Николо пешношский монастырь

Преподобный Мефодий Пешношский. Роспись свода Братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры

17 июня исполняется 625 лет со дня преставления преподобного Мефодия – основателя Николо-Пешношского монастыря, верного ученика преподобного Сергия Радонежского.

Время земной жизни преподобного Мефодия пришлось на ХIV век, когда Русь находилась под ордынским игом и была раздираема княжескими междоусобицами. Но в то же время начался новый и очень важный этап в духовной жизни страны и Православной Церкви. Связан он, прежде всего, с именем святого преподобного Сергия Радонежского. Примером своей жизни и высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, вдохнул веру в будущее. Великий подвижник показал людям образец христианской жизни, дал новый импульс монашескому деланию и устроению монастырского бытия на истинно евангельских началах. «Игумен земли Русской», как называли его современники, стал, по словам летописца, «начальник и учитель всем монастырем, иже в Руси».

Примером своей жизни преподобный Сергий поднял упавший дух народа

Если многие из первых русских монастырей, со времен преподобных Антония и Феодосия Печерских, вслед за Киево-Печерской обителью, были общежительными, то к началу XIV века уже практически нигде не осталось общежительного устава. Преобладали особножительные обители, где каждый спасался по своему усмотрению и где осталось очень мало от духа древней киновии. В это время, воплощая в жизнь основы христианской общины, о которых повествует книга Деяний апостольских: У множества же уверовав­ших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из име­ния своего не называл сво­им, но всё у них было общее (Деян., 4, 32), преподобный Сергий Радонежский ввел в своем монастыре и распространил общежительный устав. Таким образом, в Троице-Сергиевой обители возродилась древняя духовная традиция и аскетическая школа, в лоне которой выросло целое множество замечательных православных подвижников. Словно «птицы красные» из родного гнезда, разлетелись они по Руси, создавая новые обители по заветам своего великого наставника. Благодаря движению, начатому радонежским подвижником, в XIV–XV вв. возникло множество новых монастырей.

Своим примером и наставлением преподобный Сергий подготовил множество учеников, которые продолжали его дело.

Николо-пешношский монастырь. Фото: https://paratozor.livejournal.com/92811.html

Одним из ближайших учеников Сергия Радонежского был Мефодий

Одним из ближайших учеников святого Сергия Радонежского был Мефодий, впоследствии ставший основателем монастыря во имя святителя Николая Чудотворца на речке Пешноше. Первоначальный список жития преподобного Мефодия, в котором могли быть более подробно изложены факты биографии основателя Пешношской обители, был утрачен еще в конце XVIII века. Поэтому, как указывает видный историк Николо-Пешношского монастыря К.Ф. Калайдович, «подробности святой жизни сего угодника… очень мало известны». До нас не дошло никаких письменных свидетельств и сведений ни о дате его рождения, ни о том, кто были его родители, ни о том, какого он был сословия, откуда он был родом и чем занимался до того, как пришел к преподобному Сергию Радонежскому. То немногое, что мы знаем о преподобном Мефодии, передавалось в устном предании от поколения к поколению монахов основанной им обители на Пешноше. Автор рукописной «Летописи Николо-Пешношской обители», созданной в XIX в., иеромонах Иероним (Суханов), писал: «Отцы наши издревле чтили святого отца Мефодия, не по мощам или по жизнеописанию, но по единому святому его имени, так и нам не имеется особой нужды слушать укоризненные и разногласные мнения, и любопытствовать то, о чем не открыто было прежде». Может быть, в этом есть особый Промысл Божий, чтобы сохранить в памяти потомков только самое важное, самое главное, оставив другие, не столь существенные детали во мраке забвения.

В своих трудах Мефодий повторил путь своего прославленного учителя

Видимо, еще достаточно молодым человеком, в середине XIV века, Мефодий пришел в обитель к преподобному Сергию, поступил в число братии и стал одним из первых последователей великого подвижника. О влиянии, которое оказал прп. Сергий на своего ученика, говорит то, что в своих трудах Мефодий фактически повторил путь своего прославленного учителя.

Прп. Мефодий провел у «игумена земли Русской» несколько лет, а затем, как и его великий наставник, начал подвиг с отшельничества в пустынном месте. В 1361-м году он, по благословению своего учителя, удалился в непроходимые леса и болота в окрестностях Дмитрова. Там, на расстоянии 25 верст от города, у слияния Яхромы и небольшой речки Пешноши, подвижник устроил свою келью и жил некоторое время в совершенном одиночестве, в месте, окруженном непроходимыми лесами и болотами. Однако не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5,14). Святость жизни отшельника стала известна в миру, и скоро вокруг него стали собираться люди, жаждавшие богоугодной жизни и наставления.

Икона свт. Николая Чудотворца и пр. Мефодия Пешношского Очень показательна характеристика прп. Мефодия, данная ему в предании об основании монастыря. Согласно легенде, когда местный князь, желавший изгнать подвижника со своей земли, вошел в келию, то «узрел старца, яко Ангела Божия, живущего в неописуемой нищете». И постепенно, в ходе беседы с преподобным, князь «умилился, взирая на его богоугодное житие», сменил гнев на милость, возлюбил его и просил оставаться на княжеской земле.

Постепенно число братии умножалось, и возникла необходимость построить церковь. Тогда преподобный Сергий Радонежский навестил своего ученика и благословил перенести обитель в более удобное, просторное и сухое место, за реку Яхрому, к устью Пешноши. Здесь же была воздвигнута первая деревянная церковь во имя чудотворца святителя Николая Мирликийского, а монастырь был посвящен этому глубоко почитаемому русским народом угоднику Божию.

Основатель монастыря сам трудился на строительстве церкви и келий

Как свидетельствует устное предание, сохраненное насельниками обители, название речки, а от нее и название монастыря («Николо-Пешношский») непосредственно связаны с трудами преподобного Мефодия и произошли от того, что основатель монастыря, по примеру своего учителя, сам трудился на строительстве церкви и келий и носил вброд через речку бревна («пеш ноша»).

Основав Николо-Пешношскую обитель, прп. Мефодий, с благословения святого прп. Сергия, стал в ней и первым игуменом, имея под своим руководством множество иноков. Как гласит устное предание, св. прп. Мефодий особенно прославил себя милосердием к нищим, сиротам и вдовицам. Нищелюбие, трудолюбие, смирение и скромность, милосердие, душевная чистота и непорочность – такими мы видим основные черты святого Мефодия, с поэтической силой выраженные в акафисте.

Все монастыри, основанные учениками преподобного Сергия, были общежительными. Поэтому и созданный преподобным Мефодием Николо-Пешношский монастырь также получил общежительный устав. С самого основания обители в ней гармонично сочетались такие направления монашеского делания, как отшельничество, или скитское подвижничество, и общежительное устроение монастырской жизни.

Известно, что преподобный Сергий не оставлял духовного попечения над своим учеником и нередко навещал его. Согласно преданию, св. Сергий часто приходил к своему ученику на Пешношу, а прп. Мефодий был, говоря словами тропаря, «О Христе собеседник и спостник преподобному Сергию».

Вплоть до революции 1917 г. в двух верстах от Николо-Пешношского монастыря почиталось место с часовней, называемое «беседным». Здесь, по преданию, для совместного поста и молитвы уединялись преподобные Сергий и Мефодий. Ученик и учитель были также и соработниками: известно, что они вместе устраивали кельи, выкопали два пруда и посадили аллею из вязов.

Преподобный Мефодий Пешношский Преподобный Мефодий управлял монастырем более 30 лет. За это время обитель окрепла, отстроилась. Слава преподобного Мефодия распространилась далеко и привлекла в его монастырь множество насельников. 8 октября 1392 г. (25 сент. ст.ст.) отошел ко Господу преподобный Сергий Радонежский. И, как будто не желая разлучаться со своим учителем, вскоре за ним последовал и пешношский игумен. Преподобный Мефодий преставился 17 июня 1393 г. (4 июня ст.ст.). Согласно преданию, умирая, игумен Мефодий благословил братии сохранять общежитие, быть милостивыми к нищим и странным.

Преподобный Мефодий был прославлен в лике святых на московском Соборе 1549 года, причем материалы для канонизации готовил другой прославленный настоятель Николо-Пешношского монастыря, игумен Варсонофий – будущий святитель Варсонофий Казанский.

В XIV веке монастырь на Пешноше представлял собой небольшую монашескую общину с единственной деревянной церковью во имя святителя Николая Чудотворца. Через три с половиной столетия после своего основания, к началу XVIII века, обитель превратилась в большой монастырь с каменными храмами и колокольней, мощными стенами и башнями, стала одним из крупнейших духовных центров на подмосковной земле.

В различные исторические эпохи обитель, основанная преподобным Мефодием, видела периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия врагов, была названа митрополитом Платоном (Левшиным) «Второй лаврой», ее дважды, в XVIII и XX вв., закрывали и снова возобновляли. Окончательно, после последнего разорения, монастырь был возрожден в 2007-м году, – последним из монастырей Московской епархии. С тех пор в обители восстановлены все храмы, в числе которых – храм во имя преподобного Мефодия Пешношского.

Столь быстрое возрождение монастыря, произошедшее в краткий по историческим меркам срок, стало возможным, как верят насельники, благодаря заступничеству первого игумена, который покровительствует своей обители. Имя преподобного Мефодия Пешношского глубоко почитается в монастыре; к раке над мощами и к большому образу святого приходят для молитвы и поклонения братия и многочисленные паломники.

В обители постоянно читается акафист Мефодию Пешношскому. С особенной торжественностью в Николо-Пешношском монастыре отмечают дни памяти преподобного Мефодия: 17 (4) июня – преставление и 27 (14) июня – тезоименитство. В эти дни поклониться святому Мефодию Пешношскому приезжают многочисленные верующие из Дмитрова, Москвы, многих городов Московской области. После литургии обычно бывает крестный ход и молебное пение у раки над мощами преподобного Мефодия.

Преподобный Мефодий подает современникам самый высокий образец монашеского делания

Преподобный Мефодий, как и в дни своего земного поприща, самым непосредственным образом участвует в современной жизни монастыря тем, что подает нашим современникам самый высокий образец монашеского делания и идеал, к которому стоит стремиться. Как свидетельствует акафист о преподобном Мефодии, он словом и примером своей жизни всех направлял к Солнцу правды – ко Христу, ибо всего себя посвящал на служение Богу и ближним.

Песнопения в честь преподобного Мефодия называют его «дивным учеником дивного учителя», свидетельствуют о том, как св. Мефодий трудился, рубил и носил бревна для строительства монастыря, о том, в какой убогой, «раздранной и многошвенной ризе» он ходил и как с равной любовью принимал всех: богатых и бедных, вельмож и простых людей, как был примером странноприимства, смирения, трудолюбия, любви, многих других добродетелей.

Главной причиной, обеспечившей расцвет Николо-Пешношского монастыря, его стойкость во время суровых испытаний, выпавших на долю нашей страны и Русской Православной Церкви, а также быстрое возрождение обители в нынешнее время, явился духовный фундамент, заложенный в основание монашеской жизни преподобным Сергием Радонежским и привнесенный на Пешношу его верным учеником – преподобным Мефодием.

Николо-Пешношский монастырь находится на севере Московской области километрах в 30-ти пути от Дмитрова. Монастырь не очень известный, но большой и красивый. Мы в него заехали после прогулки по Дмитрову в 2017-м году. Как раз завершился ремонт после выезда с территории монастыря психиатрической лечебницы. Монастырь восстанавливали с 2007-го года по частям, начиная с южной стороны. А когда для лечебницы был построен комплекс зданий в 600-х метрах к северу, вся территория была возвращена монастырю.
Монастырь расположен в низменной равнине у впадения речки Пешношки в Яхрому. Видно его издалека, даже с Большой бетонки. Земли здесь плодородные, обрабатываются с давних пор. И поныне на заливных лугах выращивают овощи. Народу было немного, когда мы подъехали, на стоянке было всего две машины.

Историческая справка из православной энциклопедии.
Монастырь был основан во второй половине XIV столетия преподобным Мефодием Пешношским, учеником преподобного Сергия Радонежского. Святой Мефодий выбрал место для пустынножительного отшельничества в 25 верстах от города Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Когда место подвигов нового отшельника стало известно, вокруг стали селиться те, кто также ревновал о подвигах монашеского делания. Преподобный Сергий Радонежский часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что преподобные Сергий и Мефодий ископали вокруг кельи два пруда и посадили аллею из вязов, которые сохранились до настоящего времени, хотя ураган 1998-го года их сильно проредил.
Когда число насельников новой пустыни умножилось, встал вопрос о построении нового соборного храма. Преподобный Сергий, как гласит предание, предложил своему бывшему ученику перенести монашеское общежитие на новое место — к высокому берегу реки Яхромы, к устью небольшой речки, которую стали называть Пешношей. Преподобный Мефодий, приняв благословение учителя, основал на этом новом месте мужскую обитель. Он сам трудился над построением монастыря, «пеш нося деревья через речку», которая и получила название Пешноша, а по ней и вся обитель стала именоваться Пешношской, или Николо-Пешношской от соборной монастырской церкви, освященной во имя святителя и чудотворца Николы». Произошло это знаменательное событие в 1361 году. Примечательно, что сам преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря лишь спустя 30 лет со времени основания обители — в 1391 году. Святой Мефодий стремился ввести в своем монастыре строгий устав, но, снисходя к братии, был милостив к их немощам.
Слава святой жизни преподобного Мефодия и после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей. Среди них — удельные князья Дмитровские Петр Дмитриевич, сын великого князя Московского благоверного Дмитрия Донского и Юрий Васильевич, сын великого князя Московского и всея Руси Василия Васильевича Темного, немало жертвовал на монастырь царь Иоанн Васильевич Грозный.
Во время настоятельства в Николо-Пешношском монастыре святого игумена Варсонофия в 1553 году царь Иван Грозный посетил монастырь вместе со своей супругой и годовалым сыном. В обители произошла знаменитая встреча царя с бывшим епископом Коломенским Вассианом (Топорковым), который жил в монастыре на покое. Государь неожиданно спросил Вассиана: «Отче, как лучше править государством?» Вассиан отвечал царю: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож». Царь, поцеловав руку Вассиана, сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета». Следствием этой встречи царя с Вассианом стала опала Сильвестра и Адашева, а также падение правительства Избранной Рады. Вскоре после этих событий царь Иван Васильевич, по духовному завещанию своего дяди князя Юрия Ивановича Дмитровского, пожаловал монастырю дворцовое село Суходол и 25 деревень Суходольской волости.
В Смутное время обитель была захвачена польским отрядом, однако вскоре отряд был выбит из стен монастыря. Затем Пешношский монастырь захирел и даже был упразднён в середине XVII столетия, но вскоре был восстановлен. В 1700 году монастырь был приписан к Троице-Сергиевому монастырю, а в 1764 году, в ходе секуляризационной реформы, был снова упразднён. Однако тщанием дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова монастырь был возобновлён уже в 1766 году. На рубеже XVIII-XIX веков, при архимандрите Макарии (Брюшкове), монастырь стал интенсивно развиваться и сделался одной из самых благоустроенных российских обителей: в те годы Московский митрополит Платон называл его «второй Лаврой».
В 1812 году монастырь избежал разорения: французы, находившиеся всего в 18 верстах, побоялись идти к нему по окружённой болотами дороге.
После Октябрьской революции 1917 ряд зданий монастыря были переданы филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1927 или 1928 году как монастырь, так и филиал музея были закрыты, а в их зданиях разместился Дом инвалидов Мособлсобеса. В 1960-х — начале 1970-х под руководством Н. И. Иванова были отреставрированы некоторые храмы и укрепления монастыря. Одновременно, с 1966 года на территории монастыря располагался психоневрологический интернат № 3. Вопрос о выводе интерната из исторического архитектурного комплекса впервые был поднят в 1975 году, однако его решение затянулось на несколько десятилетий.
21 августа 2007 года на заседании Священного Синода было решено преобразовать приход Сергиевской церкви поселка Луговой в Николо-Пешношский мужской монастырь. 2 сентября того же года состоялось торжественное открытие монастыря, в ходе которого митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) провёл в Сергиевском храме первое за 80 лет богослужение.


3. Древнейших храм монастыря — Никольский собор.

Дата строительства документально не подтверждена, однако весь стиль его архитектуры относится к концу 15-го века. Этот небольшой каменный крестовокупольный храм с четырьмя внутренними столпами перекрыт коробовыми сводами. В XVII веке к собору была пристроена небольшая западная паперть, которая охватывала храм с трех сторон.
4. В 19-м веке столетии к собору была пристроена трапезная. Хотя мне кажется собор намного лучше бы смотрелся в одиночестве посреди зелёной лужайки.

5. Сергиевская церковь.

Каменная церковь построена в 1732 году на месте древней деревянной часовни. Сергиевская церковь находится в центре архитектурного ансамбля Николо-Пешношского монастыря. С южной стороны она соединена с колокольней, из нее также есть вход в храм, посвященный основателю Николо-Пешношского монастыря – преподобному Мефодию Пешношскому. С северной стороны Сергиевской церкви, через небольшой проход находится Никольский собор.
В 1886—1890 годах «первый» Сергиевский храм был разобран, и на его месте построен новый, из красного кирпича церковь в популярном в то время «неорусском» стиле. В XIX — начале XX вв. в Сергиевской церкви хранился посох святого Мефодия, древний напрестольный крест и деревянный потир, с которым, по преданию, основатель обители совершал Таинство Евхаристии.
В 1920-х годах церковь была закрыта, потом в ней устроили котельную, которая действовала до 1980-х годов. Храм во имя преподобного Сергия стал первым возрожденным храмом Николо-Пешношской обители, его освящение состоялось 17 июня 2008 года. Когда храм передавали Церкви, он буквально лежал в руинах. Ныне церковь отреставрирована и выглядит очень нарядно. Главный вход в храм с фигурными столбами напоминает крыльцо древнерусского терема, детали внешнего убранства украшены многочисленными белокаменными вставками. У южной стены находится рака над мощами преподобного Мефодия. Внутри храм — бесстолпный, поэтому кажется очень светлым и просторным. Стены его расписаны изображениями святых подвижников и многочисленных сцен из жития преподобного Сергия Радонежского. В церкви — множество икон, среди которых есть древние, относящиеся к XVIII веку.
6. Колокольня-храм во имя преподобного Мефодия Пешношского. Выглядит несколько тяжеловесно, ей бы ещё парочку ярусов.

Восьмигранная ярусная монастырская колокольня была сооружена в 1-й трети XVI века, два верхних яруса надстроены в 1793 году. Во втором ярусе колокольни был Богоявленский храм, упраздненный в 1786 году. Взамен в 1859 году был устроен храм прп. Мефодия в первом ярусе (в XVI-XVII вв. там находился Предтеченский придел) с резным позолоченным иконостасом. Частично отреставрирована в 1960-х годах. В 2007 году отремонтирован и оборудован для богослужений Богоявленский храм
В течение 465 лет со дня блаженной кончины Мефодия в основанной им обители во имя его не было храмов. Но в 1857 году одна соседняя помещица, глубоко почитавшая преподобного, пожертвовала большую сумму на устроение придела в его имя. И в том же году, по ходатайству митрополита Филарета (Дроздова), Священный Синод дал разрешение на создание придела во имя преподобного Мефодия. Алтарь с престолом был устроен у самых мощей первого игумена Николо-Пешношской обители, под колокольней, и освящен в 1859 году. В то время, как и сейчас, в этот придел можно было войти прямо из храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
7. Храм в честь Димиртия Ростовского. Построен в начале 19-го века, восстановлен в 2014-м. Классицизм.

В 1805 году действительный статский советник Дмитрий Иванович Засецкий обратился к императору Александру II за разрешением создать в Николо-Пешношской обители больницу для престарелых и немощных насельников, и церковь при ней. Высочайшее дозволение было получено, и в 1811-м году началось строительство. Первоначально планировали построить всего шесть больничных келий, но потом затем решили устроить шестнадцать и возвести двухэтажное здание. Строительство больницы и церкви продолжалось до 1829 года.
Храм был освящен во имя святителя Димитрия Ростовского, известного составителя житий святых (Четьих-Миней), которого очень почитали в семье Засецких. Однако сам инициатор строительства не дожил до окончания строительства и освящения храма – он скончался 20 февраля 1829 года, и был похоронен у стен больницы, созданной на его средства. А храм был освящен 29 июня 1829 года свт. Филаретом (Дроздовым), митрополитом Московским.
После закрытия церковное помещение было переоборудовано под жилые помещения. Бетонным перекрытием его разделили на два этажа, а в алтаре прорубили дверь.


9. Больничный корпус.
10. Храм Сретения Господня в трапезном корпусе.
Церковь в честь Сретения Господня находится у западной стены монастыря, слева от Святых ворот. Первое письменное упоминание этого храма содержится в грамоте, данной Николо-Пешношскому монастырю царем Иваном Грозным в 1539 году. Хотя в грамоте не содержится указаний на дату постройки церкви, последние архитектурно-археологические исследования указывают, что она была возведена в камне в период между 1510 и 1530 гг.
Храм находится на втором этаже, а под ним располагалась гостевая трапезная с подсобными помещениями. Возможно, что именно в этой трапезной обедал царь Иван Васильевич во время своего визита в обитель в 1553 году. Еще недавно на стенах трапезной можно было видеть следы большого пожара 1611 года, который произошел, когда обитель захватили и разграбили польско-литовские интервенты. В подклети трапезной палаты сохраняется уникальная одностолпная палата созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского кремля.
В 1799 г. к западной стене храма была пристроена новая новая паперть с двумя лестничными всходами. В 1812—1815 годах церковь разобрали (сохранили тогда только подклет) и капитально перестроили. В 1838 году ее в очередной раз обновили, при этом пространство между церковью и оградой было застроено увеличенной на запад папертью и совмещенным с нею корпусом мастерских. В результате всех перестроек церковное здание приобрело нынешний вид.
На второй этаж, непосредственно к храму, сейчас ведут две широкие чугунные лестницы, одна из которых – старинная, а вторая изготовлена в наше время. Внутри храма установлены шесть мощных столпов, которые поддерживают крышу, четыре из них – посреди храма, два – в алтаре.
В XIX столетии храм имел золоченый резной иконостас. Иконы были греческого письма, в основном в серебряных ризах и венцах, частью позолоченные. В 1920-х годах, после того, как церковь закрыли, в ней устроили жилые помещения, сломали купол. Все внутреннее убранство было тогда утрачено, все росписи потом пришлось делать заново. Но на стенах «внутренней паперти» на втором этаже, у входа в храм, под слоем побелки относительно хорошо сохранились изображения Спасителя и Божией Матери. В ходе восстановления храма реставраторы дописали нижнюю часть фресок, и они снова приобрели свой первозданный вид.
Возрожденная Сретенская церковь была освящена 27 июня 2009 года, в день празднования преставления основателя Николо-Пешношского монастыря преподобного Мефодия.
11. Часовня в честь Иоанна Предтечи над святым источником.
12. Спасская башня. Через неё проходят на территорию монастыря.
13. Надвратный Преображенский храм и настоятельский корпус (слева).
Храм в честь Преображения Господня построен в 1689-м году, восстановлен в 2012-м. Обращенные к реке Яхроме ворота известны с 1623 г., однопролетные, перекрытые коробовым сводом, они несут бесстолпный одноглавый четверик храма. Фасады его завершены развитым антаблементом с фризом, заполненным декоративными кокошниками. Под поздней штукатуркой местами виден прежний карниз с «бегунцом». Большинство окон переделано в XIX в. Убранство интерьера и завершение утрачены.
Размер церкви небольшой: длина составляет двенадцать, ширина – восемь с половиной метров. Историк Николо-Пешношского монастыря Константин Федорович Калайдович, который в 1815-1816 гг. жил в обители, пишет, что тогда в храме был резной и весь золоченый иконостас, и иконы греческого письма в серебряных окладах. Главный вход в церковь располагался, как и сейчас, с северной стороны, но были еще входы из настоятельских и братских келий.
После закрытия Николо-Пешношского монастыря в 1929 году все элементы внутреннего убранства Преображенского храма оказались утраченными. Во время Великой Отечественной войны, в декабре 1941 года, когда у Николо-Пешношской обители шли бои, храм был сильно поврежден немецкими снарядами. Впоследствии помещение Преображенского храма использовалось как картонажный цех, жилое помещение, что не могло не сказаться на состоянии здания. К началу 2000-х годов оно находилось в аварийном состоянии.
С возвращением обители Русской Православной Церкви постепенно восстанавливался и Преображенский храм. Он был полностью отремонтирован и освящен в день празднования иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» 22 декабря 2012 года.
14. Настоятельский корпус построен в 1690-м, изначально верх корпуса был деревянным.
15. Два пруда у западной монастырской стены по легенде были выкопаны Сергием Радонежским и Мефодием Пешношским. Но это по легенде.
16. Восьмигранная башня в середине западной стены. Строительство башен завершилось после 1734 года.
17. На момент нашего посещения реставрация по мелочам ещё продолжалась.
Из гражданских построек в монастыре сохраняются здания конца XVII столетия — настоятельский, казначейский и братский корпуса (северный и южный), сильно перестроенные в начале XIX века. Стены и башни монастыря возводились в 1685-1700 годы. За восточной стеной монастыря содержится целый зоопарк. Кроме обычных сельских животных — коров и коз, там есть верблюд, волк. Но мы туда не пошли из-за нехватки времени.
И нельзя не упомянуть скандально известного бывшаго главу Дмитровского района Валерия Гаврилова. Скандалы со временем забудутся, а вот то, что он приложил много сил к восстановлению монастыря помнится будет долго.
Информация о церквях взята с сайта «Монастырский вестник»
Другие монастыри в моём журнале:
Владимирская область
Свято-Успенский Косьмо-Яхромский
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский
Вологодская область
Воскресенский Горицкий
Ферапонтов
Липецкая область
Богородице-Тихоновский и Свято-Тихоновский Преображенский
Рождество-Богородицкий
Троицкий Елецкий и Знаменский Елецкий
Москва
Алексеевский
Андреевский
Высоко-Петровский
Донской
Крутицкое подворье
Новодевичий
Новоспасский
Покровский
Симонов
Скорбященский
Московская область
Аносино-Борисоглебский
Иосифо-Волоцкий
Николо-Угрешский
Новоиерусалимский
Покровский Хотьков
Талицкое подворье Стефано-Махрищского монастыря
Тверская область
Борисоглебский Торжокский
Свято-Успенский Старицкий
Ярославская область
Борисоглебский на Устье Ростовский
Николо-Улейминский
Испания
Аббатство Сакромонте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *