Никитины воспитание

Мы также делали обзор на книгу Никитиных — Мы, наши дети и внуки.

Самая известная отечественная методика развития детей — это методика Никитиных. Все, кто занимается детским воспитанием, обязательно слышали про нее. Она известна не только в России и на территории СНГ, но и в таких странах как Германия и Япония, где у нее были свои последователи (на момент написания книги авторами).

Никитины — это семейная пара, Б.П. Никитин и его жена Е.А.Никитина, которые воспитали 7 детей. По профессии педагоги. Свою методику они начали разрабатывать в конце 50-ых годов в одном из поселков Подмосковья. Первыми «испытуемыми» стали их собственные дети, на которых все и проверялось. Постепенно начала приходить известность и появились последователи, которых было не мало. Ответственность и основательность с которой Никитины подходили к созданию своей методики, обеспечили ей популярность.

Что касается реакции научного сообщества на данную методику во времена СССР, то некоторые спорные моменты не признавали, а некоторые шли в систему образования. Помимо нескончаемого потока обычных граждан, к ним в дом наведывались и академики, чтобы самостоятельно увидеть всю систему развития в действии и как она влияет на детей. Лекции Елены Никитиной в роддомах, в которых она рассказывала о важности контакта ребенка с матерью сразу после рождения — «кожа к коже», были открытиями для персонала того времени, в том числе и для врачей.

Физические упражнения и закаливание

Первое на чем делается акцент в методике — это упражнения, направленные на закаливание и физическое развитие. Именно это основа методики, и лишь потом уже занятия по развитию характера, интеллекта, творчества и т.д.

«Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами».

Спорту у Никитиных уделяется огромное внимание: закаливание прямо с рождения и ежедневная зарядка — обязательные условия методики. В доме должен быть спортивный уголок из турников, колец и др. специального оборудования, чтобы физическая активность стала для детей естественной средой обитания. Поощряются любые подвижные игры и занятия (бег, прыжки и пр.) на воздухе.

Нужны ли физические упражнения ребенку? Безусловно, моторное развитие — это основа для ребенка в младшем возрасте.

Главное следить за безопасностью ребенка. Никитины постепенно обучали детей самостоятельно предугадывать опасность, так их дети могли в 1,5-2 года лазить по 3 метровой лестнице без помощи родителей. Или правильно падать при обучении ходьбе (не подстраховывать ребенка за спиной, чтобы он не падал назад, затылком). Это не значит, что они бросали детей на волю случая — они внимательно следили за ребенком и контролировали ситуацию в опасные моменты его обучения. В их книгах вы найдете методы как избежать опасности. Но каждый ли родитель разрешит ребенку потенциально опасную активность? Когда одна ошибка может стоить здоровью, например, лазанье по деревьям. Это спорные моменты воспитания и одна из причин по которой критиковали методику. К слову, у их детей (по заверению авторов) никогда не было переломов и травм из-за падения.

Вторая причина для критики, была система закаливания, к которой также готов не каждый родитель. Их дети ходили в +18 в одной майке, а пяточки были синими, чтобы было обычным делом в их доме. Зимой они бегали по снегу практически голыми. К холоду детей приучали постепенно и плавно, поэтому их дети практически не болели, и такая прохлада шла им на пользу (к холоду они обратились, чтобы излечить первого ребенка от проблем с кожей). Повторить такой опыт приучения к холоду, уже вряд ли возможно в современных городах. Если дома вы сделаете настолько прохладную температуру +18 и ребенок будет ходить в майке, то в детском саду или в гостях она будет +25 и ему будет невыносимо жарко, тоже ждет и в школе.

Самостоятельность

К выработке в детях самостоятельности Никитины подходили с серьезностью и пытались сформировать ее с самых первых лет жизни.

«Мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить. Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности».

Но эта же серьезность подхода (как и любая догма в методиках развития), давала в том числе и печальные результаты:

«Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания», не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому.

Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру» со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих. Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем» ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!» Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я… даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния».

Самостоятельность в их семье проявлялась во всем, от помощи с домашними делами и самообслуживания самих себя (при первых же способностях это делать), до самостоятельного познания мира и развития.

Дети самостоятельно изучали предметы обихода и свои обязанности по обеспечению себя, так, например в два года уже могли складывать взрослую раскладушку. Помогали готовить обед и делать домашние дела по дому. Никитины жили загородом, поэтому помимо уборки, приходилось еще таскать воду, рубить дрова, достраивать дом и т.п. Поэтому у них была своя мастерская, где дети могли свободно пользоваться взрослыми предметами:

«В нашей комнате-мастерской можно резать, клеить, лепить, пилить, забивать гвозди, рубить, колоть, сверлить, точить».

Самостоятельно изучение мира сводилось к тому, что ребенок мог делать практически что угодно, кроме совсем опасных вещей. Если он мог легко обжечься, ему это позволяли. Если хотел попробовать землю на вкус, то также не запрещалось. Никитины следовали позиции, что ребенок должен пробовать опасность и мир, в условно безопасной среде. Тогда он сможет узнать об этом больше и лучше подготовиться к ним, что обезопасит его жизнь в будущем.

Так как в семье было много детей, часть развития и воспитания младших детей, брали на себя более старшие. Ведь как известно, старший ребенок в семье даже из двух детей, часто берет на себя роль источника развития для своего младшего братика или сестренки. Хотя такие обязанности не всегда способствуют развитию более старшего ребенка.

«Мы их могли оставить дома одних (с 6-7-летним старшим) часа на три-четыре и знали, что ничего не случится. Мы могли спокойно послать семилетнего в Москву (электричка, метро) или одиннадцатилетнего в Горький (он сам брал себе билет, ехал без всякой опеки проводника или кого-либо из взрослых)».

Важность обогащенной среды

«Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям. Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок еще только начинал говорить, а у него уже были среди прочих вещей и игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые, проволочные буквы и цифры. Вместе с великим множеством понятий и слов, входящих в эту пору в мозг ребенка, четыре десятка значков, называемых А, Б, В… 1, 2, 3, 4… и т. д., запоминались без всякого труда к полутора-двум годам. А все потому, что мы не делали из этого тайны, не говорили, что «тебе рано», просто называли малышу буквы, как называли прочие предметы: стол, стул, окно, лампа и т. д. И радовались, когда он запоминал, узнавая их в любом тексте.

Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка. Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка».

Что входило в обогащенную среду Никитиных:

  1. Спортивные снаряды и турники, лестница Скрипалева.
  2. Свобода перемещений по дому при первых же способностях к передвижению.
  3. Свобода действий с предметами и познание мира — отказ от различных фраз по типу «Не трогай», «Не лезь», «Испачкаешься» и т.п.
  4. Возможность играть с предметами обихода (кухонная посуда, письменные принадлежности и др.) и настоящими инструментами (ножницы, молоток, гвозди, шило и т.п.)
  5. Знакомство с буквами и цифрами начиная с 2–3-летнего возраста.
  6. Различные развивающие игры.

«Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать; 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.

Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Заметили, что малыш любит писать мелом, — сделали из куска линолеума доску; заметили, что его интересует в «Детской энциклопедии» карта, — повесили большую карту полушарий на стенку. Так у нас на стенах появились таблицы сотни и тысячи, буквы печатные и письменные на плакате, на кубиках, измерительные приборы, большие деревянные кирпичи, конструкторы, всевозможные игры и, конечно, книги, множество книг — от сказок и книжек-малышек до энциклопедий и научно-популярной литературы. Вот это-то мы и называем богатой обстановкой. Для ребенка в ней открывается богатое поле деятельности».

Ступеньки творчества

Некоторые родители, обращаясь к методике Никитиных, видят ее лишь частично. Они не вникают в философию воспитания, и только используют разработанные ими упражнения из книги «Ступеньки творчества».

Основу развивающих игрушек Никитиных, составляют «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и другие. Они представлены в виде головоломок на распознавание и достраивание образов. И направлены на развитие пространственного мышления, памяти, внимания, воображения, навыков анализа и сопоставления.

Подробнее с ними вы можете ознакомиться в пособии Никитиных — «Ступеньки творчества», а также на сайте игр Никитиных.

Эти игры имеют ряд особенностей:

  • Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
  • Задачи расположены в порядке возрастания сложности «от простого к сложному». От двух-трех лет до взрослого уровня.
  • Постепенное возрастание сложности позволяет ребенку идти вперед самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении решение дается взрослым. Однако для начала и усвоения игры, ребенку потребуется взрослый.
  • Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Так ребенок учится искать решение самостоятельно.
  • Нельзя требовать, чтобы ребенок с первой попытки решал задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.

Некоторые из Никитинских игр напоминают блоки Ф. Фребеля (создателя первого в мире детского сада). Классические наборы блоков Фребеля составляют куб и должны складываться в кубическую деревянную коробку, как и у Никитиных.

Итог

  1. Методика является системой по воспитанию, а не просто набором упражнений.
  2. Иногда она гуманистична и ребенок является личностью со своими чувствами. Иногда она может быть жестока, ради будущего блага (в последствии Никитины осознали это и смягчили свои методы).
  3. Из ребенка создается самостоятельный человек. Также у него поощряется любознательность. Ребенок самостоятельно исследует мир, а не просто усваивает то, что говорит или показывает взрослый.
  4. Здоровье и физическая активность занимают важное место.
  5. В методике практически нет художественной стороны развития.

Принципы развития Progressio во многом перекликаются с методикой Никитиных, сглаживая все спорные стороны, за которые ее критикуют.

Насколько методика Никитиных отвечает современному развитию ребенка, в рамках «Навыков 21 века»?

Алексей, самый старший из семерых детей Никитиных, с детства отличался независимым характером. Собственно говоря, именно самостоятельности его сызмальства и учили папа с мамой. С полутора лет он сам себя обслуживал, надевал штанишки, подтирал за собой лужи всевозможного происхождения, ловко помогал матери накрывать на стол, не проливая при этом ни капли из чашек. Если ему хотелось попробовать на ощупь нож или на вкус кирпич, папа сохранял стоическое спокойствие — жизненный опыт дорого стоит. — Над старшим, мы, конечно, больше всего фокусничали, — доверительно рассказывает мне родоначальница большого и дружного семейства Лена Алексеевна Никитина. Мы уютно расположились за столом во дворе их деревянного дома в подмосковном Болшеве. Рядом, несмотря на вечернюю прохладу, носятся смешные босоногие и чумазые голопузики — внуки и внучки. Кое-кто посапывает в коляске. Комары! И пахнет сосной! — Алеша в четырнадцать лет ушел жить к бабушкам. По сути — он от нас удрал. Это мы уже пото-ом, когда набрались ума-разума, поняли с отцом, что совершили глупость, отпустив его, — продолжает Лена Алексеевна. — Алексей рано повзрослел, стал чужеватым в семье. В 18 лет он женился, а потом и вовсе уехал жить в Лондон. Отец очень гордился, что Алеша ТАМ и не пропадает. Он прекрасный электронщик. А я расстраивалась. Для меня непонятно, как это — уехать из России. Но это не значит, что я плохо отношусь к сыну или Алексей плохо относится к семье. «Мы не растили здоровячков. Мы просто жили» Когда я готовилась стать мамой, я, как и все ответственные будущие родители, изучила книжки Никитиных. Кое-что из их опыта взяла на вооружение. Например, потребовала ребенка к груди, как только он родился. И от чепчиков мы тоже отказались. Но пятками по сугробам стучать вместе с дитятком я так и не осмелилась. — Ты же берешь в руки снежки? И что? — подзадоривает меня, пытаясь объяснить свои детские ощущения, предпоследний ребенок Никитиных, теперь уже сам дважды папа, Иван. — Так и босиком по снегу ходить — дело привычки. Лена Алексеевна подхватывает: — Нам приписывают, что мы якобы открыли методику раннего разностороннего развития детей. Но мы ничего не открывали! Мы так жили. Наш папа до 80 лет выбирал самый длинный маршрут до станции, чтобы удовольствия ради пробежаться трусцой. Сам не мог пройти мимо перекладины — обязательно подтянется, и все наши дети и внуки с малых лет такие же. У всех народов в принципе была эта самая методика раннего развития. Монголы, например, ребенка, который еще и ходить-то не ходил, уже сажали на коня. А как было в русской крестьянской семье? Ребенок рождался, подрастал и уже в пять-шесть лет и пол в избе мел, и печку топил. Ребенок жил, наблюдая за взрослыми, за природой. А главная опасность нынешней моды на раннее образование (не развитие!) как раз в том, что в итоге получаются книжные, неумелые, неслышащие и невидящие настоящей жизни люди. Кто кем стал Второй сын Антон стал талантливым химиком. Окончил химфак МГУ, руководит лабораторией. Он был любимцем отца и его надеждой. И хоть всех детей Борис Павлович любил, но у всякой любви свой привкус… После Антона родились три девочки. Оля, старшая дочка, работает юристом, заведует отделом Московской регистрационной палаты. Другая дочка, Аня, — медсестра и мама четверых детишек. Ане много пришлось нянчиться с младшими. Бывало дедушка, отец Бориса Павловича, говорил: «Вот ей надоест возиться с маленькими, она своих не захочет». А вышло все наоборот. Юля — менеджер по туризму. Именно ей пришла однажды шаловливая мысль повесить объявление на станции, мол, кто хочет встретить Новый год в необычной обстановке, приходите по такому-то адресу… К полуночи к никитинскому дому подвалила веселая толпа незнакомых людей, человек девяносто, и все в масках! Лена Алексеевна всю ночь переживала — лишь бы дом не спалили… Предпоследний ребенок в семье — Иван. На нем меньше всего экспериментировали. Например, читать в три года его не учили. И, наверное, потому он единственный сейчас не носит очков. Иван — бизнесмен и отец двоих детей — трехлетнего Пали (Павлика) и двухмесячного Бориса. Я у него спросила, не стремится ли он тоже к большой семье. И услышала: — Дело не в количестве детей, а в том, насколько твой дух передался твоему сыну и твоим внукам. Если твой ребенок, так же, как ты когда-то, захотел иметь детей благодаря твоему отцу, значит, в твоей жизни был смысл. А вообще я не давал бы, как наши родители, детям слишком много свободы… Люба, самая младшая и сама многодетная, растит своих пятерых. Материнство — ее профессия и призвание. И почти все Никитины (теперь уже не только Никитины, а и невестки, зятья) живут в старом отцовском доме. Когда я спросила, сколько людей одновременно живет под крышей болшевского дома, никто точно не смог ответить… О порядочности Лена Алексеевна не думала, что когда-нибудь станет многодетной матерью. Посмеивается, мол, это мне с Борисом Павловичем повезло. С ним не страшно было иметь хоть десяток ребятишек. Довольна ли она тем, как все сложилось в ее судьбе и в судьбах ее детей? — У нас не было цели вырастить знаменитых людей, эрудитов. Все мои дети — нормальные здоровые люди. А знаменитостей сейчас и без них много. Зато порядочных людей мало. За своих я спокойна: никто из них никогда не сделает подлости и не въедет в рай за чужой счет. Знаете определение «порядочности» по В. Далю? Это «когда человек поступает так, как должно». Отрезанный ломоть Алексей, старший сын Никитиных, сейчас живет в Лондоне и с родными практически не общается Алексей Никитин, сославшись на суперзанятость, назначил мне встречу на Тоттенхэм корт роуд (улице, где наши соотечественники «отовариваются» техникой) — он там собирался подыскивать детали к компьютеру. Хотелось посмотреть на дом и семью старшего сына Никитиных, но на безрыбье… И вот мы в пабе. Худой, в очках, с бородкой. Поношенная курточка, рюкзачок на плече, видавшие виды кроссовки. Зажатый, нервно ерзает на стуле. Когда я спросил по телефону, жива ли его мать, Алексей пробормотал: «Вроде бы». Сейчас продолжаю разговор: — Твой отец умер два года назад. А с мамой, братьями и сестрами общаешься? — Практически нет. Алексей учился в Московском педагогическом. Потом преподавал в школе физику. У жены, которая старше на 10 лет, «есть английские корни», и с 1991 года супруги в Лондоне. Он сменил с десяток мест, где жил и трудился. На сегодняшний день — электронный дизайнер в небольшой компании. Ему 42 года. С деньгами напряг. — Зубы стали совсем никудышными, а лечить их не в состоянии, — жалуется он. — Что делать? Ждать, пока выпадут… Лишь на один вопрос Алексей отвечает ясно, как его воспитывали родители: — Еще с внутриутробного возраста они развивали в нас творческое начало. Никакого насильственного внедрения! Впрочем, у них на него не было времени: пойди управься с семерыми детьми! — У тебя двое детей. Ты воспитываешь детей по такой же схеме? — Старшая Наташа учится в Эссекском университете, ей 21 год. Александру — 16. А о схеме трудно сказать. — Почему? Вопрос остается без ответа. Алексей долго и явно заученными фразами рассуждал только на одну тему — о системе воспитания в его подмосковной семье. Вероятно, потому, что несколько раз пытался издать в Англии книги отца и тогда без устали агитировал за них. Теперь, правда, бросил это занятие. Во-первых, ничего не пристроил. А во-вторых, после смерти Никитина-старшего уже не получишь никакого вознаграждения, все авторские права на книги перешли к матери. Она же, насколько я понял, делиться с сыном не будет. Отрезанный ломоть? Похоже… Михаил ОЗЕРОВ. Лондон. ИЗ ДОСЬЕ «КП» КТО ТАКИЕ НИКИТИНЫ? Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины — педагоги и многодетные родители. В 60 — 70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерых детей по необычной методике, которую специалисты окрестили «системой раннего и разностороннего развития детей» (РРР). Несколько изданий выдержали книги Никитиных-старших: «Правы ли мы?», «Мы и наши дети». Ребята у них бегали по дому (и по снегу) босиком и в одних трусиках, грудные малыши спали на террасе без всяких пеленок-распашонок — и болели раз в 10 меньше сверстников. Папа смастерил мини-«стадионы», дети качались на кольцах и турниках, лазали по канатам, прыгали на батуте, носились на «гигантских шагах»… Академик Н. М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академию педнаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта не натасканность, а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, служил в истребительной авиации. В 1949 году вышел в отставку и начал научную и педагогическую работу в НИО Министерства трудовых резервов, затем – в Институте теории и истории педагогики, НИИ психологии и Институте трудового обучения и профориентации АПН. В 1958 году организовал группу педагогов, чтобы повторить опыт Макаренко. В том же году встретил свою будущую жену, Лену Алексеевну.
Л.А.Никитина родилась в 1930 году в поселке Болшево Московской области. Мать, Е.А. Литвинова, – учительница. Отец, А.Д.Литвинов, – военный инженер. В 1948 году окончила Болшевскую среднюю школу с золотой медалью, в 1954 году – Московский областной педагогический институт. Два года работала учительницей в селе Воеводское Алтайского края. С 1956-го по 1960 г. работала в московской железнодорожной школе № 40. С 1960-го по 1980 г. – библиотекарем и заведующей Болшевской библиотекой.
На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г.г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей.
Я увидел очень сообразительных «решателей проблем” со свободным и изобретательным мышлением, с хорошо развитым языком. Они обгоняли своих сверстников по школьным программам кто на два, а кто на четыре года.(Н.Амосов).
О себе и своих детях:
«Однажды нам пришлось выступать перед большой аудиторией. Мы подробно рассказали о нашем «нетрадиционном методе воспитания” и отвечали на многочисленные вопросы. В одной из записок нас спрашивали: «А вас самих тоже так воспитывали? Что вы взяли в семью из собственного детства?” Мы переглянулись, засмеялись, и я сказала в микрофон:
– Нет, конечно, нас воспитывали совсем не так, мы ничего не могли взять из нашего детства: оно у нас было обычным, ничем от остальных детей в общем-то не отличающимся.
Как стыдно мне сейчас за этот ответ! Как хотелось бы вернуть тот вечер, увидеть тех людей, которые тогда почему-то одобрительно зааплодировали нам, и остановить их, и вернуть свои слова назад, и вспомнить, вспомнить, что же мы взяли в жизнь из нашего начала и не могли не передать своим детям”.
Основные принципы системы Никитиных:
То, что у нас сложилось, назвать системой, видимо, еще нельзя. Но основные принципы, которыми мы руководствуемся, выделить можно. Во-первых, это легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортснаряды вошли в повседневную жизнь с самого раннего детства, стали для них как бы средой обитания наравне с мебелью и другими домашними вещами.
Во-вторых, это свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальных тренировок, зарядок, уроков. Ребята занимаются сколько хотят, сочетая спортивные занятия со всеми другими видами деятельности. В-третьих, это наше родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается, наше участие в их играх, соревнованиях, самой жизни.
Все эти принципы были выработаны в практике жизни, в общении с детьми. Мы пользовались ими интуитивно, неосознанно, преследуя лишь одну цель: не мешать развитию, а помогать ему, причем не давить на ребенка в соответствии со своими какими-то замыслами, а наблюдать, сопоставлять и, ориентируясь на самочувствие и желание ребенка, создавать условия для дальнейшего его развития.
Как рождаются способности?
Мы не ставили себе целью научить детей всему как можно раньше, мы старались создать условия для развития их способностей – по их возможностям и желаниям.
Наблюдая за детьми, мы заметили, что развиваются у них те стороны интеллекта, для которых у нас были условия, опережающие само развитие. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него уже среди игрушек кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры.
Самым главным открытием на этом пути было для нас то, что в этих условиях дети очень многое начинали раньше, чем это им предписывалось по всем нормам: к трем годам они начинали читать, в четыре понимали план и чертеж, в пять решали простейшие уравнения, с интересом путешествовали по карте мира и т.д. Они при этом становились самостоятельнее, инициативнее, любознательнее, ответственнее – тоже не по годам.
Сейчас нужен не только знающий человек, но и творчески осмысливающий свое дело, свое место в жизни, а для этого нужны высокоразвитые творческие способности и умение применять их на практике, в труде, на любом месте, в любой жизненной ситуации. Как этого добиться?
Итак, условия для развития должны опережать его, подготавливаться заранее. Вот для этого и нужна – все равно, в доме ли, в детском ли учреждении – гораздо более богатая обстановка, чем та, в которой сейчас растут дети во многих семьях.
Мы старались идти навстречу любым намерениям детей что-то делать, проявить себя в каком бы то ни было творчестве. Для этого вешали на стену карту полушарий, таблицы сотен и тысяч, буквы печатные и прописные, измерительные приборы и, конечно, множество книг. Эти первые впечатления могут непроизвольно возбудить интерес к какой-то области знаний и даже развить определенные способности ребенка.
Вместе с детьми:
Что нужно для того, чтобы ребенок взялся за дело, занимался им увлеченно и добился результата? Общая работа или просто работа рядом – это обязательный интерес и к процессу труда, и его результатам друг у друга, это повод для разговора, это обмен мнениями, это общая радость, когда получилось хорошо, короче, это общение в самом лучшем его варианте – в совместной деятельности.
Еще очень важное: мы старались не делать за малыша то, что он сам может сделать, не думать и не решать за него, если он сам может додуматься и решить.
Вообще в любых занятиях детей мы стараемся поощрять творчество, не навязывать своих мнений, а тем более решений, не торопимся обязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. В случае неудачи стараемся не упрекать, не стыдить, а вот если получилось что-то хорошо, не скупимся на похвалу.
Нам было просто интересно с детьми, и мы никогда не оставались равнодушными к тому, что и как они делают, что у них получается. Это был не контроль, не слежение, не опека, не уроки с проверкой, а совершенно искренний интерес к жизни ребятишек, к их разнообразной кипучей деятельности.
Какая может быть перегрузка, если ребенок занимается по своему желанию тем, что ему интересно, и столько, сколько сам хочет. Лучший отдых – это перемена занятий, а для наших ребят это не проблема: возможностей для такой перемены очень много. Больше того, возможны сочетания занятий. Эти непринужденность, раскованность очень приближались к игровой. При этом мы старались учить малышей радоваться успеху другого так же, как своему.
Предоставив своим детям максимум свободы, мы избежали сразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детей от нужных и полезных дел, и тяги к уличным соблазнам, которые оказываются куда примитивнее и скучнее, чем их насыщенная разнообразной деятельностью домашняя жизнь.
И дети нас учат:
Ошеломленные неожиданно открывшимися огромными возможностями раннего детского возраста, мы увлеклись проблемой: какого уровня может достичь ребенок в своем физическом и интеллектуальном развитии? Считали: самое главное – ум и здоровье, а остальное само собой приложится.
Когда нашему первенцу было года полтора, мы обучали его самостоятельности таким образом: если он попадал в трудное положение (упал или не мог что-то достать), мы «не обращали на это внимания”, не помогали ему, несмотря на все его слезы и вопли, – пусть сам учится выбираться из трудностей. И добивались успеха: малыш сам выбирался из затруднения. Но, сами того не подозревая, мы учили малыша… не считаться с остальными. И не только этому. Когда подрос второй сын, мы с ним поступали так же. И вот однажды младший плачет от ушиба и испуга, а его трехлетний брат даже не смотрит в его сторону – точь-в-точь как мы, взрослые. Тут было просто равнодушие, безразличие к слезам брата. Это неприятно поразило меня. Тогда-то я и взглянула на себя, на нашу «воспитательную меру” со стороны и поняла, почему она подчас раздражает окружающих.
Иногда за простую оплошность мы долго «воспитываем” ребенка, говоря: «Ты не нужен мне такой!” Он ищет у нас понимания и помощи, а получает – за простую оплошность – самое жестокое наказание: от него отказалась мама. Он протестовал как мог, а я… даже не пыталась его понять, шла в своих действиях из каких-то затверженных правил, а не от ребенка и его состояния.
Пожалуй, с этого «урока” и началась моя материнская учеба, не прекращающаяся по сей день: я учусь понимать своих детей!
Ну и сильно же у нас, взрослых, чувство превосходства по отношению к детям, непоколебимой уверенности в своей правоте. Любое возражение кажется наивным и бессмысленным: что он понимает, что знает, чтобы возражать?!
А вот когда допустишь, что он может знать то, о чем ты и не слыхал, что у него ум непосредственней, живей, прислушиваешься к его мнению и удивляешься: «А ведь молодец! Получше меня сообразил!” Честное слово, очень приятно, оказывается, поучиться чему-то у своего сына, даже маленького. Это поднимает обоих в глазах друг друга и… даже в собственных глазах.
Споры не ссоры:
Мой совершеннолетний сын: «Я считаю, что это вообще хорошо – слушать споры: интересно сравнивать доводы, самому находить решение, независимо от того, кто как сказал. Ведь вы не заставляли меня и всех нас обязательно высказываться, и не нужно было ни к кому подлаживаться – вот это-то и было здорово. Это, наверное, хорошо учит мыслить. Помнишь, в Древней Греции так учили молодых: они присутствовали при спорах признанных мудрецов, но сами не принимали в них участия, не обязаны были присоединяться ни к той, ни к другой стороне. И так учились думать”.
Это было замечательно! Я просто воспрянула духом. Оказывается, дело было не в том, что мы спорили, а в том, какое участие в этом принимали дети. Они были свободны в своих размышлениях и высказываниях.
Неприкасаемое время занятого человека
Мы довольно длительное время не догадывались о простом: каждый, даже самый маленький человек нуждается в таком времени, когда он полностью предоставлен самому себе, его не дергают, к нему не лезут, то есть ему не грозит вторжение извне. И чем старше ребенок, тем нужнее ему это неприкасаемое время.
Желательно с самого начала установить такой порядок: занятого человека отвлекать без крайней необходимости не следует. Это тоже проявление той самой заботы, в которой нуждается и большой, и маленький человек.
Педагогическая библиотека Никитиных:
Н.Амосов, И.Аршавский, В.Грум-Гржимайло, Р.Декарт, П.Каптерев, Я.Корчак, А.Макаренко, М.Монтессори, Р.Оуэн, Е.Покровский, И.Саркизов-Серазини, В.Скрипалев, Л.Толстой, Х.Хиден, К.Чуковский
Библиография:
Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Педагогика, 1985.
Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
Никитина Л.А. Мама или детский сад. – М.: Просвещение, 1990.
Никитины Л. и Б. Мы и наши дети. – М.: Молодая гвардия, 1979.
Никитины Л. и Б. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989.
Никитины Л. и Б. Резервы здоровья наших детей. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
Б. П. Никитин, «Детство без болезней” С.- П. 1996.
Л. А. Никитина, «Отчий дом”1982.
«Я учусь быть мамой” 1983.
«Исповедь” 1991.
Супругам Никитиным присущи чрезвычайная ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где ученые-специалисты беспомощно разводят руками.(И.Аршавский)
О резервах наших детей(1990):
Просьбы к врачам и медсестрам родильного дома
Первая просьба – не делать анестезии (обезболивания).
Вторая – не накладывать зажимы и не перевязывать пуповины до тех пор, пока она пульсирует.
Третья – нельзя уносить ребенка от матери после его рождения! Лучше, если мама сама приложит его к груди: к одной и другой, чтобы малыш обязательно высосал первые капельки молозива. Контакт «кожа к коже” хотя бы 15 минут в первые полчаса жизни обязателен, совершенно необходим!
Просьба четвертая. Ритуал рождения. Чтобы отец тоже понял, что ребенок попадает и в его руки, сильные, надежные, и его прямая обязанность вести этого человека по жизни. Наши дети не должны быть ущербными из-за нашей дикости, которую мы проявляем сейчас в первые и очень важные мгновения их жизни.
Теперь просьба пятая. Просите не закапывать раствор ляписа ребенку, и его глазки будут чистыми.
Просьба шестая. Лучше прививки БЦЖ избежать.
Седьмая просьба. В первые дни жизни ребенка у малыша самые высокие адаптивные возможности – он приспосабливается ко всему. Надо, чтобы у него были свободные ручки, а то, что он поцарапается, пусть, попадут микробы, малыш начнет «формировать” свой иммунитет. А при отсутствии развитой иммунной системы страшные вещи с детьми происходят!
В первые 8–10 дней после рождения ребенок должен знать только материнскую грудь. До первого зуба никаких коррекций вводить не надо, т.е. до 5–7 месяцев. Только когда появляется первый зуб, не страшны ни добавки, ни смеси, ни соки. Даю совет: появился зубик, просто необходимо давать малышу твердую пищу!
Как сделать наших детей более интеллектуально развитыми, чем мы сами
Естественное вскармливание до появления первого зуба.
Близость (физическая) матери к ребенку Так, африканки носят детей за спиной минимум два года. Проанализировав это явление, европейские врачи пришли к выводу, что эти малыши намного превышают по уровню развития европейских детишек этого же возраста, несмотря на то, что мамы с ними не занимались, а просто носили за спиной.
Увеличение кругозора, возможность практически неограниченная в познании мира («не запирать” малышей в коляски и пеленки!)
Запуск всех рефлексов, которые заложены матерью-Природой.
Легкая одежда. Влияет ли она на интеллект? Представьте, да! Так, распашонки с зашитыми рукавами, на мой взгляд, вредны. Они блокируют систему осязания: куда бы ручки малыша ни попадали, они ничего не ощущают. А обрезанные рукавчики на распашонках и срезанные носочки на колготках способствуют развитию системы осязания.
Обогащенная обстановка. Сейчас поясню, что это. Это система принципов и приспособлений:
1) использование лесенки-”встаньки” Скрипалева;
2) свободное передвижение по квартире ребенка-”ползунка”;
3) игры во «взрослые игрушки” – кастрюли, кружки, ложки, пластилин, карандаши и бумаги (обязательно научите правильно держать карандаш сразу же!).
Седьмая — Свобода познания мира, снятие «традиционных” запретов. Постарайтесь забыть выражения: «Не трогай!”, «Не лезь!” и т.п. Не бойтесь, что малыш что-нибудь испортит или сломает. Он познает мир и, познавая его, самостоятельно развивается, занимает активную жизненную позицию
Восьмая — Оборудование в квартире спорткомплекса.
Девятая — Развивающие игры. Их может быть много, если творчески подойти к этому вопросу.
Десятая — Раннее знакомство с буквами и цифрами (начиная с 2–3-летнего возраста).
Одинадцатая — Раннее знакомство детей с инструментами и материалами, т.е. с ручным трудом. Важно детей рано познакомить с ножницами, шилом и т.д.
Двенадцатая — Отношение родителей к развитию детей. Здесь существуют две позиции: 1) ребенку нужно все объяснить, рассказать; 2) необходимо рассказывать и показывать малышу только то, до чего он сам дойти не может. Так формируется самостоятельность. Именно второй вариант дает творческие личности, а первый развивает лишь исполнительские способности.
О развивающих играх для детей(1980-е):
Методика Никитиных:
1. Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
2. Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
3. Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
4. Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
5. Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
6. Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
7. Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить.
Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Сущность и особенность развивающих игр:
1. Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
2. Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
3. Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип «от простого к сложному”.
4. В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
6. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
8. Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью.
В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно Источник Литература:

Диссертации / Педагогические науки / Никитина Любовь Андреевна

Научная тема: « СТАНОВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «

Научная биография » Никитина Любовь Андреевна «

Членство в Российской Академии Естествознания

Специальность: 13.00.08

Год: 2014

Отрасль науки: Педагогические науки

Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

  1. Для инновационного развития образования принципиальное значение имеет вовлеченность педагогов в постановку и решение задач такого развития. Речь идет не просто об исполнении требований повышения качества образования или поддержке педагогами административных инициатив по реформированию образования. Речь идет о порождении инициатив по совершенствованию организации образования на «местах», постановке и решении задач инновационного развития образования в каждом образовательном учреждении. Что и обусловливает «тотальную инноватизацию» образования, масштаб реформ и их динамизм, а так же необходимость изменения качества педагогической деятельности, всех уровней ее организации, в том числе и методической организации урока. Такие изменения в педагогической деятельности обеспечиваются участием педагогов в решении задач инновационного развития образования и становлением исследовательской компетентности, необходимых для постановки и решения этих задач. При этом становление исследовательской компетентности выполняет системообразующую функцию как в процессе педагогической деятельности, так и в подготовке студентов педагогического вуза.
  2. Особое место в профессиональной подготовке студентов педагогического вуза имеет методическая подготовка. Поскольку, с одной стороны, именно методическая подготовка определяет качество взаимодействия педагога и ребенка в классе, качество отдельного предмета и качество образования в школе. А с другой стороны, такая подготовка в вузе ориентирована на усвоение схем, алгоритмов, норм профессиональной деятельности. Поэтому для повышения качества профессиональной подготовки студентов педагогического вуза необходимо совершенствование содержания и способов их методической подготовки. При этом совершенствование методической подготовки в условиях инновационного развития образования обусловливается прежде всего становлением исследовательской компетенции.
  3. Концепция становления исследовательской компетентности в методической подготовке основывается на том, что в процессе овладения исследовательской компетентностью (ИК) происходит открытие студентами совместной деятельности как предмета организации их методической подготовки (МП), овладение ими такими компонентами ИК, как исследовательские умения по организации ситуаций совместной деятельности; исследовательские действия по различению и использованию разных моделей совместной деятельности и средств их методической организации; исследовательские компетенции проектирования методических средств для организации СД; исследовательская позиция, проявляющаяся в обосновании студентами выбора методических средств по организации совместной деятельности.
  4. Становление ИК в МП студентов педагогического вуза обеспечивается разработкой и реализацией образовательной программы, содержание и модули которой определяют: а) последовательное выделение студентами таких предметов организации совместной деятельности, как ситуация, модель, проект, позиция участника совместной деятельности; б) выбор и использование соответствующих методических средств для организации совместной деятельности, которые обусловлены становлением исследовательских умений, исследовательских действий, исследовательских компетенций, исследовательской позиции. Образовательная программа становления ИК в МП имеет метапредметный статус, поскольку осуществляется на разных учебных дисциплинах, в организации педагогической практики, организации УИРС и НИРС.
  5. Становление исследовательской компетентности в методической подготовке оказывает влияние на овладение студентами разными способами методической организации совместной деятельности на уроке, формирование поведенческо- ориентированного, деятельностно-ориентированного и исследовательско- ориентированного способов. И тем самым оказывает влияние на качество методической подготовки, которое выражается в овладении студентами предметом методической подготовки организации совместной деятельности; проявлении ими исследовательских умений, исследовательского действия, исследовательских компетенций, исследовательской позиции в выборе и использовании методических средств, адекватных задачам организации совместной деятельности; для них исследование становится необходимым как при самостоятельной подготовке к занятиям в вузе, так и в организации уроков на педагогической практике: они ориентируются на запросы и инициативы учащихся; выбирают, изменяют методические средства в зависимости от ситуации совместной деятельности на уроке; овладевают способами методической организации моделей совместной деятельности.
  6. Результаты методической подготовки определяются овладением разными компонентами ИК в МП, их использованием для методической организации ситуаций СД → методической организации разных моделей СД → ее проектирования и обоснования выбора методической организации СД. При этом для характеристики качества методической подготовки студентов важно как овладение отдельными компонентами исследовательской компетентности, их динамика, последовательность становления, так и их взаимная дополнительность. В оценке результата становления исследовательской компетентности и качества методической подготовки должны участвовать сами студенты, поскольку рефлексивные суждения раскрывают их личностное участие, заинтересованность, ответственность в построении собственной педагогической деятельности.

Список опубликованных работ

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

2. Никитина, Л. А. Формирование исследовательской компетентности будущих учителей начальных классов в процессе изучения ими результатов практической деятельности учащихся на уроках русского языка / Л. А. Никитина // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 7. – С. 63-73 (0,8 п.л.).

Монографии

Учебные и учебно–методические пособия

Научные статьи, материалы и тезисы международных и всероссийских конференций. Статьи в журналах и сборниках научных трудов

25. Никитина, Л. А. Исследовательские задания в процессе чтения специальной литературы в курсе «Методика преподавания русского языка и литературы» как средство формирования исследовательской компетентности / Л. А. Никитина // Подготовка учителя начальных классов к реализации вариативных образовательных систем : материалы всероссийской научно–практической конференции, г. Барнаул, 26–27 сентября 2006 г. : . – Барнаул : БГПУ, 2006. – Ч. 2. – С. 47-55 (0,6 п.л.).

33. Никитина, Л. А. Стратегия разработки образовательной программы становления исследовательской компетентности в методической подготовке педагога / Л. А. Никитина // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения : сборник научных статей. – Санкт–Петербург : Северная звезда, 201. – Вып. 7. – С. 223-229 (0,4 п.л.).

41. Никитина, Л. А. Реализация непрерывного педагогического образования (колледж–вуз) в рамках АУШПО / Л. А. Никитина // Состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в системе многоуровневой подготовки специалистов : материалы Всероссийской научно– методической конференции, 9–10 декабря 2003 г. : в 4 ч. – Ижевск : Изд–во ИжГТУ, 2003. – Ч. 3. – С. 74-83 (0,7 п.л.).

42. Никитина, Л. А. Непрерывное педагогическое образование (колледж–вуз) в рамках Алтайского университетского школьно–педагогического округа / Л. А. Никитина // Содержание непрерывного педагогического образования в системе учебно–научно–методических комплексов «Школа–педколледж–вуз» : материалы Всероссийского семинара–совещания. – Иркутск : Изд–во ИГПУ, 2004. – С. 8-14 (0,5 п.л.).

43. Никитина, Л. А. Возможности совершенствования подготовки учителя начальных классов и воспитателя дошкольного учреждения посредством специализации «Организатор–методист по работе с детьми в классах раннего развития» / Л. А. Никитина // Материалы Всероссийского совещания–семинара по подготовке организатора–методиста к работе с детьми в классах раннего развития, 8–9 декабря 2005 г. : сборник статей. – Барнаул : Изд–во БГПУ, 2005. – С. 6-11 (0,3. п.л.).

44. Никитина, Л. А. Включение студентов в исследование в процессе изучения курса «Методика преподавания русского языка» как способ познания и присвоения ими методической деятельности / Л. А. Никитина // VII Сибирская школа молодого ученого : материалы Международной научно–практической конференции «Модернизация профессионального послевузовского образования : теория и практика подготовки научно–педагогических кадров», г. Томск, 24–26 октября 2006 г. / под общ. ред. В. А. Дмитриенко. – Томск : STT, 2006. – С. 114-117 (0, 4.п.л.).

45. Никитина, Л. А. Исследовательские задания в процессе изучения курса «Методика преподавания русского языка и литературы» как средство включения студентов в методическую деятельность / Л. А. Никитина // Педагогическое образование в ХХI веке. Теория и практика : сборник статей, посвященных 30–летнему юбилею педагогического факультета / под ред. С. И. Поздеевой. – Томск: Изд–во ТГПУ, 2006. – С. 247-258 (0,7 п.л.).

46. Никитина, Л. А. Становление исследовательской компетентности будущего учителя в процессе подготовки и выполнения курсовой работы по методике преподавания / Л. А. Никитина // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1–4 классов современной школы : сборник научных статей по итогам Всероссийской научно– практической конференции, г. Санкт–Петербург, 14–15 марта 2007 г. – Санкт– Петербург : САГА, 2007. – С. 154-166 (0,8 п. л.).

47. Никитина, Л. А. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя в процессе подготовки и выполнения курсовой работы (по материалам работы спецкурса) / Л. А. Никитина // Подготовка специалистов без отрыва от производства в системе педагогического образования : проблемы и перспективы : материалы региональной научно–практической конференции, посвященной 80–летию заочного образования в России, г. Бийск, 9 ноября 2007 г. : в 2 ч. / Бийский педагогический государственный университет им. В.М. Шукшина. – Бийск : РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007. – Ч. 1. – С. 153-163 (0,6 п.л.).

48. Никитина, Л. А. Формирование исследовательской компетентности будущего учителя в процессе методической подготовки / Л. А. Никитина // Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов : материалы международной научно–практической конференции, г. Барнаул, 15–16 ноября 2007 г. – Барнаул : БГПУ, 2007. – С. 77-88 (0,8 п.л.).

54. Никитина, Л. А. Образовательная деятельность и образовательное действие в методической подготовке педагога как средство становления исследовательской компетентности / Л. А. Никитина // Педагогические отношения в инновационном развитии современной России : ориентиры и перспективы : материалы Всероссийской научно–практической конференции, г. Волгоград, 26 февраля 2010 г. – Волгоград ; Москва : Глобус, 2010. – С. 244-250 (0,4 п.л.).

58. Никитина, Л. А. Вовлечённость в исследование в методической подготовке как условие самоактуализации будущего педагога / Л. А. Никитина // Актуальные проблемы современной науки и образования. Общественные науки : материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. – Уфа : РИЦ БашГУ, 2010. – Т. VII. – Ч. I. – С. 455-458 (0,3 п.л.).

59. Никитина, Л. А. Исследовательские проекты – средство формирования исследовательской компетентности в методической подготовке учителя начальных классов / Л. А. Никитина // Языковое образование в современном обществе – 2010 : сборник научных статей по итогам международной научно–практической конференции г. Санкт–Петербург, 12–13 ноября 2010 г. – Санкт–Петербург : САГА, 2010. – С. 120-126 (0,5 п.л.).

63. Никитина, Л. А. Деятельностные игры – развивающая образовательная технология методической подготовки педагогов / Л. А. Никитина // Инновационное развитие науки : приоритеты, ресурсы и перспективы : материалы международной научно–практической конференции / Семипалатинский государственный педагогический институт, г. Семей, 24–26 марта 2011 г. – Семей, 2011. – С. 523-526 (0,4 п.л.).

65. Никитина, Л. А. Изменение характера самостоятельной деятельности студентов в разных способах методической подготовки / Л. А. Никитина // Образовательные инновации в профессиональной подготовке бакалавра начального образования : материалы всероссийской заочной научно– практической конференции с международным участием, г. Барнаул, 24–25 октября 2011 г. – Барнаул : АлтГПА, 2011.– С. 90-98 (0,4 п.л.).

67. Никитина, Л. А. Организация исследования в дипломной работе как способ построения методического знания / Л. А. Никитина // Компетентностно– ориентированные технологии в системе дошкольного и начального образования : материалы Региональной научно–практической конференции с международным участием, г. Усть–Каменогорск, 27 апреля 2012 г. – Усть–Каменогорск : Изд–во ВКГУ им. С. Аманжолова, 2012. – Ч. 1. – С. 207-213 (0,4 п. л.).

69. Никитина, Л. А. Гуманитарный подход к становлению исследовательской компетентности в методической подготовке педагогов / Л. А. Никитина // Тенденции и перспективы развития современного научного знания : материалы V Международной научно–практической конференции, г. Москва, 24–25 декабря 2012 г. : в 2 т. / Научно–информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». – Москва : Спецкнига, 2012. – Т. 2. – С. 327-334 (0,6 п.л.).

71. Никитина, Л. А. Диагностика качества методической подготовки будущего педагога / Л. А. Никитина // Реализация идей компетентностно – ориентированного образования : проблемы, поиски, решения : материалы Республиканской научно–практической конференции с международным участием г. Усть–Каменогорск, 11–12 апреля 2013 г. – Усть–Каменогорск, 2013. – Ч. 2. – С. 328-333 (0,4 п.л.).

72. Никитина, Л. А. Изменение предмета и содержания методической подготовки студентов в условиях инновационного развития образования / Л. А. Никитина // Герценовские чтения. Начальное образование. Том 4. Выпуск 2. –

Санкт–Петербург : Изд–во ВВМ, 2013. – С. 212-220 (0,6 п.л.).

76. Никитина, Л. А. К вопросу о внедрении деятельностного типа обучения в профессиональную подготовку учителей начальных классов (тезисы) / Л. А. Никитина // Проблемы обновления начальной школы в условиях модернизации и свободного развития российского образования : материалы межвузовской научно–практической конференции, г. Красноярск, 26–27 марта 2002 г. – Красноярск, 2002. – С. 18-19 (0,1. п.л.).

RoromjRoste 21:31, 2 февраля 2020 http://diplompravo.ru — заказать курсовую работу
http://studya-tm.ru — выполнение контрольных работ
http://mskdiplom-att.ru — решение задачи по экономике
http://study-book.ru — заказать курсовую работу
http://shopexpresss.ru — дипломные работы на заказ срочно
решение задачи по высшей математике заказать решение контрольной работы заказать курсовую работу e1c284f

Если вы считаете, что какое-то сообщение нарушает Правила, оскорбляет Вас как личность, несёт заведомо ложную информацию, и должно быть удалено, сообщите нам по адресу sergey@rae.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *