Николаиты

Часто верующие люди задаются вопросом — Николаиты,кто они такие?О ком писал Апостол Иоанн в книге Откровений 2:6. Давайте разберёмся на основании Священного Писания.

Откр 2:6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Откр 2:15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов,которое Я ненавижу.

Чем так выделились Николаиты, и какими делами они так прославились,что даже Христос подчеркнул особым образом? Вопрос о том, кто они такие волновал давно.

Одним из первых, кто начал говорить о них, это был Ериней Лионский, который приблизительно во втором веке писал: «Николаиты — это была группа людей, собранная дьяконом Николаем». Дьякон Николай — это один из семи дьяконов избранных первой церковью.( Деян 6:5) В последствии этот Николай Антиохиец, отошел от веры и организовал вокруг себя группу людей, которые были еретиками. Они же и получили название Николаиты.( о Николае Антиохийце практически ничего не известно). Если провести аналогию данных текстов, то поймем, что на самом деле Николаиты вообще ничего общего не имеют к этому Николаю дьякону

Николаиты,кто они?

Существуют различные подходы к интерпретации книги откровения. Если брать во внимание самый консервативный исторический подход, которым пользовались богословы, начиная со времен реформации.

Откр 1:19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Это касается непосредственно времени Иоанна. И говорит о том, что будет с церковью после Иоанна.

Во 2 и 3 главе Откр. Иисус Христос дает особые послания семи церквям:

1. Ефесская:

2. Смирнская:

3. Пергамская:

4. Фиатирская:

5. Сардисская:

6. Филадельфийская:

7. Лаодикийская.

Это реальные церкви, которые существовали в первом веке нашей эры. О некоторых из них проповедовал апостол Павел.

Книга откровений, эта книга символов и образов. Поэтому мы не можем понимать ее буквально. Но мы должны трактовать некоторые вещи символически, образно.

Семь церквей являются символами семи периодов в истории христианской церкви. Самый первый период начинается с Ефесской церкви, которая соответствует первому веку нашей эры. И соответствует апостольской церкви. Заканчивается эра Лаодикийской церковью. То есть, это церковь, которая существует в христианской истории во время второго пришествия Иисуса Христа.

Николаиты упоминаются в посланиях к двум церквям. Это к Ефесской церкви и в к церкви в Пергаме. Но, интересно то, что в послании к Ефесской церкви говорится о том, что она свободна от влияния Николаитов.

Иисус Христос говорит: впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.

Но, что касается церкви в Пергаме. Здесь о ней Иисус Христос говорит совсем другое: «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу».

Церковь в Пергаме уже находится в другом состоянии. Получается, что Николаиты уже стали частью церкви. Еще есть одна интересная деталь, что это учение схоже с учением Валаама.

(Откр 2:14) Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали…

Николаиты,кто они и что у них общего с учением Валаама

Многие богословы отождествляют учение Валаама и учение Николаитов.

Оказывается, есть учение еще в одной церкви — в Фиатирской.

(Откр 2 :20) Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Как и учение Валаама — «ели идоложертвенное и любодействовали».

Итак, учение Валаама и учение Николаитов является и учением Иезавели. Оно присутствует в двух церквях в Пергаме и церковь в Феатире.

Еще есть одна деталь, которая связывает учение Валаама и учение Николаитов. Слово «Николаиты» происходит от двух греческих слов.

Никао — побеждать

Лаос — народ

Таким образом слово «Николаиты» означает — побеждающий народ или победивший народ.

Слово «Валаам» так же состоит из двух Еврейских слов.

«Бала» — пожирать, поедать, одерживать верх, победу.

«Ам» — народ.

Итак, мы видим, что слово «Балаам» означает — побеждающий народ, или поедающий народ. Мы можем сказать, что слово «Николаиты» является греческим переводом Еврейского слова «Балаам».

Николаиты,кто они и что это за учение? И почему Иисус Христос его ненавидит?

Мы пришли к выводу, что учение Валаама и учение Николаитов — идентичные учения. Числа (22 — 24 главы) повествуют о том,как Израильтяне проходили через территорию Маовитян. Они должны были войти в землю обетованную. Маовитский царь Валак был очень испуган таким количеством Израилитян. Он также был напуган,что они проходят через его территорию. Он боялся вступить в сражение с ними. И для того, чтобы каким то образом, нанести им вред или ущерб, он решил прибегнуть к хитрости. Он призвал пророка Валаама, который жил в междуречье (нет точного места обитания). Этот пророк пользовался большой славой. Было известно, что если он, что то скажет, то это действительно должно состояться.

Николаиты и Валаам; что общего

Так же известно, что это был Божий пророк. Он имел связь с Богом. И вот Валак призывает Валаама и просит его, чтобы тот проклял Израильский народ. Валаам сначала не хочет этого делать. Но затем прельстившись той наградой, теми подарками, которые предлагает ему Валак, он соглашается. И делает три попытки проклясть Израильтян. Но каждый раз, когда Валак приводит его на одно место и говорит: прокляни мне Израильтян с этого места. Вместо проклятия он говорит благословение. В конце концов, Валак очень был огорчен и не удовлетворен этим. Он хочет отпустить от себя Валаама. Числа 31:16

Валаам дал некий совет Валаку

Если Валак хочет, чтобы Израильтяне были прокляты, то он должен ввести Израильтян в грех. Так и произошло.(Числа 25 глава). Маовитяне подослали Израильтянам женщин, которые ввели их в грех идолопоклонства, и в грех блуда. Это самая грустная глава, которая описывает самый большой грех, который совершили Израильтяне, находясь в пустыне.

Валаам ввел Израильтян в грех. По сути Николаиты делают тоже самое.

Как учение Николаитов и учение Валаама раскрывались в истории церкви?

Как уже говорили, первый век — это период Апостольской Церкви, Ефесской. Это когда церковь сохраняла свою чистоту. Когда Иисус обращается к этой церкви он говорит очень теплые слова.

Смирнской Церкви — это период гонений со 2 до начала 4 века (приблизительно). Когда христиан преследовали. Здесь также ничего не говорится о Николаитах.

С начала 4 века, это в то время, когда Константин принимает христианство. Вместе с ним очень много не обращенных язычников вливаются в христианство. И вот здесь упоминаются Николаиты. Эти язычники, которые были не обращены. Они влились в ряды христиан. Они привносят в церковь очень много языческих обрядов и практик. По сути они приносят идолопоклонство в церковь. И это и есть учение Николаитов.

Далее, еще больше видно, что церковь отходит от Евангельской чистоты. Во время Фиатирского периода, который соответствует средневековому периоду церкви ещё больше грехов, еще больше отступлений мы наблюдаем в истории христианской церкви.

Можно сделать вывод, что Николаиты и учение Валаама — это все то, что заставляет народ Божий совершать грех. Вносит идолопоклонство в церковь. Это религия, которая имеет форму христианства,но на самом деле остается языческой. Это идолопоклонство, завуалированное в христианскую форму.

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени.

Раннюю идентификацию николаитов мы находим у ранних отцов церкви. Но в своем описании и их мнение разделилось.

Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Дн. 6:5). По этой теории Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих.

По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, и его учение извращено. Хотя и возможно, что отцы церкви были правы, связывая николаитов с Николаем Антиохийцем (истории известны случаи, когда церковные лидеры впадали в ересь), это больше похоже на попытку найти какое-нибудь имя в Писании для идентификации секты. С другой стороны, имя Николай было достаточно распространено и, может быть, вина Антиохийца была лишь в том, что его имя было такое же, как и у презренного еретика. Но в целом в своем описании доктрин и действий николаитов отцы церкви единодушны.

Иреней (140-202 гг.) говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям». Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» (6,8) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте». Климент Александрийский говорит, что они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». Но он защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, заявляя, что его слова о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату.

Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность. Игнатий замечает в своем длинном послании следующее: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников».

После осуждения эвионитов Иреней направил перо критики против николаитов. Николаиты учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли много активней, чем апостолы.

Тертуллиан писал: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».

Мы читаем некоторые очерки об истории николаитов в работах Евсевия: «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным».

Викториний описывал николаитов следующим образом: «Николаитяне, действующие под именем Николая, придумали ересь, согласно которой идоложертвенное можно было принимать в пишу, и всякий прелюбодействующий получал очищение и покой на восьмой день».

Другая попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.

Решение мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»).

Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. И мы видим, как эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Возможно, что как часть этих церемоний или же как отдельную сферу компромисса они дозволяли прелюбодеяние и проституцию.

Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы.

В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.

Сергей ДЕНИСЮК (Кливленд, Огайо)

Вопрос:

Кто такие николаиты? Если возможно, ответьте, пожалуйста, кем они (николаиты) представлены в настоящее время?

Отвечает игумен Амвросий (Ермаков):

В Апокалипсисе, в посланиях Малоазийским Церквам, обличаются еретики, которые именуются николаитами. Свое название они получили от одного из семи диаконов, упоминаемых в книге Деяний Святых Апостолов (6,5),- Николая Антиохийца, обращенного из язычников. Увы, и среди апостолов был предатель Иуда, и среди семи диаконов — вышеупомянутый Николай. Николаиты проповедовали компромисс с язычеством и вели полуязыческий образ жизни, «побеждая» чувственность через удовлетворение чувственных страстей. Свидетельства о безнравственной жизни николаитов можно найти у св. Иринея Лионского, Тертуллиана, Климента Александрийского.
Познания бессилия злого духовного мира и достижение свободы от зла николаиты пытались достичь с помощью познания «глубин сатанинских» (Откр. 2, 24). Собственно говоря, николаиты — это предшественники гностиков, предпринявших смелую попытку «дополнить» христианство восточными религиозными верованиями и греческой философией. Вот как изображает св. Ириней Лионский противоестественное смешение гностиками языческих и христианских понятий :
«…как если бы кто, взяв царское изображение, прекрасно сделанное умным художником из драгоценных камней, уничтожил бы представленный вид человека, представил бы и привел бы в другой вид эти камни и сделал бы из них образ пса или лисицы, и об этом негодном произведении отзывался бы потом и говорил: вот то самое прекрасное царское изображение, которое произвел умный художник».
В настоящее время есть, к сожалению, деноминации, называющие себя христианскими, но узаконившие в своей жизни то, что никоим образом не согласуется с христианством. Таковыми являются, например, некоторые протестантские конфессии, объявившие нормой жизни противоестественные отношения; гностические идеи находят свое выражение у последователей Рерихов, Блаватской и им подобных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *