Непомнящий Пушкин

Тулуповы: из Доброго Колодезя в Ковешенку
С возрастом, а лет мне уже немало,
начинаешь больше задумываться о былом,
возвращаться в мыслях в прошлое и осознавать,
что я только одно маленькое звено
в бесконечной смене поколений родных мне людей,
каждый из которых имел имя и свою судьбу
и без которых не было бы ни меня, ни моих родителей.
Кто же они, мои далёкие предки, кто подарил мне возможность
появиться на свет, увидеть эту землю, небо, солнце,
кто подарил мне жизнь?

Когда-то очень давно, в детстве, когда была жива моя бабушка, я, как, впрочем,
и все дети и подростки, особо не интересовалась, откуда родом мои родители
и дедушка с бабушкой.
Детство и юность проходят быстро, но там в нашей юности, к сожалению,
остаются очень часто и наши дедушки и бабушки…они уходят, а мы идем дальше…
И очень поздно понимаем, что они были живыми свидетелями истории, не только нашей страны,
но и истории своего рода.
В моём случае получилось именно так. Бабушка очень хотела, чтобы я знала историю рода Касаковых, Галкиных. Она подробно рассказывала о своих родителях, о предках Касаковых и Галкиных – донских казаках, которые потом переселились с Дона и стали терскими казаками. По её настоянию я всё это записала. Прошли годы, бабушка отошла в мир иной, я окончила институт, и тут выяснилось, что записи мои утрачены…
Когда я вновь вернулась к этой теме, началась война…
А потом была переписка с архивами, с оставшимися родственниками, изучение списков населенных мест, архивных документов: метрических книг, ревизских сказок (переписей податного населения), посемейных списков, клировых ведомостей, исповедных ведомостей и др., составление родословного древа, семейный сайт.
К моему большому сожалению, из-за войны в Чечне я не смогла далеко продвинуться в своих поисках по родословной Галкиных/Касаковых, а вот в генеалогических изысканиях рода Тулуповых удалось продвинуться до времен царствования Михаи́ла Фёдоровича – первого русского царя из династии Рома́новых.
Итак, что мне удалось узнать:
В давние стародавние времена мои предки Тулуповы были служилыми людьми, несли дозорную и сторожевую службу на южных окраинах нашего государства, охраняли рубежи нашей Родины от врагов. После службы они получили наделы и стали однодворцами. История сохранила до нашего времени имя Свирида Тулупова, получившего награду из рук Государя Алексея Михайловича в декабре 1660 года за свою доблесть и военные заслуги. Мне ещё предстоит узнать степень его родства с моими предками из документов Архива древних актов (РГАДА). Очень надеюсь, что доживу до того дня, когда фонды РГАДА будут оцифрованы и выложены в Сети в открытом доступе для исследователей. Тогда появится возможность продвинуться ещё дальше в глубь веков и узнать имя основателя рода Тулуповых, а также откуда они появились в южных землях нашего государства.

Россия. Полное географическое описание. Т.2, 1898.
На сегодняшний день мне известно имя моего далёкого пращура — 10-прадеда, это однодворец Афанасий Тулупов, который родился в 1630году. После окончания 15-летней службы он получил земельный участок в Курском крае в селе Добрый Колодезь Тускарского стана. Село это находится в живописной местности:



Вокруг леса, река, родники, озера, на которые до сих пор прилетают лебеди.

ФотографииЕвгения Овчинникова.
Когда начально оно построено, сведений нет. Сохранилось упоминание о нём в Курских Столбцах, Писцовых и Отказных книгах.

(Во дворе Кондратей Афонасьев сын Тулупов — 45
У него дети:
Конон — 25
Филипп — 20
Семен — 12
Иван — 9
У Кондратия сын Феофан, рожденный в 721( так в тексте) году, в ноябре месяце.
Итого – 5)
В народе до сих пор жива легенда о происхождении названия Добрый Колодезь. Во времена Бытыева нашествия в 40-х годах XIII века побывал в здешних местах некий князь со своей дружиной, испил воды из местного родника, которые здесь называют колодезями и так она ему понравилась, что сказал он: добрая вода! С той поры и прозвали это село Добрый Колодезь. Так это было или нет, не берусь судить, да только вода тут действительно вкусная, добрая, до сей поры приезжают сюда люди за водой с окрестных сёл.
Население Доброго Колодезя было земледельческим и всё, что имели его жители, они получали, работая на земле-кормилице. Земля, которой владели однодворцы, передавалась в пожизненное пользование главе семьи, а он передавал свой участок по наследству старшему сыну.
Таким образом, землю Афанасия Тулупова унаследовал его старший сын – Афанасий Афанасьевич Тулупов, от него земля перешла к моему предку Кондратею Афанасьевичу Тулупову, а дальше все последующие мои предки были младшими сыновьями.
Шли годы, семья росла и земли стало крайне не хватать. Это и стало причиной того, что сначала в 1811 году два старших брата моего предка Иван и Матвей с семьями переселились в Астраханскую губернию, а потом и мой предок (5-прадед) Григорий Дмитриевич Тулупов, который был моложе их на двадцать лет, подал прошение о переселении на имя оренбургского губернатора, в котором было написано, что он претерпевает крайний недостаток в пахотной земле.
Разрешение на переселение в те времена выдавалось после многолетней переписки поверенного, уплаты налогов, предоставления документов. По правилам, утверждённым Александром I 18 марта 1824 года, переселенцам предоставлялась трёхлетняя льгота от платежа всех податей и денежных земских повинностей, рекрутской повинности, сложение всех недоимок за прошлые годы и т.д.. По прибытии на место переселенцам выдавалось пособие для домашнего обзаведения: деньгами — 100 рублей на семью, или строительный лес на 50 рублей, а также определяли земельные участки из расчета по 15 десятин (16,39 га) на душу мужского пола
Для сведения приведу цены из «Военно-статистического обозрения Российской империи» за 1853 год по Самарской губернии: сосновые брёвна длиной 3 сажени (т.е. 6,39 м) толщиной 4 вершка (17,76 см.) стоили 14 коп, толщиной 10 вершков (44,4 см.) – 75 коп, брёвна длиной 4 сажени (т.е. 8,52 м) соответственно – 18 и 90 коп.; лошадь простой породы стоила 30-35 руб., лошадь обвинской и башкирской породы — 40- 60 руб., английской и арабской породы – 80-100 руб, рогатый скот черкасской породы – 15-18 руб., простой породы – 10-13 руб. за быка, овца – 4-5-6 руб., масло сливочное зимой 15-18 коп за фунт (409 г.), летом – 10-12 коп, топлёное масло 8-10 коп., говядина в 1838 году стоила 7-11 коп. за фунт (409 г.), баранина за фунт – 8-10 коп., свинина за фунт — 8-10 коп., мука пшеничная за пуд – 1руб 50 коп. ( т.е. 3,75 коп за фунт или 9,15 коп за 1 кг).
В 1828 году Григорий Дмитриевич Тулупов умер, и разрешение на переселение дождались его сыновья – мой предок (4-прадед) Максим Григорьевич Тулупов и его брат Михайла. И вот продано, всё, что невозможно перевезти (скот, имущество) и они с семействами навсегда покидают родные места, отправляясь в рискованный и полный опасностей, путь за лучшей долей. Впереди их ждала необустроенная жизнь, начинать которую на новом незнакомом месте придётся с нуля…
Решиться на переселение в те времена, когда ещё не было железной дороги, связывающей Курскую и Оренбургскую губернии и предстояло преодолеть на телегах тысячи вёрст, могли только крепкие хозяева, имевшие не менее пары лошадей или две пары волов. Переселенцы везли с собой с/х орудия, домашний скарб, продовольствие на время длительного пути и на первое время жизни на новом месте, семена для первого посева и мн. другое. Во время длительного многодневного пути переселенцам приходилось преодолевать бездорожье, переправы через реки, в том числе через Волгу, постоянного моста через которую в те времена не было.
Трутовский К.А. «Переселенцы из Курской губернии».
Иванов С. В. «В дороге. Смерть переселенца».
И вот преодолев этот трудный и опасный путь, пережив неимоверные трудности мой 4-прадед Максим Григорьевич Тулупов 30 лет с семейством : матерью Пелагеей 59 лет, женой Марией 30 лет, детьми – Гаврилой 11 лет, Михайлой 8 лет, Кузьмой 6 лет, Татьяной 9 лет, прибыл в 1832 году в Оренбургскую губернию, деревню Ковешникова Курманаевской волости Бузулукского уезда.
Уездный город Бузулук. Фото из альбома Бузулук
Что сталось в дороге с его братом Михайлой мне неведомо…
Перед глазами переселенцев предстала бескрайняя степь.»на многие версты
одетая колышущимся серебром ковыля и отцветшими разномастными травами.
На гребнях поникшая безрадостная выгоревшая полынь.
Терпкий воздух густ, ветер сух, полынен; земля,напитанная все той же
горечью всесильной полыни, тосковала о прохладе.
По степи — сушь,сгибшая трава, и по ней белый неумолчный перепелиный бой
да металлический звон кузнечиков… зной, духота, мглистое курево.
На выцветшей голубени неба — нещадное солнце, бестучье да коричневые
стальные полудужья распростертых крыльев коршуна.
По степи слепяще, неотразимо сияет ковыль, дымится бурая,верблюжьей окраски,
горячая трава; коршун, кренясь, плывет в голубом — внизу,
по траве, неслышно скользит его огромная тень.
Суслики свистят истомно и хрипло. На желтеющих парных отвалах нор
дремлют сурки. Степь горяча, но мертва, и все окружающее
прозрачно-недвижимо. Даже курган синеет на грани видимого сказочно и
невнятно, как во сне…» (см Примечание)
Деревня Ковешникова, в которую прибыли Тулуповы, название своё получила по фамилии одного из первопоселенцев, прибывших сюда в 1827 году из Рязанской губернии (указываю только глав семей): Евсей Тимофеевич Ниповиннов, Иван Степанович Ковешников, Тимофей Иванович Ковешников, Алексей Васильевич Ковешников, Никифор Яковлевич Ефремов, Потап Евсеевич Климонов, Тит Иванович Коротков, Иван Лукич Павлов, Матвей Никифорович Амосов, в 1829 году — Тит Зиновьевич (фамилия в ревизии не указана).
Полагаю, по праву основателем деревни можно считать старейшего из рода Ковешниковых – Ивана Степановича, в 1827 году ему было 86 лет. Прожил он очень долгую жизнь: умер в 1845 году в возрасте 104 лет.
Пояснение для тех, кто читал книгу А.В. Дерюгина о Ковешенке: Никита Ковешников никак не мог быть первопоселенцем, так как родился значительно позже – в 1862 году.
Кроме Максима Григорьевича Тулупова в 1832 году первыми из Курской губернии прибыли
со своими семействами: Антон Самойлович Ноздрин, Фёдор Селивёрстович Машаров, Моисей Кириллович Виденеев, Корней Савич Рышков, Федосей Семёнович Шеховцов, Григорий Андреевич Яковлев, Максим Григорьевич Шеховцов, Андрей Матвеевич Яковлев, Сидор Емельянович Шеховцов, Митрофан Кузмич Шеховцов, Ларион Максимович Арцыбасов, Исай Пахомович Арцыбасов, Андрей Иванович Халин, Федос Максимович Арцыбасов, Игнат Ларионович Пожидаев, Павел Григорьевич Шеховцов – наш родственник (у его праправнука Ильи Константиновича родится дочь Агафья, которая в последствии выйдет замуж за моего прадеда Ивана Меркурьевича Тулупова).
Переселенцы из Курской губернии продолжали прибывать, в 1833 году сюда приехали: Сергей Михеевич Милентьев, Алексей Федотович Коршеков, Ларион Никитич Коренев, Автомон Савельевич Коренев, Игнат Трифонович Махрин, Фёдор Павлович Переверзев, Кузьма Петрович Белых, Петр Аникеевич Сверчков, Дементий Ермолаевич Варапаев, Михайла Яковлевич Васильев, Ефим Трофимович Белых, Тимофей Емельянович Сидоров, Яков Иванович Панфёров, Николай Васильевич Попов.
(Орфография написания фамилий сохранена — как в ревизии. Некоторые фамилии сегодня пишутся несколько иначе).
Обстановка в то время в Бузулукском уезде была тяжелой: с 1829 по 1831 год в уезде свирепствовала эпидемия холеры, приведшая к тому, что почти всё коренное население вымерло, трупы людей лежали незахороненными на дорогах, в степи, в оврагах.
На этом бедствия не закончились, в 1832 году случился неурожай.
Но переселенцы выдержали все испытания, выпавшие на их долю, трудами своими обустроились на новом месте и жизнь постепенно наладилась.
В 1834 году в деревне Ковешниковой уже проживало 346 жителей ( 176 муж. пола, 170 жен. пола). В 1847 году тщанием прихожан была построена в соседнем селе Елховка Михайло-Архангельская православная церковь, к приходу которой многие годы была приписана деревня Ковешникова, здесь же записывали всех её родившихся и умерших.
В 1888-1896 годах в церкви служил священник Николай Покровский, думаю, фамилия эта жителям Тоцкого района хорошо известна.
4 ноября 1850 года здесь, в деревне Ковешниковой, родился мой первый оренбургский предок — прапрадед Меркурий Михайлович Тулупов. В этом году в деревне проживало: 478 человек — 237 мужского пола и 241 женского пола, в 1858 году — уже 517 человек (253 муж. пола, 264 жен. пола).
Драматичным для семьи Тулуповых оказался 1863 год: умерли один за другим наш первопоселенец — мой 4-прадед Максим Григорьевич Тулупов и его сын (мой 3-прадед) Михаил Максимович Тулупов, другой сын Максима Григорьевича — Кузьма с 1855 был в рекрутах, поэтому младший сын Иван, которому в 1863 году полагалось идти на службу заменил себя охотником, т.е. добровольцем (закон это допускал). Моему прапрадеду Меркурию Михайловичу в 1863 году было 13 лет и после смерти отца ему, как старшему сыну, многое пришлось взвалить на себя. Через несколько лет он женился, в жёны себе взял Матрёну Порфирьевну Горшкову из Елховки, а в 1874 году у него родился мой прадед Иван Меркурьевич Тулупов.
Деревня продолжала расти: в Списке населённых мест Самарской губернии за 1889 год читаем:
Деревня Ковешникова, казенная, при реке Погромке, в 199 верстах от Самары, в 39 верстах от уездного города, в 49 верстах от квартального станового пристава; число дворов – 90, число жителей: 252 мужского пола, на лицо обоего пола – 698; количество надельной земли: удобной – 2152 десятины (2351 га), неудобной – 31 десятина (33,87 га), в деревне имеются 2 водяные мельницы.
В разные годы деревня Ковешникова входила в состав разных волостей: Курманаевскую, Лабазинскую, Логачёвскую, Погроминскую, а те в свою очередь – в Бузулукский уезд, который принадлежал в разные годы то Оренбургской, то Самарской губернии.
Из Списка населённых мест Самарской губернии за 1900 года узнаём, что в 14 верстах от деревни появилась железнодорожная станция, в 48 верстах – квартальный земский начальник, по всеобщей переписи 1897 года в 93 дворах проживало 662 человека ( 339 мужского пола и 323 женского пола). То есть в период с 1889 по 1897 год население сократилось на 36 человек, могу предположить, что это связано с неурожаями 1891-1892 годов. Через несколько лет население восстановилось, и в 1902 году в деревне уже было 746 жителей.
В этом же, 1902 году, в деревне Ковешниковой открылась церковно-приходская школа грамоты , помещалась она в собственном здании. Первоначально она была только для мальчиков и в первый год в ней было 42 ученика, все русские, православные. Учебники школа получала из Бузулукского уездного отделения епархиального училищного совета. Заведующим законоучителем был приходской священник из Елховки — Николай Борисов. Учителем – Фёдор Воронцов, окончивший курсы Сорочинской второклассной школы, свидетельство на звание учителя он пока не имел, вознаграждение получал из Бузулукского уездного отделения училищного совета — по 10руб в месяц.
В 1908 году в школе уже обучались 58 учеников: 39 мальчиков и 19 девочек, Заведующим законоучителем был также священник Николай Борисов. Учительницей работала дочь крестьянина Мария Марычева, окончившая курсы второклассной школы, и имевшая свидетельство на звание учительницы.
В 1912 году учителем работал Петр Егорович Плигин, окончивший курсы во второклассной Сорочинской школе. В том году в школе было 46 учащихся: 30 мальчиков и 16 девочек. Вознаграждение он получал 120 рублей в год.
В 1915 году заведующим и законоучителем состоял местный священник Александр Домбровский, учительница — Александра Васильевна Ананьева, окончившая курсы в Смольковской второклассной школе и получавшая вознаграждение от казны 360 руб.в год, Обучалось в этом году в школе 58 человек: 40 мальчиков и 18 девочек.
В 1908 году жители деревни Ковешниковой обратились с прошением о постройке деревенской церкви с образованием самостоятельного прихода. И в этом же году, получив разрешение от Епархиального начальства, они перевезли из села Медведки старую деревянную церковь, построенную в 1859 году, в деревню Ковешникова, где и была выстроена деревенская церковь. 30 ноября 1908 года она была освящена во имя Святого Николая Чудотворца. Службы в церкви первоначально проводил священник села Елховки — Николай Борисов.
В период с 1900 по 1910 год в деревне были построены две ветряные мельницы.
Население деревни продолжало расти.
25 марта 1908 года в деревне Ковешниковой в семье Ивана Меркурьевича и Агафьи Ильиничны Тулуповых родился мой дедушка Николай Иванович Тулупов.
В 1909 году в деревне в 113 дворах проживало 858 человек, в том числе 435 мужского пола и 423 женского пола, в 1912 году в 130 дворах – 891 человек, в том числе 465 мужского пола и 426 женского пола,
Во время Первой мировой войны — в 1915 году в деревне в 133 дворах проживало 968 человек, в том числе 493 мужского пола и 475 женского пола.
А через несколько лет произошла революция, началась гражданская война, а потом и страшный голод 1921 года… В Бузулукском уезде в 1921-22 годах от голодной смерти погибло 173500 человек.
Сведений о населении в период с 1916 по 1927 годы я не нашла…
А вот какие статистические данные приводит список населенных мест Самарской губернии за 1928 год: количество дворов – 103, число жителей: 522, в том числе 264 мужчин и 258 женщин (по сравнению с 1915 годом население сократилось на 446 человек, то есть почти вдвое…). В селе Ковешенка в 1928 году работала школа первой cтупени, в которой обучалось 39 человек ( для сравнения – в 1915 году в школе было 58 учеников).
Церковь Св. Николая Чудотворца в Ковешенке. Фото из Оренбургского государственного архива.
Церковь в селе была закрыта в 1929 году (по другим данным – в 1930 году), первоначально было принято решение о переоборудовании здания церкви под Дом культуры, но в дальнейшем решение было пересмотрено и оно использовалось под хранилище зерна.
Мой дедушка Николай Иванович Тулупов, сьёмка примерно 1926-1928 гг. Фото предоставил Тулупов А.Д.
1 декабря 1930 года в Ковешенке родился мой отец Сергей Николаевич Тулупов, а в 1935 году семья моего дедушки Тулупова Н.И. перебралась в село Тоцкое, где жили родственники бабушки – Газины. Поселились они на Пушкинской улице, откуда 25 июня 1941 года дедушка ушел на фронт, и куда пришла похоронка на него…
Здесь было село Ковешенка. Фото 2014 года.
Минули годы и вот уже нет села Ковешенки, которое тихо умерло, как тысячи российских сёл и деревень.
И только ветер гуляет там, где некогда были сельские улицы, шурша травой и листвой деревьев, да по сельскому погосту, где с фотографий памятников смотрят на нас строго и с немым укором, словно говоря: не сберегли вы то, что создавалось и строилось трудом многих поколений.
Думаю, утешением для них и лучшим памятником будет наша благодарная память.
Так будем же помнить своих предков, не предадим забвению их имена!

Решение исполкома Оренбургского облсовета №290 от 26 апреля 1962 г о сносе зданий бывших церквей в селах Злобинка, Ковешниково и Елховка Тоцкого района
Анкета о работающих церквях по Жидиловскому сельскому совету на церковь, находящуюся в с. Ковешниково. 17 апреля 1933 г.
Акт обследования здания церкви с. Ковешенки Тоцкого района Чкаловской области 26 июля 1949 года.
Объявление с распиской исполнительного органа религиозного общества с. Ковешникова – сентябрь 1933 г.
Заключение о сломе зданий бывших церквей в селах Злобинка, Ковешниково и Елховка Тоцкого района Оренбургской области 17 апреля 1962 г.
Список населенных мест Самарской губернии 1889 г.
Список населенных мест Самарской губернии 1900 г.
Список населенных мест Самарской губернии 1910 г
Список населенных мест Самарской губернии 1928 г
Список населенных мест Курской губернии 1862 г
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1896 г с. Елховка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д.367
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1899 г с. Елховка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д.378
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1902 г с. Елховка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д. 398
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1909 г с. Медведка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д.
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1909 г с. Елховка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д.436
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1912 г с. Медведка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д.
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1912г с. Елховка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д. 457
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1915 г с. Медведка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д. 457
Клировые ведомости по VIII благочинному округу 1915г с. Елховка ЦГАСО ф. 32, оп. 14, д. 474
Ревизская сказка 1719 г Тускарского стана с. Добрый Колодезь ГАКО ф. 184, оп.2, д.7, л.157 об
Ревизская сказка 1744 г Тимской округи с. Добрый Колодезь ГАКО ф. 184, оп.2, д.17, л.846
Ревизская сказка 1782 г Тимской округи с. Добрый Колодезь ГАКО ф. 184, оп.2, д.127, л.850, л.864, 864 об
Ревизская сказка 1811 г Тимского уезда с. Добрый Колодезь ГАКО ф. 184, оп.2, д.355, л.534, 547, 547об
Ревизская сказка 1816 г Тимского уезда с. Добрый Колодезь ГАКО ф. 184, оп.2, д.440, л.1075
Ревизская сказка 1834 г Тимского уезда Афанасьевской волости с. Добрый Колодезь ГАКО ф. 184, оп. .2, д.771, л.287
Ревизская сказка 1834 г Бузулукского уезда Курманаевской волости деревни Ковешниковой ЦГАСО ф 150, оп. 1, д. 15
Ревизская сказка 1850 г Бузулукского уезда Лабазинской волости деревни Ковешниковой ЦГАСО Ф. 150, оп. 1, д. 75, лл. 1231-1264
Ревизская сказка 1858 г Бузулукского уезда Лабазинской волости деревни Ковешниковой ЦГАСО ф. 150, оп. 1, д. 166, лл. 1024-1055
Семейный список Бузулукского округа Логачевской волости деревни Ковешниковой 1864 г ЦГАСО ф. 678, оп. 1, д. 554, лл. 1-47
Метрическая книга села Елховки Бузулукского уезда 1873 г ГАОО ф. 389, оп. 1, д. 233
Метрическая книга села Елховки Бузулукского уезда 1888 г
Метрическая книга села Елховки Бузулукского уезда 1889 г
Метрическая книга села Елховки Бузулукского уезда 1890 г
Метрическая книга села Елховки Бузулукского уезда 1891 г
Столбцы Белгородского Стола 1675 г (сказки курчан о службе) РГАДА ф. 210, д. 732
Столбцы Белгородского Стола 1697 г (сказки курчан городовой службы, солдат, рейтар, копейщиков) РГАДА ф. 210, д. 1559
Курские Отказные книги (РГАДА Ф 1209 О2 Д 15688 л 336, 337)
База данных Орлова В.Н. «Служивые»
Военно-статистическое обозрение Российской империи т 5, ч 3. Самарская губерния. 1855 г
П.И. Рычков Топография Оренбургской губернии 1762 г. (изд. 1887 г.)
Ойконимы Курщины и прилегающих земель 1719-1999 гг. Добрый Колодезь
С. Ларионов Описание Курского наместничества 1786 г. Описание Тима и округи его
А.А. Танков Историческая летопись курского дворянства, Москва, 1913
З.З. Мухина Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии. Москва 2012 г
Материалы для истории колонизации и быта Харьковскойи отчасти Курской и Воронежской губерний. 1890
В. Склярук Происхождение топонимов Тускарь, Кур и Курск: к вопросу о контактах славян с тюрками
Н.А. Благовещенский Четвертное право, Москва, 1899
Бузулукский район. Историческая справка
Л.И.Футорянский История Оренбуржья 1996
Административно-территориальное деление Самарской губернии 1851-1928, Самара, 2011
М.Шолохов. Собрание сочинений, т. 4. Тихий Дон. Кн.3. Ч.6, стр. 15
P.S. Я так и не побывала в селе, когда оно было живо… увы….
(Любое использование этого материала,
полностью или частично, возможно только с указанием ссылки на мой журнал)

26 мая по старому стилю мы отмечаем 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. По новому стилю он родился 6 июня 1799 года. А 9 мая отметил свой 80-летний юбилей самый известный пушкинист страны Валентин Семенович Непомнящий. Корреспондент «Российской газеты» предлагает читателям свои рассуждения об особенностях творческого метода и жизненной позиции юбиляра.

У Валентина Непомнящего какое-то исключительное место не только в нашей пушкинистике, но и, я бы сказал, в стране. Кто он? Филолог, писатель? Артист, собирающий полные залы на свои исполнения «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» с комментариями, которые тоже становятся частью театрального действа и пленяют публику не одними мыслями, но и манерой их выражения, глубоко человечной, интимной, лишенной ученого снобизма и, вместе с тем, изысканной, аристократичной и рождающей в слушателях уважение к самим себе, способным понимать такие сложные материи?

И филолог, и писатель, и артист. И доктор наук, и глава Пушкинской комиссии ИМЛИ…

Но я бы определил его положение так: Непомнящий — это любимый пушкинист России. Не знаю, есть ли, например, в Германии любимый исследователь Гёте, или в Англии такой же любимый всей страной шекспировед, или в Италии единогласно выбранный итальянцами, причем не филологами, специалист по Данте. Но в России есть любимый пушкинист. И это Непомнящий. Так получилось. Такая, значит, мы страна.

Наверное, дело прежде всего в том, что в России, к счастью, все еще как-то исключительно любят Пушкина. Не просто любят, но именно как-то исключительно любят, вынося его имя за скобки не только литературы, но культуры вообще, в какую-то область глубоко личной, интимной, семейной жизни. «Пушкин для нас не вершина, а центр», — заметил Непомнящий. Мы ему не поклоняемся, не воздаем должное, мы с ним — живем.

В этом смысле все мы немного «пушкинисты», как все мы чьи-то дети. И как дети одних родителей, как бы ни разбросала их жизнь, однажды собираются вместе за столом или хотя бы стремятся к этому, так и мы инстинктивно, подсознательно стремимся собраться вокруг Пушкина. В дни его рождения и гибели несем цветы на его могилу, к его музею-квартире на Мойке.

О Непомнящем один язвительный критик как-то сказал: «Какой он пушкинист? Он просто человек, который всю жизнь любит Пушкина!» Вот-вот, золотые слова… Эта любовь и собирает вокруг Непомнящего влюбленную в него аудиторию от Калининграда до Владивостока, от ближнего до дальнего зарубежья. Я знаю, что он не жалует массмедиа, но сегодня сделать это как раз позволяют возможности ТВ и Интернета. Всегда интересно на его выступлениях смотреть на лица слушателей, когда их показывают крупным планом. Они такие… сосредоточенные в себе. Они вслушиваются в самих себя. И время от времени, сами того не замечая, кивают головами: «Да-да, именно так я и думал! Вот-вот, это моя мысль!»

Причем я думаю, что то же самое испытывали Александр Твардовский, Анна Ахматова и Корней Чуковский, когда заметили и отметили ранние статьи о Пушкине еще молодого Непомнящего в журнале «Вопросы литературы» в середине 60-х годов.

Истинно умный человек не тот, кто высказывает ошеломительные мысли, с которыми непонятно что делать. Истинно умный человек высказывает твои мысли, которые ты сам не можешь сформулировать. Например, я считаю, что известная мысль Непомнящего о том, что европейская культура — «рождественская», а русская — «пасхальная» (главный христианский праздник в Европе — Рождество, а в России — Пасха), это — моя мысль. И я с ней часто внутри себя спорю, потому что мне не хочется разделять Россию и Европу, особенно сегодня… Но что делать? Да, европейский человек подсознательно горд тем, что Бог воплотился в человеке. И на этом мироощущении построена, в том числе, и вся технология европейской культуры. А русский человек, да, обречен страдать, нести свой крест и быть поругаемым всем миром. Мне это, повторяю, не нравится. Но я благодарен Непомнящему, что он это сформулировал. А дальше давайте думать: что лучше, что хуже, и «куда ж нам плыть»?

И про то, что Пушкин — не вершина, а центр, я тоже вроде бы знал до Непомнящего. И когда я прочитал у него, что «Пушкин — это Россия, выраженная в слове», — я сам понял, что хотел сказать Белинский, написав, что «Евгений Онегин» — это «энциклопедия русской жизни». Это я сам понял, но почему-то прочитав Непомнящего. У него и манера такая выступать: он как будто припоминает мысли, а когда он их вспоминает, то их вспоминают и все, кто его слушает.

Когда я думаю о Непомнящем, то почему-то вспоминаю «Моцарта и Сальери» Пушкина. Кто умен — Моцарт или Сальери? Классическая трактовка Белинского заключается в том, что Моцарт — гений, а Сальери зато умен. Меня всегда смущала эта концепция. Почему бездарность (а таков Сальери Пушкина) умна, а гений — нет? Но если внимательно читать Пушкина, а не Белинского, то вся эта концепция рассыпается в прах. Потому что единственная глубокая мысль пьесы о несовместности гения и злодейства принадлежит Моцарту. А все рассуждения Сальери («Нет правды на земле, но правды нет и выше»; «Музыку я разъял, как труп»; «Ты, Моцарт, недостоин сам себя» и проч.), во-первых, невозможно занудны, а во-вторых, вращаются исключительно вокруг себя любимого и являются длинной цепочкой оправдания убийства. И таким образом подтверждения одной внятной мысли, высказанной Моцартом.

Только Сальери эту его мысль выворачивает наизнанку, делая белое черным. «Вся система наших ценностей выворачивается наизнанку», — грустно сказал Непомнящий в интервью пять лет тому назад, имея в виду уже наше время. Если Моцарт сам себя недостоин, то следующим лозунгом новой системы ценностей будет: «Ты этого достойна (достоин)», который Непомнящий и считает сутью новой культуры. Самонадеянной и поэтому ужасно глупой. К счастью, у нас еще остается Пушкин.

Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ. Оборудование: словарь (запись на доске); опорные слова к тексту; план к изложению (при необходимости). ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний В чем особенности вида работы «изложение”?

– Какие виды изложения бывают?

– Что такое творческое задание?

II. Постановка целей и задач урока Учитель. Сегодня вы попробуете свои силы в

написании изложения с творческим заданием. Учтите разные его виды.

Будьте внимательны к построению письменной речи и грамотному изложению.

III. Объяснение нового материала 1. слово учителя (Учащиеся записывают тезисы в тетради.) Виды творческих заданий – Виды заданий могут быть ранжированы по сложности: от элементарного ответа на вопрос по тексту до развернутого рассуждения по поводу затронутой автором проблемы; от введения в текст незначительного по объему описания (местности, явления, человека, животного) до развернутого описания (внешности человека с элементами характеристики). Различают такие

виды творческих заданий в зависимости от поставленной задачи (изменения структуры текста): дополните текст, введите в текст, продолжите текст, выскажите свое мнение…

Требования К творческому заданию предъявляются такие требования (на 12 баллов): выразить собственное мнение, сопоставить его с авторской позицией и мнением своих одноклассников, собственным жизненным опытом, подбирая убедительные доказательства для подтверждения своей мысли. Учитывается наличие в работе богатства словаря, точности словоупотребления, стилистического единства с авторским текстом изложения, грамматической грамотности. Содержание творческого задания (Учащиеся записывают в тетради.)

– Опираться на свой жизненный опыт; – опираться на жизненный опыт друзей, знакомых; – проводить параллель с различными видами искусства (живопись, литература, музыка…); – приводить высказывания общественного мнения (газеты, телевидение); – избегать сложных конструкций предложений; – заменять сложные в написании слова более легкими; – следить, чтобы основные тематические слова не повторялись, заменять повторы синонимами; – следовать единому стилю (избегать сленга, разговорного стиля); – стараться сделать творческое задание оригинальным, но не переусердствовать.

IV. Работа над текстом изложения 1. словарная работа Вектор – (спец.) – изображаемая отрезком математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением.

2. первое чтение текста изложения учителем НАШ ПУШКИН – Национальный МИФ Сейчас Пушкина читают мало – и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России.

Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством. Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд «мифов о Пушкине”. Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое.

Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а… в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего.

Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот – Божий угодник. В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт – Пушкин.

А у французов главного поэта нации определить не получилось.

Поэтому я всегда говорю, что Пушкин – это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов. Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя.

Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича. Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара – классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века. Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него.

Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком. 298 слов (По В. Непомнящему)

Творческое задание Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.

3. Беседа

– Определите тему текста. – Какую цель ставил автор, создавая текст? – Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это. – Каков тип текста? – Назовите микротемы материала. – Назовите опорные слова предложенного текста. – Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого) – Почему?

Опорные слова и словосочетания Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком. 4. составление плана к тексту

V. Написание изложения

VI. Итог урока
Интерактивный прием «микрофон” Дополните фразу. «Сегодня я узнал (научился, попробовал написать)… ” VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику. 2. Принести газеты с интересными статьями на следующий урок.

Таинственные Приметы В ЖИЗНИ ПУШКИНА

В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным… я часто слышал от него самого об этом происшествии. Он не раз сказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании. Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.

Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича.

(По С. Соболевскому)

Летел я в США. Попутчиком моим оказался американец. Молодой американец. Я плохо говорю по-английски. Но как-то мы понимали друг друга. Разговорились. Хотелось польстить ему. Сказал я: «Очень нравится мне поэзия Эдгара По». А он о нём ничего и не слышал. Удивился я! А ведь Эдгар По – классик американской литературы. И подумал я: «А мы нашего классика, Пушкина, знаем! Все русские его знают: и интеллигенция, и рабочие, и селяне, и заключённые в тюрьмах. Знали Пушкина и узбеки, и таджики, и туркмены. Сейчас уже не знают».
Как-то встретил я у мусорных баков бомжа. Читает он книжку какую-то. В мусоре, видимо, её нашёл. Спрашиваю: «Что читаете?» «Пушкина», – говорит. Порадовался я за Пушкина. Вот, думаю, прошло сто семьдесят лет, а Пушкина ещё читают. Даже бомжи у мусорных баков читают.
Да. Пушкин наш – национальный гений. Вижу, вы со мной не согласны. Говорите: «Пушкин гений мировой литературы, его весь мир знает». К сожалению, не могу с вами согласиться. Вот что говорит о гениальности энциклопедический словарь: «Гениальность связана созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества». И если придерживаться этого определения гениальности, Пушкин ничего нового в мировую литературу не внёс. Да и не мог внести. Невозможно на пустом месте создать что-то принципиально новое. А место было пустое! Не было до Пушкина в России русской литературы. Державин с хвалебными, пафосными одами. Жуковский с подражаниями и переводами западноевропейской поэзии. И всё! А в Европе литература была. И до Пушкина была. И во времена Пушкина была. Шекспир, Сервантес, Вольтер, Байрон, Гёте, Стендаль, Мериме, Скотт… Было у кого Пушкину учиться. И он учился. А учеником он был талантливым. Пушкин демократизировал стародворянскую литературу, создал новый «живой» литературный язык. До Пушкина русские говорили, с трудом ворочая языком. И коряво водили пером по бумаге. Пушкин раскрепостил русский литературный язык, обогатил, придал ему лёгкость, приблизил к разговорному. Он дал русскому языку энергию к развитию. Но, к сожалению, произведения Пушкина непереводимы на иностранные языки. Поэзия Пушкина красива, легка, изящна. Но пуста! Она – яркое отражение противоречивой личности поэта. Его личной жизни. Поэзия Пушкина не затрагивает вопросов общечеловеческих ценностей. И потому не интересна иностранному читателю. А проза Пушкина в переводе – банальна и скучна. И не понятна иностранцу, как и не понятна ему вся русская жизнь.
Но не подумайте, что хочу я принизить, умалить Пушкина. Заслуги Пушкина перед русской литературой велики! Пушкин – наш национальный гений! Но только национальный. А каким был человеком Пушкин? Каким он был в личной жизни? Пушкин не пользовался уважением современников. И действительно: человеком он был во многих отношениях неприятным. Был циником, ловеласом, атеистом. Написал порнопоэму «Гаврилиаду». Пушкин трахал дворовых девок, дам высшего света, закладывал своих крепостных в ломбард. Пушкин предал декабристов, друзей своих, сославшись на зайца. Пушкин пользовался благосклонным вниманием к себе царя: числился на придворной службе, носил царю свои рукописи, прислушивался к его советам. Пушкин был любимцем царя. К Пушкину царь относился по-отечески. Царь обласкал поэта. А если и наказывал, то как нашкодившего мальчишку.
Пушкин был посмешищем в глазах высшего света. Маленький ростом, тёмный лицом, в мундире камер-юнкера, он действительно был смешон. Смешон он был и в своём конфликте с Дантесом. Вёл себя, по мнению света, недостойно, нелепо. И все встали на сторону красавца Дантеса. Даже царь отвернулся от своего любимца-поэта.
Пушкин был эгоистом. Но как-то так случилось, потомки окружили Пушкина ореолом славы борца за свободу, защитника угнетённых. Да и сам Пушкин в своём «Памятнике» говорит о себе: «… восславил я Свободу и милость к падшим призывал». И вот спрошу я вас: какую свободу славил Пушкин? Плечами пожимаете. Говорите, вопрос какой-то странный. А я так думаю: славил Пушкин свою свободу. Только свою! О себе любимом «пёкся». О свободе для всех и не помышлял. Вопросы всеобщей свободы его не интересовали. Всю свою короткую жизнь Пушкин боролся за свою личную свободу, но так и остался несвободным. Так и умер в зависимости от царя, света, обманутым, оскорблённым мужем, в мундире камер-юнкера.
И ещё вопрос: в каких своих произведениях Пушкин «милость к падшим призывал»? Задумались. Трудновато вспомнить. Подсказываю: разве что только в «Станционном смотрителе». Маловато, согласитесь. Далёк был Пушкин от «падших». Да и не до них ему было! Занят был своими личными «разборками» с царём, светом, женой. Но обвинять Пушкина в пренебрежении к общечеловеческим ценностям было бы несправедливо. Пушкин принадлежал своему классу, и жил он в России! И эти два обстоятельства его как-то и оправдывают.
Вижу, смотрите на меня с каким-то осуждением. Даже возмущены. Но поверьте мне, нет у меня желания порочить Пушкина. Да это и не по силам мне. Поверьте, я, как и вы, люблю Пушкина. Да и как нам жить без него! Без нашего национального гения! У всех наций есть свои гении. И у нас, слава Богу, есть – наш Пушкин.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Как красиво! Какое совершенство стиха! А если в переводе? Поймёт ли в переводе иностранец красоту и совершенство пушкинского стиха? Сомневаюсь. Иностранец (ну хотя бы с которым я в самолёте летел) поймёт только, что был зимний день, морозный, солнечный, и кому-то пора просыпаться. А нам, русским, и понимать ничего не надо. Мы – чувствуем!

Александр Сергеевич Пушкин: «Евгений Онегин». Новый взгляд на поэму. Валентин Непомнящий

О фильме: У каждого из нас есть свой Пушкин — это и «наше все», и «русский человек в его развитии» (по словам Гоголя), и герой литературных анекдотов. Кажется, о Пушкине и его сочинениях сказано и написано все. Однако авторская программа одного из крупнейших отечественных исследователей творчества Пушкина Валентина Непомнящего представляет новый взгляд на роман «Евгений Онегин».

«Мы, сегодняшние, Пушкина плохо знаем, он же нас видит насквозь», — говорит автор.

Пушкин и «Евгений Онегин» побуждают к размышлениям не только о литературе, но и о христианской культуре, русской ментальности и праве человека считать себя мерилом всех вещей. Пушкин для Непомнящего — символ национального самосознания, Россия, выраженная в слове, точка отсчета и ориентир, а «Евгений Онегин» — центр пушкинского творчества. По мнению Валентина Непомнящего, пушкинский роман обращен к нам, написан про нас, помогает понять самих себя; он поистине универсален.

Валентин Семенович Непомнящий — доктор филологических наук, известный пушкинист, писатель, литературовед, заведующий сектором и председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы РАН (ИМЛИ), лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Родился 9 мая 1934 года в Ленинграде. Главным его воспитателем была мать, Валентина Алексеевна Никитина, которая уже в раннем детстве привила ему любовь к поэзии и классической музыке. В июне 1941 отец ушел добровольцем на фронт, стал военным журналистом, а Валентин вместе с матерью был эвакуирован в Дагестан. В 1946 семья переехала в Москву.

В 1952, закончив школу, Валентин Непомнящий поступил на филологический факультет МГУ. Изучал древнегреческий и латынь, читал в подлиннике Анакреонта, Катулла, Цезаря и Гомера. Был у него в эти годы и второй «университет» — театральная студия, где произошла первая «серьезная» встреча будущего литературоведа с великим Пушкиным, определившая в дальнейшем основное направление всего его творчества. После окончания МГУ Непомнящий начал работать на швейной фабрике в местной многотиражке. Здесь он и стал профессиональным редактором. Затем два года работы в «Литературной газете» и почти тридцать лет в журнале «Вопросы литературы». С 1992 — старший научный сотрудник ИМЛИ РАН. Печататься начал в 1959.

Впервые статья Непомнящего о Пушкине была опубликована к 125-летию со дня смерти поэта в 1962. Ныне Валентин Семенович Непомнящий — один из ведущих отечественных исследователей творчества Пушкина, автор книг «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» (1983, дополненное издание 1987), «Пушкин. Русская картина мира» (1999), «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы» (2001). Основная характерная черта всех этих работ — сочетание глубокого филологического анализа текстов с философским осмыслением поэта как литературного явления и его влияния на русскую культуру.

planeta-l.ru›nepomnyachij_v

1 серия. Автор размышляет о том, что есть для нас Пушкин, и приходит к выводу, что самого знаменитого русского поэта, которого Иван Ильин называл «солнечным центром» нашей истории, может понять только тот, кто хорошо знает и любит Россию.

http://youtu.be/w0pm0LbcSKE

2 серия. Валентин Непомнящий читает первую главу «Евгения Онегина».

http://youtu.be/D3qLjom1cMg

3 серия. Непомнящий продолжает чтение первой главы «Евгения Онегина». Автор программы подводит зрителей к мысли, что главных героев романа на самом деле два — не только Евгений, но и сам Пушкин, противопоставляющий себя Онегину.

http://youtu.be/bZXHrCr2bAQ

4 серия. Валентин Непомнящий начинает чтение второй главы романа. Он приходит к интересному выводу — душа человека знает и чувствует то, что сам человек может не знать и не чувствовать. Душа русского человека всегда стремится к идеалу, к высокой цели существования. Пушкин любит Онегина за то, что его душа «выбирает страдание».

http://youtu.be/sIq7fHNj3vA

5 серия. Звучит продолжение второй главы романа. Непомнящий размышляет о том, что «Евгений Онегин» — не просто русский роман, а русский деревенский роман: события пяти глав из восьми происходят в деревне. Он приводит слова Пушкина: «Петербург — прихожая, Москва — гостиная, деревня есть наш кабинет».

http://youtu.be/eD6kkLs1xok

6 серия. Валентин Непомнящий продолжает комментировать вторую главу романа. Появление Татьяны он называет «чудом» и «неожиданностью» — даже для самого Пушкина. Неслучайно ее появление предваряет многократное повторение слов «тайна», «тайный». Автор начинает чтение третьей главы.

http://youtu.be/YxwP4Gl1D04

7 серия. Продолжение третьей главы романа, основное событие которой — письмо Татьяны к Онегину. Комментируя прочитанное, Непомнящий называет роман дневником души поэта. Каркас главы, по мнению писателя, — диалоги, драма, артистическое перевоплощение Пушкина. Поэт бросает Татьяну в костер страсти и следит за происходящей в ее душе борьбой.

http://youtu.be/gV_VlNoEyx4

8 серия. Автор размышляет о безыскусности чувства Татьяны, высказанного в письме к Онегину. О влечении, преобразившемся в любовь к Онегину, как к идеалу. Читает четвертую главу романа.

9 серия. Валентин Непомнящий читает четвертую главу романа и затем комментирует ее, размышляя об эгоизме Онегина, переживаниях Татьяны и чувствах Ленского.

http://youtu.be/-d6tQMCG1hc

10 серия. Размышления о мастерстве Пушкина-пейзажиста, об историческом контексте четвертой главы и духовном масштабе всего произведения. Звучит начало пятой главы романа.

http://youtu.be/ygCl3C4bclo

11 серия.
Непомнящий продолжает читать пятую главу романа, основные события которой — бал в честь именин Татьяны, ревность Ленского. И размышляет о неожиданном повороте сюжета, о мастерстве Пушкина-писателя, пейзажиста, психолога.

http://youtu.be/ygCl3C4bclo

12 серия. Комментарии к пятой главе романа: сон Татьяны как отражение ее любви к Онегину, ее реакция на его флирт с Ольгой. Валентин Непомнящий читает шестую главу романа.

http://youtu.be/1lMBP82EkpM

13 серия. Продолжение шестой главы и комментарии к ней. Автор размышляет о том, что к дуэли привела злая шутка Онегина и его бездумное согласие на дуэль, о понятии чести, о тоске русских людей по идеалу, о христианской истине, по которой человеку жизнь не дорога.

http://youtu.be/8M4QDwO8vsU

14 серия.Размышления о русской литературе как о литературе совести, о взаимоотношении человека со своей совестью, о ценности слова и его силе. Звучит начало седьмой главы романа.

http://youtu.be/gFr_PEAG79M

15 серия. Непомнящий продолжает чтение седьмой главы и комментирует ее события. Глава писалась Пушкиным мучительно и долго — это было время острого духовного кризиса поэта.

http://youtu.be/3lxXIeIJ00c

16 серия. Комментируя седьмую главу романа, Валентин Непомнящий сравнивает Пушкина со Вселенной, говорит о симметричности в построении романа. Начинает читать восьмую главу романа, основное событие которой — возвращение Онегина из путешествия и встреча его с Татьяной, светской дамой, женой генерала.

http://youtu.be/Ghqf5TeOe-E

17 серия. Продолжение восьмой главы — письмо Онегина Татьяне, их встреча и ее ответ. Непомнящий делится своими размышлениями об Онегине, сравнивает два письма: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне. Ее — искреннее, пронизанное жертвенной любовью, и его — эгоистическое и лживое.

18 серия. В заключительной серии Валентин Непомнящий называет роман Пушкина попыткой понять, что такое человек, для чего он живет. В образе Татьяны Пушкин сумел воплотить христианскую мысль о необходимости любить другого человека больше, чем себя. Автор сравнивает Онегина со Ставрогиным из романа Достоевского «Бесы», считая пушкинского героя его предтечей. Размышляет о психологии современного человека и людей пушкинской поры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *