Неоязычество в России

Неоязычество в СССР

Распространение неоязычества в русской культуре связано с процессом дехристианизации российского общества, начавшимся ещё в XIX веке. Автор справочника «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» И. Куликов связывает появление советского неоязычества с фигурами маршала Тухачевского и музыканта Николая Жиляева. В 1918 году Тухачевский и Жиляев составили «проект уничтожения христианства» и восстановления древнего язычества как «натуральной религии». Докладная записка о том, чтобы в РСФСР объявить язычество государственной религией, была подана Тухачевским в Совнарком. В Малом Совнаркоме его проект был поставлен на повестку дня и серьёзно обсуждался.

По мнению Льва Клейна, русское неоязычество возникло в конце 70-х годов XX века и своим появлением обязано учёному-арабисту Валерию Емельянову и его книге «Десионизация». К лидерам «нынешнего оформленного языческого движения» Лев Клейн причисляет также Н. Н. Сперанского (Велимира), Анатолия Рядинского (Берендея), Г. П. Якутовского (Всеслава Святозара), Алексея Добровольского (Доброслава). Виктор Шнирельман в работе «Неоязычество и национализм» указывает на влияние кришнаизма на сложение неоязыческой «национал-патриотической идеологии».

Неоязыческие организации в России и СНГ

Религиоведы Р. В. Шиженский и О. С. Тютина отмечают, что количество почитаемых богов у адептов современного языческого движения в России и Белоруссии колеблется от 15 до 29 (Велес, Перун и др.), в число которых входят и божества неславянского происхождения, например — Один.

Несколько инглиистских и других неоязыческих организаций были признаны экстремистскими, их деятельность на территории Российской Федерации запрещена. В 2017 году в России был зафиксирован первый случай судебного разбирательства между последователями неоязычества: глава общины Асатру из Санкт-Петербурга подал в суд на язычницу из Барнаула. Он обвинил её в том, что опубликованная ею в социальной сети ВКонтакте картинка с викингом, заносящим боевой молот над горящим христианским храмом, представляет его религию в негативном свете как экстремистскую идеологию. Суд признал ответчицу виновной по ст. 148 ч. 1 (оскорбление религиозных чувств верующих) и ст. 282 ч. 1 (разжигание межрелигиозной вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации, определив наказание в виде двух лет лишения свободы условно.

Родноверие

Основная статья: Родноверие

В России самый популярный вид неоязычества, основанный на интересе к древним, дохристианским восточнославянским верованиям — родноверие. Родноверие не имеет единой организационной структуры и подразделяется на множество организаций и групп, взгляды которых существенно различаются. Так, если одни группы родноверов в целом аполитичны, нейтрально относятся к христианству, то другие стоят на антисемитских ультраправых позициях, провозглашают избранность славян, участвуют в Русских маршах.

В 1994 году Минюстом России по городу Москве была зарегистрирована (Регистрационный номер 443) «Московская славянская языческая община» (с 2003 года — «Московское славянское языческое объединение»). Всего в РФ на декабря 2006 года официально было зарегистрировано 8 языческих организаций.

Среди религиозных групп, представляющих славянское неоязычество, могут быть названы:

  • Союз славянских общин славянской родной веры (Россия)
  • Круг языческой традиции (Россия)
  • «Стрелы Ярилы» под руководством Алексея Добровольского (Россия)
  • Инглиизм под руководством Александра Хиневича (Россия)
  • Учение Николая Левашова
  • Велесов круг (Россия)
  • Схорон Еж Словен (Россия)
  • РУН-вера (Украина)
  • Великий огонь (Украина)

Тенгрианство

Тенгрианство — древняя религия тюркских и монгольских кочевников в недавнее время подверглась серьёзному переосмыслению в неоязыческом и псевдонаучном духе.

Другие

Параллельно с родноверием в России существует не прерывавшаяся языческая традиция, бытующая среди некоторых представителей народов Сибири и Поволжья (удмуртская мифология, марийская традиционная религия).

К возрождённым этническим религиям, помимо славянского родноверия, относят себя также Асатру (германское неоязычество), балтийское неоязычество (Ромува и Диевтуриба), армянское неоязычество. С некоторой натяжкой сюда может быть отнесён и алтайский бурханизм.

Европейский конгресс этнических религий

В этой статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке.

Европейский конгресс этнических религий (ECER) (устаревшее наименование «Всемирный конгресс этнических религий») основан в июне 1998 года в Литве, по инициативе делегатов из 16 разных стран (Европы, Азии и Америки). В этом же году данная организация выпустила свою Декларацию, призывающую к миру и религиозной терпимости:

Мы делегаты Всемирного конгресса языческих религий, состоявшегося с 20 по 24 июня в Вильнюсе в Литве, собрались, чтобы выразить нашу солидарность с языческими, местными, исконными и/или традиционными религиями Европы и других регионов мира.

Все культуры так же как и исконные религии и веры должны одинаково оцениваться и пользоваться одинаковым уважением. В каждом краю и у всех народов есть свои отличительные местные традиции (исконная вера, мировоззрение, мифология, фольклор и т. д.), которые выражают их любовь к своей родине и истории и развивают уважение к неприкосновенности жизни и божественности Природы. Так же как Природа существует в большом разнообразии видов, так и человечество должно иметь возможность свободно развиваться не сталкиваясь друг с другом в разнообразии своих культурных выражений.

Согласно нашим древним традиционным нравственным нормам, Земля и все существа должны уважаться и охраняться. Мы как люди должны найти своё место в рамках всего живого, а не вне или отдельно от остального творения.

Мы разделяем общее понимание нашего положения в мире, основанное на общем историческом опыте гнета и нетерпимости. Языческие веры в прошлом много пострадали со стороны религий утверждающих, что только они обладают единой истиной, с их стороны испытали много обид и даже уничтожение. Нашим искренним желанием является жить в мире и согласии, стараться сотрудничать с поклонниками всех остальных религий, вер и верований.

Мы верим, что рассвет новой эры индивидуальной и интеллектуальной свободы вместе с глобальным обменом мнений и информаций нам даёт возможность начать снова возвращаться к нашим собственным исконным духовным корням и таким образом поднять наше религиозное наследие. Мы являемся поклонниками Природы так же, как ими было почти всё человечество большую часть своей истории.

Настоящие местные религии нас должны вдохновить любовью и уважением к всему, что мы видим и чувствуем вокруг себя. Мы признаем все формы вероисповеданий, которые подчёркивают искренность сердца, чистоту мысли и благородное поведение в каждом моменте жизни и ко всему существующему.

Наши возрождённые языческие религии в нас вызывают чувство гордости. Наш новый универзализм побуждает людей не оставаться закрытыми в стенах ненависти и ревнивости ко всем, которые не находятся внутри этих стен. Давайте разрушим эти стены и расширим кругозор и зрение всего человечества.

Мы создали Всемирный конгресс языческих религий /World Congress of Ethnic Religions — WCER/ с целью помочь всем группам языческих религий уцелеть и сотрудничать между собой. Наш девиз — (Единство в разнообразии).

Oyvind SILJEHOLM ARNESEN (Норвегия), Hans BERGHMANS (Бельгия), Janis BRIKMANIS (Латвия), Denis DORNOY (Франция), Audrius DUNDZILA (США), Arwind GHOSH (Индия), Morten GROLSTED (Дания), Surrinder Paul ATTRI (Индия), Вадим Казаков (Россия), Stefan KLUGE (Германия), Фёдор Кашуркевич (Беларусь), Koenraad LOGGHE (Бельгия), Giuseppe MAIELLO (Чехия), Галина ЛОЗКО (Украина), Geza von NEMENYI (Германия), Stashko POTRSHEBOVSKI (Польша), Vlasis RASSIAS (Греция), Rajinder SINGH (Индия), Николай Сперанский (Россия), Michael STRMISKA (США), Jonas TRINKUNAS (Литва), Lila WIBERG (Швеция), Catrin WILDGRUBE (Германия).

Вильнюс, Литва, 23 Июня 1998.

Критика

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на открытии Архиерейского собора 2004 года назвал распространение неоязычества одной из главных угроз XXI века, поставив его в один ряд с терроризмом и «другими губительными явлениями современности». В связи с этим Круг языческой традиции направил в Священный синод Русской православной церкви открытое письмо, которое было передано 18 октября 2004 года в Отдел внешних церковных связей Московского патриархата. В этом открытом письме говорилось о недопустимости заявлений, задевающих честь и достоинство современных язычников и нарушающих законы «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О противодействии экстремистской деятельности».

В публикациях деятелей РПЦ особо отмечается ненаучность подхода родноверов к реконструкции древнеславянских верований.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в интервью в 2009 году заявил, что дьявол являлся народам различным образом — например, через языческих богов. Он назвал язычество заблуждением, через которое люди бессознательно и неразумно поклоняются тёмной силе.

Примечания

  1. Шнирельман, 1998, с. 3.
  2. Гайдуков, 2000b.
  3. Гурко, 2006, с. 44.
  4. Петкова, Пучков, 2009, с. 17.
  5. Карпец, 2014.
  6. Куликов, 2002, с. 20—26.
  7. Клейн, 2004.
  8. Шнирельман, 1998, с. 32.
  9. Шиженский, Тютина, 2014.
  10. Перечень общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации.
  11. Язычники впервые защитят в суде оскорбленные чувства. www.ng.ru. Дата обращения 23 декабря 2018.
  12. Петербургскому одинисту удалось защитить оскорбленные единоверицей чувства православных. www.ng.ru. Дата обращения 23 декабря 2018.
  13. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации. По данным Федеральной регистрационной службы, декабрь 2006
  14. 1 2 Шнирельман, 2012.
  15. Европейский конгресс этнических религий
  16. 1 2 Европейский Конгресс Этнических Религий — Декларация
  17. Алексий Второй сравнил терроризм с новым язычеством.
  18. Язычники предлагают РПЦ отказаться от проявлений экстремизма и религиозной розни.
  19. См., например, Алексеев В. Русское неоязычество. Центр апологетических исследований, 2004.
  20. Патриарх Кирилл об НЛО.

Литература

на русском языке

  • Агальцов А. Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен / дисс. … канд. филос. наук : 09.00.14. — Тула: ТГПУ имени Л. Н. Толстого, 2010. — 133 с.
  • Балагушкин Е. Г. Неоязычество // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  • Бенуа А. де. Как можно быть язычником. — М.: Русская Правда, 2004. — 240 с. — ISBN 5-9243-0072-2.
  • Васильев М. А. Неоязычество на постсоветском пространстве. Рец. на: Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001 // Славяноведение : журнал. — 2002. — № 4. Архивировано 7 января 2012 года.
  • Неоязычники // Верховский А. М., Прибыловский В. В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. — М.: Панорама, 1998. — С. 39—41.
  • Гайдуков A. B. Реконструкция и возрождение дохристианских верований в современной России // Поиски исторической психологии. Сообщ. и тезисы докл. Межд. междисциплинарной науч. конф. Санкт-Петербург, 21—22 мая 1997 г. / под набл. Т. В. Партаненко и В. И. Старцева. — СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 1997.
  • Гайдуков A. B. Политические аспекты возникновения неоязычества в России // Герценовские чтения. 1997. Актуал. проблемы социал. наук. — СПб.: ФСН РГПУ имени А. И. Герцена, 1998. — С. 157—160.
  • Гайдуков А. В. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / отв. ред. В. В. Костюшев. — СПб.: Норма, 1999. — С. 24—50. — ISBN 5-87857-031-9.
  • Гайдуков А. В. Национальная идея в славянском неоязычестве // Вестник всеобщей истории : Межвуз. сб. — СПб.: Нестор, 1999. — Вып. 2. — С. 111—127.
  • Гайдуков А. В. Воспитание детей в славянском неоязычестве // Вест. всеоб. истории : Межвуз. сб. — СПб.: Нестор, 2000a. — С. 12—23.
  • Гайдуков А. В. Идеология и практика славянского неоязычества / дисс. … канд. филос. наук : 09.00.06. — СПб.: РГПУ имени А. И. Герцена, 2000b. — 164 с.
  • Гайдуков А. В. Современное славянское (русское) язычество в Петербурге: конфессиональная динамика за десятилетие // Религ. ситуация на северо-западе России и в странах Балтии : (традиции и современность): сб. ст. по итогам II Междунар. науч. конф., 21-22 февр. 2005 / сост. и отв. ред.: А. Ю. Григоренко, А. М. Прилуцкий. — СПб.: Светоч, 2005. — С. 39—57. — ISBN 5-901621-16-6.
  • Гайдуков А. В. Неоязычество // Idei v Rossii – Ideas in Russia – Idee w Rosji: Leksykon rosyjsko-polsko-angielski / Ed. by J. Kurczak. — Łódź, 2007. — Vol. 6. — P. 182—193.
  • Гайдуков А. В. Современное славянское язычество и государственные структуры: проблемы и особенности взаимоотношений // В обществе мысли: Тр. общеобразоват. фак. Межрегион. ин-та экономики и права / ред. С. Э. Никулин. — СПб., 2007. — Вып. 1. — С. 46—59.
  • Гайдуков А. В. «Неоязычество»: проблемы трактовки и использования термина // Герценовские чтения 2009. Актуал. проблемы социал. наук / ред. В. В. Барабанов; сост. А. Б. Николаев. — 2010. — С. 328—335.
  • Гайдуков А. В. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования // Новые религии в России: двадцать лет спустя : мат-лы Межд. науч.-практ. конф., Москва, Центр. дом журналиста, 14 декабря 2012 г. / Центр религиовед. исслед. «Религиополис», каф. социологии и упр. социал. процессами Акад. труда и социал. отношений; редкол.: Е. С. Элбакян (отв. ред.) и др.. — СПб.: Древо жизни, 2013.
  • Гайдуков А. В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Монография / под ред. Р. В. Шиженского. — Н. Новгород: Мининский университет, Типография Поволжье, 2016. — С. 24—46.
  • Гурко А. В. Новые религии в Республике Беларусь: генезис, эволюция, последователи. — Мн.: Изд-во МИУ, 2006. — 274 с. — ISBN 985-490-205-6.
  • Кавыкин О. И. Конструирование этнической идентичности в среде русских неоязычников / дисс. … канд. ист. наук : 07.00.07. — М.: Институт Африки РАН, 2006. — 191 с.
  • Кавыкин О. И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. — М.: Институт Африки РАН, 2007. — 232 с. — ISBN 978-5-91298-017-6.
  • Карпец В. И. Битва за историю // Завтра : газета. — 2014. — № 25 (1074).
  • Клейн Л. С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. — М.: Евразия, 2004. — 480 с.
  • Определение понятия «неоязычество» // Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: ПаломникЪ, 2002. — Т. 3. Неоязычество.
  • Мильков В. В. Неоязычество // Религии народов современной России: Словарь / Ред-кол. Мчедлов М. П. (отв. ред.), Аверьянов Ю. И., Басилов В. Н. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. — С. 294—299. — 624 с. — 4000 экз. — ISBN 5-250-01818-1.
  • Михеева И. Б. Неоязычество как религиозно-культурный феномен современности: проблема дефиниции // Философия и социальные науки. — 2010. — № 2. — С. 45—47.
  • Михеева И. Б. Неоязычество как локальный ответ на глобальные вызовы: теоретико-методологический аспект // Colloquium heptaplomeres. — Н. Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2014. — № 1. — С. 57—61. — ISSN 2312-1696.
  • Напольских В. В. Заметки на полях: Неоязычество на просторах Евразии // Вестник Евразии / Acta Eurasica. — № 1. — 2002.
  • Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы = A History of Pagan Europe. — СПб.: Евразия, 2000. — 448 с. — ISBN 5-8071-0051-4.
  • Овсиенко Ф. Г. Неоязычество // Религиоведение: Энциклопедический словарь / ред. Забияко А. П., Красников А. Н., Элбакян Е. С.. — М.: Академический проект, 2006. — С. 692.
  • Петкова С. М., Пучков А. В. Неоязычество в современной европейской культуре. — Ростов н/Д: Ростовский гос. ун-т путей сообщения, 2009. — 107 с.
  • Неоязыческие культы / Плотников М. А. // Нанонаука — Николай Кавасила. — М. : Большая российская энциклопедия, 2013. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3.
  • Прибыловский В. В. Русские язычники: Религиозные предпочтения национал-экстремистов // Экспресс-Хроника : правозащитный еженед. — 21.02.1998. — № 8.
  • Стеффон Дж. Сатанизм и новое язычество / пер. И. В. Баранова. — М.: Изд-во францисканцев братьев меньших конвентуальных, 1997. — 160 с.
  • Филатов С. Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература : журнал. — 1996. — № 8. — С. 200—220.
  • Филатов С. Б., Щипков А. В. Язычество. Рождение или возрождение? // Дружба народов : журнал. — 1996. — № 11/12. — С. 176—187.
  • Шиженский Р. В. Проблема генезиса современного русского язычества в работах российских исследователей // Indigenous religions. «Русь языческая»: этнич. религиозность в России и на Украине XX–XXI вв.. — Н. Новгород: НГПУ имени К. Минина, 2010. — С. 18—41.
  • Шиженский Р. В. Философия доброй силы: Жизнь и творчество Доброслава (А. А. Добровольского). — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Орбита-М, 2013. — 272 с.
  • Шиженский Р. В., Тютина О. С. Некоторые аспекты кодификации феномена современного славянского язычества по данным полевых исследований (статья № 2) // Colloquium heptaplomeres : науч. альманах / сост. А. А. Бесков, Р. В. Шиженский. — Н. Новгород: НГПУ имени Козьмы Минина, 2014. — Вып. I: Язычество в XX—XXI веках — российский и европейский контекст. — С. 86—95.
  • Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал. — М.: ИЭА РАН, 1998. — 25 с. — (Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 114).
  • Неоязычество на просторах Евразии / сост. сб. В. А. Шнирельман. — М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2001. — 177 с. — ISBN 5-89647-050-9.
  • Шнирельман В. А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России.. — М.: Библейско-богословский ин-т святого апостола Андрея, 2012. — XVI + 302 с. — ISBN 978-5-89647-291-9.
  • Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Монография / под ред. Р. В. Шиженского. — Н. Новгород: Мининский университет, ООО «Типография “Поволжье”», 2016. — 264 с.
    • Астахова Л. С. Методологические основания исследования неоязычества в условиях мультипарадигмальности религиоведения // . — 2016. — С. 6—12.
    • Бесков А. А. Российская язычески мотивированная эргонимия как индикатор общественного интереса к восточнославянскому язычеству // . — 2016. — С. 12—24.
    • Гайдуков А. В. Новое язычество. Неоязычество. Родноверие: проблема терминологии // . — 2016. — С. 24—47.
    • Гизбрехт А. И. К вопросу об эстетике русского неоязычества (на материале изобразительного и декоративно-прикладного творчества) // . — 2016. — С. 47—62.
    • Григорьева Л. И. «Язычники» Красноярска в формате кейс-стади: взгляд снаружи и изнутри // . — 2016. — С. 62—78.
    • Гусева Е. С., Шиженский Р. В. Психологические особенности «религиозной инициации»: опыт православно-языческого параллелизма XXI века // . — 2016. — С. 78—92.
    • Кузьмин А. Г. Современный этап развития русского неоязычества: особенности политической идеологии и противодействие пропаганды радикального национализма // . — 2016. — С. 92—133.
    • Кутарев О. В. История мистификаций и домыслов в области славянского пантеона (до середины XIX в.) // . — 2016. — С. 133—161.
    • Мартинович В. А. Проблематика целостного восприятия феномена неоязычества // . — 2016. — С. 161—176.
    • Пепеляева С. В. Неоязыческие мотивы в литературе:романтизм / современность // . — 2016. — С. 176—190.
    • Самойлова Г. С. Антропонимы как способ самовыражения в новых языческих течениях // . — 2016. — С. 190—201.
    • Чудинов С. И. Неоязыческий проект духовно-политического порядка: метафизика власти в условиях социальной турбулентности // . — 2016. — С. 201—215.
    • Шиженский Р. В. Современное русское жреческо-волховское «сословие» сквозь призму религиозных концептов К. Г. Доусона // . — 2016. — С. 215—235.
    • Яшин В. Б. Современное русское неоязычество в региональном измерении: сибирская версия // . — 2016. — С. 235—243.

на других языках

Рекомендуемая литература

  • Коскелло А. С. Современные языческие религии Евразии: крайности глобализма и антиглобализма // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. В. Малашенко и С. Б. Филатова. — 2-е изд. — М.: РОССПЭН, Московский центр Карнеги, 2009. — С. 295—329. — 341 с. — ISBN 978-5-8243-1153-2.
  • Шнирельман В. А. Арийский миф в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2015. — (Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *