Нерукотворный образ

Образ Спас нерукотворный по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы Спас Нерукотворный, и в каких случаях к ней обращаются за помощью.

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу в вк, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа! Или же наша православная группа в одноклассниках! Также рады напомнить, что на страницах нашего церковного магазина Вы можете найти все возможные православные товары!

История иконы Спас Нерукотворный

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
• на полотенце (Мандилиона);
• на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями. Дорогие Друзья, напоминаем, что у нас на страницах Вы можете купить икону Стас Нерукотворный, а также купить иконы Господа и купить иконы Иисуса Христа и даже купить икону Тайная Вечеря!

Значение иконы Спас Нерукотворный

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
• Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
• Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
• Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
• Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;

• На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.

В чем помогает Спас Нерукотворный:

• при избавлении страшных недугах;
• при получении благодати для себя и своих родных;
• для укрепления физического и душевного состояния;
• для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;
• о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» — так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Чудеса иконы Спас Нерукотворный

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.

Где находится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
• обрел зрение мужчина-слепец;
• поддержка в прекращении восстании С. Разина;
• паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
• бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

Описание Если вы сбились с ног в попытке найти дизайнерские вещи в обычном магазине одежды, то настала пора прибегнуть к помощи швеи. Золотошвейная мастерская Убрус предлагает быстрое и качественное исполнение любых работ по самым привлекательным ценам. Вы сами сможете не только выбрать самые лучшие материалы, но и дать волю своей фантазии в выборе фасона наряда. Здесь мастера готовы воплотить все ваши фантазии.

Также в золотошвейная мастерская Убрус можно воспользоваться услугами художественной вышивки на разных типах тканей. Стоимость услуг будет рассчитана в зависимости от размера и сложности выполняемого эскиза. Мастерам Золотошвейная мастерская доверяют многие постоянные клиенты. Ознакомиться с прайсом услуг можно на сайте ubrus.ru Найти организацию можно по адресу Невский проспект, 60. Золотошвейная мастерская Убрус работает рядом со станцией метро Гостиный двор. Золотошвейная мастерская работает Пн-Пт: 15:00 — 20:00.

В этом же здании находятся: стриптиз-клуб Golden Dolls на Невском проспекте, городской ресторан Tokyo-City на Невском проспекте, 60, сеть ресторанов домашней кухни Теремок на метро Невский проспект, кинотеатр Аврора на Невском проспекте, ресторан Карловы Пивовары на Невском проспекте.

В Евангелии и апостольских посланиях совершенно отсутствует описание внешности Христа. Тем не менее, все иконы Господа показывают нам одинаковый образ Богочеловека (даже иконы Богоматери в изображении Ее сильнее отличаются между собой). Это объясняется как раз чудесным созданием собственной иконы Христом. Историю этого удивительного события записал римский историк Евсевий из Палестины, христианин, а также преподобный Ефрем Сирин — святой подвижник Сирийской пустыни. Документ является реальным историческим источником, благодаря описаниям Евсевия до нас дошли многие бытовые подробности жизни Римской империи того периода.

Евсевий писал, что при жизни Христа слава о Нем и Его чудесах распространилась даже до других стран. Правитель города Эдесса (сейчас он находится в Турции) по имени Авгарь направил ко Христу слугу и искусного художника. Авгарь был пожилым человеком и тяжело страдал из-за болезни суставов ног. Он просил помолиться о нем и исцелить недуг, а чтобы самому увидеть Христа (по болезни он не смог этого сделать, а изображений Господа еще не было) — дал указание художнику зарисовать Христа с натуры. Это было обычной практикой в Римской империи: создание портретов и лепка бюстов с натуры. Искусство к моменту земной жизни Христа было достаточно развито, чтобы изображать с помощью светотени: многие считают, что схематичные черты иконописи стали следствием недостаточного понимания создателями образов живописи, но это не так; иконопись имеет собственный язык рисунка, заключающийся в приемах обратной перспективы и символизме.

Когда посланцы царя передали Христу просьбу об исцелении, Господь обещал, что один из Его апостолов посетит Эдессу и просветит его народ светом новозаветного учения. В это время художник царя пытался и никак не мог зарисовать Христа. Тогда Сам Господь взял полотенце (платок, по-церконовнославянски «убрус») и отер им лицо — на платке отпечатался Лик Господа. Вот почему этот образ называется Нерукотворным: руки человека не смогли с помощью красок изобразить Его, но благодать Господа, Его собственная энергия и сила создали изображение. Вероятно, это изображение было подобно Туринской плащанице, где виден Лик Иисуса Христа, как на фотографии.

Так еще при жизни Спасителя возникла первая икона. Царские послы доставили чудесный образ на ткани в Эдессу. Нерукотворный Образ-Мандилион (по-гречески — на ткани) стал почитаться как великая святыня царем. А когда после Вознесения Христа город посетил святой апостол Фаддей, по свидетельству другого историка, Прокопия Кесарийского, он излечил царя Авгаря, проповедовал христианство и совершил много чудес. Тогда образ Спаса Нерукотворного стал городской святыней, оберегавшей эдессян, и был размещен над городскими воротами как знамя Эдессы. На протяжении нескольких веков по молитвам перед ним было совершено множество чудес, а летописец Евагрий Антиохийский записал свидетельства о чудесном избавлении Эдессы от осады врагов благодаря ему.

Увы, один из потомков Авгаря стал язычником и иконоборцем. Чтобы уберечь от уничтожения чтимый образ христиане Эдессы заложили икону камнями в стене. Образ так долго был спрятан, что поколение христиан, переживших гонения, уже не помнило о местонахождении святыни. Только во время новой войны, в VI веке, после молитвы горожан о спасении, епископ города во сне увидел место скрытия образа. Когда каменную кладку сняли, оказалось, что на камнях («на чрепии», по-церковнославянски) также отпечатался Лик Христа. Продолжала чудесно гореть и маленькая лампада, поставленная в прежние века.

Оба образа стали предметом поклонения. Икону, отпечатавшуюся на камнях, назвали Керамидион и поместили в киот, а Мандалион был перенесен в алтарь городского собора, откуда выносился для поклонения верующим лишь дважды в год.

В конце XI века армия византийцев осадила город и требовала сдаться под власть императора. В обмен на мир константинопольцы предложили отдать им чудесный Нерукотворный образ — Мандалион. Жители Эдессы согласились, икона была перенесена в Константинополь. А этот день — 29 августа по новому стилю — теперь является церковным праздником. Это Третий, Хлебный или Ореховый Спас, день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа. В этот день на Руси завершалась уборка хлеба и поспевали орехи, на сбор которых брали благословение крестьяне. После Литургии освящали домашний хлеб и пироги, испеченные из муки нового урожая.

В 1011 году художником Западной Церкви был сделан список на ткани с Нерукотворного Образа. Он был перенесен в Рим под названием «vero eikon» — истинный образ и стал известен с названием «Плат Вероники». От этого списка также происходили чудеса, он дал основу обширной иконографии Господа Иисуса Христа в Католической Церкви.

К несчастью, чудотворный Мандилион не дошел до наших дней. Во время крестового похода 1204 года он был захвачен крестоносцами и, по легенде, утонул вместе с кораблем похитителей.

На Русь Мандилион не приносился никогда, однако имелись списки, прославленные чудесами. Древнейшая русская икона Спаса Нерукотворного относится к XII веку и написана предположительно в Новгороде. Изображение ткани на ней отсутствует, поэтому образ относят к Керамидиону (этот вид иконографии Нерукотворного Образа называется «Спас на чрепии»). По мнению искусствоведов, эта икона близка к чудотворному Эдесскому образу. Возможно, его список был привезен на Русь в первые века после ее Крещения князем Владимиром. Образ был почитаемой святыней Московского Кремля, а сейчас пребывает в Третьяковской галерее.

Православные праздники

Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания.

История

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, Авгарь V Ухама, больной проказой, послал ко Христу своего архивария Ханнана (Ананию) с письмом, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Ханнан был художником, и Авгарь поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.

Ханнан застал Христа окруженным плотной толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что Ханнан хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат Ханнану с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к Авгарю одного из Своих учеников.

Получив портрет, Авгарь исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.

После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей. Проповедуя Благую Весть, он крестил царя и большую часть населения. Выйдя из крещальной купели, Авгарь обнаружил, что исцелился полностью, и вознес благодарность Господу. По приказу Авгаря святой убрус (плат) был наклеен на доску из негниющего дерева, украшен и помещён над воротами города вместо ранее находившегося там идола. И каждый должен был поклониться «чудотворному» образу Христа, как новому небесному покровителю града.

Однако внук Авгаря, взойдя на трон, задумал вернуть народ к поклонению идолам и для этого разрушить Нерукотворный Образ. Епископ Едессы, предупрежденный в видении об этом замысле, повелел замуровать нишу, где находился Образ, поместив перед ним зажженный светильник.
Со временем место это было забыто.

В 544 году, во время осады Едессы войсками персидского царя Хозроя, едесскому епископу Евлалию было дано откровение о местонахождении Нерукотворного образа. Разобрав в указанном месте кирпичную кладку, жители увидели не только прекрасно сохранившийся образ и не угасшую за столько лет лампаду, но и отпечаток Пресвятого лика на керамике – глиняной доске, закрывавшей святой убрус.

После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин, а в 787 году Седьмой Вселенский собор, приводя его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. В 944 году византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I купили Нерукотворный Образ у Едессы. Толпы народа окружали и замыкали шествие при перенесении Нерукотворного Образа из города до берега Ефрата, где процессию ожидали галеры для переправы через реку. Христиане начали роптать, отказываясь отдать святой Образ, если на то не будет знамения от Бога. И знамение было им дано. Внезапно галера, на которую уже внесли Нерукотворный Образ, без всякого действия поплыла и пристала к противоположному берегу.

Притихшие едессяне вернулись в город, а шествие с Образом двинулось далее сухим путем. На всем протяжении пути в Константинополь беспрерывно совершались чудеса исцеления. Монахи и святители, сопровождающие Нерукотворный Образ, с пышной церемонией объехали по морю всю столицу и установили святой Образ в Фаросском храме. В честь этого события 16 августа был установлен церковный праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа.

Ровно 260 лет сохранялся Нерукотворный Образ в Царьграде (Константинополе). В 1204 году крестоносцы обратили свое оружие против греков и завладели Константинополем. Вместе со множеством золота, драгоценностей и священных предметов ими был захвачен и переправлен на корабль и Нерукотворный Образ. Но, по неисповедимым судьбам Господним, Нерукотворный Образ не остался в их руках. Когда они плыли по Мраморному морю, вдруг поднялась страшная буря, и корабль быстро пошел ко дну. Величайшая христианская святыня исчезла. Этим заканчивается история подлинного Нерукотворного Образа Спасителя.

Существует предание, что Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея.

Плат святой Вероники

На Западе предание о Спасе Нерукотворном получило распространение как сказания о Плате Святой Вероники. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.

Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение лат. vera icon (истинный образ). В западной иконографии отличительная особенность изображений «Плат Вероники» — терновый венец на голове Спасителя.

Иконография

В православной иконописной традиции есть два основных вида изображений Св. Лика: «Спас на убрусе», или «Убрус» и «Спас на чрепии», или «Чрепие».

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа. В византийских изображениях он украшался драгоценными камнями. Позднее крест в нимбах стали изображать состоящими из девяти линий по числу девяти ангельских чинов и вписывать три греческие буквы (Я есть Сущий), а по сторонам нимба на фоне помещать сокращенное именование Спасителя – IС и ХС. Такие иконы в Византии назывались «Святым Мандилионом» (Άγιον Μανδύλιον от греч. μανδύας — «убрус, плащ»).

На иконах типа «Спас на чрепии», или «Чрепие», согласно преданию, изображение лика Спасителя после чудесного обретения убруса, отпечаталось и на черепице-керамиде, которой был закрыт Нерукотворный Образ. Такие иконы в Византии назывались «Святым Керамидионом». На них отсутствует изображение плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или каменной кладки.

Наиболее древние изображения выполнялись на чистом фоне, без какого-либо намёка на материю или черепицу.

Убрус со складками начинает распространяться на русских иконах с ХIV в.
Изображения Спасителя с бородой клинообразной формы (сходящейся к одному или двум узким концам) известно и в византийских источниках, однако, только на русской почве они оформились в отдельный иконографический тип и получили название «Спас Мокрая Брада».

Спас Нерукотворный «Спас Мокрая Брада»

В соборе Успения Божией Матери в Кремле находится одна из чтимых и редких икон — «Спас Ярое Око». Написана она была в 1344 году для старого Успенского собора. На ней изображен суровый лик Христа пронзительно и строго взирающий на врагов Православия — Русь в это период была под игом татаро-монголов.

Чудотворные списки «Спаса Нерукотворного»

«Спас Нерукотворный» — икона особо почитаемая православными христианами на Руси. Она всегда присутствовала на русских военных флагах еще со времени Мамаева побоища.

А.Г. Намеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг

Самая ранняя сохранившаяся икона «Нерукотворного Спаса» — новгородский двухсторонний образ XII века — находится в Третьяковской галерее.

Спас Нерукотворный. Третья четверть XII века. Новгород

Прославление Креста (оборотная сторона иконы Спас Нерукотворный) XII век. Новгород

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса. Так, например, в селе Спасском, близ города Томска, в 1666 г. один томский живописец, которому заказали для своей часовни жители деревни икону святителя и чудотворца Николая, по всем правилом приступил к работе. Он призвал жителей к посту и молитве и на приготовленной доске сделал прорись лица угодника Божия, чтобы на следующий день работать красками. Но на другой день вместо святителя Николая увидел на доске очертания Нерукотворного образа Христа Спасителя! Два раза восстанавливал он черты Николая Угодника и дважды чудесным образом возобновлялся на доске лик Спасителя. То же повторилось и в третий раз. Так на доске была написана икона Нерукотворного образа. Слух о совершившемся знамении вышел далеко за пределы Спасского, и сюда отовсюду стали стекаться паломники. Прошло довольно много времени, от сырости, пыли постоянно открытая икона обветшала и требовала реставрации. Тогда 13 марта 1788 г. иконописец Даниил Петров по благословению игумена Палладия — настоятеля монастыря в Томске ножом начал удалять с иконы прежний лик Спасителя, чтобы написать новый. Снял с доски уже полную горсть красок, а святой лик Спасителя оставался неизменным. Страх напал на всех видевших это чудо, и с тех пор никто не осмеливался на обновление образа. В 1930 году, как и большинство церквей, этот храм был закрыт, а икона исчезла.

Нерукотворный образ Христа Спасителя, поставленный неизвестно кем и неизвестно когда, в городе Вятке на паперти (крыльцо перед церковью) Вознесенского собора, прославился совершившимися перед ним бесчисленными исцелениями, по преимуществу от болезней глаз. Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны. Список с чудотворной Вятской иконы Спас Нерукотворный до 1917 года висел с внутренней стороны над Спасскими воротами Московского Кремля. Сама икона была доставлена из Хлынова (Вятки) и оставлена в московском Новоспасском монастыре в 1647 году. Точный список был отправлен в Хлынов, а второй установлен над воротами Фроловской башни. В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны, ворота, через которые была доставлена икона и сама башня были названы Спасскими.

Еще один чудотворный образ Спаса Нерукотворного находится в Спасо-Преображенском соборе города Санкт-Петербурга.

Икона «Спас Нерукотворный» в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга. Был любимым образом императора Петра I.

Икона была написана, предположительно, в 1676 году для царя Алексея Михайловича знаменитым московским иконописцем Симоном Ушаковым. Она была передана царицей своему сыну – Петру I. Он всегда брал с собой икону в военные походы. Именно перед этой иконой император молился при основании Петербурга, а также накануне судьбоносного для России Полтавского сражения. Эта икона не раз сохраняла жизнь царю. Список этой чудотворной иконы возил с собой император Александр III. Во время крушения царского поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге 17 октября 1888 года, он вышел из разрушенного вагона вместе со всей семьей невредимым. Целой сохранилась и икона Спаса Нерукотворного, даже стекло в киоте осталось целым.

В собрании Государственного музея искусств Грузии находится энкаустическая икона VII века, называемая «Анчисхатским Спасом», представляющая Христа погрудно. Народное грузинское предание отождествляет эту икону с Нерукотворным Образом Спасителя из Эдессы.

«Анчисхатский Спас» — одна из наиболее чтимых грузинских святынь. В древности икона находилась в монастыре Анчи в Юго-Западной Грузии; в 1664 г. была перенесена в тбилисскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, VI в., получившую после перенесения иконы название Анчисхати (в настоящее время хранится в Государственном музее искусств Грузии).

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» в Тутаеве

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе. Древний образ написан в середине XV века известным иконописцем Дионисием Глушицким. Икона огромная — около 3 метров.

Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.

В 1749 году по указу святителя Арсения (Мацеевича) образ был вывезен в Ростов Великий. 44 года пребывала икона в Архиерейском доме, только в 1793 году борисоглебцам позволили вернуть ее в собор. С великой радостью они несли святыню из Ростова на руках и перед слободой остановились на речке Ковать, чтобы омыть дорожную пыль. Там, где поставили икону, забил ключ чистой родниковой воды, который существует и по сей день и почитается святым и целебным.

С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой, изъятыми большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время — его копия.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.

Каждый год, 2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами.

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой — целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении.

***

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Док.фильм «СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» (2007)

Образ оставленный нам самим Спасителем. Самое первое подробное прижизненное описание внешнего вида Иисуса Христа, оставил нам проконсул Палестины Публий Лентула. В Риме, в однои из библиотек, найден неоспоримо правдивый манускрипт, имеющий большую историческую ценность. Это письмо, которое Публий Лентул, управляюший Иудеей до Понтия Пилата, писал властителю Рима.

Тропарь, глас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши, яже создал еси, от работы врагу. Темже благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2
Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, Неописанное Слово Отчее, и образ неписанный и богописанный победителен ведуще неложного Твоего воплощения, почитаем того лобызающе.

Молитва ко Господу
Господи Щедре и Милостиве, Долготерпеливе и Многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи, силен в милости и благ в крепости, во еже помогати и утешати и спасати вся уповающий на Имя святое Твое. Аминь.

Ина молитва ко Господу
О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне, грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержими, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего, Господи, от нас и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Тебе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *