Никандрова пустынь

Никандровский монастырь — аномальная зона, расположенная на месте разрушенного монастыря в Порховском районе Псковской области. Местные жители рассказывают, что время от времени видят на развалинах призрачные фигуры древних монахов-призраков.
На месте разрушенного Никандровского монастыря в Псковской области призраков или, скорей всего, хрономиражи видят достаточно часто. Местные жители рассказывают, что время от времени встречают на развалинах призрачные фигуры древних монахов-призраков (современных монахов с ними не перепутаешь, тем более, что их там нет).

Кто-то однажды, повстречавшись с двумя, вполне казалось бы осязаемыми монахами (слышался их разговор и, кажется, даже дуновение ветерка от развевающихся балахонов) очевидец попытался запечатлеть на фотопленку местную экзотику, но вместо двух монахов на снимке вышло лишь 2 светящихся пятна. В марте 2000 года в этом месте местные рассказали, как буквально незадолго до этого они заехали в монастырь на мотоциклах и заметили странную монашку. Женщина обошла мотоцикл вокруг и неожиданно пропала («как сквозь землю») на ровном месте. После этого мотоцикл перестал заводиться, и его пришлось толкать около двадцати километров.»

История
В начале XX века Благовещенская Никандрова пустынь была одним из самых богатых псковских монастырей. В пустыни было 32 монаха, 30 послушников, земельные владения составляли 6783 десятины.

В 1923 году в Никандровой пустыни было 34 монаха (14 человек 37-50 лет, 12 человек – 50-60 лет, 8 человек – 60-75 лет). После революции монахи монастыря предлагали создать на базе Никандровой пустыни «трудовую коммуну». Но новая власть распорядилась по-другому. Монастырь был закрыт, а все постройки были взорваны. Церковная гордость – именные часы с монастырской колокольни были увезены в Псков и установлены на здании Кадетского корпуса.
За долгие годы разорения территория пустыни заросла непроходимым лесом. На территории бывшей Никандровой пустыни сохранились частично аллеи, деревья, остатки ограды, руины и фундаменты, святые колодцы, монастырское кладбище.

См. также:

→ Новгородский лес
Странный случай, произошедший в лесах Новгородской области, стал основой для местной страшилки о лесе, крадущем души. Летом 1999 года в лесу был найден труп мужчины.

→ Обводной канал
Мрачность и гнетущее чувство посещают практически каждого, кому случается бывать на Обводном канале, связаны с временами гораздо более древними, чем те, в которые появился Санкт-Петербург.

→ Озеро Кара-Куль
Слухи о том, что в водоёме обитает местный собрат Лох-Несского чудовища, существовали давно, но проверить их решилась лишь экспедиционная группа.

→ Озеро Лабынкыр
Озеро Лабынкыр — водоем на востоке Якутии, ставший знаменитым благодаря неизвестному науке существу, обитающему в его водах. Якуты верят, что в озере обитает громадное животное.

→ Озеро Светлояр
Озеро Светлояр иногда называют русской Атлантидой за его овеянную легендами историю. Люди говорят, что иногда из-под его вод раздается еле слышный звон колоколов.

→ Онежские петроглифы
Петроглифы разбросаны разрозненными группами на скалах полуострова Бесов Нос. Есть загадочные фигуры мистического характера.

→ Останкинская телебашня
Округ телецентра Останкино знают многие, как район с самым высоким строением Москвы, но не каждый знает, что земля, на которой стоит башня, имеет старинную и мистическую славу.

→ Остров Чамп
Остров усеян множеством странных круглых камней разного размера – от превышающих человеческий рост до совсем мелких – с пинг-понговый шарик; часть представляет собой идеальные пушечные ядра.

→ Патомский кратер
Патомский кратер — конус из раздробленных известняковых глыб на склоне горы Патомского нагорья Иркутской области. Патомский кратер был обнаружен совершенно случайно летом 1949 года.

→ Перевал Дятлова
На Урале есть гора Отортен, которую принято считать зоной аномалий. В разное время в этих местах происходили трагические события, самое знаменитое из которых — исчезновение группы Дятлова.

→ Пьяный лес
Пьяный лес — это прямоугольник из криворастущих переплетенных хвойных деревьев. Хвойные деревья изогнуты в сторону севера, а лиственные же вокруг этого места растут ровно.

→ Плато Укок
Плато Укок — алтайский Тибет — одно из самых красивых и мистических мест Горного Алтая — «Место силы». Название Укок звучит как «Слушай небеса». Эта древняя земля фантастической красоты.

→ Сабуровская пирамида
Сабуровская пирамида является каким-то секретным масонским инструментом, т.к. никто толком не знает зачем она была построена, потому что ничего подобного в России никто не строил.

→ Самарская Лука
Одной из самых активных паранормальных зон в России считается место недалеко от Самары, где Волга делает большую петлю вокруг Жигулевских гор — это место называют Самарская Лука.

→ Синий камень
Синий камень — священный камень близ Плещеева озера. Это один из немногих подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времён языческой Руси.

→ Синявинские болота
Мрачные Синявинские болота, что раскинулись в лесах Ленинградской области, до сих пор хранят безмолвную тишину. Именно в этих краях в 1942 году погибло множество советских солдат.

→ Тунгусский метеорит
Ранним летним утром 30 июня 1908 года в глубине русской Сибири имел место феномен, впоследствии получивший известность как Тунгусский метеорит. Странные события предшествовали этой катастрофе.

→ Урочище Шушмор
Таинственное урочище Шушмор находится где-то между Шатурским районом Мос­ковской области и Гусь-Хрустальным районом Владимирской области. В 1885 году здесь стали бесследно пропадать люди.

→ Ховринская больница
Мистический центр Москвы, ворота в параллельный мир, прообраз голливудского фильма ужасов «Обитель зла» — такая репутация у недостроенной больницы на севере Москвы.

→ Храм Всех Святых
Храм расположен на Славянской площади северо-востока Москвы. Церковь Всех Святых стала известной благодаря злому духу, что поселился в ней в 1666 году.

→ Чёртов овраг
В Псковской области есть очень загадочное место, заросшее папоротниками — Чертов овраг. Местные жители предпочитают даже не смотреть в сторону этого места. Чем же напуганы жители деревни Ляды?

→ Чёртово городище
Чёртово городище — урочище на берегу реки Чертовская, недалеко от города Козельск в Калужской области. Находится на территории национального парка Угра.

→ Южная тайга
Тайга — это не только суровый мир дикой природы, но и малоизведанная зона со своими уникальными свойствами и древними тайнами. Весной 2006 года в южной тайге была обнаружена пещера…

→ Аркаим
Аркаим — загадочный древний город, укреплённое деревянное поселение эпохи средней бронзы рубежа III—II тыс. до н. э., считающееся ровесником египетских пирамид и древнего Вавилона.

→ Видимском урочище
Мистическое место расположено в Нижнеилимском районе Иркутской области. В Видимском урочище находится Мертвое озеро, где, по рассказам, пропадают рыбаки и охотники.

→ Голосов овраг
В парке «Коломенское» есть очень необычное и таинственное место – Голосов овраг. Находится он приблизительно посередине музея-заповедника и делит его на две равные части.

→ Гора Воттоваара
Гору Воттоваара в Карелии суеверные люди считают местом средоточия злых сил и мостом в иной мир: здесь растут уродливые деревья, почти отсутствует фауна, озера мертвы.

→ Гора мертвецов
Гора мертвецов — так переводится с языка манси «Холат Сяхыл» — название высоты 1079 м на Северном Урале. На ее склоне при загадочных обстоятельствах погибли подряд 2 группы туристов.

→ Гора Ямантау
Гора Ямантау издавна считалась зловещей. А поскольку у башкирского народа принято давать горам, рекам и озерам имена, «Ямантау» в переводе означает «Злая гора».

→ Долина смерти
Странную местность в Якутии, вдоль поймы правого притока реки Вилюй, местные жители называют Долиной смерти. Через это место проходил в прошлом кочевой торговый путь эвенков.

→ Заяцкий остров
Заяцкий остров — богатейший заповедник. Часть неолитических сооружений представлена лабиринтами — невысокими (до 40 см) спиралями, выложенными из небольших по размерам булыжников.

→ Каменный город
Каменный город — это комплекс огромных камней, расположенных таким образом, что создается впечатление города. И все здесь как будто настоящее: и узенькие улочки, и широкие проспекты.

→ Кашкулакская пещера
Кашкулакская пещера находится на севере Хакасии и признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола» или пещерой «белого шамана».

→ Квартира Булгакова
Квартиру № 50, что находится в доме № 10 по Б. Садовой улице в г. Москве, знают многие и ежегодно её посещают десятки тысяч людей. В 1921-1924 годах здесь жил Булгаков.

Кладбище Александро-Невской Лавры
Одно из самых мистических и загадочных мест Санкт-Петербурга – Александро-Невская лавра. Воздвигнутая в начале XVIII века, она всегда была покрыта завесой таинственности.

Конь-Камень
В Тульской области на высоком берегу Красивой Мечи рядом с селом Козье находится знаменитый Конь-Камень. Его вес более 20 тонн. Конь-Камень стоит на трех других валунах, как на ногах.

Ловозеро
Ловозеро — четвёртое по величине озеро в Мурманской области, расположено в центре Кольского полуострова. Считается одной из самых известных аномальных зон в стране.

Ловозерская тундра
На Кольском полуострове между Умбозером и Ловозером лежит участок горного массива Хибины. В центре его находятся Священное озеро и долина, которая известна под названием Ловозерская тундра.

→ Мансийские болваны
Мансийские болваны (Столбы выветривания) — геологический памятник на хребте Маньпупунёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рек Илыч и Печора.

→ Медведицкая гряда
Медведицкая гряда находится на месте уникального тектонического разлома, и, может, поэтому считается одной из наиболее мощных и непредсказуемых в своем поведении аномальных зон России.

→ Мертвое озеро
В восточной части Казахстана, огромные территории которого занимают степные зоны и живописные пейзажи, расположен очень необычный водоем — Мертвое озеро.

→ Метро 2
Метро 2 — условное обозначение сети секретных транспортных линий, расположенных прямо под московским метрополитеном. Официально существование Метро 2 не подтверждено.

→ Молёбский треугольник
Молёбский треугольник — широко известная геоаномальная зона, которая расположена на левом берегу Сылвы, на границе Свердловской и Пермской областей, напротив села Молебки.

→ Мончаловский лес
Этот мрачный лес Ржевского района Тверской области хранит в себе множество тайн и отпечатков прошлых лет. Именно здесь в годы ВОВ вела свою последнюю оборону 29-я советская армия.

→ Мыс Рытый
В центральной части Байкала, напротив самого широкого места Байкала, расположен мыс Рытый. Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя это проклятым местом.

Через два с половиной года после блаженной кончины преподобного Никандра в хижине святого при его гробе поселился некий мирянин, принявший потом монашеский постриг с именем Исаиа. В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи. Через два с половиной года после блаженной кончины преподобного Никандра в хижине святого при его гробе поселился некий мирянин, принявший потом монашеский постриг с именем Исаиа.

В пустынь стала собираться братия, по просьбе которой Исаиа отправился в Новгород к архиепископу Александру просить рукоположения в иеромонахи. Владыка расспросил Исаию о новой обители, чудесах, совершающихся при мощах преподобного Никандра и рукоположил его в иеромонаха и в игумена новой обители. Он также дал новому игумену наставления и благословение на постройку в обители церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы при гробе преподобного. Церковь была создана, собран причт церковный, и таким образом положено начало монастырю.

Самым древним документом, говорящем о начале пустыни, можно считать хранившуюся среди свитков Никандровой пустыни «обельную» грамоту царя Феодора Иоанновича. Датирована она декабрем 7106 (1598) года. Дана была грамота первому игумену Никандровой пустыни Исаие. Грамота эта освобождала на вечные времена монастырь от земельных податей, закрепляя за ним пустоши, пашни и рыбные ловли «в Порховском уезде в Михайловском погосте».

Тяжела была жизнь первых насельников, вынужденных неустанно трудиться на нелегких послушаниях, терпя пустынные лишения.

Даже в XVII веке часто не было в братстве священнослужителя «скудости ради пустынного места», и братия исполняла молитвенные правила келейно.

Обитель часто подвергалась внешним опасностям от «огня, меча и нашествия иноплеменных». В 1665 г. поляки, набегом ворвавшиеся в Псковскую и Новгородскую области, разорили и разграбили обитель, монахов побили и взяли в плен игумена, который находился у них около года.

Восемь лет спустя, 31 марта 1673 года пустынь почти полностью сгорела. Сгорели три деревянные церкви, бывшие в обители: во имя Святой Троицы, преподобного Никандра и преподобного Александра Свирского со всей монастырской казной, иконами, книгами и ризами, отчего, как говорит летописец, «бысть братии сетование много и печаль велика».

Горестные обстоятельства заставили игумена обратиться с просьбой о помощи к боголюбивому царю Алексею Михайловичу, который пожаловал обители много пустошей, сохранявшихся за ней и в последующие годы вплоть до переворота 1917 года.

Многие благочестивые люди также способствовали подаяниями возобновлению обители, и с тех пор вместо деревянных церквей были устроены уже каменные. Украшены они были различными иконами, снабжены книгами и всем необходимым, выстроена особая колокольня и новые деревянные келии.

Монастырь значительно расширился. Тогда и мощи преподобного Никандра были положены в южную стену соборной Благовещенской церкви.

Между тем, слава чудотворений от мощей преподобного Никандра, привлекавшая в обитель многочисленных поклонников, побудила игумена Евфимия с братией просить патриарха Иоакима о церковном прославлении святого.

29 июня 1687 года по патриаршему приказу было совершено освидетельствование мощей преподобного Никандра, которые были обретены нетленными. Святые мощи омыли святой водой, растворенной с вином и елеем, и переложили в новую раку, которую с молебствием заложили на прежнее место в южную стену Благовещенского собора. Было составлены житие и служба преподобному.

Было постановлено праздновать память прп. Никандра в день храмового праздника Благовещения Пресвятой Богородицы и в день его преставления 24 сентября (7 октября). В дальнейшем в обители стали отмечать и день обретения мощей преподобного.

Особенным возвышением и благоустройством пустынь была обязана в начале XIX века Высочайшей милости Императора Павла Петровича и усердию архимандрита Геннадия. Через светлейшего князя Лопухина, проживавшего иногда в своем Псковском поместье, строитель Геннадий был представлен Императору и удостоился Его Высочайшего благоволения. Государь подолгу беседовал с Геннадием и проникся любовью к Никандровой пустыни, приняв деятельное участие в ее судьбе.

Своего полного расцвета Никандрова пустынь достигла во время настоятельства архимандрита Игнатия Васильева (1853-1870), у которого был богатый опыт наместничества в двух знаменитых монастырях – Новгородском Юрьевом и Петербургской Сергиевой пустыни, прославившейся жившим в ней епископом Игнатием Брянчаниновым, с которым у архимандрита Игнатия были самые дружественные отношения. Отец Игнатий заботился о благолепии обители, создав внутри монастыря искусственную насыпь, усаженную фруктовыми деревьями, кустарниками и цветами. Особое внимание уделял этот настоятель благочинию богослужения, стройности и благоговению в отправлении церковных служб. Кроме того, что игумен Игнатий обновил и обустроил заново многие монастырские здания, уже пришедшие ко времени его настоятельства в ветхость, он построил дорогу на Порхов, (благодаря пожертвованиям купца и советника коммерции В. Г. Жукова). При нем в 1855 году был установлен ежегодный крестный ход из пустыни в Порхов с иконой преподобного. Весь монастырский двор занимал шестиугольную площадь около 500 м в окружности. Внутреннее пространство обители украшали плодовые сады, по земле шли дорожки, выложенные каменными плитами, одна из них – от колокольни к Благовещенскому храму, была мраморная. Купола всех Никандровских церквей своим изяществом перекликались с тонкими шпилями башен ограды.

1918-1919 годах Порховский уезд был охвачен крестьянскими восстаниями. И центром столкновений безбожной советской власти и русских крестьян стал Никандровский лес.

В августе 1919 года отряд белых вошел в Никандрову пустынь, пробыв в ней около недели. 21 августа в обитель, покинутую белыми, вошли красные. А уже 22 августа в монастырь прибыла советская комиссия и составила подробный протокол, в котором, как бы между делом, сообщается о том, что белыми якобы были вывезены все ценности монастыря, включая даже серебряную раку преподобного Никандра весом 13 пудов.

Чтобы сохранить монастырь в условиях господства безбожной власти, отцы и братия обители уже в 1918 году организовали «коммуну Благовещенскую», под видом которой монастырь продолжал служить Богу и людям, сохраняясь в прежнем виде. Несмотря на пристальное внимание ГПУ, советских органов и злобной советской журналистики, он просуществовал еще 10 лет. Из секретной переписки ГПУ явствует, что тогда в монастыре жили 34 монаха.

9 ноября 1928 г. принимается решение об окончательной ликвидации монастыря и выселении оставшихся монахов. Постройки монастыря были проданы 13-й легкой танковой бригаде, базировавшейся на окраине Порхова, на слом. Камни от разрушенных монастырских церквей и корпусов были использованы на строительство военного городка. И военный городок, и сама часть были уничтожены немецкой авиацией буквально в первые дни войны. В 1970-е годы камни Никандровой пустыни были использованы для строительства комплекса в память о советских военнопленных, лагерь которых находился неподалеку.

Вскоре после начала войны на Псковскую землю пришли немецкие войска, которые не препятствовали открытию храмов и деятельности Псковской миссии, совершившей великий подвиг по восстановлению православной веры на русской земле. В 1942 году была предпринята попытка восстановить монашескую жизнь в Никандровой пустыни. Сюда назначается настоятелем обители игумен Андрей (Тишко). По призыву начальника Миссии протопресвитера Кирилла Зайца в 1942 г. в день обретения мощей преподобного Никандра в пустынь пришел многолюдный крестный ход из окрестных селений и Порхова.

Однако восстановить монастырь тогда не удалось.

К концу 1990-х годов пустынь представляла груду развалин, поросших лесом. После войны над руинами монастырской церкви Благовещения появился крест, поставленный руками боголюбцев.

В 2000 году архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий поставил вопрос о необходимости возобновления в пустыни монашеской жизни. Однако зимой на обитель свалилась новая беда: частные лесозаготовители стали вырубать деревья, проложив дорогу вплотную к целебному источнику Петра и Павла. Лишь благодаря вмешательству общественности и депутатов областного Собрания, это поругание было остановлено. В мае 2001 года впервые в области на государственном уровне был проведен «круглый стол» по проблеме спасения Никандровой пустыни. В итоге был создан попечительский совет.

Всем миром приходится восстанавливать из руин русские святыни, поруганные в годы безбожного лихолетья. В возрождении Никандровой пустыни принимают участие самые разные люди: это и военнослужащие, и местные жители, и дорожники, и топографы, и паломники со всех концов России.

В 2002 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия у Святых врат воздвигнута и освящена первая деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Неподалеку от нее построен храм в честь святых Царственных мучеников.

В сентябре 2003 года наместником Никандровой пустыни назначен игумен Спиридон (Иващенко). С помощью Божией, в 2005 году удалось построить часовню над источником преподобного Александра Свирского, возвести храм в деревне Любовец, приблизить к окончанию строительство храма в честь свв. Царственных мучеников, а также построить на старом месте возле пруда братскую баню.

В большие церковные праздники пустынь посещает множество паломников. Особенно – в день памяти преподобного Евфросина Псковского (15/28 мая) и в день памяти преподобного Никандра (24сент./7 окт.). 28 мая 2005 г. был совершен крестный ход в память 150-летия установления крестного хода из Никандровой пустыни в Порхов. Возглавил торжества, на которые стеклось множество народа, Высокопреосвяшеннейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский.

А в день обретения свв. мощей прп. Никандра, которое произошло в праздник свв. апп. Петра и Павла, в обитель прибыла икона преподобного с его мощами. С этим образом был совершен крестный ход на источник свв. апостолов и отслужен водосвятный молебен.

На протяжении нескольких лет возрождался из руин главный храм обители – собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В начале 2000-х трудно было представить, что на месте бесформенной груды обломков будет возведён величественный, радующий глаз, новый храм. После проведения расчистки завалов, в 2007 году был заложен фундамент, а уже весной 2010 – установлены купола на новом храме.

А уже осенью 2010 года, в день памяти основателя святой обители преподобного Никандра, Псковского пустынножителя и чудотворца, состоялась первая архиерейская служба в воссозданном храме Благовещения Пресвятой Богородицы, который был возведён на месте подвигов преподобного по его духовному завещанию. Братия обители стремятся восстанавливать ее традиции и просят святых молитв и доброхотной поддержки от всех боголюбцев, которым дорога память преподобного Никандра и судьба его вновь восстанавливающейся обители.

В первое воскресенье апреля сего года мы отправились из Санкт-Петербурга в Порховский район Псковской области, чтоб посмотреть город Порхов, а также побывать в Никандровой Пустыни. Про достопримечательности Порхова я уже писал, а теперь напишу про лесной монастырь возле него, место очень приятное, и совсем не похожее на все другие монастыри, которые есть в России. Никандрова Пустынь понравится наверняка всем — здесь есть и объекты для паломничества верующих, и просто красивая природа. А главная особенность монастыря — это его святые целебные источники, ради которых многие сюда и приезжают. Итак, читайте мой рассказ!

Сразу скажу — пустынь уже немного не пустынь…

Когда я приезжал сюда в 2011 году, это место почти никто не знал. И тут было очень тихо, ни души. Только монахи, да несколько местных жителей. Теперь же сюда возят огромными автобусами, и парковка тут забита машинами не меньше, чем у большого супермаркета в столице. Вначале это меня немного опечалило, но потом я убедился, что ничего особо страшного нет — народ как-то равномерно распределяется по огромной территории, и его не замечаешь

У входа можно увидеть остатки древней каменной ограды монастыря

Деревянный храм Царственных Мучеников. Построен в 2000-е годы. Все храмы на территории пустыни — новые, старые не сохранились, от них лишь развалины, или фундаменты.
Изначально здесь и правда была пустынь. Святой Никандр, живший в 16 веке, обладавший способностью исцелять, а также пророчествовать, вызвал сильную ревность других православных деятелей , и его попросили удалиться подальше. В итоге он ушел на болота под Порховым, где молился почти полвека в уединении. После его смерти сюда пришли его последователи, и в память о нем, о его молитвенных подвигах, основали здесь монастырь, посреди лесов и болот
Монастырь был очень скромным. Немного помог ему Борис Годунов — это освободил от земельных податей, разрешив вести свое хозяйство без пошлин. Но с момента основания монастыря, с 1585 года, первые сто лет это была скромная пустынная монашеская обитель. И тут происходит стандартный для тех времен пиар-ход: мощи святого Никандра выкапывают, «обнаруживают» , что они нетленные, и сюда сразу идет поток денег от царя и паломников. Замечу, что такие вещи происходили всегда спустя много лет после смерти святых, когда не было в живых их учеников, которые могли бы возразить после раскапывания могилы их учителя. Канонизация святых спустя много лет после их смерти — почти всегда бизнес-ход для привлечения внимания к своему монастырю, или своей епархии. (В наши дни так же внезапно вознеслась Вырица с их Серафимом Вырицким, который в 2000-е стал чуть ли не главным святым Ленинградской области, при том, что никто не мог внятно объяснить, что в нем святого, но паломники с деньгами в Вырицу — потекли…). Итак, в 1687 году мощи «обретены», а в монастыре начинают строить каменные храмы.
Монастырь богател, развивался. Но в 20 веке беда пришла сюда, как и все другие монастыри и храмы. Монахов отсюда выгнали, священников репрессировали. Во время войны сюда пришли немцы. И хотя религию они даже позволяли возрождать,и благостно относились к православным священникам, при отступлении пустынь была ими разрушена. (По другой версии, все было разрушено еще большевиками). Все, что мы видим сейчас, воссоздано несколько лет назад.
Здесь видно, как восстанавливают исторический облик монастыря — реконструируют башенку, которая была сто лет назад
Церковь «Взыскание погибших».
Восстановленный Благовещенский собор
В последние годы монастырь стал цивилизованным местом отдыха. Тут есть и кафе, и гостиница, и блины, и сувениры
ЧИстенько, уютненько. Кто-то будет сокрушаться, что пустынь стала популярным общественным местом , а не суровым монашеским уголком, но ведь именно обилие посетителей позволяет возрождать монастырь, потому что они приносят пожертвования. Да и христианство намного больше проникает в души людей, когда православие дружелюбно и приветливо, а не отталкивает воротами, охраной, да десятками табличек со словами «запрещено».
Идем к самому главному источнику — источнику Александра Свирского . 7 апреля, но уже тепло. Всю неделю в Петербурге,а также Псковской области, на дворе +13 и солнце.
Надо пройти пару километров через лес
На подходе к источникам — два деревянных туалета. Весьма изящные.
Ворота
Здесь можно поставить свечку.
Свечи лежат в свободном доступе, каждый кладет за них столько , сколько сочтет нужным, а если денег нет, то возьмет бесплатно
Источник, а рядом с ним — купель. Есть два отделения — мужское и женское
Уникальность источника в том, что он — радоновый! Цвет воды изумрудный, вода не совсем прозрачная. Именно так выглядят радоновые источники. Когда вам показывают совершенно прозрачный пруд с легким зеленоватым оттенком, который есть просто у обычной чистой ключевой воды , и говорят, что это радон, не верьте.
Радон быстро распадается на другие элементы, поэтому его целебная радиоактивность исчезнет через полчаса, так что купаться надо в свежей родниковой воде. и пить тоже. Но набрать в бутылки, чтоб пить дома, тоже можно — минералы в родниковой воде будут полезны и дома. В этом бассейне воду набирают для питья, а купаться надо в домике.
Что мы и сделали, массово окунувшись. Вода, естественно,ледяная, причем весь год — таковы свойства подземных ключей. Но уж ради окунания в святую воду — можно и потерпеть.
Источник Александра Свирского — самый красивый и интересный святой источник из всех, что я видел.
Возвращаемся в центр монастыря, откуда расходятся дороги ко всем источникам. Увидели интересного товарища
Вид у него был очень умный, серьезный
Источник Петра и Павла. Это место тоже очень интересное. Дело в том, что тут два колодца,и вода в них разная. В левом «мертвая», в правом «живая». Как и все остальные источники пустыни, они оба считаются целебными. Особенно интересно то, что в них вода — действительно разная. Говорят, даже исследования минерального состава это показали. Вода попадает в них с разных глубин, и состав ее тоже различен. Мы убедились в этом и сами — в левом был сверху лед, он замерзает, в правом льда не было вообще.
Внутри
У левого колодца народа не было — ибо не могли воду оттуда достать
У правого же была большая очередь из бабулек, набиравших воду в десятки своих бутылок. Мы глотнули оттуда чуть-чуть, чтоб не мешать им, и пошли к тому источнику, что промерз
Во льду была дырка, в которую я пропихнул ведро, и набрал воды, а вот вытащить уже не получалось
Но Саша Коновалов долго вертел ведро внутри, стараясь попасть идеально по форме дыры им, и наконец смог вытащить. И мы все попили воды из этого источника тоже, а потом ею поделились с другими посетителями
Пьем и разливаем…
Никандров источник. Идем к нему. Можно попасть от Петропавловского источника двумя путями: или вернуться в центр, и идти оттуда грунтовой дорогой, или срезать через лес. Мы пошли через лес — это намного приятнее. Хоть и начало апреля, а лес тут чудесным образом выглядит совершенно по-летнему!
Дорожка окультурена, есть мостики. Это первый.
Групповое фото в лесу
Как будто лето! А ведь в других местах снег лежит! Чудо!
Пейзажи как на моем родном Карельском перешейке
Второй мостик
Вот и дошли
Идем внутрь. Пробуем и тут воду, а некоторые подливают себе в бутылку, таким образом, у них воды из всех источников
Везде таблички с золотистыми буквами
На перилах ведра. Если налить в них воду, то можно ее потом набирать из кранов, присоединенных ним с помощью труб
Внутри
Источник. Люди приезжают с кучей канистр к каждому источнику.
Идем в центр пустыни. У самого входа остался еще один источник
Здесь монастырские огороды
Это Казанский источник. В нем вода не родниковая, а торфяная, с болотным оттенком. Но пить вполне можно, мы ее пробовали — никакого привкуса и запаха нет, только желтоватый цвет. Правда, основное ее назначение — не питье. Источник считается целебным для глаз, и этой водой надо смачивать глаза.
Дорожка к источнику выложена древними каменными плитами
Тут тоже очередь. Бабули часто не в состоянии поднять ведро, приходится им помогать.
Наши путешественники подходят к источнику, протягивая руки, а я разливаю им святую воду в ладони, чтоб они смочили себе глаза. Сам себе тоже их окропил, в глазах было весьма приятное ощущение потом всю дорогу.
Сидим, пьем чай. Уезжать не хотелось.Здесь мы провели два с половиной часа.Чудесная природа, приятная атмосфера — все это делает место очень уютным и милым! И я рекомендую здесь побывать всем!
Туристический клуб «Восемь Врат» (Спб) : https://vk.com/club17791063

В Никандровском монастыре очевидцы заметили призрачные фигуры монахов, которые прогуливались по территории обители. Такая новость появилась сначала на новостном портале, после чего ее подхватил сайт одного федерального телеканала, который специализируется на паранормальных явлениях. Корреспондент «Комсомольской правды — Псков» пообщался с жителями близлежащих деревень, которые живут там уже не один десяток лет, чтобы выяснить действительно местные жители регулярно видят там призраков.

В ЧЕМ СУТЬ ДЕЛА

Монастырь основан в 1584 году на том месте, где свой подвиг во имя веры совершил святой Никандр. За свою историю обитель перенесла большие пожары и разорения. Окончательно монастырь перестал существовать в 1928 году, когда советские власти разрешили разобрать его постройки для строительства военного городка в Порхове. Возрождение обители началось в 2000 году. Сейчас на территории монастыря две деревянных церкви и один кирпичный собор.

В СМИ стали появляться сообщения о том, что некоторые псковичи видели призрачные фигуры монахов, которые ничем не отличались от реальных людей. Один мужчина видел, как ему на встречу шли два священнослужителя и разговаривали. Пскович решил их сфотографировать, но на пленке вместо монахов были два светлых пятна. Однако такое случается не в первый раз. Другой случай произошёл в далеком 2000 году. Молодые люди на мотоцикле приехали к монастырю, который начал возрождаться и увидели монахиню. Женщина шла им на встречу, обошла вокруг мотоцикла и пропала. Техника после этого больше не завелась. Мотоцикл до дома пришлось толкать рядом.

МУЖСКОЙ ХОР И КОЛОКОЛА

Одной из наших собеседниц стала 78-летняя Алла Александрова, жительница деревни Любовец Порховского района. Этот населенный пункт самый близкий к святой обители — всего семь километров. Когда монастыря уже не было, люди все равно ходили туда к целебным ключам.

— Мы ходили в один октябрьский вечер в Никандрово. Тогда был праздник церковный, — рассказывает Алла Ивановна. — Нас было несколько человек: мой муж, и родители невестки сына. Мужчины ушли немного вперед, а мы шли позади. Тогда приходилось пешком идти, потому что дороги не было, только тропы. И когда поднимались в гору, то услышали пение мужского хора.

Когда обратно вернулись мужчины, они сказали, что ничего такого не слышали.

— В ночь на Пасху было один раз, нам рассказывали, в лесу колокола звонили, — вспомнила Алла Александрова. — После полуночи люди слышали, как колокола звонят. А это было как раз тогда, когда ничего не было в Никандрово. Все разобрали же. В 1917 году купола с церквей сняли сначала, а потом все разобрали. Много у кого в деревнях из никандровских камей и печи сложены и целые дома.

О призраках в святой обители Алла Ивановна ничего раньше не слышала и сама их не видела.

ИСТОРИИ ИСЦЕЛЕНИЯ

В двадцати километрах от Никандровой пустыни находится деревня Дубровно. Здесь мы пообщались с местной жительницей Марией Ивановой. Она уже не один десяток лет живет в этой деревне. Мария Алексеевна рассказала об истории излечения людей от туберкулёза костей в Никандровой пустыни.

— Когда моему мужу было три года, случилось так, что он заболел туберкулезом костей, — рассказала Мария Алексеевна. — Чтобы вылечить, требовалось везти его в Ленинград. Врачи говорили, что надо ампутировать кисть руки и ногу. Но местная бабушка переубедила его маму, чтобы та свезла его на целебные ключки в Никандрово.

Чтобы дойти до Никандровой пустыни, женщина преодолела около двадцати километров с трехгодовалым ребенком на руках. Там она омыла ребенка из источника, набрала воды с собой и вернулась домой. В скором времени малыш пошел на поправку. Сейчас Алексею Иванову уже 70 лет и он постоянно в движении и заботах по дому. О серьезном заболевании он давно не вспоминает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *