Неполная семья проблемы

Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.

К неполным относятся семьи:

женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;

вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети;

родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей;

родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим;

одиноких граждан, усыновивших детей.

Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет дополнительные социальные гарантии.

25. Основания возникновения прав и обязанностей семьи.

Основаниями возникновения прав и обязанностей семьи являются:

брак, зарегистрированный в органах, регистрирующих акты гражданского состояния;

близкое родство, удостоверенное в установленном законом порядке;

усыновление;

установление материнства;

установление отцовства.

26. Понятие родства и свойства, их юридическое значение.

Преимущественно участниками семейных правоотношений являются близкие родственники. Статья 60 Кодекса определяет, что отношения, вытекающие из кровного родства между родителями и детьми, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками, считаются близким родством.

Родство — это кровная связь лиц, происходящих одно от другого или от общего предка. В зависимости от того, происходят ли лица один от другого или от общего предка, кровные связи (линии родства) могут быть прямыми и боковыми.

Прямая линия родства — основана на происхождении одного лица от другого. Эта линия родства может быть нисходящей — от предков к потомкам (дед -> сын -> внук) и восходящей — от потомков к предкам (внук -> отец -» дед).

Боковая линия родства основана на происхождении нескольких лиц от одного предка (родные братья и сестры). В свою очередь родные братья и сестры могут быть полнородными, т.е. имеющими общих мать и отца, и неполнородными — когда общим родителем является только мать (неполнородные единоутробные) или только отец (неполнородные единокровные). Неполнородные родные братья и сестры обладают теми же юридическими правами и обязанностями по отношению к своим родителям и другим близким родственникам, что и полнородные родные.

Степень родства — это число рождений, связывающих между собой двух лиц, состоящих в родстве, т.е. количество рождений, необходимых для того, чтобы между двумя линиями возникло родство.

К первой степени прямого родства относят: отца — сына; ко второй степени прямого родства относят: деда — внука; ко второй степени бокового родства относят: родного брата — родную сестру. Эта категория лиц относится к близким родственникам. В семейных правоотношениях усыновители и усыновленные, муж и жена приравнены к близким родственникам.

К третьей степени бокового родства относят дядю и племянника, к четвертой степени бокового родства относят: двоюродного брата и двоюродную сестру и т. д. Отношения между этой категорией лиц не регулируются брачно-се-мейным законодательством Республики Беларусь.

Близкое родство является правопорождающим (взаимное содержание супругов) и правопрепятствующим (запрещается брак между близкими родственниками) фактом.

27. Ответственность за воспитание детей.

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей, имеющих трех и более детей, доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Таким образом, помощь семьям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим — тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городках и поселках, где шахты перестали работать, а пособия выплачивались регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, условиями проживания, а также с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы

Эта группа включает в себя самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее — брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

  • 1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
  • 2) социально-правовая работа и социальная педагогика. Социально-психологические проблемы беспокоят также школьников, студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, предпринимателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, т.е. различные категории населения.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Уважаемые коллеги!

Пишу о том, что глубоко волнует меня. И как учителя, и как женщину — мать двоих сыновей. Сегодня среди педагогов идут споры: как учить? Чему учить? Но, при нынешней демографической ситуации, мне кажется, важнее вопрос: кого учить?

Когда-то многие школы работали в две смены, и не только потому, что не хватало типовых зданий. А потому, что количество детей заставляло идти на это. А теперь во многих регионах и на одну смену едва набирается детей.

Президент, правительство, Дума обратили наконец-то внимание на демографический кризис. Принята национальная программа. Но, думаю, программа своей цели не достигнет. И одна из причин, на мой взгляд, такова: создатели программы — мужчины, причём очень далёкие от рядовой жизни рядовых россиянок. Разумная, дальновидная мать не примет в расчёт деньги – материнский капитал. Её в первую очередь будет волновать другой вопрос: в каких условиях будет расти ребёнок? Она хочет, чтобы в полной семье, где есть отец, мать. Любая из нас хочет быть уверенной, что не останется одна, без опоры на мужское плечо. А что мы видим вокруг? Воспитание детей полностью легло на женщин. Это наглядно видно даже на школьных родительских собраниях. Мало того, нет даже примеров прочной и положительной семьи. Нет ни в газетах, ни по телевидению.

Да что говорить? Все или почти все видные общественные деятели, члены правительства, депутаты, бизнесмены, побросали свои первые семьи, с которыми прожили не один десяток лет, которые помогли их карьерному росту.

Обзавелись, родные, молоденькими жёнами и щеголяют ими, как медалями. Этот «подвиг» подхватывают мужчины всей России. В общественном сознании укореняется мысль, что семья- это не вечно, не навсегда, не на всю жизнь. Лучше жить, не обременяя себя, не загонять в нужду детей. Лучше не рожать второго. » Одного как-нибудь поставить на ноги».

Учёные, политологи объясняют демографический кризис так и эдак. То денег мало дают, то экономическая ситуация неблагоприятная. Никто не спорит, что это играет определённую роль, но истории наших мам, бабушек учат, показывают, что больше рождалось детей именно в экономические неблагоприятные годины. Потому что тогда женщины чувствовали в мужчинах силу, верность семье. И мужчины ощущали надёжный тыл дома. Государством порицалось разрушение семьи. Общеизвестен негласный сталинский приказ о возвращении после Победы в свои прежние семьи тех офицеров, которые завели на фронте подружек. Сталин, может, и думал больше о моральном облике своих коммунистов. Но мне почему-то кажется, он понимал, что рожать женщины будут, только зная, что государство на стороне прочной семьи. Нравственные законы в стране должны быть на стороне крепкой, устойчивой семьи. Знаменитый герой России, которого преданная жена выхаживала после ран, травм, тут же после выздоровления, укрепление бизнеса, статуса оставляет верную подругу и женится на юной секретарше или модели. Газеты взахлёб радуются сему факту. А наши девчушки делают определённые выводы.

Как бы не изощрялись государственные мужи, придумывая новые » пряники» указов, рожать-то молодым женщинам, не уверенным в завтрашнем дне своего замужества, не хочется. Им, этим будущим мамам, важно видеть примеры дружных, крепких семей. Взять нашего президента. Большинству населения страны, уверена, Людмила Путина очень нравится своей какой-то особой теплотой, мягкостью, искренностью, а В.В. Путин выделяется мужественностью, силой. А ведь это и есть педагогический, психологический эталон хорошей семьи: добрая, всепрощающая мать и строгий, требовательный отец! Именно в таких условиях, как нас учили в учебниках по педагогике, вырастают хорошие, порядочные, нравственно и физически здоровые дети.

Но рядом с собой в телепередачах я чаще всего вижу примеры, как одинокие женщины (вдовы, разведённые, мучающиеся при живых мужьях – алкоголиках) с огромными трудом поднимают детей. Намучившись сами, они учат дочек рожать одного, а то и вовсе не иметь детей.

Мне кажется, государство должно принять общенациональную программу-пропаганду крепкой, прочной, ответственной семьи. Нынче демографический проект никак не подкреплён нравственными примерами и законами.

Хочу добавить, что пишу об этом не на примере своей семьи, у меня, у детей, у родственников в этом отношении всё хорошо.

Что для нас семья? Мы не часто задумываемся над этим вопросом, но точно знаем: семья-это всё, потому что она такая же ёмкая и в тоже время безграничная, как слово «всё».

С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, привязанности. Благополучие семьи — мерило развития и прогресса страны, благодаря семье крепнет и развивается государство, растёт благосостояние народа.

2007 год-год ребёнка и 2008 год — год семьи — напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнения и религии, на образование , отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации. Уже сегодня увеличилось более чем в два раза количество детей- сирот, устроенных на воспитание в приёмные семьи на 14%-детей, усыновлённых российскими гражданами.

Неблагополучие в семье пополняет ряды безнадзорных и беспризорных детей. Бедность, безответственное отношение родителей к воспитанию и образованию детей, пьянство, жестокое отношение к детям, распад семей, большое количество неполных семей — вот неполный перечень причин ,которые приводят к крайне негативным тенденциям . В 20011 году на учёте в органах соцзащиты населения стояли 274,8 тысячи семей, находящихся в социально опасном положении ,в которых проживали 489,5 тысячи детей, В этой ситуации уместно говорить о практике раннего выявления и вмешательства в кризисные ситуации в неблагополучных семьях.

Президент России подписал указ о создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На обеспечение его деятельности и в федеральном бюджете предусмотрено выделение 5.2 миллиарда рублей. Основная задача фонда — содействие разработке и практической реализации мер поддержки семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, он будет поддерживать практические меры в области демографической семейной политики в регионах.

Народная мудрость гласит: «Друзей мы выбираем, родственники же нам достаются». Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях в борьбе за существование.

В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось бы, что может быть крепче и надёжнее для защиты человека от одиночества? Но… увы Далеко не в каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.

Неполная семья-это не приговор, но повод задуматься, что должно сделать общество, чтобы в семейном климате было меньше напряжённости, ссор, конфликтов, дефицита положительных эмоций. Чтобы в самых тяжёлых случаях такой климат не вёл к распаду семьи.

70% детей в начале нового тысячелетия будут расти в неполных семьях.

Неполная семья группа ближайших родственников, состоящих из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствие одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо так же восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытываю материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

Проблемы:

  • Гиперопека
  • Психосексуальное развитие отличается противоречивостью
  • Низкая школьная успеваемость
  • Невротические нарушения и противоправное поведение

Гиперопека.

Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удаётся сдерживать и скрывать своё раздражение по отношению к нему; её разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация. Когда мать подчёркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребёнок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребёнка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становление личности ребёнка.

Психосексуальное развитие отличается противоречивостью.

Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребёнок лишён возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола.

Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях).

Низкая школьная успеваемость.

Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость.

Невротические нарушения и противоправное поведение.

Всё это не означает, однако, что не полная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут.

В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благополучна и не создаёт затруднений в формировании здоровой личности.

Т.е., неполная семья, хотя и сталкивается с рядом трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.

Ошибки.

  • Гиперопека.
  • Отстраненность матери.
  • Препятствие контакта ребёнка с отцом.
  • Двойственное отношение к ребёнку.
  • Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца».
  • Девиантное поведение матери.

Гиперопека.

Когда ребёнок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных целей и ориентаций. Утрирование формы любви чрезмерной заботы оборачиваются на практике психологическими отклонениями и задержками в интеллектуальном развитие детей, формируют у них заниженную самооценку, способствуют подавлению их самостоятельности.

Отстраненность матери.

От собственно воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу («чтобы он был не хуже, чем другие») может формировать потребительскую психологию, что становиться причиной обоюдных переживаний и конфликтов.

Препятствие контакта ребёнка с отцом.

Вплоть до настойчивого «искоренение» унаследованных от него качеств. Некоторые женщины даже пытаются воспитать у дочерей отрицательное отношение к мужскому полу вообще.

Двойственное отношение к ребёнку.

Проявляющееся либо в приступах «чрезмерной любви», либо во вспышках раздражениях, когда на нем вымещают собственные обиды, беды и разочарования. Такой стиль воспитания чреват в последствии у ребёнка невроза.

Стремление матери сделать ребёнка «образцовым, несмотря на то , что у него нет отца»

Результаты могут быть неопределёнными, так как ребёнок может противиться чрезмерному давлению. В итоге он либо становиться пассивным, либо начинает «бунтовать», что детерминирует его активный уход в неформальные группы.

Девиантное поведение матери:

В силу её безответственности, примитивных интересов, недоброжелательного отношения ребёнку, который напоминает женщине о её неудачах в личной жизни

Прогнозы возможных проблем детей, живущих без их биологических отцов:

  • Более вероятно, чтобы иметь эмоциональные или умственные проблемы.
  • Имеют большее количество проблем в школе.
  • Имеют большее количество проблем взаимоотношений с обществом.
  • Подвергаются большому риску физического, эмоционального, или сексуального насилия.
  • Более вероятно, что убегут из дома.
  • Чаще будут курить.
  • Более вероятно, будут употреблять алкоголь.
  • Чаще употребляют наркотики.
  • Более вероятно, будут прогуливать школу.
  • Больше шансов быть исключёнными из школы.
  • Более вероятно, что прекратит обучение в 16 лет.
  • Более вероятно, что будут иметь проблемы с поведением.
  • Более вероятно, что будут иметь долгосрочные эмоциональные и психологические проблемы.
  • Чаще имеют проблемы со здоровьем.

Рекомендации по воспитанию для родителей неполной семьи.

  • Понять, чего вы хотите от ребёнка и объясните это ему. узнать, что он об этом думает.
  • Предоставить ребёнку самостоятельность.
  • Воспитывать, но не контролировать каждый его шаг.
  • Не подменять воспитание опекой.
  • Не подсказывать готовое решение -подсказывать, если это необходимо, пути к решению и время от времени разбирать с ребёнком правильные и ложные шаги к цели.
  • Непременно хвалить ребёнка за успех.
  • Научить ребёнка самому оценивать свои достижения и гордиться ими.
  • Если ребёнок совершил проступок, нужно оценить проступок сразу и сделать паузу, чтобы ребёнок смог осознать услышанное.
  • Оценив проступок, следует поддержать ребёнка как личность: прикоснуться к нему, чтобы он почувствовал, что близкий человек сочувствует и надеется на него, что родитель уверен, что всё у дитя будет в порядке.
  • С ребёнком нужно быть добрым и последовательным, в меру строгим.
  • В случае возникновение трудностей, следует обратиться к психологу.

Совет № 1

Некоторые матери искренне считают, что если ребёнок будет знать, что отец у него плохой, он легче перенесёт разлуку с ним. На самом деле всё иначе: ведь ребёнок – «часть» обоих родителей, и сознание, что кто то из них «плох», вызывает у него ощущение ущербности, неуверенности в себе. Поэтому совет: как можно меньше критики в адрес бывшего супруга.

Совет № 2

Самым драматическим образом воспринимают развод пяти- семи лет. В это время происходит идентификация с родителями по полу. К пяти годам мальчик отождествляет себя с отцом, а девочка- с матерью. В результате формируется понимание и принятие своей мужской или женской роли в будущем. Если же в это время родители расходятся, то реакция может быть крайне острой, в плоть до гомосексуальных наклонностей в будущем у мальчика и страха перед браком у девочки.

Совет № 3

Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость. Часто ребёнок начинает бунтовать против крайней зависимости от матери, либо вырастает пассивным, вялым, физически слабым.

Совет № 4

Мальчик, получивший «охранное» материнское воспитание, нередко лишён необходимых мужских черт: твёрдость характера, дисциплинированности, самостоятельности, решительности.

Девочке общение с отцом помогает формированию образа мужчины. Если отца в семье нет, то образ мужчины получается искажённым- обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии либо к упрощенности в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

Совет № 5

Ребёнок из неполной семьи порой расплачивается за финансовые трудности: его попросят написать сочинение на свободную тему, тогда как весь класс, съездив на экскурсию в другой город, будет описывать увиденное там. Разве не обидно?

Совет № 6

Ребёнок, растущий, главный образом, без отцовского авторитета, бывает часто недисциплинированным, несоциальным. Агрессивным в отношении в отношении взрослых и детей.

Если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой. Что у нее не остаётся для ребёнка много времени и у неё ослабевает даже интерес к нему. Ребёнок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нём не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути.

Совет № 7

У матери роль всё же биологическая. У отца – социальна. Мать отвечает за внутреннюю среду, а отец — за социализацию взрослеющего ребёнка. За то как он приживётся, как войдет в окружающий мир. Сейчас наблюдается тенденция к увеличению психических расстройств школьников. Но не только потому, что им в школе плохо. А потому, что семья не снимает стресс.

В момент развода семилетние дети , особенно девочки, очень часто переживают чувство вины за происходящее, начинают думать, что именно из-за них развалилась семья. Ощущение, что «я плохой», может привести к депрессии или, наоборот, вызвать агрессию, оставить ощущение собственной неполноценности на всю жизнь.

Совет № 8

В зависимости от возраста реакции будут разные. У малышей даст сигнал соматика – то есть переживания идут как бы на физическом уровне. Потеря аппетита, сонливость или, наоборот, бессонница. Ребёнок может просто заболеть- и мама думает, что простудился. И в 6 лет ребёнок ещё не скажет: «Мама, у меня душа болит». Он будет ныть: «Мне скучно».

Несмотря на то, что отца уже в семье нет, конфликт ещё с большей силой разгорается между матерью и сыном.

Совет № 9

Мальчики болезненно заострённо пытаются утвердиться в мужской роли, компенсируя этим недостаток общения с отцом. Они стремятся лидировать среди сверстников, но не всегда достигают успеха. В результате возникает агрессивная реакция на несоответствии своим ожиданием и требованиям. Такие мальчики нередко попадают под влияние более старших ребят, ведущих себя, по их мнению, как «настоящие мужчины».

При конфликте с детьми мать проявляет категоричность и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.

Неполная семья является льготной категорией, которая заслуживает предоставления мер помощи в социальной сфере. Государство поддерживает матерей или отцов, воспитывающих детей в одиночку. Это обусловлено сложной экономической обстановкой в регионах и столице, отсутствием возможности найти высокооплачиваемую работу, высокими ценами на аренду или покупку жилья, асоциальным образом жизни отца или матери.

Льготные условия и преимущества для неполных семей – что положено, как оформить

Количество неполных семей возрастает с каждым годом. Эта ситуация возникла вследствие распространенности разводов среди пар когда-то заключивших брак, высокого уровня смертности, что не дает возможности полноценно воспитывать ребенка.

Законодательством предусмотрены способы поддержки детей и родителей, нуждающихся в помощи. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими получение преимуществ неполным семьям, являются Конституция, Семейный кодекс, Закон под номером 1032-1, действующий с 19 апреля 1991 года – «О занятости в РФ», другие документы, установленные на уровне регионов, изданные административными органами.

Неполная семья: определение по закону

Четкого определения «неполная семья» в действующем законодательстве РФ отсутствует. Раннее в Постановлении Правительства РФ от 28.04.2006 № 250,который утратил свою юридическую силу с 2008 года, приводилось определение – «состоит их одного родителя и одного или более детей (в том числе усыновленных)».

Общепринято, что неполной считается семья, в которой ребенок воспитывается и содержится только одним из родителей (отцом или матерью). Такой статус имеют:

  • женщины, которые родили малыша, но не состояли в браке, отцовство над ребенком не установлено;
  • вдовцы или вдовы, имеющие детей, но не зарегистрировавшие отношения с другим человеком;
  • родители, которые расторгли брачные узы после рождения ребенка;
  • мать или отец признаны по решению суда отсутствующими без вести;
  • при усыновлении одиноким родителем.

Семья с одним родителем по законодательству имеет такой статус, но пока он(а) не вступили в брак повторно.

Преимущества, полагающиеся неполным семьям в 2020 году

С учетом того, что некоторые решения о предоставлении помощи людям льготной категории, принимаются на региональном уровне, с учетом особенностей субъекта, получатели могут рассчитывать на преференции в сфере социального законодательства, здравоохранении, образовании, трудовых отношений.

Что положено одиноким женщинам с детьми

Когда мать остается одна с несовершеннолетним, на нее ложится огромный груз ответственности за его благополучие, воспитание, поддержание здоровья, обеспечение его всем необходимым для развития. В связи с этим она может рассчитывать:

  • на пенсионные выплаты на лицевой счет ребенка, если отец умер, либо признан умершим по судебному решению;
  • в случае развода, законный представитель несовершеннолетнего вправе взыскать алименты, чтобы дети могли полноценно питаться, одеваться, организовывать досуг и другие, необходимые для них мероприятия;
  • пособия на ребенка, выдающиеся в размере 40 процентов от общей заработной платы, за 2 предшествующих года официальной трудовой деятельности (рассчитывается в индивидуальном порядке);
  • скидку 50% на оплату услуг ЖКХ;
  • выплату стипендии, если она обучается очно.

Эти меры поддержки могут присутствовать в определенных регионах и отсутствовать в других территориях, для уточнения информации о получении можно обращаться в учреждения, ответственные за их предоставление (органы социальной защиты, работодателю, образовательные учреждения).

На что имеют право дети из неполной семьи без матери

Воспитанием детей занимаются не только матери, в некоторых случаях, отец также может остаться единственным законным представителем несовершеннолетнего. Дети в этой ситуации имеют право:

  • на питание в бесплатном режиме в дошкольном учреждении и с частичной оплатой в школе;
  • реализацию скидок на посещение детского сада и получение места вне очереди;
  • получение определенных лекарств из установленного перечня по рецепту врача;
  • если мать умерла, ребенку выплачивается пособие в связи с отсутствием второго кормильца.

Следует отметить, что для получения привилегий, семья должна подходить под категорию малоимущей, за исключением выплаты после смерти матери, она предоставляется абсолютно всем детям.

На какие льготы может рассчитывать мать, воспитывающая ребенка одна после развода

Такие понятия как одинокая женщина с ребенком или воспитывающая его после развода имеют разное значение. К первой категории относятся те, кто воспитывают детей одни, отцовство не установлено, а ко второй матери, чей малыш имеет отца, но после расторжения брака он с ним не проживает, но теоретически может помогать в содержании и воспитании.

Таким образом, законодательство не предусматривает мер помощи от государства в этом случае, но женщина оставляет за собой право взыскать алименты на себя и несовершеннолетнего через суд, либо урегулировать этот вопрос со вторым родителем в досудебном порядке.

Как оформить

Для оформления преимуществ и льгот необходимо обращаться в учреждения, занимающиеся решением такого рода вопросов с пакетом документов и заявлением. Такими организациями являются:

  • органы социальной защиты (для субсидирования по оплате за ЖКХ);
  • пенсионный фонд, если дело касается выплат после смерти законного представителя;
  • суд, при намерении стать получателем алиментных платежей;
  • работодатель в случае желания получать 40% от заработка на детей;
  • образовательные учреждения высшего звена с целью получить стипендию, и дошкольные и школьные организации при решении вопроса о бесплатном или льготном питании, устройства в детский сад;
  • учреждения здравоохранения при лечении и выписке бесплатных рецептов на лекарства.

В некоторые из них следует обращаться в заявительном порядке, после чего, вопрос рассматривается и выносится решение, в другие по факту намерения получить услуги.

Спорные моменты

Получение льготных условий может сопровождаться решением спорных моментов, где необходима правовая грамотность специалистов и граждан, желающих получить ответ на интересующий вопрос:

  • часто люди пытаются получить преференции, находясь в благополучном финансовом состоянии, не испытывая особой нуждаемости в этом. Законодательством предоставляются преимущества только семьям, имеющим статус малообеспеченных;
  • взыскание алиментов не всегда предполагает фактическое получение денег на содержание от второго родителя, так как он может официально не работать, не иметь реального дохода для помощи ребенку;
  • пенсионные выплаты полагаются всем детям, оставшимся без родителя.

Таким образом, статус матери-одиночки и женщины в разводе, но воспитывающей детей самостоятельно, имеют разные последствия. На льготные условия может рассчитывать 1 категория семей, но при условии получения статуса малообеспеченных. Вторая группа имеет значительно меньше преимуществ. Законодательство регламентирует меры помощи тем семьям, которые нуждаются в этом, в остальных случаях, родители обязаны обеспечивать своих детей с помощью самостоятельного заработка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *