Неразумные девы

Ехали два брата: один бедный, другой именитый; у обоих по лошади; у бедного кобыла, у именитого мерин. Остановились они на ночлег рядом. У бедного кобыла принесла ночью

жеребенка; жеребенок подкатился под телегу богатого. Будит он наутре бедного:

— Вставай, брат, у меня телега ночью жеребенка родила.

Брат встает и говорит:

— Как можно, чтобы телега жеребенка родила! Это моя кобыла принесла. Богатый говорит:

— Кабы твоя кобыла принесла, жеребенок бы подле был!

Поспорили они и пошли до начальства: именитый дарит судей деньгами, а бедный словами оправдывается.

Дошло дело до самого царя. Велел он призвать обоих братьев и загадал им четыре загадки:

— Что всего в свете сильней и быстрее, что всего в свете жирнее, что всего мягче и что всего милее? — И положил им сроку три дня: — На четвертый приходите, ответ дайте!

Богатый подумал-подумал, вспомнил про свою куму и пошел к ней совета просить. Она посадила его за стол, стала угощать; а сама спрашивает:

— Что так печален, куманек?

— Да загадал мне государь четыре загадки, а сроку всего три дня положил.

— Что такое? Скажи мне.

— А вот что, кума: первая загадка — что всего в свете сильней и быстрее?

— Экая загадка! У моего мужа каряя кобыла есть;

нет ее быстрее! Коли кнутом приударишь -зайца догонит.

— Вторая загадка: что всего в свете жирнее?

— У нас другой год рябой боров кормится; такой жирный стал, что и на ноги не подымается!

— Третья загадка: что всего в свете мягче?

— Известное дело — пуховик, уж мягче не выдумаешь!

— Четвертая загадка: что всего в свете милее?

— Милее всего внучек Иванушка!

— Спасибо тебе, кума! Научила уму-разуму, по век не забуду.

А бедный брат залился горькими слезами и пошел домой; встречает его дочь-семилетка (только и семьи было, что дочь одна).

— О чем ты, батюшка, вздыхаешь да слезы ронишь?

— Как же мне не вздыхать, как слез не ронить? Задал мне царь четыре загадки, которых мне и в жизнь не разгадать.

— Скажи мне, какие загадки?

— А вот какие, дочка: что всего в свете сильней и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее?

— Ступай, батюшка, и скажи царю: сильней и быстрей всего ветер; жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет — земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет, а милее сна пот ничего на свете!

Пришли к царю оба брата: и богатый и бедный. Выслушал их царь и спрашивает бедного.

— Сам ли ты дошел, или кто тебя научил? Отвечает бедный:

— Ваше царское величество! Есть у меня дочь-семилетка, она меня научила.

— Когда дочь твоя мудра, вот ей ниточка шелковая;

пусть к утру соткет мне полотенце узорчатое.

Мужик взял шелковую ниточку, приходит домой кручинный, печальный.

— Беда наша! -говорит дочери -Царь приказал из этой ниточки соткать полотенце.

— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Отломила прутик от веника, подает отцу и наказывает:

— Пойди к царю, скажи, чтоб нашел такого мастера, который бы сделал из этого прутика кросны: было бы на чем полотенце ткать!

Мужик доложил про то царю. Царь дает ему полтораста яиц:

— Отдай, -говорит, -своей дочери; пусть к завтрему выведет мне полтораста цыплят.

Воротился мужик домой еще кручиннее, еще печальнее:

— Ах, дочка! От одной беды увернешься, другая навяжется!

— Не кручинься, батюшка! — отвечала семилетка. Попекла яйца и припрятала к обеду да к ужину, а отца посылает к царю:

— Скажи ему, что цыплятам на корм нужно одноденное пшено: в один бы день было поле вспахано, просо засеяно, сжато и обмолочено; другого пшена наши цыплята и клевать не станут!

Царь выслушал и говорит:

— Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится — ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.

«Ну, — думает мужик, — такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”

— Не кручинься, батюшка! — сказала ему дочь -семилетка. -Ступай-ка к охотникам да купи мне живого зайца да живую перепелку.

Отец пошел и купил ей зайца и перепелку.

На другой день поутру сбросила семилетка всю одежу, надела на себя сетку, в руки взяла перепелку, села верхом на зайца и поехала во дворец

Царь ее у ворот встречает. Поклонилась она царю:

— Вот тебе, государь подарочек! — И подает ему перепелку.

Царь протянул было руку: перепелка порх — и улетела!

— Хорошо, — говорит царь, — как приказал, так и сделала. Скажи мне теперь: ведь отец твой беден, так чем вы кормитесь?

— Отец мой на сухом берегу рыбу ловит, лоушки в воду не становит, а я приполом рыбу ношу да уху варю.

— Что ты, глупая! Когда рыба на сухом берегу живет? Рыба в воде плавает!

— А ты умен? Когда видано, чтоб телега жеребенка принесла? Не телега, кобыла родит!

Царь присудил отдать жеребенка бедному мужику, а дочь его взял к себе; когда семилетка выросла, он женился на ней, и стала она царицею.

Чтобы как можно тверже запечатлеть в сердцах учеников те великие истины, о которых Господь беседовал с ними, Он рассказал им еще две поучительные притчи: о десяти девах и о талантах. «Эти притчи сходны с прежней притчей о рабах верном и неверном, расточавшем имение своего господина. Все эти притчи, хотя и различным образом, направлены к одной цели: чтобы мы старались подавать милостыню и помогать ближнему во всем, в чем только можем, так как иначе нельзя спастись. Но в тех притчах говорится вообще о всяком благодеянии, которое мы должны оказывать ближнему. А в притче о девах говорится, в частности, о денежном подаянии. В той притче осуждается на мучение раб, который бьет товарищей своих, пьет с пьяницами, расточает и губит имение господина своего; а в этой и тот, кто не старается о пользе ближнего и не делает щедрого подаяния бедным от имущества своего» (свт. Иоанн Златоуст). ТОГДА, в великий судный день, когда Господь внезапно явится обличителем лицемеров и неверующих, тогда Он и самих верующих в Него подвергнет последнему испытанию и, смотря по тому, выдержат ли они это испытание, или нет, Он их примет или отвергнет – уже навсегда. Тогда ПОДОБНО БУДЕТ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, Церковь Христова, сущая на земле, ДЕСЯТИ ДЕВАМ (в то решительное время с членами Церкви Христовой произойдет то же, что случилось с десятью девами, приглашенными на брачный пир), КОТОРЫЕ, ВЗЯВ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ, ВЫШЛИ НАВСТРЕЧУ ЖЕНИХУ, т.е. приготовились встречать жениха, который должен был ночью прийти в дом тестя за своей невестой.

ИЗ НИХ ПЯТЬ БЫЛО МУДРЫХ, предусмотрительных, благоразумных, И ПЯТЬ НЕРАЗУМНЫХ, непредусмотрительных, безрассудных, незаботливых. НЕРАЗУМНЫЕ девы, ВЗЯВ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ, свои лампады, НЕ ВЗЯЛИ С СОБОЮ МАСЛА в запас, чтобы в случае замедления жениха не погасли их лампады; МУДРЫЕ ЖЕ, ВМЕСТЕ СО СВЕТИЛЬНИКАМИ СВОИМИ, ВЗЯЛИ МАСЛА В СОСУДАХ СВОИХ. И КАК ЖЕНИХ ЗАМЕДЛИЛ, то сначала ЗАДРЕМАЛИ ВСЕ, а потом И крепко УСНУЛИ. Они были спокойны, полагая, что у них все готово, чтобы в любую минуту встретить жениха. НО можно себе представить тревогу неразумных дев и их крайнюю безпомощность в ту минуту, когда В ПОЛНОЧЬ РАЗДАЛСЯ с улицы КРИК сопровождавших жениха гостей и толпы народа, громко приветствовавших жениха: ВОТ, ЖЕНИХ ИДЕТ, ВЫХОДИТЕ НАВСТРЕЧУ ЕМУ. ТОГДА ВСТАЛИ ВСЕ ДЕВЫ ТЕ И ПОПРАВИЛИ СВЕТИЛЬНИКИ СВОИ, которые от нагара уже издавали слабый свет. Благоразумные девы при этом подлили и масло в свои лампады, а у неразумных масла не было в запасе. В крайности своей неразумные девы обращаются к подругам: НЕРАЗУМНЫЕ ЖЕ СКАЗАЛИ МУДРЫМ: ДАЙТЕ НАМ ВАШЕГО МАСЛА, ПОТОМУ ЧТО СВЕТИЛЬНИКИ НАШИ ГАСНУТ. Но время было слишком кратко, мудрые спешили оправить свои лампады; бедным подругам они дают единственный возможный при подобных обстоятельствах совет: А МУДРЫЕ ОТВЕЧАЛИ: мы охотно поделились бы с вами, но это невозможно, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕДОСТАТКА И У НАС И У ВАС, ПОЙДИТЕ ЛУЧШЕ К ПРОДАЮЩИМ И КУПИТЕ СЕБЕ. Неразумным девам ничего более не оставалось делать; без светильников нельзя было выйти навстречу жениху, и они пошли покупать масло. КОГДА ЖЕ ПОШЛИ ОНИ ПОКУПАТЬ, ПРИШЕЛ ЖЕНИХ, И ГОТОВЫЕ девы, у которых оправленные лампады горели в руках, ВОШЛИ С НИМ НА БРАЧНЫЙ ПИР, брачный пир начался, И ДВЕРИ ЗАТВОРИЛИСЬ. Между тем, неразумные девы, напрасно поискав елея, ибо в полночь никто не торгует, возвратились к дверям брачного чертога с мольбой – простить им недостаток елея: ПОСЛЕ ПРИХОДЯТ И ПРОЧИЕ ДЕВЫ, И ГОВОРЯТ, взывая сквозь закрытые двери: ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! ОТВОРИ НАМ. Они услышали изнутри брачного чертога только приговор о своем отвержении: ОН ЖЕ СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ЗНАЮ ВАС, не признаю вас своими; так как вас не было в числе подруг моей невесты. ИТАК, БОДРСТВУЙТЕ, – заключил Господь эту притчу, – бодрствуйте, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ НИ ДНЯ, НИ ЧАСА, В КОТОРЫЙ ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.

Всегда будьте готовы встретить Его, ибо Он придет внезапно – для тех, кто доживет до Его пришествия – со всей славой Страшного Суда Своего, а для тех, кто не доживет в теле до сего дня судного, Он придет внезапно в час смертный, вслед за которым наступит и суд для души… Эта притча, как и все другие, взята Спасителем нашим прямо из жизни и потому должна была произвести особенно сильное впечатление на апостолов. По обычаю восточному жених, после сговора, одетый по праздничному, в сопровождении друзей, отправлялся в дом невесты, которая, также в лучших нарядах, окруженная своими подругами, ожидала его прибытия. Обычно торжество происходило ночью, и потому жениха встречали со светильниками. Затем жених и невеста, со всеми участниками торжества, при шумных ликованиях, с пением и музыкой, шли в дом жениха, где пир обыкновенно продолжался до семи дней. Обычаи на Востоке сохраняются неизменно в продолжение тысячелетий; путешественники рассказывают, что и теперь там совершаются браки с теми же обрядами, как и во времена Христа Спасителя. «При одном браке индусском, где и я был, – говорит один миссионер, – жених посещал свою невесту. В полночь, после того, как его прибытия ожидали часа два или три, возвестили о его приближении словами почти евангельскими: «вот, жених идет, выходите навстречу ему!» Каждый спешил зажечь свой светильник, который держал в руках, и занять свое место в процессии. Многие растеряли свои светильники и некогда было искать их, потому что шествие приближалось к дому невесты. Все общество взошло на крыльцо, убранное и великолепно освещенное, где ожидали их другие родственники и друзья в праздничных одеждах. Жених, несомый своими спутниками, помещен был на великолепном седалище посреди собрания. Через некоторое время все вошли в дом, двери которого были тотчас затворены и их охраняли стражи. Я и другие со мной тщетно просили этих стражей – пустить нас туда. Никогда величественная притча Спасителя не поражала меня более, как в ту минуту, когда затворились двери». Еще ветхозаветные пророки неоднократно пользовались образом брака для выражения тесного единения Бога с народом Израильским. В Новом Завете нередко употребляли тот же образ и Предтеча Христов, и Сам Господь, и святые апостолы. Поэтому в притче под образом брака – Его соединение с верующими в блаженной вечности. «Но почему Господь в этой притче представляет не просто какое-либо лицо, а именно дев? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Он превознес девство, когда сказал: «есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Девство, по природе своей, – великое дело; это видно из того, что как в Ветхом Завете оно не было хранимо даже святыми и великими мужами, так и в Новом не поставлено в необходимый закон. Христос не дал о нем заповеди, а предоставил его произволению слушающих. Поэтому и Павел говорит: «Относительно девства я не имею повеления Господня» (1Кор. 7:25). Я хвалю того, кто хранит девство, но не принуждаю того, кто не хочет быть девственником, и совет не делаю законом. Итак, поскольку девство есть дело великое, и многие имеют о нем высокое понятие, то чтобы кто, храня его, не предался безпечности, так, как бы уже все исполнил, и чтобы не стал нерадеть о прочем, Иисус Христос приводит эту притчу, которая может убедить в том, что имеющие девство и все другие добродетели, но чуждые дел милосердия, осуждаются вместе с людьми прелюбодейными, и весьма справедливо: одними обладает плотская страсть, другими сребролюбие. Но плотская страсть и сребролюбие не равны между собой в силе; первая сильнее и мучительнее. Поэтому, чем слабее противник, тем непростительнее побежденные им девы. За это-то Иисус Христос и называет их юродивыми; они, совершив большой подвиг, за несовершение меньшего лишились всего». Впрочем, девство в этой притче Христовой означает не одну только чистоту телесную или целомудрие; в смысле духовном под именем девства должно разуметь исповедание чистой веры христианской, как наоборот, – ересь и богоотступничество можно уподобить нарушению девства. В этом смысле девы в притче означают всех, православно верующих во грядущего судить живых и мертвых Господа нашего Иисуса Христа, всех, ожидающих Его пришествия и надеющихся получить жизнь вечную. Но не все православно верующие живут согласно с той верой, какую исповедуют устами: одни живут по заповедям Божиим и являют веру свою в делах добрых: это девы мудрые; другие остаются христианами больше по имени, чем по душе, живут безпечно, если и делают какое добро, то делают его без участия сердца; это девы юродивые, безрассудные. О, как много среди нас таких полухристиан!.. В том-то и опасность для них, что они думают о себе: «Мы не то, что язычники, в Бога неверующие, мы и веруем по-православному, и делаем кое-что доброе: неужели Господь нас отвергнет? Есть много людей похуже нас»… И в своей безпечности они предаются духовной дремоте, забывая, что у неимущего отнимется и то, что он думает иметь, отнимется и та малая частица благодатных даров Божиих, которая, по милосердию Божию, еще не утрачена ими… Их храмина строится на песке; семя слова благодатного падает у них на каменистую почву, и они кончают жизнь в этом духовном нечувствии…

Что же означают светильники и елей в сосудах? Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Светильниками называет Он здесь самый дар девства, чистоту святости, а елеем – человеколюбие, милосердие и помощь бедным». Пока мы живы, пока смерть не похитила нас, возьмем светильники благих дел в свои руки, да исполнится на нас слово Христово: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Если мы, согласно с апостолом Иаковом, назовем веру телом, а дела душой, то в этой притче вера есть светильник, а добрые дела – елей в сосудах. А если, согласно с апостолом Павлом, будем думать, что добрые дела только тогда Богу приятны, когда они одушевлены верой и любовью, тогда дела – светильник, а любовь и вера – елей, питающий его. Блаженный Августин говорит: «У мудрых дев елей истинный – смиренная любовь к Богу; у глупых – неистинный – это людская похвала, которая прекращается с концом жизни человеческой». Жених умедлил: этим Господь прикровенно показывает, что нельзя ожидать Его Второго пришествия в скором времени. Что же означает: «….задремали все и уснули!» «Это не значит, по слову епископа Михаила, что при Втором пришествии Христовом все христиане уснут, т.е. окажутся небодрствующими, безпечными, холодными к вере, а указывает лишь на постоянную обязанность христиан бодрствовать, быть готовыми к сретению Господа, или же сон означает здесь смерть». «Но в полночь раздался крик». Это вопль, о котором говорит апостол Павел: «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес. 4:16), Господь «сойдет с неба» , сойдет в сопровождении Ангелов, друзей Небесного Жениха, ведя с Собой невесту – торжествующую Церковь святых Божиих, и ожидая приветствия со стороны Церкви, еще воинствующей на земле. Крик раздался в полночь: Иудеи верили, что Мессия придет внезапно, в полночь, подобно тому, как их предки вышли из Египта в полночный час. Через эту полночь весьма живо изображается внезапность дня Господня, который придет как «тать ночью». Если изменяют нам собственные наши дела, то ничто не может помочь нам, даже хотя бы и изъявляли на то свое желание. Так и девы ссылаются на невозможность… Это объяснил блаженный Авраам, когда сказал: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут..». (Лк. 16:26). «Пойдите лучше к продающим и купите себе». Кто эти продающие? Бедные. Где они? Они здесь, и только теперь можно находить их, а не после. Поэтому не трать напрасно своего имущества на роскошь и для пустой славы, потому что там много для тебя нужно будет елея.

Кто зажигает свечу для другого, тот не истощает света своей свечи; но ничто не может передать другому того, что составляет неотъемлемое достояние его души, не может передать доброты своего сердца, чистоты совести, святости… Мудрые девы не воображают, что у них есть какой-либо избыток, который, как не нужный им самим, они могли бы отдать другим; счастливы они, если их собственные светильники горят так светло, что они могут войти в радость брачного чертога. «Слова: «чтобы не случилось недостатка и у вас и у нас» показывают, что здешние труды наши весьма малы в сравнении с тамошним воздаянием» (преп. Ефрем Сирин). Поэтому ложно учение католиков о каких-то сверхдолжных заслугах святых Божиих. На суде Божием «и… праведник едва спасается» (1Пет. 4:18). «Юродивые девы пошли купить елея, но не получили никакой пользы: этим Иисус Христос показывает, что хотя бы мы сделались человеколюбивейшими по смерти, это не избавит нас от мучения. Для них безполезно было и самое усердие, потому что они не здесь, но там уже искали продающих. Так и богачу не принесло пользы, когда он сделался так человеколюбив, что стал пещись о сродниках своих. Тот, который проходил мимо лежащего при вратах его, спешит исхитить от геенны тех, которых уже не видит. Но все уже безполезно» (слова свт. Златоуста)… «И двери затворились». .. Какие двери? Это – двери, отверстые для приходящих от востока и запада, чтобы возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, в Царствии Небесном; это та Дверь, которая гласит: «грядущего ко Мне не изжену вон». Теперь она отворена, а тогда будет заперта навсегда. Убийцы приходят, и их допускают, мытари и блудницы приходят, и приняты, и дверь для них не закрывается, ибо Христос прощает всех кающихся. Но что говорит Он затем? «И двери затворились». .. Ничье раскаяние, ничья молитва, ничьи вздохи не будут услышаны. Заперта дверь, принявшая Давида после прелюбодеяния и человекоубийства, не только не отвергнувшая Петра после его троекратного отречения, но и даровавшая ему ключи Царствия… Дверь затворена и слышится грозное: «не знаю вас». Я отвергаю вас, ибо вы не хотели знать Меня, Я не приемлю такой любви, которая не соединяется с милосердием к Моим возлюбленным: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23)… Участь безрассудных дев решена навсегда и двери для них не будут открыты никогда. «Царство Небесное, по выражению блаженного Августина, есть место, куда враг не входит, и откуда друг не исходит». «После многих усилий, – говорит святитель Златоуст, – после великих трудов, после жестокой брани и побед над сильными влечениями природы, девы, со стыдом потупив взоры, отошли с угасшими светильниками… Ничто так не омрачает девства, как недостаток милосердия».

Предостерегая нас от такой участи, Господь говорит: «….бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как часто Иисус Христос повторяет эти слова, показывая, что неведение смертного часа полезно для нас. Где же теперь те, которые ведут жизнь безпечную и грозят: «Мы при кончине все оставим бедным». Пусть услышат они эти слова и исправятся. Многие, быв похищены внезапной смертью, не успели даже объяснить свою волю родственникам». Безвестен день смерти для каждого, ибо «Тот, Кто обещает кающимся прощение, не обещал согрешающему завтрашнего дня». А потому будем чаще повторять в своем сердце умилительную песнь церковную: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа: блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят, еси, Боже, Богородицею помилуй нас!» (Тропарь Великого Понедельника).

Психо (1960)
Psycho
детектив, триллер, ужасы
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Энтони Перкинс, Джанет Ли, Вера Майлз, Джон Гэвин, Мартин Болсам
Премьера: 20 августа 2020 года

Ну, конечно, какая еще сцена в душе может открывать наш топ? Естественно, это знаменитый эпизод из фильма Альфреда Хичкока «Психо», исполненный на повышенных скрипичных тонах, с невероятной для своего времени монтажной энергетикой и фантастической по реализму игрой Джанет Ли. Целая неделя потребовалась великому режиссеру, чтобы снова и снова врываться в тесное пространство ванной комнаты, сначала до смерти пугать, а затем и убивать одну из самых ярких блондинок Голливуда. Интересно, что сам Хичкок планировал сделать сцену немой, но композитор фильма Бернард Херрманн все-таки написал тему эпизода, которая заставила режиссера изменить решение.

Сто винтовок (1969)
100 Rifles
вестерн, война, приключения
Режиссер: Том Грис
В ролях: Джим Браун, Ракел Уэлч, Берт Рейнольдс, Фернандо Ламас, Дэн О’Херлихи

Не слишком притязательный вестерн Тома Грайза «Сто винтовок», возможно, никогда бы зацепился за память зрителей, не будь в нем одной восхитительной актрисы и одной впечатляющей сцены, ради которой, чего уж скрывать, мужчины и шли в кинозалы. Главную роль в «Винтовках» исполнила Рэкел Уэлч, несколькими годами ранее прогремевшая фильмом «Миллион лет до нашей эры», после которого актрису назвали «королевой бикини». Соответственно, нетрудно догадаться, что ключевым моментом фильма стала сцена в душе, но не простая. Героиня Рэкел принимает душ на улице, и не просто так, а отвлекая внимание солдат, которых поезд везет в ловушку повстанцев. Более героических водных процедур история кино не знает!

Ирония судьбы, или с легким паром! (1975)
комедия, мелодрама
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Андрей Мягков, Барбара Брыльска, Юрий Яковлев, Любовь Добржанская, Ольга Науменко

Как невозможно представить зарубежные сцены в душе без хичкоковского «Психо», так нет для советского человека более «мокрой» истории, чем печаль Ипполита из «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. Герой Юрия Яковлева искренне удивляется тому, что Лукашин и его приятели ходят в баню, в то время когда в каждой квартире есть ванна. И правда, кто бы пустил нетрезвого Ипполита в баню в полном «обмундировании»? А так дома можно забраться в душ в пальто и шапке, грустно рассуждать о несправедливости бытия, а затем уйти в ночь «мокрым от слез».

Кэрри (1976)
Carrie
ужасы
Режиссер: Брайан Де Пальма
В ролях: Сисси Спейсек, Пайпер Лори, Эми Ирвинг, Уильям Кэтт, Джон Траволта

Снятая Брайаном Де Пальма по роману Стивена Кинга «Кэрри» впитала в себя достаточное количество страхов, чтобы стать одной из основополагающих картин жанра. Ужас школы и дома, непонимание, неумение постичь саму себя, неспособность удерживать в себе вдруг проявившиеся силы и способности – каждому подростку подобное пережить пришлось. В отличие от молодых людей, девушкам предстоит пережить на этапе взросления дополнительный непростой этап – пугающее изменение организма, окрашенное кровью. Слегка запоздавшая с первыми месячными Кэрри впервые сталкивается с ними в школьном душе – ужасная сцена, запустившая череду страшных событий фильма.

Ох уж эта наука! (1985)
Weird Science
комедия, мелодрама, фантастика
Режиссер: Джон Хьюз
В ролях: Энтони Майкл Холл, Келли ЛеБрок, Илэн Митчелл-Смит, Билл Пэкстон, Сюзанн Снайдер
Смотреть онлайн

Даже в самом почтенном возрасте сложно себе представить иную мотивацию подростков создавать себе идеальную, но искусственную женщину, кроме как увидеть ее голой. Фривольная комедия Джона Хьюза рассказывает именно об этом – изобретательные вундеркинды собирают свое собственное «чудовище Франкенштейна», выгодно отличающееся от предшественников пышным бюстом и другими анатомическими подробностями. И конечно, с радостью отправляются вместе с ней в душевую кабину. Столько счастья в глазах мальчишек середины восьмидесятых сегодня не могут вызвать никакие Трансформеры или Мстители!

Оно (1990)
It
детектив, драма, триллер, ужасы, фэнтези
Режиссер: Томми Ли Уоллес
В ролях: Тим Карри, Хэрри Андерсон, Деннис Кристофер, Ричард Мазур, Аннетт О’Тул

Еще одно экранизированное произведение Стивена Кинга, пробирающее до дрожи, – телевизионное «Оно», рассказывающее о противостоянии подростков древнему злу, скрывающемуся в обличии жуткого клоуна. Каждый из детей по-своему переживает свои страхи, каждого пугает что-то особенное, но если вы смотрели фильм, то наверняка вам запомнилась сцена в душевой комнате, где один из мальчиков становится пленником оживших водопроводных труб. Пугающий эпизод, заставляющий задуматься о том, а так ли плохо ходить мыться с кем-то вместе. Одному-то совсем страшно!

Арахнофобия: Боязнь пауков (1990)
Arachnophobia
комедия, триллер, ужасы, фэнтези
Режиссер: Фрэнк Маршалл
В ролях: Джефф Дэниелс, Джулиан Сэндз, Джон Гудман, Стюарт Пэнкин, Харли Джейн Козак

Душевая кабина – это не только место очищения, но и уголок уединения, где человек чувствует себя предельно защищенным, оставаясь максимально раскрытым. Так велят нам чувство такта, этикет и правила поведения при совместном проживании. Но страхам эти законы неведомы – ужасы любят подкрадываться к людям в тот момент, когда они начинают в душе что-то напевать. Хоррор Фрэнка Маршалла «Боязнь пауков» демонстрирует один из самых распространенных страхов тех, кто душ предпочитает приему ванны. Вы стоите под струями воды, и вдруг на голову вам валится сверху здоровенный паук – от такого завизжал бы даже самый накачанный мужик.

Голый пистолет 33 1/3: последний выпад (1994)
Naked Gun 33 1/3: The Final Insult
комедия
Режиссер: Питер Сигал
В ролях: Лесли Нильсен, Присцилла Пресли, Джордж Кеннеди, О. Джей Симпсон, Фред Уорд
Смотреть онлайн

Кстати, о накачанных мужиках. Пожалуй, нет в мире человека, который не знал бы какой-то из бесчисленных интерпретаций шутки об оброненном в душевой комнате мужской тюрьмы мыле. Создатели третьего фильма франшизы «Голый пистолет» обыграли эту фобию с присущей им прямотой – герой Лесли Нильсена, оказавшийся за решеткой, противостоит местному насильнику с помощью шикарных металлических трусов. Так что его невинная обезоруживающая улыбка оказывается для злодея ложной приманкой – никакое мыло не поможет.

Американская история Икс (1998)
American History X
драма, триллер
Режиссер: Тони Кэй
В ролях: Эдвард Нортон, Эдвард Ферлонг, Беверли Д’Анджело, Дженнифер Лиен, Итан Сапли
Смотреть онлайн

Культовая кинодрама Тони Кея «Американская история Х» даже сегодня смотрится весьма внушительно не только из-за того, что в ней последнюю свою достойную роль сыграл Эдвард Ферлонг, и не из-за той физической формы, какую набрал для съемок Эдвард Нортон. Прежде всего, это крайне важный фильм-предостережение на пути слишком радикально настроенных подростков, грезящих мечтами о превосходстве одной расы над другой. Всегда нужно помнить, что любые убеждения могут быть деформированы, любые взгляды могут быть переосмыслены, любая жестокость может встретить на пути еще большую жестокость. Герой Нортона, убежденный нацист, свои «зубы сломал» в тюремной душевой, где его собратья по цвету кожи доходчиво объяснили умнику, с кем и когда можно и нужно дружить.

Красота по-американски (1999)
American Beauty
драма, мелодрама
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Кевин Спейси, Аннетт Бенинг, Тора Бёрч, Уэс Бентли, Мена Сувари
Премьера: 22 марта 2000 года
Смотреть онлайн

Какие ассоциации первыми приходят в голову при упоминании фильма Сэма Мендеса «Красота по-американски»? Правильно, знаменитая сцена фантазий героя Кевина Спейси о лежащей в ванне из лепестков роз Анджеле. Но помните ли вы, при каких обстоятельствах Лестер размечтался об обнаженной подружке своей дочери? Все верно, эта фантазия – повод мужчине укрыться от взглядов домашних в душевой кабине и заняться самоудовлетворением. Смотреть на онанизм мужика в душе, возможно, и не самое эстетически благостное занятие, но без этого «Красота» была бы совсем иной.

Казино Рояль (2006)
Casino Royale
боевик, приключения, триллер
Режиссер: Мартин Кэмпбелл
В ролях: Дэниэл Крэйг, Ева Грин, Мадс Миккельсен, Джуди Денч, Джеффри Райт
Премьера: 16 ноября 2006 года

Радикально перестроенный новый фильм бондианы в 2006 году можно разбирать по косточкам бесконечно: новый актер в главной роли, «грязные» драки, интеллектуалы в роли злодеев – вот лишь самый поверхностный список нововведений. Но кто бы мог подумать, что в новой своей итерации Джеймс Бонд изменится не только внешне, но и внутренне – суперагент в «Казино «Рояль”» признается в любви своей очередной девушке! Немыслимо! Нам уже приходилось видеть, как Бонд обнимался с красотками в душе, но чтобы он при этом нежно облизывал пальцы рыдающей красавицы и чувственно говорил о любви – для этого действительно в бондиане должен был начаться новый век.

Очень страшное кино 4 (2006)
Scary Movie 4
комедия, ужасы
Режиссер: Дэвид Цукер
В ролях: Анна Фэрис, Реджина Холл, Крэйг Бирко, Билл Пуллман, Энтони Андерсон
Премьера: 13 апреля 2006 года
Смотреть онлайн

Как все, что снимается сейчас, уже когда-то было в «Симпсонах», так все, что было снято вчера, завтра непременно окажется в картинах-пародиях франшизы «Очень страшное кино». Не могли «страшные фильмы» пройти и мимо ужасов в душе, четвертый фильм посвятил этому отдельную сцену с героиней Анны Фэрис, которой наслаждаться водными струями помогают жуткие лапы, выбирающиеся из-за спины. «Очень страшное кино» в последние годы далеко не всегда бывает смешным, но некоторые эпизоды по-прежнему заставляют улыбаться. Фэрис в душе – один из таких светлых лучиков в темном царстве неудачных пародий.

Идеальный голос (2012)
Pitch Perfect
комедия, мелодрама, музыка
Режиссер: Джейсон Мур
В ролях: Анна Кендрик, Скайлар Эстин, Ребел Уилсон, Адам Дивайн, Анна Кэмп
Премьера: 9 мая 2013 года
Смотреть онлайн

Фильм о поющих а капелла девушках-студентках? Серьезно? Разве кто-то пойдет на это смотреть в кинотеатр? В 2012 году пошли, и еще как (это мы даже не упоминаем, что сиквел обходит в прокате «Безумного Макса», даже не сбив дыхания) – «Идеальный голос» оказался вполне миленькой штучкой. А поскольку фильм этот является продуктом исключительно «девчачьим», то и некоторые сцены в нем выглядят по-женски нелогично. Особенно выделяется наэлектризованная сексом сцена в душе – героиня Анны Кендрик намыливается, напевая, а к ней в кабинку врывается одна из ее будущих подруг-певиц. Хм… Ну да, они всего лишь вместе споют. Но ничто не мешает вам проявить фантазию, взбудораженную намеками авторов.

Хичкок (2012)
Hitchcock
драма
Режиссер: Саша Гервази
В ролях: Энтони Хопкинс, Хелен Миррен, Скарлетт Йоханссон, Дэнни Хьюстон, Тони Коллетт
Премьера: 21 февраля 2013 года
Смотреть онлайн

Раз уж мы рассказали о главной сцене в душе, снятой полвека назад Альфредом Хичкоком, то давайте упомянем и о куда более близком современному зрителю фильме, живописующем события, окружавшие съемочный процесс классического триллера. В 2012 году Саша Джерваси снял ленту о том, как Хичкок создавал свой шедевр, и это еще один повод погрузиться в атмосферу мотеля Нормана Бэйтса. Дополнительным стимулом для зрителя должно стать то, что роль Джанет Ли, сыгравшей в «Психо» блондинку в душе, исполнила в «Хичкоке» Скарлетт Йоханссон. Может быть, душа здесь не так много, но это же Йоханссон, Карл!

Стартрек: Возмездие (2013)
Star Trek Into Darkness
боевик, приключения, фантастика
Режиссер: Джей Джей Абрамс
В ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Зои Салдана, Карл Урбан, Саймон Пегг
Премьера: 16 мая 2013 года
Смотреть онлайн

Не самое распространенное явление в наших топах, но в случае с фантастическим боевиком «Стартрек: Возмездие» мы предлагаем вам посмотреть не только сам фильм, но и дополнительные материалы к нему, в частности, удаленные сцены. Одна из таких удаленных сцен включает эпизод, в котором плененный герой Бенедикта Камбербетча принимает душ. Какие дьявольские силы заставили Джей Джей Абрамса лишить зрительниц удовольствия полюбоваться атлетичным телом Камбербетча, но при этом показать полуобнаженную героиню Элис Ив? Ну кто же этих режиссеров поймет? Абрамс объяснил свой выбор тем, что, по его мнению, герой в душе получился каким-то слишком сосредоточенным. Ну а что вы хотели? Он вообще-то месть задумал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *