водой. Если бы вы сразу выплеснули грязную воду, помыли стакан и набрали чистую – это был бы шок для всего организма. Но, подставив стакан по струю чистой воды, вы постепенно замените мутную. Точно так же для обучения мозга новому образу мыслей нет нужды резко «стирать» старый. Необходимо постепенно «заливать» подсознание новыми позитивными убеждениями, привычками и качествами, которые в свою очередь будут генерировать эффективные решения, приводя вас к нужным результатам.

Для поддержания высокой работоспособности нашему мозгу, как и телу необходима «физзарядка”. Профессор нейробиологии Лоуренс Кац (США) разработал комплекс упражнений для мозга – нейробику, позволяющую нам иметь хорошую «ментальную» форму.

Упражнения нейробики обязательно используют все пять чувств человека – причем, необычным образом и в разных комбинациях. Это помогает создавать в мозгу новые нейронные связи. При этом наш мозг начинает вырабатывать нейротропин, вещество, способствующее росту новых нервных клеток и связей между ними.

Ваша задача – каждый день менять привычные и шаблонные действия на новые, непривычные.

Цель упражнений нейробики — стимуляция мозга. Заниматься нейробикой просто – нужно сделать так, чтобы в процессе привычной деятельности по-новому были задействованы ваши органы чувств.

Например: проснувшись утром, примите душ закрытыми глазами, почистите зубы другой рукой, постарайтесь одеться на ощупь, отправьтесь на работу новым маршрутом, сделайте привычные покупки в новом месте и еще много чего. Это увлекательная и полезная игра.

Нейробика полезна абсолютно всем. Детям она поможет лучше концентрироваться и усваивать новые знания, а взрослым – поддерживать свой головной мозг в отличной форме и избежать ухудшения памяти.

Главный принцип нейробики – постоянно изменять простые шаблонные действия. Давайте задание своему мозгу решать привычные задачи непривычным для него образом, и постепенно он отблагодарит вас прекрасной работоспособностью.

Итак, мы способны обучать свой мозг новому образу мышления. Начав менять свои шаблоны и убеждения, вы увидите, что меняясь изнутри, вы начнете менять все вокруг, словно порождая эффект расходящихся волн.

Диана Сиддикви Рейтинг топика: +1 IT-копирайтер, переводчик, контент-менеджер.


Современный человек постоянно испытывает стрессы. Многие просыпаются в стрессе и ложатся спать в стрессовом состоянии – и это очень печально. Наш мозг никогда не отдыхает, пытаясь успеть все: мы беспокоимся, стараясь не забыть дни рождения близких, волнуемся, заперты ли двери и переживаем по поводу важной презентации. Мысли, которые роятся в голове, заставляют наш мозг работать с перегрузкой. И рано или поздно любой человек доходит до точки, когда он не может мыслить ясно и, как следствие, не может работать в полную силу.

Между тем здравомыслие имеет огромное значение, если человек хочет оставаться здоровым и стремится к успеху в работе. К счастью, ясность ума можно быстро восстановить, если знать несколько упражнений, которые стимулируют мозговую активность. Достаточно сделать легкую разминку для ума и затем весь день работать с высокой продуктивностью.

Упражнение «Алфавит»

Все очень просто: нужно подобрать существительное для каждой буквы алфавита. Это очень простое упражнение задействует как левое, так и правое полушарие мозга и заставляет его «проснуться». К тому же это довольно забавно. Чем более необычным будет слово – тем лучше. Во время выполнения упражнения левое полушарие отвечает за подбор нужного существительного, а правое отвечает за визуализацию образа. Три десятка слов помогут сосредоточиться, в голове прояснится и можно приступать к работе.

Классическая музыка

Исследования показывают, что музыка, особенно классическая, может оказать серьезное влияние на мозговую активность и психическое состояние. Музыка также может улучшить настроение человека. Этот психологический феномен называется «Эффект Моцарта».

Спокойное звучание классической музыки может замедлить частоту сердечных сокращений, снизить кровяное давление и понизить уровень гормонов стресса в организме. Иногда хорошо, когда в крови бурлит адреналин, но лучше работать в своем обычном темпе. Освободиться от стресса и вернуть ясность ума будет еще легче, если человек сам играет на каком-либо музыкальном инструменте.

Интересный факт: оказывается, многие хирурги предпочитают проводить операции, слушая классическую музыку.

Йога

Физические упражнения позволяют снизить уровень стресса, но йога действует еще лучше, так как сочетает в себе упражнения и медитацию. В результате человек начинает мыслить более ясно и перестает беспокоиться о пустяках, освобождая сознание для более важных дел. Когда человек занимается йогой, он предельно сосредоточен на своем дыхании и может выполнять упражнения столько, сколько нужно для того, чтобы привести мысли в порядок.

Не обязательно знать все о йоге, чтобы снять стресс. Достаточно уметь принимать несколько поз, которые действительно помогают направить внимание на сохранение равновесия и контроль над дыханием.

Двойные каракули

Как и в упражнении с подбором слов для каждой буквы алфавита, упражнение «Двойные каракули», позволяет задействовать оба мозговых полушария. Чтобы заставить мозг работать, нужно попытаться изобразить что-нибудь, одновременно рисуя левой и правой рукой. Конечно, получится не очень красиво, но для начала можно попробовать нарисовать что-нибудь простое: сердечка или домик. Делая это упражнение по утрам, можно избавиться от ненужных мыслей в голове и тем самым повысить свою креативность и производительность.

Brain Dumping

Выражение «Brain Dumping» можно перевести как «мозговой сброс». Что нужно сделать: выписать все мысли, что роятся в голове на бумагу. Для этого подойдет обычный блокнот или просто лист бумаги. Можно, конечно, воспользоваться сервисом типа Wunderlist или Todoist, но лучше не использовать компьютер, особенно с утра. Выписывать нужно все, что беспокоить: задачи, которые еще не сделаны, все дела, независимо от степени их важности, в общем, все, что мешает сосредоточиться.

Составляя такой спонтанный список дел, можно получить более ясное представление о том, что нужно сделать. В процессе становится понятно, что некоторые дела имеют более высокий приоритет и именно их нужно сделать в первую очередь. Неважные дела можно оставить на потом, когда освободится время для их выполнения. Это упражнение позволяет снизить уровень стресса и освободиться от того ужасного чувства, которое охватывает человека, который представляет, какую кучу дел ему предстоит переделать в течение рабочего дня.

Медитация

Когда речь заходит о стрессе и мозговой активности, многие вспоминают о медитации. Когда мозг, подобно компьютеру, не успевает обрабатывать все входящие задачи, он начинает «тормозить». В голове в этот момент полный сумбур, всякие глупые мысли и все это влияет на мышление. Мозг отвлекается на мелочи и сосредоточиться на чем-то действительно важном очень трудно. Медитация помогает сфокусировать внимание на чем-то конкретном, она также позволяет снять стресс, который часто является причиной потери концентрации. В результате нормальная работа мозга восстанавливается, сознание проясняется, а все пустяковые мысли уходят. Медитировать можно в любом месте и в любое время, но лучше выполнять упражнение с утра, уделив ему примерно 10 минут.

Игры для мозга

Кроссворды, ребусы, судоку и тому подобные развлечения позволяют быстро повысить мозговую активность и избавиться от тумана в голове. Чтобы начать мыслить более ясно, Подойдет любая головоломка, можно решать математические задачи, отгадывать загадки – все, что угодно, что заставляет думать более интенсивно. Даже паззлы могут помочь, если это занятие оказывает стимулирующее воздействие на работу мозга. Также не стоит забывать, что кроссворды и головоломки позволяют улучшить память и уменьшить вероятность регресса мозговой активности в будущем.

Изучение иностранного языка

Изучение иностранных языков является прекрасным способом сохранения ясности и остроты ума. Достаточно выучить с утра несколько слов на другом языке, чтобы «потренировать» свой мозг перед началом рабочего дня. Изучение иностранного языка является достаточно сложным делом, но исследования показывают, что те люди, которые выучили другой язык, повышают умение концентрироваться на проблеме, они более организованы и мыслят более ясно.

Вывод

Фрилансер работает головой. Следовательно, с ней должно быть все в порядке. Есть множество способов, позволяющих сохранить ясность мыслей. Чтобы быть продуктивным, нужно сбалансированно питаться, принимать витамины, которые необходимы мозгу для нормальной работы, заниматься спортом и выделять достаточно времени на сон. Мозг должен работать, но и отдыхать ему тоже нужно. Сочетание здорового образа жизни с зарядкой для мозга позволит всегда быть бодрым и креативным, ведь если человек мыслит ясно, ему гораздо проще сконцентрироваться на важных задачах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *